Критерии негативного воздействия на окружающую среду. Категоризация объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду (нвос)

Главная / Общество

1. Производство кокса

2. Добыча сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа

3. Производство нефтепродуктов

4. Добыча и обогащение железных руд

5. Добыча и подготовка руд цветных металлов, руд драгоценных металлов , за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях

6. Обеспечение электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более твердого/жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива)

7. Металлургическое производство с использованием специализированного оборудования: чугуна и стали с производительностью 2,5 тонны в час и более; обработки черных металлов с производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более и другое (подробнее в Постановлении №1029.)

8. Производство неметаллической минеральной продукции: стекло и изделие из стекла (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более), огнеупорные керамические изделия (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более), фарфоровые изделия, цементный клинкер и известь; и другие

9. Производство химических веществ и химических продуктов основных органических химических веществ

10. Производство химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ : газы, кислоты, основания, соли, неметаллы, неорганические химикаты, оксид магния

11. Производство пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений

12. Производство фармацевтических субстанций

13. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок

14. Обработка и утилизация отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более)

15. Захоронение отходов производства и потребления I-III классов опасности , IV-V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более)

16. Сбор и обработка сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более)

17. Производство целлюлозы и древесной массы

18. Производство бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более)

19. Производство текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более)

20. Производство кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более)

21. Производство таких пищевых продуктов , как: мясо и мясопродукты (50 тонн готовой продукции в сутки и более); растительные и животные масла и жиры (75 тонн готовой продукции в сутки и более); продукция из картофеля, фруктов и овощей (300 тонн готовой продукции в сутки и более); молочная продукция (200 тонн в сутки и более)

22. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более)

23. Выращивание и разведение свиней (мощностью 2000 мест и более), свиноматок (мощностью 750 мест и более)

24. Переработка и консервирование мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях

2 5. Добыча угля , включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита).

26. Обрабатывающее производство производством, на котором выполняются работы: поверхностная обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более); обработка поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

Перечень экологических услуг для предприятий I категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР), состоит оно из нормативов допустимых выбросов; нормативов допустимых сбросов; нормативов образования отходов.
Выдается:
На один объект сроком на семь лет. Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Процесс регистрации в Росприроднадзоре сопровождается внесением данных в федеральный или региональный реестр на базе заявительного документа от частного предпринимателя или юридического лица. Стоит отметить, что регистрация сопровождается тщательным анализом контролирующими органами каждого предпринимательского объекта. На основании этого устанавливаются категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Определение категории принадлежности предпринимательского объекта является обязательным процессом, который сопровождает процесс постановки на учет в Росприроднадзоре определенного предпринимательского объекта. Этот процесс был законодательно установлен в 2015 году, а после общественного рассмотрения, доработки, а также прохождения антикоррупционной экспертизы был установлен как законодательный акт.

Такой подход к постановке на учет объектов предпринимательства позволяет контролирующим органам проводить контроль объектов повышенного уровня в тех сферах, где загрязнение природы происходит наиболее интенсивно, а также с наиболее опасными последствиями, и, наоборот, уменьшить уровень контроля и внимания за теми категориями предпринимательства, которые незначительно воздействуют на окружающую среду. Это станет отличной предпосылкой для уменьшения уровня НВОС в целом, а также снижения нагрузки на органы контроля.

Четыре категории

Категоризация объектов промышленной деятельности, естественно, проходит на основании чего-то. В данном случае это специальные критерии отнесения объектов, оказывающих негативное действие, к определенной категории, среди которых можно выделить основные моменты:

  • Масштабы предпринимательского объекта.
  • Сфера, загрязняемая в ходе работы предпринимательства.
  • Уровень загрязнения, который составляет исследуемый объект.
  • Опасность отходов, им выбрасываемых, включая канцерогенные и мутагенные свойства.
  • Присутствие некоторых особенностей, которые сопровождают работу с атомными энергиями.

Большое значение также имеет принадлежность предпринимательского объекта к определенной сфере. Так, сферы, которые требуют развития, естественно, будут сопровождаться поддержкой государства, даже если они имеют НВОС, ведь развитие экономики также играет существенную роль. Тем более, государство оказывает постоянное содействие для того, чтобы применение новых технологий становилось более доступно в промышленных масштабах, для эффективной нейтрализации предпринимательства в сфере окружающей среды.

В целом, все предпринимательские объекты имеют подразделение на четыре категории. Соответственно, первая будет иметь принадлежность к наиболее опасным предпринимательским объектам, а четвертая – к наименее опасным. Подробные критерии можно узнать из этого документа . Ниже мы рассмотрим общие критерии признания категорий.

Первая категория

Эта категория объединила в себе самые большие и интенсивно загрязняющие среду предпринимательские объекты, которые выбрасывают наиболее опасные для здоровья и экологии продукты переработки. Это могут быть как металлургические предприятия, химические, так и мясокомбинаты, и свиноводческие предприятия, поскольку их вклад в загрязнение самый большой. В законодательных документах есть оговорка, которая указывает на то, что одним из критериев для отнесения к этой категории предпринимательского объекта является наличие в выбросах опасных веществ 1-го и 2-го класса, обладающих наибольшими канцерогенными и мутагенными свойствами. Естественно, применяемые ставки и коэффициенты относительно этой категории будут самыми высокими.

Вторая категория

В этой категории объединяются предпринимательские объекты, которые оказывают НВОС, равное умеренному. Примерами таких предпринимательств могут стать атомные электростанции, производство силикатного типа кирпича, утилизационные промышленные объекты, а в сельском хозяйстве – объекты по разведению крупного рогатого скота.

Третья категория

Данная категория объединила в себе предпринимательские объекты, которые незначительно негативно воздействуют на окружающую среду. Эти объекты могут разрабатывать самостоятельно планы по нейтрализации негативного действия.

Четвертая категория

Объекты 4 категории, оказывающие негативное воздействие, делают это в самых минимальных масштабах. Сюда обычно относят структуры офисного, социального типа, образовательные структуры. Эта категория обычно освобождается от необходимости платить за НВОС, но окончательное решение к принадлежности ей определяется Росприроднадзором, поскольку даже если в распоряжении какого-либо офиса имеется котел газового типа для теплообеспечения, то объект могут отнести уже к третьей категории.

Итак, категория опасности, к которой могут отнести предпринимательский объект, определяется самим Росприроднадзором на основании тщательного анализа соответствия определенным критериям исследуемого предпринимательского объекта.

В связи с требованием постановления Правительства РФ от 23.06.2016 №572 «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», природопользователи обязаны регистрировать эксплуатируемые объекты, с присвоением им соответствующей категории опасности. Предлагаем рассмотреть преимущества присвоения объекту IV категории.

К IV категории относятся объекты, не имеющие источников сбросов в окружающую среду, но имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, в составе которых отсутствуют вещества I-II класса опасности и радиоактивные вещества. Государственный учёт объектов НВОС проводится, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, порядок которого регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008 №274-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)». Плановые проверки, обычно, проводятся с периодичностью раз в три года. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.08.2014 №426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» объекты IV категории относятся к категории низкого риска, и плановые проверки, на данных объектах, не проводятся. Постановка на госучёт и получение категории для объекта вносит ясность в права и обязанности природопользователя. Это идеальное решение для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Для других объектов также выгодно встать на государственный учёт и получить IV категорию. Это привнесёт ещё ряд преимуществ, и главный плюс этого шага - отмена платы за НВОС для объектов IV категории, согласно ст.16.1 Закона №7-ФЗ. На объектах IV категории отсутствует необходимость разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК), представление отчёта об организации и результатах осуществления ПЭК (ст.67 Закона №7-ФЗ). Следующая привилегия - это отмена расчётов нормативов допустимых сбросов и нормативов допустимых выбросов для объектов IV категории с 1 января 2019 года (п.5 ст.22 Закона №219-ФЗ). Также, с 1 января 2019 года для объектов IV категории отменяется разработка ПНООЛР и сдача отчётности по обращению с отходами (п.2 ст.3 Закона №219-ФЗ). Владельцы объектов IV категории освобождаются от сдачи декларации о воздействии на окружающую среду (п.8 ст.31.2 Закона №219-ФЗ). Отсутствие необходимости разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности - ещё одна льгота для объектов IV категории.

Как мы видим, законом предусмотрен внушительный пакет экологических льгот для объектов IV категории, но также, присутствует рад обязательств, за нарушение которых, контролирующие органы вправе спросить по всей строгости не только Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но и Уголовного Кодекса РФ.

Главной обязанностью, всех без исключения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является разработка паспортов на отходы I-IV классов опасности (ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Природопользователи обязаны, внутренними приказами и должностными инструкциями, определить должностных лиц, ответственных за экологическую безопасность на предприятии, безопасное обращение с отходами. В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ - ответственные лица должны пройти обучение и иметь документы о дополнительном образовании или повышении квалификации в экологической сфере. Данные специалисты могут назначаться из состава штата, или же предприятие может делегировать экологическую ответственность сторонним специалистам. Без изменений остаётся и обязанность по ведению учёта образующихся и принимаемых отходов, с соблюдением регламентированной документации, а также составления статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы).

Статья 8.46 КоАП РФ:

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по представлению сведений для актуализации учётных сведений влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Хозяйствующие субъекты обязаны исполнять все предписания контролирующих органов об устранении обнаруженных нарушений, а главное - бережно относится к природе и её ресурсам, флоре и фауне, здоровью человека и экологической безопасности!

Вторая категория предприятия по экологии

Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду


с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива)


2. Добыча и подготовка руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях


:
для производства чугуна или стали (с производительностью менее 2,5 тонны в час); для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час) и другие


: стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки); огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год) и другие


(с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки)


в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки)


(с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более)


с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки)


с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки)


10. Производство следующих пищевых продуктов : мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки) и другие; разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест)


, на котором выполняются работы: по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров) и другое


, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности)


, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива


(за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду и другие


15. Транспортирование по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов



, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит); других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более)


18. Производство сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка


, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента


(с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более); пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более)


21. Сбор, обработка и утилизация отходов в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I - III классов опасности; хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более)и другое


22. Производство изделий из бетона для использования в строительстве , включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более)


(с проектной мощностью 400 мест и более)


с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более)


А также: 25. Хранение и (или) уничтожение химического оружия.

26. Разведение сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест).

27. Выращивание и разведение свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест).


Внимание! Выше приведен неполный текст критериев отнесения объектов к II категории. Для того чтобы ознакомиться с полной версией списка, читайте Постановление Правительства от 28 сентября 2015 года №1029.

Перечень экологических услуг для предприятий II категории объектов:

1. Комплексное экологическое разрешение (КЭР) - по желанию.

Подробнее Скрыть Нажмите, чтобы узнать подробности

    Состоит из:
  • нормативов допустимых выбросов;
  • нормативов допустимых сбросов;
  • нормативов образования отходов.
Выдается:

На один объект сроком на семь лет (КЭР может быть продлено еще на семь лет). Государственная пошлина за выдачу КЭП – 9500 рублей. Все выданные лимиты/нормативы действуют до выдачи КЭР.

Штраф за отсутствие КЭР: От 50 000 до 100 000 рублей. Штраф вступает в силу с 01.01.2019.

Предприятия по производству молочной продукции отнесли к объектам 1-2 категориям опасности. Опрос Milknews показал, что не все наши читатели знают что это такое. Впрочем, неудивительно, потому что это относительно новое понятие. Поэтому мы решили написать об этом в очередном выпуске нашей рубрики «Простыми словами».

Что случилось?

Правительство отнесло предприятия молочной промышленности к 1-2 категории опасности, а Минприроды недавно в ответ на запрос Минсельхоза написало, что считает это обоснованным. Ранее молокоперерабатывающие предприятия относились к 3 классу опасности по санитарно-защитным зонам вокруг предприятий, а категорий опасности не было как таковых - это нововведение.

Что такое категории опасности вкратце?

Это дифференциация на четыре категории всех предприятий по силе воздействия на окружающую среду. Чем выше номер категории, тем слабее воздействие. Отсюда отнесение к I-II категории опасности ставит переработку молока в один ряд с химическими производствами, металлургией и мусоропереработкой. Минсельхоз и специалисты с этим не согласны, тем более, что ранее, судя по требованиям к этой отрасли, молокопереработка опасной не считалась. Но об этом .

Кстати, если заметили, мы не используем слово «экология». Некоторые специалисты считают, что правильно говорить «загрязнение окружающей среды». В документах тоже применяется только такое словосочетание.

Как определить к какой категории опасности относится мое предприятие?

Определить в какой именно категории находится ваше предприятия можно (смотрите текст, выделеных желтым).

Зачем нужны категории опасности?

Чтобы лучше регулировать разные по степени загрязнения окружающей среды отрасли. В постановление об этом написано прямо: «Принятые решения позволят дифференцировать предприятия по значимости воздействия на окружающую среду в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования».

Хорошо, а теперь расскажите подробно про каждую категорию опасности

Итак, в постановлении правительства есть четыре категории опасности. Предприятия разделяются как по отраслям, так и мощностям производства, что логично, ведь крупный завод может навредить гораздо больше, чем небольшой.

А теперь пройдемся по каждой категории от меньшего «зла» к большому и определим куда относится переработка молока:

II категория
В нее тоже включили предприятия, которые оказывают «умеренное негативное воздействие на окружающую среду», но в этот раз это не услуги и лаборатории, а уже реальные производства. В данном случае перечисляются ядерные установки, добыча и обогащение урановой руды, транспортировка газа про трубопроводом и другое. Молокоперерабатывающие предприятия мощностью менее 200 т в сутки (в среднем за год) отнесли сюда.

I категория
Это самые "грязные" производства. Выбросы этих предприятий содержат опасные для людей вещества и соединения. В этой категории будут химические, нефтеперерабатывающие, металлургические и другие подобные предприятия. Если ваш завод перерабатывает 200 и более т молока в сутки, то вы в этой категории.

Почему переработка молока попала в самые опасные категории?

Теперь, когда мы знаем что означает каждая категория, понять логику чиновников гораздо проще. Заключается она, судя по структуре категорий, в том, что любое производство опасно. Так как переработка молока - это не услуга и не что-то имеющее социальное значение и даже не лаборатория, то поместить его в IV или III категорию не получается. Отсюда и определение любого производства в две самые опасные категории.

Но мы не опасные! Правда!

Тогда можно действительно поместить вас в IV или III категорию. Вот только для этого в постановлении определены критерии, которые, мы уверены, выполнить смогут только самые изобретательные бизнесмены.

Например, для IV категории нужно, чтобы масса загрязняющих веществ в выбросах в воздух вашего предприятия не была выше 10 тонн в год. При этом в выбросах не должно быть веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. В воду вообще никакие загрязняющие вещества сбрасывать нельзя.

Если достигнуть этого невозможно, то надо производить электроэнергию из газа или пара на вашем предприятии или использовать оборудование исключительно для испытаний или исследований.

Попасть в третью категорию переработчикам молока будет еще сложнее. В документе написано дословно следующее: «Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа». Но молочные предприятия уже указаны в первых двух категориях, поэтому этот пункт выполнить невозможно. Однако для особо изощренных есть такая лазейка: можно приобрести и начать эксплуатировать исследовательскую ядерную установку нулевой мощности. Вот тогда у вас будет третья категория. Но вряд ли кто-то на это пойдет, к тому же мы не проверяли можно ли такое покупать частным лицам.

Если вас это успокоит, то вы находитесь в одной компании с садоводами, овощеводами и картофелеводами. Они тоже теперь опасны.

Что-нибудь может поменяться?

Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) борется за включение отрасли в IV или III категорию. Аргументы у него в том, что отрасль социально значимая (чиновники Минприроды, которые писали поставновление, судя по всему, так не считают, иначе бы молочники уже находились в IV категории), среди выбросов есть только умеренно опасные вещества из 3 класса опасности. Выбросы 1 класса дают только котельные и их 0,00003% от общего объема.

Кроме того, до сих пор для молокоперерабатывающих предприятий установлен минимальный размер нормативной санитарно-защитной зоны - 100 м (это согласно СанПину), а плата за негативное воздействие на окружающую среду сейчас минимальная (20-30 тыс. рублей).

Вас также обяжют получать комплексное экологическое разрешение, установить «автоматические средства измерения и учета объема и массы выбросов вредных веществ», а также иметь технику для отсылки информации о загрязнении в фонд госмониторинга окружающей среды.

Вы вообще что-нибудь хорошее сказать можете?

Да! Например, мы знаем, что предусмотрено экономическое стимулирование объектов I категории опасности согласно закону №7-ФЗ. На него могут рассчитывать производства, использующие НДТ. Им к ставке платы за негативное воздействие данного предприятия на окружающую среду «будет применяться коэффициент 0», что означает отсутствие платы.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация