Землеустройство и виды землеустроительных работ. Конспекты юриста Смотреть что такое "землеустройство" в других словарях

Главная / Налоги

Землеустройство - сложное социально-экономическое явление; состав мероприятий, входящих в него, меняется по мере исторического развития.

Более развитую форму землеустройство получило в начале XX в. при проведении Столыпинской аграрной реформы. Теперь ставилась задача не только отграничения земель, но и целесообразного размещения земельных участков (землевладе­ний) и придания им удобной формы для ведения хозяйства. Таким образом, нужно было решать не только технические и правовые, но и экономические проблемы. Наконец, Столы­пинская реформа ориентировалась и на достижение определен­ных политических (а не только экономических) целей. Этим содержание дореволюционного землеустройства в России в основном и исчерпывалось.

В «Общих началах землепользования и землеустройства», принятых в декабре 1928 г., было сказано, что «землеустройство должно способ­ствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками землепользования, переходу к улучшенным сево­оборотам, коренному улучшению земельных угодий, хозяйст­венному освоению земли». Для выполнения этих задач одного межхозяйственного землеустройства и его методов было уже недостаточно. Нужны были действия по организации и улучшению использования земли внутри землепользований, границы которых уже установлены и являются устойчивыми. Так возникло внутрихозяйственное землеустройство сельско­хозяйственных предприятий (совхозов и колхозов). Содержание его в основном определилось уже в 30-е годы, а в послевоенный период получило дальнейшее развитие. На разработку его методов и были преимущественно направлены усилия ученых и практиков.

Землеустроителям приходилось решать все более широкий круг задач, относящихся к организации использования земли, особенно в сельском хозяйстве, на территории конкретных предприятий. Определялись назначение, размеры, форма, рациональное размещение каждого участка земли. Создавались территориальные условия для повышения плодородия земли, продуктивности угодий, улучшения организации производства, использования техники. Большое значение придавалось ведению и освоению правильных севооборотов. Этот аспект внутрихозяйственного землеустройства продолжает развиваться и в настоящее время.

Следующим важным шагом можно считать противоэрозион­ную организацию территории, разработку в составе и на основе землеустроительных решений комплекса мероприятий по борьбе с эрозией почв. Таким образом, землеустройство стало решать в полном объеме задачи изменения и улучшения природных свойств земли и далеко вышло за пределы действий экономического, правового и технического характера.

В самое последнее время начались работы по размещению и установлению границ территорий с особыми режимами использования; их можно отнести к ландшафтному проектиро­ванию. Необходимость таких действий была закреплена в законодательстве.


В процессе развития землеустройство, расширяя сферу своих задач, не отбрасывало ранее освоенные методы, а продолжало пользоваться ими, только на более высоком уровне

Прежде чем сформулировать современное определение зем­леустройства, необходимо рассмотреть понятие организаций использования земли, которое также является одним из основных.

Организация использования земли представляет собой, прежде всего действия, предшествующие ее непосредственному использованию, предопределяющие и формирующие его харак­тер, создающие для этого необходимые условия (к таким действиям относятся, в частности, планирование и проектиро­вание). Кроме того, под организацией использования земли понимается и действующая система, его осуществления.

В целом такая организация включает:

Установление на земле порядка, максимально соответствующего конкретным производственным, экономическим, социаль­ным, экологическим целям;

Устройство земли как природного ресурса и как объективно социально-экономических связей;

Устройство земли совместно с другими, связанными с ней, средствами производства;

Соблюдение в процессе использования земель общих народнохозяйственных интересов, а также положений, заложенных региональных и локальных программах.

Землеустройство включает в себя организацию использования земли как свою основную задачу.

К основным функциям землеустройства, связанным с ее решением, относятся:

Регулирование, организация, совершенствование землепользования и землевладения всех форм;

Межхозяйственная и внутрихозяйственная организация территории;

Образование фондов земель;

Территориальная организация агропромышленного комплекса, улучшение природных ландшафтов и др.

В нашей стране землеустройство представляет собой прежде всего систему государственных мероприятий. В эту систему входят экономические, правовые, технические и экологические действия, осуществляемые государственными землеустроительны­ми органами; прогнозирование, планирование и проектирование организации территории; организация использований и охраны земельных ресурсов в настоящее время, на ближайшую и на отдаленную перспективу по стране в целом и по отдельным регионам, категориям земель, землепользованиям, по видам угодий и отдельным участкам.

В эту систему входит и составление различных схем проектов с использованием мате­риалов земельного кадастра.

Будучи по своей сути экономическим мероприятием, зем­леустройство проводится в единой системе с правовыми, техническими и иными действиями. При этом разрабатываются различные экономические, экологические, правовые и техниче­ские вопросы, относящиеся к организации использования земель, что и должно найти свое отражение в научном определении понятия «землеустройство». Ведь любое определе­ние кратко, одной фразой, описывает суть и содержание сложного явления, выделяет его наиболее общие и самые характерные признаки. В то же время почти всякое опреде­ление именно в силу своей краткости оказывается недостаточно полным, что нередко приводит к появлению все новых и новых его вариантов.

Землеустройство - это социально-экономический процесс и система мероприятий по организации использования и охране земель, организации и регулированию землевладений, землепользовании и специальных фондов земель, устройству территории сельскохозяйственных предприятий, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.

Землеустройство - это составная часть хозяйственного меха­низма страны. Его основными задачами являются:

Формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;

Создание равных территориальных условий для развития всех форм землевладения, землепользования и хозяйствования на земле;

Разработка предложений по установлению режима и условий использования земель, предоставленных в собственность, вла­дение и пользование;

Подготовка данных для установления земельного налога и арендной платы за землю, возмещения потерь сельскохозяйст­венного производства и убытков землевладельцев и землеполь­зователей при изъятии земель;

Обеспечение точности и бесспорности обозначения на мест­ности границ, установленных при землеустройстве;

Обоснование направлений и установление перспектив мели­орации;

Создание территориальных условий для рациональной орга­низации сельскохозяйственного производства;

Разработка мероприятий по сохранению и улучшению природных ландшафтов, повышению и восстановлению плодо­родия почв, рекультивации земель, защите их от эрозии и других процессов деградации, а также по консервации нарушенных земель.

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
    • Земли рекреационного назначения
    • Особо ценные земли
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Землеустройство и его виды

Землеустройство - необходимый элемент упорядоченного земельного правопорядка. Оно включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вот такое (в шестьдесят с лишним слов) предложено российским гражданам понятие землеустройства в Земельном кодексе РФ (ст. 68). Есть в нем и другие многословия при формулировании правовых понятий, но данное - самое длинное и труднопроизносимое из имеющихся.

Порядок проведения землеустройства определяется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г., другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Землеустройство проводится на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, судебных решений и договоров о проведении землеустройства.

Проводя землеустроительные мероприятия, государство осуществляет управление землями независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки. При этом объектами землеустройства признаются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных и административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, землеустройство проводится в обязательном порядке. Такие случаи, например, названы в Федеральном законе «О землеустройстве» (ст. 3):

  • изменения границ объектов землеустройства;
  • предоставления и изъятия земельных участков;
  • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
  • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; для выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболочиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
  • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от негативных воздействий.

При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы в установленном порядке.

В случаях изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 6 ст. 69 ЗК РФ).

Цель землеустройства - обеспечение рационального использования земель, их охрана, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

Его основными элементами являются:

  • планирование и организация рационального использования земель и их охраны;
  • изучение состояния земель;
  • геодезические и картографические работы;
  • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
  • оценка качества и инвентаризация земель;
  • образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, их межевание.

Действующее законодательство различает территориальное и внутрихозяйственное землеустройство.

Территориальное землеустройство предусматривает выполнение работ по межеванию объектов землеустройства, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства. Порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Этот вид землеустройства проводится путем выполнения работ по организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства и организации территории, используемой коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни. В ходе этих работ разрабатываются мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых, восстановлению, консервации и рекультивации нарушенных земель, защите их от негативных воздействий.

В процессе проведения землеустройства разрабатывается и оформляется предусмотренная законодательством землеустроительная документация. Ее основной перечень составляют: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель, проекты территориального и внутрихозяйственного землеустройства, материалы межевания объектов землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.

При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства. Они используются при нанесении их границ на соответствующие дежурные кадастровые карты (планы).

Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию по каждому объекту землеустройства, другие касающиеся этого объекта материалы.

Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения соответствия землеустроительной документации исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства землеустроительная документация подвергается экспертизе. Правила ее проведения определены в Положении о государственной экспертизе землеустроительной документации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 214.

Федеральное агентство государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение экспертизы следующей документации:

  • генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
  • документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти;
  • документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

Проведение экспертизы остальной землеустроительной документации организуют территориальные органы Федерального агентства государственной регистрации, кадастра и картографии.

Экспертиза землеустроительной документации осуществляется по решению органов государственной власти, органов муниципального самоуправления или по инициативе заинтересованных лиц (заказчики экспертизы). Они направляют землеустроительную документацию в Роснедвижимость России или его территориальные органы, где она регистрируется в установленном порядке. Данные органы в срок не более семи дней с даты регистрации землеустроительной документации уведомляют заказчика экспертизы о принятии землеустроительной документации на экспертизу (при соответствии ее установленным техническим условиям и требованиям) либо о сроках представления недостающей документации.

В течение 14 дней после регистрации землеустроительной документации Роснедвижимость России или ее территориальный орган определяет состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь, иные члены экспертной комиссии) и утверждает задание на осуществление экспертизы и срок ее проведения. С учетом объема и вида представленной на экспертизу землеустроительной документации срок ее проведения составляет, как правило, один месяц. При необходимости он может быть продлен до трех месяцев.

Руководитель экспертной комиссии обеспечивает проведение экспертизы и подготовку проекта заключения экспертной комиссии. Он имеет право запрашивать у заказчика экспертизы дополнительную информацию, необходимую для подготовки проекта заключения. При одобрении проекта заключения экспертной комиссией не менее чем двумя третями голосов членов комиссии оно подписывается всеми членами комиссии. При несогласии некоторых членов экспертной комиссии с заключением они его подписывают с пометкой «особое мнение».

Положительное заключение должно содержать выводы о соответствии землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства. Отрицательное заключение может содержать выводы о невозможности проведения землеустройства ввиду несоответствия землеустроительной документации, представленной на экспертизу, исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, о необходимости доработки (переработки) землеустроительной документации с учетом замечаний и предложений экспертной комиссии и представления этой документации на повторную экспертизу.

Заключение экспертной комиссии утверждается Федеральным агентством государственной регистрации, кадастра и картографии или его территориальным органом. Данное заключение и копия приказа о его утверждении направляются утвердившим ее органом заказчику экспертизы в течение пяти дней с даты подписания приказа.

Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передавать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18 июня 2001 года, землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни .

Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также части указанных территорий и зон.

Землеустройство делится на территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное (Рис.5.1).

Рис. 5.1. Виды землеустройства и их цели

Территориальное землеустройство представляет собой систему мероприятий для распределения, либо перераспределения земельных ресурсов, формирования земельных фондов, образования новых и совершенствования существующих землепользований, с целью устранения недостатков при размещении земельных массивов предприятий и хозяйств.

Задачи ТРЗ :

    Создание равных организационных территориальных условий развития всех форм хозяйствования на земле.

    Формирование и совершенствование рациональной устойчивости системы землевладений и землепользований.

    Установление точности и бесспорности обозначения на местности границ землепользований.

    Разработка мероприятий, направленных на улучшение и восстановление земель.

    Сохранение и совершенствование систем расселения.

Внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) - это комплекс мероприятий по организации, использованию, охране земель в границах конкретных хозяйств, для устройства территорий внутри землепользования, а также для наиболее продуктивного использования и сохранения плодородности почв.

Задачи ВХЗ:

1. Определение назначения, характера и режима использования каждого земельного участка и контура угодий в соответствии с присущими ему свойствами.

2. Определение мер по улучшению производительных свойств и природных условий земельных участков на основе мелиоративных, культурно-технических или агротехнических мероприятий.

3. Обеспечение рационального соотношения и сбалансированности основных элементов и условий производства.

4. Создание организационно-территориальных условий для применения современных технологий, производительного использования техники, повышения культуры земледелия, научной организации труда и управления сельскохозяйственным производством.

5. Разработка систем природоохранных и почвозащитных мероприятий, обеспечивающих экологическое равновесие окружающей природной среды и экологическую безопасность сельскохозяйственного производства.

6. Разработка систему земельно-оценочных нормативов, необходимых для регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, внутрихозяйственного планирования и управления, налогообложения и решения других задач.


На протяжении тысячелетий развитие цивилизации происходило на земле. И хотя довольно давно человек стал надолго уходить в море, несколько веков назад рискнул подняться в воздух, а по историческим меркам совсем недавно дотянулся до космического пространства, земля остается для него единственно возможным местом жизни. Даже покидая ее, он стремится быстрее вернуться назад.

Хотя сегодня может создаться впечатление, что значительная часть людей «оторвалась от земли», потеряла с ней связь, пусть и в переносном смысле слова. И если некоторые из них пытаются эту потерю компенсировать эпизодическими поездками на дачу, другие, воспринимая прилагательное «приземленный» исключительно в негативном контексте, об этой на самом деле несуществующей потере нисколько не жалеют.

С бесспорными подтверждениями значимости земли, а в современных условиях еще и важности правого обеспечения ее оборота, человек сталкивается постоянно. И это закономерно, ведь любая недвижимость стоит на земле, и, как правило, неразрывно с ней связана (да и сама земля помимо прочих своих функций является недвижимостью). А всякое владение, пользование или распоряжение землей требует ее измерения.

Землеустройство сегодня ─ это комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: изучение состояния земель, планирование и организацию их рационального использования и охраны, описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства. (Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части).

Организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков, обозначаются термином «внутрихозяйственное землеустройство».

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ и проч.

Землеустройство и виды землеустроительных работ

Мало кто из нас имеет четкое представление о значении слова пока лично столкнется с этим понятием в быту.

Землеустройство - это определенный комплекс мероприятий, направленный на урегулировку возникающих вопросов землепользования. Кроме того, предусматривается решение вопросов по охране земли, рационального использования земельными ресурсами. Во вех этих вопросах земля рассматривается как средство производства.

Землеустроительные работы так же предусматривают упорядочивание имеющихся на участке объектов и согласование строительства новых.

Виды землеустроительных работ

Землеустроительные работы производятся лишь при наличии определенных участков земли с имеющимися четкими границами, при восстановлении прав на тот или иной участок при разделе ограниченного участка на несколько частей.

Зачастую землеустроительные работы необходимы при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между родственниками или соседями, при невозможности самостоятельного определения границ имеющихся участков.

Раздел и проведение землеустроительных работ так же может потребоваться при приобретении земли под государственных нужды. Важно лишь, чтобы юридическому или физическому лицу, у которого был совершен выкуп, предоставили другой участок, имеющий аналогичную рыночную стоимость, качество почвы и место расположения. Часто последние требования не всегда удовлетворяются, поэтому возникает необходимость проведения землеустроительных работ.

К землеустроительным работам относят следующие виды работ:

  • Сбор необходимой документации о земельном участке для постановки на Государственный кадастровый учет;
  • Определение границ;
  • Инвентаризация;
  • Определение рациональности использования земельного участка, организация охраны труда;
  • Образование новых участков;
  • Оценка качества участка и определение возможности его использования под те или иные нужды:
  • Создание и ведение необходимой документации, касающейся земельного участка и его пользования;
  • Проведение различных исследований для определения качества почвы.

Все вышеперечисленные землеустроительные работы производятся для одной цели - создать наиболее точный топографический план и карту участка. Все эти работы состоят из трех этапов:

  • Подготовительный этап. На этом этапе специалисты тщательно изучают предоставленные документы по земельному участку и определяю план проводимых работ. Также составляется задание и договор на проведение землеустроительных работ.
  • Полевой этап. Этот этап получил свое название из-за непосредственного нахождения специалистов на исследуемом участке. В процессе работы производится топографическая съемка, обследуется территория.
  • Камеральный. На этом этапе составляются и обновляются документы по изучаемому земельному участку, на план наносятся возможные коммуникации и сети, необходимые на земельном участке. Заказчику преподносится полный отчет о проделанной работе, согласовывается землеустроительная документация и схемы земельных участков.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация