44 фз требования выходят за рамки гостов. Формирование и описание объекта закупки. Требования к характеристикам, не предусмотренные гостом

Главная / Общество

Согласно положениям статьи 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Вместе с тем, при составлении описания объекта закупки должно быть использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчики часто при описании объекта закупки устанавливают показатели, которые сложно или невозможно проверить при приемке товаров без специальных экспертиз. Как вариант, заказчик устанавливает требования к товару, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара и т.д.

Распространенным примером является установление требований к химическому составу товара, как следствие, участник закупки должен указать (угадать) в своей заявке показатели требуемого состава.

При рассмотрении жалоб на вышеуказанные требования заказчика (химический состав или иные характеристики, которые невозможно проверить сопоставлением с технической документацией на товар, визуальным осмотром, проверкой параметров при включении аппарата и т.д., т.е. без специальных экспертиз, познаний и т.д.), органы антимонопольной службы указывают на избыточность требований (излишние требования) при описании объекта закупки по 44-ФЗ.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что избыточные или излишние требования при описании объекта закупки по 44-ФЗ являются оценочными категориями, критерии которых не указаны в действующем законодательстве (Закон 44-ФЗ, Закон 223-ФЗ, Закон 135-ФЗ и т.д.).

Согласно п. 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Анализируя и систематизируя практику антимонопольной службы, могу рекомендовать заказчикам при составлении технического задания изначально продумывать, каким образом будет проводиться проверка запрашиваемых показателей, т.к. при рассмотрении жалобы это будет ключевым вопросом при разбирательстве в ФАСе или суде.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

В последних изменениях к 44 ФЗ, был установлен ряд нововведений, коснувшихся описания объекта закупки. В частности теперь в законе говориться, что закупаемые товары должны по возможности соответствовать стандартам, то есть должны быть по ГОСТ. Товары и требования к ним не должны ограничивать конкуренцию и должны позволять участникам закупки указать конкретные показатели без противоречий инструкции и нормативной документации. Данный процесс подбора характеристик может быть весьма сложен, все зависит от объема информации и глубины проработки технических требований.

44-ФЗ обязывает заказчиков устанавливать конкретные показатели стандартными, непротиворечивыми. Так как же правильно использовать ГОСТ в товарах и требованиях к ним? Необходимо руководствоваться следующими правилами:

Использовать только действующие стандарты. ФАС в большинстве случаев не поддерживает использование устаревших ГОСТов, так как это может приводить к ограничению конкуренции.

Использовать показатели, которые фигурируют в стандарте. То есть если заказчик использует показатель, который есть только у одного производителя, это также может быть воспринято как ограничение участника возможности поиска и поставки товара с указанной характеристикой.

Устанавливать конкретные показатели в противоречии с ГОСТ. Необходимо учитывать, что если например ГОСТ установлено требование, что показатель должен быть «не более 10», то устанавливать к товару требование «не более 20», некорректно.

Устанавливать требования, которые относятся к испытаниям и методам производства товара. В этом случае позиция ФАС заключается в следующем: участник не может предоставить данные сведения без товара в наличии, и без проведения соответствующего испытания, а также не может присутствовать при его производстве, а значит, данные требования являются ограничивающими.

При этом, в итоге, заказчику необходимо учитывать следующее: товары и требования по ГОСТ либо заполняются в заявке участниками закупки самостоятельно, либо привлекается специализированная организация.

В случае, если заявку на участие будет готовить специализированная организация, и в документации содержатся указанные выше нарушения, это с высокой вероятностью может привести к жалобе в ФАС на документацию. Как правило, спецорганизации прекрасно знают, в каком случае те или иные требования являются нарушениями, в каком нет. Поэтому практически всегда в таких случаях результатом рассмотрения жалобы является предписание о внесении изменений в документацию. Для заказчика это затягивание сроков и возможный срыв процедуры закупки.

Чтобы этого не происходило, и товар удовлетворял требованиям ГОСТ необходимо внимательнейшим образом изучать соответствующую нормативную документацию, изучать все примечания и приложения к ГОСТам. Необходимо проработать все конкретные показатели, на предмет их соответствия нормам 44 ФЗ, чтобы устранить риск переноса закупки.

Наша компания специализируется на работе с техническими заданиями как для участников закупок, так и для заказчиков. Мы имеем богатый опыт по предоставлению сведений о товарах в первой части заявки и составлении требований к характеристикам материалов по ГОСТ.

Чтобы избавить себя от неопределенностей по срокам проведения закупки, и быть уверенными, что закупка пройдет без нарушений, обращайтесь в нашу компанию ГК «Тендерные решения».

Что сделают наши специалисты:

Проанализируют действующую нормативную документацию.

Подготовят список актуальных ГОСТ, товаров и требований к ним.

Разработают конкретные показатели согласно требованиям 44 ФЗ и последних разъяснений и дополнений к нему.

Подготовят ответ на поданную жалобу и отстоят интересы в контролирующих органах.

Что получают наши клиенты:

Готовый документ с требованиями к товарам

Уверенность в проведении закупки без срыва сроков

Юридическую и техническую поддержку на каждом этапе проведения закупки

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам. Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов. Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу. Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами. Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще. В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований. Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом. В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения. Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации. То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении. Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа. Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований. Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Планируя закупку компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, не забывайте о существующих ограничениях и запретах в рамках национального режима. Что учесть и какой штраф можно получить за нарушения при покупке компьютера по 44-ФЗ, читайте в статье.

Применение нацрежима к закупке компьютеров по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ в России установлены запреты и ограничения на закупки товаров иностранных производителей. Если продукция не входит в список, утвержденный Правительством, можно не бояться и покупать ее, даже если она произведена за рубежом. Перечень содержится в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155. Одна из его позиций - компьютеры и периферийное оборудование. Это значит, что к закупкам компьютерной техники и оргтехники применяются ограничения по нацрежиму.

Важно понимать, что участникам не запрещено предлагать в своих заявках компьютеры иностранного происхождения. Однако заказчик обязан установить условия, по которым они будут допущены к процедуре. Их прописывают в документации.

Для производителей из стран Евразийского экономического союза предусмотрена 15-процентная преференция в отношении цены контракта. То есть заявки участников, предлагающие компьютеры производства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, оцениваются с понижающим 15-процентным коэффициентом, что дает им преимущество по сравнению с остальными. Этот порядок действует для всех процедур кроме аукциона. При проведении аукциона заказчик на 15 процентов снижает цену контракта с победителем, который предложил продукцию не из страны ЕАЭС.

Как закупать компьютерую и оргтехнику по 44-ФЗ

Чтобы понять, как правильно купить компьютер по 44-ФЗ, нужно понимать, какой именно товар признается происходящим из ЕАЭС и как участник должен это подтвердить. Во-первых, страна должна быть указана в документах на товар. Во-вторых, участник должен предоставить в своей заявке один из следующих документов:

  • копия специального инвестиционного контракта (если товар произведен в рамках его реализации);
  • акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой;
  • заключение Минпромторга;
  • декларация;
  • сертификат о происхождении товара.

Итак, что делать на практике. Рекомендуем разделить закупку компьютеров и программного обеспечения для них на две части. Для компьютерной техники пропишите в документации два механизма ограничений - по приказу № 155 и постановлению Правительства от 26.09.2016 № 968. Если разделить процедуры не получается, установите также запрет для иностранного софта по постановлению № 1236.

Техническое задание на закупку компьютеров по 44-ФЗ

Составляя ТЗ при закупке компьютеров и оргтехники по 44-ФЗ, учитывайте некоторые особенности. В целом, закон не запрещает включать в техзадание требование о гарантии производителя на компьютеры. При этом производителя не стоит указывать. При закупке компьютерной техники и оргтехники можно потребовать, чтобы, к примеру, компьютер и принтер были одного производителя (по причине совместимости), опять же, не указывая конкретную марку. Разрешено устанавливать требование совместимости с конкретной компьютерной ОС.

Если в ТЗ есть товарный знак, обязательно используйте словосочетание «или эквивалент». Также рекомендуем применять формулировки «не менее» и «не более», чтобы ФАС не приняла точные характеристики как ограничение числа участников закупки.

Каким способом можно закупить компьютер по 44-ФЗ

Какие процедуры могут использоваться при закупке комплектующих для компьютеров 44-ФЗ? Согласно распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р компьютерное оборудование входит в список товаров, закупать которые нужно путем электронного аукциона.

Изменения при покупке компьютера по 44-ФЗ в 2018 году

Во-первых, в 2018 году заказчикам позволили без ограничений закупать ПО не только из России, но и из государств ЕАЭС. Во-вторых, был дополнен перечень радиоэлектроники, которая отвечает требованиям постановления Правительства от 17.07.2015 № 719, в нем представлены критерии отнесения продукции к не имеющей аналогов. В список добавили 11 позиций. В частности, ноутбуки, планшеты, мониторы, запоминающие устройства. С 2018 года иностранные запчасти в этой продукции не должны превышать 75% цены.

Вложенные файлы

  • Техническое задание на поставку компьютеров.docx


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация