Функционирование суот. Система управления охраной труда: как ее создать и внедрить

Главная / Налоги

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

НА ПРЕДПРИЯТИИ

Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) - это совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда» путем:

а) обеспечения безопасности среды и

б) обеспечения безопасности поведения человека.

Достижение поставленной цели связано с решением основной задачи управления - обеспечением безопасности:

    предметов труда;

    средств труда и средств производства;

    продуктов труда;

    технологий и производственных процессов;

  1. природно-климатических факторов и т.д.

Обеспечение безопасности достигается за счет применения комплекса средств управления , таких как:

а) профессиональный отбор работающих (обеспечивает снижение травматизма в ряде случаев на 40-50%);

б) психологическое воздействие на работающих (создание благоприятного психологического климата, предупреждение об опасности, разбор конкретных несчастных случаев, предупреждение об опасных состояниях внешних факторов – гравитационных воздействий, земного магнетизма, ионизации атмосферы, солнечной активности, погодных условий и т.д.);

в) пропаганда охраны труда,

г) экономическое стимулирование.

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда и

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека

от опасностей.

При анализе условий труда необходимо:

1 – выявить опасности, потенциально присущие рассматриваемому

2 – дать количественную оценку показателей опасностей и сравнить

их с нормативными значениями;

стояние условий безопасности;

4 – сделать выводы и дать заключение об условиях труда.

Для анализа производственного травматизма применяют 4 основных метода: статистический, топографический, монографический и экономический.

Статистический метод основан на изучении причин травматизма по отчетным документам за определенный период времени. Этот метод позволяет получить общую картину состояния травматизма, определить его динамику, выявить связи между обстоятельствами и причинами несчастных случаев.

Для количественной оценки уровня травматизма определяются относительные статистические показатели частоты и тяжести травматизма.

Показатель частоты травматизма К ч определяет число несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за определенный календарный период (месяц, год). Он рассчитывается по формуле:

К ч = (Т / Р) * 1000,

где Т – число травм (несчастных случаев) за расчетный период;

Р – среднесписочное количество работающих на предпиятии.

Показатель тяжести травматизма К т характеризует среднюю длительность нетрудоспособности, приходящуюся на один несчастный случай:

К т = Д / Т,

где Д – суммарное число дней нетрудоспособности по всем несчаст-

ным случаям.

Топографический метод состоит в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия. Все несчастные случаи систематически наносят условными знаками на планы цехов, в результате чего становятся наглядно видны рабочие места, участки с повышенной травмоопасностью, требующие особого внимания и проведения профилактических мероприятий.

Монографический метод включает детальное исследование всего комплекса условий труда, в которых произошел несчастный случай: трудового и технологического процесса, рабочего места, основного и вспомогательного оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты и т.д.

При этом широко применяют технические способы и средства исследований – испытание оборудования, контроль параметров производственной среды и т.д.

Экономический метод заключается в определении потерь, вызванных производственным травматизмом, а также в оценке социально-экономической эффективности мероприятий по предупреждению несчастных случаев.

Методы защиты разрабатываются в следующей последовательности:

1 – намечаются возможные принципы и методы защиты от опасностей;

2 – рассчитывается стоимость реализации вариантов;

3 – производится оценка эффективности мероприятий и определяется оптимальный вариант;

Таким образом, управление охраной труда складывается из рядя последовательно осуществляемых стадий :

    оценки состояния охраны труда и ее составляющих (ТБ и ПС);

    формирования целей;

    составления программ действий;

    оперативного управления программами;

    оценки эффективности осуществления программ;

    стимулирования исполнителей.

Управление охраной труда осуществляют:

На предприятии - директор и главный инженер (технический

директор),

В цехах и службах - руководители этих подразделений;

В бригадах - бригадиры.

Эффективность работы системы управления охраной труда зависит от четкой регламентации обязанностей и прав по охране труда. Поэтому на предприятии разрабатывают и утверждают Положение или стандарт предприятия , где указывают структуру управления, взаимосвязи, соподчиненность, обязанности и права должностных лиц в решении вопросов охраны труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников (или их представителей) на предприятии с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия ) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Выдвижение в комитет представителей работников проводится на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Представители работодателя назначаются приказом или распоряжением по предприятию.

Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы.

Основные функции комитета :

    изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

    анализ эффективности проводимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

    содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания здоровых и безопасных условий труда;

    изучение обеспечения работников спец. одеждой, спец. обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

    участие в работе по пропаганде охраны труда на предприятии.

Организационно-методическую работу по охране труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет служба охраны труда , непосредственно подчиненная работодателю.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда.

Основными задачами службы охраны труда являются:

1. Организация и координация работы по охране труда на предпри-

2. Контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране

труда работниками предприятия.

3. Профилактическая работа по улучшению условий труда.

4. Консультирование работодателя и работников по вопросам охра-

ны труда.

Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда возлагаются следующие основные функции :

1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на

рабочих местах.

2. Анализ состояния и причин производственного травматизма и

профзаболеваний.

3. Оказание помощи подразделениям предприятия в аттестации ра-

бочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны

4. Проведение проверок технического состояния зданий, сооруже-

ний, оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

5. Оказание методической помощи разработчикам инструкций по

охране труда.

6. Составление отчетности по охране труда.

7. Контрольные функции и т.д.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны прохо-

дить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Ответственность за организацию обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях - на их руководителей.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях создаются комиссии, в которые включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (гл. технолог, гл. энергетик и т.п.), представители профсоюзов.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ("Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения").

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда (или специалист, его заменяющий), а остальные виды инструктажей - непосредственный руководитель работ (мастер цеха, отдела и т.п.).

О проведении каждого инструктажа и проверке знаний, полученных при инструктаже, эти работники делают запись в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. О проведении целевого инструктажа запись делается в наряде-допуске.

При неудовлетворительной оценке знаний инструктируемого не допускают к его работе. Он должен вновь пройти инструктаж.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте - со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, впервые выполняющими новую работу, с командированными.

Повторный инструктаж - не реже чем через 6 месяцев со всеми работающими.

Внеплановый инструктаж :

а) при изменении стандартов, правил и инструкций по охране труда;

б) при изменении технологического процесса;

в) при замене или модернизации оборудования или инструмента;

г) при нарушении работниками требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару;

д) при перерывах в работе более 30 календарных дней (для работ с повышенными требованиями безопасности труда) или более 60 календарных дней (для остальных работ).

Целевой инструктаж :

а) перед производством работ, выполняемых по наряду-допуску,

разрешению или другому документу;

б) перед выполнением разовых работ, не связанных с прямыми обя-

занностями по специальности;

в) перед ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и

катастроф;

г) перед проведением экскурсий на предприятиях или перед органи-

зацией массовых мероприятий с учащимися.

На предприятиях осуществляется планирование работ по охране труда, которое может быть:

    перспективным,

  • оперативным.

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Законодательство РФ устанавливает надзор и контроль за охраной труда на предприятиях по трем направлениям: ведомственный и государственный надзор и общественный контроль.

Надзор – это наблюдение за точным соблюдением законов, нормативно-технических документов по охране труда и привлечение к ответственности их нарушителей.

Контроль – это проверка выполнения законов и нормативно-технических документов по охране труда.

Ведомственный надзор за охраной труда в объединениях и на предприятиях осуществляют их руководители, а также начальники структурных подразделений (цех, отдел).

Государственный надзор за охраной труда в РФ осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий и их вышестоящих органов.

В число надзорных органов входят:

1. Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция ), образованная в 1994 г. и действующая на основании Положения, утвержденного Правительством РФ 28 января 2000 г.

Основной задачей Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда субъектов Федерации (областей, краев и т.д.) является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда.

Государственные инспекции труда выполняют следующие основные функции :

а) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей

территории;

б) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на про-

изводстве, анализируют причины и разрабатывают предложения по

их предупреждению;

в) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об

административных правонарушениях;

г) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные

обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственные инспекции труда субъектов Федерации осуществляют свои надзорные функции через государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда .

2. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор ). Госгортехнадзор осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением требований безопасности при ведении работ в промышленности и при эксплуатации оборудования:

а) подъемных устройств;

б) паровых и водогрейных котлов;

в) сосудов, работающих под давлением;

г) трубопроводов для пара и горячей воды;

д) технологических трубопроводов;

е) газового хозяйства предприятий,

а также требований безопасности при взрывных работах.

3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Он осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе.

4. Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор ). Он осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии.

5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России (Госкомсанэпиднадзор ). Он осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и должностными лицами санитарного законодательства РФ, а также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.

6. Государственная экспертиза условий труда . На нее возложено осуществление государственного контроля за:

а) правильностью применения списков производств, работ, профес-

сий и т.д., по которым устанавливаются льготные пенсии и пре-

доставляются дополнительные отпуска;

б) предоставлением работникам льгот и компенсаций за работу в

неблагоприятных условиях труда;

в) качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям тру-

7. Госпожнадзор осуществляет надзор за пожарно-техническим состоянием объектов.

8. ГИБДД . Она осуществляет надзор за техническим состоянием автотранспорта и выполнением правил водительским составом предприятия.

Представители органов государственного надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия и организации любой формы собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий за нарушения в области охраны труда.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Внедрение СУОТ с 1 января 2014 года является прямой обязанностью работодателя, независимо от штата предприятия. Мы расскажем, из каких элементов состоит система, как организовать контроль за ней на производстве в 2019 году.

Читайте в нашей статье:

Что такое система управления охраной труда на предприятии

Система управления охраной труда на предприятии является частью общей системы функционирования организации в целом. Обязанность её разработки и внедрения лежит, согласно законодательству, на работодателе. Это позволяет минимизировать нарушения охраны труда, повысить производительность.

Цели системы управления охраной труда

При внедрении СУОТ важно сформулировать и обозначить цели, к которым стремится предприятие. Каждая из них должна соответствовать одному из 4 признаков:

1. Должна быть не абстрактной, а количественно измеримой и зафиксированной.

2. Должна быть подкреплена существующими ресурсами предприятия.

3. Не должна противоречить общей концепции ОТ.

4. Должна быть понятна и поставлена соответственно должностным возможностям сотрудников.

Организация системы управления охраной труда

Данный процесс можно коротко описать 4 шагами:

Шаг 1. Разработка политики организации по ОТ. Все начинается со сбора информации и ее анализа: невозможно создать реально работающую концепцию на пустом месте. Необходимо назначить сотрудников, ответственных за сбор данных. Важна и статистика травматизма, аварий, профзаболеваний, меры, принимаемые в прошлом, для улучшения ситуации. Обязательно надо «поднять» всю документацию предприятия, связанную с ОТ: это результаты спецоценки или аттестации рабочих мест, должностные инструкции и т.п.

Хорошие результаты дает метод анонимного опроса сотрудников. С его помощью можно оперативно выявить «горячие точки» по охране труда.

Шаг 2. Утверждение Положения о СУОТ.

Шаг 3. Утверждение необходимых локальных актов с нормативами ОТ.

Обязательным дополнением к Положению будут являться документы:

  • Внутренние стандарты мероприятий ОТ, общих на всем предприятии (внутренний аудит, контроль за электрооборудованием и т.д.)
  • Разнообразные технологические карты, бланки отчетов и прочая дополнительная документация.

Материальное стимулирование работников (надбавки, премирование и т.п.) за вклад в ОТ должно обязательно быть запланировано при работе над СУОТ и доведено до сведения работников!

Шаг 4. Выпуск приказа о том, что Положение введено в действие.

Основные элементы системы управления охраной труда

Современная СУОТ, как часть системы общего маркетинга предприятия, соответствует принципам ISO. Это система связанных между собой основополагающих понятий:

  • Концепция развития охраны труда на предприятии, политика и стратегия.
  • Создание плана мероприятий и его реализация.
  • Оценка работоспособности СУОТ.
  • Улучшение и дальнейшее развитие.

Важен именно системный подход, так как разовые, не соединенные общей целью мероприятия слабоэффективны. Это общемировая практика, которая уверенно теснит в производстве старые принципы охраны труда.

Документация

Организация и управление охраной труда

Основа любого предприятия – это люди. Независимо от численности рабочего коллектива, важно понимать, что СУОТ создается и существует в интересах людей. Это достижимо только если она будет внедряться одновременно на всех уровнях совместной работой.

Система включает в себя обязательное информативное общение и работу предприятия с фондами социального страхования, органами госуправления, профсоюзом. Вся статистика по авариям и травмам должна быть прозрачна и доступна.

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Для эффективности системы все контрольные мероприятия должны быть заранее тщательно запланированы. Наиболее удобны в применении помесячные итоги, учитываемые по активным и пассивным факторам. К активным, как ясно из названия, причисляются достижения. К пассивным – информация о нарушениях охраны труда, травмах, несчастных случаях, причиненном ущербе.

Разумно раз в год осуществлять общую проверку, комплексно анализируя систему управления охраной труда предприятия при помощи сторонних аудиторских организаций (или специалистов из других подразделений).

Несмотря на то, что система управления охраной труда обязательна уже несколько лет, на многих предприятиях она вводится «со скрипом», медленно и с нарушениями. Ежегодные изменения нормативной базы могут несколько запутать специалистов. Вспомним, какие поправки были внесены в 2018 году:

  • Во втором квартале были внесены изменения в .
  • Теперь можно использовать результаты СУОТ для производственного контроля.
  • В августе вступили в силу особенности проведения спецоценки условий труда на рабочих местах сотрудников, которые работают с взрывчатыми материалами.
  • Актуализирован , а также видов работ, для производства которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

С конца октября 2016 года Минтруд окончательно ввёл в обиход новое понятие, с которым придется столкнуться каждому работодателю – СУОТ . Рассмотрим, почему это важно и какие действия нужно предпринять, чтобы соответствовать новым требованиям трудового законодательства.

Новый документ для всех работодателей

13 октября 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, который утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда . Его второе официальное название зашифровано в аббревиатуру – СУОТ . Официально документ начал действовать с 28 октября 2016 года.

Его польза в том, что разработанное чиновниками положение о системе управления охраной труда 2016 года поможет всем работодателям (фирмам и бизнесменам с персоналом) выполнить свою обязанность по созданию у себя работоспособной . А именно:

  1. подобрать подходящую структуру ;
  2. правильно сформулировать соответствующие положения по охране труда.

По сути, СУОТ – это общая политика охраны труда на предприятии (декларация) и как достигнуть поставленных целей.

Требования СУОТ затрагивают не только персонал, а обязательны к соблюдению всеми иными лицами, кто присутствует на территории данного работодателя: клиентами, посетителями, контрагентами.

Заметим, что до последнего времени новый образец СУОТ на предприятии мог и отсутствовать. Дело в том, что Минтруд прописал в Трудовом кодексе свою обязанность разработать типовое положение о системе управления охраной труда еще в 2014 году. Однако случилось это только в конце октября 2016 года.

Есть мнение, что всё это время Минтруд пытался разработать положение о системе управления охраной труда , которое подошло бы практически любой организации. Однако претворить планы в жизнь оказалось невозможно по объективным причинам: слишком много особенностей и нюансов пришлось бы учесть в рамках одного документа о системе управления охраной труда .

Что требует ТК РФ

Статья 212 Трудового кодекса обязывает любое лицо, которое использует наемный труд, обеспечить безопасность и защищенность всех трудовых процессов. Одним из первых шагов на этом пути должно стать создание работоспособной системы управления охраной труда на предприятии. Такая обязанность появилась в Кодексе у нанимателей с 2014 года.

Вообще, самостоятельно создать толковую систему управления охраной труда в организации – дело не простое. Поэтому лучше в данном вопросе держать ориентир на типовое положение о СУОТ 2016 года в версии Минтруда. Тем более, что это не обязательный к применению нормативный документ, а лишь стандартизированный вариант локального акта о СУОТ , который должен быть у каждого работодателя.

СУОТ 2016 и нормативные документы другого рода

Любой наниматель обязан соблюдать установленные государством нормативные требования охраны труда. Это различные стандарты, правила, инструкции и др. Поэтому начинать работу над новым образцом СУОТ на предприятии нужно с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • достижений науки и практики;
  • принятых на себя обязательств;
  • международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств;
  • рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Правильный подход

На наш взгляд, просто взять из всемирной сети и скачать новый образец СУОТ на предприятии будет недостаточно. Ведь он разработан сторонними специалистами (даже если на основе варианта Минтруда), но не для вашего бизнеса. А, как видно, главный принцип надлежащей системы управления охраной труда – ее индивидуальность! Положение о СУОТ на предприятии образца 2016 года должно быть максимально подстроено под нужды конкретной компании (ИП) и специфики ее деятельности.

Таким образом, начать исполнение обязанности, предусмотренной ст. 212 ТК РФ, работодателю нужно с разработки своего положения о СУОТ . Это можно сделать самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Затем данное положение руководитель утверждает своим приказом (с учетом мнения работников и/или их органа при его наличии).

Напомним, что статья 217 ТК РФ обязывает иметь специалиста по охране труда, если штат организации – больше 50 человек. Ему и можно доверить разработку нового образца СУОТ на предприятии .

Учтите, что СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, которые действуют на предприятии. Согласно типовому положению о системе управления охраной труда 2016 года, при штате до 15 человек можно ограничиться общими требованиями и не мудрить сложную структуру СУОТ .

Обратите особое внимание, что система управления охраной труда в общем случае должна включать такие позиции:

  • политику в области охраны труда;
  • цели охраны труда;
  • как распределены обязанности по охране труда между должностными лицами;
  • мероприятия по охране труда (подготовка работников, оценка условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья персонала, информирование работников об условиях труда, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, средствами защиты, питанием и др.);
  • планы по реализации охранных мероприятий;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг;
  • улучшение функционирования СУОТ ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ .

Как накажут

К сожалению, законодательством не установлено, в какой именно срок каждое предприятие должно выполнить обязанность по созданию своей системы управления охраной труда . Однако трудовые инспекторы обязательно проверяют:

  1. есть ли подобная внутренняя документация;
  2. насколько она адекватна или сделана «для галочки».

Не забывайте, что отсутствие СУОТ подпадает под первую и пятую часть статьи 5.27.1 КоАП РФ. А штраф здесь может достигать 200 000 рублей или приостановку деятельности. Особенно над этим стоит задуматься тем организациям, в которых труд связан с риском для жизни и/или самочувствия сотрудников.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация