Что представляет собой отказ от административного иска по кас рф. Образец отказа от административного искового заявления Отказ от требований кас рф

Главная / Общество

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ , регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ "О введении в действие КАС РФ").

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ , административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Оспаривание кадастровой стоимости

Оспаривание отказа в согласовании перепланировки, переустройства

Оспаривание отказа в госрегистрации права

Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административный надзор

Защита избирательных прав

альтернативной гражданской службой

Обжалование действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Истец вправе отказаться от требований вплоть до вынесения решения суда. Если он в процессе судопроизводства подал ходатайство об отказе от иска, гражданский процесс завершается, а истец теряет право повторно инициировать рассмотрение аналогичных требований в суде.

Процессуальные требования для отказа

  • отказаться от иска может только одна сторона дела - истец;
  • отказ должен быть добровольным, осознанным и безусловным, независящим от каких то действий сторон дела или иных условий;
  • заявление об отказе от иска в суд должно быть сформулировано максимально четко и без двусмысленностей;
  • допустимы различные причины отказа истца от ранее выдвинутых требований (желание простить долг, достижение договоренности с ответчиком, нежелание участвовать в судопроизводстве и другие причины).

Судья, принявший ходатайство истца, должен выяснить причины отказа от требований и решить вопрос о принятии заявленного отказа. Отказ может быть не принят судом, когда ходатайство не соответствует настоящей воле заявителя, нарушает чьи-то права либо противоречит законодательству. Так, суд не примет отказ истца от требований, если, к примеру, будут нарушены права детей.

Подача ходатайства и процедура его рассмотрения

Чтобы грамотно составить заявление в суд о желании истца отказаться от заявленных требований, рекомендуется использовать образец ходатайства об отказе от иска.

Заявление с отказом может быть подано в судебную канцелярию либо заявлено непосредственно в процессе судопроизводства лично истцом.

Специалисты, компетентные в сфере гражданско-процессуального права, рекомендуют личную форму заявления таких ходатайств, поскольку суд сразу же сможет установить соответствие действительной воли заявителя просьбе, содержащейся в ходатайстве.

Законодательство допускает подачу ходатайства истцом на любом этапе судебного процесса, то есть с момента принятия дела к судопроизводству до оглашения судебного решения. Если истец передумал отстаивать права в порядке судопроизводства еще до возбуждения гражданского дела судом, он, согласно 135 статье ГПК РФ, вправе подать заявление с просьбой вернуть иск.

Решая вопрос о возможности принятия ходатайства, суд вправе задавать различные вопросы, направленные на выявление действительной воли заявителя. В это время и ответчик, и третьи лица могут возразить против отказа истца от ранее заявленных требований, приводя конкретные доказательства и доводы для подтверждения высказанной позиции.

Приняв решение об удовлетворении ходатайства истца (либо об отказе в удовлетворении), судья выносит аргументированное определение. Если суд одобрил заявление истца, судопроизводство прекращается.

Примеры и образцы ходатайств можно скачать на нашем сайте.

1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Положения статьи 157 КАС РФ используются в следующих статьях:
  • Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, соглашение о примирении сторон в суде апелляционной инстанции
    2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
  • Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
    1. При отказе взыскателя от взыскания или при заключении между взыскателем и должником соглашения о примирении соответствующее заявление рассматривается судом, выдавшим исполнительный лист, в судебном заседании по правилам статьи 157 КАС РФ в десятидневный срок со дня поступления заявления с извещением лиц, участвующих в деле.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья регулирует процедуру отказа истца от административного иска и признание ответчиком административного иска в подготовительном производстве, а также определяет поведение суда в случае совершения сторонами этих действий. Вместе указанные действия можно совершить не только во время подготовительного производства, но и в любое время до окончания рассмотрения дела.

2. Отказ от административного иска и его признание в подготовительном производстве является способом урегулирования спора, не доводя его до судебного разбирательства, в частности, когда истец убеждается в судебной бесперспективности своих требований, а ответчик - свои возражения против иска. Возможность сторон прекратить спор из-за отказа или признание административного иска вытекает из принципа диспозитивности.

Отказ от административного иска во время подготовительного производства и его последствия

3. Отказ от административного иска означает, что истец не поддерживает своих требований к ответчику и желает снять их с рассмотрения суда, что, как правило, влечет за собой прекращение производства по административному делу. Истец может отказаться от своих требований полностью или частично.

4. Мотивы отказа от иска могут быть разными. Например, истец может потерять интерес к делу или предусмотреть, что суд не удовлетворит административного иска, либо ответчик добровольно удовлетворил требования истца и т. п.. Вместе истец не обязан мотивировать свой отказ от иска. Однако суд вправе поинтересоваться такими мотивами, чтобы проверить, отказ от иска не совершено под принуждением, угрозами ответчика, или чтобы выяснить действительную волю истца - возможно, он, отказываясь от иска, на самом деле просто хочет отозвать исковое заявление.

5. От имени истца отказаться от административного иска может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

6. Отказ от административного иска во время подготовительного производства обязательно должна быть изложена в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени истца имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

7. Если заявление об отказе от иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, разъяснить возможность отозвать исковое заявление и различия в последствиях, а также убедиться, истец продолжает настаивать на удовлетворении заявления. Если заявление об отказе от иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения суд по заявлению об отказе от иска суд должен убедиться в том, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, отказ от иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия. Если заявление об отказе от иска подал законный представитель, например, несовершеннолетнего, суд должен убедиться, что закрытием производства по делу не будет нарушено его прав, свобод или интересов.

Если заявление об отказе от иска подано органом или лицом, которому законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц, то перед принятием решения по заявлению суд должен выяснить, лицо, в интересах которого подан административный иск, не требует рассмотрения дела и решения требований административного иска (см. часть вторую статьи 61 КАСУ).

8. Часть вторая комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом отказа истца от административного иска. В случае принятия отказа от административного иска суд выносит определение, которым прекращает производство по делу. В этом постановлении целесообразно сразу решить вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии со статьей 95 КАСУ. Если такой отказ является частичной, суд выносит определение, которым прекращает производство по делу по части исковых требований. Повторное обращение такого истца в суд с тождественными исковыми требованиями к тому же ответчику и по тем же основаниям в соответствии с частью третьей статьи 157 КАСУ не допускается.

9. Определение суда о прекращении производства по административному делу в связи с отказом истца от административного иска может быть обжаловано в общем порядке (часть третья статьи 157 КАСУ). Определение же суда о непринятии отказа истца от административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

Отличие от отзыве искового заявления

10. Отказ от административного иска необходимо отличать от отзыва истцом искового заявления. Согласно пункту 5 части первой статьи 155 КАСУ истец вправе заявить ходатайство об отзыве искового заявления. В этом случае суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, что не препятствует истцу обратиться в будущем с тождественным административным иском в общем порядке. Это отличает отзыве искового заявления от отказа от административного иска и прекращении производства по делу, что является препятствием для повторного обращения с тем же иском.

11. Иногда отзыве искового заявления может быть для истца выгодным, чем отказ от административного иска. Например, ответчик после получения искового заявления пообещал добровольно выполнить требования истца, если он заберет свой иск из административного суда. В этом случае истцу лучше отозвать исковое заявление, а не отказываться от иска, поскольку ответчик не выполнит обещания, то истец сможет вновь обратиться с тем же административным иском. Важно только не пропустить срока обращения в административный суд, определенного согласно статье 99 КАСУ.

Признание административного иска во время подготовительного производства и его последствия

12. Признание административного иска означает, что ответчик согласен с требованиями истца, их законностью и обоснованностью и желает избежать в связи с этим судебного разбирательства дела по существу, что, как правило, влечет за собой принятие постановления по административному делу. Ответчик может признать административный иск полностью или частично.

13. От имени ответчика признать административный иск может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

14. Признание административного иска во время подготовительного производства должно обязательно быть изложены в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени ответчика имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

15. Если заявление о признании административного иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, а также убедиться, ответчик и дальше настаивает на удовлетворении заявления. Если заявление о признании административного иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения по заявлению о признании административного иска суд должен убедиться в том, что такое признание не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, признание административного иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия, или если удовлетворении административного иска по этому делу нарушать требования права.

Если удовольствием административного иска в связи с признанием иска суд может затронуть права, свободы или интересы третьего лица, то суд должен получить согласие на то, чтобы принять признание административного иска, от такого лица, иначе она будет лишена права отстаивать свою позицию в суде.

16. Часть третья комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом признания ответчиком административного иска. При полном признании ответчиком административного иска и принятии его судом суд принимает постановление об удовлетворении административного иска с указанием способа судебной защиты согласно части второй статьи 162 КАСУ. Если такое признание является частичным, суд принимает частичное решение по делу о признанной ответчиком части исковых требований (статья 164 КАСУ). Постановление суда может быть обжаловано в общем порядке.

Определение суда о непринятии признания ответчиком административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

17. Состав суда для принятия постановления об удовлетворении иска в связи с его признанием ответчиком определяется статьями 23 и 24 КАСУ, поскольку своим постановлением суд решает дело по существу.

18. Постановление суда, принятое в подготовительном производстве в связи с признанием административного иска может быть обжаловано в общем порядке.

1. Производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Руководствуясь , , Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

Определил:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьевой Л.П. о признании недействующим приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865 "О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" в части установления в пункте 9 раздела III Перечня должности помощника начальника отдела (отделения) прекратить.




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация