Пять типичных ошибок при составлении европротокола. Что должно быть отображено на схеме ДТП? Что дальше делать после самостоятельного оформления ДТП

Главная / Общество

Наверняка, многие водители знают, что такое Европротокол, а некоторые уже использовали его при ДТП. Но, как говорят, повторение - мать учения. Давайте еще раз вернемся к этому вопросу. Тем более, как показывает практика, еще не все водители знают, что это такое и, как это работает на деле.

По статистике ГАИ в 2014 году только в одной Минской области произошло 16,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых не было пострадавших. При этом только около 15% ДТП были оформлены без вызова ГАИ на место происшествия.

  1. Так что же такое Европротокол?

Европротокол (или Извещение о дорожно-транспортном происшествии) представляет собой документ, который составляется водителями на месте происшествия без вызова сотрудников ГАИ. Бланк извещения состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая копией. (Поэтому заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.) Выдается бланк Извещения в страховых компаниях (бесплатно) при заключении Договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  1. В каких же случаях составляется Европротокол без вызова на место ДТП сотрудников ГАИ?

В Указе Президента Республики Беларусь от 23.10.2009 N 519 перечислены все случаи, при которых Европротокол может быть составлен без вызова ГАИ. Так, основным условием является, то, что в ДТП должно быть не более двух участников. При этом ущерб может быть причинен только имуществу. Если пострадали люди, вызов ГАИ обязателен.

Далее, участники ДТП должны иметь соответствующие удостоверения на право управления транспортным средством и действующие страховки. Оба участника ДТП не должны находиться в состоянии алкогольного опьянения и не иметь претензий по этому поводу друг к другу. Сумма предполагаемого ущерба, причиненного в ДТП, не должна превышать в эквиваленте 400 Евро. И, конечно, же, участники ДТП должны договориться между собой, кто из них виновен в данном ДТП.

  1. Как заполнять бланк Европротокола?

Главное требование - бланк должен быть заполнен на месте происшествия. Все разделы бланка должны быть заполнены аккуратно, без помарок и исправлений. Как правило, страховые компании не принимают документы с исправлениями. Лучше, если оба участника ДТП предварительно проговорят все моменты и выяснят все подробности ДТП. А уже после этого приступят к заполнению бланка.

Бланк должен быть подписан обоими участниками ДТП. Оригинал бланка остается у потерпевшего в ДТП, а копия передается виновнику. Будет не лишним заручиться контактными данными свидетелей ДТП, если они были.

  1. Как получить возмещение?

После заполнения Европротокола потерпевший должен представить его в страховую компанию. Желательно, чтобы это была компания, в которой застрахован виновник ДТП. А еще лучше, если оба участника ДТП поедут в страховую компанию вместе для проведения осмотра обоих транспортных средств. Это исключит всякие подозрения о недобросовестности и ускорит оформление страховых выплат.

Страховая сумма должна быть выплачена потерпевшему в течение 5-7 рабочих дней.

Как показывает опыт, если все условия были соблюдены, никаких претензий у страховщиков не возникает и ущерб выплачивается в установленные сроки.

Более широкое применение практики оформления Европротоколов позволит существенно разгрузить сотрудников ГАИ, уменьшив количество выездов на незначительные ДТП, сократить время оформления самого ДТП и уменьшить пробки на дорогах.

Ну, а если вы все-таки не уверены, что все можете сделать так, как надо, или не достигните договоренности со вторым участником ДТП, вызывайте ГАИ!

О европротоколе мы изучили все, что нужно о нем знать: когда им можно воспользоваться, почему это удобно и почему ГАИ можно не вызывать. Сейчас речь пойдет непосредственно о заполнении бланка - с этим может быть много трудностей.

Итак, второй участник ДТП согласен на решение вопроса без вызова ГАИ, бланк нашелся, фотографии с места аварии сделаны, 400 евро компенсации хватит на устранение повреждений. Теперь дело за малым - просто составить европротокол. Любое отступление от шаблона способно поставить крест на выплате страховки, поэтому нужно точно знать, что, как и куда писать. Придя с бланками к Николаю Гомину, директору аукциона по реализации разбитых машин с КАСКО «Автолот », мы начали заполнять европротокол и поняли, что при оформлении возникает ряд вопросов.

На обратной стороне документа есть пошаговая инструкция по заполнению. Она довольно подробная, но гораздо удобнее была бы не просто текстовая информация, но еще и с изображениями правильного заполнения. То есть «посмотрел и написал», а не «прочитал, интерпретировал по-своему и написал неправильно». В спокойной обстановке инструкция кажется понятной, но представьте себя на месте ДТП: дела на ближайший час-два отменяются, виновник аварии бурчит, что это вы нарушили правила, нужно оценить ущерб и решить, есть ли смысл в привлечении ГАИ. Авария вызывает у водителя стресс, и становится не до вдумчивого чтения инструкции. Хочется побыстрее все заполнить и уехать.

Этот бланк заполнен полностью правильно

Возвращаемся к ДТП, которое мы придумали в прошлый раз: на пересечении Богдановича-Машерова Nissan Almera врезался в наш Kia Rio . Повреждения небольшие, решаем с виновником аварии составлять европротокол. Корейский седан принадлежит супруге, машина имеет полис КАСКО. За рулем Nissan был хозяин автомобиля, на Almera оформлена только «гражданка».

Берем ручку, европротокол и приступаем к заполнению. Каждый пункт пронумерован, в верхней области (пункты 1-5) записывается общая информация: дата, время и место ДТП, есть ли пострадавшие (если да, откладывайте бланк и вызывайте ГАИ), нанесен ли ущерб другим транспортным средствам и объектам. При наличии свидетелей укажите их данные: ФИО, место жительства и контактный номер. Обратите внимание на «Место ДТП»: обязательно начинайте писать с города , а не улицы или перекрестка. То есть не «Пересечение пр. Машерова - ул.Богдановича» , а «г. Минск, пересечение пр. Машерова - ул. Богдановича» .

Дальше бланк делится на две области - «Транспортное средство «А» и «Транспортное средство «Б». Не имеет разницы, кто с какой стороны будет заполнять данные. В центре виден пункт 12 - «Обстоятельства ДТП». Здесь можно сразу указать причину аварии. Если среди предложенных восемнадцати нарушений ее нет, ставьте галочку напротив №19 - «Иное нарушение, не указанное в подпунктах 1-18». Выбирайте пункт со стороны нарушившего ПДД водителя, действия которого и привели к аварии. Если виновник пишет данные под «Транспортное средство «В», то есть в правой области документа, то и отметка о причине аварии должна быть на той же части бланка. Ниже нужно указать общее количество нарушений в этом ДТП - одно либо несколько.

В шестом пункте необходимо записать данные собственника автомобиля по техпаспорту - не водителя, а именно владельца машины . Указываем полное ФИО, если автомобиль принадлежит юрлицу, то полное название организации. Можно писать прописными буквами, но максимально разборчивым почерком. Ниже должен быть указан адрес проживания хозяина машины - если указанный в техпаспорте не совпадает с фактическим, то все равно нужно указывать адрес, что значится в техпаспорте. Также необходим номер телефона, по которому можно связаться с владельцем автомобиля. Место жительства пишется в следующем порядке: город, район, улица, дом, квартира.

Переходим к следующему пункту - №7, «Транспортное средство». Здесь все просто: марка и модель машины, регистрационный номер и страна регистрации. При наличии прицепа добавляете его номер и страну регистрации. Ниже записываются данные из страхового полиса: название компании, вся информация и контактный номер человека, на которого выписан полис. Графа в восьмом пункте «Транспортное средство застраховано по договору добровольного страхования?» подразумевает вопрос о КАСКО: если этот полис есть, ставим галочку в «да», если только ОСАГО, то «нет».

Девятый раздел - «Водитель». Здесь все выписывается из водительского удостоверения, номер телефона указывается находившегося за рулем человека, а не владельца машины. Место проживания нужно называть то, что записано в правах. Обратите внимание на графу «Категория» - нужно указывать все действующие категории . При этом не обводите буквы в примере из скобок и не дописывайте в скобках недостающую категорию. Указывайте их в свободном поле после двоеточия.

В пункте №10 стрелкой обозначаем место удара, а в №11 перечисляем повреждения - в нашем случае это «крыло переднее левое», у виновника аварии «передний бампер». Подобрались к схеме ДТП. Обозначьте дорожную ситуацию: машина рисуется как прямоугольник с треугольником спереди. Если, например, к ДТП привело игнорирование знаков приоритета, то отметьте, где расположен знак, чтобы было видно, у кого преимущество. Иконки автомобилей назовите буквами А и В.

Посередине бланка и прямо под схемой (пункт №15) расписываются оба водителя. Дальше наступает самый важный момент - указание, по чьей вине случилась авария. Под шестнадцатым пунктом ФИО и подпись ставит только виновник ДТП . Сторона, которая не виновата в аварии, оставляет эту графу полностью чистой. Во время заполнения документа можно на автомате, увидев слово «Подпись», расписаться, тем самым взяв на себя ответственность за ДТП. Также чуть выше, в графе №14, виновник может написать «Вину в ДТП признаю» - это не обязательно, но так уж точно не останется сомнений. После заполнения и проверки всех пунктов разделяем документ: оригинал забирает себе потерпевшая сторона , а «отдавленную» копию хранит у себя виновник.

Потерпевшая сторона оставляет это поле пустым

Виновник же ставит свои инициалы и расписывается, тем самым принимая ответственность за ДТП

Специалист говорит, что отказ в выплате страховки можно получить за малейшую оплошность . Не указали все действующие категории прав - отказ. Задумались и написали в восьмом пункте («Страховщик») свой номер вместо телефона человека, на которого оформлен полис - вновь отказ. Немного проще, если страховка выписана на владельца машины, и он же был за рулем, здесь уже не ошибиться. Ни в коем случае не ставьте подпись в пункте №16, если не по вашей вине произошла авария , иначе будете «без вины виноватым». К тому же документ должен быть заполнен идеально чисто: ни зачеркиваний, ни помарок, ни исправлений (например, из цифры 4 не делайте 8). Не написали город во второй графе («Место ДТП») - тоже выплаты можно не увидеть. Если ДТП произошло на трассе, нужно указать километр, где случилась авария.

После разбора типичных ошибок стало ясно, что трудностей как таковых и нет - нужно просто один раз заполнить европротокол от начала и до конца правильно, внимательно все читая. Написанная завернутым юридическим языком инструкция способна запутать. При заполнении бланка проще простого хоть в чем-то да ошибиться - инструкция больше годится для вдумчивого изучения в спокойной обстановке, а не как помощник на месте аварии. Надеемся, наш разбор европротокола поможет вам при необходимости быстро и без ошибок составить его.

Станислав Иванейко

Казалось бы, упрощенная схема оформления ДТП без вызова ГАИ — так называемый европротокол - выгодна всем. Водителям не нужно ждать инспекторов, инспекторы не тратят время на "мелочовку", а заторы, образовавшиеся из-за ДТП, рассасываются быстрее. Но европротокол по-прежнему не нравится нашим водителям.

Европротокол - дело тонкое

Пересечение улицы Осипенко и Старовилен-ского тракта. «Форд» и «Мерседес» столкнулись около пешеходного перехода. Первый ряд стоит, череда машин в крайнем правом растянулась на десятки метров. Водители решили разобраться по старинке с помощью расписки, но мимо проезжала патрульная машина ГАИ.

Может, лучше европротокол? 15 минут - и разъехались, - инспектор ДПС ОГАИ Центрального РУВД Минска Артем Попок подсказывает водителям быстрое решение их проблемы.


Водитель «Форда» Андрей пожимает плечами, а владелец «Мерседеса» Василий о европротоколе слышал. Несколько месяцев назад уже попадал в такую ситуацию: тогда - в качестве потерпевшего, сейчас - в статусе виновника. «Позвонил телефон, я отвлекся и въехал во впередистоящую машину», - вину владелец внедорожника признает. Вот только европротокола при себе нет.

Бланки должен выдавать страховщик после заключения договора. «Эти бланки можно бесплатно взять почти на всех автомобильных заправках», - объясняет автомобилистам Артем Попок.


Европротокол можно бесплатно взять на любой заправке

Его коллега Дмитрий Павлов рассказывает, как оформить бланк: «Он состоит из двух страниц: первая - оригинал, вторая - копия. При заполнении нажимайте на ручку сильнее, чтобы надписи на втором экземпляре были четкие. Главное - заполнить без помарок. Как показывает практика, документы с исправлениями страховщики не принимают». Сложностей при заполнении возникнуть не должно: на обратной стороне есть подробная инструкция, что и как делать.

Согласовав все моменты, Василий и Андрей подписывают документ. Оригинал остается у потерпевшего, копию забирает виновник. На все про все 10 минут.


Инспектор ГАИ объясняет, как заполнять европротокол

Кстати, если бы аварию оформляли инспекторы, Василию за это ДТП пришлось бы заплатить штраф до 10 базовых. Но так как участники ДТП разъехались без привлечения сотрудников ГАИ, виновника к административной ответственности привлекать не будут, а ущерб возместят страховщики. Главное - не затягивать и обратиться к ним в течение пяти рабочих дней. Страховую сумму выплатят в течение 5 дней после обращения.

По словам инспекторов, информацию о том, что при аварии есть вариант разъехаться без ГАИ, водители пропускают мимом ушей и в случае чего действуют по старинке. Это подтверждается и на практике: остановив 10 машин, мы поинтересовались у водителей, знакомы ли они с европротоколом. Всего четверо о нем слышали, и лишь у двоих бланк оказался при себе.


А ведь упрощенный порядок оформления ДТП действует в стране уже около пяти лет. Условия прежние: в аварии столкнулись не больше двух машин, пострадавших нет, водители трезвые и между ними нет спора, кто виноват, у обоих есть права и действующая страховка. Ну и, конечно, вред, причиненный имуществу каждого из участников, не превышает 400 евро по курсу Нацбанка.

Видимо, последнее обстоятельство и останавливает многих автовладельцев разбираться в аварии самостоятельно. Ведь на глазок в стрессовой ситуации не определишь точную сумму ущерба. Кто-то вообще не разбирается в стоимости запчастей. Иногда скрытые повреждения, ремонт которых превысит 400 евро, можно увидеть только постфактум на СТО. Вот водители и предпочитают дожидаться инспектора, чтобы не попасть впросак.

Часто слышу от автовладельцев: «Я позвонил в салон, и мне сказали, что деталь стоит 500 евро». Да, может быть. Но это цена нового элемента для новой машины, а если вашему авто уже лет 10-15, то от цены деталей страховщик будет минусовать их износ, - объясняет старший инспектор ДПС ОГАИ Центрального района Вячеслав Поплевко.

Окончательный размер ущерба определит страховщик. Это может быть и 10, и 200 евро.

Сейчас во многих странах Европы вся «мелочевка» оформляется по европротоколу. В Литве, например, вызов полицейского на мелкое ДТП стоит 50 евро. У нас же срабатывает принцип: «Вдруг я что-нибудь напутаю, лучше позвонить в ГАИ». А пока инспекторы оформляют царапины на бамперах, нередко случаются серьезные ДТП.

Цифра

По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, в этом году более 25% страховых случаев было оформлено по европротоколу. Для сравнения, в прошлом году их было около 15%. Рост количества страховых случаев, оформленных по европротоколу, специалисты связывают с увеличением размера страхового возмещения с 200 до 400 евро.

Инна ГОРБАТЕНКО



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация