Федеральные закупки по 223 фз. Что такое тендер. Подготовка к закупочной деятельности

Главная / Налоги

После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: - предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): - муниципальные унитарные предприятия;

- автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

- дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года . К таким организациям относятся: - государственные корпорации;

- государственные компании;

- государственные унитарные предприятия;

- государственные автономные учреждения.

2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках . Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

3. Какие способы закупок можно применять?

Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки . Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу .

5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ .

Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: - которые уклонились от заключения договоров;

- с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу .

Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке. Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания - ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Действия заказчика:

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

  1. Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, <…>, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50% .
  2. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
  3. Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ <…>. А это — уже «внучки».
  4. Бюджетные учреждения:
    • за счет грантов, субсидий;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
    • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
  • Положение о закупках.
  • План закупок.
  • Извещение о закупке.
  • Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
  1. Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
  2. Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru .
  3. новую редакцию положения о закупке;
  4. документ, содержащий перечень внесенных изменений.
  • для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
  • отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.

75 772 просмотра

В статье расскажем о том, что делать начинающему заказчику, чтобы начать закупочную деятельность, как составить положение о закупках, какие правила и сроки учесть, а также о том, как поставщику подготовиться к первой закупке.

Закупки по 223-ФЗ простым языком для новичков

Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие 223-ФЗ. Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:

  • за счет грантов и субсидий;
  • за счет собственного дохода;
  • в которых БУ выступают исполнителем по контракту и привлекают третьих лиц для выполнения своих обязательств.

Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:

  • общие правила конкурентных закупок;
  • алгоритм проведения электронных процедур;
  • требования к закрытым закупкам;
  • требования к закупкам у едпоставщика;
  • ведение реестров договоров, недобросовестных поставщиков;
  • ведомственный контроль за деятельностью заказчиков и прочие моменты.

Документация для конкурентных закупок: что поменять в сроках, терминах и требованиях,

С чего начать

Рассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:

    1. получить электронную цифровую подпись;
    2. зарегистрироваться на официальном сайте госзакупок (ЕИС);
    3. пройти базовое обучение по ЕИС или изучить базу знаний самостоятельно;
    4. разработать и разместить положение о закупках;
    5. составить план закупок;
    6. пройти обучение закупкам по 223-ФЗ для чайников. Это можно сделать в Высшей школе госзакупок

В положении о закупках укажите:

  • способы закупки;
  • порядок проведения торгов;
  • критерии отбора заявок;
  • все сроки;
  • порядок заключения договоров;
  • порядок приемки и оплаты;
  • меры ответственности сторон;
  • порядок разрешения споров.

Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС,

В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме.

Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:

  • порядок подготовки к процедуре и регламент ее проведения;
  • способы закупок и условия их применения;
  • срок заключения договора.

О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении.

Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:

  • участвуют в подготовке извещения и документации;
  • проверяют поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечают на запросы разъяснений документации;
  • привлекают экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимают решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проводят переговоры с участниками;
  • выбирают победителя;
  • принимают решения об отказе от процедуры и т.д.

Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов.

223-ФЗ для чайников: таблица сроков

Документ

Срок размещения в ЕИС

Положение

15 дней с момента утверждения

Изменения в положение

15 дней с даты утверждения

Извещение

20 дней до конца срока подачи заявок

Изменения в извещение

Закупочная документация

Одновременно с извещением

Разъяснения

3 дня с даты получения запроса

Протоколы

Договор после подписания

Изменения в договор

Отчетность

Не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным

Что изменилось для заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году

Читайте в статье, что нового появилось в законе о закупках отдельными юрлицами и как работать по новым правилам.

Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ

Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее.

Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗ

Что делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др.

Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении.

Изменениями 2019 года

Далее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора.

В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде.

Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:

  • товар другой марки не совместим с продукцией заказчика;
  • закупаются запасные части и расходные материалы к оборудованию определенной марки;
  • закупаются товары для исполнения госконтракта;
  • условие о товарном знаке предусмотрено международным договором, в рамках которого проводится закупка.

Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов.

Вложенные файлы

  • Руководство пользователя 223-ФЗ в ЕИС.pdf

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса сайт если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
В том числе любая "наличность" в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках - документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ , а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных - у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте .

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы , в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • не предоставляет, несвоевременно предоставляет информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях). А также предоставляет заведомо недостоверную информацию (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте . При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке:

  • проект договора;
  • разъяснения документации о закупке (при необходимости). Такие разъяснения могут понадобиться участнику закупки, поэтому предприятию стоит закрепить в положении о закупке порядок и сроки их предоставления;
  • иную информацию, если она предусмотрена положением о закупке (ч. 6 ст. 4 Закона о закупках).

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, - это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать:

  • условия применения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • положения, связанные с обеспечением закупки.

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Также нужно разместить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона о закупках).

Нужно ли размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, если компания не планирует закупать такую продукцию?

Да, нужно.

Закон прямо не устанавливает такую обязанность, но это следует из его общих положений.

Процедура закупки должна быть гласной и прозрачной (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, закон устанавливает принцип информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как показывает судебная практика, этот принцип нужно трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 Закона № 223-ФЗ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. № Ф01-597/2015 по делу № А43-8810/2014).

Эта статья устанавливает требования по опубликованию положения о закупке и всех изменений в него, общего плана закупки товаров (работ, услуг), а также плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 1-3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом последний должен оформляться отдельно, а не в составе общего плана закупки. При отсутствии потребности в закупке такой продукции план фактически будет пустым.

Если не разместить его, возможно, это станет основанием для привлечения к ответственности (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования:

  • к качеству товара (работы, услуги);
  • к техническим характеристикам товара (работы, услуги);
  • к безопасности товара (работы, услуги);
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работы;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило - такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует , такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;
  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);
  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как провести закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ: запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика) .

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).

Предприятие дополнительно вправе размещать информацию о закупках на своем собственном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). При этом размещенные на официальном сайте и на сайте предприятия информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона о закупках).

При размещении информации о закупках на официальном сайте необходимо учитывать требования следующих документов:

  • постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
  • приказа от 10 августа 2012 г. Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru )».

Споры с участниками закупки

Закон о закупках предусматривает право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (или бездействие) предприятия при закупке.

Сделать это он вправе, обратившись с жалобой в антимонопольный орган, в следующих случаях:

  • предприятие не разместило на официальном сайте положение о закупке, изменения, внесенные в него, информацию о закупке (извещение, документацию о закупке) или нарушило сроки такого размещения;
  • предприятие предъявило к участникам закупки требования представить документы, которые не были предусмотрены документацией о закупке;
  • предприятие осуществило закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ (который предприятие обязано применять при отсутствии у него положения о закупке).

Кроме того, участник закупки может обжаловать ее в связи с нарушением антимонопольных требований к торгам, установленных в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Например, в случае наличия ограничения доступа к участию в торгах (закупке). Такое ограничение может быть выражено в том, что предприятие не допустило к участию в конкурсных процедурах тех или иных лиц, подавших заявки, ввиду отсутствия у них опыта, специалистов, рейтинга финансовой устойчивости и т. д. Однако если такие требования не препятствовали допуску к участию в закупке (например, в форме конкурса), а являлись критериями оценки участников, то такая закупка признается законной.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании незаконными действий предприятия при проведении открытого конкурса, указав, что включение требований к участнику торгов о наличии опыта, специалистов и других подобных параметров в виде критериев его оценки является законным и обоснованным

Муниципальное унитарное предприятие (далее - Предприятие) на официальном сайте опубликовало извещение о проведении открытого конкурса.

Предприятие признало победителем конкурса ООО «Р.», которое набрало наибольшее количество баллов.

Проигравший участник конкурса ООО «С.» (далее - Общество) посчитало, что конкурсная документация Предприятия содержала необоснованные дискриминационные условия для участников конкурса. К ним Общество относило следующие требования к участникам: «опыт участника по данному виду страхования», «наличие у участника в филиалах и представительствах в г. Вологде специалистов, прошедших обучение по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов», «деловая репутация участника», «срок работы на рынке страховых услуг на территории Вологодской области», «представление интересов заказчика в суде и иных органах в случае необходимости защиты интересов заказчика в связи с претензиями пострадавших».

В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Предприятию о признании незаконными его действий при проведении открытого конкурса и его результатов.

Суд учел, что Предприятие является муниципальным, а Закон о закупках применяется к муниципальным унитарным предприятиям по общему правилу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Суд установил, что представительный орган муниципального образования, который являлся учредителем Предприятия, не принимал решения, которое обязывало бы Предприятие применять положения Закона о закупках в более ранний срок, чем с 1 января 2014 года.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд применил Закон о закупках, сославшись на то, что Предприятие не отрицало, что организовывало подобный конкурс впервые и при этом использовало положения Закона о закупках.

Суд отказал в иске, указав, что на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах) применение перечисленных Обществом условий, которые оно считало дискриминационными, не допускается. А включение таких условий в виде критериев оценки участников торгов (что и было сделано Предприятием) является законным и обоснованным.

Суд также указал, что выбор из общего числа участников торгов того контрагента, который имеет в наличии более опытных и грамотных специалистов по роду деятельности заключаемого договора, с более высоким рейтингом финансовой устойчивости, не противоречит Закону о закупках. Наличие лицензии не может являться единственным критерием для отбора победителя торгов, поскольку, согласно специфике своей деятельности, все участники торгов должны иметь такую лицензию (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. по делу № А13-3870/2012).

Чтобы подать жалобу в ФАС России, необходимо учитывать положения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339.

Кроме того, участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) предприятия при закупке в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках).

Если лицо не подавало заявки на участие в закупке, по общему правилу оно не может ее обжаловать. Однако если при проведении закупки было допущено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, то закупку имеет право обжаловать такое лицо, если его права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку отсутствие в извещении об аукционе формы заявки и проекта договора купли-продажи нарушило права потенциальных участников аукциона, создав препятствия для участия в торгах

Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для проектирования и строительства трехэтажного здания. Организатором аукциона выступило государственное предприятие «А.». Все восемь участников, подавших заявки, были допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО «Р.».

ЗАО «В.» заявку на участие в аукционе не подавало, однако обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой о нарушении своих прав и законных интересов. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и вынес предписание об аннулировании торгов.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организатор аукциона обратился в суд.

Суд в иске отказал, указав следующее. В извещении об аукционе отсутствовали форма заявки и проект договора купли-продажи земельного участка. Значит, потенциальные участники аукциона, в том числе и ЗАО «В.», не могли получить полную информацию о нем. Это нарушило их права и законные интересы, поскольку препятствовало участию в аукционе.

Вопреки доводам организатора аукциона, ЗАО «В.» имело право обжаловать аукцион, хотя и не подавало заявку на участие. Ведь по смыслу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» таким правом наделены не только лица, подавшие заявку на участие в аукционе, но и иные лица, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. по делу № А27-13853/2013).

Отчетность предприятия о проведенных закупках

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг в целом;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Реестр недобросовестных поставщиков

На официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее - реестр). В него включаются сведения:

  • об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
  • о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Включение или содержание таких сведений в реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Такое правило установлено в части 6 статьи 5 Закона о закупках.

Пример из практики: суд отменил решение УФАС о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не счел общество уклонившимся от подписания договора

МУП «В.» на специализированном сайте разместило извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку.

ООО «Ц.» направило заявку на участие и было признано победителем запроса котировок.

МУП «В.» предоставило победителю проект договора для подписания. Однако ООО «Ц.» договор не подписало, протокол разногласий к договору не предоставило. После этого МУП «В.» сочло ООО «Ц.» уклонившимся от подписания договора и обратилось в УФАС.

Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, вынес решение о включении ООО «Ц.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ц.» обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего. 2 декабря 2014 г. МУП «В.» по электронной почте направило ООО «Ц.» скан-копию договора на поставку. Однако протокол о подведении итогов запроса котировок составлен 3 декабря 2014 г. Согласно требованиям котировочной документации 13 декабря 2014 г. МУП «В.» направило проект договора на поставку посредством почтовой связи. ООО «Ц.» проект договора получило 24 декабря 2014 г. и должно было его подписать в течение 5 дней. Однако МУП «В.» уже 18 декабря 2014 г. направило сведения об ООО «Ц.» в антимонопольный орган, то есть до истечения срока подписания договора.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика. В данном случае недобросовестное поведение поставщика отсутствовало. Значит, у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «Ц.» в реестр (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

Перечень сведений, которые включаются в реестр, порядок их направления, порядок ведения реестра установлен в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Сведения, содержащиеся в реестре, по истечении двух лет со дня их внесения в него исключаются (ч. 5 ст. 5 Закона о закупках).

В каких случаях Закон о закупках не применяется

Не проводится в порядке, установленном Законом о закупках, в том числе не подлежит размещению на официальном сайте, закупка:

  • которая содержит государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • по которой Правительство РФ приняло решение не размещать ее на официальном сайте;
  • которая является закупкой товаров, работ или услуг, которые входят в перечни и (или) группы товаров, работ или услуг, сведения о закупке которых в соответствии решением Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, предприятие вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает:

  • 100 000 руб.;
  • 500 000 руб. (в случае если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Такие исключения установлены в части 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не применяется также в том случае, когда предприятие не разместило на официальном сайте утвержденное положение о закупке. В таком случае предприятие при закупке обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Необходимо иметь в виду, что Закон о закупках не распространяет свое действие на отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • приобретением биржевых товаров на товарной бирже;
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций.

Такое правило установлено в части 4 статьи 1 Закона о закупках.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация