Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции. Обжалование предписания трудовой инспекции Сообщение о выполнении предписания трудовой инспекции

Главная / Налоги

В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.

Как было?

Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.

Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие - по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.

Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.

Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ - властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.

Изменение тенденции судебной практики

В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:

  1. функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
  2. предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.

В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:

  • вынесено уполномоченным органом;
  • является документом властно-распорядительного характера;
  • содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.

Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке .

На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.

Сроки для обжалования

При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.

Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.

Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.

В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.

Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.

Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Практика применения правил

Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.

При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.

Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • почтовый или электронный адрес организации (для направления ответа);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

Трудовой инспектор не вправе выдать предписание по ИТС. Но даже если он это сделает, такое предписание можно будет обжаловать в административном или судебном порядке. В первом случае у работодателя есть 15 дней с момента получения документа (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), во втором - 10 дней (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Так как сроки на обжалование коротки, их легко пропустить. Можно попытаться восстановить эти сроки, но работодателю придется привести уважительные причины пропуска. Если таковых не окажется, суд откажет в удовлетворении заявления. В итоге компания утратит возможность обжаловать предписание. 10 дней - такой срок отводится на обжалование предписания в суд. Значит ли это, что предписание придется исполнить? Ведь теперь за бездействие установлены значительные штрафы: для компании - от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а для директора - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Чем грозит неисполнение предписания трудовой инспекции?

Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд.

Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ.



Но есть ст.

Что будет если работодатель не выполнит предписание трудовой инспекции в срок?

По результатам рассмотрения собранных материалов дела может быть:

  • вынесено постановление о привлечении к административной ответственности;
  • прекращено производство по делу;
  • документы переданы в органы предварительного следствия или прокуратуры, если усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний;
  • вынесено определение о передаче документации собранной в суд – для назначения меры наказания.

Вынести решение об отстранении должностного лица от занимаемой должности вправе только суд. Рассмотрим два варианта действий руководителя, когда работодатель не возражает в том, что нарушал нормы трудового законодательства и второй случай, когда он не согласен с выводами проверяющего лица.

1. Если руководитель признает свою вину в допустимых нарушениях, в течение месяца после вступления постановления в силу, руководствуясь нормами ст. 32.

Ответ на предписание трудовой инспекции – образец

КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания государственного инспектора труда, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Уплата административного штрафа в качестве меры наказания не означает, что должностное лицо или индивидуальный предприниматель могут в дальнейшем не исполнять предписание. Требования охраны труда, производственной санитарии и гигиены и трудового законодательства должны исполняться всеми работодателями без исключений. Какие варианты решения трудоохранных задач указанны в нашей статье Аутсорсинг охраны труда в Санкт-Петербурге… А сколько это стоит в ООО «Росзащита», Вы можете узнать из прейскуранта цен на услуги по охране труда: ПРЕЙСКУРАНТ ЦЕН НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА…

Работодатель не исполняет предписание инспекции по труду

Инфо

Прочие основания, позволяющие обжаловать выданный протокол или предписание Обжаловать выписанные проверяющим документы по результатам проведенных мероприятий контроля действий предприятия в рамках трудового законодательства можно не только, если руководство не соглашается с выводами и вынесенными инспектором решениями, но и в том случае, когда документы не соответствуют установленным правилам их заполнения. Так, ст. 28. 2 КоАП Рф определены обязательные сведения, какие должны указываться при составлении протокола об административном правонарушении.

Законному представителю работодателя должны быть разъяснены его права и обязанности. Кроме того, он имеет право дать объяснения по выявленным нарушениям, которые должны быть приложены к протоколу.

Как обжаловать предписание, выданное трудовой инспекцией

Михайловский Юрий Иосифович (21.11.2013 в 12:37:09) Добрый день! Вслучае нарушения Ваших прав Вы можете обратиться с Заявлениями в Прокуратуру, в Суд (госпошлиной не облагается). Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Предписание инспекции труда

Порядок исполнения вынесенных инспектором решений В ходе проведенных мероприятий надзора, все выявленные недостатки и нарушения отражаются документально в акте, предписании, возможно и протоколе. Документы вручаются первому руководителю или его представителю под личную роспись с указанием числа, месяца и года получения, либо отсылаются письмом, с уведомлением о дате его получения. Ст. 357 ТК РФ гласит об обязательном исполнении предписаний, выписанных органами госнадзора, в частности территориальной трудовой инспекцией. В выданном предписании указывают конкретные сроки для устранения выявленных нарушений трудового законодательства, отраженных в акте. По каждому пункту к указанному сроку предприятие должно дать информацию о принятых мерах по устранению этих недочетов письменно, приложив документы, подтверждающие исправление нарушений.

Обжалуем решение инспектора по труду

Деятельность любого предприятия, неважно какой правовой формы собственности контролируется планомерно не чаще одного раза в течение трех лет органами государственного надзора, в качестве которых в Российской Федерации выступает централизованный орган власти – Федеральная инспекция труда. Территориальные инспекции, контролирующие выполнение работодателями основополагающих норм труда, руководствуются основными нормами Конституции России, федеральных и прочих правовых, законодательных актов. В полномочия контролирующего органа, входит надзор, как соблюдаются нормы ТК РФ, и других актов в сфере труда, кроме того, реагирование на обращения граждан с жалобами, когда они считают, что их права и гарантированные законом интересы действиями или бездействием со стороны руководства и должностных лиц в процессе трудовых отношений нарушены.
КоАП РФ, только суд имеет право рассмотреть материалы, полученные в результате проведенных мероприятий и привлечь виновных лиц к ответственности. Варианты обжалования решение инспектора Сделанные трудовым инспектором выводы о нарушении работодателем или другими должностными лицами законных интересов и гарантий, предусмотренных нормами ТК РФ или другими правовыми актами можно обжаловать:

  • обратившись с письменным заявлением на имя руководителя территориального органа надзора, проводившего мероприятия контроля;
  • написав жалобу Главному государственному инспектору по труду;
  • непосредственно подготовив иск о признании неправомерности действий проверяющего инспектора в суд.

Нужно отметить, что досудебного урегулирования возникшей спорной ситуации законодательно не предусмотрено.

Если работодатель не выполнил предписание трудовой инспекции

Право инспектора ограничиться лишь выписанным предписанием о том, чтобы руководство проверяемой организации устранило выявленные нарушения в четко указанный срок. К этому времени проверяемое учреждение должно представить в письменном виде ответ в территориальную инспекцию о проведенных мероприятиях с приложенными документами (приказами, локальными правовыми актами), способствующими устранению всех нарушений.


По окончании всех мероприятий надзора, трудовым инспектором составляется в двух экземплярах акт, по утвержденной форме, один из которых с копиями приложений под роспись вручается первому руководителю проверяемого предприятия или его заместителю. Акт может быть выслан заказным письмом с уведомлением о его получении, используя услуги почтовой связи.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Жалобы на предписание трудовой инспекции (ФИТ), называемые в настоящее время административными исковыми заявлениями, - эффективный метод защиты интересов участников трудовых правоотношений. В силу ч.1 ст.357 ТК РФ, п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, ст.218 КАС РФ предписания ФИТ выдаются работодателям в случае выявления допущенных ими нарушений норм трудового права.
Предписаниями руководящие органы хозяйствующих субъектов обязываются устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки.

Таким образом, предписания представляют собой распорядительную документацию, возлагающую на работодателя обязанность принятия конкретных мер. По итогам проверки, они порождают комплекс правовых последствий, а, следовательно, подлежат обжалованию. На это прямо указывают ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н.

Физические лица оспорить предписание инспектора ФИТ, затрагивающее его интересы, могут, подав жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу ФИТ, вплоть до главного инспектора труда России
  • в райсуд

Такие же адресаты согласно ст.17 КАС РФ имеют жалобы, направляемые юридическими лицами. Ст.24 КАС РФ закреплена подсудность в соответствии с выбором истца. Согласно данному доводу, административные истцы могут выбирать райсуд (по месту нахождения ФИТ либо по месту пребывания заявителя).

Юристы-практики рекомендуют при обжаловании предписаний сразу обращаться в суд. Подобная позиция объясняется тем, что факт предъявления жалобы вышестоящему должностному лицу ФИТ не является основанием для приостановки течения 3-месячного срока, отведенного на обращение в судебную инстанцию (ч.1 ст.219 КАС РФ). Пропустив этот срок, заявитель существенно ограничивает собственные возможности по защите своих интересов.

Необходимо помнить, что в настоящее время продолжает действовать ст.357 ТК РФ, в соответствии с которой предписания подлежат обжалованию в суд в течение 10 суток с момента их получения. В данном случае важно также учитывать ст. 19.5 КоАП, предусматривающую необходимость выполнения предписания в четко обозначенный срок. Анализ перечисленных статей в совокупности свидетельствует о том, что более безопасно оспорить предписание ФИТ в 10-дневный срок.

Оспаривание предписаний у вышестоящих должностных лиц ФИТ не предполагает возможности приостановки их действия, в то время как суды располагают таким правом и могут применять его по собственной инициативе (ст.223 КАС РФ). В целях приостановки действия предписаний заинтересованным лицам требуется на любой стадии рассмотрения жалобы обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Жалобы на предписание необходимо оформлять в 2-х экземплярах. Один из них направляется вышестоящим должностным лицам ФИТ (либо в суд), второй - с отметкой о принятии - остается у заявителя. При формировании данных обращений заявителям необходимо обеспечить указание в них:

  • реквизитов судебной инстанции либо личных данных должностного лица, которому обжалуется предписание ФИТ
  • реквизитов ФИТ, вынесшей обжалуемое предписание
  • личных данных либо реквизитов заявителя
  • даты и номера обжалуемого предписания ФИТ
  • обоснования требований заявителя с подробным разъяснением причин, по которым заявитель считает обжалуемое предписание незаконным;
  • требований заявителя, нацеленных на признание предписания, вынесенного ФИТ, незаконным.

Важное положение содержится в ч.4 ст.218 КАС РФ, в соответствии с которой административные исковые заявления об оспаривании предписаний ФИТ в защиту интересов участников трудовых правоотношений в суд могут предъявляться:

  • органами государственной власти;
  • прокурором;
  • уполномоченным по правам человека в России;
  • уполномоченным по правам человека в регионе.

Задайте вопрос юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Недавно оказал посредническую услугу как физическое лицо. Но все пошло не так. Я пытался вернуть свои деньги, но меня обвинили в мошенничестве, и теперь грозят подать иск в суд или в прокуратуру. Как мне быть в данной ситуации?

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Пелешенко Юрий Иванович
Тема: Трудовые споры, Документы кадровой службы
Рубрика: Трудовые споры

В соответствии со ст. 13 Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Женева, 19 июня 1947 г.) право на обжалование распоряжений и требований инспекторов труда в судебные или административные органы может быть предусмотрено национальным законодательством.

В статье 46 Конституции РФ содержатся общие нормы о праве граждан на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

НА № 7‘2006Федеральный закон от 02.05.06 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.06 № 59-ФЗ) устанавливает, что граждане вправе обращаться в государственные органы либо к должностным лицам с жалобами и заявлениями. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (ч. 6 ст. 8 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Обратите внимание!

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц

Компетентный государственный орган или должностное лицо при рассмотрении жалобы принимает меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных вопросов. Жалоба по общему правилу должна быть рассмотрена в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Решения государственных инспекторов труда

Под решением государственных инспекторов труда понимается предписание об устранении нарушений трудового законодательства, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания, а также иные решения, выносимые государственным инспектором труда, например письменный ответ на обращение о нарушении трудового законодательства.

НА № 6‘2008Формы документов, используемые в Федеральной службе по труду и занятости (Роструде), утверждены приказом от 10.12.04 № 47. К ним относятся такие документы, как акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – форма № 1-ГИТ, предписание – форма № 2-ГИТ, протокол об административном правонарушении – форма № 3-ГИТ, постановление о назначении административного наказания – форма № 5-ГИТ, решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении – форма № 8-ГИТ и т. д.

Обратите внимание!

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц

Согласно ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

    предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Частью 2 ст. 357 ТК РФ определено: в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю (или его представителю) предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Обратите внимание!

Предписание госинспектора труда может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем

Работодатель может обжаловать предписание госинспектора труда в судебном порядке в течение 10 дней с момента получения. Таким обра­зом, данная норма устанавливает специальный срок для оспаривания работодателем предписаний государственной инспекции труда, который и подлежит применению судом, а срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ (три месяца), при рассмотрении дел указанной категории не применяется.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольных функций согласно ст. 358 ТК РФ обязаны: соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей – физических лиц и работодателей – юридических лиц (организаций). За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).

Порядок обжалования решений государственных инспекторов труда установлен ст. 361 ТК РФ, которая предусматривает административный и (или) судебный порядок обжалования решений государственных инспекторов труда, предоставляя возможность выбора одного из них, т. е. данный вопрос отдан на усмотрение лицу, которому направлено решение государственного инспектора труда.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. Вместе с тем ст. 361 ТК РФ допускает обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ, каковым в настоящее время является руководитель Роструда.

Административное обжалование решения

Список ГИТ с адресами и телефонными номерами
НА № 6‘2008
При административном обжаловании заявления на решения государственных инспекторов труда подаются соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда РФ. Обжалование решения госинспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

Однако одновременная подача жалобы и вышестоящему должностному лицу, и в суд хотя и не запрещена, но фактически не всегда имеет смысл, поскольку ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются, как правило, руководителю государственного инспектора труда, принявшего обжалуемое решение. В статье 23.12 КоАП РФ перечислены должностные лица, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.

Например, решение государственного инспектора труда поэтапно может быть обжаловано руководителю государственной инспекции труда и его заместителям, руководителю (заместителю руководителя) государственной инспекции труда в субъекте РФ, главному государственному инспектору труда РФ и его заместителям.

При обжаловании решений в порядке подчиненности можно руководствоваться действующим в настоящее время Перечнем должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах РФ), упол-номоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. приказом Роструда от 10.04.06 № 60.

ТК РФ не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в государственную инспекцию труда, признано необоснованным. Также отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений госинспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы нарушены (ограничены) принятым решением.

В случае если по результатам проверки государственный инспектор труда вынес решение (постановление) о привлечении организации, руководителя либо иного должностного лица организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности, то дальнейшее развитие событий зависит от действий указанных лиц.

Если эти должностные лица согласны с решением госинспектора труда, то они выполняют данное решение, в т. ч. уплачивают назначенный административный штраф в установленный срок по реквизитам, указанным в постановлении. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о назначении административного штрафа в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ).

По истечении 30 дней при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо (государственный инспектор труда), вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ (ч. 1; наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток).

Если же лицо, получившее постановление по делу об административном правонарушении, принятое государственным инспектором труда в рамках рассмотрения административного дела, не согласно с принятым решением, то оно обжалуется в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, работником (потерпевшим), его законным представителем, защитником.

Оспаривание решений в суде

В суде решения государственного инспектора труда либо его руководителей, а также главного государственного инспектора труда РФ оспариваются в соответствии с положениями гл. 25 ГПК РФ.

Если в суд подается заявление об оспаривании действий (решений), нарушающих права и свободы граждан, в части, не противоречащей ГПК РФ, применяется Закон РФ от 27.04.93 № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Такое обжалование производится с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ.

Однако, поскольку предписания, выносимые государственным инспектором труда, не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, жалоба юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.

ООО «Техсервис» (далее также – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда (ГИТ) в Краснодарском крае от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда (в виде 30 тыс. руб. штрафа).

Определением суда от 13.03.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.06, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, вывод судов первой и апелляционной инстанций о неподведомственности спора арбитражному суду не соответствует законодательству, поскольку правонарушение совершено юридическим лицом. Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, посчитал, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, 25 октября 2005 г. прокуратура Карасунского административного округа г. Краснодара и Управление по делам миграции ГУВД Краснодарского края провели проверку Общества по вопросу соблюдения трудового законодательства.

В ходе проверки установлено следующее. Гражданин Армении Саргсян К. С. принят на работу в покрасочный цех ООО «Техсервис» маляром. При оформлении на данную работу и при осуществлении трудовой деятельности с работником не заключался трудовой договор. По указанному факту прокуратура в отношении Общества возбудила дело о нарушении законодательства о труде и об охране труда и направила материалы проверки в инспекцию труда для рассмотрения по существу. По итогам рассмотрения материалов проверки ГИТ вынесла постановление от 28.11.05 № 03–1 / 16 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде 30 тыс. руб. штрафа.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления ГИТ незаконным. Вывод суда о том, что дело об оспаривании Обществом постановления инспекции труда о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, правомерен.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу п. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в т. ч. об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Часть 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, допущенных организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Как видно из материалов дела, Общество привлечено к административной ответственности за нарушение ст. 9 ТК РФ. Согласно ст. 16 ТК РФ отношения между работником и работодателем возникают на основе заключенного между ними трудового договора, который закрепляет юридическую связь субъектов трудового права, регулируемую государством посредством норм трудового права. В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменном виде не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе. Выступая работодателем, юридическое лицо не выполнило в отношении нанятого им работника функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Таким образом, вывод суда о том, что спор по настоящему делу не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью Общества, является правильным. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь ст. 274, 286–289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил: определение от 13.03.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32–6438 / 2006–14 / 175–15АЖ оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.06 № Ф08–2401 / 2006–997А).

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Порядок подачи жалобы

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). В связи с этим следует обратить внимание: если постановление о привлечении к административной ответственности было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет являться оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении, если письмо направлялось с уведомлением о получении.

Однако в случае если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления о привлечении к административной ответственности и т. д.), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой должно быть подано ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска указанного срока, а также по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Такое ходатайство рассматривается лицом (органом), которому направлена жалоба.

Статья 30.2 КоАП РФ предусматривает порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности. Такая жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

В этих случаях рекомендуется приложить к жалобе сопроводительное письмо, в котором указать, что данная жалоба представлена для ее дальнейшей подачи соответственно в суд, вышестоящий орган или вышестоящему лицу. На втором экземпляре сопроводительного письма необходимо получить отметку о вручении указанного письма и приложенной к нему жалобы (с материалами к ней), указать фамилию, имя, отчество и должность лица, принявшего документы, дату получения документов.

Обратите внимание!

При обжаловании постановления об административном правонарушении важно не только соблюсти процедуру обжалования, но и предоставить достаточные доводы, подтверждающие незаконность, неправильность вынесенного постановления

Однако КоАП РФ предусматривает и возможность подачи жалобы минуя должностное лицо, вынесшее постановление, непосредственно сразу в суд или вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган. В этом случае также необходимо получить соответствующую отметку о получении жалобы на ее втором экземпляре. Если документы направляются по почте, то необходимо отправлять их заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как правило, жалоба должна содержать следующие сведения:

    наименование суда, органа или должностного лица, который будет рассматривать жалобу; наименование, место нахождения (почтовый адрес) лица, подающего жалобу; реквизиты обжалуемого постановления; доводы, в соответствии с которыми, по мнению лица, подающего жалобу, постановление является незаконным и подлежит отмене или изменению; просьба лица к органу, лицу, рассматривающему жалобу, о результате рассмотрения жалобы.

Например, жалоба может содержать просьбу: «Прошу постановление о привлечении к административной ответственности отменить полностью» или «… в части…».

Жалоба должна быть подписана уполномоченным на это лицом (индивидуальным предпринимателем, руководителем юридического лица или их представителями). К жалобе прилагаются копии необходимых документов, подтверждающих доводы, изложенные в жалобе, а также копии документов, подтверждающих полномочия лица, подписывающего жалобу. Кроме того, прикладываются дополнительно копии жалобы для лиц, участвующих в деле. В соответствии с ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрен следующий порядок:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Цитируем документ

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ обсужден возникший в судебной практике вопрос о том, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Порядок вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, кем рассматривалось дело.

1. Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, – в вышестоящий суд, т. е. в областной или другой соответствующий ему суд (пп. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно п. 3 ст. 30.9 в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ.

Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

2. Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 30.2–30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 1.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в п. 3 ст. 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в п. 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в ст. 25.1–25.5, п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если жалоба подавалась для рассмотрения вышестоящему должностному лицу и не была им удовлетворена, то такое решение должностного лица может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. В случае вынесения решения суда при пересмотре жалобы не в пользу лица, ее подавшего, решение суда также может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб, их рассмотрение и разрешение осуществляются в том же порядке и в сроки, как и первоначальный пересмотр жалобы. Копии решений направляются лицам, участвующим в деле, в трехдневный срок со дня вынесения решения.

Обратите внимание!

Обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, руководителями и иными должностными лицами организаций, индивидуальными предпринимателями возложена на государственных инспекторов труда

Вопрос, с какого момента вступают в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, подробно рассмотрен в письме Верховного Суда РФ от 20.08.03 № 1536–7 / общ.

В случае если постановление о привлечении к административной ответственности и (или) решение, вынесенное в связи с его пересмотром, вступило в законную силу, то указанные акты могут быть пересмотрены только в случае принесения протеста прокурором. Для того чтобы вступившее в законную силу постановление или решение было пересмотрено, необходимо направить в прокуратуру обоснованное ходатайство о принесении протеста по указанному делу с приложением всех материалов дела, свидетельствующих о незаконности вступивших в силу постановления и (или) решения.

1 -1



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация