Остановка инспектором гибдд вне поста. ГАИ: Остановка по требованию

Главная / Общество

В ходе совещания у президента России Владимира Путина заместитель министра внутренних дел Александр Горовой сообщил, что ведомство отменило приказ, запрещающий сотрудникам автоинспекции останавливать транспортные средства и проверять документы вне стационарных постов ГИБДД. Он заявил, что данный приказ был ошибочным, так как не соответствовал условиям географии и транспортной логистики России.

«Это было ошибкой с нашей стороны», — сообщил замглавы МВД в ходе президентского совещания.

Горовой также отметил рост нарушений, связанных с автобусными пассажирскими перевозками. По его словам, в четырёх из семи последних ДТП с участием автобусов водители уснули за рулём. Число пассажиров, погибших в подобных инцидентах, выросло на 21%. Горовой сообщил, что для борьбы с такими происшествиями маршруты движения пассажирских автобусов будут наложены на места расположения постов и патрулей ГИБДД.

«Мы прогнозируем определённый негатив среди пассажиров. Но, поработав месяц в таком режиме, думаю, что побудим хозяйствующие субъекты к необходимости выполнения требований приказа Минтранса, который определяет режим труда водителей», — отметил Горовой.

Глава Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявил, что ГИБДД намерена проводить инспекционные рейды по выявлению переутомлённых водителей, занимающихся перевозкой людей.

«По поручению руководства МВД России мы будем проводить рейдовые мероприятия по проверке условий перевозки людей. Если мы будем видеть случаи, когда водитель утомлён, чувствует себя некомфортно и может уснуть, или болен, или же перевозка не установлена нормативными документами, будем пресекать такие нарушения», — заявил он.

Председатель МРОО «Движение автомобилистов» и руководитель экспертного совета по дорогам и транспорту Общероссийского народного фронта Армен Оганесян считает, что это распоряжение может привести к злоупотреблениям полномочиями со стороны автоинспекторов.

«Если всё будет в рамках закона, и все будут себя вести порядочно, то я ничего плохого в этом не вижу. Но мы знаем, что у нас есть проблемные сотрудники ГИБДД. Я предполагаю, что могут искусственно создаваться ситуации, когда будут останавливать водителей для того, чтобы заработать деньги. Всю систему полиции и ГИБДД нужно менять, переводить её на ту систему, которая есть в западных странах», — считает эксперт.

По словам Оганесяна, возвращение подобных мер связано с целью компенсировать сокращение числа самих стационарных постов.

«Такая практика запрещена именно с целью недопущения коррупционных моментов. Регламент предусматривал, что остановить машину могут только в месте, где есть стационарный пост. С учётом того, что на сегодняшний день все эти посты полуликвидированы из-за сокращений, им разрешили с целью улучшения ситуации опять останавливать автомобили на дорогах», — заключил эксперт.

Автоюрист Дмитрий Славнов поддерживает возвращение практики проверки документов вне стационарного поста.

«Инспекторов, которых выставляют на посты-пикеты, обязывают проверять машины и разгружать дорожное движение. А те инспекторы, которые стоят на светофорах и перекрёстках или других машинах, должны в первую очередь заботится о безопасности дорожного движения. Две или более патрульные машины приравниваются к стационарному посту. Они, например, могут сказать, что поступила ориентировка на угон или разбойное нападение, и проверить любой автомобиль и документы у водителя. Если водитель отказывался, он был обязан проследовать на стационарный пункт. Я только выступаю за. Если вам нечего боятся, значит вам нечего скрывать», — заключает эксперт.

На сегодняшний день в Административном регламенте исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения содержится исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. Одно из них — «проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров». В этом пункте указано, что проверка документов может быть произведена только на стационарных постах ДПС.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам. Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы. Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента. По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции. Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен. Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов - то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам "О безопасности дорожного движения" и "О полиции".

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки. Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена. Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому - несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения - это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона "О полиции" за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Нередко водителям приходится останавливаться по требованию инспектора ГИБДД.

Но имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать без причины? Каким законом регулируется остановка?

Рассмотрим подробно, где сотрудники ДПС могут останавливать машину для проверки документов и в каких обстоятельствах.

На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.

Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.

Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.

Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет . И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2019 году.

Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.

Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.

Документ объясняет, каким образом должен вести себя инспектор ГИБДД в различных ситуациях . Предыдущий был принят в 2009 году, последний в 2014. За последние три года появились новые правила, технологии и инструменты.

Если сотрудник ГИБДД пожелает проверить документы, сделать запрос, заполнить протокол, он должен сделать это по новому регламенту. Изменениям подверглись не только отдельные пункты, а весь документ теперь выпущен в новой редакции.

Но инспекторы должны действовать не только по этому регламенту . Существуют также Закон о полиции, правила освидетельствования, ПДД, оформление ДТП для ОСАГО, и их также необходимо соблюдать.

Многие эксперты заявляют, что некоторое расширение полномочий инспекторов ГИБДД приведет к их злоупотреблению. Но те же эксперты отметили, что отмена прежнего порядка будет способствовать большей выявляемости различных преступлений и их профилактике.

С новым Административным регламентом можно ознакомиться на сайте “Консультант”: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280037/ .

Узнаем, что делать и как себя вести в случае остановки.

Нельзя игнорировать требование инспектора ДПС об остановке . У него есть право произвести задержание. Сотрудник ДПС специальным жестом останавливает автомобиль.

Требование остановиться он подает через громкоговорящее устройство или жестом руки, может использовать жезл или диск с красным сигналом, который направляется на автотранспортное средство. Инспектор должен указать при этом на место остановки автомобиля .

В темное время суток или при ограниченной видимости инспектор подает сигнал об остановке ТС с применением специальных световых сигналов (если есть такая возможность).

Нельзя останавливать ТС на участках, где остановка запрещена по ПДД . Исключение: остановка связана со стремлением пресечения преступления и других противоправных действий.

  • без промедления подходит к водителю;
  • здоровается, представляется, называет ФИО, должность, звание;
  • при обращении к водителю прикладывает правую руку к головному убору;
  • объясняет причину остановки;
  • если водитель потребует, предоставляет служебное удостоверение (рекомендуется пользоваться этим правом и даже записывать данные сотрудника полиции);
  • излагает требование о передаче документов без обложек или удерживающих средств или излагает права и обязанностей водителя, если необходимо привлечь его в качестве понятного;
  • инспектор не должен требовать от автомобилиста выйти из автомобиля для разговора (исключения: работник ГИБДД находится рядом с ТС, которое создает угрозу его личной безопасности, или в случае, если требуется устранить нарушение или техническую неисправность);
  • остановка должна производиться на короткий срок (если сотрудник Вас остановил, но долго к Вам не подходит, можете продолжать движение);
  • если водитель совершил административное нарушение, сотрудник разъясняет ему, в чем оно заключается.

Нельзя останавливать авто для проверки на темных улицах без освещения, на машинах без специальной окраски . Исключение: есть необходимость пресечения преступления, административного правонарушения, проведения распорядительно-регулировочных действий, причинение вреда жизни, здоровью, имуществу участников ДД.

Если у Вас есть все основания полагать, что перед Вами не сотрудник полиции, сообщите об этом на ближайший пост ГИБДД или в отдел полиции.

Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.

Осмотр водителя и пассажиров автомобиля, досмотр их вещей, багажа проводится только тогда, когда автомобилиста или его пассажиров подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

Водитель остается сидеть в автомобиле, а выйти из машины водитель должен только в случаях (пункт 93 Административного регламента):

  • если находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • нужно устранить техническую неисправность или нарушения правил перевозки грузов;
  • инспектору необходимо осмотреть автомобиль, груз;
  • нужно произвести процессуальные действия (заполнить документы);
  • нужно сверить номера агрегатов ТС;
  • поведение автомобилиста создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель должен переместить автомобиль в указанное инспектором место, если:

  • авто создает помеху для других участников ДД;
  • создает угрозу безопасности сотрудника.

Водитель может сесть в патрульную машину, если его участие необходимо, чтобы оформить процессуальные документы.

Если сотруднику ГИБДД нужно воспользоваться автотранспортным средством, он должен выдать справку или сделать запись в путевом листе, указав продолжительность поездки, пройденное расстояние, свои ФИО, должность, номер служебного удостоверения, наименование подразделения.

Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.

Но требовать этого он в праве только тогда, когда есть веские основания полагать, что автомобилист сел за руль в нетрезвом состоянии. На это обычно указывают следующие признаки:

  • запах алкоголя;
  • автомобилист пошатывается на ногах;
  • его речь нарушена, он путает слова;
  • пальцы рук дрожат;
  • цвет лица изменен;
  • неадекватно себя ведет.

При обнаружении подобных признаков сотрудник ДПС должен провести медицинское освидетельствование, применив соответствующую технику.

Если в выдыхаемом воздухе обнаруживается алкоголь, водителя направляют в медицинское учреждение, где проведут тесты и возьмут анализы.

От обоснованного требования пройти освидетельствование водитель не может отказаться, иначе получит штраф, или его лишат водительских прав.

Но прохождение процедуры в определенном порядке обязательно (статья 25.7 КоАП):

  • привлекаются двое понятых, которые должны подписать протокол и наблюдать за действиями инспектора при проверке;
  • фиксация процесса на видео;
  • понятые должны подтвердить отказ водителя от освидетельствования.

Водитель должен выполнять требования инспектора ГИБДД, если они имеют законную силу.

Наказание за отказ от медицинского освидетельствования (статья 12.26 КоАП РФ):

  • штраф 30 000 рублей, лишение прав на 1,5-2 года;
  • административный арест на 10-15 суток или штраф 30 000 рублей (если у водителя нет прав управлять автомобилем).

Инспектор не должен препятствовать ознакомлению автомобилиста со спецмероприятиями или ориентировками .

Документ может храниться на стационарном посту или в отделении ГИБДД. Инспектор может не носить их с собой постоянно. Но он не должен препятствовать водителю ознакомиться с ними.

Также на борту патрульного автомобиля должен быть номер телефона дежурной части его подразделения . Если такового нет, водитель имеет право потребовать информацию по местонахождению или телефону дежурного или ответственного должностного лица, а сотрудник должен сообщить автомобилисту эти сведения.

Узнать законные основания остановки можно, дозвонившись дежурному. Также дежурный предоставляет данные о прохождении специального мероприятия, о том, какой сотрудник находится на месте, где находится место его дислокации.

Но автомобилисту лучше быть вежливым, так как все телефонные разговоры в полиции записываются автоматически.

Итог

Остановка автомобиля инспектором ДПС возможна только при наличии определенных оснований, которые указаны в пункте 84 Административного регламента МВД от 23.08.2017 г., Приказ №664.

Сотрудник ГИБДД имеет право останавливать автомобиль, если на то имеются основания.

Рекомендация: скачайте, распечатайте и сохраните в бардачке автомобиля актуальный перечень региональных телефонов дежурных частей ГИБДД и телефонов доверия по вопросам нарушения соблюдения законодательства сотрудниками.

Такая «шпаргалка» может не раз выручить участника дорожного движения, попавшего к неквалифицированному сотруднику. Также распечатайте и положите в бардачок Административный регламент МВД.

Будьте спокойны и вежливы во время общения с инспектором ДПС . Не позволяйте ему запугивать Вас. Отстаивайте свою правоту, пользуйтесь своими правами.

Спорьте до последнего, позвольте себе оперировать понятиями из ПДД, даже если Вы не помните все формулировки наизусть (некоторые инспекторы их тоже наизусть не помнят).

Защищайте свои права, но не перегибайте палку и, разумеется, не нарушайте ПДД.

ДПС ни с того ни с сего просит открыть багажник, чтобы проверить его содержимое. Правомерно ли это? Сегодня объясним, как вести себя в этом случае, а инструкторы по вождению расскажут о правах водителя и обязанностях сотрудника ГИБДД.

Причины остановки ГИБДД

Многие после обучения вождению , да и опытные автомобилисты тоже, задаются вопросом, имеет ли право полицейский или сотрудник ДПС тормозить водителя на дороге (вне «гаишного» поста) и проверять документы.

Увы, четкого ответа на этот вопрос нет. Но все возможные причины остановок указаны в нормативных актах.

Давайте разберем основные ситуации, когда правоохранительные структуры могут осматривать автомобиль и проверять ваши документы:

  • Технические средства экипажа ДПС (часто визуальный способ) зафиксировал нарушение ПДД (к примеру, превышение скорости).
  • У сотрудников ГИБДД есть информация, что ваша машина причастна к ДТП или другого рода преступлениям, совершенными лично вами или вашими пассажирами. Тогда должна быть ориентировка.
  • У сотрудников имеется информация, что ваше авто в угоне или используется в каких-либо противоправных целях. Также ориентировка.
  • Если на данный момент проходят специальные мероприятия по проверке тех или иных транспортных средств, перевозимых грузов и людей, находящихся в ТС. Тоже ориентировка.
  • Проводится обычный рейд по проверке документов.

Отсюда можно сделать вывод, что если нет приказа о проведении особых мероприятий и рейдов, и вы не нарушили ПДД, то останавливать вас вне поста ДПС инспекторы не имеют права.

Процедура проверки документов

Если же вас все-таки остановили и требуют предъявить документы или открыть багажник, то процедура осмотра должна проходить в строгом соответствии с подзаконными актами.

Прежде всего, инспектор ГИБДД должен показать служебное удостоверение так, чтобы вам было видно все личные данные полицейского.

Вы вправе узнать о причинах остановки, так что смело задавайте все интересующие вас вопросы.

Что касается водителя, то каждый автомобилист должен иметь при себе ВУ, все необходимые документы на машину (в частности свидетельство о регистрации) и страховой полис. В некоторых случаях могут потребовать паспорт. Если вы ничего не нарушали, и все документы в полном порядке, то вас должны отпустить.

Осмотр и досмотр авто

Осмотр проводится визуальной части машины, а досмотр уже внутренностей, при котором составляется протокол. Если инспектор ДПС решил досмотреть вашу машину, то процедура такой проверки также регламентирована. В случае личного досмотра, он проводится лицом одного пола с водителем. То есть если водитель — женщина, то и осматривать ее должна инспектор-женщина или понятая, которые вызываются на место остановки. В противном случае досмотр запрещен! Хотя есть и исключения, например, если известно, что у водителя или пассажиров есть огнестрельное оружие или какие-либо предметы, связанные с совершенным преступлением.

О проведении личного досмотра или проверке содержимого машины должен быть составлен протокол досмотра, чья копия передается водителю.

Процедура проводится с двумя понятыми и, естественно в присутствии самого водителя. В протоколе инспектор должен указать причину остановки в специальной графе. Если она не заполнена, то водитель собственноручно может сделать запись. Например, что остановка была произведена без оснований и не на посту ДПС.

Видеоматериал о том, как должен себя вести сотрудник ДПС при проверке документов водителя:

Будьте внимательны и не нарушайте ПДД!

В статье использовано изображение с сайта alldaydesing.net

Автоинспекторы, пожелавшие проверить документы у водителя, совсем скоро смогут сделать это на любом участке шоссе. Приказ, запрещавший останавливать автотранспорт (в случае отсутствия нарушений с его стороны) вне стационарных постов ГАИ, принятый пять лет назад, первый замминистра внутренних дел Александр Горовой признал ошибочным. "Мы отменили приказ, принятый пять лет назад по линии МВД, которым запрещалось останавливать любые транспортные средства вне стационарных постов", - сказал он на совещании у главы государства. Ошибочность того приказа Горовой объяснил транспортной логистикой и географией нашей страны.

Однако, как стало известно "Российской газете", данный приказ все-таки еще действует, а отменить его только планируется. Впрочем, полицейские не сомневаются, что это произойдет уже в самое ближайшее время.

Этот документ проходит последние согласования. Новый регламент отменит норму, которая предполагает остановку автомобиля для проверки документов лишь на стационарных постах.

Эффективность такого решения будет зависеть от контроля за его исполнением

В последней редакции Административного регламента по работе сотрудников ДПС (утвержденного в 2009 году и обновленного в декабре 2014 года) указано, что автоинспекторы могут останавливать транспортные средства только в случае, если водитель нарушил правила или для оказания помощи. Для проверки документов автолюбителей разрешено останавливать только на стационарных постах ДПС.

В марте 2017 года на портале Госавтоинспекции появилось сообщение о разработке новой редакции Административного регламента. В публикации было указано, что в целях реализации общественного порядка и в условиях сокращения штата предложено отменить запрет на остановку транспортных средств для проверки документов вне стационарных постов. Замглавы МВД Горовой, говоря о необходимости отмены такой меры, также подчеркивал, что она позволит сотрудникам ГИБДД останавливать автобусы и проверять соблюдение водителями режима отдыха и сна. Дело в том, что в последнее время участились аварии с автобусами, произошедшие из-за того, что водитель уснул.

Общее число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, по данным МВД, уже выросло на 21 процент. Из 115 погибших по вине водителей автобусов за последнее время пассажиров 39 погибли из-за того, что люди за рулем уснули. Отмена нормы о том, что не нарушающий ПДД транспорт можно тормозить только на стационарных постах, позволит автоинспекторам останавливать на трассах междугородные автобусы и проверять водителей.

Окажется ли полезным возвращение полицейским подобных полномочий, "РГ" спросила экспертов.

Руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев полагает, что отмена приказа, запрещающего останавливать транспортные средства вне стационарных постов, ни на что не повлияет. "Никто и ранее по сути не запрещал этого делать. Да, говорили, что нельзя останавливать автомобиль без причин для проверки документов, но инспектор останавливал автомобили, ссылаясь на проведение спецмероприятий. То есть автомобилистов как останавливали вне стационарных постов, так и будут останавливать", - уверен эксперт.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков в свою очередь не исключает, что возможность останавливать транспортные средства вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны автоинспекторов. "До сегодняшнего дня остановить водителя могли только в случае, если он нарушил правила дорожного движения. Не исключаю, что впредь сотрудник будет останавливать и смотреть, к чему можно прицепиться. Здесь риски пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, это может способствовать большей выявляемости административных и уголовных преступлений и их профилактике, а с другой стороны, возможны злоупотребления", - пояснил депутат, подчеркнув, что эффективность такого решения "будет зависеть от контроля его исполнения соответствующими службами".

Кстати, накануне недавно назначенный новый глава ГИБДД России Михаил Черников заявил, что он против остановки водителя лишь ради остановки. "Это же экономика. Двигаясь из точки "А" в точку "Б", мы планируем, что я должен добраться за условно 30 минут. Останавливает сотрудник. И после этого водитель ведь с еще большей скоростью поедет. Ему надо нагнать то время, которое он потерял. Это логично", - считает генерал-майор.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация