Основные определения, предназначение и задачи го. Гражданская защита понятие гражданская защита появилось Цели гражданской обороны в военное время

Главная / Общество

Гражданская оборона -- система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Роль гражданской обороны сводится к повышению обороноспособности страны, что определяется необходимостью подготовки объектов народного хозяйства в условиях применения противником оружия массового поражения. Для проведения мероприятий гражданской обороны привлекаются материальные людские ресурсы всей страны. Первостепенной задачей является сохранение в ходе войны населения, как основной производственной силы, обеспечение устойчивой экономики и сохранение материально-технических ресурсов. Успешная деятельность формирований гражданской обороны в мирное и военное время предопределяет живучесть и стойкость страны.

Задачи, стоящие перед гражданской обороны, определяются тремя периодами: мирным, общей готовности и ликвидации последствий нападения противника.

К задачам мирного времени относятся:

Разработка планов по защите населения и объектов народного хозяйтсва от оружия массового поражения;

Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы объектов в военное время;

Всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от ОМП и правилам поведения по сигналам гражданской обороны;

Подготовка формирований и войск гражданской обороны к действиям в очагах массового поражения;

В зонах затопления, районах стихийных бедствий при крупных авариях;

Организация системы разведки, наблюдения лабораторного контроля за радиоактивными, химическими загрязнениями и биологическими заражениями среды;

Создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения, управления и связи;

Строительство защитных сооружений гражданской обороны (убежищ, противорадиационных укрытий);

Строительство защитных сооружений гражданской обороны;

Подготовка загородной зоны для размещения и эвакуирования населения.

К числу готовности гражданской обороны относятся:

Приведение в полную готовность пунктов управления, системы оповещения, связи, разведки, наблюдения и лабораторного контроля;

Оповещение населения об угрозе нападения и о режиме работы объектов народного хозяйства и поведения населения;

Рассредоточение рабочих и служащих в загородной зоне и эвакуация из городов в сельскую местность незанятого населения комбинированным способом;

Выдача населению индивидуальных и медицинских средств защиты;

Своевременное развертывание и вывод в загородную зону формирований и войск гражданской обороны;

При внезапном нападении - укрытие населения, рабочих и служащих личного состава формирований и войск гражданской обороны в защитных сооружениях.

Мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

1. своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

3. укрытие населения в защитных сооружениях;

4. использование средств индивидуальной защиты;

5. эвакуация, рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;

6. защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

7. обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

8. защита населения на всей территории страны;

9. дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

10. заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

11. необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);

Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной , химической и биологической обстановкой ;

Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;

Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;

Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Так, например, для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных средств и медицинской техники.

Принятый в 1998 году Федеральный закон Российской Федерации № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:

Обучение населения в области гражданской обороны;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обеспечение, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;



Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Структура и органы управления гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях субъектов РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.

Производственный принцип состоит в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

За руководство ГО в субъектах РФ, автономных образованиях, краях, областях, городах отвечают соответствующие руководители органов исполнительной власти. Руководство ГО в министерстве, ведомстве, учреждении (ВУЗе), предприятии (объекте), независимо от форм собственности, осуществляют их руководители.

Гражданская оборона, организованная на предприятиях, учреждениях и в организациях в целях заблаговременной подготовки их к задачам военного времени, в настоящее время, в основном, переориентированы на решение задач мирного времени.

В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Силы гражданской обороны – это спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Деятельность спасательных воинских формирований МЧС России осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России», штатная численность военнослужащих МЧС России составляет 7230 человек военнослужащих и 17220 человек гражданского персонала. В состав спасательных воинских формирований МЧС России входят 8 спасательных центров регионального подчинения и 2 спасательных центра центрального подчинения.

В состав спасательных воинских формирований дополнительно включены подразделения доставки гуманитарных грузов и пожарные подразделения, увеличена численность инженерно-технических и кинологических подразделений за счет сокращения численности управленческого аппарата.

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» важной составляющей сил гражданской обороны являются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ). Они создаются на потенциально опасных производственных объектах, а также на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

НАСФ оснащены специальной техникой, имуществом для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей и предназначены для выполнения основного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ при проведении мероприятий гражданской обороны. Эти формирования могут иметь разную специализацию: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и др.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система гражданской обороны. Систему гражданской обороны составляют:

Органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики или здравоохранения (предприятие, завод, медицинская или фармацевтическая организация и т.д.).

В октябре 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО были спасены от гибели многие миллионы граждан, ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала составной частью системы общегосударственных оборонных мер, проводимых в мирное и военное время.

Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. В то же время в силу ряда причин силы гражданской обороны не успевали эффективно реагировать и своевременно устранять последствия чрезвычайных ситуаций мирного времени. Поэтому в июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.

В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство (МЧС России).

Гражданская оборона - система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Принятие мер по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание (включая оказание первой медицинской помощи), срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и принятие других необходимых мер;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Организация и ведение гражданской обороны - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечения безопасности страны.

Понятие «гражданская защита» появилось не вследствие игры слов, ибо оборона - тоже защита, а потому что функция государства дополнилась защитой населения в мирное время. Понятие защиты более объемное (расширенное) в сравнении с понятием обороны: «оборона - тоже защита» , а «защита включает в себя, в том числе и оборону» . Термин гражданская оборона узок и подчеркивает оборонительную (военную) сущность защиты и не может распространяться на мирное время, в то время как понятие гражданская защита может быть применимо и в военное время.

Мир не становится безопаснее. Сохраняются как традиционные угрозы и риски, так и возникают новые опасности. И в противодействии им, в обеспечении безопасности жизнедеятельности трудно переоценить роль гражданской защиты

Гражданская защита как единая государственная система должна быть готова к исполнению функций постоянно, степень ее готовности должна стать значительно выше, чем у гражданской обороны.

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ Первое и главное – профессионалы. Подготовленные, мотивированные специалисты: управленцы, спасатели, пожарные, летчики, готовые по приказу и по зову сердца выполнять задачи гражданской обороны по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей.

Второе. Защита населения. Эффективная система защиты граждан от опасностей и угроз, решение проблем безопасности жизнедеятельности, стабильности потенциально опасных и социально значимых объектов, транспортной инфраструктуры, энергетики, связи. . .

Третье – современная высокотехнологичная система управления базирующаяся на государственном и на всех уровнях местах, включая информационно-управляющие комплексы, космический и геостратегический мониторинг, прогнозирование ЧС и т. д.

Четвертое. Силы ГО. Подготовленные к действиям в сложных условиях, оснащенные современной техникой и технологиями, специализированными комплексами. Мобильные и готовые работать везде, где потребуются силы ГО.

Пятое. Эффективная система реагирования, обеспечивающая взаимодействие систем управления. Резервы финансовых и материальных средств, позволяющие восполнять запасы и обеспечивать потребности людей. Мобильные пожарно-спасательные, инновационные кластеры комплексной безопасности людей, обеспечивающие устойчивое функционирование объектов экономики, транспорта, коммуникаций в условиях угроз крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.

И последнее. Современная нормативная и правовая база и нормативные технические требования в области ГЗ, реально обеспечивающие защиту населения и стабильное, устойчивое развитие страны.

Человек, его жизненные интересы, защита жизни и здоровья – это важнейшая составная часть гражданской обороны и защиты. При этом активная работа и жизненная позиция граждан также являются основой безопасности человека, защиты его жизни и здоровья. Каждый должен знать, как не попасть в сложную жизненную ситуацию, должен уметь оказать помощь себе и окружающим, правильно и адекватно действовать, исходя из реальных опасностей и угроз.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА К концу 1980 -х годов, как и по всей стране, стали накапливаться негативные процессы. Ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гражданская защита определяется как комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основной принцип гражданской защиты - заблаговременная (в мирное время) подготовка к защите с учетом специфики и особенностей территорий, степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, развития вооружения, военной техники и средств защиты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Реализация на соответствующей территории государственной политики в сфере гражданской защиты, выполнение задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций (в соответствии с действующим законодательством). 2. Координация деятельности органов управления, сил местного звена территориальной подсистемы Единой государственной системы, обеспечение их функционирования.

3. Разработка и реализация мероприятий по вопросам поддержания в готовности органов управления и сил гражданской защиты к действиям по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в мирное время, а также в особый период.

4. Осуществление информационного обеспечения в сфере гражданской защиты, информирования населения о состоянии техногенной обстановки на территории города. 5. Оповещение населения об угрозе, возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, обеспечение надежного функционирования систем оповещения.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ. – сформировать приемы обеспечения безопасности в разных ситуациях; – обучить приемам мониторинга окружающей среды; – сформировать знания и умения по культуре безопасности жизнедеятельности личности в городской среде;

– воспитать чувство ответственности за состояние своего здоровья и состояние окружающей среды в городе; – углубить и расширить знания на основе конкретных фактов по истории, экологии родного края, по культуре безопасности жизнедеятельности личности.

«КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ – любому действию человека должно предшествовать образование 2 -х психологических феноменов – готовности и способности действовать безопасно; – свойства личности проявляются в конкретных видах деятельности и поведении; – ответственное отношение включает в себя соблюдение норм культуры личной безопасности.

Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация. В жизни все отклонения от обычного, нормального мы называем чрезвычайным происшествием или ситуацией. В нормативных документах даются следующие определения. Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремальное событие - это отклонение от нормы процессов или явлений. Авария - это экстремальное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений. Производственная или транспортная катастрофа - это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды. Стихийное бедствие - это катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия. Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, сопровождающееся массовой гибелью живых организмов и экономическим ущербом.

ЗАДАЧИ МЧС - предупреждение чрезвычайных ситуаций, т. е. комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на сохранения здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь; - ликвидация ЧС, т. е. аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь, а также на ограничение зоны бедствия; - подготовка населения к нужным действиям в случае возникновения ЧС

ФОРМУЛА БЕЗОПАСНОСТИ предвидеть опасность; по возможности избегать ее; при необходимости, действовать решительно и четко; бороться до последнего, активно (всеми возможными способами) просить о помощи и самому ее оказывать нуждающемуся.

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ паника (человек мечется из стороны в сторону, стремится убежать, испытывает страх) психологический шок (человек остается на месте, у него цепенеют мышцы, иногда теряет сознание) действия соответствуют обстановке, целенаправленны и продуманы

Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой- либо физической работе и не одного, а в составе группы. Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека, нужны постоянная подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств. В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов - всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитии выносливости, самообладания, неуклонному стремлений к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжёлым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОБЪЕКТАМ ЗАЩИТЫ системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности; система охраны природной среды; система государственной безопасности; система глобальной (всемирной) безопасности.

, Меры безопасности – это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения – порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

Индивидуальные (личные) правила безопасного поведения – это правила безопасного поведения, составленные с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, состояния здоровья, специфики трудовой (в том числе учебной) деятельности, социальной и иной активности человека. Личная система безопасности и выживания – это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека

КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС). ЧС в городе; ЧС в природе; ЧС техногенного характера; ЧС военного времени; Комбинированные ЧС.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ): оповещение (звуки сирены, гудки предприятий, транспортных средств означают сигнал “Внимание! Всем!”; услышав этот сигнал, включите радио или телевизор, выслушайте сообщение о ЧС и действуйте согласно переданным указаниям)); укрытие населения в защитных сооружениях; эвакуация (вывоз людей, учреждений, имущества и т. п. для предохранения от опасности во время войны или стихийного бедствия) ; выдача средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи (противогазов, костюмов Л-1 и других); специальные мероприятия (в том числе по защите от поражающих факторов оружия массового поражения

К ОМП ОТНОСЯТСЯ Ядерное оружие (ядерное или атомное, термоядерное, нейтронное). Действие основано на использовании энергии, высвобождающейся при ядерных реакциях. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности, электромагнитный импульс. Химическое оружие. Действие основано на токсических свойствах химических веществ. Включает в себя боевые отравляющие вещества (ОВ) и средства их доставки. В зависимости от характера действия ОВ подразделяются: ОВ нервно-паралитического действия (VX, Ви –Икс); ОВ кожно-нарывного действия (иприт); ОВ удушающего действия (фосген); ОВ обще ядовитого действия (синильная кислота); ОВ раздражающего действия (CS, Си-Эс); ОВ психохимического действия (BZ, Би-Зэт), вызывающие галлюцинации, страх, подавленность.

Бинарные химические боеприпасы (бинарное оружие) снаряжаются двумя нетоксичными компонентами ОВ, которые смешиваются друг с другом (происходит химическая реакция) в процессе применения химического оружия, образуя высокотоксичное отравляющее вещество (например, зарин).

Бактериологическое (биологическое) оружие. Болезнетворные микробы и их токсины, помещенные в различные технические средства и предназначенные для заражения людей, животных и растений. Поражающими факторами являются вызванные таким образом заболевания людей, животных, растений. В последнее время возникла опасность заражения при получении почтовых отправлений (письма, посылки). Безопаснее использовать электронную почту, предварительно защитив свою информацию (10

Современные обычные средства поражения. Основываются на действии взрывчатых веществ (ВВ) и зажигательных смесей (осколочно-фугасные и шариковые боеприпасы, боеприпасы объемного взрыва, зажигательные смеси (9)). Высокоточное оружие. Боевые комплексы, способные точно и на большом расстоянии поражать цель (например, зенитно-ракетный управляемый комплекс). Тактико-технические характеристики (ТТХ) современного оружия приводятся в специализированных журналах (например, “Военные знания”). Кроме перечисленных видов ОМП существуют: экологическое, космическое, психотропное и другие виды оружия.

ПЕРЕЧЕНЬ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ радиоактивные вещества (РВ); отравляющие вещества (ОВ); биологически опасные вещества (БОВ); взрывчатые вещества (ВВ); аварийно химически опасные вещества (АХОВ) (до недавнего времени применялось сокращение СДЯВ – сильнодействующие ядовитые вещества); наркотические вещества (в том числе никотин, содержащийся в табаке, попадающий в организм при курении или вдыхании табачного дыма); спирты и другие химические вещества (40% раствор этилового спирта – водка).

Знать, что хочешь – половина успеха, знать, что можешь – полная победа, а знать, чего не хочешь – гарантия безопасности.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Ежегодно 1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны (World Civil Defence Day). В 1931 году по инициативе нескольких государств, французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль, основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» - «зон безопасности» для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах.

Дайте оценку выбранной Вами информации по следующему плану: 1. Вид чрезвычайной ситуации. 2. Какие правила безопасного поведения были нарушены?

Оценка рисков – это динамичный процесс, позволяющий определять превентивные меры, проводить активную политику управления рисками на рабочих местах.

ОЦЕНКА РИСКОВ ПОЗВОЛЯЕТ учитывать все риски, связанные с производственной деятельностью предприятия, а также возникающие при использовании продукции или услуг, оказываемых другими организациями; учитывать поведение человека (темперамент, привычки, рабочее положение, психологические и физиологические характеристики, внимательность, биомеханические и антропометрические данные); использовать систематизированную информацию из различных источников (сведения о происшествиях и результаты их анализа, данные мониторинга и оценки опасных воздействий химических и физических факторов, результаты анализа трудового процесса, включая оценку потенциальной возможности возникновения небезопасного поведения);

ОЦЕНКА РИСКОВ ПОЗВОЛЯЕТ оценивать эффективность принятых мер управления; документировать результаты оценки и принятых мер контроля, проводить их полноценный анализ для определения достаточности принятых мер или необходимости их совершенствования, а также обеспечения согласованности в оценке рисков, выполняемой различными специалистами в разное время; осуществлять систематический мониторинг и разрабатывать корректирующие действия.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ, избежание рисков; оценка рисков, которых нельзя избежать; борьба с первопричинами рисков; адаптация человека к работе, особенно в части организации рабочих мест, выбора оборудования и технологии производства, с тем, чтобы добиться облегчения тяжелой и монотонной работы, а также сократить влияние условий труда на здоровье; адаптация к техническому прогрессу; замена опасного на неопасное или менее опасное; разработка последовательной политики профилактики, охватывающей технологии, организацию работ, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, связанных с производственной средой; приоритет коллективных средств защиты перед средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ); предоставление соответствующих инструкций работникам.

В настоящее время на международном уровне и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья разработаны различные документы (стандарты, руководства (Guide) и практические пособия), содержащие требования к системам управления профессиональными рисками и рекомендации по разработке систем менеджмента, а также оценке профессиональных рисков. Эти документы применяются работодателями на добровольной основе.

SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые внутренние стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы, существующие во внешней среде

SWOT АНАЛИЗ Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: Сила - strength, Слабость -weakness, Возможности -opportunity Угрозы -threat и именно на них и строиться SWOT анализ.

ВЫЯВЛЯЮТСЯ: сильные и слабые стороны внешние угрозы и возможности УСТАНАВЛИВАЕТСЯ: цепочка взаимосвязей между ними для следующего установления (корректировки) целей организации выбор стратегии достижения целей

ПРАВИЛА SWOT-АНАЛИЗА 1. Поймите различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами 2. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию 3. Избегайте пространных и двусмысленных формулировок

ЭТАПЫ SWOT-АНАЛИЗА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Обозначение цели SWOT-анализа Определение сильных и слабых сторон Определение рыночных возможностей и угроз Ранжирование и уточнение формулировок сильных и слабых сторон Ранжирование и уточнение формулировок рыночных возможностей и угроз Формирование матрицы SWOT Формулировка критериев выбора стратегии Анализ «отвергнутых» стратегий Примерная оценка стоимости выбранной стратегии Утверждение стратегии

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛИ SWOT-анализ всегда делается под какие- то цели SWOT-анализ не должен быть абстрактным SWOT-анализ – это качественная оценка сегодняшнего состояния организации и возможных направлений движения в будущее

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ Для постановки целей используется методика SMART. Расшифровка SMART такова: цели должны быть Конкретными (Specific). Четкая формулировка того, чего мы должны добиться в ходе проектной деятельности. Измеримыми (Measurable). Возможно ли измерить то, чего мы хотим добиться? Знакомы ли мы нам методики измерения? Возможно ли измерить результат в рамках нашего проекта? Достижимыми (Achievable). Можно ли достичь того, что мы запланировали, сданным персоналом, при существующей материально-технической базе, за планируемое время? Насущными (Relevant). Интересно ли то, что задумано; актуально ли это в существующей ситуации на предприятии, в регионе, стране, мире в целом? Определенными во времени (Timed). Представляем ли мы временные границы нашего проекта?

Для превращения задач по безопасности в эффективное средство стимулирования и направления работы необходимо: Задачи должны ставиться на каждом уровне руководства Задачи должны быть разумными Продвигайтесь вперед постепенно. Отметьте в Вашем движении к конечной цели – полному отсутствию травм – промежуточные шаги и результаты Задачи должны поддаваться измерению и иметь установленные сроки Вы должны иметь возможность сравнивать полученные результаты с поставленными задачами Вы должны видеть свои достижения: определить прогресс в отношении ОТ и ПБ Вы должны строить правильные планы на будущее ВСЕГДА НАЗНАЧАЙТЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ КАЖДОЙ ЗАДАЧИ

ЦЕЛИ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ § ПРИЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ИМЕЕТ ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ДРУГИМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ВОПРОСАМИ § ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАКИХ УРОВНЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЫ ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРИ КОТОРЫХ РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ МИНИМАЛЕН, И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КОМПАНИИ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА МАКСИМАЛЬНО БЕЗОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОБОРУДОВАНИЕ § СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА КОМПАНИИ НА МИРОВОМ И ВНУТРЕННЕМ РЫНКАХ, СОЗДАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ МОГУТ ВЫГЛЯДЕТЬ ТАК: Хорошая репутация фирмы у постоянных клиентов Высокая квалификация работников Известность на рынке Компетентность руководства Наличие финансовых ресурсов Защищённость от сильного конкурентного давления Технологическое превосходство Преимущества в области издержек…

ПРИМЕР СЛАБЫХ СТОРОН Наличие на отдельных участках устаревшего оборудования Низкая прибыльность основной продукции Слабое отслеживание процесса выполнения стратегии Внутрипроизводственные проблемы Отставание в области исследований и разработок Недостаточное знание рынка и новинок рынка…

ПРИМЕР ВОЗМОЖНОСТЕЙ Выход на новые рынки в два соседних региона Расширение ассортимента продукции путём закупки ряда продуктов у партнёров Выпуск сопутствующих продуктов Более глубокая сегментация рынка и гибкая ценовая политика Использование кредитных ресурсов для продвижения нового проекта Подключение к новой государственной программе на раннем этапе Использование дружественных СМИ для «раскрутки» новой серии товаров Открытие сервис-центра для ремонта и обновления старых моделей и т. д.

Этап 3 ПРИМЕР УГРОЗ Реальная возможность появления новых конкурентов из других отраслей Рост продаж замещающего продукта Замедление роста рынка Неблагоприятная для бизнеса политика властей Возрастание роли поставщиков в связи с их укрупнением Изменение потребностей и вкусов покупателей Неблагоприятные демографические изменения, трудность набора новых сотрудников и т. д.

В ИДЕАЛЕ ДЛЯ КАЖДОЙ СТРАТЕГИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТРАБОТАНЫ: Этап 6 система прогнозирования и планирования структура компании и штатное расписание система мотивации персонала система учёта ресурсов и затрат (по проектам и направлениям бизнеса)

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ НЕПОДДАЕТСЯ ИЗМЕРЕНИЮ, НО ВСЕГДА ЧУВСТВУЕТСЯ, КОГДА ОНА ЕСТЬ, И ВСЕГДА ОЧЕВИДНЫ УДРУЧАЮЩИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕЕ ОТСУТСТВИЯ

Неписанные правила «Что же в действительности здесь происходит» Высшее руководство Руководители среднего звена Мастера/Рабочие Политика Лидерство Философия Ресурсы Организация Роли Стимулы/наказания Информирование Дисциплина Кураторство Соблюдение правил Моральное состояние

1. Идентификация опасных и вредных производственных факторов, анализ и управ 2. Непрерывное ление рисками усовершенствова 2. Требования законодательных ние Действия по актов. усовершен- Планиро 3. Цели и задачи. вание ствованию 4. Программа. I IV 1. Анализ системы стороны руководства. 1. Структура и ответственность. 2. Обучение, осведомленность и компетентность. 3. Связь и информация. 4. Документация и управление документацией. 5. Управление операциями. 6. Готовность к действиям в условиях аварийной ситуации Контроль и Организация и осуществление II 1. Мониторинг и оценка измерения. III 2. Несоответствия, корректирующие и профилактические действия. 3. Отчетные данные и оперативный учет. 4. Аудит СУПБ и ОТ. Лидерство и приверженность руководства концепции безопасной работы Предупреждающие действия Управление изменениями Мотивация персонала Эффективная работа с поставщиками и персоналом

BETTER LIFE INDEX (OECD* INDEX ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ) HTTP: //WWW. OECDBETTERLIFEINDEX. ORG/ABOUT/BETTER-LIFE-INITIATIVE Что кроме дохода влияет на качество жизни? Страны OECD предложили 11 тем/параметров: 1) Вопросы жилья Housing 2) Доход Income 3) Работа Jobs 4) Развитие местных сообществ Community 5) Образование Education 6) Окружающая среда/экология Environment 7) Управление Governance 8) Здоровье Health 9) Удовлетворенность жизнью Life Satisfaction 10)Безопасность Safety 11) Work-Life balance * OECD – Organization for Economic Co-operation and Development

ПОДВЕРГАЕМЫХ РИСКАМ ОБОБЩАЮТСЯ Дирекцией по ОТ НАПРАВЛЯЮТСЯ РУКОВОДСТВУ ОРГАНИЗАЦИИ ят од ох е пр ени ры буч же о ед ое ен ьн -м ал ск ци Ри Спе пе р на сон пр ал ед обу м ри ет з чает ск на ся ов ни я ДОВОДЯТСЯ ДО СВЕДЕНИЯ ЛИЦ,

й ны ль иа нь ец ве Сп уро -нь ур ий ий боч зш ра ни тер/ с ма н ма изш сте ий р/р ураб нь оч ий ец ур иал ов ьн ен ый ь ИЯ ИЯ ЕН ЕН УЧ УЧ ОБ ОБ ый сн ь зи ен Ба ров у ин у ты ин выс йу ст ше ит ро ер уц ве ио уко нь на во ль дс ны тв йу о р-н ь дв ОБ УЧ ЕН ИЯ Пр о УР ОВ ЕН Ь Ба з ур исн ов ый ен ь хн ур ичес ов ки ен й ь те й ки ес ич нь хн ве те уро Сп Ь НЬ ЕН ОВ ОВ УР УР нь Инструкции по ОТ ве Процедуры (СТП) ро о йу тв нь дс урты во ну ко ый ви ру ьн ее нал од сш ио Пр вы итуц ст ин Руководство по СУПБ и ОТ ЭКСПЕРТНЫЙ УРОВЕНЬ (работники служб ОТ, ПБ, ООС, ГСС, лабораторий, ГО ЧС, пож. безоп. и др.)

Чему необходимо обучить руководителей: § Функциям управления безопасностью: v v Проведение аудитов Расследование ЧС и А Постановка и достижение целей и задач Проведение собраний по ОТ и ПБ Чему необходимо обучить подрядчиков: q q q q Инструкции, принятые на объекте Обучение нового персонала Отчетность по ЧС и А С кем связываться, когда и по какому поводу Обучение безопасности при выполнении определенных работ Должностные обязанности Как данная работа может сказаться на других работниках

В мире за один год происходит: Более 2 200 000 смертей на производстве 160 000 заболеваний, связанных с производством 270 000 несчастных случаев Стоимость несчастных случаев и профессиональных заболеваний более 1 250 000 4% потерь ВВП 000 $ в год,

1 смертельный исход Реагирование на происшествие: выплаты сотрудникам лечение пострадавших замещение пострадавшего на производстве 30 тяжелых травм (потеря рабочего времени) 300 лёгких травм 3, 000 случаев оказания первой медицинской помощи 30, 000 - опасных действий - созданных работниками опасных условий

Опасность для оборудования Участие Mенеджеров СИЗ План контракта Руководство СУОТ % аварий Процедуры Признание Обучение Связь Участие служащих Небезопасные действия Видимость время

Предметы Люди Пассивно Интерактивно Специалисты Каждый Недостатки Регистрация/Проверка Недостатки + Достоинства Регистрация/Проверка Если не разговаривать с людьми и не выслушиваете их - это не поведенческий аудит безопасности!

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО УЛУЧШЕНИЯ ♦ ISO 14001: 2004 Эколо ♦ OHSAS 18001: 1999 гия ♦ ISO 9001: 2000 Здоровье и ♦ +. . . безопа сность Интегрированные системы менеджмента

Система мотивации безопасности Система взаимоотношений с поставщиками и потребителями Система обучения персонала Безопасность на производстве Система взаимоотношений с подрядчиками Документированная организационная система менеджмента в области ПБ и ОТ (функции и процессы)

Способность отмечать безопасные и опасные действия, условия и методы работ Умение говорить с работниками о ваших наблюдениях и аспектах безопасности их работы Умение заручиться согласием работника работать безопасно

Реакции людей Положения людей, эргономика Спецодежда и средства индивидуальной защиты Инструменты и оборудование Правила и инструкции Порядок на рабочем месте

1. Укрепить позитивные моменты 2. Обнаружить назревающие проблемы: · принять необходимые меры · осуществлять последующий контроль 3. Увидеть тенденции 4. Оценить персонал

Важность предотвращения потерь Первая обязанность бизнеса - это выжить. Руководящий принцип экономики бизнеса- не получение максимальной прибыли, а предотвращение потерь. Питер Друкер



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация