Агрессивное вождение. Что признается опасным вождением согласно пдд Административная ответственность за опасное вождение

Главная / Общество
Ответ эксперта

Госавтоинспекция разработала поправки в КоАП РФ, вводящие штраф за «опасное вождение» в размере 5 тыс. руб. Насколько сложно будет штрафовать агрессивных водителей, рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева .

Более двух лет назад постановлением правительства РФ от 30 мая 2016 г. N 477 внесены изменения в правила дорожного движения (ПДД) и введено понятие «Опасное вождение». Пожалуй, это самое замысловатое и длинное определение термина в правилах. В пункте 2,7 ПДД написано:

«Водителю запрещается опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Если кратко, то опасным вождением можно считать не только агрессивное поведение водителя на дороге, но и нелепые ошибки новичков и неуверенных водителей. Например, для штрафа вполне достаточно непредсказуемого перестроения из одного ряда в другой или резкого торможения в своей полосе. И с такими случаями водителям приходится сталкиваться ежедневно.

Предполагалось, что уже в 2017 году начнутся облавы на лихачей, создающих аварийные ситуации на многополосных дорогах, но ни один водитель еще не понес наказания за «опасное вождение», потому как статью с указанием размеров штрафа в КоАП РФ не прописали. Ее быстрое введение натолкнулось на множество возражений законодателей. Не ясно было, как фиксировать подобные правонарушения. Ведь отдавать трактовки «опасного вождения» на откуп инспекторам ГИБДД было рискованного из-за коррупционной составляющей. Предполагалось, что главной доказательной базой будут записи с видеорегистраторов водителей.

Штрафы без доказательств

Сейчас споры поутихли и правоохранительные органы, правительство и законодатели сумели придти к общему консенсусу. Постановлением правительства РФ предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях ст. 12.38, устанавливающую административную ответственность за опасное вождение в виде штрафа в сумме 5000 рублей. А это значит, что борьба с лихачами на дорогах развернется по-новому.

В новом законопроекте возможность штрафовать водителя за «опасное вождение» отдана, в том числе и на личное усмотрение инспекторов ДПС. Наряды ГИБДД при патрулировании улиц могут останавливать нарушителей и выписывать им протоколы без предоставления видеоролика. Но юристы уверены, что эта мера будет очень тяжело реализуема, потому как полицейским придется самим доказывать, что водитель совершил недопустимый маневр.

«Применение нормы об ответственности за опасное вождение представляет определенную сложность, поскольку КоАП РФ установлена презумпция невиновности и «опасное вождение» нужно доказать, а правоприменительная практика не наработана, поскольку понятие «опасного вождения» появилось в ПДД в 2016г, — рассказывает член Ассоциации юристов России Надежда Латынцева. — В первую очередь ситуация с предотвращением опасного поведения на дороге во многом будет зависеть от правосознания самих граждан, поскольку именно они подвергаются опасности при агрессивном вождении, если в отношении водителя был совершен опасный маневр, то ему необходимо зафиксировать агрессию на фото или видео, привлечь свидетелей, участников дорожного движения, к примеру, пассажиров. Подтверждением факта опасного вождения будут являться записи с камер видеонаблюдения на проезжей части или протоколы работников ГИБДД».

Частью 3 статьи 1.5 КоАП РФ установлено общее правило о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Между тем, примечанием к этой же статье законодатель предусмотрел исключительный случай, когда гражданин обязан доказывать свою невиновность — в случае фиксации административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и видеозаписи. Тогда можно снимать видео и рассылать квитанции на 5000 рублей бездоказательно.

Собственник (владелец) транспортного средства вправе обжаловать вынесенное в отношении него постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд. Но не всегда подобные дела заканчиваются оправданиями. Все знают, насколько сложно отменить штраф с камер.

Поэтому скорее всего, протоколы без фотографий и видеороликов будут выписываться в совсем очевидных случаях, а для фиксации подавляющего большинства нарушений будут применяться записи стационарных и передвижных комплексов. К примеру, одна камера в полицейской машине может собрать изображения десятков опасных маневров. И тут уже не важно, «тихоход» ли затормозил невпопад или лихач устроил игру в «шашки». Штрафы потекут рекой.

Новый закон о опасном вождении 2016 на самом деле является Постановлением Правительства России № 477 от 30.05.2016, который внес изменения в п.2.7 ПДД. О том, что это за поправка, когда вступит в силу и какое подразумевает наказание, — далее.

Что такое опасное вождение?

Определение этого термина довольно объемное, поэтому для более легкого восприятия его лучше разбить на блоки. Итак, под этим понятием следует понимать совершение:

  • неоднократное – повторяющееся 2 и более раз;
  • одного и того же или нескольких разных действий;
  • следующих друг за другом;
  • повлекшее создание ситуации, при которой движение этого водителя или других участников движения при соблюдении того же направления и скорости угрожает:
    • гибели или ранению людей;
    • повреждению транспорта, сооружений, грузов;
    • иного рода материальным ущербом.
К таким действиям отнесены:

В свободном доступе в Интернете размещены специальные видео, которые наглядно демонстрируют каждое из возможных нарушений. Их можно посмотреть на сайте опасноевождение.рф.

Когда начнут действовать изменения?

Закон об опасном вождении вступил в силу 8 июня 2016 года, а значит, с этого времени такие действия уже считаются правонарушением. Но подобная поправка в п.2.7 ПДД является половинчатой, поскольку носит декларативный характер:

Правонарушение как таковое названо и определено, а вот наказание за него пока не предусмотрено.

В свете этого можно сделать прогноз, что пока у правоохранителей не будет основания привлекать водителей к ответственности, норма об экстремальном управлении ТС будет мертвой. Как только будет введена санкция, тогда изменения начнут действовать фактически, а не только лишь юридически.

Штраф за опасное вождение

Пока еще государственные мужи не пришли к единому мнению по поводу наказания за экстрим на дорогах, но скорее всего оно будет введено в виде штрафа. Ожидаемая дата внедрения санкций – осень 2016 года.

Сейчас есть несколько мнений, которые активно обсуждаются:

  • МВД совместно с Правительством предлагает остановиться на штрафе от 3 до 5 тысяч рублей, а в случае повторного совершения – лишать водительских прав;
  • Госдума рассматривает более широкий диапазон наказаний – штраф, административный арест от 15 до 90 суток, а также высказываются мнения на счет уголовной ответственности.

Сказать что-то более конкретно станет можно ближе к осени, когда будет составлен хотя бы проект будущего нормативно-правового акта. Однако уже сейчас в приказе о выявлении опасного вождения есть .

Прогнозируемые проблемы

Принятие этого Постановления несомненно преследует благую цель – сокращение числа ДТП и количество лиц, пострадавших в них. Однако предусмотренные им изменения в ПДД требуют доработки и пока что способными внести некоторую путаницу.

Среди проблемных аспектов можно выделить:

Неконкретизированность и неточность формулировок

«Следующих друг за другом» - непонятно, какой временной период следует рассматривать: 1, 2 месяца или даже полгода?

Возможность манипуляций сотрудниками ГИБДД

Объективно оценить опасность во время дорожного движения объективно очень сложно. А значит, сотрудники ГИБДД при оценке действий будут руководствоваться своим субъективным мнением, что чревато необоснованного штрафования или вымогательством взяток.

Угроза выборочного применения

Придется обеспечить такой механизм выполнения этих поправок, который позволит привлекать к ответственности всех без исключения. Остается риск того, что самые главные «лихачи» на дорогах – золотая молодежь и приближенные к ней – останутся безнаказанными.

Вопрос-ответ

Вопрос: Что сейчас может предпринять ГИБДД по отношению к водителю, если нет санкции? Могут ли принудить заплатить штраф?

Пока наказание не предусмотрено законом, единственный способ отреагировать на нарушение – это вынужденная остановка транспорта и вынесение предупреждения. Выписывать штраф ГИБДД пока еще не имеет права.

Вопрос : Учитывается ли вина водителя при оценке его действий на состав опасного вождения? Если я случайно, по вине сложившихся обстоятельств, совершил нарушение, буду ли я нести ответственность?

Конечно же, вина будет учитываться. Это можно понять хотя бы из такого признака правонарушения как «систематичность». Чтобы Ваши действия расценили как данное правонарушение, их необходимо совершить два и более раз за короткий промежуток времени. Вряд ли подобное совпадение возможно – чтобы Вы неумышленно нарушили одни и те же правила один за одним.

Если попытаться разобраться в том, что такое «опасное движение» в России, можно прийти к выводу, что всеобъемлющего и лаконичного определения нет. При этом с начала июня 2016 года в ПДД это понятие имеет силу. Кроме того, грядут новости о введении штрафа за данное нарушение. Попробуем разобраться во всех нюансах ПДД.

Стоит отметить, что новости о предполагаемом введении санкций за опасное вождение периодически всплывают давно, дольше десяти лет. При этом речь идет не только об установлении штрафа, но даже о лишении прав. Однако важность конкретизации термина «опасное вождение» в российском законодательстве осознали недавно. В 2018 году в понятие были внесены изменения, за счет чего оно стало короче и чуть более четким. Вначале же лета 2016 года появились новости о вступлении в силу новых поправок в ПДД, которые пояснили суть термина «опасное движение» и поставили его под запрет.

Что же подразумевается в 2018 году под понятием «опасное вождение»? Постановление об опасном вождении Правительства РФ отразило новые изменения. Речь идет об изменениях, которые касаются введения запрета на опасное вождение в ПДД и установления нового термина.

Исходя из изменений законодательства России, опасным вождением признаются именно неоднократные действия. Критерии опасного вождения:

  • создание препятствий в процессе перестраивания в другую полосу, по которой двигается другое транспортное средство, вынужденное в результате ваших маневров изменить свои скорость или траекторию движения;
  • перемещение в другую полосу при довольно активном движении и занятости всех полос;
  • чрезмерное приближение к автомобилю, за которым вы следуете. При этом величина дистанции не оговаривается в ПДД, что автоматически освобождает водителя от ответственности при отсутствии ДТП;
  • нарушение бокового интервала - здесь дела обстоят аналогично, как и с предыдущим случаем;
  • резкое торможение, если в таковом нет необходимости для предотвращения ДТП, что также можно часто наблюдать на записях видеокамер;
  • создание препятствий для другого транспортного средства, пребывающего в стадии обгона, путем повышения скорости обгоняемого автомобиля.

Особых сложностей в библиотеке законодательства с определением критериев опасного вождения нет, как, собственно, и однозначности. Значительным недостатком изменений можно считать чрезмерную дозволенность. Дело в том, что они предполагают достаточно большую свободу для сотрудников ГИБДД при обозначении опасного движения и при привлечении автомобилистов к ответственности, согласно КоАП.

ГИБДД поспешила дать разъяснения по поводу изменений. Были подробно рассмотрены приведенные критерии. Видео, снятые работниками ГИБДД, в которых представлены примеры опасного вождения в России:

Как инспектором ГИБДД определяется опасное вождение?

Если ориентироваться на закон, можно сделать вывод, что водителю выписывается штраф или предусматривается иное наказание, в случае если перечисленные в правилах ПДД запретные маневры были совершены многократно за короткий срок. К примеру, если за 20 секунд езды при активном движении на дороге вы перестроились, вынудив затормозить следующий за вами автомобиль, тогда избежать разговора с сотрудниками ГИБДД и ответственности за опасную езду вам вряд ли удастся.

Статья закона прописывает, что такой вид движения предполагает увеличение уровня опасности на дороге вследствие совершения водителем нескольких указанных действий на протяжении небольшого промежутка времени. Такое поведение автомобилиста способно привести к отсутствию возможности у других участников дорожного движения предусмотреть дальнейшие маневры этого водителя, и дать грамотную реакцию на них и ликвидировать риск возникновения аварийной ситуации.

Главная проблема заключается в том, что Конституция России и правила пункта 1.7 КоАП предусматривают презумпцию невиновности. Согласно этому принципу, ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности, если отсутствуют доказательства его вины. Из этого следует, что «приписать» опасное вождение автомобилисту довольно проблематично, поскольку эти нарушения толком никак не зафиксированы, особенно если нет видеодоказательств.

Особых сложностей с этим не должно возникнуть. На самом же деле, согласно правилам, нарушения, которые можно зафиксировать визуально, так фиксироваться и должны. В разряд таких запрещенных действий относятся езда с непристегнутым ремнем безопасности, запрещенным цветом фар, тонировкой и иные аналогичные нарушения, для фиксации которых нельзя применять специальные приборы, такие как измерители степени пропускаемости света, радары, видеокамеры и т. д.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД и предъявляет обвинение в опасном вождении, необходимо проследить, чтобы был составлен протокол, в котором впоследствии будет зафиксировано допущенное нарушение и примененная к водителю статья КоАП. У водителя есть возможность обжаловать решение по причине отсутствия как такового состава преступления вследствие недоказанности вины. Однако вероятность отмены постановления мала, поскольку принцип «нет оснований не доверять сотруднику полиции», который принял присягу, здесь первоочередной, и любой судья или другое вышестоящее должностное лицо будут руководствоваться именно им. Таким образом, наличие нарушения устанавливается практически исключительно зорким глазом инспектора ГИБДД, без каких-либо видео, что автоматически отменяет действие принципа презумпции невиновности.

Получается, что подобная логика предъявления обвинения с опорой только на показания инспектора довольно распространена, и выявление запрещенных перестроений, торможений и т. д. остается за ними. Рассуждая о правильности или неправильности такой практики, достаточно вспомнить об элементарном человеческом факторе, а также о возможном стремлении многих нерадивых работников злоупотреблять таким новым определением в ПДД с целью получения личной выгоды, о чем мы нередко слышим в новостях.

Штрафные санкции за опасное вождение

Сам по себе запрет опасного вождения мало что значит, особенно если речь идет о российских водителях. Чтобы такая мера была эффективной, необходимо введение санкций, способных удерживать водителей-лихачей от опасного поведения на дороге. Информация, предусматривающая штраф или лишение прав, должна прописываться в КоАП России. До тех пор, пока о такой статье не приходится говорить, то же самое касается упомянутых наказаний. Однако обсуждение уже ведется, и даже планируется, к началу 2018 года в России уже будет установлен штраф за небезопасную езду.

Предполагается, что сумма штрафа в России составит 5 тысяч рублей. Лишение прав считается слишком суровым наказанием за такого рода нарушение и, скорее всего, введено не будет.

При этом большинство экспертов признают, что рассмотренное нововведение пока еще может считаться своего рода «черновым вариантом» в России, поэтому изменения в плане размера наказания вполне вероятны. Так, сумма штрафа может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. Кроме того, со временем штраф может быть заменен лишением прав, по крайней мере, в случае совершения повторного нарушения. Будем следить за новостями.

Информация на сайте актуальна в 2018 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2019 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.

Некоторое время назад, а именно 08/06/2016 года, в правила дорожного движения были внесены правки касаемо опасного вождения. Пока что законопроект в силу еще не вступил и находится на рассмотрении. В связи с этим, многие интересуются, за что же назначается штраф за опасное вождение 2017, и что вообще имеется ввиду под этим неоднозначным термином?

Давно не секрет что из-за агрессивной манеры вождения, происходят самые разнообразные ДТП.

К ним относятся:

  1. Наезды на пешеходов, мирно ожидающих общественный транспорт на остановках, с их травмированием и даже со смертельными исходами.
  2. Выезды на пешеходные переходы, либо на обочины и прочее.

Если верить статистике, а сомневаться нет повода, ежегодно на дорогах России, по вине автовладельцев, только смертельных исходов насчитывается по несколько десятков тысяч человек, что же говорить об травмированности.

Опасное движение в данном случае, это многократное совершение того или иного противоправного маневра на дороге, которое представляет потенциальную опасность как для пешеходов, так и для любых других водителей транспортных средств.

  1. Резкое и необоснованное торможение на проезжей части.
  2. Нарушение в соблюдении боковой дистанции.
  3. Создание препятствий к обгону.
  4. Нарушение общей дистанции с другими транспортными средствами, находящимися впереди.
  5. Попытка перестроения в то время когда дорожное полотно загружено во всех потоках.
  6. За езду с перестроением не по ПДД.
  7. В том случае, когда водитель при перестроении не уступает транспорту с приоритетом в движении.

Изо всех этих экстремальных маневров возникают ситуации, когда по вине водителей происходят аварии с гибелью пассажиров, пешеходов, самих водителей. Также если ездить не соблюдая банальные правила, можно нанести непоправимый ущерб чужому ТС, остановкам, зданиям и прочему.

Под штрафы за агрессивное вождение автоматически попадают те автомобилисты, которые умудряются нарушить вышеупомянутые пункты нарушений несколько раз и за короткий промежуток времени.

В данном законопроекте, акцентом в оформлении штрафа является именно хронология событий.

Если обратить внимание на другие страны Евросоюза, и даже Азии, в категорию «опасного вождения» у них включены, куда меньшие провинности. Например обычный подрез, либо не включенный сигнал поворота, или даже обычный звуковой сигнал, поданный без причин.

Кто и как квалифицирует опасное вождение?

В связи с этим нововведением, многие автомобилисты постоянно интересуются подробностями законопроекта. Особенный интерес вызывает вопрос, кем будет фиксироваться опасное вождение по ПДД?

Несмотря на то, что законопроект еще сыроват и требует многих корректировок, уже сейчас известно, что вся фиксация будет осуществляться все теми же службами, то есть ГИБДД. Как говорится, если правонарушение произошло на дороге, виноват водитель или нет, это прерогатива дорожных полицейских.

Это означает, что именно сотрудник ГИБДД будет сопоставлять факты правонарушений и их хронологический порядок, либо наоборот, он может посчитать, что тот или иной дорожный маневр не является опасным.

Из всего сказанного выводы четкие и объективные:

  1. Не следует нарушать правила дорожного движения, что бы ни произошло.
  2. Если все-таки нарушение произошло, остается только питать иллюзии на благосклонность дорожной полиции, а также на их беспристрастность и грамотность.

Кстати, как доказывает многолетняя практика, подобные штрафные санкции могут стать палочкой – выручалочкой в борьбе с «нехорошими» водителями. Взять к примеру ситуацию, когда автомобилист по какой – либо причине скрывается от сотрудников ГИБДД и естественно пренебрегает правилами во время погони, причем многократно. В этом случае подобная поправка помогает инспектору дорожной полиции решить вопрос, как говорится быстро и качественно.

Возможные проблемы нового законопроекта

Не стоит подвергать сомнению Постановление. Естественно, что все изначально делается во благо и в силу очередной безысходности. В данном случае это поможет сократить число массовых происшествий на дороге и соответственно количество потенциальных жертв.

Тем не менее, многие «свежие» законопроекты имеют способность вносить своим появлением своеобразную путаницу.

Например данному законопроекту прогнозируют проблемные ситуации ввиду:

  1. Угрозы выборочности применения . В этом случае механизм применении поправки необходимо доработать для того чтобы можно было привлекать водителей нарушивших ПДД к ответственности не выборочно, а всех под чистую, не делая никаких поблажек. Почему? Да потому что велик риск того что «Золотая молодежь», их приближенные лица и прочие лихачи, как всегда будут выходить сухими из воды.
  2. Возможность манипуляций инспекторами. Данный законопроект заставляет задуматься о том, что многие нарушения очень сложно оценить, насколько они опасны в том или ином случае. Из-за этого не чистые на руку инспектора могут вымогать взятки, а малограмотные необоснованно штрафовать всех подряд, либо просто субъективно оценивать ситуацию.
  3. Неточная и не конкретизированная формулировка. Непонятны некоторые формулировки, например что означает « нарушения следующие одно за другим»? Какой именно временной интервал может быть законно обоснован? Один день, неделя, пара месяцев или полгода? Пока неясно.

Вполне логично, что все это еще доработается, но далеко не факт что до абсолютной гладкости. Поэтому просто не следует нарушать ни тех, ни иных правил, тогда и переживать будет не о чем.

Как будет фиксироваться череда нарушений, и какова сумма штрафа?

Для того чтобы выписать при опасном вождении штраф, необходимо сначала доказать вину водителя. А для этого мало стандартной фото и видеофиксации. В этом случае инспектору придется предоставить все данные о нарушениях совершенных за определенный промежуток времени, пока неясно какой.

Из этого следует, что привлечь к ответственности недобросовестного водителя будет довольно сложно, а в ряде случаев, практически невозможно. Поэтому рано судить насколько действенной станет новая статья КОАП.

Кажется, лед тронулся. Продолжающаяся уже третий год дискуссия о введении наказания за агрессивное (или опасное) вождение вышла на новый уровень. Документы приобрели статус законопроекта и обсуждаются уже не только в Правительстве РФ, но и в Госдуме. Некоторые эксперты даже предполагают, что соответствующий закон может быть принят уже в текущем году.

Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают за агрессивный стиль езды. В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге.

У нас ничего подобного пока нет, более того, пока даже нет единого подхода к введению соответствующих терминов. Скептики, как обычно, опасаются злоупотреблений со стороны сотрудников правоохранительных органов и предупреждают, что отсутствие четких критериев понятия «опасное вождение» приведет к субъективным подходам как инспекторов дорожной полиции, так и судей.

Напомним, что еще в 2012 году депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов внес на рассмотрение Госдумы законопроект о введении штрафа за агрессивный стиль езды в размере от 2 500 до 5 000 рублей. Год спустя премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Минюсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение.

Тогда вопрос был спущен на тормозах, но недавно вице-премьер Игорь Шувалов в ходе совещания правительства, посвященного вопросам безопасности дорожного движения, сказал: «Нужно на законном уровне решить, что является опасным вождением; в настоящий момент у нас в законе не было такого понятия, в то время как во многих странах наказывают вплоть до уголовной ответственности, когда специально создается опасная ситуация на дороге. На наших дорогах такое случается очень часто, и за это водители должны нести соответствующую ответственность».

Хотя, как мы уже отмечали, в настоящее время нет однозначной дефиниции понятия «агрессивное вождение». Основными признаками опасного движения, как правило, считают:

  • превышение максимально разрешенной скорости движения;
  • резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
  • резкое торможение;
  • подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
  • несоблюдение дистанции и интервалов движения;
  • частые перестроения;
  • обгон справа;
  • препятствие обгону;
  • движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
  • езда по тротуарам;
  • проезд на красный свет;
  • ненормативные выкрики и жесты.

Этот список не является закрытым. И фактически агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем.


Впрочем, многие из перечисленных выше деяний так или иначе упоминаются в ПДД, и за них в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены определенные санкции. Но не всегда достаточные.

Так, резкое торможение хоть и запрещается, но на практике за это не наказывают. Вина в случае ДТП ложится на едущего сзади водителя за несоблюдение дистанции. Про резкий разгон в ПДД вообще не говорится.

Тогда как в США за постоянное перестроение из ряда в ряд или несоблюдение дистанции между впереди идущим автомобилем водитель может быть арестован.

Подача звукового сигнала разрешается только для предотвращения ДТП (а вне населенного пункта также для предупреждения об обгоне). Но на дорогах сплошь и рядом водители жмут на клаксон, будучи уверенными, что им ничего за это не будет.

Частые перестроения уже давно запрещены ПДД. При интенсивном движении менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Но на практике любители слалома на дорогах почти никогда не штрафуются, если, конечно, их маневры не стали причиной ДТП.

Наказание «за демонстрацию своих эмоций» сейчас предусмотрено статьей 12.20 КоАП. За это полагается предупреждение или штраф в размере 100 рублей. И лишь за нецензурную брань в общественных местах (хотя некоторые сомневаются, что дорога является таковым) предусмотрен штраф для граждан от 1 до 3 тысяч рублей, а за «прилюдное оскорбление» – от 3 до 5 тысяч.

В Германии за такие действия могут наложить штраф в размере 250 евро, а также лишить водительских прав на 3 месяца. А за хулиганство на дороге полагается штраф в размере 600 евро.


Штраф за езду по тротуарам предусмотрен частью второй статьи 12.15 КоАП – 2 000 рублей. Но штрафовать за это стали лишь в последние годы, и далеко не повсеместно. За рубежом, кстати, такие нарушения крайне редки.

А вообще в качестве наказания за агрессивное вождение законами разных государств предусмотрены лишение водительской лицензии, пересдача экзамена по управлению автомобилем, прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре поведения, денежные штрафы, а порой и тюремное заключение.

Многие из перечисленных нарушений довольно трудно доказать, и отдавать квалификацию на откуп инспекторам ДПС крайне нежелательно, поэтому фиксировать опасные маневры предлагается лишь с помощью дорожных камер и видеорегистраторов. Возможно, это хорошее предложение, так как иначе агрессивными вначале можно назвать большинство водителей, а вскоре многие из них станут считаться злостными нарушителями ПДД.

И все-таки самый актуальный вопрос – это формулировки, которые будут взяты за основу определения опасного вождения. В 2000 году на конференции, посвященной проблеме агрессивного вождения, было предложено такое определение: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения».

Совсем недавно участникам круглого стола на тему «Опасное вождение: суть явления и методы его предупреждения» было предложено новое определение. «Опасное вождение – создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону». Но и эта формулировка, которой правительство хотело бы дополнить третий абзац пункта 1.2 ПДД, вызвала шквал критики.


Сейчас существует несколько альтернативных проектов такой дефиниции, но ни одна из них пока не может считаться удачной и быть принята за основу. Более того, пока даже нет уверенности в том, что в наших условиях имеет смысл пытаться свести совершенно разные нарушения к одной статье ПДД. Не проще ли просто уточнить санкции за разные деяния, увеличивающие риск ДТП?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация