Лицо привлекается к административной ответственности не позднее
Административным проступком называют действия или бездействие человека, которые являются незаконными, но не несут серьезной общественной опасности. За такие деяния предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ. Мы расскажем, с какого возраста и за что могут составить протокол об административных правонарушениях.
Административное правонарушение: пример
КоАП РФ предусматривает множество разновидностей таких проступков. Например:
- распитие алкоголя в общественном месте (ст. 20.20);
- : громкая нецензурная брань на улице, несущественное повреждение чужого имущества (ст. 20.1);
- мелкое хищение: или в школе на сумму до 2,5 тыс. руб. (ст. 7.27).
За незначительный проступок грозит административная, а не уголовная ответственность.
Порядок привлечения к административной ответственности
Состав административного правонарушения включает в себя четыре признака:
- Противоправность
Ситуация, при которой объект посягательства охраняется нормами права и представляет ценность для личности, государства или общества.
- Антиобщественный характер
Направленность проступка против личностных, общественных или государственных интересов, зафиксированных в статье 1.2 КоАП РФ.
- Факт деяния
Он доказан и выражен в действии или бездействии злоумышленника.
- Виновность конкретного лица
Нарушитель действовал умышленно, либо допустил оплошность по неосторожности.
Чтобы привлечь виновника к ответственности, уполномоченное должностное лицо составляет официальный акт - протокол. Например, за превышение скорости такой протокол составляет сотрудник ГИБДД. Затем материалы дела передаются в суд или иной аналогичный орган, который назначает наказание.
С какого возраста административная ответственность наступает?
К административным санкциям можно привлечь вменяемое физическое лицо в возрасте от 16 лет или юридическое лицо (ИП или организацию).
Привлечение к административной ответственности: какое наказание грозит?
Главное отличие административного проступка от уголовного деяния состоит в том, что первый несет гораздо меньше вреда для общества. Поэтому и санкции за него мягче. Виновному могут назначить:
- предупреждение - выносится в письменном виде уполномоченным органом;
- штраф;
- конфискацию орудия или предмета совершения правонарушения;
- лишение специального права (например, права управления автомобилем);
- арест до 15 суток, а в особо серьезных ситуациях - до 30 дней (например, при нарушении требований режима ЧС);
- дисквалификацию - лишение права занимать определенные должности или работать в некоторых сферах деятельности;
- приостановление деятельности (используется только для юрлиц);
- другие санкции, перечисленные в статье 3.2 КоАП РФ.
Отметим один нюанс. Привлечение к административной ответственности в виде ареста не применяется к беременным женщинам, матерям малолетних детей, несовершеннолетним гражданам, инвалидам I и II группы, военным.
Сроки привлечения к административной ответственности по КоАП РФ
Они указаны в ст. 4.5 и ст. 31.9 КоАП РФ. Согласно общему правилу, срок исковой давности по административным правонарушения составляет:
- 2 месяца - если материалы дела не передавались в суд;
- 3 месяца - в случае судебного рассмотрения.
Если проступок подпадает под п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по административному правонарушению составляет 1 год, по нарушениям в финансовой сфере - 2 года, по коррупционным делам - 6 лет.
КоАП РФ устанавливает разные сроки давности - в зависимости от категории проступка.
Чтобы исполнить решение суда, отводится ровно два года. Срок отсчитывается с момента вступления в силу судебного вердикта. Если он отсрочен или приостановлен, срок давности также ставится «на паузу». Например, когда виновный уклоняется от исполнения наказания, срок давности приостанавливается на время розыска.
Если человек принял и честно отбыл наказание, через год он считается «чистым» - как будто вовсе не привлекался к административной ответственности.
Постановление суда за 2 года не исполнено - его можно считать аннулированным.
Административный штраф: как узнать задолженность по фамилии?
Штраф - наиболее распространенная административная санкция. При этом многие виновники уклоняются от его уплаты или не оплачивают вовремя. Уточнить сумму задолженности по фамилии можно:
- онлайн - через портал Госуслуг, официальный сайт ФНС или ФССП РФ;
- лично - через местное отделение налоговой инспекции или судебных приставов.
Через Госуслуги
Узнать долг по административному штрафу на данном портале можно только после регистрации. Алгоритм проверки следующий:
- зайдите в личный кабинет;
- перейдите на вкладку «Популярные услуги» в раздел «Штрафы ГИБДД» или «Проверка налоговых задолженностей».
В новом окне вы увидите все неоплаченные штрафы.
Чтобы найти другие штрафы по фамилии, воспользуйтесь разделом «По ведомствам». Здесь хранятся сведения обо всех государственных учреждениях.
Через сайт судебных приставов
Чтобы узнать о долгах через этот ресурс, нужно:
- войти на сайт ФССП РФ ;
- в форме ввести свою фамилию и регион проживания;
- нажать кнопку «Найти».
Регистрироваться не нужно, информация предоставляется бесплатно.
Через сайт ИФНС РФ
Процедура аналогична предыдущим способам:
- зайдите на сайт налоговой инспекции ;
- введите ваш регион, населенный пункт, улицу;
- внесите ваши Ф.И.О.;
- нажимаете кнопку поиска.
Регистрация и подтверждение личности на данном сайте обязательно.
Личное посещение госучреждений
Если вам не подходят способы проверки через интернет, можете посетить необходимое учреждение лично и запросить информацию о наличии задолженности по штрафам. Возьмите с собой паспорт для подтверждения личности.
Задолженность по административным штрафам можно узнать как онлайн, так и лично через госорганы.
Административная ответственность за неуплату алиментов
Еще один проступок, за который часто наказывают граждан - неуплата алиментов. Он охватывается ст. 17.14 КоАП РФ.
Назначение алиментов происходит через суд. Судья выносит решение и оформляет исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов для контроля за должником.
Алиментщика привлекут к ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ, если он:
- игнорирует законные требования судебного пристава;
- предоставил ложные сведения о своих имущественных правах (например скрыл, что имеет в собственности квартиру);
- не сообщил о смене места работы, учебы или проживания;
- умолчал о появление новых источников дохода.
Доказывать злостность проступка не нужно. Даже единоразовое нарушение позволяет использовать эту норму. Виновник получит от 1000 до 2500 руб. штрафа.
За неуплату алиментов привлекают к административной ответственности.
Если реакции от алиментщика не последовало и он не заплатил административный штраф, вменяется другая статья - 20.25 КоАП РФ, по которой грозит:
- штраф в двукратном размере от первоначальной суммы;
- арест до 15 суток;
- от 20 до 50 часов.
Как видите, норма имеет более неприятные последствия, однако применяется только в случае, если человеку уже назначена «административка» (в нашем случае - по ст. 17.14 КоАП РФ).
Отметим один нюанс. За неуплату алиментов предусмотрены и другие карательные санкции. Например, лишение водительских прав. Злостных неплательщиков ждет уголовная статья 157 УК РФ.
И ответственности за них, очень актуален, причем не только в части применения к юридическим и должностным лицам, но и к обычным гражданам. Достаточно привести пример о том, что сейчас практически каждый человек является обладателем автомобиля, а ведь существенная доля административных правонарушений касается именно соблюдения правил движения на дороге.
Это одна из причин, по которой стоит обратить внимание на вопрос о том, какая ответственность административная и какие санкции предусмотрены за нарушение положений КоАП РФ. Как известно, незнание закона не является оправданием. Гражданская и административная ответственность - это то, с чем мы сталкиваемся практически ежедневно. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как давность административной ответственности, сроки всегда играют важную, а иногда и решающую роль.
Понятие административной ответственности и ее основные черты
Прежде чем говорить о процессуальных сроках, штрафных и иных санкциях необходимо уяснить суть административной ответственности. Она заключается в том, что органы или применяют административное наказание в отношении лица, которое совершило правонарушение. Она обладает признаками, которые характерны для юридической ответственности в целом. Но, кроме того, ей присущи специфические, особенные черты:
- Порядок привлечения к административной ответственности, как правило, по большей части носит внесудебный характер, то есть наказание назначается лицами, занимающими должности в государственных органах исполнительной ветви власти Российской Федерации.
- Наказание правонарушителям назначается должностными лицами, у которых они не находятся в подчинении. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Так как при последней нарушитель, как правило, находится в непосредственном подчинении должностного лица, который налагает меры взыскания.
- Привлечение к административной ответственности не ведет за собой судимости для лица, которое решилось на противоправное деяние.
- Существенной особенностью является и то, что привлечены могут быть не только физические лица, но и юридические.
- Привлечение к административной ответственности происходит за деяния, которые не так опасны, как преступления. Например, правонарушения, которые посягают на санитарные эпидемиологические нормы, касающиеся благополучия населения и его здоровья, а также в области безопасности движения на дороге, в строительстве и т.д. Следовательно, и наказания менее суровые, чем за уголовные преступления.
- Устанавливается административная ответственность КоАП РФ и Федеральными законами субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с ним.
Административное правонарушение: что это такое?
Административное правонарушение и административная ответственность - это два тесно взаимосвязанных понятия. Первое неизменно является основанием для второго и влечет его наступление. В научной литературе под административным правонарушением понимают действие (виновное бездействие) юридических и физических лиц, являющееся противоправным и за которое КоАП Российской Федерации или же законами, принимаемыми ее субъектами, устанавливается административная ответственность.
Как известно, действие и бездействие - это две стороны противоправного деяния. Под первым понимается активное, осознанное нарушение установленной нормы или невыполнение какой-либо обязанности, предписанного в законе РФ требования. Бездействие же предполагает безучастие, невыполнение обязанностей, возложенных на лицо.
Например, следующая ситуация: какая-либо организация или индивидуальный предприниматель открывает счет в банке. Но не предъявляет свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Это нарушение закона со стороны должностного лица банка, предусмотренное статей КоАП РФ (15.7).
Признаки противоправного административного деяния
Всего принято выделять три признака:
- противоправность деяния, под которой подразумевается обязательное нарушение какой-либо нормы права;
- виновность, этот признак предполагает наличие умысла или неосторожности при совершении противоправного деяния; в первом случае лицо понимает и осознает характер своих действий, противоречащих закону и предвидит наступление вредного последствия и желает этого или осознанно допускает их, либо относится к происходящему безразлично (к примеру, проезд водителя на красный свет); в случае неосторожности человек осознает возможность но наивно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; умысел может быть прямым или косвенным, самый элементарный пример в первом случае - это нецелевое использование средств из бюджета;
- наказуемость деяния заключается в том, что за совершенное противоправное деяние предусмотрена и установлена законами субъектов России либо КоАП административная ответственность.
Состав административного правонарушения
Под данным термином понимается совокупность признаков, наличие которых характеризует конкретное деяние как административное правонарушение. И административная ответственность за него предусмотрена КоАП РФ. Однотипные признаки состава образуют его элементы. К ним относятся:
- Объект - это всегда общественные отношения, регулируемые исключительно нормами права, не только административного, но и экологического, финансового, налогового, трудового, земельного и других отраслей, административная ответственность наступает за их нарушение.
- Объективная сторона выражается в системе признаков, предусмотренных нормами права, которые определяют внешнее проявление правонарушений (действие или бездействие и наступившие опасные последствия). К примеру, нарушение водителем ПДД может выражаться в различных деяниях: обгон, проезд на запрещающий красный свет т.д. При этом могут быть последствия опасные для общества, например, формирование аварийной ситуации на дороге, учинение дорожно-транспортного происшествия, угроза другим водителям.
- Субъект - это юридическое или которое вменяемо и достигло шестнадцати лет. Именно с этого возраста допустимо привлечение лица к административной ответственности. Субъект может быть общий (любое лицо) или специальный, например, водитель, чиновники и особый - военнослужащие. Для различных категорий данного элемента состава правонарушения могут быть предусмотрены отличающиеся санкции по одной и той же статье КоАП Российской Федерации. Ситуация с военнослужащими служит прямым примером, в большинстве случаев административную ответственность они несут не на общих основаниях.
- Субъективная сторона характеризует восприятие лицом совершенного им противоправного деяния и его последствий. Обязательный признак данного элемента состава - это наличие вины, которая может быть в форме умысла или по неосторожности. Различные составы административных правонарушений характеризуются факультативными признаками субъективной стороны, к ним относят мотив и цель. Под первым термином понимается то, что толкает лицо на совершение правонарушения. А цель - это его представление о конечном желаемом результате, к которому он стремился.
Элементы состава противозаконного деяния одинаковы вне зависимости от того, какая ответственность (административная, уголовная) предусмотрена.
Понятие и разновидности административных наказаний
Под административным наказанием понимается мера ответственности, которая установлена государством, за совершение правонарушения, прописанного в КоАП РФ и применяемая с целью предупреждения совершения новых нарушений.
В данный момент КоАП РФ утверждает такие виды наказаний, как:
- предупреждение, иначе говоря, официальное порицание, оформленное в письменном виде;
- (наиболее распространенная мера, которая предусмотрена большей частью статей КоАП РФ и, как показывает практика, наиболее эффективная);
- конфискация (либо возмездное изъятие) орудия либо предмета совершения правонарушения;
- лишение права, которое было специально предоставлено физическим лицам;
- административный арест;
- выдворение гражданина иностранного государства или лица, не имеющего гражданства за пределы РФ;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности.
Назначение большей части перечисленных наказаний - это исключительная юрисдикция судей.
Данный вопрос предусматривает отечественное законодательство, речь в нем идет о вынесении постановления по делам об административном правонарушении, на что дается срок не более двух месяцев, исчисляющийся с момента его совершения. Таков общий порядок привлечения к административной ответственности. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, все они указаны в КоАП РФ, части первой статьи 4.5. Например, это нарушение законодательства об авторских и смежных правах, о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне и других, давность привлечения к административной ответственности за них составляет один год.
В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности
Освобождение от административной ответственности
Данная ситуация возможна в трех случаях:
- Малозначительность деяния - один из основных факторов снятия административной ответственности. Во внимание принимаются признаки субъективной и объективной стороны, смягчающие и Данный вопрос решает должностное лицо, орган или судья, который уполномочен рассматривать это дело. Ими может быть вынесено замечание в устной форме, которое не повлечет за собой юридических последствий.
- Второй вариант - это замена другим видом наказания, к примеру, дисциплинарной ответственностью.
- Иные основания. В частности, если правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати лет и до совершеннолетнего возраста, специальная комиссия может вынести решение об освобождении от административной ответственности и прибегнуть к мерам воздействия, предусмотренным федеральным законодательством, защищающим права несовершеннолетних.
Порядок привлечения к административной ответственности: процессуальные сроки
Вопрос о процессуальных сроках имеет особое значение и важность. Знать об этом и помнить должен каждый гражданин, так же как срок давности административной ответственности, тем более что в жизни со статьями КоАП РФ сталкиваются практически все.
Первое, что нужно знать - в течение трех суток протокол, составленный о совершении административного правонарушения, должен быть передан лицу или органам, уполномоченным его рассматривать, так заявлено в КоАП РФ (ст.28.8). Если в нем найдены какие-либо ошибки, то на их устранение дается срок, не превышающий 72 часов.
После рассмотрения вопроса выносят постановление. На рассмотрение дела уполномоченным органам дается срок до 2 месяцев, судье - до трех. Оглашается постановление немедленно.
Его в обязательном порядке отправляют тому, кто составил протокол, не позднее трех дней с момента вынесения.
Важно помнить, что постановление о назначении административного наказания не исполняется в том случае, если это не было сделано в течение двух лет.
Обжалование постановления об административном правонарушении
Очень часто, особенно в делах, касающихся дорожного движения и правил его нарушения, постановления суда обжалуют. Если оно вынесено судьей, то жалобу нужно писать в вышестоящий суд. В ней указываются полные данные (ФИО, адрес по прописке и фактическому проживанию, номер телефона). Далее описывают сложившуюся ситуацию, подробно аргументируя причины несогласия с постановлением и ссылаясь на ст. 30.1-30.8 КоАП РФ просят его отменить. К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Срок подачи - десять суток. Если он упущен, то можно при наличии уважительных причин (болезнь, тяжелая жизненная ситуация) написать ходатайство о его восстановлении. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней.
Юридические и лица, занимающие государственные должности: привлечение к административной ответственности
Порядок привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ, нормами которого установлено весьма значительное количество правонарушений и ответственность за их совершение, которая возлагается на юридические лица. В математическом выражение эта цифра составляет 58% относительно всего количества статей Особенной части КоАП. Привлечение к административной ответственности может повлечь за собой наложение штрафных санкций, которые могут достигать достаточно внушительной суммы, конфискацию орудия, которым совершено правонарушение, приостановление на срок до 90 суток деятельности. КоАП РФ говорит о том, что юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено то, что оно имело возможность для соблюдения установленных законодательством норм и правил, но не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.
Кроме того, в законодательстве отдельно отмечена административная ответственность должностных лиц, привлечение которых осуществляется в случае совершения правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением или просто неисполнением служебных обязанностей. Под должностными понимаются лица, которые уполномочены государством осуществлять функцию представителей власти (постоянно или на временной основе). К ним же, согласно законодательству, относятся граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве юридического лица. Административные нарушения и административная ответственность должностных лиц предусмотрены больше чем в 2/3 статей КоАП РФ (Особенная часть).
Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.
В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.
Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность
К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:
- Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
- Арбитражные управляющие.
- Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. 19.7.12 КоАП РФ).
- Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. 19.7.2).
- Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. 7.32.3 КоАП РФ).
- Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. 19.6.2 КоАП РФ).
- ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
- Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18).
- Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. 7.32.4 КоАП РФ).
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
Процессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
- Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
- Протокол передается на рассмотрение.
- Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.
Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть .
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.
Не знаете свои права?
К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:
- Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
- Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
- Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
- Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.
Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.
Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:
- лишения прав;
- ареста;
- выдворения;
- приостановления деятельности;
- обязательных работ;
- запрета посещать места, где проводятся соревнования.
Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.
Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности » .
Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего
Согласно КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, должны быть вменяемыми и достигшими 16 лет к моменту совершения проступка. Как показывает анализ норм, санкции могут вменяться гражданам России, иностранцам и субъектам, не имеющим гражданства.
Критерии субъектов
Признаки, которыми обладает лицо, привлекаемое к административной ответственности, КоАП разделяет на общие и специальные. Первые указаны выше - это вменяемость и достижение 16 лет. Специальные признаки разделяются на группы, которые отражают:
- Специфику трудовой деятельности, служебного статуса.
- Прошлое неправомерное поведение.
- Прочие особенности юридического положения гражданина (военнообязанный, иностранец и пр.).
Исключения
Не допускается привлечение к ответственности граждан, которые при совершении неправомерного поступка не отдавали отчет в своих действиях или не могли руководить ими в связи с душевным расстройством. Как отмечают эксперты, законодательство признает субъектами правонарушений исключительно вменяемых и достигших установленного возраста людей. Психически больные люди, а также малолетние не обладают волей и сознанием, необходимыми для адекватной оценки и решения жизненных ситуаций.
Специфика мер
Ряд авторов высказывает мнение о том, что для некоторых категорий субъектов особенности их статуса обуславливают дополнительные основания для применения мер воздействия, а для других - ограничение в их использовании. К примеру, должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, наказывается не только за непосредственное нарушение общеобязательных правил, но и за ряд проступков, которые расцениваются как упущения по службе. Ко второй категории относят беременных, женщин, имеющих малолетних иждивенцев, несовершеннолетних. В отношении них не применяются некоторые меры воздействия. Стоит также упомянуть и о военнослужащих. Эти субъекты несут, как правило, дисциплинарную ответственность за административные нарушения.
Особенности нормативного регулирования
Если статья не содержит указаний на специальные критерии, то к ответственности может привлекаться гражданин, имеющий общие признаки. Если же соответствующая оговорка присутствует, то меры воздействия применяются к субъектам, обладающим соответствующими особенностями. Сегодня в законодательстве предусмотрены нормы, по которым к административной ответственности могут быть привлечены и юрлица.
Особенности статуса субъектов
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, - обобщенное понятие. Оно характеризует субъекта, который совершил правонарушение, предусмотренное в Особенной части Кодекса, в других статьях федеральных законов и прочих нормативных документов. Каждое лицо обладает конкретным правовым статусом. Существует несколько подходов к раскрытию этого понятия. Однако все авторы сходятся во мнении, что статус формируется совокупностью возможностей, обязанностей и свобод, а также реальных гарантий их реализации. В подтверждение этой формулировки можно привести высказывание Воеводина. Автор указывает на то, что в любой стране статус личности, кроме свобод и возможностей, должен включать в свою структуру и обязанности. Дело в том, что без последних осуществлять нормативное регулирование поведения индивида нельзя. Основы статуса личности в РФ закрепляются в Конституции. Установленные в гл. 2 положения могут изменяться только в порядке, предусмотренном в Основном Законе. Статус субъектов, привлекаемых к ответственности, возникает с момента совершения противоправного деяния. Его можно определить как систему, регулирующую отношения между уполномоченным органом и гражданином, к которому применяются меры воздействия.
Элементы статуса
В качестве них выступают возможности, свободы, обязанности, ответственность и гарантии. Первые два элемента являются нормативно закрепленными и материально обусловленными категориями. Они гарантируются государством. Свободы и права следует рассматривать в форме системы. Цель этих элементов состоит в обеспечении частной жизни, личной безопасности, участия в общественной жизни, управлении государственными делами. Субъективное право большинство авторов рассматривает как определенная мера разрешенного поведения. Для ее реализации индивид должен совершать активные, целенаправленные действия. Если рассматривать лицо, привлекаемое к административной ответственности, то речь необходимо вести только о его возможностях. Что касается свободы, то она рассматривается в качестве способа избежать воздействия, уклониться от тех или иных ограничений. Обязанности, как составной элемент статуса, выполняют различные функции. В литературе они характеризуются по-разному. Одни авторы рассматривают их как меру и вид должного поведения, другие - как необходимое условие для реализации свобод и возможностей, третьи - как фактор укрепления порядка и законности. Однако большая часть специалистов придерживаются позиции, что обязанности представляют собой меру должного поведения, предписанную нормами. Еще один элемент статуса - гарантии. Некоторые авторы относят их или к принципам, или к предпосылкам, характеризующим положение индивида в обществе. При этом гарантии не рассматриваются как самостоятельный элемент. В большей степени их следует относить к работе уполномоченных органов и их служащих, принимающих надлежащие меры для реализации прав граждан. Гарантии придают действенность возможностям и свободам, обеспечивают их защищенность. Последним компонентом статуса выступает ответственность. Ее рассматривают как отрицательную оценку действиям субъекта. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных последствий. Меры воздействия применяются при нарушении субъектом установленных законом предписаний.
Особенности применения мер
Законодательство закрепляет определенные обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. В случае их неисполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченные органы могут применить к нарушителю меры воздействия. К примеру, лицо, привлекаемое к административной ответственности, может подвергаться принудительному приводу в случае его неявки на рассмотрение дела с его участием. Многие авторы логично считают, что меры воздействия должны применяться только в случае нарушения запретов, установленных законодательными и прочими нормативными документами.
Важные моменты
Предусмотренные в КоАП права лица, привлекаемого к административной ответственности, тесно связаны с возможностями, закрепленными конституционно. Некоторые из них затрагиваются в рамках применения к гражданину мер воздействия. К их числу относят право на личную неприкосновенность, частную и семейную тайну, человеческое достоинство, защиту доброго имени и чести, неприкосновенность жилища, свободу выбора места пребывания, передвижения и пр. Поскольку государство выступает гарантом их реализации, закон допускает заключение и пребывание под стражей, арест исключительно по судебному решению. До принятия соответствующего постановления субъект не может задерживаться более чем на 2 суток.
Конфиденциальность информации
На практике достаточно часто возникает вопрос: обязано ли лицо, привлекаемое к административной ответственности, предоставлять все сведения о себе правоохранительным органам? Анализируя нормы, эксперты приходят к утвердительному ответу. Однако вместе с тем, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ограничить действия уполномоченных органов, установив запрет на сбор, хранение, распространение сведений, составляющих тайну его жизни, без его согласия. Субъект имеет возможность контролировать информацию о себе, препятствовать ее разглашению.
Процессуальные возможности
Права лица, привлекаемого к административной ответственности, достаточно обширны. Они позволяют субъекту активно осуществлять допустимые законодательством действия, отстаивать свое мнение по делу. При этом права лица, привлекаемого к административной ответственности, корреспондируют с предписаниями, установленными для уполномоченных органов и служащих. Они направлены на обеспечение реализации процессуальных возможностей гражданина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:
- Знакомиться с материалами производства, заявлять ходатайства, давать объяснения, предоставлять доказательства.
- Пользоваться помощью адвоката.
- Оспаривать постановления, действия/бездействия уполномоченных служащих и органов.
- Выступать на языке, которым хорошо владеет, или воспользоваться помощью переводчика.
Материалы дела рассматриваются в присутствии субъекта, совершившего правонарушение.
Нюансы
Для применения мер воздействия должна быть доказана виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Эта задача реализуется уполномоченными органами и служащими. Законодательство устанавливает презумпцию невиновности лица. Субъект, хотя и совершил правонарушение, не должен доказывать, что он его не совершал. Правоохранительные и другие уполномоченные структуры должны предоставить исчерпывающие материалы, подтверждающие факт невыполнения предписаний, установленных законом. Однако лицо может предъявить доказательства своей невиновности.
Ознакомление с материалами производства
Лицо, которое привлекают к ответственности, вправе знать содержание всех документов, которые составлены при его участии. К ним, в том числе, относятся акты освидетельствований и заключения экспертиз. Кроме этого, закон предоставляет возможность субъекту делать выписки из документов, копировать их. Перед составлением протокола гражданин вправе знать, в чем он обвиняется. С текстом документа субъект должен быть ознакомлен под подпись. При этом лицо вправе делать замечания, настаивать на дополнении сведений, отраженных в акте, выражать несогласие, а также отказаться подписать протокол. Ознакомление с материалами производства обеспечивается уполномоченным служащим до направления их для рассмотрения по существу. Очевидно, что без знания содержания документов, составляющих дело, лицо не сможет дать объяснения, представить доказательства, заявить отвод и ходатайства. Некоторые авторы считают, что целесообразно законодательно закрепить конкретный порядок ознакомления субъекта с материалами производства.
Административная ответственность юрлиц
Она начала применяться еще в конце 50-х-начале 60-х гг. 20-го столетия. В качестве основной меры ответственности в то время выступали штрафы. В конце 90-х в стране были введены новые методы управления. В результате реформ институт ответственности юрлиц получил новый импульс. В действующем сегодня законодательстве он не только признан, но и существенно развит. Как указывает статья 2.10 КоАП, возможно привлечение к ответственности организаций, совершивших нарушения в случаях, предусмотренных в Особенной части или иных (в частности, в региональных) нормативных актах. В действующем Кодексе более половины статей закрепляют меры воздействия за противоправные действия, совершенные предприятиями. Стоит отметить, что санкции за нарушения достаточно жесткие. Например, величина штрафа может достигать 1 млн р., трехкратной суммы налогов, не отчисленных в бюджет, трехкратного размера цены предмета нарушения. Зачастую при расчете получаются огромные цифры. Кроме штрафов, для юрлиц предусмотрены такие меры, как конфискация. К примеру, в случае выявления фактов оборота или производства спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям госстандартов, нарушителю может вменяться штраф до 200 тыс. р. с изъятием продукции, оборудования или сырья. За некоторые проступки назначается такое наказание, как приостановление работы на период до 3-х мес. Стоит сказать, что в делах о правонарушениях, как правило, участвует представитель лица, привлекаемого к административной ответственности. Практически на каждом крупном предприятии предусмотрена соответствующая штатная должность. Если в организации отсутствует сотрудник, имеющий соответствующие полномочия, то в рассмотрении дела участвует или руководитель, или сторонний субъект по доверенности. Обычно директора обращаются за помощью к квалифицированным юристам.
Проблемы применения наказаний к организациям
Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.
Показывает, что:
1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:
а) что должностное лицо - это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:
2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:
а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;
б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Постоянно;
Временно (например, во время отпуска руководителя);
В соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);
б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;
в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);
г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);
3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от "классических" должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:
а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);
б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:
Постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;