Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения? Разрешение споров, возникающих в сфере оказания услуг Защита прав человека в предоставление услуг жкх

Главная / Налоги

Защита прав, которые связаны с ЖКХ, отличается рядом особенностей.

Распространение на потребителя, который использует данные услуги в своих личных целях. Такой потребитель является конечным, а именно потребителями в данном случае не могут выступить всякого рода посредники, которые получили услуги от ЖКХ и в дальнейшем их реализовывают.

Потребитель, который использует услуги ЖКХ, не имеет возможности использовать защиту своих законных прав ограниченно. В частности, в случае если поставщиком оказана некачественная услуга, потребитель не может отказаться от исполнения условий заключенного договора.

Потребитель имеет возможность защищать свои права посредством двух форм – либо досудебная стадия урегулирования споров либо судебное разбирательство.

На досудебной стадии решения спорных вопросов потребитель составляет претензию и направляет ее поставщику, который оказывает услуги ЖКХ, а также контролирующие органы, в частности Роспотребнадзор. Однако стоит отметить, что более эффективной считается защита прав посредством суда.

Особенности судебного решения вопроса о ЗПП в сфере жилищно-коммунального хазяйства

Подача иска в суд формирует судебную практику.

Производство по исковым заявлениям представляет собой работу судебного органа, заключающуюся в исследовании и принятии решений относительно спорных ситуаций о интересах либо правах, которые возникли из любого рода правоотношений. Такой вид деятельности регулируется ГПК РФ.

Иск является защитным средством, применяемым на судебной стадии разрешения споров, с помощью которого происходит защита права, которое было оспорено либо нарушено, а также защита законных интересов. Иск представляет собой просьбу лица имеющего заинтересованность, которая сформулирована в качестве обращения, о разрешении спора материально – правового характера. Иск имеет своей целью защитить права субъекта правоотношений.

Прежде чем подавать обращение в суд убедитесь в соответствии требований, которые вы указали в иске, действующим нормам закона. Предоставьте доказательства требований, которые вы выдвинули. Соберите документы, которые будут подтверждать, что ваши права нарушены, в частности приложите экземпляр претензии, ответом на который является отказ исполнять ваши требования (при наличии у вас такового).

Форма иска, в которой вы должны его подать в суд, является письменной, то есть напишите иск от руки либо напечатайте. Обязательно поставьте свою подпись на иске, если у вас имеется представитель, который будет участвовать в судебном процессе – подпись должен поставить он. Также имейте в виду, что при наличии представителя, вам необходимо помимо прочих документов приложить к иску доверенность либо иной документ, который удостоверяет полномочия, имеющиеся у представителя.

Составляйте исковое заявление в таком количестве, сколько ответчиков будут участвовать в процессе.

В иске укажите его цену, которая представляет собой требования имущественного характера, которые были вами заявлены, выраженные в денежной форме.

Заметьте, статья 333.36 Налогового кодекса РФ говорит о том, что заявители, которые подают иск, связанный с нарушением потребительских прав, освобождаются от уплаты госпошлины по делам, которые будут рассмотрены мировыми судьями либо судами общей юрисдикции.

Когда организация, осуществляющая деятельность в сфере ЖКХ, не намерена исполнять предписанные судом требования по собственной воле – обратитесь в суд для получения исполнительного листа, после чего подайте его в службу судебных приставов совместно с заявлением.

Примеры из судебной практики:

Пример №1: Вдовин С.А., являющийся жителем республики Башкортостан обратился в суд с заявлением на управляющую компанию “Жилкомзаказчик”. В заявлении он выдвинул требования о возмещении ущерба, неустойки и морального вреда, которые были связаны с тем, что протекла кровля, чем был вызван физический ущерб его имуществу.

Суд в своем решении указал, что ответственным за протечку кровли является управляющая компания, при этом вывод суда был основан на основании представленных истцом фотографий и документов, содержащих сведения о ремонте здания.

В свою очередь неустойка и моральный ущерб были выплачены в полном объеме.

Пример №2: ТСЖ обратилось с заявлением в мировой суд с просьбой выдать судебный приказ, на основании которого будет взыскан долг по жилищным платежам и услугам ЖКХ, кроме того затраты, которые появились в связи с оплатой госпошлины. Суд, рассмотрев исковое заявление принял решение удовлетворить требования ТСЖ и выдал необходимый приказ. Через какое-то время это ТСЖ обратилось повторно в данный суд к судье, вынесшему первоначальное решение, с заявлением в котором содержалась просьба распределить судебные издержки, представленные затратами на услуги представителя. На этот раз ТСЖ получило отказ в удовлетворении требований. Решение судьи было обжаловано ТСЖ, однако вышестоящий суд не изменил решение, сославшись на правомерность принятого решения.

Суд отметил, что заявление о выдаче приказ обязательно должно содержать нормы, которые отражены в статье 127 Гражданско-процессуального кодекса. В данной статье отсутствуют сведения, которые касаются издержек, точнее их возмещения. Компенсирование издержек представляет собой действия судебной инстанции, нацеленные на возмещение расходов уполномоченному лицу.

Из этого следует, получить данный вид компенсации могут:

  • Лицо, чью позицию поддержал суд и вынес соответствующее решение;
  • Свидетель;
  • Эксперт;
  • Третьи лица;
  • Специалист;
  • Переводчик;
  • Суд, в случаях указанных в статье 103 ГПК РФ.

Сторона, которая является проигравшей должна произвести компенсацию. Однако в ходе процесса, носящего приказной характер, сторон, как правило, не имеется. Из этого следует, что рассматриваемый вид расходов возмещается в рамках процесса, инициированного иском (определение Добрянского районного суда Пермского края от 09.07.2015 г. по делу № 11–37/2015) .

Однако имеет место и противоположный вид судебной практики в ЖКХ, где идет констатирование фактов того, что судебные издержки взыскиваются, особенно тогда, когда должник имеет возражений.

Какими законами регламентирована защита имеющихся у потребителей прав в области получения ими коммунальных услуг?

Помимо закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 отношения в сфере ЖКХ регулируют:

  • гражданским законодательством Российской Федерации;
  • жилищным законодательством Российской Федерации;
  • постановление Правительства Российской Федерации, принятое 13.08.2006 под номером 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • постановление правительства под номером 253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»;
  • постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» совместно с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 под номером 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

Пункт 2 статьи 4 Жилищного кодекса РФ относит к участникам жилищных отношений граждан, юридических лиц, муниципалитеты, субъекты федерации и саму Российскую Федерацию.

Основные права и обязанности потребителя услуг ЖКХ

Учтите, что прежде чем выдвигать какие-либо требования к поставщику услуг в сфере ЖКХ, вам необходимо изучить закон «О защите прав потребителей». При этом имейте в виду, что знакомиться с законодательством необходимо на сайте, являющимся официальным, что связано с постоянными внесениями дополнений и изменений.

Однако, несмотря на то, что система законодательства постоянно изменяется, некоторые права не претерпевают изменений, в частности у вас имеется право:

  • требования возместить понесенные вами убытки, а также причиненный вред;
  • получить коммунальные услуги, которые будут предоставлены полностью и качество их будет надлежащим;
  • требования предоставить исполнителем сведений о том, каким образом был произведен расчет платы за услуги, при этом в расчете должны быть указаны все коэффициенты;
  • требования проведение проверок относительно качества предоставляемых услуг.

Не стоит забывать и про обязанности, имеющиеся у потребителей:

  • в срочном порядке сообщить поставщику услуг ЖКХ об обнаружении аварий либо каких-либо неполадок;
  • не устраивать препятствия для работников сферы ЖКХ при проведении проверок;
  • позволять работнику ЖКХ входить в жилье с целью снятия данных с приборов учета;
  • в установленный срок снимать показания с приборов учета и осуществлять оплату вовремя;
  • делать уведомление в организацию, предоставляющую услуги ЖКХ, о том какое количество человек проживает в квартире.

Также существуют запреты для потребителей:

  • снятие опломбировки со счетчиков;
  • эксплуатировать одновременно такое количество бытовых приборов, которые в своей сумме производят на электрическую сеть такую нагрузку, которая является превышение максимума;
  • самостоятельно производить демонтаж или отключение системы обогрева;
  • подключение приборов, которые устанавливаются посредством обхода систем учета.

Г. обратилась в суд с иском к управляющей компании о возмещении ущерба, ссылаясь на то, что в результате падения оконного стекла с лестничной площадки многоквартирного дома, в котором проживает Г., был поврежден принадлежащий истцу автомобиль, находившийся на парковке возле указанного дома. Г. полагала, что причиненный ей имущественный вред подлежит возмещению данной управляющей компанией в связи с ненадлежащим оказанием услуг по содержанию общего имущества указанного многоквартирного дома. Истец является потребителем этих услуг, как собственник квартиры в данном доме.

Истец просила взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, утрату товарной стоимости автомобиля, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя и судебные расходы.

Разрешая спор и отказывая Г. в удовлетворении требований, суд первой инстанции ссылался на то, что доказательств ненадлежащего содержания ответчиком общего имущества многоквартирного дома истцом суду не представлено. При этом суд указал, что причина падения стекла из окна дома сторонам неизвестна и в судебном заседании не установлена.

С такими выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы судебных инстанций ошибочными по следующим основаниям.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Между тем в нарушение указанных требований закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации суды возложили на истца бремя доказывания ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей. При этом управляющей компанией не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие ее вины.

Кроме того, судами не были учтены следующие положения норм материального права.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Обзор документа

Представлен первый в России оригинальный учебник "Азбука для потребителей услуг ЖКХ".

В нем, в частности, даются ответы на часто возникающие вопросы. Все изложено простым языком.

Это необходимо для повышения грамотности потребителей, формирования хозяйственного отношения к общему имуществу в доме.

Азбука содержит детальный разбор жилищного законодательства в части состава общего имущества в многоквартирном доме, его содержания и текущего ремонта; проведения общего собрания собственников; оказания коммунальных услуг; капремонта. Отдельные главы посвящены защите прав в данной сфере, учету потребления коммунальных ресурсов.

В учебнике, в частности, отмечена трехступенчатая система контроля за работой организаций, оказывающих услуги ЖКХ. Первая (самая близкая жильцам) - совет дома. Вторая - муниципальные службы контроля. Третья - государственный жилищный надзор и лицензионный контроль.

Выделено 2 вида услуг: жилищные и коммунальные. К последним отнесены горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. За поставку ресурса до границы многоквартирного дома всегда отвечает ресурсоснабжающая организация.

Разъяснено, как разграничивается имущество собственника и общее имущество в многоквартирном доме. Выделены плюсы и минусы каждого из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление, ТСЖ, УК).

Потребителям даются советы по улучшению теплоизоляции квартиры и снижению платы за отопление, по сокращению расходов на холодную и горячую воду, на электричество.

Согласно действующему законодательству исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Согласно ст. 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» первое, что должно быть доведено до сведения потребителей - это фирменное наименование организации (наименование), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства № 731 от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке, в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

  • план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
  • сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Право потребителя на коммунальные услуги надлежащего качества

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае если коммунальные услуги оказаны вам ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято, Вам необходимо написать претензию и отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес управляющей организации, товарищества или кооператива.

Претензия составляется следующим образом:

В правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название), куда Вы обращаетесь, фамилия и инициалы руководителя, если Вы их знаете;

затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон);

Отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования);

В конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;

Весьма выигрышно смотрится обращение, в котором имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Это придаст Вашей претензии или жалобе вес и заставит работников отнестись к рассмотрению поступившего обращения более основательно.

Куда обращаться за защитой нарушенных прав

  • к исполнителю услуг (так как за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг ответственность несет исполнитель)
  • в соответствующие надзорные органы:
  • Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства).
  • Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация).
  • Управление Роспотребнадзора по г.Москве
  • Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций).
  • Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот).
  • Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении.

  • в суд.

Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы . Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства .


Все собственники жилых помещений, а также наниматели жилых помещений по договорам социального найма, являются - потребителями услуг ЖКХ.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения потребителей и услугодателей в сфере услуг жкх является закон "О защите прав потребителей". Кроме того указанные отношения регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также некоторыми постановлениями Правительства РФ.

Отношения, возникающие между потребителями и услугодателями в сфере ЖКХ основаны на заключении, в первую очередь, следующих договоров:

а) договоров найма, в части исполнения услугодателями работ (услуг) по обеспечению надлежащего содержания дома и предоставлению гражданам коммунальных услуг и ремонтных работ;

б) договоров подряда и договоров на техническое обслуживание помещений, оформленных в собственность;

в) договоров на электроснабжение с энергоснабжающей организацией;

г) иных договоров.

Важно:

Изучая условия всех договоров, потребителям необходимо руководствоваться статьей 16 Закона о ЗПП, устанавливающей, что условия договора, ущемляющие права потребителя в сравнении с нормами закона или правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Нанимателям жилья и собственникам приватизированных квартир:

Когда неоднократные обращения по поводу состояния санитарно-технического или инженерного оборудования квартиры, подвала, крыши, чердака или подъезда в доме не дают результата, потребителям услуг в сфере ЖКХ следует обращаться в суд.

В соответствии с частью 3 п. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель обязан производить капитальный ремонт жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма (нанимателям). (Наймодатель - это собственник квартиры, с которым заключен договор социального найма; как правило, наймодателем является - орган государственной власти или орган местного самоуправления). Жильцы, как наниматели жилья (не путать нанимателя с собственником жилья), должны оплачивать за содержание и за ремонт жилья, за исключением капитального ремонта*.

Также в отдельных случаях, наймодатель обязан проводить капитальный ремонт в приватизированном жилье. Отстаивать свои права собственнику следует, если его квартира приватизирована, но при этом бывший наймодатель на момент приватизации этой квартиры либо ранее не производил капитальный ремонт (который был необходим) в жилых помещениях многоквартирного дома. Обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная бывшим наймодателем на момент приватизации гражданином квартиры, остается за наймодателем до исполнения им этого обязательства.

Все последующие капитальные ремонты производятся уже собственниками помещений, в том числе собственниками приватизированного жилья.

Вот один из примеров, когда потребитель воспользовался своим правом и обратился в суд:

Собственник квартиры в многоквартирном доме подал иск в суд на орган местного самоуправления (администрацию), в котором просил суд обязать бывшего наймодателя жилого помещения - орган местного самоуправления оплатить замену в своей квартире чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, пришедших в негодность по сроку эксплуатации.

До обращения в суд, собственник подавал претензию о замене радиаторов и стояков отопительной системы. Но на претензию был дан ответ, в котором говорилось, что - квартиросъемщики приватизированных квартир сами несут затраты по замене сантехники и другого оборудования.

Однако, согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», при приватизации гражданами жилых помещений, которые нуждаются в проведении капитального ремонта, «обязанность производить капитальный ремонт дома сохраняется за бывшим наймодателем» (органом государственной власти или органом местного самоуправления). Так как гражданин приватизировал квартиру, прожив в ней до приватизации 30 лет, и за все это время жилищно-эксплуатационная организация не производила капитального ремонта с заменой инженерного и сантехнического оборудования, то за собственником квартиры сохранилось право на замену чугунных радиаторов и стояков отопительной системы, непригодных к эксплуатации, за счет бывшего наймодателя.

*Капитальный ремонт - замена или восстановление отдельных частей или конструкций или инженерно-технического оборудования зданий, в связи с физическим износом и разрушением.

Важно:

с принятием федерального закона N 271-ФЗ от 25.12.12г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капремонт ремонт общего имущества своего многоквартирного дома.

_____________________________________________________________________________________

Что делать, если Управляющая компания отказывается выполнять ремонт общедомового имущества или требует с вас деньги за такой ремонт?

УК должна производить ремонт общедомового имущества бесплатно, при этом неважно муниципальное ли это жилье, или приватизированное – для собственников, как и для нанимателей эти законодательные нормы имеют одинаковую силу.

УК обязана в согласованные сроки произвести в квартире ремонт оборудования, относящегося к общедомовому: например, - это стояки горячего и холодного водоснабжения и ответвления от них, стояки отопления и ответвления от них, стояки водоотведения, газопровод с отводами и др. (в Ст. 36 Жилищного кодекса и в Пост. Правительства №491 от 13.08.06 - в редакции от 26.03.14г. определено какое имущество в многоквартирном доме в квартире собственника является общедомовым, а какое является частной собственностью гражданина.) Если УК требует дополнительную плату за эти услуги, либо отказывается оказывать услуги вообще, то эти действия будут являться прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей». В этом случае, собственник имеет право составить письменную претензию и вручить её нарушителю, а также подать жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, ну а в дальнейшем обратиться с иском в суд на УК, если вопрос так и не буден разрешен досудебно.

Прочтите также:

____________________

С 1 сентября 2012г. начали действовать обновленные №354 (в редакции Пост. Пр. РФ от 27.08.2012 N 857), в соответствии с которыми изменился порядок начислений за коммунальные услуги.

Главным отличием новых Правил стало разделение коммунальных платежей за жилые помещения и места общего пользования. Так, с января 2013 года квитанции на оплату будут содержать графу "общедомовые нужды" (куда внесут оплату за воду для уборки в подъездах, полива придомовой территории, оплату за электроэнергию для освещения подъезда и подвала, работы лифта, оплату за отопление на лестничных клетках, а также расходы на технические потери воды и тепла).

Возникает вопрос, как будут рассчитывать платежи за "места общего пользования"? Если общую площадь дома (эта площадь определяется в результате суммирования площадей всех квартир в доме, всех лестничных пролетов, подвалов и т.д.) поделить на общую площадь квартиры (к примеру: 5000 кв.м. / 50 кв.м = 100), то квартира составит 1/100 доли от общей площади дома. Таким образом, собственник квартиры несет расходы в размере 1/100 от общей суммы, расходуемой на все нужды дома.

А расходы на общедомовые нужды подсчитывают на основании показаний приборов учета в доме (общедомовые счетчики на воду, электричество). Из общих показаний вычитают показания счетчиков, установленных в квартирах, оставшаяся сумма как раз приходится на общие нужды многоквартирного дома (потому жильцам намного выгоднее устанавливать счетчики и требовать от своей управляющей компании установки приборов учета в доме, если этого еще не произошло). В случаях, когда счетчики не установлены, оплата распределяется исходя из действующих нормативов потребления.

Жильцы могут проверять правильность начислений (например, выбрав своих представителей, которые вместе с управляющей компанией будут снимать показания с общедомовых счетчиков).

Обоснованность начислений проверяется путем сопоставления указанных сумм в платежных документах с размерами тарифов (тарифы устанавливаются в субъектах РФ). Управляющие компании, ТСЖ обязаны доводить до жителей информацию о том, с какими организациями заключаются договора на обслуживание, а также о всех произведенных тратах, в связи с управлением многоквартирным домом (в соответствии с Пост. Пр-ва РФ от 23.09.2010г. №731). На увеличение расходов могут повлиять непредвиденные траты, например, в связи с утечками в стояках труб и т.д.

А для перерасчета неверно начисленных платежей, гражданин вправе обратиться с претензией к исполнителю, а если последний откажется произвести перерасчет, вправе подать исковое заявление в суд.

___________________

01.10.2013г. внесены изменения в "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Постановление Правительства РФ №824 от 19.09.2013г. )

______________________________________________________________________________________

В августе 2013 г. вынесен на обсуждение Проект ФЗ "О внесении изменений в ЖК РФ (жилищный кодекс) и отдельные законодательные акты РФ", где предусмотрено усиление ответственности оказывающих услуги организаций "за нарушение правил предоставления коммунальных услуг", а также ответственности потребителей за неоплату коммунальных услуг.

Другим важным планируемым изменением будет узаконение возможности ограничивать права собственников жилых помещений проводить сделки с этими жилыми помещениями при неисполнении требований погасить задолженность по внесению своевременной платы за жилье и по оплате коммунальных услуг.

Так, предполагается увеличить размер неустойки за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг (частью 14 статьи 155 ЖК РФ такая неустойка уже предусмотрена, но планируется, что её размер может вырасти). В свою очередь, в соответствии с Проектом федерального закона, ресурсоснабжающие организации должны будут платить неустойку за нарушение правил предоставления коммунальных услуг и неправильный расчет платы за услуги.

Как было упомянуто, разработчики закона предлагают ограничивать права граждан распоряжаться своим жильем в случае непогашения задолженности по квартплате и коммунальным платежам. При этом задолженность должна будет подтверждаться взыскателем судебным актом. По инициативе взыскателя, если долг будет превышать расчетную стоимость услуг за 6 месяцев, права собственника на жилое помещение будут ограничивать. Ограничение (обременение) прав на жилье будет регистрироваться в законном порядке (в Едином госреестре прав на недвиж-ое имущество и сделок с ним), а сниматься только после ликвидации задолженности.

В соответствии с Проектом ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов» (от 28.09.2013г), неустойка за неуплату коммунальных услуг может возрасти в два раза и составить 1/170 ставки рефинансирования Центробанка РФ от суммы, не уплаченной в срок. Такая величина будет взыскиваться за каждый день просрочки. Пока неустойка равна 1/300 ставки рефинансирования.

Также законопроектом предусмотрено введение неустойки в области электроэнергетики. Планируется, что она тоже будет составлять 1/170 ставки рефинансирования. Такая неустойка будет взыскиваться за неоплату, либо несвоевременну оплату потребителем услуг электроэнергии.

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

В работе ЖКХ граждан, главным образом, не устраивают высокие тарифы на коммунальные услуги и низкое качество обслуживания.

Нередко, сталкиваясь с нарушениями, которые допускают работники ЖКХ, жильцы не знают, как, и главное, куда пожаловаться на нарушителя. На сегодняшний день обратиться с заявлением на нерадивых коммунальщиков можно, в том числе, и через сайт "РосЖКХ" . В соответствии со ст. 5 Постановления Правительства Рф "О государственной жилищной инспекции", сотрудниками Госжилинспекции проводятся выездные проверки по поступившим заявлениям граждан и коммунальщикам выдаются предписания на проведение мер по устранению нарушений, на проведение перерасчета. Прописываются сроки исполнения предписаний.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация