Структура организации го в общеобразовательных учреждениях. Организация го в общеобразовательном учреждении. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Главная / Налоги

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.

Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.

Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными функциями гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала образовательного учреждения и учащихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону образовательного учреждения его директор (ректор), который по должности являетсяначальником гражданской обороны. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Также может быть сформированаэвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах.

Для организации деятельности образовательного учреждения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается уполномоченный по делам ГОЧС.

На случай возникновения чрезвычайной ситуации в районе расположения учебного заведения разрабатывается план мероприятии по защите обучаемых и персонала. В нем предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие обучаемых и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов чрезвычайных ситуациях, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Проведение мероприятий медицинской защиты (применение профилактических медицинских препаратов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим).

14.10.2013 20631 0 Цели урока . Ознакомить учащихся с органами управления и задача­ми ГО в школе. Изучить роль учащихся при проведении мероп­риятий ГО в школе.

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Наиболее уязвимые объекты с точки зрения гражданской обороны - это места массового скопления людей, а среди них - детские и лечебные учреждения. В мирное время предпринимаются меры для того, чтобы обеспечить безопасность персонала и учащихся (для учебных учреждений) или больных (для лечебных учреждений) на случай возникновения ЧС или начала военных действий. Одной из таких мер является создание на объектах постоянного массового пребывания людей структур гражданской обороны. Какие это структуры и какие задачи они решают, мы и рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы для активизации знаний.

При ответах опирайтесь на опыт, полученный в процессе вашего пребывания в школе.

Существует ли в школе какая-то деятельность, которую можно отнести к области гражданской обороны?

Какие элементы этой деятельности вы можете назвать?
- Кто этим занимается в школе?

В каких мероприятиях, относящихся к области гражданской обороны, вы участвовали?

Занимаетесь ли вы в кружках, в которых изучаются вопросы, относящиеся к области гражданской обороны?

Занимались ли вы в школе на оборудовании, которое относится к вооружению формирований гражданской обороны?

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Закон Российской Федерации «О гражданской обороне» определяет:

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от природных, техногенных, социальных или экологических опасностей.

Главными задачами Гражданской обороны в школе считаются:

Обеспечение готовности школы к действиям по защите учащихся и постоянного состава (администрация, учителя и специалисты, учебно-вспомогательный персонал) в условиях чрезвычайной ситуации в мирное время;

Организованный переход с мирного на военное положение;

Приобретение знаний и практических навыков по сохранению жизни и здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;

Увеличение запасов имущества Гражданской обороны и средств индивидуальной защиты.

Начальником гражданской обороны школы, в соответствии с законом, является директор школы, который организует всю работу ГО в школе и полностью отвечает за нее.

В школе создаются:

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне.
–– Обязанности председателя КЧС и ГО возлагаются на директора школы.

Заместителем председателя КЧС и ГО - начальником штаба по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне обычно назначается заместитель директора школы по обеспечению безопасности или преподаватель-организатор ОБЖ. Членами КЧС - учителя школы и заместители директора по учебной, воспитательной работе и по административо-хозяйственной части, а также председатель родительского комитета школы.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне формирует штаб по ЧС и ГО, который обычно возглавляет заместительдиректора по обеспечению безопасности. Помощником начальника штаба назначается учитель физической культуры.

Штаб ГО и ЧС школы подчиняется НГО школы и решает следующие задачи:

1. Осуществляет текущее и перспективное планирование мероп­риятий ГО и ЧС в школе.

2. Осуществляет совместно с директором школы - начальником ГО подбор и расстановку начальников служб ГО и ЧС и старших (командиров) нештатных аварийно-спасательных формирований ГО и ЧС школы из числа по­винного состава, совместно с классными руководителями осуществляет отбор учащихся в НАСФ, для выполнения иных обязанностей по обеспечению выполнения мероприятий ГО и ЧС в школе.

3. Руководит подготовкой НАСФ и их деятельностью при выполнении мероприятий планов ГО и ЧС школы.

4. Планирует и проводит обучение постоянного состава школы по вопросам предупреждения ЧС, роли и места КЧС школы в системе РСЧС, назначению и использованию индивидуальных и коллектив­ных средств защиты, другим направлениям, связанным с решением вопросов ГО и ЧС.

5. Проводит учения и тренировки по отработке мероприятий Плана ЧС и Плана ГО школы.

6. Производит проверку состояния технических средств ГО и ЧС в школе, с установленной периодичностью производит проверку исп­равности средств защиты.

7. Составляет заявки на пополнение запасов средств ГО и ЧС школы, а также на получение отсутствующих средств и направляет их в отдел ГО и ЧС районной управы.

8. Уточняет в отделе ГО и ЧС районной управы место укрытия учащихся и постоянного состава школы в случае ЧС или внезапного нападения противника, а также маршрут и порядок следования в убежище и размещения в нем.

9. Проводит профилактическую работу среди учащихся по предупреждению в школе ситуаций, способных развиться в чрезвычайные.

10. Осуществляет обеспечение безопасности учащихся при проведении в школе массовых праздничных, торжественных и иных мероприятий, как в учебное, так и во внеучебное время.

В школе создается также эвакуационная комиссия, которая организует эвакуацию учащихся, сотрудников школы (а при необходимости и членов их семей), имущества школы.

Председателем эвакуационной комиссии назначается заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Кроме того, в состав системы ЧС и ГО школы входят службы ГО:

Оповещения и связи;

Охраны общественного порядка;

Противопожарная;

Медицинская;

Радиационной, химической и биологической защиты;

Материального обеспечения.

В школе создаются также объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны, включающие:

Спасательную группу;

Противопожарную группу;

Группу обслуживания убежищ;

Медицинскую группу;

Звено оповещения и связи;

Звено охраны общественного порядка;

Звено радиационной и химической разведки;

Звено материального обеспечения.

НАСФ ГО и ЧС подчиняются соответствующим службам ГО и ЧС школы.

По вызову группа (звено) прибывает к кабинету директора школы - начальника ГО и далее действует в соответствии с полученными указаниями.

В период действий по плану ЧС (ГО) звено не имеет права покидать помещение школы, кроме как для выполнения указаний НГО и НШ ГО и ЧС, начальника соответствующей службы ГО.

Обучение учащихся и персонала школы необходимым навыкам ЧС и ГО проводится, прежде всего, во время уроков по ОБЖ, проведения учений по ЧС и ГО в школе. Кроме того, для персонала проводятся занятия и инструктажи по отдельным вопросам ЧС и ГО, например по пожарной безопасности, пользованию средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки. В школе могут проводиться мероприятия по тематике ЧС и ГО, работать кружки, секции и клубы, деятельность которых прямо или косвенно связана с вопросами ЧС и ГО. Большую роль играет и наглядная агитация.

Раз в год в школе проводится комплексное мероприятие, направ­ленное на отработку вопросов ЧС и ГО в школе - День защиты детей. Это мероприятие включает в себя и учения по эвакуации уча­щихся, и занятия по различным вопросам предупреждения ЧС и безопасного поведения в них, антитеррористические и военно-патриотические мероприятия.

При возникновении ЧС структуры ГО школы выполняют следующие основные мероприятия: - оповещение учащихся о ЧС;

Организованная эвакуация учащихся и персонала из школьного здания в безопасное место;

Вывод учащихся и персонала школы в специально предусмотренные пункты временного размещения;

Выдача учащимся средств защиты (если таковые имеются в школе).

По последнему пункту следует сделать небольшое замечание. Как известно, самой часто случающейся ситуацией в школе является по­жар. Промышленностью разработан и подготовлен к серийному выпуску противопожарный капюшон «Феникс». Это средство защиты представляет собой сочетание огнезащитного прозрачного капюшона, защищающего голову, включая лицо, и противогаза, точнее, противогазового респиратора. Этот капюшон способен прекрасно за­щитить органы дыхания детей не только от ядовитых продуктов горения, но и от радиоактивной пыли, ОВ, АХОВ, ВО, т.е. в определен­ном смысле, является универсальным средством. Оснащение школ капюшонами «Феникс» из расчета штатной численности сотрудни­ков и штатной наполняемости учащимися существенно повысил бы безопасность школ при различных ЧС.

Действия системы ЧС и ГО школы при возникновении различных ЧС в школе и вблизи нее определяются специальными планами, ко­торые разрабатываются заблаговременно.

Таким образом, в школе имеется стройная система, предназна­ченная для предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности учащихся и персонала при их возникновении, гражданской обороны и обучения учащихся и персонала школы всем не­обходимым в этих случаях знаниям, умениям и навыкам.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

Каковы задачи гражданской обороны в школе?

Кто возглавляет гражданскую оборону в школе?

Какие структуры создаются в школе по вопросам ЧС и ГО?

Какие задачи решает штаб ЧС и ГО?

Какие службы ЧС и ГО создаются в школе?

Как происходит обучение учащихся и персонала школы знаниям, умениям и навыкам по вопросам ЧС и ГО?

  • 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
  • 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
  • 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
  • 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
  • Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
  • 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
  • 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
  • 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
  • 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
  • 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
  • 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
  • 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
  • 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
  • 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
  • 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
  • 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
  • 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
  • 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
  • 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
  • 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
  • 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
  • 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
  • 4.2. Информационная компетентность
  • 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
  • 4.4. Виды программных педагогических средств
  • 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
  • II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
  • 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
  • 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
  • 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
  • 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
  • 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
  • 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
  • 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
  • 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
  • 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
  • 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
  • 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
  • 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
  • 2. Основы медицинских знаний
  • 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
  • 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
  • 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
  • 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
  • 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
  • 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
  • 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
  • 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
  • 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
  • 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
  • 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
  • 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
  • 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
  • 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
  • III. Основы обороны государства
  • 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
  • 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
  • Структура вооруженных сил Российской Федерации
  • 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
  • 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
  • Основные воинские ритуалы
  • 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
  • 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
  • 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
  • Обязанности военнослужащих
  • Права военнослужащих
  • 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
  • Формы и причины неуставных взаимоотношений
  • Методика профилактики неуставных взаимоотношений
  • Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
  • Формы негативного воздействия:
  • Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
  • Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
  • 2. Основы национальной безопасности
  • 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
  • 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
  • 2.3. Законы о безопасности.
  • 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
  • 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
  • 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
  • 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
  • 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
  • 2.9. Закон времени
  • 2.10. Теория насилия.
  • 3. Обеспечение безопасности оу
  • 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
  • 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
  • 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
  • Социально-политические:
  • Социально-криминальные:
  • Техногенные и социально-техногенные:
  • Природные и социально-природные:
  • Угрозы экологического характера:
  • Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
  • 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
  • 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
  • 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
  • Задачи учителя
  • 3.8. Меры пожарной безопасности.
  • Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
  • В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей – преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).

    Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директору (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья (командирами формирований назначаются "лица" постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

    В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования-ГСм.

    1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.

    На звено связи возлагаются следующие задачи:(оповещение руководящего состава учебного заведения-, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение объекта средствами связи.

    Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

    2. Команда по охране общественного порядка. Руководителем команды назначается работник учебного заведения, ведающий, охраной объекта. Состав команды определяется приказом начальника ГО объекта.

    На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помаши руководству учебного заведения при эвакуации.

    3. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяетсяпо необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.

    На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения.

      Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта. На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке поряженных.

      Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.

    Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами. На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка; простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль, за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения,

    Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты (респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.).

    Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания; приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС;

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с прибором радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую помощь пораженным и раненым.

  • Время: 2 часа.

    Цели занятия :

      Ознакомиться с организацией гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначением.

    Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: Об организации гражданской обороны.(часть1 и часть2)

    План занятия.

    На доске:

    Число, месяц

    Общеобразовательные учреждения являются объектами функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством общего и профессио-нального образования Российской Федерации. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в чрез-вычайных ситуациях, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофа-ми, в нем может быть создана объектовая комис-сия по чрезвычайным ситуациям. Ее возглавляет руководитель образовательного учреждения (ди-ректор школы). Кроме того, может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычай-ных ситуаций природного, техногенного и социаль-ного характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Эту комиссию возглавляет заместитель ди-ректора по учебно-воспитательной работе. Он же обычно отвечает за организацию деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в образовательном учреждении.

    Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изу-чение с ними основных мероприятий гражданской обороны и правил безопасного поведения в чрез-вычайных ситуациях.

    В подсистемах и звеньях РСЧС в целях преду-преждения чрезвычайных ситуаций и максималь-но возможного снижения размеров ущерба и по-терь в случае их возникновения осуществляется планирование действий.

    В образовательном учреждении для защиты уча-щихся и персонала разрабатываются план действия в чрезвычайных ситуациях и план гражданской обороны. В них предусматриваются следующие мероприятия:

      укрытие учащихся и персонала в приспособ-ленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих фак-торов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

      эвакуация учащихся и персонала из опасной зоны в случае возникновения там угрозы для их жизни и здоровья;

      использование средств индивидуальной защи-ты органов дыхания и кожных покровов;

      организация медицинской защиты путем при-менения профилактических медицинских препара-тов — антидотов и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

    В учебных целях в общеобразовательном учреж-дении, как правило из числа учащихся старших классов (курсов), могут создаваться формирования: спасательная группа, группа охраны общественно-го порядка, звено по обслуживанию убежища (ук-рытия), санитарный пост.

    ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Каждый учащийся образовательного учрежде-ния должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения чрез-вычайных ситуаций;

      пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку оде-жды и обуви;

      работать с приборами радиационной и хими-ческой разведки и дозиметрического контроля;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать само- и взаимопомощь в условиях ЧС.

    ГО в учебных заведениях организуется также как и на ОНХ, нос учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГО учебного заведения является директор, который своим приказом назначает начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей).

    Все мероприятия по ГО в учебных заведениях проводятся по распоряжению начальника ГО (директора) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебном заведении создаются различные службы и формирования (отряды, команды, группы, звенья). Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения.

    Студенты и учащиеся включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения. В учебном заведении могут быть созданы следующие формирования:

      звено связи (руководитель - преподаватель, дежурные смены у телефона, посыльные);

      команда по охране общественного порядка (руководитель - сотрудник, ведающий охраной, дружинники);

      команда противопожарной службы (руководитель - работник, отвечающий за противопожарную службу);

      дружина медицинской службы (руководитель - начальник медпункта);

      звено ПРЗ и ПХЗ (руководитель - преподаватель химии).

    Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

        действовать при угрозе возникновения ЧС;

        пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

        изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

        приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), биологических средств (БС);

        предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

        проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

        работать с приборами радиационной и химической разведки дозиметрического контроля;

        действовать в составе поста РХН, других формирований;

        быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

        пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

        оказывать первую доврачебную помощь пораженным и раненым.

    Тема 2. Классификация чс.

    По происхождению чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяются на естественные и техногенные.

    По социальным признакам техногенные ЧС делят на ЧС мирного и военного времени.

    ЧС военного времени возникают при применении современных средств поражения: ядерного, химического и биологического оружия, а также новейших видов обычного оружия.

    Группы опасностей

    Характеристика опасностей

    По происхождению

    природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные

    По нанесенному ущербу

    социальные, технические, экологические, грунтовые, индивидуальные и др.

    По сфере проявления

    бытовые, дорожно-транспортные, производственные, спортивные и др.

    По времени проявления негативных последствий

    импульсивные и кумулятивные

    По локализации

    литосферные, гидросферные, атмосферные или связанные с космосом

    К техногенным ЧС мирного времени относятся ситуации, связанные с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ (РВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), горючих и взрывчатых веществ, инфекционных БС.

    ЧС естественного происхождения называются стихийными бедствиями (СБ): землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержение вулканов, эпидемии.

    ЧС естественного происхождения являются прямым следствием особо опасных явлений, под которыми понимают любые изменения окружающей природной среды, которые угрожают жизни человека, резко усложняют его деятельность.

    По степени опасности они делятся на:

    1. Экстремальные природные явления - отклонения от средних многолетних показателей закономерного протекания природных процессов, типичных для даной территории.

    2. Стихийные природные явления уничтожают материальные ценности, созданные людьми и угрожают жизни и здоровью населения.

    3. Стихийные и непредвиденные процессы сопровождаются разрушительными действиями в отношении самой природы, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

    4. Природные катастрофы и стихийные процессы особо разрушительной силы распространяются на большую территорию и приводят к массовой гибели людей, животного и растительного мира.

    По происхождению различают: природные, антропогенные, биогенные и техногенные особо опасные явления.

    По времени развития : внезапные, кратковременные, многолетние и вековые.

    Более 30 видов природных особо опасных явлений выделяются в три группы:

    1. Литосферные - землетрясения, извержения вулканов, горные обвали, оползни, выбросы горных пород, карст и термокарст, эрозия грунтов, подземное обмерзание и др.

    2. Гидросферные - цунами, наводнения, селевые потоки, снеговые лавины, ледовые заторы, гололедица, обмерзания судов и гидротехнических сооружений.

    3. Атмосферные - бури, смерчи, ураганы, грозы, ливни и снегопады, град, гололед, засухи, пожары, заморозки, экстремально низкие температуры, обмерзание высоких сооружений и летательных аппаратов.

    Для Украины характерны практически все виды геофизических, геологических, гидрометеорологических и других стихийных бедствий.

    Большая добыча полезных ископаемых, интенсивное использование земельных, лесных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшее развитие орошения и осушения земель, прокладывания инженерных коммуникаций (автомобильных дорог и железнодорожных путей), линий электропередач и связи, строительство больших комплексов приводит к нарушению природного баланса.

    Все это способствует активизации и усилению стихийных бедствий.

    Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительной мощностью и разной продолжительностью - от нескольких минут (снеговые лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

    Стихийные бедствия, которые возникают в природе, упорядочиваются общим закономерностям:

    1. Для каждого вида может быть установлена специфическая приспособленность в пространстве;

    2. Стихийным бедствиям свойственна определенная повторяемость (чем больше интенсивность бедствия, тем оно меньше повторяется с подобной силой); с большей или меньшей вероятностью возможно установить зависимость разрушительного эффекта стихийных бедствий от размаха, продолжительности, интенсивности геологических и гидрометеорологических процессов.

    Таким образом, при всей неожиданности того или иного вида стихийного бедствия, его возможное возникновение можно предвидеть. Стихийные бедствия во многих случаях возникают во взаимодействии одного с другим.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация