Срок привлечения к административной ответственности 3 месяца. Сроки давности по уголовным преступлениям. Период привлечения при административных тяжбах

Главная / Налоги

Законодательством установлен срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Это определенный период времени после совершения лицом преступления .

С момента его окончания виновный освобождается от уголовного наказания, даже если его причастность к противоправному деянию полностью доказывается.

Целесообразность применения сроков давности вызывает споры в России, поэтому требует более тщательного рассмотрения.

Основания для установления сроков давности

Некоторые авторы юридической литературы оправдывают существование сроков давности уголовного преследования, приводя следующий аргумент: по истечении длительного времени утрачивается общественная вредность преступления.

Однако есть и критики такого мнения. Они считают, что завершение срока давности уголовного дела не означает, что пропадает общественная опасность деяния: хотя она зафиксирована на момент совершения преступления, впоследствии она может только изменяться под воздействием внешних условий.

Согласно еще одной точке зрения, после завершения срока давности нецелесообразно подвергать лицо уголовному наказанию. Объяснение приводится такое: виновный при условии продолжительного правомерного поведения перестает представлять опасность для общества , поэтому больше не нуждается в исправлении.

Имеются и другие соображения, исходя из которых не следует применять меры уголовной репрессии к тем, кто совершил правонарушение много лет назад. В таких случаях сам акт преступления чаще всего утрачивает социальную актуальность.

Соответственно, привлечение к уголовной ответственности уже не окажет должного предупредительного эффекта . Кроме того, наказание преступника не поспособствует удовлетворению потерпевших и всего общества в восстановлении социальной справедливости.

Выдвигаются также соображения сугубо процессуального свойства. По истечении длительного промежутка времени установление истины по уголовному делу затрудняется. Утрачиваются доказательства , возникают трудности, связанные с розыском свидетелей и проверкой достоверности их показаний.

Важно отметить, что даже по истечении срока давности лицо не признается невиновным, а совершенное им деяние остается преступным. Время не изменяет общественное значение правонарушения.

Иными словами, применение сроков давности уголовного преследования является актом гуманизма , но не попустительства.

Сроки давности в УК РФ

В УК РФ срок давности уголовного преследования регулируется ст. 78.

Действующая в 2019 г. редакция закона предусматривает, что лицо освобождается от ответственности, если с момента совершения деяния прошел определенный период времени:

  • 2 года - после совершения преступления небольшой тяжести (мелкое мошенничество, побои, клевета);
  • 6 лет - после совершения преступления средней тяжести (кража, совершенная группой лиц, растрата, привлечение несовершеннолетнего к участию в преступлении);
  • 10 лет - после совершения тяжкого преступления (разбой, сопряженный с незаконным проникновением в жилище, кража в особо крупном размере);
  • 15 лет - после совершения особо тяжкого преступления (убийство двух и более лиц, руководство ОПГ, диверсия, совершенная группой лиц по предварительному сговору).

Отдельно стоит отметить, что сроки исковой давности в уголовном праве не предусмотрены . Виновные в таких случаях должны быть привлечены к ответственности уполномоченным государственным органом. Не имеет значения, совершают ли потерпевшие какие-либо действия для этого.

Однако существует срок исковой давности, в течение которого жертва преступления может обратиться в гражданский суд для взыскания ущерба. Он составляет 3 года.

Принцип исчисления

Исчисление срока давности по уголовному делу начинается с 00:00 часов дня, который следует да датой совершения преступления . Завершается этот период после вынесения судебного приговора и его вступления в законную силу.

Если совершено еще одно правонарушение, то сроки давности исчисляются по каждому конкретному эпизоду по отдельности. При рассмотрении дел, касающихся тяжких преступлений, судья вправе не учитывать срок давности, даже если тот уже истек, и назначить любое наказание.

Если расследуется продолжаемое преступление, которое состояло из ряда повторяющихся действий, объединенных общей целью, срок давности начинает исчисляться с момента совершения последнего действия .

Для длящегося преступления, состоявшего из протяженных во времени деяний, началом срока давности становится окончание либо пресечение незаконного поведения лица .

Из срока давности исключается период, в течение которого виновный скрывается от правоохранителей. Только после его задержания или явки течение срока давности восстанавливается.

Таким образом, исчисление срока давности стартует с момента окончания преступления и завершается реальным применением уголовного наказания.

Применение сроков давности на разных стадиях уголовного процесса

Возможна ситуация, когда срок давности завершается на определенной стадии уголовного процесса . В законе предусматриваются решения для каждого случая.

Досудебное производство

Если срок давности уголовного преследования истекает во время предварительного расследования, возможно освобождение лица от ответственности .

Однако должны быть обеспечены конституционные права всех участников судопроизводства.

Главное условие - это согласие обвиняемого (подозреваемого) на прекращение уголовного дела.

Это важно, поскольку обстоятельство, содержащееся в п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, является нереабилитирующим, то есть лицо не признается невиновным. При его отказе от прекращения уголовного преследования выносится обвинительный приговор с освобождением от наказания.

Предварительное слушание

Если предварительное расследование завершилось, но после передачи дела в суд истек срок давности, прекращение уголовного преследования также возможно. Однако для этого требуется основание.

Обвиняемый должен подготовить ходатайство о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности. Затем в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 229 УПК РФ суд должен провести предварительное слушание и вынести решение о прекращении дела.

Судебное разбирательство

В судебной практике используются 2 варианта решений о применении сроков давности в случаях, когда они завершаются на стадии судебного разбирательства:

  1. Прекращение уголовного преследования без продолжения слушания дела (если получено согласие обвиняемого).
  2. Продолжение производства в обычном порядке (если обвиняемый заявляет о своей непричастности к преступлению). В таких ситуациях судьи иногда выносят постановление об освобождении от уголовной ответственности.

Приостановление срока давности

Мнение о том, что, переждав определенный промежуток времени, можно избежать наказания, ошибочно.

При уклонении обвиняемого (подозреваемого) от суда и следствия срок давности по уголовным преступлениям приостанавливается до момента задержания преступника либо его добровольной явки с повинной .

Возможно также приостановление срока давности обвинительного приговора в случае, если суд дает осужденному отсрочку отбывания наказания. Для этого требуются веские основания , среди которых:

  • наличие малолетних детей на иждивении;
  • прохождение реабилитации в наркодиспансере;
  • период беременности.

Течение срока давности уголовного преследования возобновляется после завершения отсрочки отбывания наказания либо после ее отмены. Единственное исключение - ситуация, при которой осужденный полностью или частично освобождается от наказания в период отсрочки по результатам наблюдения за ним.

Преступления без сроков давности

Согласно ст. 78 УК РФ, в ряде случаев невозможно прекращение уголовного дела по срокам давности из-за их повышенной общественной опасности.

Преступления против мира и безопасности человечества

Следуя международным правовым нормам, российские суды не применяют сроки давности в отношении преступлений, которые совершаются против мира и безопасности населения . К ним относятся:

  1. Теракты.
  2. Захват заложников.
  3. Развязывание, планирование, ведение, подготовка агрессивной войны.
  4. Угон воздушного, водного судна или подвижного ж/д состава.
  5. Использование способов ведения войны.
  6. Экоцид и геноцид.

Особо тяжкие преступления

При рассмотрении дел, касающихся особо тяжких преступлений, судебные органы вправе определять, учитывать ли истечение срока давности.

Этот вопрос решается индивидуально в каждом случае.

Если судья сочтет, что применение срока давности возможно, он вынесет обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания .

Однако закон разрешает продолжать уголовное преследование по особо тяжким преступлениям, даже если они были совершены в далеком прошлом.

В УК РФ предусмотрены сроки давности уголовного преследования, по истечении которых виновного нельзя привлечь к уголовной ответственности. Они составляют от 2 до 15 лет , что зависит от тяжести деяния.

Сроки давности не распространяются на теракты и иные преступления против мира и безопасности населения. Кроме того, судья своим решением может отменить действие срока давности в отношении особо тяжкого преступления.

Видео: Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов, патентного, антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса), о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 настоящего Кодекса), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о потребительском кредите (займе), о кредитных историях, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении, о лотереях, законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях), о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр), о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, страхового законодательства, законодательства о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства Российской Федерации о кредитной кооперации, о сельскохозяйственной кооперации, о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, о ломбардах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе, об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 настоящего Кодекса), а также за нарушение трудового законодательства, иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 настоящего Кодекса), порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 настоящего Кодекса), о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса), законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса), об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, об основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о безопасности гидротехнических сооружений, о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, о применении контрольно-кассовой техники, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исполнительном производстве, об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 настоящего Кодекса), а также за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации), в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 настоящего Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 настоящего Кодекса, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 настоящего Кодекса) по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 - 5.68 настоящего Кодекса), о несостоятельности (банкротстве), об аккредитации в национальной системе аккредитации по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 6.18 настоящего Кодекса, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

6. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

6.1. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа.

7. Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.



Комментарии к ст. 4.5 КОАП РФ


1. Давностный срок привлечения к административной ответственности - это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

2. Срок давности привлечения к административной ответственности определяется настоящей статьей дифференцированно в зависимости от особенностей административных правонарушений, которые должны повлечь за собой реакцию государства в виде применения административных наказаний, и субъекта юрисдикции.

3. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать двух месяцев. Краткость срока обусловлена тем, что оперативность назначения наказания наилучшим образом способствует действенности самого наказания. Тем не менее за отдельные виды правонарушений, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, срок давности увеличен до одного года. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые объективно не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Обычно к таким обстоятельствам относятся: наличие объективного временного разрыва, причем весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий (например, нарушения законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, о континентальном шельфе; сезонно-климатические условия, не позволяющие быстро установить необходимые причинно-следственные связи (например, нарушения законодательства об охране окружающей среды); особенности календарной отчетности, а также осуществления государственного контроля и надзора в соответствующей сфере (например, нарушения законодательства о налогах и сборах). Следует отметить тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения.

4. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" был установлен специальный срок давности привлечения к ответственности лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях судьями. При этом учитывалось, что судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, применяя санкции, затрагивающие существенные личные и имущественные права физических и юридических лиц, что нередко требует проведения экспертизы, обеспечения привода физических лиц, привлекаемых к ответственности, свидетелей, истребования дополнительных доказательств и других процессуальных действий, влекущих отложение рассмотрения дела.

5. Для разных по характеру административных правонарушений различна и точка отсчета давностного срока привлечения к ответственности. Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. Для так называемых длящихся административных правонарушений давностный срок привлечения к ответственности исчисляется иначе. Правонарушения такого рода характеризуются непрерывным осуществлением единого состава определенного действия (бездействия). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом или иным нормативным правовым актом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

6. В ч. 3 данной статьи определены специальные сроки давности при назначении наказания в виде дисквалификации (см. комментарий к ст. 3.11).

Что касается точки отсчета давностного срока при назначении дисквалификации за длящиеся правонарушения, то здесь применим принцип исчисления давностных сроков привлечения к административной ответственности для всех длящихся административных правонарушений.

В 2009 г. в данную статью была включена ч. 6, определяющая специальный срок давности привлечения к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства по ст. ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ. Фактически годичный срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные названными статьями, увеличивается на срок расследования соответствующего деяния в антимонопольном органе и формально начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии этого органа о факте правонарушения.

7. Суд, прокурор, следователь и дознаватель в случае отсутствия в деянии состава преступления выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). Однако, если в совершенном деянии будут обнаружены признаки административного правонарушения, указанные лица могут направить материалы об административном правонарушении тому органу или должностному лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение дел данной категории. Административное наказание в таких случаях может быть назначено в течение сроков, установленных ч. 1 комментируемой статьи.

8. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) признал не соответствующей Конституции РФ часть 4 комментируемой статьи в той мере, в которой содержащаяся в ней норма позволяет в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня принятия решения об отказе в возбуждении дела или о его прекращении. В этой связи в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ впредь до внесения соответствующих изменений в Кодекс давность привлечения к административной ответственности в случаях, предусмотренных ч. 4 данной статьи, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

9. Дело об административном правонарушении (за некоторыми изъятиями) рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5). Тем не менее лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дано право заявить ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства. Основания для ходатайства о переносе места рассмотрения дела могут быть разными. Наиболее распространенной является ситуация, когда нарушитель находился в месте совершения правонарушения проездом, в связи с чем его присутствие при рассмотрении дела затруднено.

Ходатайство об изменении места рассмотрения дела подлежит обязательному рассмотрению (ст. 24.4). Если заявленное ходатайство удовлетворено, то срок давности привлечения к административной ответственности автоматически приостанавливается, поскольку суммарный срок, затраченный на рассмотрение самого ходатайства, а также на пересылку всех материалов дела, может оказаться более длительным, чем срок, в течение которого вообще можно привлечь лицо к административной ответственности. Приостановление срока давности начинается с момента удовлетворения ходатайства о переносе места рассмотрения дела и продолжается до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать его по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство.

10. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.

Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Граждане РФ давно задаются вопросом о периоде давности по привлечению к административной ответственности. Чтобы не ходить по определенным учреждениям, лучше направить письмо с пояснениями. Это если срок давности привлечения к административной ответственности действительно подошел к исходу. Штрафы ГИБДД - это самое частое явление, из-за которого заходит вопрос о периоде исхода.

Давность привлечения: определение

Этот термин означает период времени, по завершении которого с момента осуществления неправомерного действия не может быть вынесен результат по настоящему вопросу.

Важно! День выявления несоблюдения закона будет считаться отчетным.

В ст 4.5 Кодекса РФ о несоблюдении закона отмечается, что период зависит от 2 нюансов. Первый - это учреждение, которое занимается тяжбой о нарушении закона. Второе - разновидность нарушения.

Обратите внимание! Общее положение гласит, что если тяжбу о нарушении рассматривается не в суде, срок давности равен 2 месяцам.

Срок привлечения к административной ответственности

Вопрос по несоблюдению закона может проходить через суд. Тогда будет равен 3 месяцем. В ст 4.5 КоАП РФ отмечается, что есть ситуации, при которых подбирают индивидуальные периоды истечения срока. Привлекать гражданина будут.

Делопроизводство требует времени

При реализации несоблюдения закона по части охраны окружающей среды, даже через год с момента осуществления преступления, периода не будет. Гражданин даже через год понесет ответственность за совершенные действия.

При следующих нарушениях тоже действуют увеличенные периоды привлечения:

  • охрана детей (причинение вреда здоровью детей);
  • налоговые вопросы;
  • защита прав потребителей;
  • защита предпринимателей.

В этих случаях Закон РФ прибегает к индивидуальному подходу.

При валютном и бюджетном несоблюдении закона, по завершении 2 лет можно будет закрыть тяжбу.

При противопоставлении норм по части противостояния терроризму и коррупции срок привлечении к административной ответственности истекает через 6 лет.

Важно! Если период давности истек, дело по несоблюдению закона не может быть возбуждено. Стартующая тяжба останавливается окончательно, привлекаться человек не будет.

Период привлечения при административных тяжбах

Как говорилось выше, период привлечения к административной ответственности описан в статье 4.5 КоАП РФ. После реализации несоблюдения закона следует применение наказания. При стандартном нарушении срок давности составляет 2 месяца. Такой период определен для того, чтобы в сжатые сроки вынести наказание субъекту.

Но есть обстоятельства, при которых период давности привлечения увеличивается до одного года:

  • Существенный значимый временной разрыв. То есть, несоблюдение закона, при котором последствия проявляются через большой промежуток времени. Например, нарушение закона о внутренних морских водах.
  • Сезонно-климатические условия, из-за которых невозможно уловить связь между нарушением и действием, которое его повлекло.
  • Нюансы отчета по календарю.

На данный момент список нарушений, которые истекают через год, расширяется.

В 2010 году был принят ФЗ «о компенсации за несоблюдение права на судопроизводство в подходящий срок или права на исполнение судебного акта в подходящий срок. Появилась определенная разновидность несоблюдения заказа, по которым индивидуально подбирается срок. Если тяжбу о несоблюдении закона ведет суд, может быть применен индивидуальный срок.

Нужно учитывать, что когда за дело берется суд, он использует санкции, направленные на личные и имущественные права лиц, это предполагает проведение экспертиз, приглашение свидетелей, обнаружение доказательств. Из-за этого время рассмотрения дела отлаживается. В таких случаях давностный срок определяется другим способом.

Истечение исковой давности для граждан

В законодательстве неправомерные действия определяются по двум признакам: виновность, бездействие или неправомерные действия. Каждая статья отражает определенные административные нарушения. Они могут совершаться намеренно или по неосторожности.

Если действия нарушителя доказаны (например, сняты побои), следует ответственность, которая может выражаться так:

  • общественные работы;
  • штраф;
  • помещение в камеру.

Гражданин, которого признали виновным, должен заплатить ущерб, который понес потерпевший.

Гражданина могут посадить на 15 суток

Если по каким-либо причинам срок давности прошел, человек будет освобожден от ответственности, так как привлечь его нельзя.

На практике были зафиксированы случаи, при которых утвержденное наказание отменяли. Такое может быть, если гражданин был уведомлен о заседании после того, как оно прошло. Требуется иметь доказательство того, что уведомление поступило поздно.

Период давности привлечения к административной ответственности

Итак, есть нарушения, по которым период давности составляет год. Вот более полный список правонарушений законодательства с увеличенным периодом давности:

  • патент;
  • валюта;
  • антимонополия;
  • бюджет;
  • санитарная эпидемиология;
  • безопасность дорожного движения;
  • авторство;
  • смежные права;
  • маркетинг;
  • лотереи;
  • электроэнергетика;
  • иммиграционные правила.

Если совершено коррупционное преступление, то привлечение к ответственности может быть совершено в течение 6 лет.

Период сгорания по штрафам ГИБДД

Документы имеют период действия, так же и штрафы имеют время действия. Штрафы ГИБДД необходимо погасить в течение 60 дней с того момента, как решение было принято законом. Этот момент просматривается в части 1 статьи 32.2.

Если в течение 10 дней гражданин не подаст обжалование, ему потребуется заплатить штраф. Если он этого не сделает, суд может вынести санкции:

  • удвоение штрафа, но не меньше 1.000 рублей;
  • арест на 15 суток;
  • не меньше 50 часов отработки.

Общий порядок таков, но с 2017 года появился новый вид санкций. Если водитель должен более 10.000 рублей, приостанавливают действительность его прав. Их восстановят только тогда, когда долг будет погашен. Так же нельзя будет покидать границы Российской Федерации. Поэтому разумно не временить, а заплатить в срок.

Гражданин, получивший письмо от судебных приставов с содержанием о том, что исполнительное производство началось, должен произвести оплату в течение 5 дней. Если оплата не пришла, будут блокировать счет в банке.

Водителей интересует, какой срок должен пройти, чтобы назначенный штраф аннулировался и возможно ли это. Ответ положительный, действительно, через 2 года после назначения штраф аннулируется. Но это только при условии того, что гражданина не искали пристава. Если гражданин скрывался, то срок давности увеличится ровно на столько, сколько гражданин скрывался от судебных приставов.

Обратите внимание! Если нарушение было замечено на камеры, то ситуация со сроками аналогична. Бывает, что почта России не вовремя направляет письма счастья водителям. Чтобы не получить дополнительный штраф, гражданину необходимо уведомить органы.

Граждане, которые нарушают правила ПДД, тоже могут привлекаться к ответственности. Если сотрудник не выписал постановление в день совершения нарушения, у него есть 2 месяца на это. Потом гражданина нельзя будет привлечь.

Пешеходам нужно переходить дорогу на зеленый свет, иначе могут выписать штраф

Период давности привлечения к ответственности должностных лиц

В статье 4.5 КоАП РФ четко прописаны сроки давности привлечения к ответственности. Если время прошло, дело не может быть возбуждено. Понятие «срок давности привлечения должностных лиц» в статье не прописывается. Действует общий порядок.

Суд действует справедливо по отношению ко всем гражданам

Давность по тяжбе может быть увеличена только в конкретных случаях. Для должностных лиц ситуация аналогична. Только коррупционеров могут привлечь к ответственности даже через 6 лет. Это крайний срок.

Обратите внимание! Если нарушение напрямую относится к бюджетным законам, составляет 2 года.

О порядке отсчета периода давности привлечения к ответственности по административным делам

В ст 4.5 КоАП РФ говорится, что отсчет периода истечения начинается со дня, идущего за последним днем для исполнения требований.

Часть 2 ст 4.8 КоАП подчеркивает, что срок, отсчитываемый месяцами, не имея определенного числа, кончается в последние сутки этого месяца. После этого гражданин не может быть привлечен.

Чтобы не платить штрафы, нужно не нарушать закон

В закон регулярно вносятся поправки, касающиеся этого вопроса. Так как он всегда остается актуальным.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ — срок давности в отношении привлечения к административной ответственности за соответственное правонарушение 2 месяца. Кодекс определяет – за правонарушение, рассматриваемое судом, период давности – 3 месяца. По общему принятому правилу период времени начинает исчисляться в день, когда нарушение было допущено.

Порядок, как исчисляется период давности в административном деле представлен в тексте статьи 4.5. давность привлечения к административной ответственности КоАП. В статье приведен перечень норм, на которые распространяются эти временные рамки, но по сути это все проступки, за которые предусмотрены не уголовные санкции.

Какой срок давности для привлечения к административной ответственности установлен?

Сейчас по Коап РФ сроки привлечения к административной ответственности установлены на отметке стандарт — 60 дней для всех видов таких правонарушений. Когда дело передали в суд – срок составляет 3 месяца. Если же дело не было рассмотрено, то никакого наказания за такой проступок уже быть не может. Оставление дела без рассмотрения влечет автоматический отказ от претензий.

Чаще всего взыскание штрафов по таким делам идет в пользу государства либо же это компенсация причиненного ущерба.

Для юридического лица срок

По статистике на юридические лица приходится больше половины административных правонарушений. За совершение для них КоАП предусматривает еще и дополнительные санкции:

  • арест счетов;
  • приостановление деятельности на 3 месяца;
  • изъятие орудий преступления.

Срок привлечения к административной ответственности юридического лица предусмотрен в стандартном порядке и составляет 2-3 месяца.

Практика показывает, что чаще всего наказание юридических лиц происходит за нарушение стандартных прав потребителей. В таком случае потребитель должен также обратиться с жалобой не позже, чем спустя 14 дней после покупки.

Для должностного лица

Отдельно в КоАП выделяется часть граждан, которые отвечают по Закону более строго. Для должностного лица сейчас постановление Правительства РФ устанавливает не только стандартные санкции, но и запрет на занятие аналогичных должностей на год, если имеется соответствующее решение суда. Период давности – 2 месяца. Также должна быть создана специальная комиссия, которая должна устанавливать факт проступка – не надлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

Срок привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа

При определении наказания за неуплату стандартного штрафа период давности состоит из нескольких пунктов:

  • исчисляться период будет начиная с того момента, когда за нарушение был выписан штраф – у правонарушителя есть 10 дней, чтобы обжаловать его;
  • затем законодательство дает месяц, чтобы штраф за нарушение был оплачен;
  • по истечение этого периода времени для лица предусмотрено еще 3 месяца (собственно, сам срок давности привлечения).

Итого – общий периода времени с дня, когда произошел инцидент, составляет 130 дней. После, по истечение этого периода, дело не может быть первоначально возбуждено.

Общий срок давности привлечения к административной ответственности сколько составляет?

В РФ общий срок давности составляет 2 месяца. Если дело передано в суд, то в таком случае срок давности установлен 3 месяца. При этом российский закон об административной ответственности к этому периоду обычно прибавляет еще и время, которое отводится на рассмотрение дела, на обжалование решения и на оплату квитанции по протоколу.

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД

Стандартно за нарушение правил ПДД лицо (физическое, юридическое. должностное) должно быть привлечено к ответственности. Это делается соответственно с порядком, установленным законом:

  • составление протокола, ознакомление лица с ним. При этом лицо должно само подписать протокол и квитанцию о начислении штрафа;
  • затем нарушитель может за 10 дней обжаловать штраф, если имеются соответствующие доказательства своей невиновности (показания свидетелей, данные видеорегистраторов или камер наблюдения);
  • штраф за нарушение должен быть оплачен в течении 30 дней после этого периода времени;
  • если оплата не поступила, то материалы по делу могут быть переданы суду. Судья вынесет соответствующее решение — 15 суток ареста или же штраф за нарушение в двухкратном размере.

Если открытия производства не произошло за 90 дней, то дело возбуждено не может быть, так как срок привлечения к административной ответственности по статье Коап прошел.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация