Государственная служба. Категории и группы должностей государственной гражданской службы Почему министры не являются государственными служащими

Главная / Налоги

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Правовой статус главы администрации субъекта РФ

В своей деятельности глава администрации субъекта РФ руководствуется: Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, уставом и законодательством субъекта РФ.

Глава администрации субъекта РФ обладает следующими полномочиями:

Представляет интересы своего субъекта РФ в Правительстве РФ и других федеральных органах;

Разрабатывает и представляет на утверждение законодательного органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;

Формирует органы исполнительной власти субъекта РФ, назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов;

Принимает постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их официального опубликования, если иное не определено в самом акте.

Территориальные органы исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность под их руководством. Они не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но взаимодействуют с администрациями субъектов РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов производится соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Деятельность территориальных органов регулируется постановлением Правительства РФ «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ» № 491 от 27 мая 1993 г.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной исполнительной власти. Они являются формой осуществления населением власти на местах. Деятельность этих органов регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.

Государственная служба регулируется федеральными законами «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ».

Государственная должность - это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленными обязанностями по исполнению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения полномочий РФ и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.



Государственная служба делится на три вида:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

Принципы государственной службы закреплены в ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» и ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».

К ним относятся следующие принципы:

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами (принцип законности).

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие.

Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти.

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями.

Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе.

Профессионализм и компетентность государственных служащих.

Гласность в осуществлении государственной службы.

Ответственность государственных служащих за принимаемые решения.

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.

Стабильность кадров государственной службы.

Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Из системы должностей государственной службы исключаются должности лиц, непосредственно исполняющих полномочия государственных органов. К ним относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи. Они не являются государственными служащими.

Государственным служащим может стать гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям.

Административно-правовой статус государственных служащих определяется их правами, обязанностями, ограничениями, запретами и ответственностью перед обществом и государством.

Основные права государственного гражданского служащего закреплены в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ». К ним относятся:

Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности;

Получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

Доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

Защита сведений о гражданском служащем;

Защита своих прав и законных интересов

и другие.

Обязанности государственного гражданского служащего (ст. 15):

Исполнять поручения вышестоящих руководителей, за исключением явно незаконных;

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

Хранить государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну;

Ежегодно представлять декларации о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности,

и другие.

Основаниями ограничений , связанных с гражданской службой, являются (ст. 16):

Недееспособность;

Осуждение, наличие не снятой или не погашенной судимости;

Отказ от прохождения процедуры допуска к государственной тайне;

Близкое родство с непосредственным руководителем по гражданской службе;

Наличие гражданства другого государства

и другие.

Государственному гражданскому служащему запрещается (ст. 17):

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды иностранных государств, а также политических партий и других общественных объединений;

Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;

Использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных объединений;

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность .

1) Основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный или должностной проступок. Меры дисциплинарной ответственности:

Замечание;

Выговор;

Предупреждение о неполном должностном соответствии;

Освобождение от замещаемой должности;

Увольнение.

2) Административная ответственность наступает на основе законодательства об административных правонарушениях за совершение административных правонарушений, связанных со служебной деятельностью. Например, вмешательство в работу избирательной комиссии (ст. 5.2 КоАП), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП), невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ст. 17.1 КоАП) и другие.

3) Государственные служащие несут уголовную ответственность за совершение должностных преступлений на основании Уголовного кодекса РФ: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), халатность (ст. 293), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292) и другие.

4) Материальная ответственность состоит в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к другим видам ответственности.

    Государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

    По смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    лица, занимающие государственные должности Российской Федерации - по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

    Являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

    Государственные должности РФ - 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственные должности категории Б - Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Книги

  • Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации Монография , Шарнина Л.. Монография посвящена комплексному изучению территориальной организации местного самоуправления Российской Федерации. В ней определяются сущность и социальная основа территориальной…
  • Женские награды Российской империи , Левин Сергей Семенович. Книга`Женские награды Российской империи` посвящена малоизученной теме - женским наградам. Конечно, многим известны орден Святой Екатерины и знак отличия Святой Ольги, часто неправильно…

§ 1. Понятие государственной службы и ее виды

В Советском государстве за все время его существования практически отсутствовало законодательство, специально посвященное государственной службе.

Широкое распространение получило следующее ее понимание: государственная служба является одной из форм трудовой деятельности людей, специфика которой состоит не в создании непосредственным физическим трудом материальных ценностей или в оказании тех или иных производственно-хо­зяйственных услуг (например, ремонт), а в осуществлении адми­нистративных (организаторских, управленческих), социально-культурных и воспитательных функций.

В таком широком пони­мании государственная служба сводилась, по существу, к работе в любого рода государственных организациях, т.е. в государствен­ных органах, государственных учреждениях (школы, больницы, вузы, культурно-просветительные учреждения и др.), на государ­ственных предприятиях (руководители, инженерно-технический персонал и др.).

Нетрудно заметить, что в подобном понимании государственная служба как бы противопоставлялась другой ос­новной форме трудовой деятельности людей, т.е. труду рабочих и крестьян.

При этом главным признаком, позволяющим отнести того или иного работника к числу государственных служащих, являлся источник его денежного содержания: государственная служба во всех ее проявлениях содержалась за счет государствен­но-бюджетных средств.

Наряду со столь широким пониманием государственной служ­бы существовала ее трактовка в узком смысле.

Соответственно го­сударственной службой считалось не любое выполнение непроиз­водственных функций в той или иной государственной организа­ции, а только деятельность людей, входящих в аппарат государст­венных органов, в состав администрации государственных пред­приятий и учреждений.

Применительно к сфере государственного управления это означало, что государственная служба представля­ет собой деятельность административно-управленческого персона­ла государственных организаций, т.е. таких работников, которые являются непосредственными участниками в той или иной форме процесса реализации функций исполнительно-распорядительного (государственно-управленческого) характера.

В порядке осущест­вления государственной службы в узком (управленческом) смысле происходит и руководство поведением государственных служа­щих в широком смысле (например, ректор вуза и его профессорско-преподавательский состав, заведующий поликлиникой и лечащие врачи).

Нормами административного права регулировалась деятель­ность государственных служащих, составляющих административ­но-управленческий персонал, в то время как деятельность других категорий государственных служащих была объектом регулирова­ния преимущественно нормами трудового права, т.е. как и ра­бочих.

Такой была ситуация до 1993 г. Конституция РФ 1993 г. закре­пила в ведении РФ федеральную государственную службу (п. «т» ст. 71).

В декабре 1993 г. Президентом РФ было утверждено Поло­жение о федеральной государственной службе – по существу, пер­вый нормативно-правовой акт, специально посвященный государ­ственной службе.

Дальнейшее развитие оно получило в Федераль­ном законе «Об основах государственной службы Российской Фе­дерации» от 31 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990).

И сей­час имеются достаточные основания для того, чтобы получить ответ на вопрос: что представляет собой государственная служба в ее современном понимании?

В самом общем виде государственная служба понимается как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения пол­номочий государственных органов (ст. 2 Закона).

Сразу же обращает на себя внимание ограничительное понима­ние этого вида деятельности.

Таковой не признается работа в госу­дарственных учреждениях и на государственных предприятиях, даже если она связана с выполнением чисто управленческих или иных организационных функций, поскольку учреждения и пред­приятия не являются государственными органами.

Следующее ограничение понятия государственной службы свя­зано с тем, что для того, чтобы быть признанным в качестве госу­дарственного служащего, необходимо занимать государственную должность, учрежденную в соответствующем государственном ор­гане.

Ограничение в данном случае состоит в том, что далеко не всякая должность, занимаемая лицом в аппарате того или иного государственного органа, признается в качестве государственной.

Существуют специальные реестры (перечни) государственных должностей.

А это свидетельствует о том, что не любой работник государственного органа может быть признан государственным служащим (например, лица обслуживающего персонала типа уборщика, гардеробщика, истопника и т.п.).

Наконец, даже занятие некоторых государственных должнос­тей не влечет за собой автоматического признания факта государ­ственной службы и соответственно лица, занимающего такую должность, государственным служащим.

Законодателем установ­лено, что государственные должности, устанавливаемые Консти­туцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, не имеют отношения к государственной службе.

Точнее, лица, занимающие должности такого типа, государствен­ными служащими не являются.

Какие же должности имеются в виду в данном случае?

Оказы­вается, что это Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители ор­ганов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи.

В буквальном смысле, следовательно, Председатель Правительства РФ не является государственным служащим, а его заместители являются; федеральный министр – не государственный служащий, а его заместители – служащие и т.п.

Государственные должности, не влекущие за собой признание лиц, их замещающих, государственными служащими, тем не менее учреждаются для непосредственного исполнения полномо­чий государственных органов (ст. I Закона).

Ясный и четкий ответ на этот вопрос практически отсутствует.

Можно ли после всего изложенного считать, что под государст­венной службой подразумевается замещение государственных должностей в государственных органах? Конечно, нельзя, так как можно занимать государственную должность и не быть государст­венным служащим.

В русском языке термин «государственная служба» означает состояние на службе у государства, пребывание на государствен­ной службе.

Что же она собой представляет?

Законом определено следующее:

а) государственная служба есть профессиональная деятель­ность.

Но профессиональной является и деятельность инженера, врача, преподавателя и т.п. Значит, одного этого признака еще недостаточно для правильного понимания государственной службы;

б) государственная служба внешне выражается в замещении государственной должности.

Сам по себе и этот признак еще ни о чем не говорит, ибо, как уже отмечалось, даже занимая такую должность, можно оказаться за рамками государственной служ­бы. Однако должность как категория предусматривается в качест­ве первичной ячейки организационной структуры государствен­ных предприятий и учреждений. Так, государственные вузы объ­являют конкурсы на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава. Эти должности определены государством, а потому имеют все основания также именоваться государственными. Следовательно, требуется дальнейшее уточне­ние признаков государственной службы;

в) государственная служба находит свое выражение в замеще­нии особой категории государственных должностей – законода­тель называет их государственные должности государственной службы.

Их особенность заключена в обеспечении исполнения полномочий государственных органов. Это уже существенно отли­чает государственную службу от работы на государственных пред­приятиях и в учреждениях;

г) государственная служба выражается в ответственной дея­тельности по реализации служебных обязанностей, определяе­мых характером данной государственной должности государст­венной службы.

Это наиболее значимый признак государственной службы;

д) государственная служба предполагает выполнение лицом, замещающим соответствующую должность, таких обязанностей, которыми обеспечивается реализация полномочий, которыми на­делен данный государственный орган;

е) государственная служба предполагает денежное содержание лица, замещающего государственную должность государственной службы, за счет средств государственного бюджета.

В свое время это называлось жалованьем.

Данный признак не специфичен для государственной службы. В таком же порядке получают денежное вознаграждение лица, занимающие государственные должности, но не являющиеся при этом государственными служащими. Ана­логично содержание многих работников государственных пред­приятий и учреждений.

Приведенные положения в совокупности дают представление о современном понимании государственной службы.

Государственная служба в видовом варианте подразделяется на:

а) федеральную;

б) службу субъектов РФ.

Кроме того, можно выделить военную службу, а также (предположительно) гражданскую службу. Особое место отводится муни­ципальной службе, которая по своему характеру не является госу­дарственной.

В законодательстве РФ нет общего понятия государственной службы.

В юридической литературе государственная служба определяется как деятельность, связанная с профессиональным осуществлением по поручению общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях. Государственная служба регулируется нормами , и других .

Универсальной и удачной представляется классификация государственной службы, даваемая в юридической литературе. Государственная служба может пониматься в широком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях) и в узком смысле как выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах.

С учетом федеративного устройства Российской Федерации государственная служба может быть разделена на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об утверждении Положения о федеральной государственной службе” и утвержденное им Положение непосредственно регулируют условия прохождения федеральной государственной службы. В Положении перечислены должности, на которых осуществляется федеральная государственная служба (в администрации президента, аппарате правительства, в аппаратах палат Федерального собрания, судов РФ и т. д.).

Государственная служба в субъектах РФ осуществляется в соответствии с , федеральными законами и другими правовыми актами; некоторые вопросы государственной службы регламентируются конституциями и иными правовыми актами субъектов РФ. Например, указом президента РФ установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности глав администраций субъектов РФ.

Различается государственная служба в органах представительной, и судебной властей.

Все служащие в зависимости от вида , на основе которого действуют организации, в которых они работают, могут быть служащими: частных предприятий, организаций; международных, иностранных организаций; государственных организаций, предприятий.

Государственные служащие

В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего. Поэтому мы предлагаем дать такое определение понятия “служащий”: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение.

Государственные служащие — один из видов служащих. Они составляют большинство в общей массе служащих нашей страны.

В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие “государственный служащий” следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.

Государственный служащий в широком смысле — лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле — лицо, занимающее должность в государственном органе.

Должность — это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях.

Специальным актом, регламентирующим государственную службу, является Положение о федеральной, государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.

Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется названным Положением.

Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав .

Должностные лица — государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления).

Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Оперативный состав — это государственные служащие — специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.).

Технический и вспомогательно-обслуживающий состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари).

Согласно ст. 21 закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления” муниципальными служащими являются “лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления”. В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой.

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственная служба

    Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

    Государственная служба РФ делится на следующие виды:

    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба;
    • федеральная государственная служба.

    В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

    • федеральную государственную гражданскую службу;
    • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

    Схематично это выглядит следующим образом.

    Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

    Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) .

    В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ .

    К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

    Следующим видом госслужбы РФ является военная служба . Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства .

    Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

    Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина .

    Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

    Особняком стоит федеральная государственная служба , представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ .

    Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

    Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.

    Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета .

    Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета .

    П. 2. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 3. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    Ст. 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
    П. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация