Судебная власть италии. Судебная власть в Италии и конституционный контроль. Областная автономия Италии и местное самоуправление

Главная / Общество

В стране действуют суды общей юрисдикции, включая Кассационный суд Республики, специализированные суды, единоличные мировые судьи. Административная юстиция представлена Государственным советом, который является не только судебным, но и консультативным органом. Счетный суд осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства, участвует в контроле за финансовой деятельностью корпораций.

В послевоенный период после длительных дискуссий был создан Конституционный суд, который рассматривается не как орган правосудия, а как специальный контрольный орган и гарантия реализации Основного Закона.

Он выносит решения по следующим делам: -

споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; -

споры о компетенции между различными властями государства, между государством и областями, между областями; -

обвинения, выдвинутые в соответствии с конституционными нормами против Президента Республики.

Последним наиболее известным делом, рассматриваемым в Конституционном суде в конце 2003 г., были разбирательства по поводу соответствия Конституции закона Республики об иммунитете, обеспечивающего неприкосновенность от судебного преследования в период действия мандатов пяти наиболее высокопоставленным руководителям государства, включая премьер - министра.

Кроме того, Конституционный суд принимает решения о допустимости требований проведения референдумов, об отмене действующих законодательных актов. В случае неясности, про- бельности оспариваемых законодательных актов Конституционный суд вправе включать в них «дополнительные» или «заменяющие» положения.

Конституционный суд состоит из 15 судей, причем одну треть назначает Президент, одну треть - парламент на совместном заседании палат, одну треть - магистратуры. Срок судейских полномочий - девять лет без права повторного переизбрания. Члены Конституционного суда отбираются среди судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы.

Должность судьи Конституционного суда несовместима с обязанностью парламентария или члена областного совета, министра, с занятием предпринимательской деятельностью.

16.8. Политико-территориальное устройство Италии

В соответствии с Конституцией 1947 г. Италия - единое унитарное государство. Вместе с тем основные нормы не препятствовали внедрению особой модели административно-территориального устройства, известной под названием «областное государство» или «государство областных автономий». Более того, Конституция закрепила два важнейших принципа «областного государства»: принцип политической децентрализации и принцип автономии территориальных коллективов в рамках единого государства (ст. 5). На практике это означало предоставление самостоятельности, определенных административных полномочий всем территориальным коллективам: областям, провинциям и коммунам.

Самыми крупными административно-территориальными единицами в Италии являются области (они могут создаваться при наличии не менее 1 млн жителей). В результате административно-территориальной реформы было образовано 20 областей, наделенных широкой автономией. Конституция 1947 г. признавала области автономными образованиями, обладающими законодательной, административной и финансовой самостоятельностью.

Особый статус имеют пять областей специальной автономии, перечисленных в ст. Конституции

же, Валле-д"Аоста, Фриули-Венеция-Джулия, Сицилия и Сардиния), они осуществляют власть и управление на основе собственных статутов-уставов, регламентирующих все вопросы организации и функционирования области. Остальные 15 областей обычной автономии действуют на основании предписаний Конституции (разд. V) и парламентских законов. В статутах таких областей вправе закрепляться только вопросы, касающиеся внутренней организации региона, осуществления права инициативы и референдума в отношении законов и административных актов области, порядка опубликования областных законов.

Конституционным путем областям были переданы полномочия, которые ранее входили в компетенцию государства. Прежде всего, это законодательные полномочия (ст. Конституции). Определен перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законодательные нормы. Законы областей не могут противоречить принципам национального правопорядка, международным обязательствам, интересам государства и других областей. В соответствии со ст. 127 Конституции областной закон подлежит обязательному визированию (удостоверению) у правительственного комиссара области. Вместе с тем правительство и Парламент страны не могут отменять подобные законы или вносить в них изменения, они правомочны лишь оспаривать их в Конституционном суде.

В предметы ведения области входит широкий круг вопросов, включающий организацию административных учреждений, находящихся в подчинении у областных властей, собственное территориальное устройство, полиция, больничные службы, музеи, градостроительство, сельское и лесное хозяйство, дорожное сообщение и т. д. В случае необходимости центральные органы могут делегировать областям и иные полномочия. В распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, которая определяется в зависимости от численности населения и социально-экономического потенциала региона.

В соответствии с Конституцией (ч.

3 ст. 118) области вправе на основе закона делегировать административные полномочия провинциям, коммунам либо использовать их соответствующие службы. Делегирование предполагает передачу финансовых средств, в необходимых случаях - персонала или имущества всем территориальным учреждениям данного уровня или их ассоциациям. Делегирование осуществляется на определенный срок и может быть прекращено досрочно в случае серьезных отклонений от направлений деятельности, установленных областью. В рамках областной реформы в г. некоторые административные полномочия были переданы государством непосредственно коммунам, однако область сохраняла за собой право осуществлять отдельные контрольные полномочия в данной сфере. В соответствии с законом № 142 1990 г. области могут в своих законодательных актах предписывать обязательное заключение соглашений между местными органами для совместного осущест- вления их деятельности, но только государство правомочно требовать создания местными учреждениями консорциумов.

Провинции в соответствии с законодательством Италии являются территориальными единицами как так и областного деления. Статус провинций регулируется законом Италии об устройстве автономий 1990 г. Нижняя планка по численности населения провинций устанавливается в 200 тыс. жителей. Предусматривается возможность создания в провинциях административных округов в целях более эффективного осуществления управленческих функций. В соответствии с областными программами развития провинция принимает собственные многолетние программы и планы развития территории. На основании соответствующих программ провинция координирует деятельность коммун и самостоятельно действует в области экономики, производства, коммерции, туризма, а также социальной сферы, спорта и культуры.

Коммуны - низовые и самые многочисленные административно-территориальные единицы. При образовании коммун их население не может быть менее 10 тыс. жителей. Коммуны обладают административными полномочиями в сфере социально - го обеспечения, благоустройства и использования территории, ее экономического развития, создания местных индустриальных зон, землепользования.

В качестве самостоятельных политико-административных единиц, обладающих специальным статусом, согласно закону Италии об устройстве автономий 1990 г., следует назвать девять крупных городов: Турин, Милан, Венеция, Генуя, Болонья, Флоренция, Рим, Бари, Неаполь.

Во всех территориальных единицах Италии есть представители центральной власти. В области эти функции исполняет правительственный комиссар. В провинции они возложены на префекта, который входит в систему министерства внутренних дел. В коммунах таким государственным чиновником является синдик, который информирует префекта о состоянии общественного порядка и безопасности, издает акты об осуществлении неотложных мер в сфере здравоохранения и гигиены, строительства и местной полиции. Синдик ведет реестр актов гражданского состояния и учет населения, выполняя предписания законодательства о статистике, регистрации избирателей, учете военнообязанных.

Система органов управления области, состоящая из областного совета, джунты (правительства) и ее председателя, закрепляется на конституционном уровне (ст. 121). Областной совет осуществляет законодательные функции и административные полномочия в соответствии с Конституцией и Статутом области. Совет обладает правом выходить с законодательными предложениями в палаты итальянского Парламента. Джунта является исполнительным органом Совета. Члены джунты и ее председатель избираются тайным голосованием на первом заседании областного Совета из числа членов Совета. Джунта представляет на рассмотрение Совета проекты областных планов, бюджетов, схемы программ развития, а также курирует их осуществление. Данный орган управляет областным имуществом, заключает сделки и договоры от имени области, координирует деятельность предприятий и служб областного подчинения. Во всех областях предусматривается периодическая отчетность джунты перед Советом.

Подобная система органов управления действует на коммунальном уровне: выборный коммунальный совет, джунта, глава джунты и выборный мэр в коммуне.

Провинции и коммуны обладают правом проводить консультативные референдумы по вопросам местного значения.

Литература

Автономов А. С., Сивицкий В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. С. 323-336.

И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 17.

Грегорио А. Конституционные реформы в Италии: продолжение дебатов // Право и политика. 2000. № 1.

Ковачев Д. А. Конституции Республики Италия - 50 лет // Право и экономика. 1997. № 1.

Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л. А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 2. С. 97-132.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 180-212.

Политические институты на рубеже тысячелетий / Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна, 2001. С. 330-357.

Общую судебную систему возглавляет Высший кассационный суд (обычное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г. он обеспечивает "точное соблюдение и единообразное толкование закона, единство национального права", рассматривая в качестве последней инстанции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются 3 палаты по гражданским делам и 3 - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе 7 судей. Первый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседания суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том числе и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судебных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вынесенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе 5 профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции - апелляционные жалобы на вынесенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе 3 профессиональных судей.

Дела о наиболее серьезных уголовных преступлениях входят в компетенцию судов присяжных (их 94). В их составе 2 профессиональных судьи (один из них - председательствующий) и 6 заседателей, называемых "народными судьями". Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по 2 в каждом из судебных округов апелляционных судов. В их состав входят наряду с 6 "народными судьями" по 2 профессиональных судьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть назначено до 3 лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве преторий один претор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым выносится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях рассматриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает компетенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями решения.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тыс.) обладают весьма ограниченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с небольшой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолетних. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессиональных судей и 2 экспертов (мужчины и женщины). Трибунал рассматривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляционного суда с участием 2 таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоятельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и консультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов Правительства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных административных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, рассматривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются Президентом по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, окончивших курсы Министерства юстиции и после конкурсного отбора зачисленных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в назначении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом. В него входят по должности первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов Совета избираются (на срок 4 года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3 - Парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд, который формально не относится к судебной власти (нормы о нем содержатся в разделе Основного закона, посвященном конституционным гарантиям). Согласно Конституции 1947 г., он вправе принимать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым отменять их. С 1956 г., когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Решения Конституционного суда, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает также споры о компетенции между различными органами власти, между государством и областями государства либо между областями и, наконец, обвинения в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против Президента Республики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых 5 назначаются Президентом, 5 - Парламентом на совместном заседании палат и 5 - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конституционного суда.

Уголовные дела расследуются органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным делам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, республиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом разбирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспособности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обвиняемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, получение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно закону обвиняемый может иметь не более 2 защитников. При судебном разбирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представлены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кассационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

В Италии отсутствует на национальном уровне институт, аналогичный омбудсману. В то же время Закон об устройстве местной автономии 1990 г. содержит обязательную норму об учреждении подобного институтагражданского защитника (difensore civico) во всех областях. Первые должности гражданских защитников были учреждены в Тоскане и Лигурии еще в 1974 г. В настоящее время омбудсманы учреждаются также на уровне провинций и коммун.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд, учрежденный еще в 1862 г. Конституционно он определен как вспомогательный орган Правительства. На практике Счетный суд наделяется функциями судебной инстанции, осуществляющей контроль за правильностью использования государственных финансов. Он осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения государственного бюджета. Полномочия по назначению членов Счетного суда принадлежат Правительству на основании Королевского декрета N 446 "Полномочия Совета министров" от 14 ноября 1901 г.

Литература

Васильева Т.А. Административное право Италии // Административное право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996.

Делла Марра Т. Уголовный процесс Италии: реформа и контрреформа // Государство и право. 1993. N 1.

Законодательство Италии о борьбе с организованной преступностью // Законность. 1993. N 11. С. 34-38.

Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

Кариола А. Основные права и свободы по Конституции Италии // Защита прав человека в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993.

Лубенский А.И. Уголовный процесс Италии. М., 1973.

Попов Н.Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М., 1991.

Cappelletti M. The Italian Legal System: An Introduction. Stanford, California, 1967.

Certoma G. L. The Italian Legal System. L., 1984.

Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент.

В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока.

Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.

В сложной системе юридических органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье.

Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министровИталия: Конституция и законодательные акты. - М.: Прогресс, 1998 г. - С. 108..

Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией. Мафия и коррумпированные структуры власти были тесно связаны между собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с коррупцией в общественных и экономических структурах, развернувшаяся в 80-90-х гг., позволила одновременно нанести существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться самим.

Этим в определенном плане можно объяснить успехи полиции в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах власти. Васильева Т.А. Реформа государственных институтов в Италии// Государство и право, 1993 г, № 3- 365с

По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции «Чистые руки». В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945).

По этой причине, кстати, в ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший многим политикам уклоняться от ответственности в тех случаях, когда обычным гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении закона парламентария, обыскивать его квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.

«Судебная революция» вышибла из насиженных кресел вчерашних премьеров, министров, руководителей политических партий, без которых последние десятилетия казалась немыслимой политическая жизнь страны. Попали за решетку многие банкиры и предприниматели. Ушли в отставку мэры Рима, Неаполя, Милана и многих других городов. В итоге «судебной революции» без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.

Авторитет судебной власти в Италии достаточно высок. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, административных судов и военных трибуналов.

В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально — советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура — суд претора, где рассматриваются апелляции на решения консилиаторов и разрешаются гражданские дела с относительно небольшой суммой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Претор также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трёх лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики, разрешает споры о компетенции между судами и тому подобное.

Высшая инстанция административной юстиции — Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы деятельности административных трибуналов.

Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооружённых сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пять судей. Кассационный суд избирает трёх судей, Государственный совет и Счётная палата — по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Счётная палата осуществляет предварительный контроль законности актов правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства и государственной финансовой отчётности.

Все назначения членов магистратуры (судей, прокуроров, следователей и так далее) на должности, их перемещение, повышение и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть — парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Члены совета служат 4 года и не могут быть переизбраны сразу же по истечении срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры — своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией главным образом за счёт сужения компетенции исполнительной власти в лице министерства юстиции.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии зани­мает Конституционный суд. Согласно онституции 1947 г., он вправе прини­мать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым от­менять их. С 1956 г., когда он был создан Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее де­мократических положений итальянской онституции. Он рассматривает так­же споры о компетенции между различными органами власти, между госу­дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине­ния в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес­публики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять - парламентом на совместном заседании палат и пять - высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и Профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конститу­ционного суда.

Общую судебную систему возглавляет Высший Кассационный суд (обыч­ное название - Кассационный суд). Согласно Закону о судоустройстве 1941 г., он обеспечивает «точное соблюдение и единообразное толкование за­ она, единство национального права», рассматривая в качестве последней инс танции жалобы по вопросам права на постановления судов по гражданским и уголовным делам, а также споры о компетенции судов. В нем имеются три па­латы по гражданским делам и три - по уголовным. Палаты возглавляются председателями и слушают дела в составе семи судей. П рвый председатель Кассационного суда может передать на рассмотрение объединенного заседа­ния суда (из 15 судей) наиболее сложные кассационные жалобы, в том чис е и уже разрешенные отдельными палатами.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб­ных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы­несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей.

Дела о наиболее с рьезных уголовных преступлениях входят в компетен­цию судов присяжных (их 94). В их составе два проф ссиональных судьи (один из них - председательствующий) и ш сть заседателей, называемых «народны­ми судьями». Все они составляют единую коллегию, и приговоры выносятся ими на совместном совещании. Жалобы на приговоры этих судов разбираются апелляционными судами присяжных (их 34), которые создаются по одному или по два в каждом из судебных округов апе ляционных судов, В их состав входят наряду с шестью «народными судьями» по два профессиональных су ьи, из которых один - судья Кассационного суда (председательствующий), а другой - член апелляционного суда.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на­значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей - претором. В большинстве пр торий - один пр тор, в других - несколько (до 50). Дела, по которым вы­носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются пр тором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях расс­матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает ком­петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями реше­ния.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают в сьма ограни­ч нной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не­большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет­них. В каждом округе апелляционного суда был учрежден самостоятельный трибунал по делам н совершеннолетних, который состоит из двух профессио­нальных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал расс­матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 л т. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляцион­ного суда с участием двух таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя­тельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и кон­сультативным и судебным органом. Он контролирует законность актов прави­тельства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных адми­нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, расс­матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стаж ра). Основную роль в на­значении и перемещении судей, н сменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3- парламентом из университетских профессоров адвокатов.

Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс­ледованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст­венными судьями, состоящими при трибуналах и назнача мыми из числа чле­нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным де­лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, р с­публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом раз­бирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспо­собности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви­няемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу­чение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно за­кону, обвиняемый может иметь не более двух защитников. При судебном раз­бирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представ­лены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кас­сационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включенные в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия Судьи назначаются по третям - парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. В парламенте для назначе­ния требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах, и три пятых - в последующих турах. Такое квалифи­цированное большинство установлено для того, чтобы партии имеющие большинство мест в парламенте и образующие прави­тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один - Государственным советом, один - Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета минист­ров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и ад­вокатов - все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. - он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес­сиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разре­шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отноше­нии судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд - автономный орган в админист­ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере­вес.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация