Возмещение ущерба при наезде на камень. Теория всего. Понятие наезда на препятствие

Главная / Налоги

Количество дорожно-транспортных происшествий растет с каждым годом, одна из самых распространенных аварий - наезд на препятствие. Оформление ДТП в данном случае в соответствии с требованиями закона является важным условием получения компенсации за причиненный ущерб.

Наезд на препятствие

Понятие наезда на препятствие

Авария в виде наезда на препятствие входит в число ДТП. Под наездом на препятствие понимают такое происшествие, при котором транспорт наехал или ударился о неподвижный предмет.

Среди наиболее распространенных неподвижных объектов, на которые наезжают водители, чаще всего встречаются:

  • опоры мостов;
  • дорожные столбы;
  • деревья, расположенные вблизи дорог;
  • строительные материалы;
  • ограждения;
  • придорожные постройки, здания;
  • приоткрытая дверь другого автомобиля.

Если рассчитывать степень опасности подобного деяния автомобилиста, то ее можно сравнить с опасностью лобового столкновения разных транспортных средств, поскольку наезд также может повлечь за собой смерть водителя и пассажиров.

Вероятность летального исхода лиц, находящихся в автомобиле, который на большой скорости наехал на препятствие, возрастает, если они не были пристегнуты ремнями безопасности.

Причины наезда

Среди наиболее частых причин, вызывающих наезд на препятствие, можно отметить:

  • Нарушение Правил Дорожного Движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в виде превышения скорости, вождения в состоянии опьянения, неприменения ремней безопасности, использования неисправного автомобиля.
  • Употребление пищи или курение за рулем.
  • Невнимательность при осуществлении движения.
  • Переутомление водителя.
  • Прослушивание громкой музыки, использование телефона во время вождения.
  • Сложные погодные условия.

Привлечение нарушителя к ответственности

Уголовная ответственность

Законодатель предусмотрел случаи привлечения водителей, наехавших на препятствие, к уголовной ответственности при совершении ими преступлений, представляющих высокую общественную опасность.

Такие преступления, как правило, должны иметь последствия в виде причинения вреда здоровью или смерти человека. Примером уголовных преступлений, связанных с наездом, могут выступать деяния, предусмотренные ст. 264, ст. 266 УК РФ.

Наезд на недвижимое препятствие может быть вызван нарушением ПДД. Если это нарушение, совершенное по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, например, прерывание беременности, потерю зрения, слуха, утрату трудоспособности, то такое нарушение будет наказываться 2 годами лишения свободы. Аналогичное деяние, которое было совершено лицом, находящимся в нетрезвом состоянии, предусматривает лишение свободы до 4 лет.

В случае смерти пострадавшего, нарушителя ожидает лишение свободы до 5 лет, а при алкогольном опьянении - до 7 лет. Если нарушение ПДД, совершенное по неосторожности, повлекло смерть 2-х и более лиц, предусмотрено лишение свободы до 7 лет, в состоянии опьянения - до 9 лет.

Наряду с основным наказанием, нарушителя ожидает также запрет на управление автомобилем на срок до 3 лет.

Административная ответственность

При наличии всех элементов состава правонарушения водитель может быть привлечен к административной ответственности. В КоАП нет отдельной статьи, касающейся наезда на препятствия, однако штраф может быть назначен нарушителю за несоблюдение норм ПДД, вызвавших столкновение.

Например, за вождение машины, эксплуатация которой была запрещена, гражданина ожидает штраф в сумме 500 рублей. Неприменение ремней безопасности грозит автомобилисту штрафом в размере 1 000 рублей. Нахождение автомобилиста в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения во время вождения повлечет наказание в виде штрафа на 30 000 рублей с лишением права управлять транспортом до 2 лет. Нарушение правил маневрирования на проезжей части может спровоцировать штрафную санкцию в размере до 500 рублей.

Малозначительное событие

Если происшествие в виде наезда было признано малозначительным, то привлечения к ответственности не последует. Критерий малозначительности определяется, исходя из норм Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5.

Так, под малозначительными принято понимать только те деяния, которые формально содержат все элементы административного правонарушения, но не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Малозначительность зависит от характера совершенного деяния или бездействия, роли нарушения, размера причиненного вреда и тяжести его последствий.

Не знаете свои права?

Оформление ДТП

Регистрация происшествия может происходить в двух формах: при участии сотрудника дорожной инспекции и без него.

Оформление с сотрудником ГАИ

Дорожный инспектор, прибывший на место аварии, знакомится с обстоятельствами происшествия и собирает следующие сведения:

  • информацию о водителе с указанием его полного имени, адреса, телефона;
  • разъяснения виновника ДТП и его участников;
  • пояснения очевидцев аварии;
  • вид ДТП;
  • перечень полученных транспортом повреждений.

По итогам собранной информации сотрудник оформляет:

  1. Протокол осмотра места происшествия, где обязательно фиксируется наименование участка дороги, на котором произошел наезд, а также указывается название близлежащих улиц. Среди важных элементов места происшествия также отмечается форма и размер проезжей части. Сотрудник инспекции указывает о наличии дорожной разметки и знаков, светофоров и указателей.

    Он составляет характеристику кюветов, обочин, тротуаров и бордюров, отмечает наличие пешеходных тропинок и дорожного покрытия. Инспектор уделяет внимание окружающим объектам, например, деревьям, сараям, гаражам, киоскам. Отмечает, имеются ли на дороге препятствия в виде ям, бугров, неровностей асфальтового покрытия.

    Протокол имеет данные о погодных условиях, уровне видимости на момент осмотра места аварии. На показатель видимости значительно влияет положение солнца, а также обзорность с того положения, где находится место водителя.

    Также протокол содержит:

  • Время начала и окончания осмотра.
  • Важные расстояния и размеры, которые будут иметь значение для расследования нарушения ПДД.
  • Перечень предметов, которые были изъяты с места аварии
  • Действия, с помощью которых удалось зафиксировать обстановку ДТП. Например, данные о том, были ли изготовлены слепки отпечатков протектора, осуществлялась ли съемка места происшествия.
  • Заявления от водителей, потерпевших, понятых и свидетелей.
  • Справку о ДТП, форма которой утверждена Приказом МВД России от 01.04.2011 № 154. Она включает в себя данные, касающиеся:
    • сведений об участниках происшествия, их контактные данные;
    • точного времени и даты аварии;
    • государственных номеров участвовавших в ДТП машин;
    • информации о пострадавших;
    • сведений о повреждении автомобиля.

    Справка о ДТП может быть выдана автомобилистам с задержкой. К примеру, если авария произошла в ночное время суток, некоторые инспекторы выдают документ только на следующий день.

  • Схему ДТП, подробно описывающую обстоятельства происшествия и дополнительные пояснения его участников. Схема происшествия включает в себя такие сведения как:
    • Точные измерения положения автомобиля, наехавшего на препятствие.
    • Объекты соударения.
    • Протяженность и направленность тормозного пути машины.
    • Описание размеров ближайших объектов, которые выполнены в масштабе.
    • Графическое изображение места наезда на препятствие с пояснительными записками.
    • Описание факторов, ограничивающих обзорность для лиц, участвующих в аварии.
    • Указание вспомогательных ориентиров в форме указателей, деревьев, столбов, строений.
    • Размеры объектов параллельно и перпендикулярно осевой линии дороги.
    • Характерные точки автотранспортного средства, то есть буксирные крюки или ступицы колес.
  • Протокол осмотра и проверки технического состояния машины, в котором отмечается наличие неисправностей и технических повреждений автомобиля.

    Подробно описывается степень деформации комплектующих, зона разброса деталей, расстояние между объектами и местом наезда на препятствие. Отмечаются виды повреждений, их размеры и положение. Также важно зафиксировать наличие на месте аварии частиц земли, краски, одежды или крови.

  • Протокол контроля трезвости водителей, поскольку при необходимости дорожный инспектор с понятыми доставляет автомобилиста в медицинское учреждение для проведения экспертизы, по итогам которой врач-нарколог заполняет Протокол медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
  • Оформление без дорожного инспектора

    Граждане могут и самостоятельно оформить ДТП, в том случае, если в аварии пострадало 2 лица, каждое из которых не имеет к другому претензий относительно причиненного имущественного вреда.Гражданская ответственность обоих водителей-участников ДТП должна быть застрахована по ОСАГО.

    При этом если участником аварии выступило только одно лицо, оно должно вызвать инспектора для регистрации аварии.

    При самостоятельном оформлении аварии автомобилисту следует заполнить бланк извещения о ДТП, который незамедлительно предоставляется в страховую фирму (См. Как заполнить извещение о ДТП: образец заполнения, схема, скачать бланк).

    При этом автомобилист подробно описывает:

    • обстоятельства, которые способствовали причинению вреда;
    • схему ДТП;
    • характер и размер ущерба.

    Таким образом, водителю, попавшему в дорожно-транспортное происшествие, предстоит трудоемкая процедура фиксации обстоятельств аварии.

    Участникам происшествия рекомендуется прибегать к помощи сотрудников дорожной инспекции, поскольку они смогут наиболее точно и грамотно отразить сведения об аварии, установить характер вреда, описать окружающую обстановку и оценить состояние водителя.

    У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

    У Л Ь Я Н О В С К И ЙО Б Л А С Т Н О ЙС У Д

    Судья Крымкина Т.М.Дело № 33- 2188/2011

    К А С С А Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

    председательствующего Жаднова Ю.М.,

    судейКостюниной Н.В., Бабойдо И.А.,

    при секретаре Споршеве А.Ю.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Саранцева В*** А***, действующего в интересахСолдаткина В*** А***, на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2011 года, по которому постановлено:

    В искеСолдаткину В*** А*** к Гебейдуллову Х*** К*** о взысканиипричиненного вреда,судебных расходовотказать.

    Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения представителя Солдаткина В.А. – Саранцева В.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

    Серенков Ю.В., действующий на основании доверенности в интересах Солдаткина В.А., обратился в суд с иском к Гебейдуллову Х.К. о возмещении материального ущерба.

    В обоснование иска указал, что 18.11.2010 в 16 час. 15 мин. в результате дорожного транспортного происшествия (далее по тексту - ДТП) - наезда на принадлежащую ответчику корову, был поврежден автомобиль Солдаткина В.А. «Форд Фокус». По утверждению истца, виновником данного происшествия является ответчик, который был привлечен к административной ответственности за нарушение правил прогона животных.

    Ссылаясь на заключения № 1079 и № 1082, составленные независимым техником-оценщиком Жуковым В.А., просил взыскать с ответчика, как причинителя вреда, 222 953,84 руб., из которых утрата товарной стоимости составляет 19 177,41 руб., стоимость ремонта - 203 776,43 руб., а также понесенные по делу расходы.

    Рассмотрев дело по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

    В кассационной жалобе представитель Солдаткина В.А. – Саранцев В.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что вывод суда о виновности Солдаткина в ДТП носит предположительный характер. Указывает, что для определения скорости движения автомобиля под управлением истца, разрешения вопроса о технической возможности предотвращения наезда на животное при сложившихся дорожных условиях, учитывая видимость дороги в сумерках, требуются специальные познания в этой области, однако суд соответствующую экспертизу не назначил.

    Судом не был разрешен вопрос по определению наличия на автомашине истца антиблокировочной системы торможения, при наличии которой следов от колес автомобиля на дороге при торможениине остается. В связи с чем вывод суда о том, что Солдаткин не предпринимал меры к снижению скорости, потому как отсутствовал след торможения, является несостоятельным. Судом не установлено, в какой момент водитель при движении автомобиля увидел препятствие на дороге напроезжей части на полосе своего движения, какую величину составляет путь автомобиля, пройденный за время реакции водителя, не установлен путь пройденный автомобилем за время срабатывания привода тормозов. Судом оставлено без внимания и какой-либо правовой оценки обстоятельство, указывающее на нарушение Гебейдулловым п.24.5, 24.7 ПДД, за что он был привлеченк административной ответственности. Кроме того, вывод суда о том, что прогон животного через дорогу производился в светлое время суток, является несостоятельным, т.к. материалами дела доказано, что на улице в момент совершения ДТП были сумерки. В соответствии с положениями п.п.1.2, 24.7 ПДД сумерки являются условиями недостаточной видимости, и погонщикам скота запрещается прогонять через дорогу животных в условиях недостаточной видимости вне специально отведенных мест. Полагает, что нарушение ответчиком ПДД находится в причинной связи с наступившими последствиями.

    В возражениях на кассационную жалобу Гебейдуллов Х.К. просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

    В связи с неявкой сторон в заседание кассационной инстанции, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводыкассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

    Как следует из материалов дела, 18.11.2010 около 16 часов на 5 км 190, 5 м. автодороги «г. Д***» М*** района Ульяновской области автомобиль марки «Форд Фокус», государственный регистрационный знак М ***, под управлением Солдаткина В.А., совершил наезд на корову, принадлежащую Гебейдуллову Х.К.

    В результате данного происшествия была повреждена автомашина истца, корова Гебейдуллова Х.К. погибла.

    По факту ДТП ИДПС ГИБДД ОВД по МО «Мелекесский район» Родионовым В.Н. был составлен административный протокол в отношении Гебейдуллова Х.К, схема происшествия, отобраны объяснения у участников ДТП, вынесено постановление о привлечении Гебейдуллова Х.К. к административной ответственности по ст.12.30 ч.1 КОАП РФ за нарушение им п.24.5, п.24.7 ПДД, из которого следует, что Гебейдуллов Х.К., являясь погонщиком домашнего животногокоровы при перегоне через проезжую часть автодороги, не убедился в безопасности, в результате чего автомашина под управлением Солдаткина совершила наезд на домашнее животное.

    Данное постановление, как правильно указал районный суд, не является преюдициальным, при рассмотрении иска о возмещении вреда наличие либо отсутствие вины в причинении вреда устанавливается судом.

    Из материалов дела, пояснений ответчика, свидетелей И*** М.А., М*** М.А., являющихся непосредственными очевидцами ДТП, следует, что 18.11.2010года около 15 час они все вместе гнали своих коров, телят в сторону села. Подогнав скот к дороге, убедились, что машин на дороге нет, приступили к перегону. Первыми дорогу переходили два теленка М***, за ними шла М***, за ней в2-3 метрах корова ответчика, следом на дорогу поднимался Гебейдуллов. И*** свою скотину через дорогу не перегоняла и видела, как примерно за 100 метров летит автомобиль со стороны с.С***, она испугалась, допустив, что машина собьет или скотину, или людей, закричать не успела, поскольку автомобиль ехал очень быстро. Когда корова ответчика находилась на проезжейчасти, автомобиль подбросил корову, затем затормозил и остановился.Из показаний М*** следует, что когда она переходила дорогу, машину не видела, в момент ДТП находилась к дороге спиной, услышала только удар, звук тормозов не слышала. В это время Гебейдуллов был на другой обочине дороги. Из показаний ответчика следует, что в ходе того, как он поднимался с обочины, следил за дорогой и за коровой, которая проходила дорогу прямо перед ним. Как появилась машина, не заметил, увидел автомобиль в момент ДТП, как тот сбил его корову. До ДТП не слышал, чтобы автомобиль тормозил.

    Из объяснения Солдаткина В.А. по административному материалу следует, чтопогода была ясная, видимость ограниченаближним светом фар, двигался со скоростью 80 км/час, с левой стороны, неожиданно для него выбежала корова, он принял левее, притормозил, но совершил наезд на корову. Из объяснения Гебейдуллова следует, что ДТП произошло в 15 часов 45 минут; машина совершила наезд на корову,корова перелетела через угол переднего крыла и сломала заднюю ногу, упала на проезжую часть дороги; указал очевидцев ДТП.

    Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что причинение ущерба истцу находится в прямой причинно-следственной связи с неправомерным действием самого истца, которое выразилось в нарушении им п.1.5, п.10.1 правил дорожного движения.

    Так в соответствии с п. 10.1. правил дорожного движения водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом дорожные и метеорологические условия (включая видимость на дороге, снижение видимости в период сумерек). Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил (независимо от состояния дороги, проезжей части, появления на ней препятствий и др.).

    Судом установлено, что истец неверно выбрал скоростной режим, несмотря на не превышение допустимого предела, не принял должные меры предосторожности, не обеспечил полный контроль за движением транспортного средства вплоть до возможной остановки вследствие появления препятствия на дороге. В первом судебном заседании Солдаткин пояснил, что корову он увидел примерно за 100 метров, но избежать столкновения не удалось. На момент ДТП, как установил суд, животное находилось на середине проезжей части.

    Доказательств того, что корова выскочила на дорогу неожиданно, в последний момент, не имеется. Напротив, по делу установлено, что имел место организованный перегон нескольких голов скота.

    Наличие сумерек и отсутствие специально отведенных мест для перегона животных не находится в причинной связи с наступившими последствиями.

    Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения и т.п., а также осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

    Разъяснение по применению норм ст. 1079 ГК РФ дано в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", согласно которому источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. При этом надлежит учитывать, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях (например, когда пассажир, открывая дверцу стоящего автомобиля, причиняет телесные повреждения проходящему мимо гражданину).

    Исходя из указанной нормы, корову (домашнее животное, то есть животное используемое человеком в своей деятельности), находящуюся на автомобильной дороге нельзя признать источником повышенной опасности.

    Вместе с тем, деятельность истца по управлению автомобилем является источником повышенной опасности, а вред истцу причинен в результате использования источника повышенной опасности. Как владелец источника повышенной опасности, истец должен был предпринять повышенную осторожность по отношению к окружающим, в том числе и коровам.

    По отношению к владельцу ТС собственник коровы является потерпевшим, поскольку ему был также причинен ущерб. В силу ст.1079 ч.1 ГК РФ владелец ТС должен возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

    В данной конкретной дорожной ситуации непреодолимая сила или умысел собственника коровы на причинение вреда отсутствует. С его стороны имеет место простая неосмотрительность, не влияющая на размер возмещения вреда.

    Доводы представителя истца о том, что вывод суда о виновности истца должен быть доказан не иначе, как заключением эксперта, и суд должен был назначить по делу соответствующую экспертизу, судебной коллегией отклоняются.

    Правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 83 ГП К РФ подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами. При этом в силу ст.79 ГПК РФ назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

    Иные доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку на законность и обоснованность постановленного решения не влияют.

    Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения в кассационном порядке не имеется.

    Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Саранцева В*** А***, действующего в интересахСолдаткина В*** А***,- без удовлетворения.

    Председательствующий

    Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) вследствие наезда на яму на дороге - для любого водителя более чем неприятная ситуация. Судебный спор с дорожной службой с целью возмещения ущерба будет эффективен, если автомобилист вовремя позаботиться о грамотной фиксации обстоятельств ДТП.

    Приведем конкретный пример о том, как добиться возмещения ущерба от дорожной службы за ущерб, причиненный автомобилю вследствие наезда на яму.

    В суд подготовили и подали исковое заявление к Муниципальному казенному учреждению г. Владимира (далее - МКУ г. Владимира) «Благоустройство» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП), совершенного вследствие наезда автомобиля истца на яму. Истец указала, что яма находилась на дороге по ул.Элеваторная г.Владимира в районе дома № 10, ее размеры составляли длина - 3,20 м, ширина 1,90 м, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93. Указала также, что в результате ДТП она потеряла управление, автомобиль выехал за пределы проезжей части и врезался в дерево, вследствие чего получил механические повреждения. По результатам оценки стоимость устранения дефектов транспортного средства составляет с учетом износа 50000 рублей (условно). Считает, что вина за причинение ущерба лежит на МКУ г.Владимира «Благоустройство», в чьем ведении находятся дороги г.Владимира. Просит взыскать с ответчика в пользу истца 50000 рублей (условно).

    Представитель ответчика МКУ г.Владимира «Благоустройство» иск не признал. В возражение указал, что яма, в которую попал автомобиль истца, находится не на проезжей части дороги, а за ее пределами , следовательно, отсутствует вина данного ответчика в совершении ДТП. Не согласилась с размером ущерба. Просит в удовлетворении иска отказать.

    Представитель ответчика Администрации города Владимира иск не признал. В возражение на иск указал, что Администрация города Владимира является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ответственность за состояние дорожного покрытия на улице Элеваторная в городе Владимире возложена на МКУ г.Владимира «Благоустойство» .

    Тем не менее, суд исковые требования оценил как обоснованные и подлежащие удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон):
    1. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
    2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

    В соответствии с абзацем первым п.1 ст.1064 ГК РФ: Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

    В судебном заседании установлено, что около дома 10 по ул.Элеваторная города Владимира в нарушение пунктов 1.5, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель Б.И.А., управляя принадлежащим ей на праве собственности автомобилем, не выдержала безопасный скоростной режим, не учла дорожные условия, не обеспечила постоянного контроля над транспортным средством, совершила наезд на яму, размеры которой превышает предельно допустимые размеры , предусмотренные ГОСТ Р 50597-93, что повлекло потерю управления транспортным средством, с последующим выездом за пределы проезжей части. В результате ДТП пассажиру автомобиля Е. причинены телесные повреждения, повлекшие вред здоровью средней тяжести, а автомобилю истца – технические повреждения.

    Данные обстоятельства подтверждаются проверочным (административным) материалом ГИБДД УМВД России по Владимирской области, в том числе, справкой о ДТП, протоколом об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснениями Б.И.А., схемой места совершения административного правонарушения . Согласно схеме места совершения административного правонарушения размеры ямы составляют: длина – 190 см, ширина – 320 см, глубина – 3 см. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа составляет 50000 руб. согласно Отчету. Достоверных доказательств, бесспорно подтверждающих причинение ущерба истцу в меньшем размере ответчики суду в порядке ст.56 ГПК РФ не представили . Доводы представителя ответчика МКУ г.Владимира «Благоустройство» о том, что при расчете размера ущерба не учтен возраст автомобиля, опровергаются исследованным Отчетом, согласно которому стоимость восстановительного ремонта рассчитана с учетом износа заменяемых запчастей.

    Суд приходит к выводу о том, что виновником совершения данного ДТП является ответчик МКУ г.Владимира «Благоустройство» , по следующим мотивам. Так, решением Совета народных депутатов от 18.11.2009 № 234 создано муниципальное бюджетное учреждение г.Владимира «Благоустройство». Постановлением Главы г.Владимира от 15.12.2009 № 4005 определена основная цель создания данного учреждения: надлежащее и эффективное использование объектов внешнего благоустройства; основными функциями учреждения являются: - организация содержания, текущего и капитального ремонта, а также реконструкция закрепленных в установленном порядке объектов внешнего благоустройства; - выполнение функций заказчика. В соответствии с Уставом МКУ г.Владимира «Благоустройство» создано постановлением администрации г.Владимира от 09.12.2011 № 3812 путем изменения типа муниципального бюджетного учреждения г.Владимира «Благоустройство», выполняет функции заказчика по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства (пункт 2.1., 2.3.6.), в том числе, по ямочному ремонту автодорог и ремонту автомобильных дорог, капитальному ремонту автомобильных дорог. Постановлением Администрации города Владимира от 15.08.2011 № 1938 закреплены за МКУ г.Владимира «Благоустройство» на праве оперативного управления автомобильные дороги, в том числе, по ул. Элеваторная г.Владимира. Таким образом, в силу п.2 ст.12 названного Федерального закона лицом, ответственным за надлежащее состояние дорожного покрытия на ул.Элеваторная в г.Владимире, соответствия его установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, является МКУ г.Владимира «Благоустройство». Следовательно, Администрация города Владимира является ненадлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации города Владимира должно быть отказано.

    Установлено, что ответчик МКУ г.Владимира «Благоустройство» ненадлежащим образом выполняло обязанность по содержанию дорожного покрытия ул.Элеваторная в г.Владимире. Согласно схеме ДТП в месте его совершения находится яма с размерами: длина – 190 см, ширина – 320 см, глубина – 3 см, что не допустимо согласно ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в соответствии с требованиями п.3.1.2. которого предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Данным ГОСТом также определяется, что установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дроги городов и других населенных пунктов. При этом суд отмечает, что указанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ , его применение осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, в частности, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Обстоятельства несоответствия указанной ямы требованиям указанного ГОСТа признаны представителем ответчика МКУ г.Владимира «Благоустройство» в судебном заседании.

    Доводы представителя ответчика МКУ г.Владимира «Благоустройство» о том, что указанная яма находилась за пределами проезжей части, опровергаются материалами дела. Так, согласно исследованному Постановлению судьи Ленинского районного суда г.Владимира о назначении административного наказания Б.И.А., она сначала совершила наезд на яму, что повлекло в последующем выезд за пределы проезжей части. В этом же Постановлении, вступившим в законную силу, указано, что расположение транспортного средства, место наезда на дерево, состояние дорожного покрытия, дорожные знаки, разметка, иные имеющие значение для дела данные отражены в схеме и протоколе осмотра места совершения административного правонарушения. Согласно исследованной схеме места административного правонарушения указано наличие неукрепленной обочины шириной 1,5 м, начиная от края проезжей части, а также расположение ямы на проезжей части на расстоянии 2,2 м до обочины . В этой связи к показаниям свидетеля П., допрошенного в судебном заседании, о том, что яма находилась за пределами проезжей части, суд относится критически. Суд отмечает при этом, что свидетель сам составлял схему места совершения административного правонарушения в присутствии понятых Л., В. Вместе с тем, действия самой Б.И.А. способствовали выезду автомобиля под ее управлением за пределы проезжей части и столкновению с деревом. Нарушение ею требований пунктов 1.5, 10.1 Правил дорожного движения РФ подтверждаются исследованными материалами дела, в том числе, вступившим в законную силу Постановлением. Учитывая степень вины Б. И.А., нарушившей указанные пункты Правил дорожного движения РФ, степень вины МКУ г.Владимира «Благоустройство», ненадлежащим образом исполняющим обязанность по содержанию автомобильных дорог в соответствии с предъявляемыми требованиями, а также в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 1083 ГК РФ суд решил уменьшить размер подлежащего выплате истцу возмещения вреда на 50 %(пятьдесят процентов) и взыскать с МКУ г.Владимира «Благоустройство в пользу Б.И.А. ущерб, причиненный вследствие наезда на яму.

    Ознакомиться с полным текстом решения суда .

    Что нас ждет весной? Снова яма на яме. Мне стыдно за мой родной город Нижний Новгород - у нас нет дорог по определению, и притом неважно, центр это города или окраина, порой в центре бывает еще и хуже. Могу сказать только одно: раньше такого не было, сейчас в последние годы с приходом новой региональной власти, город попросту брошен. Вот и приходится по этим колдобинам проезжать медленно, словно "чайник". А налоги у нас одни из самых высоких в стране.

    Думаю, состояние дорог по России в целом не слишком отличается от Нижнего, где-то, конечно, лучше, ну а где-то, может, и хуже, за исключением разве что только Москвы и Санкт-Петербурга. Ведь не зря по статистике целых 20% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Для сравнения: ДТП по вине пьяных водителей составляет 7%. Разницу почувствовали?

    Как действовать, если повредили машину на яме?

    Допустим, вы наехали на яму, в результате чего пострадал ваш автомобиль. Как себя вести в такой ситуации и с кого требовать компенсацию на ремонт?

    Первое - сразу найдите свидетелей (двух вполне будет достаточно), перепишите их ФИО, телефон, желательно паспортные данные и, по возможности, краткие их объяснения. Если с вами в машине были пассажиры, значит, свидетели уже есть. Для тех, кто вдруг не знает: родственники тоже могут быть свидетелями.

    Второе - вызывайте ГИБДД.

    Третье - до приезда инспекторов, выставите знак аварийной остановки и ничего не трогайте, машину с места не сдвигайте. И обязательно сфотографируйте яму, участок дороги, поврежденный автомобиль. Снимите еще и видео. Есть видеорегистратор? Хорошо, воспользуйтесь им.

    По приезде сотрудников ГИБДД приобщите видеозапись к делу. Только вот фото, флэшку сразу в руки инспекторам отдавать не надо. Сделайте просто запись в протоколе о том, что вы готовы приобщить к материалам дела фото и видеозапись в отделении ГИБДД в назначенный день разбора.

    Суть фото- и видеофиксации заключается в том, что после того, как ГИБДД, проинформирует ответственные за данный участок дороги службы о ДТП, последние могут успеть залатать яму до судебного разбирательства, будто бы ничего и не было (это случается сплошь и рядом). Вот поэтому у вас на руках и должны быть фото- или видеодоказательства существования ямы, желательно с указанием даты и времени съемки.

    При наличии КАСКО позвоните в страховую компанию и вызовите их представителя. Возможно, он поможет спланировать дальнейшие действия и понять, нужно ли бороться дальше или страховщики возместят ущерб.

    Во время составления протокола проверьте, указаны ли в схеме размеры ямы и факт отсутствия дорожных знаков и ограждений. Если нет, то требуйте внесения этих данных в документ, а также на присутствии при составлении протокола понятых. Настаиваете на том, чтобы вам сразу же выдали копию протокола. Также внесите в протокол просьбу уведомить вас о том, когда и где состоится группа разбора. Это специальное мероприятие, проводимое инспектором ДПС с целью выяснения всех обстоятельств ДТП для последующего принятия решения об установлении виновности того или иного лица (разбор ДТП). На нем может присутствовать кто угодно, а участнику, тем более потерпевшему, настоятельно рекомендуется присутствовать.

    Далее составьте акт видеосъемки и фотографирования. Эту бумагу в простой письменной форме составляет пострадавшая сторона, то есть вы. В акте фотографирования водитель указывает, сколько им сделано фотографий и что конкретно изображено на каждой отдельной фотографии. Также и с видео. В акте все подробно описывать не надо, все кратко, только факты на одном листе. Впишите в акт все данные свидетелей, а в конце поставьте подпись и дату. И вот только тогда вы можете спокойно уехать.

    Затем контролируйте всю ситуацию, включая личное присутствие на группе разбора, куда вы уже принесете свои фото и видео. Сотрудники ГИБДД должны вас проинформировать о том, в чьем ведении находится участок, на котором образовалась эта яма. Эта компания и предстанет перед судом в роли ответчика.

    Если инспекторы не выдают виновного, обращайтесь в прокуратуру, которая истребует всю информацию и уже самостоятельно направит дело в суд. Главное - составьте обращение грамотно и укажите о вашем требовании от прокуратуры им самим инициировать судебный процесс. Образец заявления есть ниже.

    Если в прокуратуру обращаться не пришлось, и данные о будущем ответчике известны -обращайтесь в оценочную компанию для определения суммы ущерба и отправляйте виновнику письменное требование о добровольном возмещении вреда. Если через месяц ответа не получили или вам дан письменный отказ, то вам дорога только в суд.

    Составляем исковое заявление, прикладываем к нему все имеющиеся материалы и подаем в районный суд по месту нахождения ответчика. Если в результате наезда на яму вашему здоровью был причинен вред, подать заявление можно в районный суд по месту жительства.

    И не надо бояться потери времени и денег на оценку, судебные издержки и на юриста. Как правило, суды не отказывают автомобилистам в возмещении всех понесенных расходов. Просто не забудьте сохранить все платежные документы.

    О законном основании для жалобы

    "А должны ли дорожники вообще платить за нанесенный ямами ущерб?" - спросите вы. Должны, еще как. Федеральный закон № 257-ФЗ от 08.11.2007г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" предусматривает ответственность дорожных служб за ДТП, вызванное некачественным ремонтом дороги.

    Статья 28 ясно и недвусмысленно гласит: "Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог, вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог". Если обращаетесь в суд самостоятельно, укажите этот абзац в заявлении.

    О пользе проявления инициативы

    Ну а теперь обращаюсь я к тем ругающим нашу власть водителям, которые утверждают, что у нас никому ничего не надо, которые только на кухне кричат, что все бесполезно. А между тем каждый день сами проезжают по одной и той же яме во дворе своего дома или работы и даже не пытаются эту яму залатать. И тут хочется вспомнить Аркадия Райкина в его фильме "Мы с вами где-то встречались", где его герой на концерте изображал дворника, ворчавшего на мусор на улице, но так и не убравшего его.

    Приведу я вам свой пример. Около моей прошлой работы, что в центре города у театра Драмы была ужасная дорога вся в ямах и ухабах, и так примерно метров 30. Мне это надоело, и я написал с приложением фото этих ям жалобу в прокуратуру. В течение того же месяца все ямы засыпали каким-то черным песком - я обрадовался, подумал: "Хотя бы так".

    Но увы, прошел хороший ливень и через пару недель как ни в чем и не бывало те же ямы образовались снова. Я разозлился и написал снова грозную жалобу в прокуратуру с требованием не засыпать ямы непонятно чем, а заасфальтировать их. Через месяц была сделана полностью новая дорога - все 30 метров.

    Образец жалобы в прокуратуру на плохие дороги

    Обращаюсь к Вам с жалобой на бездействие Департамента по благоустройству и дорожному хозяйству г.Н.Новгорода, выразившееся в следующем:

    Так, между жилыми 5-этажными домами № 9 и № 13 по улице Прыгунова (со стороны хлебного магазина, что в доме № 13) автомобильная дворовая дорога вся в ухабах и ямах. Между 1-м и 2-м подъездом 13-го дома на повороте к дому № 22 А по улице Автомеханическая также большая яма. Между домом № 13 и 9-этажным домом № 15 по той же улице Прыгунова поперек дороги по всей ее ширине вырезан асфальт.

    Согласно п.3.1.2 действующего в России ГОСТ 50597-93:

    Максимально допустимые на дорогах размеры ям, выбоин, просадок полотна и т.п. составляют по длине 15 см, по ширине 60 см, по глубине 5 см.

    Если дорожное покрытие не соответствует хотя бы одному из нормативов, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости - заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

    Сроки устранения выбоин и трещин составляют от 5 до 10 суток в зависимости от их классификации.

    В соответствии с российским законодательством полную ответственность за состояние и повреждения проезжей части несет Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству.

    Ямы на указанном дорожном покрытии не соответствуют всем нормативам ГОСТа. Однако ответственным лицом не выставлены дорожные знаки, в темное время суток не устанавливается заграждение с предупредительными сигнальными огнями. И все возможные сроки по устранению ям по сегодняшний день нарушены.

    Таким образом, на основании вышеизложенного, для устранения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, прошу Вас провести прокурорскую проверку, по результатам которой принять меры прокурорского реагирования, а именно - вынести в адрес ответственной стороны представление об устранении нарушений в установленные Вами разумные сроки. Также прошу рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении и наложить административный штраф на ответственного за данный участок дороги. Вместе с тем прошу Вас подготовить и направить в суд исковое заявление о признании бездействия виновного незаконным.

    <a href="http://polldaddy.com/poll/8684598/">Повреждали когда-нибудь машину в яме?</a>

    Денис Фролов

    Наезд на препятствие – распространенная ситуация среди автолюбителей. Часто это сопровождается значительным ущербом, нанесенным автомобилю и третьим лицам. При этом виде ДТП споры со страховой компанией обычное явление. Наш материал расскажет, что делать в подобной ситуации.

    Следует помнить, что согласно ПДД, инцидент, возникший во время движения и повлекший за собой повреждение автомобиля или другой материальный ущерб – считается дорожно-транспортным происшествием.

    В случае, если из-за инцидента пострадавший скончался, срок лишения свободы возрастет до пяти лет, а если водитель находился под воздействием алкоголя – до семи.

    Происшествие, повлекшее за собой смерть двух и более людей, предусматривает до семи лет лишения свободы, а в случае алкогольного опьянения – до девяти.

    Также в независимости от срока, водителя ждет лишение прав до трех лет.

    Административная ответственность наступает в случае, если происшествие не повлекло за собой тяжких последствий. Это может быть:

    • неосторожное вождение;
    • несоблюдение правил ПДД;
    • вождение автомобиля запрещенного к эксплуатации;
    • причинение материального вреда третьим лицам.

    Стоит обратить внимание, что если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения на момент ДТП , но никто не пострадал – его ждет штраф в размере тридцати тысяч рублей и лишение прав на два года.

    Также водитель обязан возместить нанесенный ущерб владельцу объекта. Во избежание при данном ДТП споров со страховыми компаниями – необходимо стразу оформить ДТП, чтобы владелец объекта получил компенсацию по полису ОСАГО автолюбителя. Если этого не сделать, то есть риск того, что оплатить ущерб придется непосредственно владельцу машины из собственных средств.

    Оформление ДТП

    Зарегистрировать происшествие можно двумя способами: самостоятельно или с привлечением ГИБДД.

    Чтобы избежать подобных споров при ДТП со страховщиками, необходимо сразу вызвать инспектора, который зафиксирует происшествие. Это поможет без лишних проблем возместить ущерб нанесенный автомобилю или другим лицам. Если страховая отказывает в компенсации, необходимо обратится за консультацией к адвокату. Часто действия страховщиков незаконны и автолюбитель имеет все шансы отстоять свою правоту в судебном заседании.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация