Виды столкновений тс. Особенности расследования столкновений двух транспортных средств. Сначала теория удара

Главная / Общество

Существует не один вид ДТП. И каждому человеку следовало бы уметь разбираться в данной теме. К сожалению, ежедневно случается масса аварий. И все они разные. Так что стоит рассказать об их видах, чем они характеризуются.

Определение

Перед тем как рассказывать про виды ДТП, следует дать называется событие, которое возникает в процессе движения по дорожному покрытию транспортного средства. Характеризуется оно наличием травмированных, раненых или погибших людей (это: пешеходы, пассажиры, водители), поврежденных или разбитых окончательно транспортных средств и сооружений. Также обычно имеет материального ущерба. Это - если говорить об общей характеристике. Но вообще тема более подробная, и вот потому стоит раскрыть её в полной мере.

Столкновение и опрокидывание

Начать стоит с этих типов. Данные виды ДТП встречаются достаточно часто. Столкновение - это, например, происшествие, при котором одно транспортное средство въезжает в другое, которое двигалось также по проезжей части. К данному типу еще относят столкновение с машиной, которая остановилась внезапно. Чаще всего это происходит в двух случаях. Первый - если машина остановилась из-за своей технической неисправности. Второй - когда она резко затормозила из-за выскочившего на проезжую часть в неположенном месте пешехода. Кстати, в таком случае виноват именно он.

Опрокидывание - это ситуация, при которой движущаяся машина перевернулась. Один из самых опасных видов ДТП, кстати. Ведь во время переворачивания и люди, находящиеся внутри ТС, получают немалое количество травм, и машина в момент падения сильно деформируется. При таких авариях важно, чтобы человек как можно быстрее выбрался из ТС.

Наезды

И про эти виды ДТП стоит рассказать. Итак, первый тип - наезд на стоящее ТС. При нем машина, следующая по дороге, наезжает на автомобиль, который где-либо был припаркован. Есть еще такой вид ДТП - наезд на препятствие. Он характеризуется тем, что машина, двигавшаяся по проезжей части, врезалась в неподвижный объект. Им обычно бывает ограждение, деревья, столбы или даже мостовые опоры. Впрочем - всё, что не движется. Часто происходят такие аварии из-за невнимательности водителя или по той причине, что он просто выбрал лучший исход событий. Что имеется в виду? Например, водитель следовал по трассе в загородной местности. Вдруг откуда ни возьмись на дорогу выбегает пешеход, естественно, в неположенном месте. Водитель быстро реагирует - он выворачивает руль в правую или в левую сторону, из-за чего врезается в ограждение, в дерево или во что-то другое. Но сделано это из следующих соображений: лучше уж будет разбит капот, чем сбит и убит человек. Это и называется лучшим исходом.

А вот теперь про наезд на пешехода. Это ситуация, при которой автомобиль сбивает человека. Или же тот сам натолкнулся на машину. Существуют наезды на велосипедистов, на Если в первом случае всё понятно, то второй стоит пояснить. Наезды на гужевые повозки - это ситуации, при которых автомобиль наезжает на животных в упряжке. К данной категории относятся и случаи, когда водитель сбивает одиночное животное. Или то само бросается под колеса.

Другие случаи

Выше были рассмотрены определенные виды ДТП и их характеристика. Но еще есть один довольно известный тип аварий. И это - падение пассажира. Характеризуется тем, что человек падает из транспортного средства, находящегося в движении. Ситуации, конечно, странные, но, на удивление, часто встречающиеся: пассажиры открывают двери автомобиля/маршрутки и на ходу оттуда выпрыгивают, желая выйти раньше. К этому же типу ДТП относятся случаи, когда люди падают в салоне ТС. Это часто встречается в маршрутных такси, например, когда автобус резко тормозит, и пассажиры теряют равновесие, особенно стоящие.

Вот сколько видов ДТП существует. Но есть еще одна категория. К ней относятся все, которые не имеют отдельной характеристики. То есть при которых случается падение груза, перевозимого машиной; когда отбрасывается колесом какой-либо предмет, попадающий в человека; или когда автомобиль наезжает на людей и на препятствия, не имеющих отношения к дорожно-транспортному движению. Как это? Нередкие случаи, к сожалению: например, водитель не справился с управлением и на полной скорости буквально “влетел” в магазин, в овощной прилавок и т. д.

О пострадавших

Итак, выше было рассказано про понятие и виды ДТП. Теперь следует поговорить про тех людей, которые являются пострадавшими в случае аварий. Итак, погибшие. Это - люди, умершие на месте ДТП или же ушедшие на тот свет в течение последующих семи суток из-за последствий аварии.

Раненые - это люди, получившие при ДТП повреждения, из-за которых им пришлось быть госпитализированными как минимум на сутки. Также таковыми считаются личности, получившие направление на амбулаторное лечение из-за аварии.

О причинах

Виды и причины ДТП стоит знать каждому. И если то, какие бывают аварии, понятно, то вот о предпосылках, из-за которых они случаются, надо рассказать. Чаще всего аварии происходят потому, что водитель или пешеход нарушил правила дорожного движения. Например, автомобилист сбил человека, так как двигался со скоростью 50 км/ч по дворовым территориям, где допустимый максимум - 20 км/ч. Такое случается. Или он летел со скоростью 90 км/ч в черте города, не притормозил у пешеходного перехода, а там как раз начинал переходить дорогу человек. Последствия понятны.

Пешеходы также нередко являются нарушителями, например, переходят дорогу в неположенном месте. Это тоже часто является причиной аварий. Так что каждому пешеходу стоило бы запомнить: потратив 2 минуты и дойдя до ближайшей “зебры” или подземного перехода, он может сохранить себе здоровье и жизнь. Себя остановить проще, чем машину на скорости.

Еще причиной иногда становится техническая неисправность автомобиля или неграмотное размещение груза на ТС. Недостаточная квалификация человека, сидящего за рулем, тоже к таковым относится, как и неудовлетворительные дорожные условия. В общем, проезжая часть - место, полное опасностей и неожиданностей, так что каждый участник движения обязан быть аккуратным.

Статистика

Напоследок пару слов о статистике. Естественно, чаще всего аварии случаются по причине того, что за рулем сидел либо либо малоопытный. На перекрестках происходит около 30% всех ДТП и 60% - столкновений.

Приблизительно половина аварий случаются в темное время суток. На подъемах и спусках случается 7% всех ДТП. Также стоит знать, что больше всего аварий происходит в сентябре. Вероятность стать виновником аварии увеличивается пропорционально количеству проведенных за рулем часов. Подавляющее большинство ДТП, связанных с неисправностью ТС, происходят из-за плохого ножного тормоза. Примерно 14% происходят по причине неисправного рулевого управления.

В общем, причин может быть масса. И чтобы избежать аварий, водитель должен быть внимательным как к происходящему на дороге, так и к своей машине. А пешеход обязан соблюдать ПДД и передвигаться в соответствии с правилами.

30-09-2012 в 12:09

Наезды

Много аварий случается из-за элементарной невнимательности участников дорожного движения. Одним из видов таких ДТП являются наезды, которые в силу специфики ситуации часто приводят к печальным и даже трагическим последствиям.

Существуют наезды на пешеходов, велосипедистов и на неподвижные препятствия. Ситуации разные, но причины в основном одинаковы во всех случаях.

Самая распространенная причина – невнимательность водителя. Иногда необузданное стремление поскорее проехать перекресток, пусть даже на только что загоревшийся красный свет, заканчивается трагически. Также причиной является отвлечение (даже на мгновение) от дороги в сторону, на телефон и другое.

Нередко случается, что виновата и вторая сторона – это и пешеходы, и велосипедисты. Первые зачастую пересекают проезжую часть в не предусмотренных для этого местах, вторые любят ездить без шлемов и специальных защитных вещей. Многие из них не обозначают себя светоотражающими элементами в темное время суток (ситуация усугубляется при дожде, снегопаде или в тумане).

Иногда наезды случаются по причине рокового стечения обстоятельств, когда ни одна из сторон не собиралась намеренно нарушать ПДД. Это и плохое самочувствие участника движения, и попытка избежать другого ДТП водителем, и неблагоприятные погодные условия. Также такие ситуации могут быть вызваны плохим покрытием дороги, неисправностями органов управления автомобиля.

Опрокидывания

Такие ДТП чаще случаются на загородных трассах, поскольку для того, чтобы машина перевернулась, она должна двигаться с относительно высокой скоростью. Исключением являются опрокидывания автомобилей в кювет: такое может случиться и в городе, к тому же для этого не нужно быстро ехать.

Эти аварии очень коварны. Во-первых, находящиеся в салоне люди могут травмироваться или погибнуть в процессе переворачивания (особенно если они не пристегнуты ремнями безопасности). Во-вторых, в результате опрокидывания автомобиль может загореться.

Часто машины переворачиваются из-за того, что водитель пытается избежать другого ДТП (например, резко на скорости выворачивает руль, чтобы объехать выбежавшего на дорогу пешехода). Машина может опрокинуться во время заноса, когда часть колес находится на скользком участке, а часть– на нормальном, а также по причине лопнувшего или оторвавшегося колеса.

Во многих случаях после опрокидывания автомобиль восстановлению не подлежит: смещается геометрия кузова, и ремонтировать его экономически нецелесообразно.

Падения

Падение с мостов и путепроводов

Такие происшествия характеризуются тяжестью последствий: сильно страдают и гибнут не только находящиеся в салоне люди, но и те, кто имел несчастье оказаться в месте падения.

Главные причины – невнимательность водителей и форс-мажорные обстоятельства. Транспортное средство может вынести за пределы моста или путепровода по причине лопнувшего или оторвавшегося колеса, при движении по скользкой дороге, а также в условиях плохой видимости, когда водитель с трудом различает границы проезжей части.

Даже если машина падает с относительно небольшой высоты в несколько метров, шансы выжить у тех, кто находится в это время в салоне, минимальны.

Падение перевозимых грузов

Плохо закрепленные грузы могут падать, становясь причиной серьезных ДТП. Особое коварство ситуации заключается в том, что подобное развитие событий является полной неожиданностью для других участников движения.

Следует опасаться автомобилей, перевозящих крупные или опасные грузы: известно немало случаев, когда содержимое вываливалось и приносило этим страшные последствия для тех, кто ехал на другой машине рядом либо сзади.

Столкновения

Статистические данные свидетельствуют, что одним из наиболее распространенных видов ДТП являются столкновения: они случаются повсеместно, по разным причинам, в разных вариантах и зачастую с самыми тяжелыми последствиями.

Участником такого ДТП в любом случае является механическое транспортное средство, которое сталкивается с таким же средством, железнодорожным транспортом или же с животным.

Столкновения двух МТС можно разделить на несколько видов:

– л обовые;

– б оковые;

– к асательные;

– з адние.

Самый опасный вид столкновения– лобовое. Такие аварии обусловлены выездом на встречную полосу кем-то из водителей, но иногда они случаются и по причине стечения обстоятельств.

Не менее распространены и боковые столкновения, которые обычно случаются на перекрестках. Они не так опасны, как лобовые, но при определенных обстоятельствах могут привести к тяжким последствиям. Как правило, боковой удар происходит в результате непредоставления преимущества другому транспортному средству.

Касательные столкновения обычно случаются при перестроении, с участием движущихся в попутном направлении транспортных средств, и характеризуются, как правило, сравнительно небольшими повреждениями автомобилей и отсутствием серьезных травм у водителей и пассажиров. Виновным в касательных столкновениях признается водитель, выполнявший перестроение, предварительно не убедившись в отсутствии помех.

Что касается задних столкновений, то они обусловлены несоблюдением безопасной дистанции водителем, который движется сзади другого транспортного средства. Этот вид отличается тем, что в нем может участвовать несколько транспортных средств.

Столкновения с железнодорожным транспортом

Аварии, которые случаются на железнодорожных переездах, относятся к числу самых тяжких ДТП. Предотвратить столкновение с находящимся на рельсах препятствием машинист не в силах. В лучшем случае ударом машину отбросит с путей– здесь водитель и пассажиры имеют какие-то шансы на спасение, но обычно состав тащит автомобиль по рельсам до своей полной остановки, лишая находящихся в салоне людей шансов на выживание и заставляя их погибать в страшных муках.

Почти всегда виновным в столкновении поезда и механического транспортного средства является водитель последнего.

Поэтому, даже если движение через переезд открыто, подъезжайте к рельсам на минимальной скорости и будьте готовы в любой момент остановиться на достаточно безопасном до них расстоянии.

Столкновения с животными

Такие аварии обычно случаются при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости и, как правило, на загородных трассах, проходящих мимо лесных массивов.

Многие недооценивают опасность такого столкновения, но совершенно напрасно: почти всегда в подобных случаях сильно повреждается автомобиль (зачастую без возможности восстановления), а находящиеся в нем люди не только получают серьезные травмы и увечья, но и нередко гибнут на месте происшествия.

Столкновение имеет пять основных типов:

Заднее столкновение - столкновение с задней частью остановившегося автомобиля;

Встречное столкновение - когда автомобили, следуя точно навстречу друг другу, ударяются передними частями;

Угловое столкновение- удар одного автомобиля об угол другого, когда длина соприкасаю­ щихся поверхностей автомобилей при ударе составляет более 15 см;

-■ боковое столкновение - столкновение автомобилей боковыми сторонами, когда длина сопри­касающихся поверхностей автомобилей составляет менее 15 см; перекрестное столкновение, когда автомобили сталкиваются под прямым углом.

На основе анализа повреждений определяется тип столкновения, который указывает на взаимо­положение автомобилей в момент столкновения.

После столкновения автомобили могут перемещаться и поворачиваться в положения (в которых они окажутся при полной остановке), не имеющие ничего похожего на их положение при столкно­вении.

Положение в момент происшествия свидетельствует о том, какой автомобиль поворачиват пе­ред другим или какой автомобиль действительно ударил в другой.

При заднем столкновении имеются следующие особенности:

После такого столкновения автомобили могут остановиться в сцепленном состоянии, если это произошло в движении, или отскочить друг от друга, если один из автомобилей стоял;

У одного автомобиля будут повреждения сзади, у другого в передней части;

Следы повреждений на одном автомобиле будут совпадать с повреждениями другого. Встречное столкновение происходит редко, так как водители стремятся увернуться, но они все- таки происходят и имеют свои особенности;

При таких столкновениях автомобили останавливаются на месте столкновения или отскакивают на равное расстояние, если их вес и скорости были одинаковые;

При неодинаковом весе и скорости более легкий или двигавшийся с меньшей скоростью будет отброшен назад от места столкновения;

Автомобили при таком столкновении не вращаются и обломки занимают небольшую площадь дороги.

На какой стороне (полосе) дороги произошло столкновение, является основным вопросом для выяснения- Место столкновения в этом случае определяется по расположению автомобилей и по следам скольжения колес до удара и после него с учетом перечисленных особенностей.

Угловое столкновение является наиболее распространенным ДТП и имеет свои особенности:

При таком столкновении после удара автомобили обычно вращаются, оставляя следы шин;

При столкновении левыми углами происходит вращение против часовой стрелки, и автомобили отскакивают друг от друга;

При соприкосновении правыми углами - по часовой стрелке;

Разброс поврежденных предметов от ТС зависит от площади соприкосновения, массы автомо­ билей, скорости и состояния дорожного покрытия.

При таком столкновении следователь должен выяснить: на какой стороне от осевой линии доро­ги произошло столкновение, так как обломки, остатки стекла, разлитого масла и грязи могут рас­пространяться на сравнительно большой площади, что является характерной особенностью углово­го столкновения.

Однако место столкновения можно примерно определить, если следователь будет помнить, что при таком столкновении каждый автомобиль перемещается с места столкновения в сторону своей стороны дороги.

Боковое столкновение, как и угловое, является самым распространенным и требует тщательного расследования и знания особенностей, к которым относятся следующие:

При боковом столкновении повреждения автомобилей обычно незначительны и автомобили ос­ танавливают сами водители;

При столкновении автомобили не вращаются;

Достоверными фактами, указывающими место столкновения, являются куски осыпавшейся ]ря- зи (отвалившейся от крыльев), осколки стекла и следы скольжения шин;

Характер царапин и вмятин боковин кузова, их направление могут указывать направление авто­ мобилей;

При таком столкновении автомобили не перемещаются на противоположную сторону дороги и нахождение обоих автомобилей на той или иной полосе указывает, ка какой из них произошло ДТП.

Перекрестное столкновение характеризуется тем, что:

Следы торможения свидетельствуют о направлении движения;

У одного автомобиля вмятины с передней части, у другого - с боковой;

«- следы скольжения шин после столкновения отражают силу и скорость движущихся автомоби­лей.

При рассмотрении данного столкновения следователю необходимо решить, какой из столкнув­шихся автомобилей выехал первым на перекресток. В этом случае имеются три варианта:

1) оба выезжают на перекресток с постоянной скоростью (без торможения);

2) один выезжает на перекресток с постоянной скоростью, а другой тормозит;

3) оба выезжают на перекресток и тормозят. Для первого случая необходимо:

Измерить расстояние от места (точки) столкновения до линий, ограничивающих перекресток, - это позволит определить в дальнейшем скорость автомобилей;

Исходя из скорости можно будет определить время, которое потребовалось каждому автомоби­ лю для проезда от границы перекрестка до места столкновения.

Время будет указывать, какой автомобиль выехал на перекресток раньше, а какой позже.

Во втором случае определение скорости по торможению и его протяженности от границы пере­крестка до места столкновения указывает на того, кто выезжал первым на перекресток.

В третьем случае, когда оба автомобиля до места столкновения находились в заторможенном состоянии, длина тормозного пути будет указывать на скорость и того, кто первым выезжал на пе­рекресток.

Еще по теме Столкновение транспортных средств:

  1. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  2. § 2. Основные действия нотариуса при удостоверении договора отчуждения транспортного средства 1. Правовое значение факта последующей регистрации транспортного средства после заключения сделки отчуждения транспортного средства в органах ГАИ
  3. §3. Следы транспортных средств Виды следов транспортных средств, их обнаружение, фиксация и предварительное исследование
  4. § 6. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  5. 15.3. Преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения: понятие, состав и виды
  6. Статья 11.27. Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки Статья 11.28. Утратила силу. - Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ. Статья 11.29. Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Происшествия и аварии, к сожалению, случаются в наше время очень часто. Это происходит из-за большого числа автомобилей, неопытности водителей, внешних причин и других факторов. Поэтому сегодня мы поговорим про понятие, анализ, классификацию, основные и иные виды на автомобильном транспорте, их характеристику, причины возникновения, последствия и виды ответственности.

Традиционное деление ДТП по видам

Итак, на сколько видов подразделяются ДТП и как их классифицируют? Различают следующие виды ДТП.

3 главных фактора ДТП

Столкновение

Этот вид ДТП, столкновение, один из распространенных случаев аварий. Механическое транспортное средство при таком ДТП сталкивается с другим МТС, с животным или с .

Столкновения двух МТС бывают следующими.

  1. Лобовые.
  2. Задние.
  3. Боковые.
  4. Касательные.

Важно знать:

  • Самыми опасными из них являются лобовые. Чаще всего они случаются из-за движения.
  • В заднем столкновении может участвовать несколько машин. Самая распространенная причина — .
  • Боковые столкновения считаются не такими опасными, но встречаются очень часто. Обычно случаются на перекрестках из-за .
  • Касательные столкновения бывают из-за невнимательности при . Из всех видов эти аварии наименее опасные.

При этом:

  • В столкновениях с железнодорожным транспортом в подавляющем большинстве виноват водитель автомобиля. Такие аварии почти всегда бывают с летальными исходами, ведь машинист не имеет возможности остановить состав.
  • Столкновения с животными чаще всего происходит за городом в темное время. В этих авариях машина может получить сильнейшие повреждения, иногда невосстановимые.

Более подробно о классических видах ДТП расскажет специалист в данном видео:

Наезд

В зависимости от объекта бывает следующих видов.

  • . Транспортное средство, находящееся в движении, наезжает на человека на проезжей части или тротуаре.
  • На препятствие. При этом столкновение происходит с неподвижным предметом.
  • На велосипедиста.
  • На стоящее МТС.
  • На гужевой транспорт. Автомобиль наехал на упряжное животное или на его повозку.

Наезды случаются по невнимательности как водителей, так и пешеходов и велосипедистов. Ухудшается ситуация с наездами в условиях плохой видимости.

Теперь погорим про опрокидывание как вид ДТП.

Опрокидывание

Чаще бывает на загородных трассах, где разрешена высокая . Эти аварии непредсказуемые. У пассажиров, в особенности , в результате удара машины могут быть сильные травмы, вплоть до летальных.

К тому же, возможно возгорание автомобиля. Урон от таких аварий значительный, часто машина уже не подлежит восстановлению.

О причинах образования разных видов ДТП расскажет специалист в видео ниже:

Падение

Падение с путепроводов и мостов происходит в результате форс-мажора, и в результате того, что водитель не справляется с управлением. Как правило, водитель (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). В таких авариях, даже при падениях с небольших высот, редко остаются в живых. Эти ДТП характеризуются тяжелыми последствиями, потому что погибнуть могут и случайные люди, оказавшие в месте падения.

Падение грузов может стать причиной . Грузы, которые плохо закреплены, представляют угрозу безопасности дорожного движения. Особое коварство являет внезапность ситуации. Груз падает с машины, едущей впереди, а водитель автомобиля, следующего сзади, просто не успевает среагировать.

Про виды травм и повреждений автомобиля при ДТП и подробную классификацию читайте ниже. Про виды топографического анализа ДТП мы рассказывали отдельно.

Статистика по разным видам ДТП

Механизм столкновения ТС - это комплекс, связанных объективными закономерностями, обстоятельств, определяющих процесс сближения транспортных средств перед столкновением, их взаимодействие в процессе удара и следующее движение к остановке. Анализ данных об обстоятельствах происшествия создает возможность эксперту установить взаимосвязь между отдельными происшествиями, заполнить недостающие звенья и определить техническую причину происшествия. Формальное решение экспертом вопроса на основании отдельных разрозненных данных, без технической оценки их взаимного соответствия и соответствия определенных объективных данных, без выявления и объяснения противоречий между ними, может привести к неправильным выводам.

При исследовании механизма происшествия признаки, непосредственно позволяющие установить то или иное обстоятельство, могут отсутствовать. Во многих случаях механизм можно определить, исходя из данных о других обстоятельствах происшествия, путем проведения экспертного исследования на основании закономерностей, объединяющих все обстоятельства механизма в одну цепь.

ТРИ СТАДИИ МЕХАНИЗМА СТОЛКНОВЕНИЯ

ТС можно разделить на три стадии: приближение ТС перед столкновением, их взаимодействие при ударе и отбрасывание (движение после столкновения).

Первая стадия - процесс сближения начинается с момента возникновения опасности для дорожного движения, когда для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести последствий) водитель должен немедленно принять необходимые меры, и заканчивается в момент первичного контакта ТС. На этой стадии обстоятельства происшествия более всего определяются действиями ее участников. На следующих стадиях происшествие преимущественно разворачиваются под действием непреодолимых сил, возникающих в соответствии с законами механики. Поэтому для решения вопросов, связанных с оценкой действий участников происшествия, с точки зрения их соответствия требованиям безопасности движения, особое значение имеет определение обстоятельств происшествия на первой ее стадии (скорость и направление движения ТС перед происшествием, их расположение по ширине проезжей части).

Некоторые обстоятельства на первой стадии невозможно установить непосредственно на месте или путем экспертного допроса свидетелей. Иногда их выясняют путем экспертного исследования механизма столкновения на следующих стадиях.

Вторая стадия - взаимодействие ТС - начинается с момента их первичного контакта и заканчивается в момент, когда действие одного транспортного средства на второй прекращается, и они начинают свободное движение.

Взаимодействие ТС при столкновении зависит от вида столкновения, определяется по характеру удара, который может быть блокирующим и скользящим. При блокирующем ударе ТС будто сцепляются отдельными участками, и проскальзывание между ними отсутствует. При скользящем ударе контактирующие участки смещаются относительно друг друга.

Процесс столкновения ТС при блокирующем ударе можно разделить на две фазы.

В первой фазе происходит деформация контактирующих частей вследствие их взаимного проникновения. Она заканчивается в момент падения относительной скорости ТС на участке контакта до нуля и продолжается доли секунды. Огромные силы удара, достигающие десятков тонн, создают большие замедления или ускорения. При эксцентричных ударах возникают также угловые ускорения. Это приводит к резкому изменению скорости, направлении движения ТС и их разворота. Но поскольку время удара ничтожно мало, ТС не успевает существенно изменить свое положение в течение этой фазы, поэтому общее направление деформаций преимущественно почти совпадает с направлением относительной скорости.

Во второй фазе блокирующего удара, после завершения взаимного проникновения контактирующих участков, ТС перемещаются один относительно другого под действием сил упругих деформаций, а также сил взаимного отталкивания, возникающих при эксцентричном ударе.

Размер импульса сил упругих деформаций по сравнению с импульсом сил удара достаточно мал. Поэтому при незначительной эксцентричности удара и глубоком проникновении контактирующих частей силы сцепления между ними могут помешать разъединению ТС, и вторая фаза может закончиться до их отделения.

Скользящее столкновение происходит в случаях, когда скорости на участках контакта не выравниваются и до начала отделения ТС одного от другого, взаимодействие происходит последовательно между различными их частями, расположенными по линии относительно смещения контактирующих участков. При скользящем ударе ТС успевает изменить взаимное расположение при столкновении, что несколько меняет и направление деформаций.

Вторая стадия механизма столкновения связывает первую и третью его стадии, что при определенных условиях создает возможность определить обстоятельства происшествия на первой стадии, на основании результатов исследования дорожной обстановки после происшествия.

Третья стадия - процесс отбрасывания (движение после столкновения) начинается с момента прекращения взаимодействия между ТС и начала их свободного движения, заканчивается в момент завершения движения под воздействием сил сопротивления.

Механизм столкновения на этой стадии определяют по результатам воздействия сил удара на ТС - отбрасыванием ТС, отделением и рассеиванием частей, обломков, разбрызгиванием жидкости. Поэтому наиболее полные данные, необходимые для выяснения механизма столкновения, можно получить при осмотре и исследовании места происшествия.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация