Профилактика пожарной безопасности. Консультация для родителей. Пожарная безопасность в доу Консультация пожарная безопасность дошкольное воспитание

Главная / Налоги

Полина Лисаченко

"Безопасности формула есть :

надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

а где надо - на помощь позвать!"

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Жизнь, человека, в частности ребёнка, бесценна.

Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, не могут самостоятельно определить всю меру безопасности , поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребёнка.

Сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников - первостепенная задача детского сада .

Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представления о пожаре , об опасностях огня, о порядке действия во время пожара .

Детская пожарная безопасность - целый комплекс образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий.

Формы организации по формированию противопожарной безопасности :

1) Познавательные занятия. ("Детям спички не игрушка", "Кто с огнём не осторожен - у него пожар возможен ")

2) Беседы. ("Почему возникают пожары ?", "Пожар . Что делать?")

3) Игры. ("Пожарные на учении ", "Опасно - неопасно", "Ч. П. в доме")

4) Моделирование ситуаций. ("Если случилась беда")

5) Просмотр тематических мультфильмов. (серия "Уроки безопасности тётушки Совы ")

6) Плакаты по ППБ.

7) ИЗО. ("Огонь добрый- огонь злой")

8) Викторины. ("Что? Где? Когда?")

Ежемесячно проходят тренировочные занятия, на которых дети закрепляют порядок действия во время пожара .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Формирование основ безопасности в подготовительной группе Актуальность темы: Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования,.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста» Тема: Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста. Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Опыт работы с семьей по пропаганде правил пожарной безопасности в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №43 «Детский сад комбинированного вида». Нет недугам и несчастьям.

Расскажите детям о пожарной безопасности

Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Значительная часть пожаров происходит в жилье. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:
Пожарная безопасность в квартире:
Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Не оставляй без присмотра включенные электроприборы. Уходя из дома, не забудь их выключить.
Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Пожарная безопасность в лесу
Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону "01" или попроси об этом соседей.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком.
Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифтКогда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:
Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!"
Опасные игры

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.
. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность.
В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей.
Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности.. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять дома, в школе, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.
Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.
Пиротехника
Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. Поэтому безопасность при их применении в первую очередь зависит от человека.
ПОМНИТЕ! Промышленность НЕ ВЫПУСКАЕТ новогодние атрибуты полностью пожаробезопасными. Анализ причин новогодних пожаров свидетельствует, что чаще всего они возникают от бенгальских огней и хлопушек с огневым эффектом, свечами и самодельными неисправными электрогирляндами, беззаботной шалостью детей с огнем.
Помните об опасности возникновения пожара в доме
Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.
Не давайте детям играть спичками.
Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.
Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки.
Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм.
Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.
Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону "01".
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

Запомни правила противопожарной безопасности:
Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Правило 3. Не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится).
Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки!
Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды.
Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Знает каждый гражданин
Этот номер - 01.
Если к вам придет беда -
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.
Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма!
Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключится и ты задохнешься.

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
Правило 7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Взрослый человек отличается от ребенка возможностью самому решать, что ему делать. Взрослый, исходя из своих знаний и опыта, должен уметь принимать правильные решения. Детей надо научить действовать разумно и правильно в экстремальных ситуациях.
1. Если вы спали и проснулись от запаха дыма или от шума пожара, не надо садиться на кровати, а нужно скатиться с нее прямо на пол, чтобы не вдыхать дым, в котором могут быть ядовитые газы.
2. Пробираться по задымленной комнате к двери нужно по полу, под дымным облаком, чтобы избежать отравления.
3. Достигнув двери, не открывайте ее сразу, так как за ней может быть огонь. Чтобы проверить это, необходимо осторожно прикоснуться к дверной ручке, если она ниже уровня дыма, непременно тыльной стороной ладони. Если дверь горячая, не следует открывать ее, а лучше закупорить чем-нибудь щель под дверью (полотенцами или простыня ми), чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма. Потом ползком пробирайтесь к окну.

4. Откройте окно (для этого, понятно, придется встать на ноги). Запомните последовательность действий:
- сделать глубокий выдох,
- подняться и как можно быстрее повернуть ручки на рамах,
- опять опуститься вниз, сделать глубокий вдох,
- подняться, распахнуть окно, высунуться в него (только так, чтобы не выпасть) и громко звать на помощь.
Если окно не открывается, разбить его каким-нибудь тяжелым предметом.
5. Если дверь не горячая, нужно открыть ее и по-прежнему на четвереньках, чтобы остаться ниже уровня дыма, выбираться из квартиры. Все двери за собой надо плотно закрывать - этим преграждаем дорогу огню.
6. Если из-за пожара не можете выйти из квартиры, возвращайтесь назад и отрабатывайте действия с окном. Только не забудьте плотно закрывать за собой двери. Помните: плотно закрытая дверь задерживает распространение огня на 15 минут
7. Если сумели, не подвергая себя опасности, добраться до телефона, наберите 01 и вызовите пожарную команду. Не паникуйте! Нужно разборчиво и точно сообщить свой адрес. А пожарные приедут очень быстро.
8. Спасаясь от пожара, постарайтесь предупредить о нем людей, которым тоже может угрожать опасность.
Хорошо, если в вашей жизни никогда не возникнет такая ситуация, но если все-таки произойдет - вы теперь знаете, как действовать, и научите своего ребенка!

Памятка для родителей
Профилактические мероприятия по предупреждению возникновения пожара в квартире:
не храните в доме бензин, керосин, легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
приобретите хотя бы один огнетушитель;
не оставляйте без присмотра включенные электрические и газовые плиты, чайники, утюги, приёмники, телевизоры, обогреватели;
следите за исправностью электропроводки, розеток;
не включайте в одну розетку несколько бытовых электрических приборов (особенно большой мощности);
не разогревайте на открытом огне краски, лаки и т.п.
Действия при пожаре в квартире
Сообщите о пожаре в пожарную охрану по телефонам «112», «01» (с сотового тел. 01*, 112)
Если нет опасности поражения электротоком, приступайте к тушению пожара водой, или используйте плотную (мокрую ткань).
При опасности поражения электротоком отключите электроэнергию.
Горючие жидкости тушить водой нельзя (тушите песком, землёй, огнетушителем, если их нет, накройте плотной смоченной в воде тканью)
При пожаре ни в коем случае не открывайте форточки и окна.
Если вам не удаётся своими силами ликвидировать пожар, выйдите из квартиры, закрыв за собой дверь, и немедленно сообщите о пожаре соседям и жильцам выше-ниже находящихся квартир.
Встретьте пожарных и проведите их к месту пожара.
При высокой температуре, сильной задымлённости необходимо передвигаться ползком, так как температура у пола значительно ниже и больше кислорода.
При невозможности эвакуироваться из квартиры через лестничную площадку, когда пути эвакуации отрезаны, необходимо выйти на балкон, закрыв за собою дверь, и звать на помощь прохожих.

Действия при пожаре в здании
Определите для себя, выходить или не выходить наружу. Убедитесь, что за дверью нет пожара, приложив свою руку к двери или к металлической ручке. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте дверь.
Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 метров.
Если дым и пламя позволяют выйти из помещения (здания) наружу:
Уходите скорее от огня, используя основные и запасные пути эвакуации.
Отключите попутно электроэнергию.
Идите к выходу на четвереньках, так как вредные продукты горения скапливаются на уровне вашего роста и выше, закрывая при этом рот и нос подручными средствами защиты.
По пути за собой плотно закрывайте дверь.
Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад, сообщите о себе должностным лицам.
Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяет выйти наружу:
Не поддавайтесь панике.
Накройтесь полностью мокрым покрывалом (тканью).
Проверьте существует ли возможность выйти на крышу или спуститься по пожарной лестнице.
Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма необходимо надёжно загерметизировать своё помещение: плотно закройте входную дверь, заткните щели двери изнутри помещения, используя при этом любую ткань; закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия; если есть вода, постоянно смачивайте дверь, пол.
Если помещение наполнилось дымом, передвигайтесь на четвереньках, прикрыв рот и нос влажной тряпкой (носовым платком, рукавом от рубашки), в сторону окна и находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице.
Если у вас телефон, то обязательно позвоните «112», «01» (с сотового тел. 01*, 112) и сообщите, где вы находитесь. Ни в коем случае не открывайте и не разбивайте окна, так как нарушится герметичность вашего помещения, что приведёт к увеличению температуры и площади пожара.

Памятка для родителей
« Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»

Пожарная безопасность дома (в квартире)
1. Выучите и запишите на листке бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.
2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
3. Уходя из дома или комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
4. Не суши бельё над плитой. Оно может загореться.
5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверь. От выпавшего уголька может загореться дом.
6. Ни в коем случае не зажигай фейрверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
Газовая плита
1. Если вы почувствовали запах газа, не включайте свет и электроприборы, не зажигайте спички, а сразу же сообщите об этом взрослым. Срочно проветри комнату.
2. При запахе газа звоните в газовую службу от соседей. Телефон газовой службы 04.
3.Не играй в кухне, особенно при включенной газовой плите.
4. Уходя из дома, проверьте, закрыты ли газовые комфорки.
5. Никогда не висите на газовых трубах.

Электроприборы
1. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.
2. Не дотрагивайтесь до электроприборов мокрыми руками.
3. Не пользуйтесь электроприборами в ванной.
4. Не накрывайте лампы и светильники тканью или бумагой.
5. Не оставляйте включенными утюг и др. электроприборы.

Домашние вещи
1 не играйте со спичками, зажигалками, свечами, бенгальскими огнями, петардами.
2. Не играйте с аэрозольными баллончиками.
Пожарная безопасность в деревне
1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить уголёк или искра и стать причиной пожара.
2. Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьёзные ожоги.
3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку.
Пожарная безопасность в лесу
1. Пожар- самая большая опасность в лесу, поэтому не разводи костёр без взрослых.
2. Никогда не балуйся со спичками и не разжигай костёр в сухую и жаркую погоду. Достаточно одной спички или искры от фейрверка, чтобы лес загорелся.
3. Не выжигай траву под деревьями, на прогалинах,на полях и лугах.
4. Не оставляй на полянах бутылки или осколки стекла.
5. Если вы оказались в лесу во время лесного пожара, определите направление ветра и направление распространения огня. Выходите из леса в сторону откуда дует ветер.
6. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
При пожаре в квартире
1. Вызовите пожарную охрану по телефону 01.
2. немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
4. Накройте голову плотной мокрой тканью.
5 Дышите через мокрый носовой платок.
6. Сообщите о пожаре соседям, завитее на помощь.
7. Не пользуйтесь лифтом.

Пожар в доме.
Загорелась ваша квартира.
Пожар - это большое бедствие. Он в считанные минуты уничтожает наколенные годами имущество, материальные и культурные ценности, лишает людей крова, приносит много горя и страданий, а нередко приводит к человеческим жертвам.
Опасность пожаров подстерегает нас в самых неожиданных и разнообразных местах - дома, на работе, в машине. Однако более 70% всех происходящих пожаров в стране происходит в жилых домах. Для того чтобы выжить и победить огненную стихию с наименьшими потерями, следует твердо усвоить ряд практических советов.
Пожарные утверждают категорически - сначала надо позвонить «01», потом вывести детей и престарелых и только затем тушить огонь своими силами.
Если пожар начался, и у вас нет огнетушителя, подручными средствами могут быть плотная ткань (лучше мокрая) и вода. Не открывайте окна, так как огонь с притоком кислорода вспыхнет сильнее. Из-за этого же надо очень осторожно открывать комнату, где горит, - пламя может полыхнуть вам навстречу.
Обязательно отключите электричество.
Статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма. Порой хватает нескольких его вдохов, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения. Поэтому при тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно - уходите из квартиры, закрывая дверь в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть).
Если дым в подъезде, постарайтесь выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно закройте за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом для подъездного дыма.
Закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных.
Ни в коем случае не пытайтесь выбежать из дома (если только вы не живете на нижнем этаже). Отравиться продуктами горения можно, пройдя два-три лестничных пролета.
Порой необходимо преодолеть пламя. Наденьте шапку, пальто, укройтесь одеялом, намочите все это. Защитите органы дыхания. На четвереньках или ползком быстро двигайтесь вдоль стен к выходу. Место, охваченное огнем, можно пробежать.
Если вы выносите человека, который потерял создание, накиньте на него мокрую тряпку, одеяло.

Если на ваших глазах на человеке вспыхнула одежда, не давайте ему бежать (пламя разгорается), плотно накиньте тряпку, в крайнем случае, сбейте его с ног.
Если в квартиру проникли дым и пожар, остается возможность выйти на балкон и подавать знаки пожарным.
Пробовать спуститься на связных простынях или веревке опасно, но можно с высоты 2-4-го этажа.
Не меньше, чем дым и огонь, опасен на пожаре страх, лишающий человека возможности спасения.
Часто во время пожара люди прыгают с заведомо смертельной высоты, хотя возможности спасения далеко не исчерпаны.
Их толкает на смерть страх. Прочтем внимательно еще раз:
никогда не курите в постели;
научите детей обращаться с огнем; если вы не уверены в них на 100%, исключите возможность попадания спичек к ним в руки;
не оставляйте без присмотра электроприборы, особенно утюги, калориферы, телевизоры; обойдитесь без самодельных электроприборов;
не включайте в одну розетку два и более прибора большей мощности;
не сушите белье над плитой, стиральное или частично замытое бензином;
не захламляйте чердаки, подвалы, путь эвакуации, балконы и лоджии; не храните на балконах горючие вещества;
следите за безопасностью не только своей квартиры, но и всего дома: чердаки и подвалы должны быть закрыты от случайных людей.
Пожар всегда общая беда: даже если пожарным удалось сразу потушить загоревшуюся квартиру, но может пострадать рядом находящееся жилье и имущество соседей.
Проверьте, все ли сделано для того, чтобы не допустить пожар.
Помните - пожар легче предупредить, чем потушить!

Консультация для родителей
«Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте
Поэтому пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.

Поэтому родителям следует самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.
. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Реакция детей во время пожара:
Напуганный ребенок закрывает глаза или прячется в укромное место, думая, что там его никто не найдет, так проявляется инстинкт самосохранения.
Ребенок может кричать от страха, но если шок от события слишком большой – голос может отказать, и ребенок будет просто молча прятаться, что в случае пожарной опасности значительно затрудняет его поиск и повышает риск гибели.
Дети часто боятся пожарных в больших ярких костюмах, принимая их чудовищ из мультиков и сказок, а поэтому прячутся и от них тоже. Обязательно нужно рассказывать ребенку истории о том, как его ровесник смог остановить пожар и спасти друзей, как храбрые пожарники помогают при тушении огня и тому подобное.
Важно, чтобы малыш понял, что во время пожара нельзя поддаваться чувству страха и молча прятаться, а можно спасти себя и других. Ни в коем случае не следует пугать ребенка тем, что при его плохом поведении позовут страшного дядю-пожарника, нельзя рассказывать ему страшные истории, в которых речь идет об игре со спичками, смерти от возгораний и пожаров.
Родителям нужно научить своего малыша тому, как правильно вести себя при пожаре, рассказать и показать место, где в помещении находиться пожарный шкаф, противопожарное оборудование или средства, помогающие тушению пламени (плотные тканевые вещи, одеяла).
Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
звать на помощь взрослых или позвонить им по телефону (для этого в его мобильном телефоне или возле стационарного аппарата всегда должен быть номер соседа, родственника, службы спасения и, конечно, ваш);
в случае небольшого возгорания на улице, если нет проводов, заливать его водой, использую пожарный гидрант или огнетушители;
не тушить огонь в квартире самостоятельно;
выходить из горящей квартиры через дверь или окно, при условии, что этаж невысокий и окно свободно открывается;
ни в коем случае не пользоваться лифтом, а спускаться по лестнице;
если квартира заперта, прятаться от огня в ванной комнате, следить, чтобы дым не проникал в вентиляцию;
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации
Используйте эти советы при беседе с детьми, для профилактики пожарной безопасности.

Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Основной целью работы в ДОУ является реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в детском саду.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
- систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
- формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;
- информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;
- организация мониторинга качества образования по образовательной области «Безопасность»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.
Вся образовательная работа строится по трем модулям:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.

В работе с детьми используются разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создается атмосфера заинтересованности каждого ребенка в группах. Создаются ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения заданийа.

Беседа медсестры ДОУ помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия.

В своей работе педагоги ДОУ используют специально организованные образовательную деятельность, исследовательскую деятельность (опыты, практические упраж­нения), ознакомление с правилами пожарной безопасности через про­изведения художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель­ные игры); органицию тематических конкурсы поделок и детских рисун­ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты).

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме­ты, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри­ческие приборы;

-брать горящие угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

«Работа с педагогами» направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам пожарной безопасности воспитанников.

На базе ДОУ были организованы консультации для педагогов по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», результатом которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др.

«Работа с родителями».

В рамках работы с родителями используются как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы. Проведены консультации с родителями, на которых рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности.

Разработаны анкеты: «Чтобы не было беды», «Что нужно знать каждому о пожарной безопасности!», «Если в доме пожар», «Уроки выживания при пожаре» и др.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Расскажите детям о пожарной безопасности. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:

Пожарная безопасность в квартире: Спички – это одна из причин пожаров. Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить. Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Не забывайте выключить газовую плиту. Если почувствовали запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру. Ни в коем случае не зажигайте фейерверки дома.

Пожарная безопасность в лесу. Пожар – самая большая опасность в лесу. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегайте из леса. Старайтесь бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре.

Если начался пожар: поступайте так: Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану по телефону "01" или попросите об этом соседей. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните по телефону "01" и сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей и прохожих. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь к выходу ползком – внизу дыма меньше. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закройте форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполните водой ванну, ведра, тазы. Можете облить водой двери и пол. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: "Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания! Опасные игры, неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности. Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!

Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!

Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:

1. Что нужно знать, если возник пожар в квартире?

2. Можно ли играть со спичками и зажигалками?

3. Чем можно тушить пожар

4. Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?

5. Знать номер пожарной службы

6. Главное правило при любой опасности (не поддаваться панике)

7. Можно ли без взрослых пользоваться свечами?

8. Можно ли трогать приборы мокрыми руками?

В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА НЕОБХОДИМО ДЕЙСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1. Если огонь небольшой можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылить кастрюлю воды

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.

3. Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.

4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или подвигайтесь к выходу ползком: внизу дыма меньше.

5. Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры

6. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнётесь

7. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна

8. Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Инновационный опыт работы

воспитателя МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Тарасовой Евгении Юсуповны по теме:

«Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности ».

Ст. Полтавская

2013 год

Введение………………………………………………………………………….3

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности……………………………………………………………….4-7

2. Основные направления работы по взаимодействию с

родителями…………………………………………………………………….7

3. Разнообразные формы работы с семьей……………………………..7-8

4. Обучение детей пожарной безопасности………………………………8-10

5. Заключение…………………………………………………………………10-11

6. Список литературы…………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………..12-49

Введение

Пояснительная записка

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, то тем самым запланируем настоящие и будущие пожары. Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. Данный материал в помощь педагогам ДОУ и родителям.


ЦЕЛЬ:

Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

Познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина и тд.), учить безопасному обращению с ними.

Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и предметов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Познакомить с правилами поведения во время пожара.

Выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон);учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

Расширять представление детей об охране жизни людей.

Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Активизировать словарь по данной теме

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

Опираясь на статистику, мы узнаём, что не редко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны , каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во – первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Система работы по данной проблеме включает:

Создание предметной среды – художественная литература , иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

Совместная деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т. д. И умение вести себя в них;

Работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола , организация современных досугов;

Взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

Работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

Этапы работы:

- формирование у детей интерес к проблемам собственной безопасности.
Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно – печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план , знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.


Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками. Объяснить их устройство и назначение, занятие надо построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно надо привести примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.


- формирование основы безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев . Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т. д.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;

Личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

Определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожар.

В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры – эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила « Нельзя!».
«Нельзя»:

Брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

Разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

Класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

- формировать правила пожарной безопасности;

Расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В старших группах дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Проводится экскурсия в пожарную часть, где эксперт знакомит детей с пожарной техникой, средствами тушения. На занятиях детям объясняют, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места(так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес и своё имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются плакаты, дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, а также знакомятся с произведениями художественной литературой по данной теме, картинками, рассказывающими о борьбе людей с огнем.


На данном этапа целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание занятий, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

1.1. Основные направления работы по взаимодействию с родителями включают:

Информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

О том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

Формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

1.2. Разнообразные формы работы с семьей:

Беседы о пожарной безопасности;

Размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

Оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

Открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

Анкетирование;

Консультации;

Встречи с инспектором пожарной охраны.

Проанализировав суть данной проблемы, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источниками пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

Таким образом, модно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активы, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту.

Как правило, в огне пожаров гибнул дети, которые остались дома одни, без присмотра взрослых.

2. ОБУЧЕНИЕ детей пожарной безопасности

В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:


    Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

    Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?

    Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

    Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?

    Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

    Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

    Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?


Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.

На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в работе с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, дающих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.

Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развивалось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем построен их авторитет . Иногда в качестве «звезды» в группе может выступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с организаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилучших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном среди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда самолет не может совершить посадку из-за тумана, или руководителем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта работа должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в индивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с другими детьми, вносить в игру элементы противопожарной безопасности в быту. Если в 6–7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в неблагополучных семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и запрещать им брать спички.

Работа воспитателя с родителями не должна сводиться только к реализации педагогического просвещения. Она включает в себя изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития и привития навыков безопасной жизнедеятельности . Поэтому в работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
^

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т. д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.


При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

4. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.

6. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.

7. и др. Азбука «Ау! ». Детство-пресс, 2008.

8. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытническая деятельность

Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель .

Ход опыта.

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Цель: дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.

Опыт№3. «Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение , стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация