Общественный контроль госзакупок. Общественный, ведомственный и внутренний контроль закупок медорганизаций: ключевые аспекты. Кто уполномочен проводить общественный контроль

Главная / Налоги

Редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» от 18 июля 2011 года лишила общественные организации потребителей заниматься проверками за соблюдением прав потребителей. К сожалению, не смотря на то, что проверки запрещены, проверяющих общественников меньше не стало и они по-прежнему наведываются к предпринимателям в качестве общественных контролеров, так как теперь в Законе РФ «О защите прав потребителей» сказано, что «Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления уставных целей вправе:… осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей…». Такое закрепленное в новой редакции право общественных контролеров наведываться к предпринимателям фактически с той же проверочной миссией, указывает на то, что дело общественного контроля будет продолжаться и поэтому нужно понимать его суть.
Проблема при проведении общественного контроля общественными потребительским организациями давно и хорошо известна и заключается в том, что вместо защиты интересов непосредственно потребителей, общественники (а точнее – лжеобщественники) занимаются тем, что под различными предлогами стараются получить от предпринимателей денежные средства, то есть занимаются поборами. Рассмотрим всю ситуацию более подробно.
Действия таких лжеобщественных организаций, специально созданных и направленных на извлечение прибыли, подрывают авторитет всего потребительского сообщества и самого института общественного контроля. Вместе с тем общественный или, как его еще называют, гражданский контроль необходим и является законным инструментом защиты в данном случае потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей, реализующих опасный для здоровья и жизни граждан товар и продукты питания.
Визиты общественных организаций не могут нанести интересам законопослушного предпринимателям какого – либо вреда. Проведение общественного контроля и заключения по ним нужно воспринимать как профилактику нарушений в бизнесе и рекомендаций по устранению недостатков, если таковые имеются. Даже если общественная организация будет использовать свое право на дальнейшую реализацию результатов проверки – обращаться в Роспотребнадзор, суд и т.п., то при грамотной работе юриста или адвоката все подобные нападки легко снимаются и вред бизнесу не несут. Главный совет, который здесь можно дать предпринимателю, к которому приходят общественные организации, - ничего им не платить. Любые даже незначительные деньги станут подпиткой их противоправной деятельности. Получив деньги в одном месте, « общественные инспекторы» - побиралы будут с большой наглостью действовать в другой торговой точке. Таким образом, укрепляется система коррумпированности на потребительском рынке, а деньги, заплаченные предпринимателями таким лжеобщественникам, все равно компенсируется из кошелька простого потребителя, ухудшая его и без того непростое положение.
1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьей 1 которого были внесены изменения в Закон « О защите прав потребителей» (далее – закон).
Новая редакция Закона значительно расширила полномочия Роспотребнадзора, как органа осуществляющего государственный надзор в области защиты прав потребителей, и делегировала общественным объединениям потребителей право осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей продавцами (изготовителями, исполнителями, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами).
Вводя новое понятие – общественный контроль, Закон не дает его толкования, не разъясняет и не регламентирует порядок, формы и способы его проведения общественными объединениями потребителей. В этом случае, деятельность общественных объединений потребителей или проведении общественного контроля осуществляется исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, требований добросовестности, разумности и справедливости.
В соответствии с законом « Об общественных объединениях» (от 19.05.95 № 82-ФЗ) общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе объединившихся на основе общности интересов граждан. Общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и свободно в определении своей внутренней структуры, целей и задач. Формы и методы деятельности общественного объединения не могут противоречить Уставу общественного объединения и действующему законодательству.
Новая редакция Закона накладывает на деятельность общественных объединений потребителей ряд ограничений. Исходя из положений статьи 45 Закона, можно утверждать, что общественные объединения потребителей не наделены правом:
- проводить проверки соблюдения продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативами правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить проверки1соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, проверки, направленные на предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, для проведения их исследований, испытаний;
- выдавать продавцами (изготовителями и т.д.) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты прав потребителей, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
В тоже время законодательство не содержит прямого запрета общественным объединениям потребителей на следующие действия:
- создавать группы общественного контроля, которые наделяются соответствующими полномочиями, предусмотренными Уставом общественного объединения;
- за счет собственных средств осуществлять «контрольную» покупку товаров (услуг), которые впоследствии могут быть использованы в качестве доказательства (вместе с документом, удостоверяющим покупку);
- самостоятельно принимать решение о дальнейшем использовании результатов общественного контроля (обращение к продавцу (исполнителю и т.п.) с предложением о добровольном устранении выявленных нарушений, информирование органов государственного надзора и органов местного самоуправления, обращение в Прокуратуру, обращение в СМИ и т.п.).
Общественные объединения потребителей, уставы которых предусматривают соответствующий вид деятельности и уставные цели, с целью реализации права проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей вправе осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность, направленную на выявление и предотвращения прав потребителей. Таким образом общественные организации потребителей при осуществлении своей деятельности вправе:
1. Самостоятельно определять форму осуществления общественного контроля, который может проводиться в виде как непосредственно общественного контроля, так и мониторинга, опроса, систематического наблюдения и т.п.
2. Проводить мероприятия общественного контроля:
- за соблюдением продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- за соответствием товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- направленные на предотвращение действий продавца (изготовителя и т.д.), вводящих потребителей в заблуждение;
- направленные на предотвращение причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.
3. Требовать от продавца (изготовителей и т.д.) предоставление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителей установлена законодательно, в частности ст. 10 «О защите прав потребителей», правилами продажи отдельных видов товаров, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношении в области защиты прав потребителей.
4. Фиксировать документально факты, свидетельствующие о нарушении прав потребителей, путем оформления / заполнения бланков общественного контроля, ведения фото и видеосъемки, осуществления «контрольной» покупки товаров (услуг).
5. Уведомлять продавца (изготовителя и т.д.) в письменной форме о результатах общественного контроля, о нарушениях законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных в его ходе, предлагать добровольно устранить эти нарушения.
6. Предъявлять иск о нечинении препятствий в осуществлении общественного контроля в случае получения отказа в его проведении от продавца (изготовителя и т.д.)
7. Предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца (изготовителя и т.д.) в отношении неопределенного круга потребителей.
8. По своей инициативе привлекать орган государственного контроля (надзора) к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей;
9. Направлять в орган государственного надзора (Роспотребнадзора) и орган местного самоуправления информацию о фактах нарушения прав потребителей, выявленных в ходе общественного контроля:
- о несоблюдении продавцами (изготовителями и т.д.) обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в ходе общественного контроля:
- о не соответствии товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды;
- о действиях продавца (изготовителя и т.д.), вводя потребителей в заблуждение;
- о предотвращении причинения продавцами (изготовителями и т.д.) вреда имуществу потребителей.
10. Требовать от органа государственного надзора (Роспотребнадзора) и органов местного самоуправления проведения проверки фактов, выявленных в ходе общественного контроля, и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей.
11. Распространять информацию (в том числе через СМИ) о результатах общественного контроля, если она будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.
12. Вносить в органы Прокуратуры материал о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к н им обязательным требованиям, а так же нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
13. Вносить в органы Прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих реализацию товаров, услуг не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

1. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

2. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

1. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее - общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

2. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

Рассмотрим особенности общественного, ведомственного и внутреннего контроля закупок учреждений здравоохранения.

Общественный контроль

Кто вправе осуществлять общественный контроль?

Согласно ч. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ общественный контроль осуществляют граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц.

При этом в ч. 3 указанной статьи, посвященной конкретным правам общественных контролеров, упоминаются только общественные объединения и объединения юридических лиц, а конкретные граждане не упомянуты.

Надо отметить, что общественным контролем в сфере закупок могут заниматься не только организации, специально созданные для этой цели, но и любые другие – например, пациентские или профсоюзные.

На какие закупки общественные контролеры обращают внимание чаще всего? Интерес для общественных контролеров, в первую очередь, представляют следующие закупки:

1) закупки с высокой начальной (максимальной) ценой контракта (при этом объект закупки имеет, как правило, второстепенное значение). Отметим, что после серии «дел о томографах», на которые обратил внимание даже Президент РФ, «под прицелом» находятся закупки сложной и дорогостоящей медицинской техники. Кроме того, всегда в центре внимания строительство, реконструкция и капитальный ремонт (особенно, если в смету включено комплексное оснащение медицинским оборудованием);

2) закупки медицинских изделий или лекарств, при которых требования к товару сформулированы «под характеристики» иностранной продукции.

3) закупки товаров, необходимость которых неочевидна для общественных контролеров, или характеристики которых кажутся им излишними.

Какие полномочия есть у общественных контролеров?

Несмотря на довольно обширный перечень полномочий «общественников», приведенный в ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ, особого внимания заказчиков заслуживают два из них.

Во-первых, согласно п. 4 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ общественные контролеры вправе обращаться в уполномоченные государственные и муниципальные органы с инициативой о проведении контрольных мероприятий. Согласно п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ обращение общественного контролера является основанием для проведения внеплановой проверки уполномоченным государственным (муниципальным) органом. Чаще всего обжалуются положения документации о закупке в части неправильного формирования лотов и установления неправомерных требований к предмету закупки.

Рассмотрение обращений «общественников» осуществляется в том же порядке, что и по жалобам участников закупки. Если обращение не соответствует требованиям, предъявляемым к жалобе ст. 105 Закона № 44-ФЗ (например, в части сроков подачи или содержания), оно все равно является основанием для проведения внеплановой проверки как «информация о нарушении законодательства» (п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Во-вторых, общественные организации вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ). Такие запросы рассматриваются заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обратите внимание, что за нарушение установленных сроков предоставления информации общественным контролерам предусмотрена административная ответственность в размере от одной до трех тыс. руб. (ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях). На практике заказчики сталкиваются со злоупотреблениями общественными контролерами правом на доступ к интересующей их информации.

Например, иногда от заказчиков требуют не просто предоставления «информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов» (как предусмотрено в законе), а направления в адрес заявителя копий всех заявок на участие в закупке, копий приемо-сдаточной документации по контракту, актов ввода оборудования в эксплуатацию, технической документации на медтехнику, документов, подтверждающих обучение сотрудников заказчика работе с поставленным по контракту оборудованием, а также заверенных копий иных документов, составленных заказчиком и (или) участников закупки (поставщиком) в ходе закупки и исполнения контракта. Как следует реагировать на подобные требования?

Необходимо дать ответ по существу интересующей общественных контролеров информации, а в отношении предоставления копий документации можно как удовлетворить их требование, так и отказать.

При отказе рекомендуется указать в письменном ответе, что «в соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, которому поступило обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов за подписью уполномоченного лица. Предоставление копий или оригиналов каких-либо документов по запросам граждан или общественных объединений указанным законом не предусматривается».

Также встречаются ситуации, когда документы, связанные с проведением закупок или с исполнением контрактов, запрашиваются у заказчиков общественными объединениями со ссылкой на Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Это требование неправомочно, поскольку правом на запрос документов по Закону № 212-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 5 ст. 16, ч. 6 ст. 20) обладают «субъекты общественного контроля» (ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ), к которым общественные объединения не относятся.

Ведомственный контроль

Статья 100 Закона № 44-ФЗ предписывает всем государственным органам, внебюджетным фондам, муниципальным органам осуществлять контроль за закупками подведомственных им заказчиков.

Порядок ведомственного контроля в субъектах РФ и муниципальных образованиях определяется администрациями субъектов РФ и местными администрациями. На федеральном уровне действуют Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89.

В целом полномочия ведомственных контролеров не подкреплены мерами административной ответственности за невыполнение их требований (например, за непредставление истребованных контролерами документов или неисполнение плана устранения нарушений).

Впрочем, если заказчик будет препятствовать деятельности ведомственных контролеров, по результатам проверки руководитель заказчика может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, в практике встречались случаи, когда неэффективное расходование средств в рамках закупок влекло сокращение финансирования бюджетного учреждения в последующем финансовом периоде (например, ввиде отмены или уменьшения размера целевых субсидий).

Внутренний контроль

Частью 1 ст. 101 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль подразумевает не только проверку соответствия поставленных товаров требованиям к ним, указанным в контракте, но и соблюдения поставщиком всех условий контракта в ходе его исполнения (даже не связанных с оценкой соответствия поставленных товаров техническому заданию).

Например, в контракте могут быть предусмотрены обязанности поставщика по обучению сотрудников заказчика работе с оборудованием, по консультированию заказчика в течение определенного срока после поставки, гарантийные обязательства и т.д.

Напомним, что в ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (в т. ч. гарантийных), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, рассчитать и направить поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Это требование распространяется на все контракты и все обязательства, установленные в контрактах.

В Методических рекомендациях по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 21.03.2014 № 15К (961)), прямо указано, что при проверке заказчика контрольно-счетными органами оценке подлежит, помимо прочего, система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком (п. 2.5).

При этом, по мнению Счетной палаты РФ, в минимальный набор документов, который должен быть у объекта аудита (заказчика), входит «документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком».

Справедливости ради, следует отметить, что самим Законом № 44-ФЗ утверждение данного документа заказчиками не предусмотрено. Тем не менее, позиция Счетной палаты РФ вполне логична.

С целью обеспечения надлежащего внутреннего контроля заказчикам целесообразно разработать собственный порядок контроля за исполнением контракта, предусматривающий распределение между структурными подразделениями обязанностей по проведению экспертизы и приемке товаров (работ, услуг), их оплате и ведению претензионной работы с поставщиком.

Дадим ответ на вопрос: что такое общественный контроль по 44-ФЗ, узнайте о целях и формах, а также, кто может осуществлять данный контроль и какими полномочиями обладает при осуществлении контроля в сфере закупок.

Кто уполномочен проводить общественный контроль

Ключевой новацией Закона 44-ФЗ стало наделение общественности правом контроля закупок. Большую роль сыграло принятие Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (далее - ). Кто вправе осуществлять общественный контроль по 44-ФЗ? Какими полномочиями субъекты общественного контроля наделены?

Субъекты общественного контроля по 44-ФЗ перечислены в ч. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ. Итак, общественный контроль вправе осуществлять по ФЗ 44:

  • граждане;
  • общественные объединения (далее – ОО);
  • объединения юрлиц.

В соответствии со ст. 7 Закона « » от 19.05.1995 № 82-ФЗ, последние могут быть образованы в одной из следующих форм:

  • общественная организация;
  • общественный фонд;
  • политическая партия;
  • общественное движение;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Государственные органы и муниципалитеты обязаны обеспечить казанным лицам возможность проведения контроля.

Цели и формы общественного контроля по 44-ФЗ

Цели и формы контроля

Общественный контроль по 44-ФЗ проводится в целях:

  • развития и усовершенствования контрактной системы;
  • выявления и предупреждения нарушений нормативных актов в области госзакупок;
  • информирования контрольных органов в случае выявления правонарушений.

Законом № 212-ФЗ установлены следующие виды общественного контроля:

  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественная экспертиза;
  • общественные обсуждения;
  • общественные (публичные) слушания; другие формы взаимодействия.

Рассмотрим некоторые из них применительно к 44-ФЗ.

Правительство выстраивает вертикаль контроля

Сферу контроля оптимизируют, проверки упорядочат, а работу заказчиков перестроят. Муниципалитеты лишат полномочий контрольных органов. Контролерам всех уровней запретят проводить для заказчиков централизованные закупки.

Общественный мониторинг

Общественный мониторинг является одной из форм контроля. Он проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в т. ч. Интернета (ч. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). По его результатам субъект контроля готовит итоговый документ, который направляется на рассмотрение объекту контроля и размещается в сети.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ, общественные объединения и объединения юрлиц вправе осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в т. ч. оценку закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ. В зависимости от результатов общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок его организатор вправе инициировать (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ) проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.

В рамках проведения общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять заказчику запрос о предоставлении информации (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ).

Общественная проверка

Организатор общественной проверки вправе запросить у проверяемого органа или организации необходимые для ее проведения документы и другие материалы (ч. 6 ст. 20 Закона № 212-ФЗ). Однако в такой конструкции не учтены две ключевые составляющие - обязанность довести до сведения руководителя проверяемой организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов, а также то, кто вправе легально проводить общественную проверку. И если первая составляющая заключается в формальном доведении объекту общественного контроля распорядительных и иных актов относительно всех действий и регламентов субъекта контроля, то вторая позволяет выявить правовую коллизию норм.

Как говорится в ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ инициаторами общественной проверки может быть ограниченное количество лиц. Ими могут выступать Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, Общественная палата РФ.

Общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля могут являться инициаторами общественной проверки только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Следовательно, ОО, как иные субъекты общественного контроля, претендующие на осуществление общественной проверки, обязаны проводить ее только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ. Вместе с тем Законом № 44-ФЗ не предусмотрено такой формы контроля, как общественная проверка.

Таким образом, ОО не вправе быть инициатором общественной проверки в рамках контроля в контрактной системе в сфере закупок. В свою очередь п. 4 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ дает ОО право подавать в контрольные органы заявление о проведении мероприятий в рамках Закона № 44-ФЗ.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до исполнения обязательств по контракту. Главные контролирующие органы – ФАС и Федеральное казначейство. Однако не только эти два ведомства контролируют работу заказчика. Читайте, кто еще проверяет процедуры закупок и на что обращают внимание проверяющие.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация