Виды государственных служащих в рф. Государственный служащий. Классификация госслужащих по объему должностных полномочий

Главная / Общество

Кого можно назвать государственным гражданским служащим? Это работник, через которого государство выполняет свои функции. В связи с высокой ответственностью на гражданских служащих распространяется множество требований и обязательств. Хотя с другой стороны, для них предусмотрены некие гарантии и права. В данной статье рассмотрим аспекты деятельности государственных служащих: какими принципами они должны руководствоваться, какие ограничения для них установлены и прочее.

Нормативные документы

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе - одной из отраслей государственной службы в России.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ - приказ или акт - и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Направления

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба - подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба - может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.

Принципы

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны - Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке - то есть на русском - должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность - принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации - Конституцию, федеральные и региональные законы - и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Запреты на государственной службе

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий - это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Кто не может быть принят на государственные должности

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

Квалификации должностей

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные - государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая - референты;
  • младшая - секретари.

Заработная плата

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников - это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования - достижение пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.

Заключение

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти - федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям - классным чинам - от младшей до высшей группы должностных лиц.

Гражданским служащим признается гражданин Российс­кой Федерации, взявший на себя обязательство по прохожде­нию гражданской службы. Он осуществляет профессиональ­ную служебную деятельность на должности гражданской служ­бы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Рос­сийской Федерации.

Таким образом, признаки гражданского служащего сводят­ся к тому, что он:

а) гражданин РФ, достигший возраста 18 лет;

б) владеет государственным языком Российской Федерации;

в) взял на себя обязательство по прохождению гражданс­кой службы;

г) замещает гражданскую должность;

д) осуществляет профессиональную служебную деятель­ность на гражданской должности;

е) должность замещает в соответствии с актом о назначе­нии на нее и со служебным контрактом;

ж) получает денежное содержание за счет средств федераль­ного бюджета или бюджета субъекта РФ.

Нанимателем гражданского служащего является Российс­кая Федерация или субъект РФ. Полномочия нанимателя осу­ществляются его представителем, понятие которого дано в ФЗ о гражданской службе. Представитель нанимателя - руково­дитель государственного органа, лицо, занимающее государ­ственную должность, либо представитель указанных руководи­теля или лица, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Очевидно, что гражданскими служащими не являются слу­жащие государственных предприятий, в том числе и осуществ­ляющие властно-распорядительные, управленческие полномо­чия, ибо занимают должности, не являющиеся должностями гражданской службы, денежное содержание получают за счет средств предприятий. Нет также достаточных юридических ос­нований для признания гражданскими служащими служащих бюджетной сферы (в том числе выполняющих властно-распо­рядительные полномочия), замещающих должности в органи­зациях, которые по закону не являются государственными дол­жностями. В частности, данные должности не удовлетворяют критериям гражданской должности, хотя замещающие их слу­жащие содержатся за счет средств бюджета (например, учите­ля школ, преподаватели вузов, врачи лечебных учреждений), ввиду специфики объема и характера полномочий, которыми определяется содержание их правового статуса.

Гражданские служащие могут быть классифицированы на виды по разным основаниям.

Подразделение гражданских служащих, помимо того, ко­торое обусловлено дифференциацией видов государственной службы на федеральную и субъектов РФ, возможно также в зависимости от категорий гражданских должностей, их групп, классных чинов гражданской службы, видов государственных органов, в которых они замещают гражданские должности, объема и характера полномочий, которыми они наделяются и по другим критериям.


В зависимости от деления гражданской службы на виды различаются федеральные гражданские служащие и гражданс­кие служащие субъектов РФ.

Федеральный государственный гражданский служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной гражданской служ­бы и получающий денежное содержание за счет средств феде­рального бюджета.

Гражданский служащий субъекта РФ - гражданин, осу­ществляющий профессиональную деятельность на должностях гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное со­держание за счет средств бюджета субъекта РФ. В случаях, пре­дусмотренных федеральным законом, гражданский служащий субъекта РФ может получать денежное содержание за счет средств федерального бюджета.

Исходя из деления должностей гражданской службы на группы различаются гражданские служащие,замещающие

высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности граж­данской службы.

Гражданские служащие могут бытьклассифицированы по классным чинам.Они присваиваются в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей граждан­ской службы. Установлены и присваиваются классные чины гражданским служащим, замещающим:

а) действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной граж­данской службы высшей группы;

б) государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности федеральной гражданской службы главной группы;

в) советник государственной гражданской службы Россий­ской Федерации 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы ведущей группы;

г) референт государственной гражданской службы 1, 2 или 3 класса - должности гражданской службы старшей группы;

д) секретарь государственной гражданской службы- дол­жности гражданской службы младшей группы.

Гражданским служащим, замещающим должности граж­данской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экза­мена.

Деление гражданских служащих по государственным ор­ганам, в которых они состоят на службе, предполагает необхо­димость учета, по крайней мере, двух обстоятельств: а) в госу­дарственных органах могут учреждаться должности различных видов государственной службы; б) понятия военной и правоох­ранительной службы подлежат уточнению в нормативных пра­вовых актах о них, которые еще предстоит принять. Так, пока остается дискуссионным вопрос о видах правоохранительных органов. В одних случаях к ним относят, в других исключают судебные органы. Хотя с точки зрения деления государствен­ных служащих ни один из этих подходов не может быть при­нят, поскольку в судебную систему входят как суды общей юрисдикции, так и военные суды.

Введение …………………………………………………………………….

1 Общие положения …………...........

1.1 Государственный служащий: понятие и виды………..

1.2 Условия назначения пенсии федеральным государственным гражданским служащим……………………………….

1.3 Стаж государственной службы …………………..

2 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих…

2.1 Понятие государственного гражданского служащего, его права и обязанности …………

2.2 Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих……………………………………………………………………

2.3 Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ

Заключение ………………………………………………………………..

Глоссарий…………………………………………………………………….

Список сокращений …………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………….…...

Приложение……………………………………………………………...….

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При общем равенстве прав на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, исходя из особенностей их правового положения, законодательством предусмотрен иной, отличный от общего, порядок социального обеспечения. Одной из таких категорий являются государственные гражданские служащие.

Специфика государственной службы в РФ как профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения соответствующих полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных характером выполняемой государственными служащими деятельности, предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с государственной службой, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных служащих определенные социальные гарантии в зависимости от вида, продолжительности, условий прохождения государственной службы и положения, занимаемого конкретной категорией государственных служащих в иерархических системах федеральной государственной службы и государственной службы субъектов РФ.



Конституция РФ закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, из ее статей 19, 32 и 37 вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения. При этом периодически в литературе поднимается вопрос о том, не являются ли дополнительные социальные гарантии для государственных служащих необоснованными привилегиями.

Таким образом, важность вопросов правового регулирования реализации права государственных гражданских на пенсионное обеспечение, а также осуществляемое реформирование системы пенсионного обеспечения (как в целом, так и применительно к государственной гражданской службе) определили выбор темы, объекта, предмета, целей и задач курсовой работы.

Цельюдипломной работы является изучение правового регулирования пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской службы в качестве одной из основных государственных гарантий.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

Исследовать вопросы пенсионного обеспечения федеральных государственных гражданских служащих;

Проанализировать особенности пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов РФ;

По результатам исследования сформулировать выводы и предложения.

Объектом исследования являются общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по государственному пенсионному обеспечению государственных гражданских служащих, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридические и др.

Нормативной базой при написании работы послужила Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и другое законодательство, касающееся темы исследования, судебная практика, касающаяся вопроса исследования. Теоретической основой явились работы таких авторов как Ю.В. Белянинова, Н.И. Воробьев, В.А. Галкин, Л.В. Куревина, М.М. Мокеев, И.Н. Осипова, А.Н. Петров, А.Б. Юдина и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка сокращений и списка использованных источников.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Согласно Федеральному Закону от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, а государственный гражданский служащий субъекта Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Российская Федерация является нанимателем федерального государственного служащего, а соответствующий субъект РФ -- нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ.

В узком понимании государственный служащий -- это лицо, занимающее должность государственной службы, т. е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Итак, понятие «государственный служащий» можно определить следующими признаками.

1. Государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения. Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор , согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.

2. Государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.

3. Государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.

4. Государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

5. Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

6. Государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

7. Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Исходя из всего вышеизложенного можно заключить, что определение понятия «государственный служащий» является прерогативой государства. На современном этапе законотворчества данное понятие получило законченную юридическую форму, что является несомненным шагом вперёд, по сравнению с советским периодом, когда понятие госслужащего было сильно размыто ввиду объективных причин (ввиду отсутствия института частной собственности любой гражданин мог быть частично признан госслужащим, т.к. государство являлось единственным субъектом трудовых правоотношений, имеющим полномочия работодателя.

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить работающих:

В представительных органах;

Судебных органах;

Органах исполнительной власти;

Они разнообразны. Ряд классификаций государственных служащих является производным от классификаций видов государственной службы. Например, по федеративному признаку государственные служащие могут быть федеральными или государственными служащими субъектов РФ. По функциональному назначению государственные служащие подразделяются на государственных гражданских служащих, военнослужащих и правоохранительных служащих. По особенностям правового статуса и условий прохождения государственной службы государственные служащие подразделяются на гражданских и милитаризованных государственных служащих.

Государственных служащих можно подразделить в зависимости от видов государственных органов , в которых они проходят службу, на государственных служащих органов законодательной, исполнительной и судебной власти и иных государственных органов. Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания РФ должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента. Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует, прежде всего, способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений.

Важное значение имеет классификация государственных служащих по объему должностных полномочий , которая предусматривает подразделение государственных служащих па должностных лиц, оперативный и вспомогательно-технический составы:

  • – должностные лица – реализуют внутриорганизационные и внешние полномочия государственных органов (особой разновидностью должностных лиц являются представители административной власти, которые реализуют государственно-властные полномочия в отношении лиц, нс подчиненных им по службе);
  • – оперативный состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем реализации их задач и выполнения специфических функций данных государственных органов;
  • – вспомогательно-технический состав – обеспечивает исполнение полномочий государственных органов путем совершения обеспечительных операций, не реализующих задачи органов, и выполнения общих для любых государственных органов функций (организационных, информационных, документационных, финансово-экономических, хозяйственных и т.п.).

В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок, на определенное время, с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

Критерием для подразделения государственных служащих являются и классные чины (звания, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

Все, что связано с деятельностью государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением гражданской должности. Именно определенная должность гражданской службы является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.

Социально-правовой статус гражданского служащего – это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений.

С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского слу

жащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового статуса гражданского служащего составляют восемь групп государственно-служебных норм , определяющих его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных отношений, в которых участвует данный работник.

Статусные нормы устанавливаются обычно не персонально для каждого гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому производны от задач и функций государственного органа. Эти статусные нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь, особенные статусные нормы также делятся на две части: основные и неосновные (дополнительные).

Общие статусные нормы права – это нормы, которые распространяются на всех гражданских служащих, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей.

Особенные нормы права – те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур.

При этом особенные статусные нормы определяются, исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные – под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ.

В ст. 14 указанного Закона дан перечень основных прав гражданского служащего. Гражданский служащий имеет право на:

  • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Особенные основные права гражданского служащего также обусловливаются спецификой занимаемой им должности. К их числу относятся, например, право на принятие вторичных подзаконных нормативных актов, распоряжение имуществом, дисциплинарной практикой в отношении подчиненных, визирования по профилю своей деятельности готовящихся в данном органе документов и т.д. Среди особенных дополнительных прав могут быть право технического контроля за исполнением поручений сотрудниками, за состоянием техники безопасности в помещении, использования различной оргтехники, компьютеров и т.д.

Не меньшую значимость в социально-правовом статусе государственного гражданского служащего занимают его служебные обязанности. Статья 15 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает следующие основные обязанности гражданских служащих. Гражданский служащий обязан :

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 4) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • 5) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 6) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей;
  • 8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  • 10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, мы видим, что обязанности гражданского служащего взаимосвязаны с его правами и в совокупности с ними делают возможным сделать систему государственного управления более эффективной.

К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.

Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.

В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих) лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей.

Рабочие заняты в сфере материального производства, их труд создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т.д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.

Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных по должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий.

Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия «государственный служащий» в широком смысле и в узком смыслах. В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации. В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды, в частности: государственных органов; государственных предприятий, учреждений и организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, т.е. с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся:

а) на должностных лиц;

б) оперативный состав (так называемый функциональный состав);

в) вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов – начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь). Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта. Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности в установленных законодательством случаях, рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный персонал – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, организации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари-машинистки, лаборанты и др.

Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подразделяются на гражданских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, Пограничного комитета, военизированная охрана и др.).

Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих: особый порядок поступления на службу и ее прохождение, возраст – с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др.

Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в административно-политической деятельности и др.).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация