Какого возраста выплачивают пособие по уходу. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет. Что нужно для обращения в ФСС

Главная / Общество

3922

После рождения ребенка каждая мама, а также лица, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание, получают право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет.

С 1 февраля 2019 года базовые фиксированные суммы, в размере которых производятся минимальные и максимальные выплаты (как работающим гражданам, так и безработным), проиндексированы на 4,3% относительно размеров, установленных на предыдущий год. Правила назначения и расчета пособия в 2019 году при этом не изменятся.

Как и в случае выплат декретного пособия по беременности и родам , предоставление этой государственной социальной помощи обеспечивается из бюджета Фонда социального страхования (ФСС), формирующегося из страховых взносов.

Основные принципы начисления пособия рассчитаны на тех, кто официально трудоустроен , т.е. на кого в соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатели производят отчисления в страховой фонд.

Выплаты до 1.5 лет в размере, превышающем минимальный , назначаются только тем лицам, кому предоставляется отпуск по уходу за ребенком . В соответствии с Трудовым кодексом (далее ТК), это могут быть родители и любые работающие родственники ребенка, а также его законные опекуны.

Если родители или родственники, осуществляющие уход за ребенком, официально трудоустроены, то за назначением выплат они обращаются по месту работы или напрямую в региональное отделение ФСС . Неработающие граждане , а также студенты очной формы обучения для оформления пособия должны обратиться в по месту жительства (Собес).

Как оформить ежемесячное пособие до 1.5 лет (пошаговая инструкция)

Право на получение данного пособия и отпуска появляется на следующий день после окончания отпуска по беременности и родам , то есть:

  • через 70 дней после рождения ребенка при обычных родах;
  • 86 дней при осложнениях во время родов;
  • 110 дней при рождении двух или более детей.

Если вы трудоустроены и непосредственно осуществляете уход за ребенком , то для получения пособия необходимо предпринять следующие шаги:

Внимание

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. После того, как работодатель или УСЗН получает заявление и полный пакет документов к нему, им отводится 10 дней на принятие решения об определении величины и начале выплат.

Документы на пособие по уходу за ребенком

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты обязательно должны быть приложены следующие документы для оформления пособия по уходу до 1.5 лет :

  • Справка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком вторым родителем (что означает неполучение им пособия до 1.5 лет);
  • Оригинал и копия свидетельства о рождении;
  • Копия паспорта заявителя.

Те же родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, которые не работают и не получают выплаты по безработице , а также студенты-очники для оформления подают заявление в местные , к которому прикладывают следующие документы:

  • выписку из трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
  • в случае, если выдавалось пособие по беременности и родам , необходимо предоставить расчет этого пособия;
  • копию приказа с последнего рабочего места об увольнении с должности;
  • справку о составе семьи.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Данные ежемесячные выплаты осуществляются в объеме 40 процентов от среднего месячного заработка, для расчета которого используется период за последние два года работы. Вся заработная плата за это время складывается и делится на 730 дней. Получившийся дневной заработок умножается на среднее число дней в месяце — 30,4. От получившейся суммы берутся 40 процентов, которые и начисляются в виде пособия. При этом, в расчет среднего заработка не включаются периоды нахождения на больничном и в отпуске по беременности и родам.

При появлении в семье второго ребенка , требующего ухода до 1.5 лет, либо двойни, размер выплат на каждого малыша складываются, но в сумме не могут превышать величины 100% среднего заработка за последние два года.

Внимание

Государством установлены гарантированные минимальные размеры пособия, которые применяются для тех, у кого средний месячный заработок меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ = 11280 руб. ). Данным категориям лиц в 2019 году выплата обеспечивается в размере 4512 рублей в месяц, а при уходе за вторым и последующим ребенком - 6554,89 рублей.

Кроме минимальных гарантий, государством определена максимально возможная величина среднего заработка , с которого назначаются детские пособия до 1.5 лет. Эта цифра не должна превышать максимальную годовую базу формирования взносов в ФСС, которая составляет:

  • за 2017 год - 755 000 рублей;
  • за 2018 год - 815 000 рублей;
  • за 2019 год - 865 000 рублей.

Учитывая, что средний заработок рассчитывается за два полных календарных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком , максимальный размер пособия в 2019 году (с учетом размера страховой базы за 2017 и 2018 годы) не может превышать суммы 26152,27 руб. в месяц.

Пример расчета

С 9 сентября 2018 по 27 января 2019 года Мария Иванова находилась в декретном отпуске. После этого, начиная с 28 января 2019 года, ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком . В январе 2019 года она обратилась по месту своей работы за расчетом пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.

При этом бухгалтерия предприятия предоставила следующий расчет выплат:

Средний заработок сотрудницы за 2017 год — 670 000 руб., за 2018 год — 718 000 руб. Общее количество календарных дней за два указанных года составляет 730. Периоды-исключения у сотрудницы на указанные годы не представлены.

Размер пособия при таких условиях считается следующим образом:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730 дн. × 30,4 дн. × 0,4 = 57801,65 руб. × 30,4 дн. × 0,4 = 23120,66 руб. в месяц, что не превышает максимальный размер ежемесячных выплат до 1.5 лет в 2019 году.

С дополнительными примерами расчета суммы ежемесячного пособия до 1.5 лет на одного, двух и более детей можно ознакомиться в специальном материале на нашем сайте по следующей ссылке .

Замечания

Согласно ТК РФ каждая женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, имеет право в любой момент приступить к работе . Работодатели по законодательству обязаны обеспечить ее работой на ее рабочем месте и осуществлять дальнейшую оплату труда в соответствии с законом.

Внимание

Возвращаясь на прежнее место работы до достижения ребенком возраста 1.5 лет, женщина должна понимать, что выплата пособия по уходу за ребенком будет прекращена в ее первый рабочий день в связи с фактическим завершением отпуска по уходу за ребенком.

Однако при этом неиспользованный период отпуска по уходу за ребенком может быть оформлен на других членов семьи с предоставлением им права на получение соответствующих ежемесячных выплат.

О других пособиях, выплачиваемых в послеродовой период по уходу за ребенком, можно прочитать на этой странице . Для навигации по основным разделам сайта можно воспользоваться представленной ниже схемой.

2019-08-15

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


Граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 1.5 лет, имеют право на получение ежемесячного пособия.

Лица, которые имеют несколько оснований для пособия по уходу за ребенком, вправе выбирать, по какому именно из них они будут получать пособие.

Порядок назначения пособия по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет могут оформить как трудоустроенные, так и безработные родители, опекуны и другие родственники. Однако условия назначения и размеры выплат отличаются в зависимости от категории получателя.

За получением пособия может обратиться либо один из родителей, либо ближайший родственник, который действительно ухаживает за данным ребенком. При этом выплата за ним сохраняется, если он работает на неполный рабочий день. Бабушки, дедушки и другие родные оформить пособие могут только по месту работы .

Для всех вышеуказанных лиц пособие выплачивается по день исполнения ребенку полутора лет. Допустимый период обращения за выплатой составляет полгода после достижения ребенком возраста 1.5 лет.

  1. При наступлении обстоятельств, которые могут повлиять на право получения пособия или на изменение его размеров (смерть ребенка, трудоустройство родителя и др.), получатели обязаны в течение месяца оповестить ОСЗН или работодателя об этом. Перечисления прекращаются со следующего месяца после наступления причин, повлиявших на выплату.
  2. Если во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком женщина получает право на отпуск по беременности и родам (новый декрет при рождении второго ребенка или последующего), ей предоставляется право самостоятельно сделать выбор одного из двух положенных ей пособий.

Размер ежемесячного пособия на ребенка до 1.5 лет в 2019 году

Ежемесячная сумма выплаты работающим гражданам составляет 40% среднего дохода , на который осуществляется начисление страховых взносов. Данная величина не может быть ниже установленных минимальных и максимальных размеров. В районах, в которых к расчету заработной платы применяются региональные коэффициенты к этим размерам они применяются тоже. При одновременном уходе за несколькими детьми до 1.5 лет пособия рассчитываются на каждого ребенка, однако в сумме они не должны превышать 100% среднего заработка.

Неработающим пособия выплачиваются в минимальных размерах , в зависимости от числа детей, рожденных ранее матерью этого же ребенка. С 1 февраля 2019 года они составляют:

  • 3277,45 руб. - на первого по числу рожденных;
  • 6554,89 руб. - на второго и последующих детей.

Максимальные размеры пособия в 2019 году следующие:

  • для трудоустроенных - 26152,27 руб.;
  • военнослужащим и уволенным во время отпуска по уходу или при ликвидации организации - 13109,81 руб.

Гражданам, которые осуществляют уход за ребенком в возрасте до 1.5 лет (рожденного после 1.07.2016 г.) и при этом постоянно проживают или работают на территории с правом на отселение, которая подверглась радиационному воздействию из-за Чернобыльской катастрофы , на основании со ст. 18 закона № 1244-1 от 15.05.1991 г. предоставляется чернобыльская доплата в размере 3380,42 рублей к пособию по уходу до 1,5 лет.

Порядок оформления пособия для неработающих

В отделе социальной защиты населения (ОСЗН) следующие категории неработающих граждан могут оформить выплату для осуществления ухода за ребенком до 1,5 лет:

  • один из родителей или опекун , который относится хотя бы к одной из следующих социальных групп:
    • безработным, не получающие пособие не бирже труда;
    • уволенным, в период отпуска по уходу (в том числе и при ликвидации предприятия);
    • студентам;
    • неработающим женам, военнослужащих по контракту;
    • предпринимателям, не уплачивающим страховые взносы в ФСС.
  • родственники , только в случае если родители:
    • по состоянию здоровья не могут заниматься уходом за ребенком;
    • умерли или лишены (ограничены) родительских прав;
    • находятся в местах лишения свободы;
    • отказались от воспитания ребенка, определив его в детский дом, интернат или другое социальное учреждение на полное государственное обеспечение.

Лица, у которых есть право на пособия по безработице и по уходу, имеют право выбрать , по какому именно из двух оснований они будут получать выплаты. Если выбрали получение пособия от Соцзащиты (ОСЗН), тогда оно назначается со дня рождения ребенка одному из его неработающих родителей, зарегистрированному с новорожденным по одному адресу .

Студенты тоже могут оформить выплату по уходу за ребенком в ОСЗН с момента рождения либо по истечении , если они его оформляли в своем образовательном учреждении.

Какие нужны документы и сроки перечисления выплаты

Неработающие граждане , чтобы получать данное пособие, представляют в районный отдел социальной защиты населения (ОСЗН) необходимый пакет документов:

  • копия свидетельства о рождении данного ребенка и предыдущего;
  • справка о совместном проживании заявителя с новорожденным;
  • трудовая книжка (диплом, аттестат или военный билет);
  • справка из органов занятости о том, что не осуществляются выплаты по безработице;
  • справка с работы (учебы) второго родителя, о том, что отпуск по уходу ему не назначался и не выплачивался на этого ребенка;
  • копия паспорта и номера лицевого счета получателя.

Матери, уволенные в связи с тем, что организация была ликвидирована в период их беременности или во время отпуска по уходу за ребенком до наступления 1.5 лет, и не имеющие пособия по безработице, все необходимые документы должны представлять в ОСЗН. Для них к вышеуказанному комплекту документов добавляются:

  • приказ о назначении отпуска на работе;
  • справка о выплате с указанием периода и рассчитанного ежемесячного размера пособия.

Неработающие в том случае, если они не получают выплат по безработице, каждый месяц получают пособие по уходу за ребенком со дня его рождения в органах социальной защиты населения (ОСЗН) по месту своего жительства. Выплаты проводятся в определенные сроки, но не позже 26 числа следующего месяца после подачи заявления.

Условия получения ежемесячной выплаты для работающих

Работающая мать после отпуска по беременности и родам может написать заявление по месту своей работы на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, а также на получение ежемесячного пособия, которое выплачивается только достижения возраста 1.5 лет.

Если она посчитает нужным выйти на работу до исполнения ребенку полутора лет , то существует несколько вариантов сохранения данной выплаты:

  • перейти по месту работы на условия сокращенного рабочего дня , при этом начисления пособия будут осуществляться ей же;
  • оформить пособие на отца ребенка:
    • на трудоустроенного по месту его работы;
    • на неработающего в Соцзащите по месту жительства, при условии, что он:
      • не получает пособие по безработице в центре занятости населения (ЦЗН);
      • прописан совместно с данным ребенком;
    • обратиться за выплатой к своему работодателю следует одному из трудоустроенных родственников , который будет заниматься уходом за этим малышом, в то время как мама будет на работе.

Трудоустроенные граждане могут использовать свой отпуск по частям , к примеру, несколько месяцев за ребенком смотрит один член семьи, оставшуюся часть отпуска - другой. Либо не оформлять отпуск по уходу , а работать на неполный рабочий день с сохранением частичной зарплаты и получать полный размер пособия.

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2019 году (пример)

Расчет суммы пособия производится исходя из среднего заработка работающего лица, высчитанного за два календарных года, предшествовавших году ухода в отпуск, также за период работы у других страхователей.

Для расчета суммы пособия для женщин, уходящих в отпуск по уходу за ребенком в 2019 году, используется следующий алгоритм :

П = (СЗ 2017 + СЗ 2018) / (730 – исключаемые дни) × 30,4 × 40%,

  • П - размер пособия;
  • СЗ - средний заработок за указанный год (в расчет принимаются два полных предыдущих года, соответственно в 2019 году это 2017 и 2018 гг.);
  • 730 - количество дней в этих двух годах;
  • 30,4 - среднее количество календарных дней в месяце.

Для предпринимателей , частных нотариусов и адвокатов, уплативших добровольно страховые взносы за предыдущий год, ежемесячное пособие до 1.5 лет выплачивается в минимальных размерах , не рассчитывая их средний заработок.

Сроки оформления и необходимые документы

Выплата детского пособия до 1.5 лет работающим проводится в те же дни, что и выплата зарплаты. Для его получения заявление должно быть написано не позже шести месяцев после того, как закончился отпуск по беременности и родам (БиР). Заключение о предоставлении пособия принимается в десятидневный срок со времени его подачи. Выплата назначается сразу за последним оплаченным днем пособия по БиР.

Если ежемесячная сумма по уходу больше, чем величина, рассчитанная за месяц по БиР, то женщина после родов может отказаться от выплат по БиР и сразу . Тогда эту выплату установят с рождения ребенка с зачетом ранее выплаченной по БиР.

Для того чтобы каждый месяц получать выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет, официально трудоустроенные лица должны предоставить в бухгалтерию по месту работы следующие документы:

  • заявление о предоставлении отпуска;
  • заявление о начислении пособия;
  • свидетельство (копию) о рождении ребенка;
  • свидетельство и его копию о рождении или усыновлении (смерти) предыдущего ребенка;
  • справка с места работы или учебы другого родителя, где говорится о том, что он не использует свой отпуск и не получает пособие (для безработных из отдела соцзащиты );
  • паспорт заявителя.

Работающие граждане представляют все справки по месту работы или учебы того, кто фактически будет осуществлять уход за ребенком, то есть того, кто находится в отпуске по уходу.

3083

Ежемесячные компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в размере 50 рублей производятся на основании Указа Президента РФ от 30.05.1994 г. № 1110 (последняя редакция документа от 01 июля 2014 года). В 2019 году размер этой компенсации по-прежнему составляет 50 рублей (хотя до конца года Правительство все-таки планирует пересмотреть это пособие с учетом современных реалий).

В 2019 году гражданам России, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предоставляется ежемесячное пособие в размере 40% среднего заработка, но только в течение первых полутора лет . Далее вот уже на протяжении почти двух десятилетий по уходу за ребенком до 3 лет семьям с детьми предоставляется только «смешная» ежемесячная компенсация от работодателя в размере 50 рублей , никак не соответствующая современному уровню цен, что составляет большую проблему для родителей с учетом острой нехватки ясельных групп (а отдать ребенка в детский сад в большинстве регионов можно только после 3 лет).



Столь «щедрые» денежные средства полагаются матерям или другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, при условии пребывания в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет :

  • состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • женщинам-военнослужащим.

Внимание

Рассмотрение законопроекта после очередного переноса сроков было намечено на середину 2014 года, однако снова было перенесено - теперь на неопределенный срок .

С целью постепенного увеличения финансовой нагрузки на Фонд социального страхования и федеральный бюджет предлагалось поэтапное введение в действие положений законопроекта на территории Российской Федерации:

  • первый этап (21 субъект федерации с 2012 года) - в Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва, Камчатском крае, Красноярском крае, Архангельской области, Астраханской области, Волгоградской области, Еврейской автономной области, Иркутской области, Калининградской области, Курганской области, Московской области, Омской области, Сахалинской области, Томской области, Ульяновской области, Ярославской области, Ненецком автономном округе, Ханты-мансийском автономном округе - Югра, Ямало-Ненецком автономном округе;
  • второй этап (24 субъекта федерации с 2013 года) - в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карачаево-Черкесская, Республике Карелия, Республике Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Республике Удмуртия, Алтайском крае, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Приморском крае, Ставропольском крае, Воронежской области, Ивановской области, Кемеровской области, Костромской области, Курской области, Нижегородской области, Новосибирской области, Псковской области, Самарской области, Свердловской области, Смоленской области, Тверской области;
  • третий этап (38 субъектов федерации с 2014 года) - в Республике Башкортостан, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Коми, Республике Мордовия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Татарстан (Татарстан), Чеченской Республике, Чувашской Республике - Чувашия, Пермском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Белгородской области, Брянской области, Владимирской области, Вологодской области, Калужской области, Кировской области, Ленинградской области, Липецкой области, Магаданской области, Мурманской области, Новгородской области, Оренбургской области, Орловской области, Пензенской области, Ростовской области, Рязанской области, Саратовской области, Тамбовской области, Тульской области, Тюменской области, Челябинской области, Москве, Санкт-Петербурге - городах федерального значения, Чукотском автономном округе.

В заключении на законопроект, представленном Правительством РФ, указывается, что его финансово-экономическое обоснование не содержит полной оценки финансовых последствий реализации предлагаемых решений. Кроме того, в проекте закона не учитываются повышение расходов федерального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, проходящим военную службу и службу в федеральных министерствах (МВД, противопожарная служба, таможенные органы и т.п.). В этой связи Правительством РФ указанная инициатива поддержана не была .

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет на принципах нуждаемости

27 марта 2015 года председатель Правительства Дмитрий Медведев в ходе рабочей поездки в Ярославль принял участие во Всероссийском форуме социальных работников , на котором в очередной раз был поднят вопрос об увеличении размера пособия (компенсации) по уходу за ребенком до 3 лет.

Премьер-министр отметил свою позицию по существующей ситуации следующими словами: «Мы не должны размазывать все это тонким слоем по всем категориям людей. Что такое 50 рублей? Ничего. Один доллар. Кому нужно это пособие? Никому».

С учетом этого было предложено направление для возможного повышения суммы ежемесячной выплаты с учетом комплексного адресного подхода . Для этого было предложено:

  • выработать критерии «нуждаемости» семей с детьми в дополнительной материальной поддержке (по мнению премьер-министра Медведева, не все мамы нуждаются в выплате пособия до 3 лет, и уже при достижении ребенком 1.5 лет многие из них находят возможность для возобновления трудовой деятельности по месту работы);
  • выделить с учетом выработанных критериев категории нуждающихся в ежемесячной выплате на ребенка до 3 лет (например, мать-одиночка в регионе с нехваткой ясельных групп в детских садах или малообеспеченная семья с детьми);
  • разработать механизм финансирования выявленных семей на «совершенно других началах» , в том числе с привлечением возможностей работодателей.

В дополнение к этому Дмитрий Медведев отметил, что в рассматриваемом контексте целесообразно пересмотреть нормы действующего трудового законодательства для стимулирования выхода мамы на работу при достижении ребенком полутора лет и создания благоприятных рабочих условий для обеспечения возможности получения заработка и содержания семьи и ребенка, в частности:

  • предоставление родителям с детьми до 3 лет права на неполный рабочий день ;
  • законодательное урегулирование права таких семей на гибкий рабочий график .

Кроме того, премьер анонсировал интенсивное строительство в стране дошкольных учреждений, содержащих ясельные группы , в рамках существующей программы по строительству новых детских садов «ударными темпами», каких здесь не наблюдалось ни в советский период, ни в постсоветский.

Внимание

В июне 2015 года министр труда и соцзащиты Максим Топилин заявил по результатам работы правительственной экспертной группы о том, что установление полноценного ежемесячного пособия с 1.5 до 3 лет малообеспеченным семьям на основании адресных принципов потребует ежегодно не менее 50 млрд рублей федерального бюджета, что может быть затруднительно в условиях кризиса.

Порядок оформления

Одно из самых важных дел для любой мамы - это оформление различных пособий и государственных субсидий по случаю беременности, рождению детей, осуществлению ухода за ребенком и его воспитания. Важно отметить, что позаботиться об этом необходимо еще в период беременности: после рождения крохи у молодой матери не будет времени на сбор различных документов для оформления социальных выплат.
Следует помнить, что любое детское пособие возможно получить только при сборе полного пакета документов, что занимает немало времени. Компенсация до 3 лет положена матерям, но может быть назначена и другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Для того, чтобы получить детское пособие (компенсационную выплату) до трех лет, вам надо запланировать и пройти несколько этапов.

  1. Первый этап. Сбор документов
    Работодатель предоставляет компенсацию родителям (маме или папе), находящимся в декретном отпуске , имеющим ребенка в возрасте до 3 лет, а также другим родственниками или опекунам. Поэтому вам необходимо написать заявление установленного образца в бухгалтерию вашего предприятия на предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и выплатой ежемесячной компенсации 50 рублей.
  2. Второй этап. Подача документов
    Вы должны принести документы по месту работы или в Соцзащиту и удостовериться, что пакет документов полностью собран.
  3. Третий этап. Ожидание выплаты
    В течение десяти дней со дня подачи заявления оно должно быть рассмотрено, после чего в случае принятия положительного решения будет произведено начисление компенсации в день получения заработной платы.
2019-08-15

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


После того как больничный срок, указанный в документе по беременности и родам, подходит к концу, наступает новый этап в видах начислений пособий. В этом случае ими являются выплаты по уходу за ребенком, окончание этих выплат происходит, когда ребенку исполняется 1,5 года.

В действительности множество финансовых вопросов у мамочек появляется в голове еще до рождения малыша, во время ранней беременности. Связаны они с будущими выплатами по рождению и уходу за ребенком. В каждом случае выплата пособий может быть осуществлена как ФСС, так и работодателем. Но в каких случаях и кто из них осуществляет эти выплаты?

Если будущая мамочка официально трудоустроена, то в этой ситуации оплата пособия осуществляется работодателем. Но если по каким-то причинам женщина не имеет официального трудоустройства, то в этой ситуации выплата осуществляется ФСС.

Обратиться за получением декретного пособия к нему могут будущие мамочки:

  • Потерявшие работу из-за ликвидации предприятия.
  • Не сумевшие в определенный период найти работу и по этой причине состоящие на учете в службе занятости.
  • Являющиеся студентками очного вида обучения.
  • Мамочки, находящиеся на военной службе по ранее заключенному контракту.
  • Усыновители.

Кто должен платить?

В первую очередь, стоит заметить, что выдаваемые мамочкам пособия по беременности и родам являются одним из видов страховых выплат, выдачей которых занимается ФСС. Но вся процедура перехода пособия в руки матери довольно сложна. Дело в том, что сумма выплачивается матери работодателем, а ФСС впоследствии эту сумму ему возмещает.

Сложно сказать, что ФСС выплачивает пособие по беременности и родам. Работодатель или ФСС в этой ситуации являются взаимосвязующими элементами. То есть если бы ранее организация не позаботилась о своевременной выплате, то ФСС не смогла бы осуществить возмещение суммы, ранее выданной работодателем. В ситуациях с неработающими мамочками выплата проводится из специально выделенных бюджетом для этих случаев средств.

В случае с получением пособий на ребенка до 1,5 лет также присутствуют некоторые нюансы. Для начала, оформить этот вид выплат может не только мамочка малыша, но и любой другой родственник, непосредственно ухаживающий за ребенком. Размер составляет около 40% средней заработной платы. Как и в случае с декретным пособием, выплата средств осуществляется работодателем, который позже получает возмещение в размере выданной ранее суммы от ФСС.

Что нужно сделать для получения выплат

Пособие начисляется лишь в случае, если будут собраны и предоставлены работодателю все документы. Все начинается с составления заявления об оформлении отпуска, необходимого для ухода за малышом до 1,5 лет. К этому заявлению следует приложить документ, подтверждающий, что второй родитель не получает пособие. Эта справка берется по месту работы второго родителя. Также предоставляется и свидетельство о рождении малыша.

Когда в отделе кадров после предоставления документов выдадут копию приказа с датами начала и окончания отпуска, следует сразу написать заявление о начислении пособия по уходу. Это заявление пишется на руководителя и передается в отдел кадров.

Но не всегда работодатель способен осуществить выплату пособия. Чаще всего причиной отказа выплат является банкротство предприятия. В этой ситуации необходимо представлять документы для выплаты пособия до 1.5 лет в ФСС. Главным документов в этой ситуации является судебное решение, подтверждающее отсутствие выплат предприятием. Лишь при наличии этого документа пишется заявление на специально созданной для такого случая анкете.

Состоит бланк для расчета пособия из трех страниц. В них необходимо указать данные о заявителе, уточнить способ, каким лучше всего осуществлять перечисление, а также основания, которые дают право на его получение.

Что нужно для обращения в ФСС

Перед обращением в ФСС, помимо судебного решения, необходимо позаботиться о наличии и других документов. В первую очередь, должен в папке присутствовать паспорт и его копия. Также оригинал свидетельства о рождении ребенка и других детей в семье. Как и в случае с работодателем, в ФСС обязательно нужно предоставить документ, подтверждающий, что второй родитель не получает данного пособия. К этим документам прикладывается и справка о доходах, которые были получены заявителем за 2 года до ухода в декрет.

Решение о начислении выносится в течение 10 дней. Но для того чтобы заранее узнать будущий размер пособия, можно использовать онлайн образец расчета пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет для ФСС.

Власти Российской Федерации в рамках стимулирования рождаемости осуществляют поддержку родителям и иным родственникам, ухаживающим за подрастающим поколением. Им начисляются и выплачиваются следующие виды господдержки:

  • помощь на малыша до полуторалетнего возраста;
  • пособие на ребенка до 3 лет.

Последняя выплата - самая малая по размеру. В связи с этим региональные правительства разрабатывают собственные меры поддержки родителей. Разберем , кто и на какие виды господдержки может рассчитывать в 2019 году. Куда за ними обращаться, какие документы собирать.

Общее понятие детских пособий

Государство разрабатывает и воплощает в жизнь мероприятия, направленные на поддержку семей с детьми. Большая часть из них носит финансовый характер. Так, родившие женщины имеют право на получения денег, пока малышу не исполнится три года. Пособия делятся на два вида:

  • до полутора лет;
  • до трех лет.

При этом размер первого вида госпомощи существенен. Выплата позволяет маме, получившей отпуск по уходе за ребенком , не испытывать материальных трудностей. Когда же малышу исполняется полтора года, ситуация меняется.

В 2019 году пособие мамам (или иным членам семейства) до трех лет назначается в порядке исполнения указа Президента РФ № 1110 от 30 мая 1994 года. Оно носит компенсационный характер. Сумма данного вида госпомощи составляет 50 руб.

Справка: с 2015 году обсуждается вопрос о продлении выплаты, назначаемой до полутора лет, до достижения ребенком трех лет. На финансирование подобной соцпрограммы необходимо более 50 млрд руб. Скачать для просмотра и печати:

Кому полагается компенсация до 3-х лет

Ежемесячно по 50 рублей от полутора до трех лет могут получать:

  • трудоустроенные мамы (иные члены семейства):
    • находящиеся в отпуске по уходу;
  • женщины:
    • являются или ;
  • папы или иные совершеннолетние члены семейства, осуществляющие уход за малышом;
    • усыновители и ;
  • женщины-военнослужащие, проходящие службу в пределах РФ или за рубежами страны;
  • мамы, уволенные в связи с ликвидацией предприятия;
Внимание: действие законодательства распространяется на граждан РФ

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Куда обращаться

Заявление подается в орган, занимающийся начислением и выплатой помощи. Адресат зависит от обстоятельств, а именно:

  • трудоустроенные должны писать заявку по месту службы (руководителю);
  • студенты - ректору ВУЗа ;
  • военнослужащие - подавать рапорт начальству;
  • оформляют помощь через органы социальной защиты населения по месту жительства:
    • уволенные по сокращению;
    • индивидуальные предприниматели.
Справка: финансирование данного вида соцпомощи осуществляется из средств Фонда социального страхования (ФСС) или госбюджета.

Какие нужны документы

К заявлению прилагаются такие документы:

  • копия свидетельства о появлении на свет малыша;
  • копия трудовой книжки;
  • справка из органов занятости о том, что претендент не получает пособия по безработице.

Если госпомощь оформляется не на маму, то нужно еще принести справку о том, что иные члены семьи ее не получают.

Внимание: при себе нужно иметь оригиналы документов для сверки.

Подать заявку можно следующими способами:

  • принести лично;
  • направить письмом с описью вложений и уведомлением (требуется заверение копий);
  • передать через посредника (нужна доверенность);
  • через портал Госуслуг (необходима учетная запись).

Порядок обработки заявки


Полученный пакет документов должен быть рассмотрен в течение десяти дней. После начинаются выплаты:

  • трудоустроенным - в день начисления зарплаты сотрудникам фирмы;
  • через соцстрах - в дату очередных перечислений.
Внимание: заявку можно написать в течение полугода начиная с даты исполнения ребенку полутора лет.

Теоретически в назначении господдержки могут отказать. На практике так происходит из-за непредоставления какого-либо документа. В таком случае заявитель оповещается о необходимости донести бумагу. Как правило, специалист использует номер телефона, указанный в заявке.

Деньги по закону должны быть выплачены за весь полагающийся период. Следовательно, если мама заявляет о своем праве перед двухлетием малыша, она получит первый транш за полгода одной суммой.

Для сведения: госпособия перечисляются получателям, указанным в заявке, способом:

  • на банковскую карту;
  • почтовым переводом.

Могут ли прекратить выплаты досрочно


При определённых условиях компенсационную помощь могут отменить.
В законе описаны такие условия прекращения выплат:

  • увольнение получателя;
  • назначение ему пособия по безработице;
  • прерывание отпуска по уходу (возврат на полный рабочий день);
  • новые роды (из декрета в декрет);
  • перевод малыша на полное гособеспечение ;
  • лишение получателя родительских прав;
  • смерти новорожденного .
Справка: прекращение начислений начинается со следующего месяца после даты наступления одного из обстоятельств.

Предложения по изменению законодательства


Размер господдержки в период с полутора до трех лет признается совершенно не удовлетворительным . Этот вопрос регулярно поднимается на уровне Правительства РФ.
В частности, его обсуждали на Всероссийском форме соцработников , в котором принимал участие Дмитрий Медведев - председатель Правительства РФ.

По результатам обсуждения был выработан иной подход к назначению господдержки лицам, ухаживающим за малышами до достижения трех лет. Его связали с материальным положением семейства. Предложения сводились к следующему:

  1. Необходимо выработать критерии нуждаемости семейств. Далеко не все имеют возможность устроить ребенка в ясли и выйти на работу. По статистике, более 77 000 мам не возвращаются на службу до трехлетия малыша.
  2. Также следует выделить из нуждающихся категории для предоставления адресной помощи. К примеру, матери-одиночки, проживающие в местах, не обеспеченных ясельными группами в полном объеме .
  3. Разработка механизма финансирования данного вида господдержки. Вероятно, к этой работе будут привлечены работодатели.
  4. На законодательном уровне следует пересмотреть нормы трудового права. В него целесообразно включить механизмы участия мам в производственном процесс на приемлемых условиях:
    • неполный рабочий день;
    • по гибкому графику и другое.
Справка: в Госдуме рассматриваются законопроекты, направленные на усовершенствование мер соцподдержки семейств с детьми.

Законопроекты

Проект закона № 1174985— 6 от 15.09.2016 предусматривает такие изменения:

  • продление срока начислений и выплат господдержки в сумме, полагающей до полутора лет, до трехлетия ;
  • установление низшей границы данного вида госпомощи на уровне показателя минимального размера оплаты труда (МРОТ):
    • одного МРОТ (7800 руб. с 01.07.2017) - на первого новорожденного ;
    • двух МРОТ - на второго и последующих.

Согласно конституционному правилу законопроекты, предполагающие бюджетное финансирование, должны сопровождаться аналитической оценкой Правительства РФ. Описываемая инициатива не получила поддержки властей. Правительство РФ его не поддержало, так как бюджет не позволяет произвести дополнительное финансирование мер соцподдержки семей с детьми.

Справка: еще в 2014 году в Госдуме был зарегистрирован законопроект (№ 648289— 6), предполагающий увеличение размера помощи до уровня прожиточного минимума по стране:

  • одного - на первого малыша;
  • в двойном размере - на второго и последующих.

Депутаты отвергли данное предложение по тем же основаниям: в бюджете нет средств.

Скачать для просмотра и печати:

Региональная поддержка мамам до 3-х лет


Пока на федеральном уровне идет обсуждение изменения законодательного порядка оказания помощи мама малышей младше 3-х лет , в регионах создают свои программы. Субъекты федерации имеют право при наличии средств профинансировать соцподдержку нуждающимся гражданам.

Справка: с проблемой необходимости введения новых механизмов помощи семьям с новорожденными столкнулись власти Крыма и Севастополя. Дело в том, что на Украине пособие мамам платится до трёхлетия малыша. После перехода регионов в российское законодательное поле, властям пришлось решать проблему потери доходов данной категории граждан.

В столице и области установлены дополнительные меры поддержки семей с новорожденными до их трехлетия . Они сформированы на таких принципах:

  • адресности, то есть назначаются они конкретному получателю, а не категории граждан;
  • нуждаемости - предоставляется семействам, чей среднемесячный доход ниже установленного для региона прожиточного минимума.
Справка: поддержка на таких же принципах организована еще в некоторых регионах РФ (подробнее следует узнавать на официальный сайтах соответствующих правительств).

Виды и размеры пособий столичным семьям


Мамы и другие родственники малышей, не достигших трех лет, могут претендовать на различные выплаты. Основным критерием является место регистрации получателя: один из родителей должен иметь прописку в Москве или области.

Виды пособий и их величины таковы:

Категория получателя Описание (ежемесячные)
Мать-одиночка Пособие - 4 500 руб. ;

на продукты питания - 675 руб. ;

в связи с повышением цен - 750 руб.

Нетрудоспособные родители

Малообеспеченные семейства

1 600 руб.
Родители-инвалиды 6 000 руб.
Студенты 1 600 руб. ;

на продукты - 1 875 руб.

Многодетные семейства
Трое или четверо несовершеннолетних 1 600 руб. ;

на продукты - 675 руб. ;

на оплату коммунальных услуг - 522 руб. ;

телефона - 230 руб. ;

на повышение цен - 600 руб.

Пятеро и более 1 600 руб. ;

продукты - 675 руб. ;

повышение цен - 750 руб. ;

коммунальные услуги - 1044 руб. ;

телефон - 230 руб. ;

приобретение детских товаров - 900 руб.

Приемные семьи 12 000 руб. единовременно;

1 600 руб. ;

на коммунальные услуги 928 руб.

Совет: чтобы узнать размеры выплат в иных регионах, следует обратиться в соответствующий орган соцзащиты по месту жительства.

23 сентября 2017, 23:36 Мар 3, 2019 13:46



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация