Занятия с будущими первоклассниками по письму. Разработки занятий по развитию речи с будущими первоклассниками

Главная / Налоги

Итоговое занятие в школе будущих первоклассников.

Подготовила Паздникова Елена Сергеевна,

учитель МАОУ «СОШ № 91» г. Перми

Цель: Способствовать формированию у будущих первоклассников позиции школьника.

Задачи:

  • Воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи)
  • Развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов)
  • Закрепление знаний геометрических фигур и цвета, пространственных отношений;
  • Формирование познавательного интереса, творческих способностей.
  • Подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму)
  • Создание эмоционального настроения, развитие умения сопереживать, сочувствовать, радоваться, общаться; создавать условия для самореализации.

Оборудование: презентация по сказке «Колобок», цифры, цветные карандаши, листы с таблицей.

Ход занятия:

    1. Орг. момент.

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами покажем нашим родителя, чему мы научились.

1 слайд.

Все девчонки и мальчишки

Знаю, очень любят книжки,

Любят песни, любят сказки...

И в одну из них как раз

Мы отправимся сейчас!

2 слайд.

Звонких песен колобка не слыхали вы пока?

Все расселись? В добрый час!

Начинаем наш рассказ…

2. Основная часть.

3 слайд.

Жил старик со своей старушкой

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды Дед:

Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

4 слайд.

По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти две муки нашла —

Ложки две сметаны.

Славный вышел Колобок,

Пышный и румяный.

5 слайд.

  • Посмотрите внимательно, ребята на геометрические фигуры и скажите, на какую фигуру похож наш колобок?
  • Назовите фигуру зелёного цвета;
  • Какая фигура находится над квадратом?
  • Какая фигура находится справа от треугольника?

6 слайд.

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу,

Разомнусь немножко!»

Прыг с окошка - и в лесок

Покатился Колобок.

Мимо елок и берез,

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Желтых, синих, красных.

Видит в небе синеву

И зеленую траву,

В небе солнце красно.

Все вокруг прекрасно!

7 слайд.

Вдруг наш шалунишка

Повстречал Зайчишку.

Ребята, давайте поможем Колобку выполнить задания и убежать от Зайчика.

8 слайд. 1 задание: продолжи найди закономерность и продолжи ряд

1,2,.. (3,4); 9,8,.. (7,6,5); 1,3, … (5)

9 слайд. 2 задание: соотнесите количество предметов с цифрой

10 слайд. 3 задание: решите задачи

Сколько бубликов в мешок

Положил ты, Петушок?

Два, но дедушке дадим,

И останется…

11 слайд.

Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:

Два - под берёзой,

Один - у осины.

Сколько их будет

В плетёной корзине? (дети показывают ответ карточками)

4 задание: (работа с таблицей) - Ребята, у вас на парте лежит таблица. Возьмите в руки карандаши и нарисуйте в верхнем правом углу - цветок, в левом нижнем углу - грибок, в правом нижнем углу - ёлочку, в левом верхнем - листок, а в центре - яблоко.

12 слайд.

Давайте проверим, так ли у вас получилось?

Молодцы! Помогли Колобку выполнить задания, Зайчишка и отпустил Колобка. Покатился наш герой дальше...

13 слайд.

Прикатился по дороге

Волку Серому на ноги.

Облизнулся Серый волк,

В колобках он знает толк…

Ребята, поможем Колобку убежать от Волка? Тогда давайте выполним его задания.

14 слайд. 1 задание: Игра «Доскажи словечко»

Эти рифмы любят врать, их придется проверять. Будьте внимательны, ребята!

Сено хоботом берёт толстокожий…(слон)

Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая…(белка)

В чаще, голову задрав, воет с голоду…(волк)

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый…(медведь)

15 слайд - 19 слайд. 2 задание: Игра «Скажи наоборот»

Короткий - … (длинный), мягкий - … (твердый), тяжёлый - … (лёгкий), быстро - … (медленно), низкая - … (высокая).

3 задание: Я сейчас назову вам животное, а вы его детёныша.

Кошка - … (котенок), утка - … (утенок), слон - … (слоненок), собака - … (щенок), тигр - … (тигренок), лошадь - … (жеребенок).

Молодцы! И от Волка помогли Колобку убежать. Покатился наш герой дальше...

Фикультминутка.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

20 слайд

Вдруг навстречу сам Потапыч.

Зарычал он, поднял лапу:

Подойди-ка, Колобок!

Я перекушу чуток!

Пообещал Медведь отпустить Колобка, если он справится с его заданиями. Ребята, поможем Колобку убежать от Медведя? Слушайте внимательно.

1 задание: На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

21 слайд

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки. Теперь назовите буквы, обозначающие согласные звуки.

2 задание: Игра «Соберите слово». Назовите с какого звука начинается каждое слово на картинке и прочитайте слово.

22 слайд - 27 слайд

Молодцы! Быстро справились с заданиями и помогли Колобку убежать от Медведя. Покатился наш герой дальше...

28 слайд

Прокатился кувырком

Через рощу прямиком…

Долго ль, коротко ль катился,

На опушке очутился.

Как беде тут не случиться,

Коли хитрая Лисица

На опушке той сидела,

Рыжий хвост на солнце грела.

Колобка лиса поймала,

Облизнулась и сказала:

- «Съем тебя сейчас я,

Будет Лисе счастье.

Но, если выполнишь заданья,

Я отсрочу наказанье.

Испытанье мне назначить разрешу

И домой тебя живого отпущу.»

Ребята, поможем Колобку убежать от Лисы? Давайте выполним её задания. Только Лиса очень хитрая, будьте внимательны.

29 слайд

1 задание: «Назови одним словом» 30 слайд - 34 слайд

35 слайд

2 задание: «Найди лишнее слово»:

Кувшин, тарелка, чайник, диван ;

Ириски, леденцы, суп , карамель;

Кеды , куртка, пальто, шуба;

Кепка, футболка , шапка, панамка.

3 задание: Нужно выбрать слова по теме «Школа». Как услышите подходящее слово, хлопайте в ладошки.

Парта, точилка, лето, мел, сон, лиса, портфель, уроки, игрушки, труба, перемена, карандаш, машина, тетрадь.

4 задание: «Волшебные превращения». Вам необходимо заменить в слове одну букву, чтобы получилось новое слово. (слова написаны на доске, затем нужная буква заменяется)

  • ЛУЧ превратите в овощ (лук);
  • ВРАЧ превратите в птицу (грач);
  • ТУЧКА превратите в школьную принадлежность (ручка);
  • КОЧКА превратите в «мамину радость» (дочка);
  • ПЕЧКА превратите в водоём с течением;
  • ВЕТЕР превратите во время суток (вечер);
  • ПАЛКА превратите в птицу (галка).

Вот какие трудные задания придумала Лиса, но вы ребята помогли Колобку и он смог убежать и от Лисы.

3. Заключительная часть

36 слайд

Вот и подошло к концу наше занятие. Вы, ребята, молодцы! Вы помогли Колобку справиться со всеми заданиями. Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. А какие задания вам понравились больше всего?

Конспект занятия с дошкольниками "Школьная страничка"

Тема: «Школьная страничка»
Коваль Анна Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» с. Койгородок Республика Коми
Описание материала:
Мероприятие является итоговым по курсу «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» в «Школе будущего первоклассника». Материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям подготовительной группы детского сада.
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: Способствовать формированию у будущих первоклассников позиции школьника.
Задачи:
1.Расширить и уточнить словарный запас детей на школьную тему.
2.Повторить и обобщить знания о слоговой и звуковой системе слов.
3.Способствовать формированию коммуникативных и рефлексивных умений у будущих первоклассников.
Оборудование: картинки с изображением школьных принадлежностей, картинки с изображением ранцев, наборы карточек для рефлексии по количеству детей, колокольчик, мяч.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа.

Ход занятия

I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть хорошее настроение не покидает вас целый день.

II. Введение в тему

Сегодня я приготовила для вас загадки. Они подскажут тему нашего занятия.

Учитель загадывает загадки про школьные принадлежности. Дети называют отгадки. В ходе работы картинки с изображением школьных предметов дети по очереди вывешивают на доску.

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ... .
(тетрадка)

Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая...
(ручка)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -...
(пенал)

Коль ему работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(ластик)

Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я - ...
(альбом)

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.
(кисточка)

Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(линейка)

Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся...
(карандаш)

Я весь мир слепить готов
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин
У меня есть…
(пластилин)

Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолет, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я - липучий, вязкий…
(клей)

Он живет в семье большой,
Носит колпачок цветной,
В руки просится играть
И умеет рисовать.
Своего он дела мастер,
Называется...
(фломастер)

Любим нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашиваем сами
Разноцветными носами.
(цветные карандаши)
- Как называются эти предметы? (Школьные принадлежности)
- Кому нужны школьные принадлежности? (Ученику, школьнику)
- Для чего они нужны? (Чтобы учиться, писать, считать…)
- Кто учит детей в школе? (Учитель)
- Кто знает, как называется учебное занятие в школе? (Урок)
- Скажите, а как ученики узнают, что начинается урок? (Звенит звонок)
- А если звенит звонок в конце урока? (Значит, урок окончен и начинается перемена)
- А вы хотите стать учениками? (Да)
- Я приглашаю вас на урок.

Звенит звонок-колокольчик.

Итак, начинается урок. Кто догадался, о чём мы будем говорить на занятии? (О школе)
- Тема нашего занятия «Школьная страничка». Как вы думаете, почему я выбрала эту тему? (Скоро мы пойдём в школу)

На доску вывешивается название темы ШКОЛА.

III. Основная часть

Упражнение «Слоги»
- В чём носят школьники учебные принадлежности (В портфеле, в ранце)

Учитель вывешивает на доску изображение ранцев. На первом ранце схема односложного слова, на втором - двусложного, на третьем – трёхсложного, на четвёртом – четырёхсложного. На ранцах сделаны кармашки.


- Давайте приготовим наши ранцы к школе, разложим в них учебные принадлежности. Только ранцы у нас необычные. В каждый из них можно положить только тот предмет, в названии которого количество слогов соответствует изображённой на нём схеме.

Дети определяют количество слогов в словах, прохлопывают каждый слог. Раскладывают картинки с изображением школьных принадлежностей в портфели.

Упражнение «Звуки»
- Кто знает, сколько слогов в слове школа? (Два)
- А сколько звуков? Назовите их по порядку. (5 звуков [ш], [к], [о], [л], [а]).
- На какие две группы можно разделить эти звуки? (Гласные, согласные)
- Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные можно пропеть. Когда мы их произносим, воздух проходит легко, свободно, нет преград. Согласные не пропеть, воздух встречает преграду. )
- Назовите согласные звуки в слове школа. ([ш], [к], [л])
- Назовите гласные звуки в этом слове. ([о], [а])

Подвижная игра «Гласные-согласные»
- Умеете ли отличать согласные звуки от гласных? (Да)
Давайте проверим. Прошу всех встать. Я буду называть звуки. Если услышите гласный звук - встаньте на носочки и поднимите руки вверх, а если услышите согласный звук – руки поставьте на пояс и топните ногами два раза. Будьте внимательны.

Учитель называет цепочку звуков. Дети выполняют задание.

Игра «Назови слово».
- Я приглашаю всех подойти ко мне. Образуем круг. Мы будем передавать мяч по очереди друг другу и придумывать слова на каждый звук слова школа. Тот, у кого в руках мяч, называет слово. Начинаем игру.
- Называем слова на звук [ш] (шишка, шарф, шалаш,…)
- Называем слова на звук [к] (краски, кот, космонавт,…) и т. д.

Дети по кругу передают мяч и называют слова.

Игра «Школьные слова»
- Я буду произносить слова, если услышишь школьное слово, хлопни в ладоши.
Морковь, парта , синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь , расчёска, молоко, указка , роза, берёза, учебник , перемена , ветка, гладиолус, муравей, закладка , шпион, пират, мел , класс , чашка, пенал , василёк.

Работа с пословицей
- В народе говорят «Мудрым никто не родился, а научился» . Что означает слово мудрый? (Очень умный, много знает…)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Чтобы много знать и уметь, нужно много учиться)
- Где можно получить много знаний и многому научиться? (В школе)

IV. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Вспомните, чем мы занимались и скажите, какое задание показалось вам наиболее интересным?
- Какое задание показалось наиболее сложным?
- Те, кто доволен своей работой, справлялся с заданиями легко, поднимите карточку с изображением солнышка.


- Те, кто доволен своей работой, но испытывал небольшие затруднения при выполнении заданий, поднимите карточку, с изображением солнышка и облачка.


- А карточку с изображением тучки поднимет тот, кто испытывал большие затруднения при выполнении заданий.


Каждый ребёнок выбирает из набора для рефлексии одну карточку, которая соответствует его внутренним ощущениям.

Быстро пролетит лето, и вы пойдёте в школу. Желаю вам быть старательными, внимательными, прилежными учениками. Наш урок окончен. Спасибо за работу!

Звенит звонок-колокольчик

Эти занятия помогут детям в игровой форме познакомиться с правилами и нормами школьной жизни. Дадут возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 1.

I. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться.
– Доброе утро!

Сегодня вы первый раз сели за парты в школе. Пусть вы пока ещё не ученики. Но у нас будут проходить настоящие уроки. Вы будете учиться сидеть за партой, писать, читать.

II. Игра “Настроение”

- Нарисуйте, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?(Дети рисуют ротик на смайлике и прикрепляют на лучик. Свое настроение креплю в серединку, и получается солнышко.)

Я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. Давайте поделимся хорошим настроением - пошлём его воздушным поцелуем друг другу.

– Сегодня 1-е занятие и мы начнем его со знакомства.

III. Знакомство детей друг с другом.

Меня зову Ирина Николаевна.Я работаю в школе учителем (….рассказ)

1-й ребёнок называет имя, все хором его повторяют.(возможно о себе рассказывает)

IV. Правила в школе.

Скажите, для чего вы идёте в школу. (Слушаем ответы дошкольников)

Вы пришли в школу, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много друзей

Игра - Я буду называть, для чего ходят в школу, если верно, то вы хлопнете в ладоши, а если неверно топнете ногами.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы бегать.

В школу ходят, чтобы решать задачи.

В школу ходят, чтобы кричать.

В школу ходят, чтобы думать.

Ребята, вы, конечно, знаете. Что в каждой игре есть правила. А как вы думаете, в школе есть правила или каждый может делать то, что ему вздумается?

Когда дети приходят в школу, что они делают при встрече со взрослыми и друг с другом? (ответы детей - здороваются).

Правило N 1 .
В школе "здравствуй" говорят
И с улыбкой дарят взгляд!

Что надо сделать ученику до звонка на урок?
-А когда звонок прозвенит, где каждый ученик должен ждать прихода учителя?

Правило N2.
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят.

Что надо делать ученикам, чтобы узнать новое и многому научиться на уроке? Как обратиться к учителю, если хочешь что-то спросить?

Правило N 3.
Друга зря не беспокой,
Береги его покой.
На уроке тишина,
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.

Если ученик отвечает на вопрос учителя, можно ли ему подсказывать? (ответы детей).

Правило N 4.
На уроке ждут ответ -
Кто-то знает, кто-то нет,
Отвечает только тот.
Кого учитель назовет.

Как в школе называется комната, где учатся дети?.

Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

Парта - это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Кто может показать, как правильно сидеть за партой? (рассмотреть плакат)

IV. Работа с буквами и звуками

Загадка:

Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат, ожидают, кто их разгадает.(буквы)

Прочитайте: А У О И Б Ы

Какая буква лишняя? Почему? Что знаете про гласные звуки?

  1. Б убрать верхнюю палочку? (Мягкий знак)
  2. Какая буква получится, если у буквы Б убрать маленький полукруг? (Буква Г)
  3. Какая буква получится, если верхнюю палочку буквы Б перевернуть в обратную сторону? (Твердый знак)
  4. Какая буква получится, если верхнюю палочку убрать, а ее перевернуть с ног на голову? (Буква Р)

– Вот какая наша буква-озорница.

Придумайте слова,которые начинаются на Р(в середине Р)

У кого имя на Р?

Физ. Минутка

Игра «Поезд» Дети изображают вагоны, ведущий - паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции - у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише - медленнее; громче - быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? » Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок.


-Вот мы приехали на станцию «Класс». Прошу занять свои места.

V. Математика

Паровозик (рисунок )

из каких геометрических фигур состоит этот паровоз?
сколько их? (10)
на какие группы можно разбить фигуры? (по цвету: красные и синие; по размеру: большие и маленькие; по форме: треугольники, круги, прямоугольники)
сколько красных фигур? (5)
сколько синих фигур? (8)
сколько прямоугольников? (4)
на какие части можно разбить прямоугольники? (красные и синие; большие и маленькие).

- Нарисуем три вагона. Заштрихуем их по-разному.

Пальчиковая гимнастика

«Замок»

Нарисуйте 3 кружка.

Первый раскрасьте в красный цвет.

А 2 и 3 раскрасьте так, чтобы жёлтый был между красным и зелёным.

Какое число на 1 больше, чем 3,5,8?

Какое число следует за числом 2,4,7,9?

А кое число меньше 3 или 4?7 или 2?Какое больше 5 или 9?

Задачи в стихах

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?(6)

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?(2)

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?(8)

VI.Рефлексия

Упражнение "ХЛОПКИ ". (Дети стоят в кругу).

А теперь мы будем хлопать: я первая делаю хлопок в ладоши, затем … (имя ребенка слева от педагога) стоящий рядом - повторяет хлопок и т.д. по часовой стрелке. Хлопаем по очереди, нельзя хлопать одновременно.

(Затем подхожу к любому ребенку и, с этого места, начинаются хлопки и т.д.)

Давайте похлопаем все вместе! Мы сегодня хорошо позанимались, большое спасибо! До свидания!

Предварительный просмотр:

Занятие 2.

I. Орг.момент.

Прозвенел звонок для нас
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво

Я очень рада встрече с вами.

II. Вспомним правила , о которых говорили на прошлом занятии.

Я буду начинать, а вы будете договаривать последнее словечко.
На уроке будь старательным, Будь спокойным и …(внимательным).
Все пиши, не отставая, Слушай…(не перебивая).
Говори ты четко, внятно, Чтобы было все …(понятно).
Если хочешь отвечать, Надо руку…(поднимать).
На математике считают, На перемене…(отдыхают).
Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не…(сорока).
Если друг стал отвечать, Не спеши…(перебивать).
А помочь захочешь другу – Подними спокойно…(руку).
Чтоб не тревожились врачи, На переменках не…(кричи).

Посадка!(обратить внимание на плакат)

III. Загадки

В некотором круглом государстве жили-были Смешарики. Жили они не тужили, играли, веселились, но вот пришло время Крошу пойти в школу. Собрались Копатыч и Карыч на совет: «Надо бы подготовить зайчонка к первому классу» И стали они ему загадывать загадки про школьные принадлежности:

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть...

Я большой, я ученик!

В ранце у меня...

Я готов к учебным стартам,

Скоро сяду я за...

Углы рисую и квадратики

Я на уроке….

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная...

Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь...

На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно, я -..

Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И огромный пароход!
(Карандаш )

«Как это можно использовать?». (показ карандаша) Пусть придумают не менее 10 вариантов (рисовать, как палочку, удочку, градусник и пр.).

IV. Веселый счет.

Послушайте сказки-задачи от Карыча и ответьте на вопросы.

Задача 1. Карандаши поспорили

Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:

Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.

Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.

Ну нет, это я самый главный,- сказал зеленый карандаш. - Моим цветом дети раскрашивают траву и листья на деревьях.

"Спорьте, спорьте,- думал про себя желтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце".

Вопрос. Сколько всего карандашей было в коробке? (4)

Задача 2 . Считаем гостей и стулья

На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.

Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях.

И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.

Вопросы. Сколько стульев было занято? (9)

Сколько было гостей? (8)

Физминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей. (или «Радуга»)

V. Работа в тетради

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу. (Показали, как держим ручку.)

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

А теперь взяли простой карандаш. Показали, как держите.

Нарисовать столько кружков, сколько на наборном полотне. А теперь под ними квадратиков на 2 больше, чем кружков.

«Десять треугольников». Предложите ребенку цветными карандашами нарисовать в ряд десять треугольников. Когда работа будет завершена, попросите его заштриховать третий, седьмой и девятый треугольники. Задание повторяется только один раз. Ребенок выполняет его, как понял с первой попытки.

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои

Ты как хочешь поверни.

1, 2, 3, 4, 5

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели

. V I. Графический диктант «Зайчик»

Чем отличается заяц от кролика? Заяц - это животное, которое не живет на одном месте,нор не строит; кролик напротив очень долгое время использует одну и туже нору, год из года совершенствуя её, достраивая дополнительные ходы и помещения. Ввиду норной жизни уши и задние конечности у кролика короче. Бегает кролик медленнее чем заяц, но также вёртко. Внешне кролик похож на зайца(картинки) Зайчата рождаются зрячими У кролика всё иначе; крольчата рождаются голыми, беспомощными с закрытыми глазами. Крольчиха кормит и ухаживает только за своими малышами, Еще кролик отличается от зайца тем, что хорошо приручается. Все попытки одомашнить зайца ни к чему не привели. Кролик напротив, хорошо размножаются в неволе, быстро привыкает к людям.

Физкультминутка . (Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч - детёныша).

Лошадь-…(жеребёнок).

Овца-…(ягнёнок).

Курица-…(цыплёнок).

Волк-…

Корова-…

Медведь-…

Кит-…

Собака-…

Свинья-…

Олень-…

Еж –

Лиса-

Кенгуру-

Тигр-

Верблюд

VII. Развитие речи.

Бараш тоже хочет быть учеником. Давайте ему поможем? Он принёс вот такие карточки, где буквы перепутались.

(тик-кит,мдо-дом,ырс-сыр,люа-юла,тко-кот).

Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са-хар, са-ни. Ра-,на-,пи-,ку-(можно с мячом)

Задание

- Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле, картина, урок, ли-ней-ка,ум,письмо)

Слова записаны на доске (умеющие читают, считают слоги):

Карандаш кукла альбом пенал рисунок слива.(зв.разбор)в тетрадях в линию.

Запишите кружками, сколько звуков в следующих словах.

Шар, рука, игра, мяч, ручка.(закрасить гласный звук)

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Кулак (рука сжимается в кулак) – ребро (рука ставится на ребро ладони на стол) – ладонь (ребенок кладет ладонь на стол).

Руки вытянем вперед (сжимаем и разжимаем кулачки ),
А потом свои ладошки (вращение кистей рук по часовой стрелке ).
Разведем наоборот (вращение кистей рук против часовой стрелки )
И похлопаем немножко (хлопки )

Игра «Кто внимательный»

1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)

2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)

3. Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.

«Нарисуй по описанию»(в альбоме)

Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

ИГРА «НОС, РОТ, ПОТОЛОК»

«Ребята, а сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, потолок, рот». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головой? Давайте покажем пальцем и скажем: потолок. Отлично. Что под ногами? Покажем на него пальцем. А теперь показывает пальцем на свой нос и говорит: нос.

А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Вы ничего не говорите, Только показываете на то, что я называю. Верьте тому, что вы слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны.

ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ »

А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать работать.

Итог.

Выходят парами, показывают, как получилось.

Встаем в круг. Беремся за руки и говорим хором «До свидания»


Вводное занятие с будущими первоклассниками.

Вводное занятие с будущими первоклассниками

Учитель начальных классов: Мазий Е.В.

Цель:

    познакомить будущих первоклассников с учебным кабинетом;

    способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления детей;

    познакомить с одноклассниками, с правилами поведения в школе, со школьными принадлежностями;

    обобщить и систематизировать знания учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II . Знакомство.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Владимировна, и я хочу с вами познакомиться. А поможет нам в этом воздушный шарик. Тот, кто его получит должен встать, назвать свое имя.

Сейчас шарик у меня. Поэтому начнем наше знакомство с меня.

Меня зовут Евгения Владимировна. Я рада видеть вас, таких замечательных мальчиков и девочек. Мне бы хотелось подружиться с вами и быть для вас учителем. Как меня зовут?

(Затем шарик передается каждому из учеников 1 ряда, после представления детей, все называют их имена ещё раз. Аналогично проходит знакомство с детьми 2 и 3 рядов; потом имена спрашиваются вразброс: « Это кто?»)

III . Основная часть.

Ребята, а какой вы хотели бы видеть меня? Вот такой….(педагог имитирует злость) или вот такой……(радость).

Конечно, весёлой и доброй. Почему? (Глаза светятся)

А какого цвета у вас глаза? (Серые, карие, голубые)

Давайте повернёмся к соседу, посмотрим в его глаза, улыбнёмся, возьмём его за руку.

Что вы чувствуете? (Тепло)

А почему? (Внутри у нас солнышки)

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделились своими улыбками друг с другом и ощутили тепло и радость.

Слайд. Солнышко.

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся.

Тепло сердец соединим

И станем солнышком одним.

Ребята вы сегодня в школе. В школе изучают много разных предметов. И есть свои правила поведения.

Слайд.

1.Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

- Повторите за мной хором. Повторяют только девочки. Повторяют только мальчики. Ещё раз все вместе!

IV . Выполнение заданий по математике.

Ребята, а какой формы солнышко? (Круглое)

Откройте тетради, положите их под наклоном. Возьмите ручки. Сейчас мы будем рисовать круг. Слушайте внимательно.

Отступите клеточку вниз от верха странички и клеточку вправо. Поставьте точку в центре клеточки. (Показ на доске).

Нарисуйте в клетке круг.

Как сделать, чтобы кругов стало 2? (Нарисовать ещё 1 круг)

Отступите клеточку, нарисуйте ещё круг. (Аналогично ещё 8 кружков)

Приготовьте жёлтый карандаш. Закрасьте 2 кружок. (Проверка на доске)

Закрасьте 5 кружок.

Как найти 9 кружок? Закрасьте его.

Закройте тетради. Чему учились?

V . Физминутка. Солнышко

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

VI . Выполнение заданий по обучению грамоте.

Кто из вас знает буквы?

Прочитайте слово « Школа».

А чем занимаются здесь дети? (учатся)

А что им нужно, чтобы учиться? (школьные принадлежности)

Отгадайте загадки.

Слайды.

1. Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

(Карандаш)

2. Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

3. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

4. То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…что такое я?

(Тетрадь)

5. Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

А какие еще вы знаете школьные принадлежности?

Посмотрите внимательно, что здесь изображено? (игрушки)

Назовите их. (машина, паровозик, гитара, кубик-рубика, конструктор, пирамидка)

Запомните, что здесь эти игрушки.

А что теперь изменилось?(не хватает конструктора)

А где располагался конструктор? (в нижнем ряду посередине)

А какого цвета была машина (красного), а гитара (желтая).

Следующее задание. Посмотрите внимательно на другие картинки. Что изображено? (школьные принадлежности).

Какой предмет лишний? (линейка, карандаш, ластик, тетрадь и ложка).

А теперь посмотрите на другие картинки и запомните их (портфель, книга, карандаши, пенал, звонок)

А теперь скажите что изменилось? Какого предмета не хватает? (те же предметы кроме пенала)

Чему учились? Молодцы!

VI I . Физминутка.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

VIII . Рефлексия. Лучики солнца.

Дети, представьте, что вы лучи солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. (Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.)

Урок закончен. Вы сегодня были очень старательны. Пора домой. До свидания.

Предисловие

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6 или в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников. Их озабоченность понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Сопровождение будущих первоклассников построено так, что ведется целенаправленная работа с родителями и с детьми через совместную деятельность учителя.

Главной задачей является полноценное и гармоническое развитие ребенка. Важно при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.

Родителям предлагается цикл занятий по данной проблеме, проведение с ними анкетирования.

С детьми проводится психологическая диагностика, подготовительные занятия. Эти занятия позволяют устранить имеющиеся речевые нарушения, подготовить детей к учебной деятельности и развить мотивацию к учению.

Занятия желательно проводить один раз в неделю.

Организация занятий в школе будущего первоклассника позволит систематизировать имеющийся материал и составить методические рекомендации.

В данной брошюре мы представляем методические разработки развивающих занятий школы будущего первоклассника, с детьми и их родителями.

Мы надеемся на то, что данный материал поможет педагогам в успешной организации занятий с будущими первоклассниками и их родителями.

Глава I. Методические разработки развивающих занятий с будущими первоклассниками.

Цели занятий:

Ø облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.



Работа идет по следующим направлениям:

ü развитие внимания и памяти;

ü развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;

ü развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;

ü овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач...);

ü развитие умственных способностей;

ü обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки);

ü развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);

ü развитие волевой готовности ребенка.

Занятие 1

Знакомство.

Цель: Развитие речи, зрительной памяти, слухового внимания, микромоторики. Установление контакта с детьми.

Оборудование: 7-8 резиновых игрушек, муляж апельсина, аудиокассета с записью 6 звуков.

Ход занятия

  1. Беседа на тему: “Я и школа”.

· Нравится ли вам в школе?

· Чем нравится заниматься больше всего?

· Кто не любит ходить в школу?

· Кто боится школы?

  1. Сегодня мы будем играть в разные игры, будьте внимательны.

· Отгадай по описанию: круглый, оранжевый, сладкий. Муляж апельсина показать

Какой апельсин?

Пальчиковая игра

“Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!”

Игра сопровождается различными движениями пальцев. При выполнении необходимо добиваться чёткости движений от детей.

· Расслабились, закрыли глаза. Слушание аудио кассеты (скрип открываемой двери, журчание воды, писк резиновой игрушки, шуршание бумаги, стук по металлическому предмету, стук по деревянному предмету.)

Перечислите, какие звуки вы слышали?



Повторное слушание, запоминание.

  1. Рефлексия. – Какие игры вам понравились?

Похвалим себя. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой - круговыми движениями живот.

Занятие 2

Репка

Цель: Развивать вербальную память, мелкую моторику рук, пассивный словарный запас. Познакомить с понятием «ряд». Учить понимать предлоги за, между, перед. Формировать учебную мотивацию.

Ход занятия

I. Вступление

Звучит музыка песни "АБВГДейка".

Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "АБВГДейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

Ответить хочешь - не шуми.

А только руку подними.

Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят - сядь.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Звенит колокольчик.

II. Развитие речи.

Ø Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет - потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.

Ø Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол.

Ø Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты не должны стесняться, говорить громко, четко.

Ø Дети проигрывают сказку.

Ø Почему семья вытащила репку?

V. Постановка руки

Ø Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:

Ятетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Ø Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача - пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Ø Выполняется массаж пальчиков.

Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VI. Перемена «Кот на крыше»(автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")

Ø На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети- "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят в полголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись.

Ø Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.

VII. Математика.

Ø На доске рисунки с героями сказки "Репка".

Ø Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?

Занятие 3

В гостях у репки

Цель: Развивать вербальную память, микромоторику, тренировать мимические мышцы.

Оборудование: плакат «рожицы», мяч, маски героев «репки», карточки с цифрами, зеркала.

Ход занятия

I. Игра «Снежный ком».

Ø Называем времена года. (Дети и взрослый стоят в кругу. Первый называет слово (зима) передаёт мяч, следующий называет предыдущее слово и добавляет своё, и т. д. )

III. Рефлексия.

Ø Что понравилось? Выберите ту рожицу, которая вам нравится именно сейчас, нарисуйте её.

Занятие 4

Ход занятия

I. Вступление.

Учитель. К вам в гости пришел Мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.

В этом доме чудеса:

Много парт, звонок - оса.

Прозвенел и тишина.

Начинать урок пора.

Что это?

III. Игры на внимание

Игра «Возьмем - не возьмем?»

Ø Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности. Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, кукла, пенал, учебник.

Игра "Что изменилось?"

Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось.

V. Двигательная память

На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку - то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом - руки в стороны, если на карандаш - руки вверх, на резинку - присесть, на пенал - руки вперед-назад, на учебник - прыжки.

VI. Постановка руки

То я в клетку, то в линейку,

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать,

Называюсь я...(Тетрадь).

Ø Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка. Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу - треугольник, в середине страницы рисуют квадрат.

VII. Подвижная игра «У медведя во бору» (автоматизация звука [р])

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

А медведь не спит, а медведь рычит.

Ø Когда медведь начинает «рычать», дети убегают.

VIII. Развитие мышления

Игра «Вопрос - ответ»

Ø Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.

Ø Как в школе нужно обращаться к учительнице?

Ø Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?

Ø Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?

Ø Что такое урок?

Ø Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

Ø Для чего нужна перемена?

Ø Как в школе называется комната, где учатся дети?

Ø Как в школе называется стол, за которым дети сидят?

Ø Где пишет учитель, когда объясняет задание?

Ø Что такое отметка?

Ø Какие отметки плохие, а какие хорошие?

Ø Что такое каникулы?

Ø Какие бывают каникулы?

IX. После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия.

Занятие 5

Времена года

Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о временах и месяцах года.

Ход занятия

Учитель. О каких четырех художниках говорится в стихотворении.

Четверо художников, столько же картин,

Белой краской выкрасил все подряд один.

Лес и поле белые, белые луга,

У осин заснеженных ветки, как рога.

У второго - синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки - кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине третьего красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть.

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А четвертый золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды...

Всюду бусы - ягоды зреют по лесам

Кто же тот художник? Догадайся сам.

Ø Дети отгадывают загадки и находят соответствующие картинки.

I. Весна.

1) Дети описывают весну . Произносят слово "весна", выделяя первый звук. Далее дети "собирают" слова со звуком [в], которые связаны с весной.

Ø Какие весенние месяцы вы знаете? Март, апрель, май.

Ø Есть в названиях этих месяцев буква в? Нет.

Учитель вводит символы каждого месяца. Затем называет месяц Январь, март, февраль, апрель, август, июнь, май, сентябрь. Дети хлопают, но если учитель называет весенние месяцы, то хлопать нельзя.

II. Лето

Ø За весной непременно приходит лето. Найдите картинки, которые соответствуют этому времени года. Дети выполняют задание. - Какие летние месяцы вы знаете? Июнь, июль, август.

Ø Летом все оживает, радуется жизни. У животных появляются детеныши. О каком животном пойдет речь? (Картинка лисы )

Дети описывают лису.

Ø Не только животные радуются лету, но и насекомые.

Дети играют в подвижную игру «Жуки» . Дети (жуки) говорят: "Я жук, я жук, я тут живу.Жужжу, жужжу: жжжж". По сигналу "дождь" жуки летят домой, а водящий их ловит.

III. Осень

Ø За летом следует...

Ø Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Листопад! Листопад!

Весь цветной стоит наш сад!

Ø Посмотрите на доску, сколько желтых листиков? Шесть.

Ø Сколько зеленых? Пять.

Ø Каких листиков больше? Желтых.

Ø На сколько? На один.

Ø А чем отличаются листики? (Цветом, формой, прожилками .)

Учитель раздает детям листочки.

Ø Первым положите листочек зеленого цвета, за ним положите желтый, между зеленым и желтым - красный, четвертым по счету - кленовый, последним - осиновый, предпоследним - оранжевого цвета.

IV. Зима.

Ø Вслед за осенью наступает...

Ø Назовите зимние месяцы. Январь, февраль, декабрь.

Учитель просит детей дорисовать снежинку.

Занятие 6

Дни недели

Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о днях недели

Ход занятия

Жила-была муха - чистюха.

Все время купалась муха...

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник - в вишневой наливке.

Во вторник - в томатной подливке.

В среду - в лимонном желе.

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше, в компоте и каше.

В субботу - помывшись в чернилах, сказала: -

Я больше не в силах!

Ужасно - ужасно устала.

Но, кажется, чище не стала!

Ø Назовите дни недели. (После каждого ответа учитель прикрепляет к доске кружочек, каждому дню недели соответствует определенный цвет. Так получается пирамидка «Радуга».)

Ø Какой день предшествует пятнице? На доске.

Ø
Какой день следует за вторником?

Ø Какой день недели находится между субботой и четвергом?

Ø Первый день недели?

Ø Последний день недели?

Ø Закройте на минутку глаза. (Дети закрывают глаза, учитель в это время меняет кружочки местами. После того как дети откроют глаза, они должны сказать, что изменилось.)

Игра «Муха».

Дети указывают движения мухи.

Ø Давайте навестим дни недели. Первыми в гости мы пойдем к понедельнику.

Понедельник «День звуков».

Ø Ваша задача найти "заблудившийся звук".

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки.

На глазах у детворы

Крысу красят маляры.

Ø Подвижная игра: «Если слышишь в слове звук [з], то хлопни в ладоши, друг». (Учитель называет слова: самолет, зайка, пожар, козленок, мороз, зима, кожа.)

Ø Давайте скажем понедельнику до свидания и отправимся ко вторнику.

Вторник – «День букв».

Ø Дети играют в игру «Буква – движение ». Каждой букве соответствует определенное движение. Дети должны правильно их делать.

Ø Вот мы в гостях у среды.

Среда – «День ума».

Ø Повторите за мной скороговорку:

Сказал попугай попугаю - сейчас я тебя попугаю.

Занятие 7

Временные представления.

Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.

Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.

Ход занятия

III. Игра « Покажи как я».

Ø Руки вниз, в стороны – утро (солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит), руки вниз, в стороны – вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.

IV. Игра с мячом.

Ø Ведущий бросает мяч, называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.

V. Итог занятия.

Цветодиагностика.

Ø Выбери звёздочку.

Ø Почему выбрал именно эту?

Ø Что понравилось больше всего?

Ø Почему?

Итоговое занятие 8

Цель: учить ориентироваться во времени и пространстве. Развивать: фонематический слух, слухомоторные координации, тактильность, зрительную память.

Ход занятия

Учитель. Ребята, вы учились в школе АБВГДейка.

Ø Чем мы занимались на занятиях?

Звучит музыка.

Ø Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде. На доске вагоны, нумерация нарушена.

Ø Сосчитайте вагоны. Сколько их? (Девять).

Ø Наш поезд не может отправиться, так как нумерация вагонов нарушена. Ваша задача - расставить вагоны по порядку.

Дети выходят, берут по вагончику и формируют состав правильно.

Звучит музыка «Голубой вагон».

Ø Мы отправимся в путешествие не одни, а с героями одного известного мультфильма. Какого? Вы это узнаете, если правильно рассадите героев.

Вагоны на доске разного цвета.

Ø В вагоне красного цвета едет Чебурашка, в третьем по счету вагоне едет Крокодил Гена, справа от Крокодила едет Жирафа, слева от Чебурашки едет Обезьянка, в предпоследнем вагоне едет пес Тобик.

Дети выполняют задание.

Звучит музыка. Дети выполняют физкультминутку «Танец сидя».

Ø Наш поезд едет очень быстро, вот уже и первая станция – «Звук ».

Ø Вокруг нас много разных звуков. Какие звуки вы можете услышать?

Ответы детей.

Ø На станции «Звук» нас встретил...

У неё четыре лапки.

Лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей,

Она гроза для мышей.

Кто это? (кошка)

У кошки три котенка, они мяучат громко.

В лукошко мы глядим, куда пропал один?

Вдруг видим, из-под лавки его выносит кошка,

Он первым встал на лапки и вылез из лукошка.

А сколько котят не умеют ходить?

Под музыку «Голубой вагон» дети выполняют физкультминутку.

Ø Станция «Игровая ». Поезд остановился. Выбегаем из вагонов. Смотрите, какой большой расчерченный квадрат. Давайте играть в классики.

Дети играют.

Ø А теперь начертим такой же квадрат у себя в тетради. Дети чертят квадрат под диктовку учителя: 6 клеток вверх, 6 клеток вправо...

Ø Теперь следующая игра. Познакомимся с ее правилами.

Учитель рассказывает правила игры (игра типа «Муха»).

После игры следует физкультминутка "Буква - движение".

Ø Ой, слышите - это гудок поезда. Скорее по вагонам, а то поезд уедет без нас.

Жирафа прибежала быстрее Тобика, а Тобик быстрее Чебурашки.

Ø Кто прибежал самый первый? Кто последний?

Ø Все расселись по вагонам? А все ли сели на свои места?

Игра «Что изменилось?»

Звучит музыка.

Ø Наши герои отправляются к себе в сказку. Давайте им помашем на прощание.

Дети машут. Затем учитель награждает лучших.

Встреча 1

Скоро в школу.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Оборудование и материалы:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Презентация “Скоро в школу”
  4. Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
  5. Звоночек.
  6. Буклеты для родителей будущих первоклассников.
  7. Запись спокойной инструментальной музыки.
  8. Пенал.

Подготовительный этап

1. Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече. Оповещение родителей осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 1 .

2. Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется презентации “Скоро в школу”.

Ход встречи

Этап знакомства.

Психолог : Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня………., я – будущий классный руководитель ваших детей.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).

Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд)

Обязательно задайте следующие вопросы:

  • Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
  • Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
  • Что радует и что тревожит в своём ребенке?
  • Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек ).

Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.

(Родители представляют друг друга )

Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.

Информирование.

Выступление учителя начальных классов: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

Учитель : В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать ”.

Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кординально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

  • к новому взрослому, к коллективу;
  • к новым требованиям;
  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

(Слайд)

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

  • интеллектуальный
  • эмоциональный
  • социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

(Слайд)

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
  • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Обсуждение

Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.

Информирование

Выступление учителя: «Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти».

Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что «ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе». Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.

(Слайды)

  • Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
  • Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
  • Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
  • Различать гласные и согласные звуки и буквы.
  • Определять место ударения в слове.
  • Уметь читать слоги.
  • Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
  • Иметь пространственные и временные представления.
  • Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
  • Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
  • Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
  • Соотносить число предметов и цифру.
  • Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
  • Читать простейшие математические записи.
  • Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же, нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: «А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?». Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета.

Демонстрируется (Слайд), раздаются буклеты родителям.

Учитель : Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд)

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Обратная связь.

Учитель : Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.

Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?

Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

Ваши пожелания организаторам?

Спасибо всем за продуктивное и открытое общение.

Литература

  1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
  2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
  3. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.

Встреча 2

Ребята и зверята или индивидуализация по Остеру.

1. Повысить интерес и внимание родителей к внутреннему миру их ребенка.

2. Способствовать принятию родителями типологических особенностей характера их детей.

Подготовительная работа к собранию

1. Напечатать и раздать пригласительные билеты для родителей.

2. Подобрать мягкие игрушки (до 10 штук).

3. Отпечатать бланки анкеты на каждого участника.

4. Подготовить видеозапись мультфильма «Завтра будет завтра» по сказке Г. Ос



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация