Командир спасательной шлюпки. Оставление судна. Управление спасательными шлюпками и плотами

Главная / Налоги

После спуска шлюпки (плота) на воду и посадки в неё всех людей, в том числе спустившихся по штормтрапу и поднятых из воды, командир спасательного средства даёт указание дать ход, чтобы отойти от борта аварийного судна на безопасное расстояние. Старшина шлюпки (рулевой) отводит шлюпку от борта судна в направлении, указанном командиром.

Для отхода шлюпки от борта нужно незамедлительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход.

Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с подветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка с гребным винтом фиксированного шага левого вращения может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки не будет отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Отойдя от борта, необходимо подобрать плавающих в воде, в отдалении от судна, людей. При этом шлюпку надо держать без крена, на ровном киле – посадку людей производить по возможности через кормовую и носовую часть шлюпки.

Спасательные шлюпки нельзя перегружать во избежание их опрокидывания. Для удержания шлюпок на воде против волн выбрасывают плавучий якорь, а для снижения эффекта волнения применяют масло.

Спасатели на моторных спасательных шлюпках при необходимости должны отнести от борта аварийного судна спасательные средства весельные и с ручным приводом. При этом надо постоянно помнить о последствиях, к которым может привести гибель судна, и предпринимать необходимые меры безопасности.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту , нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикреплённые к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снаряжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикреплённый к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой динь (фалинь) ножом с закруглённым лезвием и плавучей рукояткой, закреплённым около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают вёслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдёт от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

На внутреннеё стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так, чтобы её можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота. Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

Организовать поиски спасание людей, оказавшихся в воде;

Плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикреплённое к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

После отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

Закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

Вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве. Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота. Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то его место занимает старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа;

3.1. Спасение человека, упавшего за борт

На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка (см. раздел 6.2).

На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:

Принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;

Приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;

Назначить место, где должны находиться гребцы;

Распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

За нахождение команды в назначенном месте;

За пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);

За правильное крепление шлюпки;

За правильное крепление походного конца;

За правильное положение румпеля и шлюпочного чехла;

За закрытие отверстия для спуска воды;

За наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;

За правильный разнос шлюпочных талей.

Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску», по которой командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке - загребные, по носовой - баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.

Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.

Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля и пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.

Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и позволяет гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.

Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта.

Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью - светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:

Обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью - длинные белые проблески) - «Курс шлюпки правилен»;

Правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью - длинные зеленые проблески) - «Шлюпке держать правее»;

Левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью - длинные красные проблески) - «Шлюпке держать левее».

В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого. Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг, и шлюпка возвращается на корабль.

Управление спасательными шлюпками и плотами

Сбор спасательных плотов с помощью моторных спасательных шлюпок

При плавании на спасательных средствах в открытом море нужно соблюдать два основных принципа: всем спасательным средствам необходимо держаться вместе, будучи соединенными фалинями, и находится у места гибели судна. Это связано с тем, что людей будут искать именно в этом районе с учетом дрейфа плотов под действием ветра и течения. Не следует покидать район гибели судна, если нет реальной и обоснованной надежды достичь берега. Необходимо беречь запасы топлива для шлюпочного двигателя, который может понадобиться для оказания помощи плотам или шлюпкам и для удержания шлюпки носом против волны в случае изменения и ухудшения погоды. В любом случае, даже если судно не успело сообщить в эфир об аварии, его начнут искать, если оно хотя бы один раз не выйдет на связь в установленные сроки.

Когда спасательные шлюпки и плоты будут держаться вместе, тогда:

1. Людей легче психологически настроить на то, что они смогут выжить и их спасут (моральный фактор).

2. Легче производить поисковые и спасательные операции.

3. Увеличивается надежность наблюдения за горизонтом и воздухом.

4. Можно более экономно расходовать пиротехнические средства.

5. Можно перераспределить людей по спасательным средствам.

6. Можно перераспределить провизию и воду между спасательными средствами.

7. Можно, при необходимости, оказать квалифицированную медицинскую помощь (медицинскую помощь будет оказывать судовой медик).

8. Увеличивается надежность радиосвязи (эксплуатировать радиотехнические средства будет радиоспециалист).

Спасательные плоты должны предпринимать меры для того, чтобы самостоятельно приблизиться друг к другу и связаться. Для этого люди на плотах, находящиеся на ветру, должны выбрать плавучий якорь, поднять водобалластные карманы (на плотах ПСН-6М, ПСН-10М) для увеличения скорости дрейфа и используя весла двигаться в сторону ближайшего плота, а люди на плотах, находящихся под ветром, должны делать все для того, чтобы уменьшить скорость дрейфа, - опускают водобалластные карманы, ставят плот на плавучий якорь и используют весла. Приблизившись таким образом друг к другу, используя плавучее спасательное кольцо, подают линь с помощью которого связываются между собой. Линь на плотах можно крепить за металлические кольца на нижних балясинах трапов или за приспособление для крепления буксирного конца. На волнении расстояние между спасательными средствами должно быть 12-15 м во избежание их повреждения друг о друга или опрокидывания. Чем больше высота волн, тем больше должно быть это расстояние.

Моторные спасательные шлюпки должны оценить создавшуюся ситуацию и принимать меры для сбора и связывания спасательных плотов. При этом время и длина пробега шлюпки должны быть минимальными с целью экономии топлива. Шлюпка должна подходить к плоту с подветренной стороны на безопасное расстояние, при этом необходимо учитывать то, что скорость дрейфа плота будет несколько больше скорости дрейфа шлюпки. После этого подают бросательный конец (плавучее спасательное кольцо) на котором подают буксирный конец, приняв все меры предосторожности для того, чтобы не намотать на винт. Отбуксировав плот и обеспечив его крепление к другим спасательным средствам, шлюпка следует за следующим плотом. После того как все плоты будут связаны в одну линию, шлюпка крепится к крайнему из них, который находится на ветру, и становится на плавучий якорь.

Дрейфом или движением образованного соединения шлюпок и плотов руководит капитан аварийного судна или лицо, его заменяющее.

При невозможности совместных действий (воздействие непреодолимых сил) шлюпки и плоты дрейфуют или двигаются самостоятельно.

Подход на шлюпке к необорудованному берегу

Приемы выбрасывания шлюпки на берег. Высадка на берег. Если есть реальная возможность достичь берега или выйти на судоходные пути, это нужно сделать. Человеку легче выжить на берегу, чем в море.

В составе шлюпочного снабжения есть шлюпочный магнитный компас, по которому можно определять направление. Направления можно определять и другими способами (лоцманские методы):

1. В северном полушарии направление на север показывает Полярная звезда.

2. В тропиках обоих полушарий, в южном полушарии линия, проведенная к горизонту через большую ось созвездия Южный крест, показывает направление на юг.

3. Солнце около 13 часов местного времени указывает направление на юг.

4. В высоких северных широтах летом Солнце дважды в сутки указывает направление на юг - около 13 и 01 ч местного времени.

5. Весной и осенью направления восток и запад можно примерно определить по восходу и заходу Солнца.

6. По направлению зыби и волн, если было известно их направление до аварии судна.

7. По направлению ветра в зонах действия пассатов или муссонов.

8. Появление на воде веток с листьями свидетельствует об относительной близости берега.

9. Отдельное неподвижное кучевое облако на горизонте при ясном небе может свидетельствовать о нахождении под ним вулканического острова или лагуны атолла.

10. Некоторые виды чаек, например олуши и фаэтоны, удаляются на рассвете от берега на расстояние до 150 миль и перед заходом Солнца возвращаются к берегу. Наблюдая за их поведением, можно судить о близости берега и направлении к нему.

11. Кучевые облака над горизонтом по направлению в сторону берега обычно окрашены в высоких широтах розовым или голубым цветом, в тропиках зеленоватым.

12. Зарево на горизонте указывает направление на большой город или промысловый район.

13. О близости отдельно расположенного острова свидетельствует мертвая зыбь, волны которой следуют в направлении противоположном постоянно дующим ветрам, или имеют нерегулярный порядок следования (толчея).

14. О подходе к побережью свидетельствует также изменение цвета морской воды от темно-зеленого до темно-голубого и далее к светлым тонам, это указывает на уменьшение глубин и выход на мелководье.

15. При подходе к побережью в штиль и в условиях ограниченной видимости хорошо прослушиваются звуки прибоя и шумы больших городов.

Высаживаться на скалистый обрывистый берег опасно. Необходимо делать все для того, чтобы держаться на безопасном расстоянии от такого берега.

Безопасным для высадки является пологий, лучше всего песчаный берег с узкой прибойной полосой, характеризующей его приглубость.

На спасательной шлюпке всегда можно пройти вдоль побережья и подобрать безопасный участок берега или удобную и безопасную для этих целей бухту.

Даже в том случае, если найден пологий безопасный участок берега, при подходах к нему могут находиться подводные препятствия, которые можно обнаружить по белым пенящимся бурунам (белые барашки).

После того как будет выбрано место для высадки, необходимо подготовить людей и шлюпку. Подготовка включает в себя следующие действия:

1. Командир инструктирует членов экипажа шлюпки о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время высадки на берег.

2. Люди в шлюпке размещаются по возможности ниже (с банок пересаживаются на рыбинсы) для увеличения остойчивости шлюпки. Предметы снабжения шлюпки должны быть надежно закреплены. Различные концы, имеющиеся в шлюпке, должны быть убраны в носовую часть шлюпки, подальше от гребного вала. Носовой фалинь необходимо прочно закрепить и приготовить к использованию.

3. Пересаживается 2/3 людей в кормовую часть шлюпки для того, чтобы создать дифферент на корму и таким образом улучшить управляемость шлюпки. При наличии дифферента на корму шлюпку можно будет выбросить дальше на берег.

4. В носовой части шлюпки назначаются люди, которые должны следить за изменением глубин. В обязанности этих же людей входит своевременное обнаружение возможных подводных препятствий во время движения шлюпки к берегу. После того как шлюпка будет выброшена на берег, эти люди обязаны выпрыгнуть из нее и удерживать с помощью носового фалиня.

5. Шлюпку разворачивают носом в сторону берега, перпендикулярно гребням волн. (Шлюпка должна идти вразрез волнам).

6. С кормы шлюпки выбрасывают плавучий якорь и, убедившись, что стропы якоря расправились, втугую вытравливают дректов, предварительно закрепленный к шлюпке. Якорь является тем дополнительным средством, которое не будет позволять шлюпке разворачиваться лагом к волне. Длина дректова должна быть не мене 20 м.

7. Понаблюдав за волнами, по возможности подбирают самую крупную из них и, маневрируя скоростью, стараются удержать шлюпку на склоне этой большой волны, обращенном в сторону моря. Вместе с этой волной шлюпка движется к берегу.

Опасно потерять эту большую волну возле берега. В этом случае шлюпка ударится о грунт, потеряет управляемость и может перевернуться и разбиться.

8. Когда шлюпка будет выброшена на берег, назначенные люди выпрыгивают из нее и с помощью носового фалиня удерживают ее у берега. Они же помогают высадиться остальным морякам. Для высадки из шлюпки можно использовать трап, который входит в оборудование шлюпки, и фалини. При этом необходимо организовать эвакуацию из шлюпки женщин, больных и раненых.

10. Из шлюпки извлекают снабжение и доставляют его в укрытие на берегу.

11. Командир шлюпки назначает вахту по наблюдению за безопасностью спасательной шлюпки и за своевременным обнаружением целей, которые могут оказать помощь. Готовятся средства сигнализации. Для передачи и приема сигналов необходимо использовать таблицу спасательных сигналов.

12. Среди остальных людей распределяются обязанности, связанные с задачами выживаемости и организацией жизни на берегу.

Если во время высадки на берег ветер дует в сторону моря или скорость ветра и высота волн небольшая тогда, во время движения в сторону берега, шлюпку необходимо направлять перпендикулярно береговой полосе. На ровный песчаный берег можно выбрасываться на хорошем ходу.

При управлении шлюпкой во время подхода к берегу необходимо учитывать то, что возле берега волны становятся круче и, в результате уменьшения глубины, они могут деформироваться. Течение может быть направлено вдоль берега. Увеличивается опасность внезапного разворота шлюпки, ее опрокидывания и затопления. Место для высадки необходимо выбирать с максимально возможной осмотрительностью, избегая скал, рифов, участков с широкой прибойной полосой. Высадка на берег через прибойную полосу - операция крайне опасная даже для опытной команды. Такой высадки, по возможности, следует избегать. Необходимо отойти от берега, дождаться перемены ветра и прекращения прибоя.

Высадка на берег на спасательном плоту

На плоту также необходимо высаживаться на безопасный участок берега. При подготовке плота нужно сделать следующее:

1. Проинструктировать людей и разместить их в средней части плота. По возможности люди должны находиться в положении лежа.

2. Подкачать днище плота.

3. Поставить плот на плавучий якорь.

4. Вход плота, который во время дрейфа будет находиться на ветру, необходимо закрыть во избежание заливания плота.

5. На противоположном входе выставляются физически сильные люди с веслами и плавучим якорем.

6. Под действием ветра, работая веслами и при необходимости плавучим якорем, плот двигается в сторону безопасного участка берега.

7. Если во время движения к берегу плот ветром понесет на опасность и все усилия от работы веслами и плавучим якорем к положительному результату не приводят, тогда необходимо уменьшить парусность плота, уложив людей на тент плота, после чего, усиленно работая веслами и плавучим якорем, отвернуть в сторону от опасности.

8. При подходе к берегу удары о дно на прибое для плота не столь опасны, как для шлюпки. Вероятность того, что в результате ударов плот будет поврежден, невелика. Люди в плоту всегда должны быть готовы к этому и удерживаться за внутренние леера, чтобы не получить травмы.

9. После того, как плот будет выброшен на берег, люди выпрыгивают из него, помогая друг другу, и удерживая плот у берега.

10. Плот вместе со снабжением необходимо вытащить на берег и в удобном для этого месте использовать его как палатку.

11. Командир плота назначает вахту и распределяет обязанности, как и после высадки на берег на спасательной шлюпке.

Коллективные судовые спасательные средства — это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20° на любой борт и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спо-койных условиях не должны превышать по времени:

  • 10 минут — для грузовых судов;
  • 30 минут — для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны разме-щаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну па-лубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка — это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна (рис. 1). Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструк-ции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Рис. 1 Спасательные шлюпки закрытого и открытого типов

Все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка находится вне воды;
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюп-балки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей ме-ре двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками — герме-тичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской (рис. 2), там же указаны назва-ние судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюп-ки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают по-лосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.


Рис. 2 Маркировка спасательной шлюпки

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия уста-навливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную кон-струкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непре-рывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей без-опасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изго-товляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспе-чивать круговую видимость, иллюминаторы — из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации дви-гателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спус-ковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную го-товность к использованию. Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободно-го падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Прово-дится проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения, спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управле-ния по меньшей мере один раз в 3 месяца.

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках (рис. 3). Шлюпка опирается на односторонние кильблоки, которые для более плотного при-легания шлюпки к кильблокам снабжены войлочными подушками, закрытыми па-русиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с глаголь-гаками, которые перед спус-ком обязательно отдаются.


Рис. 3 Крепление спасательной шлюпки на борту судна

Подготовка шлюпки к спуску:

  • доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик (рис. 4), теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;
  • разнести как можно дальше в нос и корму шлюпочные фалини и надежно закрепить их на судовых конструкциях (кнехтах, утках и т. п.);
  • убрать леерное ограждения посадочной палубы;
  • подготовить штормтрап;
  • отдать найтовы;
  • отдать стопора шлюпбалок.

Рис. 4 Радиолокационный маяк-ответчик (SART) и переносные УКВ радиостанции

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, кото-рый устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан ав-томатически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически за-крывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Посадка в шлюпку. В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и при спускания до посадочной палубы (рис. 5).

Посадка в спасательную шлюпку осуществляется только по приказанию командира спасатель-ного средства или другого ответ-ственного лица командного состава. Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюп-ки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюп-ку и обеспечения спуска. Затем пе-реходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке: раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди. Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Ко-мандир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равно-мерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

Для обеспечения посадки людей при помощи штормтрапа каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготов-ляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины — из твердых пород дерева размером 480 x 115 x 25 мм. Верхний конец трапа должен быть закреп-лен на своем штатном месте (под шлюпкой), а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде, всегда готовый к употреблению.


Рис. 5 Посадка экипажа и спуск шлюпки

Спуск шлюпки. Вываливание шлюпки происходит только под действием си-лы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей (рис. 6). По ко-манде:

  • отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;
  • освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;
  • действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выво-дят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;
  • закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;
  • выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки (рис. 7). Спус-кать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устрой-ством управления подъемными гаками.

Лопари — стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и прове-денные на лебедку, предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны пе-риодически тироваться.

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вывалива-ния за борт, на шлюпбалке имеется рог, на кото-рый навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей. Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюп-балки.

Управление спуском шлюпки на талях мо-жет осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погод-ных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска.

Рис. 6 Спуск спасательной шлюпки: 1 - шлюпбалка; 2 - лопарь; 3 - шлюптали; 4 — фалинь Рис. 7 Шлюпочная лебедка

Разобщающий механизм спасательной шлюпки - это устройство, при помощи которого шлюпка соединяется с лопарями или освобождается от них при спуске или подъеме на борт. Он включает блок гака и механизм привода (рис. 8).


Рис. 8 Разобщающие устройства

Механизм должен обеспечивать разобщение двумя способами: обычным (без нагрузки) и под нагрузкой:

  • обычный — гаки отдаются только тогда, когда шлюпка полностью находится на воде, или когда отсутствует нагрузка на гаках, и не требуется разделение серь-ги шлюпталей и носка гака вручную. Для предотвращения разобщения при наличии нагрузки на гаках применяется гидростатическое блокировочное устройство (рис. 9). При подъеме шлюпки из воды устройство автоматиче-ски возвращаться в исходное положение;
  • под нагрузкой (аварийное разобщение) — гаки отдаются многократными, пред-намеренными и длительными действиями, которые должны включать удаление или шунтирование (обход) предохранительных блокировочных устройств, предназначенных предотвращать преждевременное или непреднамеренное освобождение гаков. Этот способ преодоления блокировки должен иметь спе-циальную механическую защиту.

Рис. 9 Разобщающий механизм спасательной шлюпки с гидростатическим блокировочным устройством

Члены экипажа, оставшиеся на борту судна, спускаются в шлюпку с помо-щью штормтрапа, шкентелей с мусингами или сетки. Шлюпка в это время удержи-вается у борта судна на фалинях.

После посадки всех людей нужно:

  • изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;
  • открыть топливный кран и за-пустить двигатель;
  • отдать фалини (в крайнем случае — они перерубаются топора-ми, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от суд-на. Рекомендуется сохранить фали-ни, т.к. они еще могут понадобиться.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Снабжение шлюпок (рис. 10). Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

  • на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных — четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);
  • два отпорных крюка;
  • плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;
  • два фалиня длиной не менее 15 метров; два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;
  • пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;
  • нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд;
  • рыболовные принадлежности;
  • сигнальные средства: четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки, электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой), одно сигнальное зеркало — гелиограф — с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;
  • прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;
  • аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;
  • складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;
  • ручной осушительный насос, два ведра и черпак;
  • огнетушитель для тушения горящей нефти;
  • комплект запасных частей и инструментов для двигателя;
  • радиолокационный отражатель или ;
  • нактоуз с компасом;
  • индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10 % от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Рис. 10 Спасательная шлюпка внутри

Шлюпки свободного падения (рис. 11). Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают пере-грузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.


Рис. 11 Конструкция шлюпки свободного падения

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых по-годных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка (рис. 12). Это тип спасательных шлю-пок, предназначенных для спасания людей из воды и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Преимущество дежурной шлюпки — быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при неболь-шом волнении. Мощный стационарный или подвесной мо-тор обеспечивает скорость не менее 8 узлов и позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюп-ки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортиров-ки спасенного в лежачем положении. Гребной винт защи-щен для предотвращения травм людей, находящихся в море.


Рис. 12 Дежурная спасательная шлюпка

Спасательные плоты

Спасательный плот — это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна (рис. 13). Его кон-струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре-ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею-щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.


Рис. 13 Установка ПСН на борту судна

На судах, где расстояние от носовой или кор-мовой оконечностей до ближайшего плота превы-шает 100 м, должен быть установлен дополнитель-ный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высоко-бортных судах — посадочные трапы, на низкоборт-ных — спасательные шкентеля с мусингами).

Общая масса плота, его контейнера и снабже-ния не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназна-чен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими сред-ствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным обра-зом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физиче-ском и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются (рис. 14):

  • камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
  • днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
  • тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Рис. 14 Надувной спасательный плот

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи-мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат-ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со-хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания ра-бочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового простран-ства обычно решается путем установки тента, состоя-щего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах де-лаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой пла-вучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем по-ложении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

  • по меньшей мере, одно смотровое окно;
  • устройство для сбора дождевой воды;
  • устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;
  • полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю-чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанав-ливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, ниж-няя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во-дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се-кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за-полнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

  • обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;
  • раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол-ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за-крытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за-полняет отсеки в течение 1 — 3 минут.

Длина пускового линя не менее 15 метров. Пусковой линь:

  • используется для открытия клапана на баллоне с газом;
  • используется для удержания плота у борта судна.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами (рис. 15).

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовом, заведенным на устройство отдачи.


Рис. 15 Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 − бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас-ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два спо-соба освобождения от найтова — ручной и автома-тический.

Для ручного освобождения плота от найто-ва достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирую-щее звено. Есть устройства, у которых освобожде-ние найтова происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтова. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат — устройство, отдающее найтов на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране (рис. 16). Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере-вочная петля, удерживающая найтов.


Рис. 16 Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа (рис. 17). Корпуса гидростатов разоб-щающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепится найтов, удерживается изнут-ри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтова.


Рис. 17 Конструкция гидростата разобщающего типа

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ-ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вы-тягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль-нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон-ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтова, выбрать из контейнера небольшой уча-сток пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав-ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск спасательных плотов и посадка в них

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

  • освободить найтов;
  • вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасы-вать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыг-нуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьез-ным травмам;
  • вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
  • раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;
  • Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль-ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус-ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;
  • переместиться в плот, стремясь попасть в него су-хим;
  • можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;
  • можно спуститься по штормтрапу;
  • можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;
  • можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем за-браться в плот;
  • помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде (рис. 18), но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд-на на безопасное расстояние, для чего нужно:

  • отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;
  • выбрать плавучий якорь;
  • подтянуть водяные карманы, для чего необходимо потянуть за штерт, кото-рый прикреплен к нижней части кармана, затем выдавить воду из кармана, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт;
  • использовать весла из аварийного запаса.

Рис. 18 В спасательном плоту и на воде

Нахождение рядом с судном опасно по следующим причинам:

  • образование воронки при погружении судна под воду;
  • возможность взрыва при пожаре;
  • всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;
  • возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ-ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса-тельных средств позволяет:

  • равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;
  • более рационально использовать средства сигнализации;
  • более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме-ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста-вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Снабжение спасательного плота:

  • 2 плавучих весла;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно при-креплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плаву-чий якорь раскрывается автоматически;
  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане вблизи места крепления пускового линя к плоту;
  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
  • 3 консервооткрывателя;
  • ножницы;
  • ручной насос или меха для подкачки плота;
  • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека;
  • рыболовные принадлежности;
  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не ме-нее 2 единиц;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

Средства сигнализации:

  • радиолокационный маяк — ответчик (SART);
  • УКВ переносная радиостанция;
  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейеров;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь;
  • сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток.

Вспомогательные спасательные средства

Штормтрапы. У каждого места спуска или у каждых двух расположенных рядом мест спуска должен быть предусмотрен поса-дочный штормтрап. Если у каждого места спуска коллективного спа-сательного средства установлено другое одобренное устройство для доступа в спасательную шлюпку или плот, то должно быть, по меньшей мере, по одному штормтрапу с каждого борта.

Морская эвакуационная система (МЭС) — средство для быстрого перемещения людей с посадочной палубы судна на спаса-тельные шлюпки и плоты, находящиеся на воде (рис. 19).

Морская эвакуационная система хранится упакованной в кон-тейнер. Она должна устанавливаться одним человеком. Приведение ее в рабочее состояние аналогично действиям с ПСНом — сбрасывание или спускание на воду; вытягивание и рывок пускового линя; закрепление на фалинях у борта.

Система состоит из направляющего устройства типа надувного желоба или ската и надувной платформы, выполняющей функции плавучего причала. Спу-стившись по скату на платформу, люди переходят на ошвартованный к ней плот или шлюпку.

Полное количество людей, на которое рассчитана система, должно эвакуи-роваться в спасательные плоты с пассажирского судна за 30 минут с момента пода-чи сигнала об оставлении судна, а с грузового судна — за 10 минут.

В общем случае МЭС не является обязательным спасательным средством.


Рис. 19 Морская эвакуационная система

Линеметательные устройства (рис. 20). На каждом судне должно быть линеметательное устройство, которое бы обеспечивало метание линя с достаточной точностью. В состав комплекта входит:

  • не менее 4 ракет, каждая из которых обеспечивает метание линя на расстоя-ние не менее 230 метров в штилевую погоду;
  • не менее 4 линей с разрывным усилием не менее 2 кН;
  • пистолет или другое приспособление для запуска ракеты.

Рис. 20 Линеметательные устройства

Предлагается к прочтению:

Глава 3. Использование шлюпок в особых случаях

3.1. Спасение человека, упавшего за борт

На случай падения человека за борт на корабле при выходе в море готовится специально выделенная шлюпка (см. раздел 6.2).

На спасательную шлюпку назначается полный состав гребцов во главе с офицером. Командир спасательной шлюпки подчиняется вахтенному офицеру. Заступая на вахту, он обязан:

– принять шлюпку, убедившись в ее исправности, укомплектованности и готовности к спуску, а при обнаружении недостатков немедленно доложить вахтенному офицеру и принять меры для их устранения;

– приказать гребцам надеть спасательные жилеты и проверить их исправность;

– назначить место, где должны находиться гребцы;

– распределить гребцов по банкам и проверить знание ими своих обязанностей (особенно при посадке в шлюпку).

В течение дневной вахты с разрешения вахтенного офицера командир спасательной шлюпки производит проверочную посадку команды в шлюпку.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

– за нахождение команды в назначенном месте;

– за пребывание гребцов в спасательных жилетах (в течение вахты);

– за правильное крепление шлюпки;

– за правильное крепление походного конца;

– за правильное положение румпеля и шлюпочного чехла;

– за закрытие отверстия для спуска воды;

– за наличие и исправность шлюпочного имущества и вооружения;

– за правильный разнос шлюпочных талей.

Для спуска спасательной шлюпки с главного командного пункта подается команда «Человек за бортом» или «Спасательная шлюпка к спуску», по которой командир и гребцы бегом направляются к шлюпке. Первым свое место занимает командир. За командиром по обеим шлюпбалкам поднимаются гребцы средней банки, за ними по кормовой шлюпбалке – загребные, по носовой – баковые. Вместо шлюпбалок может использоваться специальная сетка (сетчатый трап). По сетке сначала поднимаются гребцы внешнего борта, затем внутреннего.

Спуск шлюпки выполняет команда матросов под руководством дежурного или главного боцмана.

Во время спуска командир шлюпки руководит действиями гребцов, проверяет крепление походного конца, положение румпеля и пробки в сливном отверстии. Гребцы очищают и вставляют уключины. Баковый и загребной внутреннего борта отдают цепные стопора шлюпочных талей, следят за талями, не давая им перекручиваться, и со спуском шлюпки выкладывают тали. Загребной внешнего борта наблюдает за спасаемым человеком и после спуска шлюпки показывает направление на него командиру шлюпки.

Как правило, спуск шлюпки выполняется на инерции переднего хода корабля. Поэтому, когда шлюпка коснется поверхности воды, матросы обтягивают походный конец. Это ослабляет натяжение талей и позволяет гребцам выложить гаки талей из рымов шлюпки.

Сначала выкладываются кормовые тали, а затем носовые. После того как тали будут выложены, шлюпка под действием руля на походном конце отойдет от борта.

Командир шлюпки подает команды «Отдать конец», «Весла разобрать» и т. д. Гребцы разбирают весла и начинают грести. Румпель отвязывается. Командир шлюпки, руководствуясь докладом загребного, целеуказаниями сигнальщика корабля и собственными наблюдениями, кратчайшим путем и максимально возможным ходом ведет шлюпку к спасаемому.

Для указания направления движения шлюпки сигнальщик с корабля дает семафорными флажками (ночью – светосигнальным фонарем направленного действия) следующие сигналы:

– обе руки с флажками вытянуты вверх (ночью – длинные белые проблески) – «Курс шлюпки правилен»;

– правая рука с флажком вытянута горизонтально вправо (ночью – длинные зеленые проблески) – «Шлюпке держать правее»;

– левая рука с флажком вытянута горизонтально влево (ночью – длинные красные проблески) – «Шлюпке держать левее».

В мирное время для поиска и указания места нахождения человека разрешается использовать корабельный прожектор (не наводя луча на шлюпку). При обнаружении человека в его направлении дают несколько вспышек прожектора, после чего держат луч в направлении спасаемого. Шлюпка идет к спасаемому без кормового флага. Подходить следует с наветренной стороны, соблюдая осторожность. При подходе подается команда «Весла по борту» или «Баковые шабаш». Баковые поднимают спасаемого на борт (при необходимости ему оказывается помощь), а командир шлюпки ставит кормовой флаг, и шлюпка возвращается на корабль.

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

Глава 5 СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА Лучшие обманы – те, при которых вы как бы предоставляете другому человеку выбор: у ваших жертв возникает иллюзия свободы выбора, а на самом деле они лишь марионетки. Роберт

Из книги Чернобыль. Как это было автора Дятлов Анатолий Степанович

Глава 14. Использование атомной энергии И всё-таки не обойтись без высказывания мнения о приемлемости или неприемлемости использования атомных электростанций. Как-то на заданный вопрос о моем отношении к будущему АЭС в связи с Чернобыльской катастрофой и моей личной

Из книги Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель пр. 705(705К) автора Автор неизвестен

Из книги Взлёт 2006 10 автора Автор неизвестен

« Союз ТМА-9» доставил на борт МКС новый экипаж и первую космическую туристку В сентябре к Международной космической станции стартовал очередной российский корабль «Союз». На его борту в космос впервые в истории космонавтики отправилась турист-женщина – американка

Из книги Новые космические технологии автора

Глава 22 Использование фактора «время» в движителях Продолжим рассмотрение новых методов создания движущей силы, которые относятся к инерциальным движителям. Существует ряд работоспособных, экспериментально проверенных конструкций движителей, в который принцип

Из книги Новые источники энергии автора Фролов Александр Владимирович

Глава 10 Использование постоянных магнитов в генераторах энергии Начнем эту обширную тему с истории развития электромагнитного генератора Джона Серла (John Roy Robert Searl). Джон в возрасте 14 лет поступил учеником электромонтера на завод в английском городе Бирмингеме. Работая с

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 1.1. Назначение Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:– подрыв плавающих мин;– своз десанта;– доставка

Из книги Богословское-На-Могильцах автора Белицкий Яков Миронович

1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок Морские корабельные шлюпки классифицируются:– по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;– по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и

Из книги автора

1.5. Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пластмассы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько прочен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходимости устанавливать шпангоуты, а для

Из книги автора

2.19. Буксировка шлюпок Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в

Из книги автора

3.6. Высадка десанта со шлюпок На шлюпках, выделенных для высадки корабельного десанта, снимают рангоут и паруса. Якорь с якорным канатом укладывают в корме шлюпки, якорный канат ввязывают в скобу якоря. К веслам привязывают штерты длиной около 1 м, а их огоны надеваются на

Из книги автора

Глава 6. Обслуживание шлюпок 6.1. Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок Шлюпки располагают на верхней палубе или надстройках (рострах) с учетом удобства спуска их на воду. На штатных местах шлюпки устанавливают на кильблок и и крепят по-походному

Из книги автора

6.3. Спуск и подъем шлюпок Независимо от конструкции подъемных устройств в морской практике выработаны правила, обеспечивающие безопасность спуска шлюпок на воду и подъема их на корабль.Перед спуском шлюпки на воду нужно снять с нее чехол и походные крепления, разнести

Из книги автора

Глава 9. Справочные данные 9.1. Основные технические данные шлюпок Примечание. При ветре более 5 баллов пассажировместимость снижают сообразно

Из книги автора

9.2. Ведомость снабжения шлюпок

Из книги автора

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой речь идет о судьбе человека, имевшего много завистников; эти люди злорадствовали и смеялись над ним, а потом посчитали сумасшедшим и перестали принимать у себя Он видит - в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны, Идут убийцы потаенны, На лицах



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация