Эссе на тему последующий закон отменяет предыдущий. Проблема предметной иерархии федеральных законов: взгляд через призму правовых позиций Конституционного суда России

Главная / Общество

Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 в городе Москве был возведен в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило «Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона».

Комплекс состоит из двух главных составляющих – административного здания, которое занимали редакция и издательство, и производственно-типографского корпуса.

Стоит сразу заметить, что главное здание скоропечатни Левенсона стало первой постройкой в модерновском стиле в городе.

Строение выполнено в сложной и оригинально исполненной пространственной компоновке объемов. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка, на которой до революции имелась надпись «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Подобное орнаментальное обозначение принадлежности здания украшало фасад между вторым и третьим уровнями.



На восточной угловой части фасада высятся две башенки, имеющие шатровое завершение. Они и щипцовая крыша стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что было больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия.

Основание расположенного на углу эркерной части декорировано орнаментальной лепниной с изображением чертополоха – распространенным элементом во французской Лотарингии.



Стиль модерн делает здание поистине оригинальным. В глаза бросается рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего уровней. Не менее интересны устои ворот с установленными на них коваными светильниками.

Центральная ось фасада, обращенного в Мамоновский переулок, занята эркером, создающим прекрасную перспективу всему зданию со стороны Тверской улицы.

Шедевром архитектурного искусства является и оформление внутренних помещений главного здания типографии Левенсона в Трехпрудном переулке, 9. Обращает на себя внимание лестничный марш первого этажа, стилизованный под две стихии – растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну (такой же мотив Федор Шехтель изберет для декора лестницы в особняке Рябушинского на Малой Никитской).



Второе важное здание ансамбля типографии – производственный корпус.

Несомненно, по сравнению с оригинально исполненным административным зданием, он выглядит простовато, но зато его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности, металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах.

Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный и т.д. Рядом со зданием возвели каменные кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.



Факты из истории типографии Левенсона в Москве

Типография, или скоропечатня, Левенсона образовалась еще в 1881 году, когда Александр Александрович приобрел типографскую машину у московского Набилковского училища и установил ее в доме отца в Рахмановском переулке.

Первые три года – время становления, а начиная с 1884 года, после получения Левенсоном крупного заказа на печатание ежедневной газеты «Новости дня», типография начала бурно развиваться и к 1887 году доросла до Товарищества.



Стоит отметить, что типография-скоропечатня Левенсона выпустила практически всю печатную продукцию, связанную с коронацией в 1896 году императора Николая Второго, после чего вошла в элиту «Поставщиков Императорского Двора».

Успешный бизнес привел к тому, что в 1899 году для расширения производства было выкуплено владение №9 в Трехпрудном переулке, а архитектурный проект был заказан, как говорилось выше, архитектору Шехтелю.

Мало кто знает, что Российская государственная библиотека ведет свой блог в жж . И в нем она постоянно напоминает, что сейчас проходит большой проект по оцифровке книг и выкладыванию их в интернет для всеобщего доступа. Еще меньше людей знает о том, что на отбор книг для оцифровки могут повлиять и простые читатели.
Но уже сейчас в оцифрованном и выложенном можно отыскать много всего интересного.
Например, мне удалось найти книгу о скоропечатне Левенсона (Трехпрудный переулок, 9), выпущенную о себе самой типографией в 1903 году!
Скоропечатня Левенсона - одна из известнейших построек архитектора Федора Шехтеля. Она выпускала художественные издания, альбомы с картинами живописцев, программы для всех Императорских театров.
В ней же были напечатаны первые поэтические сборники Марины Цветаевой "Вечерний альбом" и "Волшебный фонарь".

Сами авторы так характеризуют подготовленную ими книгу: «Предпринимая настоящее издание, Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ задалось целью не только представить в иллюстрированном описании вновь сооруженное здание своей типо-литографии, но и познакомить попутно своих уважаемых клиэнтов со всеми процессами, совершающимися в ея мастерских.
Нет сомнения, что сущность типо-литографского дела известна в настоящее время едва ли не всякому, но далеко не всякий, даже близко стоящий к делу печати знаком со всеми манипуляциями типо-литографского дела. Между тем, подобное знакомство положительно необходимо в интересах самих же лиц, обращающихся к типо-литографии за исполнением того или другого их заказа.
Поэтому даже поверхностное описание типо-литографских процессов, которое дается здесь, может оказать большую услугу всем нашим многочисленным заказчикам. Им это издание мы и посвящаем».

В книге подробно рассказывается об этапах становления дела:
«В истории больших коммерческих предприятий часто наблюдается те же стадии развития и постепенного роста, как и в жизни каждого отдельного человека.
Действующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ" создалось далеко не сразу. Оно возникло из очень маленького дела, постепенно развивавшегося и разросшегося в громадное предприятие, которое существует в настоящее время.
История этого развития такова:
31-го марта 1881 года в Москве, в Рахмановском переулке на Петровке открылась "типография А. А. Левенсона". Новорожденное предприятие имело в своем распоряжении: маленькую типографскую машину, ручной станок, резальную машину и несколько реалов и касс. С этим, нельзя сказать, чтобы очень богатым инвентарем, купленным случайно о Набилковского училища, новая типография и начала свою деятельность».

Владелец скоропечатни Александр Александрович Левенсон. О его личности известно до обидного мало, нельзя даже точно назвать годы жизни, родился он предположительно в 1851. Но неоспоримо, что вся его жизнь была тесно связана с его предприятием.

«Первые годы оказались для нее далеко не легкими: приходилось иметь дело все с мелкими работами, притом немногочисленными, и выжидать больших заказов. Каждый посетитель, являвшийся в типографию, и не подозревал, как он возбуждал надежды, разрешавшиеся, большею частью... заказом какой-нибудь сотни визитных карточек или тысячи коммерческих счетов!
Так прошли два-три года... Наконец, явился и "большой заказ" в виде печатания газеты "Новости дня".
В 1887 году "типография А. А. Левенсона" преобразовалась в товарищество на вере, под фирмою "Торговый дом А. Левенсонъ и К", в которое вошли, помимо владельца типографии, А. А. Левенсона, нынешний председатель Товарищества, В. А. Красовский и, крупный пайщик, С. Я. Уманский. В это время типография уже пользовалась известностью, - имела значительное количество больших заказов, и, вообще, дела ее шли хорошо.
В 1890 году "Торговый дом А. Левенсонъ и К" был вновь преобразован: учредилось существующее ныне "Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсонъ", с основным капиталом в 210 000 р., при инвентаре, стоимость которого оценивалась в 102 500 р. Устав новаго Товарищества удостоился Высочайшего утверждения.

Мастерские Товарищества оказывались способными исполнять одинаково, как мелочные работы, так и огромные заказы, и что всего важнее - они одинаково были приспособлены к выполнению как простейших работ, так и сложнейших художественных репродукций. Образцом последних могут служить, например, все печатные работы для празднеств Священного Коронования Их Величеств, которые Товарищество имело счастие исполнить в 1896 году по заказу Министерства Императорского Двора. Эти работы потребовали высоко-художественного исполнения, и мастерские Товарищества с честью их выполнили. Многие из служащих Товарищества получили тогда за эти работы Высочайшие награды.

Хромо-типография в 4 краски из программы парадного спектакля 17 мая 1896 года

В 1896 году за исполненные работы для празднеств Священного Коронования Товарищество было удостоено звания "поставщика Двора Его Величества".

Растущее с каждым годом предприятие, все увеличивающееся поступление заказов: казенных, железнодорожных, банковских и частных, новые требования от типо-литографского дела и пр. - все это вызывало необходимость увеличения количества рабочих и постановки новых машин, между тем, как мастерские и другие помещения Товарищества уже не отвечали современным потребностям ни по своему устройству, ни по размерам. <...>
Решено было приобрести в центральной части Москвы место, и на нем - выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выходящего к Тверской улице.

Вопрос о постройке новой типографии оказался в высшей степени сложным и, при современных требованиях, не мог быть решен просто. Прошло уже, к счастию, время, когда фабрики, заводы и всевозможные ремесленные заведения строились по одному и тому же шаблону, в виде унылых, безвкусных бараков, в которых спертый воздух, отсутствие света, вентиляции и простора были обычными явлениями. Современную, хорошо построенную и устроенную фабрику, фабрику наших дней, возможно себе представить лишь как комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства. Тем более это относится к учреждениям, подобным типографиям, литографиям и др. посредницам авторской мысли и художественного творчества, передающим их обществу прямо от автора и художника. К тому же, нельзя и требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха, достаточного света и т. п. элементарных условий всякого успешного труда. Никакие успехи современной типо-литографской техники, никакие машины, как они ни совершенны в наше время, тут не помогут, и всякое исполнение всегда оставит желание лучшего...

Товарищество остановилось на проекте нашего талантливого архитектора Ф. О. Шехтеля, представившего планы и фасад будущего здания. Этот проект и был приведен в исполнение, причем все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев.

Новое здание явилось не только одним из красивейших в Москве по своему фасаду и общему стилю, но и соединило в себе все новейшие условия и требования, как архитектурно-художественные и технические, так и гигиенические. В это здание, в конце 1900 года, Товарищество и перевело с Петровки, из старого помещения, все свои мастерские, а также помещения Правления и главной которы. Для удобства же заказчиков, привыкших к прежнему местонахождению типографии, и для исполнения на месте экстренных мелких работ, для приема заказов на всевозможные типо-литографские, фототипные и переплетные работы, Товарищество открыло отделение на Петровке, в д. Коровина, при котором имеется писчебумажный магазин, с полным выбором канцелярских принадлежностей и книг.

Парикмахерская Ивана Андреева на Петровке, 19, в доходных домах Коровина. 1910 год

Здание "Товарищества Скоропечатни А. А. Левенсон" хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке сильно чувствует так называемый "новый стиль". Этот стиль, черпающий все свои вдохновения в архитектурном искусстве средних веков, гармонируя основному стилю, в то же время вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок "новый стиль".

Новое здание видно еще с Тверской улицы, при повороте в Мамоновский переулок. Издали оно красиво выступает своими легкими линиям, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок. Вблизи впечатление значительно более выигрывает. Несмотря на свои размеры, постройка не кажется черезчур массивной, а, напротив, поражает своею легкостью. В наружных украшениях полная умеренность: всего один барельеф, простой, художественно-исполненный дрезденским скульптором, изображающий двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.

Особенно же эффектен контраст наружной отделки из белого камня и буроватого кирпича голубоватыми тонами воздуха: получается изящное весело впечатление. По вечерам, освещенное электричеством, увенчанное транспарантным изображением Государственного герба, здание это невольно обращает внимание среди обыденных низеньких построек, его окружающих.

Главных входов в здание Товарищества - два. Один со стороны двора, через оригинальную сторожку-контроль, предназначается для служащих и рабочих, другой - для публики. Последний устроен по наружному фасаду, несколько отступая от его центра. Он ведет в помещение конторы и Правления Товарищества, хотя через него можно войти и в мастерские.
Самый фабричный корпус, примыкающий к названным помещениям, занимает глубину двора и состоит из четырех этажей. В каждом из них имеется по 11 огромных окон, снабжающих мастерские массой света. Около окон проходит широкая железная лестница на случай пожара, с площадками перед каждым этажом. Перед фабричным корпусом, во дворе, устроены каменные и железные кладовые для хранения бумаги, красок, смазочных масел и других материалов, необходимых для производств.

Главный вход для публики открывает вестибюль и обширное помещение конторы Товарищества. Это последнее помещение отлично освещено тремя большими окнами, очень просто обставлено и лишено всяких украшений по стенам и на потолке, если не считать терракотового барельефа Гутенберга над подковообразным окошечком кассы. Бледная зеленовато-серая окраска стен, особенно при электрическом освещении, придает всему помещению серьезный и мягкий тон.

Рядом с конторой помещается бухгалтер и корреспондент Товарищества: это небольшая комната, соединяющаяся винтовой лестницей с приемным кабинетом директора-распорядителя во втором этаже.
Непосредственно из помещения конторы другая лестница из светло-серого мрамора соединяет второй этаж с первым. Эта лестница - главная или парадная, и едва ли не самое импонирующее, красивое и удачное из всего того. что создала фантазия архитектора, г. Шехтеля, в новом здании Товарищества. Несмотря на свою легкость и сравнительно небольшие размеры, она кажется необыкновенно массивной и грандиозной и напоминает лестницы старых флорентинских палаццо. А освещающий ее превосходный электрический фонарь по своей художественной простоте и оригинальности - прямо шедевр "нового" искусства».

Не будем увлекаться и перепечатывать сюда всю книгу, тем более, что она находится в открытом доступе , и любой желающий может прочитать ее целиком. Что и весьма рекомендую сделать, так как там еще много фотографий внутреннего убранства мастерских, всяких сложных типографических агрегатов и людей, за ними работающих. Рассказывается даже про местную столовую и про то, что рабочие ходят петь в хор. Ну и, конечно, замечательные примеры разнообразных иллюстраций.
И можно почувствовать себя Мариной Цветаевой, живущей через дорогу, там же, в Трехпрудном переулке, и пришедшей в типографию печатать свой первый стихотворный сборник.

Не может не радовать то, что в Москве в последние полтора года образовался не просто широкий интерес к истории города и не просто праздный интерес, а ещё и подкрепляемый бумом реставраций.

В прошлом году отреставрировали внешний вид здании типографии товарищества Левенсон в Трёхпрудном переулке, а на этой неделе реставрационные работы завершились и внутри здания. Были восстановлены утраченные за советское время «ледяная» лестница, фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.

Свою историю скоропечатня Левенсона ведет с 1881 года, когда у Набилковского училища была куплена одна печатная машина, и в Рахмановском переулке открылась небольшая типография. Спустя три года типография получает крупный заказ на печать газеты «Новости дня», что дает ей возможность значительно расширить производство. В 1887 году типография преобразовывается в Товарищество. А уже в 1896 году товарищество выполняло заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны и было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трёхпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Ф.О. Шехтелю.

Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении. Проект, предложенный Шехтелем, был необычен для производственного предприятия, он напоминал скорее европейский замок.

Скоропечатня А.А. Левенсона стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн.

На самом деле «Скоропечатня А.А. Левенсона» – это комплекс зданий, состоящий из двух частей:
1) Административное здание издательства и редакции со сторожкой слева вдоль переулка


Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсон. Административная часть. 1900-1917гг

2) Производственный корпус, уходящий вглубь участка, предельно простой в исполнении и лишенный декоративного убранства. Здесь на четырех этажах расположились типографический и литографический цеха, мастерские типографской отделки, переплетный цех, а также кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Переплетная типография скоропечатни Товарищества А.А, Левенсона.

Административный корпус выстроен в стиле небольшого романо-готического замка. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ», которая была восстановлена буквально недавно. Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ» и также была восстановлена совсем недавно. Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом на левом углу фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – одним из «главных» цветков модерна. Плавные линии оконных переплетов, рисунок устоев ворот, изящная ковка – все напоминает о модерне.


Скоропечатня Товарищества А.А. Левенсона. 1902г.

Не менее прекрасны были и интерьеры. В административной части внимание приковывала лестница первого этажа, похожая одновременно на волну и растекшуюся лаву. Тот же мотив Шехтель потом использовал в доме Степана Рябушинского, но там лестница стала центром всей композиции. Но лестница издательства Левенсона безусловно, ее предшественница.

Лестница после недавней реконструкции.

Основные работы в ходе завершившейся реконструкции были проведены в административном здании – здесь расчистили фасады, отреставрировали стены, воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

Фасадам вернули первоначальный цвет, по фотографиям восстановили исторические интерьеры: декоративные арки, парадную лестницу, паркет, барельеф первопечатника Гутенберга, бра, потолочные светильники. На кровле смонтирован стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля. В производственном корпусе и сторожке была выполнена реставрация фасадов.

Если бы это здание находилось в небольшом европейском городке, то однозначно было бы его главным украшением, достопримечательностью, к которой ходили бы толпами туристы, а в Москве оно спрятано в Трёхпрудном переулке. Если не были здесь, то обязательно сходите

Комплексная и сложная реставрация здания началась в 2013 году и закончилась к осени 2016 г.

По старым фотографиям и чертежам восстановили вид фасадов и интерьеров, дополнительно была усилена кровля, при этом сохранён был даже «рисунок» раскладки кровельного листа.

Изящный «шехтелевский» потолок, также приведенный в надлежащий вид.

Проект реставрации типографии Левенсона номинирован на конкурс «Московская реставрация-2016»

Построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.

Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.

«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.

Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.

В 1910 году в типографии на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».

Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.

В частности, было возвращено перво­начальное цветовое решение, отреставри­рованы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечат­ника Иоганна Гутенберга.

Проведены реставрация дере­вянного потолка и окраска стен лестничного объема.

На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или ком­натой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в пол­ном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн кото­рых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.

Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".

В прошлом году в Москве завершилась реставрация первой городской типографии - Скоропечатни товарищества А.А. Левенсона . Башенки и щипцовая крыша выполнены в романо-готическом стиле, а рисунок на рамах, стекла второго и третьего этажей и другие элементы делают здание памятником модерна. Настоящий замок, а не издательство!

Ансамбль зданий по адресу Трехпрудный переулок, 9 был возведён в 1900 году по авторскому проекту архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Заказчиком выступило Товарищество скоропечатни А.А. Левенсона. Комплекс состоит из трех зданий: административного, производственно-типографического корпусов и сторожки.

В административном здании располагались редакция и издательство. Две угловые башенки имели шатровое завершение. Они и щипцовая крыша были стилизованы Шехтелем в романно-готическом духе, что больше присуще стилю европейской эклектики, наиболее распространенной в конце девятнадцатого столетия. На рисунке самого Шехтеля здание выглядело так.

1. Во время реставрации административного здания дополнительно усилили кровлю, при этом сохранили "рисунок" раскладки кровельного листа. Фасадам вернули первоначальный цвет.

2. На кровле смонтировали стеклянный витражный купол, предусмотренный проектом Шехтеля.

3. Центральную часть украшает щипцовая двухскатная кровля, венчает которую решетка с надписью "Т-во Скоропечатни Левенсонъ".

4. Такая же орнаментальная надпись находится на фасаде между вторым и третьим этажами.

5. Центральный эркерный выступ завершается витражом.

6. Оригинальным здание делает рисунок оконных рам, а также расстекловка фасада второго и третьего этажей.

7. Главное здание типографии смотрится эффектно с любой точки.

8. Очень наряден парадный вход с коваными светильниками.

10. На здании воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

11. Всего один барельеф, простой, художественно исполненный дрезденским скульптором, изображает двух типографских рабочих, занятых около печатного станка.

14. Основание расположенной на углу эркерной части декорировано лепниной с изображением чертополоха.

15. Ансамбль въездных ворот с кованым фонарём.

16. Завершение углового эркера.

17. Въездные ворота на территорию типографии.

19. Со стороны Трёхпрудного переулка просматривается весь комплекс типографии.

20. В сторону переулка...

21. Вид на Трёхпрудный переулок со двора типографии.

22. Второе важное здание ансамбля - производственный корпус. В своё время его возвели с применение новейших технологий и материалов того времени, в частности металлического каркаса, позволившего создать большие открытые пространства в цехах.

25. Четырехэтажное кирпичное строение имеет большое по площади остекление, что позволяло по максимуму использовать естественное освещение производственных помещений. Каждый уровень был занят отдельными цехами типографского производства: типографический, литографский, отделочный, переплетный.

27. В прошлом году была выполнена реставрация фасадов производственного корпуса и сторожки.

29. Рядом с типографией располагались кладовые, выполненные с фабричным корпусом в едином стилевом решении.

30. Интерьеры внутренних помещений главного здания восстанавливали по уцелевшим старым фотографиям и чертежам. Знакомый мотив видим на лестничном марше первого этажа - стилизация под две стихии, растекающуюся вулканическую лаву и морскую волну. Такой же мотив Федор Шехтель затем изберет для декора лестницы в .

31. Были восстановлены фонарь-медуза и барельеф Гутенберга.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация