Смотреть что такое "Граница" в других словарях. Государственная территория. Государственная граница, ее виды и порядок определения. Территориальное море Территориальный спор между Колумбией и Венесуэлой

Главная / Налоги

Государство осуществляет над своей территорией суверенитет. Признаки суверенитета, напомним: верховенство государства в пределах его территории и самостоятельность в международных отношениях.

Стержневым элементом суверенитета государства является территориальное верховенство (территориальный суверенитет), т.е. верховенство власти государства по всему пространству, составляющему его государственную территорию.

Международная судебная практика

Оценивая значение территориального суверенитета, Международный Суд ООН в деле о проливе Корфу (Великобритания против Албании) в 1949 г. отметил: "Одной из существенных основ международных отношений между независимыми государствами является уважение территориального суверенитета". Государство не вправе реализовывать свое территориальное верховенство на территории другого государства.

Территория государства не может быть безграничной. В арбитражном решении по спору между США и Нидерландами (1928) об острове Пальмас отмечено: "Территориальный суверенитет – это, в общем, ситуация, признанная и делимитированная в пространстве".

В горизонтальной плоскости пределы государственной территории обозначены государственными границами.

Согласно Закону РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяет "пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации".

Делимитация государственной границы – это установление ее местоположения правовым актом (чаще международным договором, реже иным правовым актом), сопровождающееся, как правило, нанесением границы на карту.

Демаркация государственной границы – это обозначение ее на местности на основе правового акта о делимитации.

По способу установления государственные границы подразделяют: на орографические (те, которые следуют конфигурации каких-то специфических объектов рельефа местности – гор, долин и т.д.); геометрические (те, которые соединяют избранные точки прямыми линиями); астрономические (проведенные по меридианам и параллелям). Если граница между территориями двух государств проходит по реке, то местоположение такой границы устанавливается соглашением этих государств. На несудоходных реках граница, как правило, проходит по середине реки, на судоходных – по тальвегу (линии наибольшей глубины) или по главному фарватеру, если наличествует несколько фарватеров.

Все естественные пространства в пределах государственных границ составляют территорию государства: сухопутные; наземные водные (в том числе озера и реки); подземные (включая подземные воды); воздушное. Неотъемлемым компонентом территории государства считаются неживые природные ресурсы, залегающие в ее пределах (in situ). Если государство является прибрежным (т.е. его берега омываются водами Мирового океана), то в состав территории такого государства входят также его внутренние морские воды (например, исторически принадлежащий государству залив) и территориальное море – примыкающий морской пояс (см. подробнее гл. 24).

С этим распространенным случаем не следует смешивать иной: когда берега государства выходят к приграничному озеру (например, к озеру Чад, расположенному между четырьмя африканскими государствами) или к внутриконтинентальному морю, не являющемуся частью Мирового океана (например, к Каспию). И этом случае не устанавливаются внутренние морские воды и территориальное море в порядке, предусмотренном в международном морском праве. Вопросы о государственных границах в таких водоемах и правовом режиме их вод решаются соглашением соответствующих государств. Так, часть Больших Озер составляет государственную территорию США, а часть – Канады. Эти два государства согласовали между собой государственные границы по Большим Озерам, режим совместного управления их природными ресурсами, а также защиты окружающей среды.

В отличие от горизонтального измерения государственной территории в отношении се высотного и подземного пределов пока нс осуществляется ни делимитация, ни демаркация.

Высотный предел действия территориального суверенитета (т.е. предел его распространения от поверхности территории государства по вертикали ввысь) определяется в доктрине международного права разделом между воздушной территорией государства и космическим пространством (см. гл. 25).

Что же касается пределов распространения территориального суверенитета в глубь земного сфероида, то по этому вопросу, не решенному в международно-договорном порядке, в судебной практике и доктрине выражены разные мнения.

Государственной территорией международного пользования обозначают входящие в состав территории прибрежного государства водные районы – часть международного пролива, международного канала, международной реки. Государственной территорией международного пользования считают также острова, особый правовой режим которых определен международными договорами; например, архипелаг Шпицберген.

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие территории государств.

Иногда их, в свою очередь, подразделяют: на собственно международные судоходные реки, которые имеют выход к морю; трансграничные реки, которые протекают по территориям нескольких государств, без выхода устья реки к морю; пограничные реки (по ним проходит граница между прибрежными государствами). Такое подразделение условно: участки реки в одном месте могут пересекать территории нескольких государств (т.е. быть трансграничными), в другом – разграничивать территории прибрежных государств (являться таким образом пограничными).

Режим судоходства по международной реке, как правило, устанавливается по договору между прибрежными государствами, каждое из которых в соответствии с условиями договора изначально обладает правом на свободный проход своих судов через участки реки, входящие в состав территории другого прибрежного государства. Торговым судам нс прибрежных государств в договорном порядке часто также предоставляется свобода судоходства по международным рекам.

Прибрежные государства договариваются также об использовании вод международной реки в промышленных и сельскохозяйственных целях (о несудоходном использовании). Эти государства должны предотвращать увеличение степени существующего загрязнения международной реки.

Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. навигация по Дунаю свободна для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих придунайских государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции 1948 г., координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит решения и т.п. Плавание по Дунаю кораблей непридунайских стран запрещается.

Учреждена Дунайская комиссия в составе представителей придунайских стран по одному от каждой. В компетенцию Комиссии входит решение конкретных вопросов судоходства на Дунае в соответствии с Конвенцией. Создана речная Администрация для производства гидротехнических работ и регулирования судоходства в низовьях Дуная. В ее составе – представители прибрежных сопредельных государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции 1948 г., координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит решения и т.п.

Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран запрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Придунайские государства обязаны содержать участки Дуная в пределах своей территории в судоходном состоянии для речных и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, не чинить препятствий судоходству на фарватерах Дуная.

Судоходство на остальных участках Дуная осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай.

Функции таможенного, санитарного и речного надзора на Дунае осуществляются придунайскими государствами, которые сообщают Комиссии об изданных ими правилах, а Комиссия содействует унификации таких правил.

О режиме международных каналов см. ниже (гл. 24).

1. Виды границ

2. Государственная граница

3. Установление границ

4. Обозначение границы

5. Регламентация пересечения границы

6. Охрана границы

7. Граница как объект архитектуры

8. Граница России

Граница это реальная или воображаемая линия, определяющая пределы какого-либо субъекта или объекта и разделяющая этот субъект или объект от других.

Виды границ

Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства , являются государственной границей на суше.

Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, то есть линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами , являются морскими государственными границами.

Воображаемая поверхность, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.

Государственная граница

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии воображаемая вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории — суши, вод, недр, воздушного пространства — то есть пределы распространения государственного суверенитета.

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение. Вся обитаемая часть суши (т. е. все материки, кроме Антарктиды) и, прилегающие к ней обширные морские пространства, разделены политическими границами. Фактически характер политических, кроме государственных, имеют и негосударственные границы: по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные.


Границы государственные — линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр , воздушного пространства), т. е. пределы распространения суверенитета .

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы — делимитация и демаркация.

Делимитация — определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту.


Демаркация — проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы. Орографическая граница — это линия, проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности, главным образом по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическая граница — прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа. Географическая (астрономическая) граница — линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В Российской Федерации имеются все виды границ.


На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют также границы административно-территориальных единиц (республик, штатов, провинций, земель, областей и др.) и экономических районов.

Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

1. Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входят: суша в пределах границ, воды (внутренние и территориальные) и воздушное пространство над сушей и водами. Большая часть приморских государств (их около 100) имеет территориальные воды, (полоса прибрежных морских вод) шириной — от 3 до 12 морских миль от берега.

2. К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

Некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). , Россия и другие страны разделили его на “полярные сектора”. Все земли и острова в пределах “полярных секторов”, ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран. “Полярный сектор” — пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границами — меридианы.


Следует отметить также особый международно-правовой режим, установленный в Антарктиде но договору 1959 г. Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

3. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа ( , газ и другие полезные ископаемые). По некоторым подсчетам, площадь континентального шельфа составляет почти 1/2 поверхности Мирового океана.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Внешняя граница континентального шельфа не может находиться далее 100 морских миль от 200-метровой изобаты (линии одинаковых глубин) и не должна проходить далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.


Глубины края шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных случаях достигают 1500—2000 м (Южно-Курильская котловина Охотского моря).

Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию “своего шельфа”, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 1960-х годов латиноамериканские государства. К середине 1980-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в т. ч. районы, дающие 96% мирового вылова рыбы.

Экономические зоны — это районы акватории мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по конвенции ООН по морскому праву).

И нашей стране был выделен участок в центральной, приэкваториальной части Тихого океана (площадью около 75 тыс. км2) для проведения поисково-разведочных работ на дне океана.


Рыболовные зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Особые территориальные режимы — это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией или пространством. Они могут устанавливаться в интересах некоторых или всех государств мира.

Так, известны режимы судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства; режимы рыболовства и других видов морского промысла; эксплуатации минеральных ресурсов морского дна

(эксплуатации континентального шельфа и т. п.); режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т. п.

Особыми видами территориального режима являются международно-правовая территории, режим “свободных экономических зон”, привилегированных в таможенном отношении и т. д. (Режимы пользования военными базами на иностранных территориях не относятся к категории особого территориального режима).

Установление границ

Государственная граница устанавливается, как правило, на основе договоров между сопредельными государствами, а там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, — внутренними законодательными актами прибрежных государств в соответствии с международным правом.

Территориальное разграничение между государствами осуществляется поэтапно, в ходе делимитации и демаркации границы.

В межгосударственной практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы.

Орографическая граница — линия, проведённая по естественным рубежам с учётом рельефа местности, в основном по горному водоразделу и руслу рек.

Геометрическая граница пересекает местность без учёта её рельефа (минуя населённые пункты).


Географическая линия проходит через определённые географические координаты (может совпадать с параллелью или меридианом). Географические границы, проведённые по параллелям и меридианам, встречаются в Африке и Америке, где они устанавливались государствами-метрополиями для колоний.

Согласно действующему закону о государственной границе РФ, прохождение государственной границы РФ обычно устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

на море — по внешней границе территориального моря России;

на судоходных реках — посередине главного фарватера или тальвегу реки;

на несудоходных реках, ручьях — по их середине или посередине главного рукава реки;

на озёрах и иных водоёмах — по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоёмах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до её затопления;


на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озёра и иные водоёмы, — посередине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5 закона о государственной границе РФ).

Обозначение границы

Линия государственной границы на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками. В некоторых случаях могут использоваться и другие знаки, например маркировка на асфальте.

Регламентация пересечения границы

Граница Республики Германии и Австрии. Обе страны входят в шенгенское соглашение, пересечение границы свободное, граница фактически не охраняется.

Большинство государств контролирует пересечение своих границ. Люди и транспорт могут пересекать границу только в строго определённых местах — пограничных переходах. Для пересечения границ многих стран требуется въездная виза — документ, разрешающий иностранцу доступ на территорию определённого государства. При пересечении границы человек проходит визовый, паспортный и таможенный .


Некоторые государства не требуют визы для въезда на свою территорию. Такая ситуация известна как безвизовый режим.

Государственные границы некоторых государств могут пересекаться свободно, контроль на границах отсутствует. Таковы, например, границы между странами, входящими в шенгенское соглашение .

Охрана границы

Охрана государственной границы производится пограничными войсками (в России — органами Федеральной службы безопасности России) в пределах приграничной территории, а также Вооружёнными Силами (в России — войсками ПВО и ВМФ) — в воздушном пространстве и подводной среде.


Цель охраны государственной границы — недопущение противоправного изменения прохождения границы, обеспечение соблюдения режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.

В России понятие приграничной территории включает в себя:

пограничную зону,

российскую часть вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, внутренних морских вод и территориального моря России, где установлен пограничный режим,

пункты пропуска через государственную границу, а также

территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озёр и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. (ст. 3 закона о государственной границе РФ)

Граница как объект архитектуры

В статье даны понятие «архитектура пограничных территорий», типология этой архитектуры. Представлена архитектура пограничных территорий на примере Уральского региона, а также, вариантное охраны такой архитектуры.

На рубеже веков изменилось геополитическое положение Российской Федерации. В связи с этим возникли проблемы компании планировки и застройки пограничных территорий и границ, проблемы формирования которых специально не изучались архитекторами-исследователями. А ведь именно архитекторы могут не только усовершенствовать пограничные территории, но и изменить общее мнение о границе. Граница - это не только определяющая линия государственных территорий, но и специфическая архитектура.



Архитектура пограничных территорий (АПТ) - это особая область деятельности архитекторов и военных инженеров, в которой интегрируются архитектурные и фортификационные решения, принципы, требования, качества, а задачей является создание пространственной среды, обеспечивающей национальную безопасность и межгосударственное сотрудничество в конкретных региональных условиях. Выделяются две основные группы поселений пограничных территорий: первая - поселения, сохранившие своё положение на пограничных территориях; вторая - пограничные поселения, оказавшиеся в процессе исторического развития внутри государства. Планировка и застройка населённых мест пограничных территорий, определяющих пределы государственных территорий, отражают политические, экономические, культурные характеристики страны, её деятельность и материальный мир в своем содержании и в своей форме.


Системный подход к АПТ позволяет представить её в виде модели, состоящей из «ядра» и «окружения». «Ядро» представляет АПТ, а «окружение» характеризует взаимодействие АПТ, как системы, с населением, внешней архитектурой и градостроительной системой, природой.

1. Геополитический - особенности географического положения пограничных территорий.

2. Социальный - включает в себя политические, экономические, правовые, социально-демографические, идеологические факторы.

3. Архитектурно-градостроительный - положение пограничных объектов в системе расселения и структуре поселения, а также условия развития архитектуры и градостроительства в стране.

4. Природный - ландшафтные и природно-климатические данные.

5. Инженерно-фортификационный - зависел от изобретения оружия, новых средств защиты и методов взятия крепостей.

Следует выделить два основных типа АПТ: территориально-пространственный и объёмный, которые имеют функцию комбинаторности: первый - территориально-пространственный. Его составляют такие виды объектов как укреплённые линии, замки, крепости, монастыри. Второй - объёмный. Основные виды объектов этого типа - башни, церкви, хозяйственно-жилые здания и сооружения. Различные виды объектов в основном комбинируются друг с другом.

В истории Российской Федерации границы менялись. Менялись и границы её регионов, архитектурная компания пограничных территорий. В начале XVIII столетия это были системы опорных пунктов, входящие в структуру укреплённых линий. Такие линии характерны для Уральского региона, который очень специфичен благодаря переплетению двух разноплановых ветвей: " заводской " и военно-оборонительной. Эти ветви представляли собой целенаправленно выстроенные города-заводы и города-крепости, тесно взаимосвязанные между собой, сформировавшие отдельную ветвь из городских структур - крепостей-заводов. Урал развивался как богатый, сильный, многонациональный и своеобразный по архитектуре край. В течение многих веков этот регион был опорной частью страны. На значительном по величине участке Российской Федерации были созданы четыре укрепленные линии: Оренбургская, Закамская, Сакмарская и Исетская.

Архитектура укрепленных линий Урала представляет большой интерес для исследователя: региональные укрепления отразили навыки и умения зодчих многих национальностей, их особенности, сочетание оборонительных и промышленных интересов. Для изучения этой архитектуры важно знать исторический контекст ее возникновения, символическое толкование, политические изменения в стране, региональные особенности.

Учитывая всё вышесказанное, можно с уверенностью говорить, что Урал является самым большим и уникальным «музеем под открытым небом», собравшим «коллекцию» архитектуры пограничных территорий. Задача архитекторов сегодня - сделать этот музей более гармоничным и доступным, сформировать современные усовершенствованные, с точки зрения архитектурно-градостроительных параметров, пограничные территории. Понимая, что далеко не каждый поедет по Уральскому региону в поисках архитектуры пограничных территорий, необходимо создать в каждом городском образовании культурное пространство, имеющее некоторые виды этой архитектуры.

Таким образом, при объединении предприятий усилий архитекторов, историков, меценатов можно не только культурно обогащать общество, но и привлекать его к развитию родного города, края, страны.


Сегодня мы являемся свидетелями и создателями новой эпохи, нового общества, возрождения Российской Федерации и с помощью разрабатываемой концепции формирования архитектуры пограничных территорий Урала, с учетом специфики региона, этапов становления его архитектурно-градостроительного пространства, можно организовать архитектуру этих территорий, отвечающую геополитическим задачам развития страны.

Граница России

Государственная граница России — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, пространственный предел действия государственного суверенитета России.

Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ Российской Федерации, а обустройством пограничных пунктов ведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы России.

Россия граничит с 18 государствами: , Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, КНДР, и США.

Протяжённость российской границы составляет примерно 60 000 км.

Основная территория России граничит по суше с 14 государствами и двумя частично признанными государствами (Абхазия и Южная Осетия). С Польшей и Литвой граничит только полуэксклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией. На границе с Эстонией существует анклав Дубки.

Российский гражданин может свободно, имея лишь внутренний паспорт, пересекать границу с Белоруссией, Казахстаном и Украиной, а также с Абхазией и Южной Осетией (однако с Грузией установлен визовый режим).


Морские границы

По морю Россия граничит с двенадцатью государствами. С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. А с США — это Берингов пролив, граница, проходящая по нему отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США — 49 километров. Также по морю пролегает участок границы с Норвегией (Баренцево море), Финляндиею и Эстонией (Финский залив), Литвой и Польшей (Балтийское море), Украиной (Азовское и Черное моря), Абхазией — Черное море, Азербайджаном и Казахстаном (Каспийское море), и КНДР (Японское море).

Сухопутные

Эстония претендует на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. 18 мая 2005 министры иностранных дел Российской Федерации и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Одним из основных предметов переговоров по российско-эстонской границе является «Саатсеский сапог». Его планировалось передать Эстонии, обменяв на другие территории. Договор не был ратифицирован Российской Федерацией, из-за внесённых в него эстонской стороной поправок.

Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. 27 марта 2007 года Российской Федерацией был подписан о границах с Латвией, район остался в составе Российской Федерации.

Китайская Народная Республика (КНР)

Демаркация российско-китайской границы в 2005 году состоялась в президентства Владимира Путина. Китай получил ряд спорных территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури.


Китайская Народная Республика, расположенная на острове Тайвань, претендует на историческую область Танну-Урянхай, до 1912 входившую в состав Цинского Китайской Народной Республики и Республики . В данный момент эта территория, Республика Тыва, является субъектом России. Россия не признаёт ни саму Китайскую Народную Республику, ни её претензии.

Азовское море и Керченский пролив являются внутренними водами одновременно Российской Федерации и Украины, согласно договору о сотрудничестве. Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжаются.

Каспийское море

В течение длительного времени идут переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии.

Курильские острова

Япония претендует на южную группу Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи.


Полярные владения Российской Федерации

Границы северных полярных владений Российской Федерации определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926. Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.

1 июня 1990 г. было подписано соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств по условиям которого к США отошли часть исключительной экономической зоны СССР и участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузентштерна (США).



В 1997 году Россия ратифицировала конвенцию по морскому праву 1982 года, отказавшись от особых прав на владения в Арктике, потеряв при этом суверенные права на 1,7 млн кмІ своего арктического сектора. Если будет доказано, что шельф от берегов Российской Федерации тянется дальше 200 миль, то страна может претендовать на исключительную экономическую зону. Чтобы добиться прав на полярные владения, Россия предпринимает шаги, чтобы доказать, что подводные хребты Ломоносова и Дмитрия Ивановича Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией Российской Федерации.

Границы исключительных экономических зон

Россия имеет морские границы исключительных экономических зон в Баренцевом море, Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском, Каспийском, Азовском, Черном и Балтийском морях со следующими странами: Норвегия, США, Япония, КНДР, Абхазия, Украина, Польша, Литва, Эстония, Финляндия

1. На основе анализа рисунка 11 учебника укажите типы границ России.

Природные, исторические, экономические, геополитические, этно-культурные.

2. На основе анализа таблицы 2 учебника определите, какие страны имеют с Россией:

Наименьшую границу - КНДР, Норвегия, Польша.

Наибольшую границу- Казахстан, Китай, Монголия.

3. Перечислите страны, имеющие с Россией:

4. Какие государства называются соседями второго порядка? Перечислите эти государства, расположенные вдоль:

5. Как устанавливаются границы государства в Мировом океане, воздушном и космическом пространстве?

Границы государственные-линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитете. Морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

6. Объясните, почему во всем мире и в России постоянно возрастает роль экономических зон морей. Почему особенно ценны шельфовые участки экономических зон морей? Какие из морей, омывающих Россию, имеют наибольшую площадь шельфа?

Моря, имеющие наибольшую площадь шельфа: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотсткое. Именно в этих зонах наиболее благоприятные сочетания многих видов природных ресурсов (энергетических, биологических, химических). Так же транспортное использование. Шельфовые участки ценны, потому что обладают крупными запасами нефти и газа.

7. Пользуясь таблицами 2, 3, 4 учебника, определите страны: с которыми у России наиболее значительные торговые связи.

Украина, Белоруссия, Германия, Италия, Нидерланды, Китай.

Которые больше ввозят товаров в Россию, нежели вывозят из нее.

Нидерланды, Германия, Италия.

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.


Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация