Основные ошибки начинающих поставщиков при участии в государственных и муниципальных закупках. Наличие технических ошибок в аукционной документации Фз 44 ошибка в документации

Главная / Налоги

На всех этапах размещения закупки поставщиком могут быть обнаружены ошибки заказчика, нарушающие права участников и влияющие на результат размещения закупки. Это может быть любое несоответствие документации закону, влияющее на результат торгов, необоснованные требования к участникам, либо незаконное отклонение. Обжалование действий заказчика имеет смысл в том случае, если закупка является важной и поставщик готов побороться за неё.

Рассмотрим типичные ошибки заказчиков по 44-ФЗ:

1. К первой группе относятся несоответствия документации о закупке закону. Это может быть объединение разнородных работ в один лот: например, проектные и строительные работы. Для выполнения работ в данном случае потребуется свидетельство СРО как на проектные, так и на строительные работы. Не все строительные организации способны выполнять проектные работы. Как следствие - ограничение конкуренции. Либо это ошибки заказчика в техническом задании, которые препятствуют добросовестным поставщикам подготовить заявку надлежащим образом: излишние требования к материалам, несоответствие требований указанному ГОСТ.

2. Нарушения при рассмотрении заявок. В данном случае идёт речь о необоснованном отклонении заявки, либо о необоснованном допуске.

3. Ошибки заказчика при заключении контракта. Контракт должен заключаться на условиях документации о закупке. Условия заключенного контракта должны строго соответствовать первоначальному проекту контракта, размещенному в документации о закупке. Закон не предусматривает изменение условий контакта при его заключении. Сюда можно также отнести и необоснованный отказ заказчика от заключения контракта с победителем по итогам закупочной процедуры.

Когда необходимо обжалование действий бездействия заказчика

Возможны ситуации, при которых у заказчика нет умысла отклонить как можно больше участников и заключить контракт со «своим» поставщиком. Ошибки заказчика носят технический характер и их причиной может быть недостаток времени для разработки документации, элементарная невнимательность и т. д. Если это так, обычно вносят изменения в документацию после направления запроса на разъяснение в случае электронного аукциона, либо действительно отвечают на запросы по существу, а не размещают формальные отписки. То есть ошибки заказчиков в документации исправляются ими добровольно. Вносят изменения в направляемый поставщику проект контракта после протокола разногласий, указывающего на несоответствие проекту контракта, размещенному в документации. Незначительные неточности, не затрагивающие существенные условия контракта можно исправить уже после его заключения путём подписания дополнительного соглашения. Если же у поставщика есть основания полагать что другая сторона намеренно нарушает закон, не идёт на контакт и обсуждение ситуации, то остаётся только обжаловать действия (бездействие) заказчика в ФАС.

Обжалование действий (бездействия) заказчика в ФАС

Порядок подачи жалобы в антимонопольный орган устанавливается ст. 105 44-ФЗ. В статье подробно описаны случаи, сроки, когда обжалование действий заказчика допускается, а также перечислена вся необходимая информация, которую следует отразить в жалобе и субъекты жалобы.

Жалоба на положения аукционной документации подаётся любым юридическим или физическим лицом до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При обжаловании действий заказчика, членов комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе, заявление в ФАС направляется в течение 10 дней с момента опубликования соответствующего протокола. Для направления обращения необходимо быть участником закупки, направившим заявку.

В процессе подготовки жалобы можно изучить результаты рассмотрения аналогичных жалоб в территориальных антимонопольных органах. Информацию можно найти на официальном сайте антимонопольной службы, а также на сайте ЕИС. Это позволит грамотно составить обращение (по аналогии с уже удовлетворённой жалобой), а также позволит оценить шансы на благоприятный исход дела. Жалобу можно направить в электронном виде посредством функционала сайта антимонопольного органа. Оплаты государственной пошлины при подаче жалобы в органы ФАС не требуется.

В обращении необходимо будет указать свои реквизиты и контактные данные, номер и предмет закупки, описать свои претензии, доводы, указать какие положения закона нарушены. Приложить документы, подтверждающие и обосновывающие вашу позицию и указывающие на ошибки заказчика.

В случае, если вас не удовлетворяет результат обжалования, либо вы пропустили установленные для подачи заявления в органы ФАС сроки, можно обратиться с иском в суд. Практика рассмотрения жалоб в ФАС и в судах по одному и тому же вопросу не всегда совпадает. Возможно в суде повезёт больше. Для оценки судебной перспективы дела нужно изучить уже судебную практику.

Состоялся аукцион, объектом закупки которого является оказание услуг по ТО и ремонту автомобилей. В связи с тем, что невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомобилей в соответствии с п. 2 ст. 42 Федерального закона РФ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется соответственно по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. НМЦК (то есть бюджетный лимит) оставляет 1 400 000 рулей, а общая начальная (максимальная) стоимость позиции (стоимость запчастей плюс стоимость нормо-часа) составляет 4 135 367,58. Все это было указано в аукционной документации, однако в извещении о проведении аукциона была допущена техническая ошибка и в разделе объект закупки стоимость позиции была указана 1 400 000 рублей. Подскажите пожалуйста, порядок действий заказчика в данной ситуации. Я понимаю, результаты аукциона необходимо признать недействительным. Как правильно оформить документы в этом случае?

Ответ

Официальные разъяснения о том, как поступать учреждениям, если при составлении извещения или документации допущены технические ошибки- законодательство не дает.

Если учреждение обнаружило несоответствие в извещении позже, чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, то изменения в извещение или документацию вносить нельзя. Поэтому в таком случае рекомендуем обратиться в территориальный орган ФАС России с заявлением о том, что обнаружена техническая ошибка, которая может повлечь ограничение конкуренции и (или) нарушение Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. После рассмотрения Вашего заявления УФАС выпишет предписание об устранении нарушения и, возможно, об аннулировании закупки. Пример аналогичного выхода из ситуации приведен в Решении Тамбовского УФАС России от 29.04.2014 по делу N ВП-38/14.

В извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны:*

  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе;
  • дата проведения аукциона;
  • краткое изложение условий контракта и характеристик поставляемого товара (объема выполняемых работ, оказываемых услуг);
  • размер обеспечения заявок;
  • единые и дополнительные требования к участникам , а также исчерпывающий перечень документов, которые они должны представить, чтобы подтвердить соответствие некоторым из требований;

Полный перечень данных, которые обязательно должны быть в публикуемом извещении, содержится в статье 42 и части 5

Изменение извещения об аукционе

Заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Но сведения об объекте закупки изменить нельзя.*

При этом срок подачи заявок на участие должен быть продлен так, чтобы со дня размещения изменений до даты прекращения подачи заявок оставалось:

  • не менее чем семь дней - если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • не менее 15 дней - если начальная (максимальная) цена контракта превышает 3 млн руб.

Такой порядок предусмотрен в части 6 статьи 63 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Документация об аукционе

Одновременно с публикацией извещения об аукционе разместите на официальном сайте всю необходимую документацию. Например, проект контракта является частью такой документации* (ч. 4 ст. 64 , ч. 1 ст. 65 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). К размещенной документации предоставляется свободный и бесплатный доступ (ч. 2 ст. 65 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В документации должна быть раскрыта вся информация относительно закупки, в частности:*

  • наименование и описание предмета закупки и обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  • требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению;
  • требования к участникам аукциона, установленные частью 1 и при необходимости частями 1.1 и статьи 31 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ;
  • информация о валюте цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта;
  • сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Все необходимые требования к объекту закупки оформите отдельным приложением к аукционной документации - техническим заданием. О том, как правильно его составить, см. Как сформировать техническое задание .

Полный перечень сведений, которые должны содержаться в документации об аукционе, установлен частями , статьи 64 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Если учреждению нужно заключить контракт на энергосервис , дополнительно отразите сведения, указанные в частях и статьи 108 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Заключение контракта

Контракт по результатам электронного аукциона заключайте на условиях, указанных в извещении об аукционе, по цене, предложенной победителем* (ч. 1-2 ст. 70 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должен быть заключен на условиях аукционной документации, по цене, предложенной таким участником. При этом цена не может быть выше начальной (максимальной) цены контракта. Об этом сказано в пункте 25 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

2. Статья 70. Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Заключение контракта по результатам электронного аукциона

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.*

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.»

3. РЕШЕНИЕ ТАМБОВСКОГО УФАС РОССИИ от 29.04.2014 № ВП-38/14

«О результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе»

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению внеплановых проверок в сфере размещения заказов* в составе:

ведущий заседание - руководитель управления Гречишникова Е.А.,

заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,

заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,

ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,

на основании п. 2 ч. 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Т",

осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Т" требований Закона о контрактной системе при размещении при проведении электронного аукциона N 0164200003014001037,

установила:

Комитет государственного заказа Тамбовской области 07.04.2014 года опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Е" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003014001037 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реагентов диагностических и расходных материалов для анализатора СА-180.

Закупка осуществляется для нужд областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Т".

Заказчик 24.04.2014 и 28.04.2014 обратился в Тамбовское УФАС России и сообщил, что в спецификации (Приложение N 1 к контракту) по позициям N 8, 10 допущена техническая ошибка - неверно указана фасовка поставляемого товара, по позиции N 28 технического задания установлено требование к дополнительному компоненту - ошибочно указано "уксусная кислота" вместо требуемого "ацетат натрия".

На основании обращения проведена внеплановая проверка.

Инспекция Тамбовского УФАС России в результате проверки приходит к следующему выводу.*

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Установлено, что в спецификации, являющейся приложением N 1 к проекту контракта, по позиции N 8 "Набор для определения D-Димера" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Метод количественный иммунотурбидиметрический, усиленный латексными частицами. Фасовка: не менее 6 мл". По позиции N 10 "Калибратор D-Димера" установлено: "В набор должен входить лиофилизированный калибратор, изготовленный на основе человеческой сыворотки, и разбавитель. Фасовка: не менее 32 мл".

При этом, из объяснений Заказчика следует, что он при установлении требований к товарам ошибочно указал показатели фасовки товара по пунктам 8, 10 технического задания: по пункту 8 указал 6 мл вместо 32 мл, а по пункту 10 - 32 мл вместо 6 мл.

По позиции 28 "Реактив промывающий N 9" установлены характеристики товара: "основной компонент - моноэтаноламин, дополнительный компонент - уксусная кислота. Фасовка: не менее 500 мл", в то же время из пояснений Заказчика следует, что для данного реактива в качестве дополнительного компонента необходимо было применять "ацетат натрия", а не "уксусная кислота", как указано в документации об аукционе.

Таким образом, характеристики предмета закупки в описании предмета закупки установлены Заказчиком не объективно, а также не отвечающие его потребностям, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Ввиду изложенного, инспекция Тамбовского УФАС России пришла к выводу, что Заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона, установив требования к товару в нарушение принципа объективности.

Указанное нарушение могло привести к ущемлению прав и законных интересов участников закупки, так как фактически в спецификации содержится недостоверная информация о закупаемом товаре, что ограничивает количество участников закупки.

Обращение областного государственного бюджетного учреждения "Т" о допущенных нарушениях в документации о закупке направлено на исправление ошибочных требований и восстановление прав и законных интересов участников закупки, а также на осуществление Заказчиком эффективной закупки.

Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Инспекция, руководствуясь ст. 99 , ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

1. Признать областное государственное бюджетное учреждение "Т" нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

2. Выдать государственному заказчику - областному государственному бюджетному учреждению "Т", оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о закупках.*

Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.»

Комиссия УФАС указала на частую ошибку заказчиков: в проекте контракта не допускаются формулировки, позволяющие строгое отношение к «чужим» и мягкое - к «своим». В данном случае речь шла о неустойках. В то же время комиссия простила Заказчику техническую ошибку, т.к. она не повлияла на результат процедуры определения поставщика.

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела 9 декабря 2014 года жалобу ИП Мутовина Е.В. на действия государственного заказчика – Федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» при определении поставщика путем проведения запроса котировок «Поставка товаров бытовой химии и средств индивидуальной защиты», извещение № 0319100009714000042.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, раздел «Ответственность сторон» проекта государственного контракта в части формулировок ответственности подрядчика содержит формулировки «Заказчик вправе», что не позволяет точно определить, будет ли заказчик в однозначном порядке в отношении поставщика применять начисление штрафов и пени в случае просрочки исполнения обязательств со стороны поставщика.
Во-вторых, в техническом задание в графе «Дезинфицирующее средство» в столбце «Вид и назначение» написан вопрос «На какой момент?». Указанный вопрос вводит в заблуждение подателя жалобы, что же ему необходимо указывать.
Рассмотрев существо жалобы, представленные документы и сведения, заслушав пояснения, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила:
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что, исходя из вышеприведенных норм, законодателем предусмотрен безальтернативный вариант действия заказчика в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя), который просрочил исполнение обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, а именно: вышеуказанные нормы Закона о контрактной системе однозначно предписывают заказчику направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), без предоставления заказчику права выбора того или иного варианта воздействия на поставщика (подрядчика, исполнителя) .
Проанализировав положения проекта государственного контракта, Комиссия установила, что пунктом 7.3 раздела 7 рассматриваемого проекта предусмотрено, что государственный заказчик вправе требовать выплаты поставщиком пени, которая начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Установление заказчиком вышеуказанного условия о том, что по своему усмотрению он будет требовать выплаты поставщиком пени в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в случае не исполнения или исполнения ненадлежащим образом обязательств, предусмотренные контрактом, противоречит требованиям части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки изложено заказчиком в спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок). Заказчиком следующим образом описан объект закупки:
Дезинфицирующее средство. ГОСТ12.1.007-76 (п.п.1.2,1.3).
Состав: натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты 84%, адипиновая кислота, карбонат натрия и другие функциональные добавки.
Внешний вид: таблетки круглой формы.
Цвет: белый (допускается появление светло-желтого окрашивания в процессе хранения). Запах хлора. Средняя масса, г 3,4 ± 0,3
Массовая доля хлора 46.0 ± 4,0
Количество активного хлора, выделяемого при растворении одной таблетки в воде,г 1,5 ± 0,15
Упаковка по ОСТ 6-15-90.2 потребительская тара вес 1 кг (300 таблеток)
Маркировка по ОСТ 6-15-90.3
Срок годности в упаковке 6 лет. НА КАКОЙ МОМЕНТ?

Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей рассматриваемого товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости. Таким образом, неуказание заказчиком иных характеристик рассматриваемого товара свидетельствует об отсутствии дополнительных требований у заказчика к иным характеристикам указанного товара.
Вместе с тем, исходя из пояснений заказчика, имеющаяся в позиции № 5 спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок) вопросительная формулировка «На какой момент?» является технической ошибкой заказчика, которая не послужила бы основанием для отклонения заявки того или иного участника закупки, пожелавшего участвовать в запросе котировок.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что в запросе котировок приняло участие пять участников закупки. Следовательно, им в полном объеме были понятны условия, изложенные заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, в том числе, и показатели дезинфицирующего средства, установленные в позиции № 5 спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок). У указанных участников закупки не возникло сложностей с формулированием своего предложения в поставке дезинфицирующего средства, исходя из характеристик, установленных заказчиком в позиции № 5 спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о введении в заблуждение заказчиком участников закупки указанием вопросительной формулировки «На какой момент?» в позиции № 5 спецификации (приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок) не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссия приняла следующее решение:
1. Признать жалобу частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки не выдавать, в связи с тем обстоятельством, что допущенное заказчиком нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика путем проведения запроса котировок.

В процессе закупки нередко возникают ситуации, когда участник может заметить ошибку заказчика, которая может иметь последствия, или с достаточным основанием заключить, что его права были нарушены. О том, что делать поставщику в этих случаях, читайте в статье.

Если заказчик по 44-ФЗ допустил ошибку в документации

Рассмотрим ситуацию, когда поставщик принял участие в электронном аукционе и был признан его победителем. Госзаказчик в установленный законом срок прислал ему проект контракта и, ознакомившись с проектом, подрядчик обнаружил, что тот содержит ошибки.

Ошибки эти могут быть самого разного характера - например, информация о товаре, цена контракта, или иные условия, разнятся со сведениями, указанными ранее в извещении. Или в проекте есть технические ошибки , которые могут иметь юридические последствия. Или, допустим, за время проведения закупочной процедуры реквизиты одной из сторон изменились.

Что делать поставщику в таком случае?

Подчеркнем, что эта ситуация касается только электронного аукциона , и ее разрешение регулируется ч. 4 ст. 70 Закона №44-ФЗ. Так как функционал ЭТП не предусматривает возможности корректуры проекта контракта, поставщику нужно оформлять протокол разногласий, то есть, предложение о согласовании отдельных условий контракта, которые поставщика не устраивают.

В процедуре направления протокола разногласий есть два неясных юридически момента, на которые поставщику стоит обратить внимание.

Во-первых , в законе о контрактной системе не указаны конкретные сроки направления протокола. Процессуальная практика и смысл частей 5 и 13 той же статьи подразумевают, что речь идет о 13 днях после подведения итогов аукциона, после чего поставщик будет признан уклонившимся от заключения договора.

Второй момент касается ситуации, когда в последний, 13-й день, заказчик прислал исправленный (возможно, уже не в первый раз) проект контракта, в котором поставщик все же нашел ошибки. Здесь можно рекомендовать подписать контракт, если ошибки несущественны, а потом заключить регулирующее их допсоглашение. Иначе поставщик рискует попасть в РНП .

Если остались ошибки заказчика по 44-ФЗ

Если в исправленном заказчиком после получения протокола разногласий проекте контракта все еще остались ошибки и они при этом существенны (например, указан разный срок выполнения работ), подрядчику остается только обратиться в ФАС.

Поставщику следует также обратить внимание, что:

  1. существенные условия контракта допускается корректировать лишь в случае их расхождения с извещением;
  2. протокол должен быть оформлен отдельным документом, исправленный проект контракта не принимается.

Обжалование действий заказчика в ФАС

Если участник торгов считает, что действия заказчика нарушают его права и/или расходятся с законом о контрактной системе или иными законами РФ, он имеет право подать жалобу в антимонопольный орган.

Многое в этом случае зависит от грамотно составленного заявления в ФАС. Для начала необходимо сформулировать повод подачи заявления, определить, достаточно ли он значим, и обосновать юридически, что именно, и каким образом нарушил заказчик.

Далее поставщик составляет жалобу, опираясь на образец, представленный на сайте ФАС, а также на аналогичные удовлетворенные жалобы из реестра в ЕИС. Жалоба по 44-ФЗ должна включать в себя претензию, ее документальное подтверждение, реквизиты процедуры закупки и обеих участвующих сторон. Если ФАС признает жалобу обоснованной, проводится полная проверка процедуры, и ее итоги могут быть отменены.

В настоящее время государственные и муниципальные закупки являются главным инструментом в ходе реализации государственных программ, а также основным инструментом в поддержке малого и среднего бизнеса. Ни для кого не секрет, что участие в госзаказе для потенциального поставщика сопряжено с рядом трудностей. Для того, чтобы поучаствовать в торгах предварительно необходимо осуществить ряд подготовительных мероприятий. Как показывает практика именно на этих этапах совершается большая часть ошибок, как следствие, участник не допускается к торгам. Попробуем разобраться какие самые распространенные ошибки допускает поставщик.

Ошибки на первоначальных этапах

Для того, чтобы поставщик смог заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком, ему необходимо пройти ряд этапов. Первым таким этапом является получение электронной подписи в удостоверяющем центре.

Данная процедура не требует от предпринимателя особых навыков и знаний, но и здесь некоторые допускают ошибки.

Самой распространенной ошибкой является неправильное указание реквизитов компании, а именно: ИНН, КПП, юридического адреса и названия организации. Данная ошибка проявляется редко, в силу того, что сотрудники удостоверяющего центра перепроверяют предоставленные данные перед тем, как выпустить электронную подпись. Но если она не была замечена, то может проявиться уже на разных этапах, например, при аккредитации на электронной торговой площадке. На данном этапе основные реквизиты считываются с ключа проверки электронной подписи автоматически, и вот тут возникают следующие недоразумения. Во-первых, заполняемые данные должны полностью соответствовать выписке ЕГРЮЛ. Часто происходит так, что с момента выпуска электронной подписи до начала прохождения аккредитации компания успела поменять свой юридический адрес, а данные в ключе остались старые. В таких случаях оператор электронной площадки отказывает компании в аккредитации согласно ч.6 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указывая на недостоверность предоставляемых сведений. Аналогичная ошибка допускается уже на стадии подписания контракта, когда данные компании изменились, а на площадке не завели нового пользователя и не внесли изменения в реквизиты. Такая ошибка может грозить попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Во-вторых, довольно часто поставщики не соблюдают требования площадок по предоставлению свежей выписки ЕГРЮЛ, которая должна быть не старше 6 месяцев со дня подачи документов на аккредитацию. Неправильно подготовленные документы являются третьей причиной для отказа в аккредитации, а именно: плохое качество скана страниц документов; документы предоставляются не в полном объеме, решение об одобрении крупной сделки заполнено не верно.

Остановимся более подробно на ошибке при оформлении решения об одобрении крупной сделки. Основная ошибка заключается в не полном заполнении списка всех участников или акционеров общества. Такие решения должны приниматься при наличии кворума, то есть большинством голосов, что означает 50% плюс 1 голос. В открытых акционерных обществах часто указывают собравшихся как участников общества, которые голосуют долями, что является распространенной ошибкой и обоснованным отказом, полученным от электронной площадки. Поставщикам необходимо запомнить, что в акционерных обществах акционеры, а не участники, и голосуют они своими акциями, а не долями в обществе согласно ст.96 и ст.97 ГК РФ.

После того как компания получила аккредитацию на площадке, ей необходимо найти подходящую для себя конкурентную процедуру, учитывая свои ресурсные возможности. Стоит отметить, что участие в тендерных процедурах является ответственным шагом на пути к получению заветного государственного или муниципального контракта. Здесь и кроются самые фатальные ошибки участника госзаказа.

Очень часто молодые поставщики, увидев открытый аукцион в электронной форме или открытый конкурс с круглой суммой, которая называется начальной (максимальной) ценой контракта, переоценивают свои финансовые возможности. Порой поставщику необходимо вывести из оборота крупную сумму денег на финансовое обеспечение заявки для участия в электронном аукционе.

Основные ошибки при подготовке заявки

Найдя для себя подходящую процедуру и отправив обеспечение заявки на площадку, поставщик должен внимательно ознакомиться с документацией и тщательно подготовить заявку согласно требованиям заказчика. По мнению многих экспертов в области государственных закупок, основной ошибкой, которую допускают начинающие участники, является полное отсутствие какого бы то ни было анализа заказчика и коррупционной составляющей в аукционной или конкурсной документации. Данные ошибки устраняются только регулярной практикой или же путем обращения в серьезную консалтинговую компанию.

При составлении конкурсной или аукционной заявки неопытные поставщики довольно часто нарушают последовательность подачи документов, входящих в эту заявку. В открытом аукционе в электронной форме участники прикладывают в первую часть заявки документы, которые должны быть во второй части, и наоборот, что является нарушением ч.3 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Основной причиной отклонения участников являются допущенные ошибки при заполнении сведений о технических характеристиках, поставляемого товара, работ и услуг, или как её еще по другому называют Форма 2. Невнимательность при заполнении конкретных показателей в Форме 2 является главной ошибкой потенциального поставщика. В данных случаях при заполнении конкретных показателей необходимо руководствоваться ГОСТами, СНИПами и ТУ производителей. В форме нельзя допускать двусмысленные трактовки при указании технических характеристик материала или его свойств. Слова типа: от, до, менее, более, должно быть или допускается, ни в коем случае не указываются при составлении Формы 2. При заполнении формы необходимо очень внимательно изучить инструкцию, порой именно там заказчики закладывают «бомбы» для неугодных участников. Если участник видит, что в документации есть сомнительные положения, то лучше сразу подать запрос на разъяснения документации, и сформулировать открытый вопрос, чем потом попасться на уловку заказчика.

Весьма распространенная ошибка участников при отправлении заявки на участие в электронном аукционе - это несоблюдение временных рамок. Россия - страна, растянувшаяся в 9 часовых поясах, поэтому необходимо учитывать разницу во времени, а также обращать внимание на возможное различие указанного времени на площадке и на портале zakupki.gov.ru. Чаще всего на портале закупок указывается московское время.

В конкурсе документы должны быть предоставлены согласно тому порядку, который указан в форме «Описи документов». Участник по неопытности может приложить дополнительные документы перед представлением обязательных, перечисленных в конкурсной документации. Довольно часто «опись документов», да и весь пакет не прошивается и не все скрепляется печатью, что является причиной отклонения в допуске и нарушением ч.4 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участники, спешке готовя конкурсную заявку, забывают приложить доверенность на то лицо, которое подписывает эту заявку вместо руководителя организации. Внесение изменений в формы, установленные документацией, и не заполнения всех полей, часто являются причиной отклонения такой заявки. При проведении оценки в конкурсе по критериям «Квалификация участника» и «Качество работ (услуг)» участник не в полной мере отображает такие сведения, что существенно влияет на оценку заявки по вышеуказанным критериям. В этих случаях лучше предоставить как можно больше дополнительных сведений, ведь это не противоречит положениям конкурсной документации. Из опыта специалистов в этой сфере важно отметить, что лучше отказаться от участия в конкурсе, где «вес» основного критерия цены, ниже 60 баллов.

Ошибки при участии в торгах

После того как участник размещения заказа был допущен к торгам в электронной форме не повод расслабляться. Как показывает практика, участники на торгов здесь тоже допускает весьма досадные ошибки. Одной из таких ошибок является отсутствие стабильного канала связи, то есть Интернета, а также слабый компьютер. Эти распространенные ошибки в большей степени характерны для регионов, где стоимость услуг интернет связи и их качество оставляют желать лучшего. Именно поэтому рекомендуется изначально обеспокоиться решением данного вопроса. Также эксперты советуют использовать отдельные, желательно новые, компьютеры без лишних установленных программ и файлов, потому что в любой момент может произойти внутренний конфликт совместимости оборудования, а это несомненно приведет к потере драгоценных минут времени на подачу своего ценового предложения.

Распространенной ошибкой всех начинающих участников является отсутствие расчетов и понимания приемлемых условий падений. Для этого необходимо заранее просчитать свою рентабельность по данному проекту еще на стадии поиска интересующих аукционов. Наличие в компании хорошего сметчика позволит избежать ряда непредвиденных расходов на стадии выполнения контракта, только потому, что не все работы заказчик может указать в смете.

При проведении процедур торгов сложно допустить какие-либо ошибки, если на ранних этапах участник все учел и ко всему подготовился. Можно лишь дать несколько рекомендаций по тактике ведения торгов. Во-первых, лучше всего делать разные ставки, чередуя максимальные и минимальные шаги, если, конечно, позволяет рентабельность, данная тактика может иметь скорее психологический эффект. В любом случае, если конкуренты есть, то рано или поздно падение дойдет до критической отметки, где многие отсеются. На данный момент такой «критической отметкой» можно назвать рубеж падения ниже 25% от начальной максимальной цены контракта. Здесь уже победителю необходимо будет предоставить обеспечение исполнения контракта в полтора раза превышающее начально установленное значение заказчиком. Как показывает практика, в строительстве средний процент падения составляет от 20-35 % от НМЦК, поэтому участникам нужно быть готовым к такому повороту событий. Во-вторых, не стоит сидеть и выжидать последних минут, лучше делать предложение сразу. Помним, что время - это единственный невосполнимый ресурс, которым мы обладаем и лучше его потратить на поиск нового аукциона или подготовку документации. Стоит бороться и за почетное второе место, так как у победителя может не оказаться соответствующих лицензий и сертификатов, и он будет отклонен заказчиком по вторым частям. Соответственно, второму участнику будет предложено подписать контракт.

Ошибки на этапе подписания контракта

Участники закупок редко предварительно изучают проект контракта, и это порой является их главной ошибкой. Очень часто заказчик в контракте, как в последнем преграде для «непрошенных» участников, заведомо указывает нереальные требования его исполнения и прописывает кабальные условия. Не соблюдение условий или не согласие с ними может служить основанием для его расторжения или признания участника уклонившимся от его подписания, с последующим занесением в реестр недобросовестных поставщиков. Для недопущение таких ситуаций рекомендуется проводить анализ контракта по главным его условиям: порядок оплаты, начисление пеней, приемка работ и другие пункты. Если условия участника не устраивают, то он должен в установленный срок направить заказчику протокол разногласий, на который тот обязательно должен ответить. Стоить также внимательно отнестись к соблюдение сроков подписания контракта и к выбору механизмов финансового обеспечения исполнения контракта. Следует выбирать надежные банки, ведь заказчик проверяет наличие банковской гарантии в соответствующем реестре.

Таким образом, начинающему участнику размещения заказа необходимо запомнить ряд простых, но основных правил, чтобы не допускать ненужных ошибок. В первую очередь необходимо найти специалиста в этой области или же обратиться в специализированную организацию. Далее, при выборе тендера стоит ориентироваться на маленькие заказы. Такой подход позволит «попробовать на вкус» государственные закупки с минимальными рисками финансовых потерь, хотя стоит отметить, что и конкуренция в таких тендерах весьма высокая, особенно зимой когда все забирают заказы. Летом конкуренция меньше, даже есть вероятность взять контракт за номинал. Также следует определить вероятность возможного участия в торгах, путем анализа документации и истории торгов по данному заказчику. Подготовку самой заявки и пакета документов на участие в аукционе лучше всего отдать опытным специалистам, по крайней мере на первое время. Понятно, что от ошибок не застрахован никто, и не ошибается тот, кто ничего не делает. Все же начинающий предприниматель должен со особым вниманием подойти к участию в госзаказе. Потенциальный поставщик должен понимать, что государственные и муниципальные закупки могут стать для него удачным стартом в бизнесе, несмотря на то, что многие вокруг говорят, что не стоит участвовать в них из-за высокой коррумпированности и большой ответственности перед государством. На данном этапе государство принимает ряд мер по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, согласно дорожной карте, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2013 года №867-р, к 2018 году доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков должна составлять не менее 25%, в то время как сейчас данный показатель составляет в лучшем случае 5% от общего объема закупок. Много и других факторов, говорящих о предстоящем росте данного сегмента, поэтому необходимо уже сейчас начинать пробовать свои силы в госзаказе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация