Административные правоотношения.  Обществознание: Административное право Наказания по административному праву обществознанию

Главная / Суд

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России.

В его предмет входит следующие группы отношений:

  • - организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб полиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков);
  • - надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей);
  • - административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в полицию, применение огнестрельного оружия и др.).

Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России .

Административное право России - это ведущая отрасль публичного права российской правовой системы, представляющая собой системную совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации полномочий государственной (в первую очередь - исполнительной) власти.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обеспечения публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан и юридических лиц, а также иных отношений, связанных с ее деятельностью или при осуществлении административного судопроизводства.

Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. В структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и его нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.

Субъект - это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления. Объект - это то, на что воздействует административно-правовое отношение. Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти. Содержание административно-правовых отношений - это права и обязанности сторон правоотношений.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Признаки административно-правовых отношений:

  • - несимметричные обязанности и права сторон, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
  • - одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • - данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • - разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является не только самоцелью и возможностью определения сугубо теоретических подходов и взглядов, но и необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие заключается в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть.

В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. В редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ. Например, ст. 9.10, 21.7.

Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строгого наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным.

Субъект правонарушения - это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений законодатель отнес физических лиц и юридических лиц.

К физическим лицам относятся граждане РФ, должностные лица, лица, которые за совершение административных правонарушений несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, - на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия - за неисполнение либо ненадлежащее исполнением своих служебных обязанностей.

КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3.5, 3.11 и др.).

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административных наказаний и порядок их назначения определены в КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому или юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, наличие в действиях правонарушителя признаков состава правонарушения и др.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Кодекс установил, что законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться только такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф.

В отношении юридического лица могут применяться только четыре их вида:

  • - предупреждение;
  • - административный штраф;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - административное приостановление деятельности.
  • Административное право Российской Федерации: учебник/ под ред.А.В. Мелехина. М ЮСТИЦИЯ, 2016. С. 26.

Одной из ветвей власти является исполнительная. Работа ее представителей строится на основе юридических норм, которые вместе составляют целую отрасль – административное право. Так как оно реализуется в обществе, возникают административные правоотношения.

Система административного права

Административное право регулирует только те отношения, которые возникают между людьми, призванными осуществлять исполнительную власть.

Среди других юридических наук административное право – самая молодая наука. Она зародилась только в 18 веке и тогда получила название “наука полиции”.

Особенности норм этой отрасли права:

  • властный, обязательный характер норм;
  • охватывают все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
  • субъекты административного права: граждане, органы власти, например, различные министерства, полиция, чиновники, организации, в том числе политические партии;
  • у названных субъектов есть свои права и обязанности.

Поясним, как проявляется особенность административного права проникать во все сферы жизни. В политической сфере оно включает в себя управление органами безопасности, иностранных и внутренних дел. В экономической – управление сельским хозяйством, промышленностью, финансами, в социально-культурной сфере – управление такими областями, как образование, медицина, наука и другое.

Источники норм административного права

Как и другие принятые в обществе и закрепленные государством правила, административные нормы отражены в законах и кодексах, которые частично или полностью посвящены этой области права:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Конституции Российской Федерации;
  • Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Формы норм административного права

Чаще всего выделяют три формы:

  • нормы-запреты

Они не позволяют совершать определенные действия. Например, нормы строго запрещают кражу, нарушение правил дорожного движения, хулиганство и так далее.

  • нормы-предписания

Они, напротив, указывают на те действия, которые необходимо совершать. К примеру, к таковым относятся должностные инструкции.

  • нормы-дозволения

Это права людей, на которые распространяются нормы административного права. К ним можно отнести возможность проводить митинги, получать медицинскую помощь, право на неприкосновенность жилища и другое.

Особенности административного правоотношения

  • избирательный характер: оно возникает исключительно в области деятельности исполнительной власти;
  • оно появляется только тогда, когда его участники – органы или люди – субъекты административной власти;
  • его субъекты наделены особыми полномочиями, которые позволяют им управлять и делать распоряжения от имени государства.

Административное правонарушение

Правонарушение, или проступок, в этой сфере может быть направлен против:

  • прав граждан;
  • порядок в обществе;
  • собственность;
  • экологическую безопасность.

За правонарушение предусмотрены специальные наказания.

К ним относятся:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • арест;
  • обязательные работы;
  • приостановление деятельности.
Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 297.

Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление, руководство». Поэтому административное право нередко называют управленческим правом. Оно представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти. (Перечислите их.)

Видами административно-правовых отношений являются внутриаппаратные отношения (например, между руководителями отделов аппарата управления и подчиненными ему работниками); отношения между соподчиненными органами государственного управления (Правительством РФ и министерствами); между несоподчиненными органами (двумя министерствами). Административное право регулирует также взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; государственными и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями (скажем, взаимоотношения городского Департамента образования с частным лицеем). Виды административно-правовых отношений - это и взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями, например областной администрации с советом ветеранов; исполнительных органов с гражданами- Например, взаимоотношения Отдела внутренних дел и гражданина, призванного соблюдать правила паспортной системы, дорожного движения, противопожарной безопасности и пр.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и пр.) или должностное лицо. Другая особенность - исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта - соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД - наблюдать за движением транспорта).

Добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей порождает правомерные действия. Например, обучение в школе, вузе и пр. предполагает систематическое посещение занятий, самоподготовку, сдачу экзаменов и пр. Неправомерные действия образуют административные правонарушения (проступки). Подчеркнем, что основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Согласно Кодексу административные проступки делятся на виды: в области охраны труда и здоровья (например, руководитель вредного производства не выдал работникам специальную защитную одежду); посягающие на государственную собственность (самовольное пользование водой из озера в промышленных целях); в области охраны природы, памятников истории и культуры (незаконная порубка елки для своей семьи); на транспорте, в сфере дорожного хозяйства и связи (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и пр.); в области торговли и финансов (нарушение правил продажи спиртных напитков); посягающие на общественный порядок (нецензурная брань в общественном месте и пр.); посягающие на установленный порядок управления (неповиновение работнику милиции и др.).

За совершение административных проступков наступает административная ответственность в форме административных взысканий. К ним относятся: предупреждение, штраф, возмездное (с оплатой стоимости) изъятие предметов и орудий правонарушения, лишение специального права (права охоты, водительских прав), административный арест (кратковременное лишение свободы) до 15 суток, дисквалификация.

Административная ответственность наступает в полном объеме с 16 лет. Ее цель - воспитание лица в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку, предупреждение совершения им и другими лицами новых правонарушений.

Обществознание

Лекция № 53.

Раздел 6.3 Отрасли российского права

Тема: Административное право.

Цель: изучить особенности административного права.

Задачи:

учебная : изучить понятие, источники и виды наказания административного права;

развивающая : развитие познавательных компетенций;

воспитательная: приобщение студентов к правовой культуре, и уважению закона.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент. (3 минуты)

    Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Особенности конституционного права.

2. Обязанности гражданина

План:

1. Понятие и источники административного права.

2. Административные правоотношения.

3. Административные наказания (50 мин).

Ход урока

№1. Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполни тельной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями; между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйствен­ными и социально-культурными объединениями; между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических вла стных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.

В административных правоотношениях одни приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и об­щественных органов.

Жалоба - это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы. Если жалоба в вышестоящие органы не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удов­летворении жалобы.

Конституции РФ

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»


Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации»


Постановления Правительства РФ


Адми нистративная ответственность – это применение к физическому или юридическому лицу, совершившее административное правонарушение, мер административного наказания. Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административ ных правонарушениях (КоАП РФ), введен в действие с 1 июля 2002 г. В Кодексе пять разделов:

раздел I - Общие положения;

раздел II - Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них);

раздел III -Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные 1 рассматривать дела об административных правонарушениях;

раздел IV - Производство по делам об административных правонарушениях;

раздел V - Исполнение постановлений по делам об административных правона­рушениях.


2. В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

    посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

    посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

    в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

    на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

    в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

    в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

    в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

    в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждый из административных проступков положено административное наказание.

№3. Административная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.






Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация мо гут устанавливаться и применяться только в качестве ос новных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополни тельных наказаний.

Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, выделяются:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    органы внутренних дел;

    органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    налоговые органы;

    федеральные органы налоговой полиции;

    таможенные органы;

    военные комиссары;

    органы рыбоохраны

И многие другие органы и должностные лица.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Незаконные действия по привлечению к администра­тивной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.

Лицу, привлекаемому к ответственности, должно быть гарантировано осуществление его прав. В частности, нарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства. Для защиты своих интересов он может пригласить адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится и объявляется немедленно после рассмотрения дела. По делу выносится одно из следующих постановлений: о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством - при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В течение трех дней копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления.

Закрепление

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Каковы источники административного права?

4. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонару­шения и какова его структура?

5. Какие виды административных правонарушений вам известны?

6. В чем состоит административная ответственность?

7. В чем суть административного наказания?

8. Какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ?

9. Какие административные наказания являются основными?

10. Каким органам подведомственны дела об административных правонарушениях?

Домашнее задание: подготовить следующие темы: Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты. Чем опасны нарушения правил дорожного движения? Водитель и работник государственной инспекции по безопасности дорожного движения: трудный диалог. Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы. (7 минуты).

Лекция по обществознанию на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

Административное право как наука изучает отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти. Административное право как отрасль права состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и деятельности исполнительной власти в Российской Федерации.

Орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, осуществляющая деятельность по государственному управлению с целью исполнения законов, наделенная полномочиями распорядительного характера.

В органах исполнительной власти работают государственные служащие. Под государственной службой законодательство понимает не просто работу по найму в государственном органе, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Такая деятельность осуществляется за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственные должности подразделяются на три категории.

    1. Государственные должности категории А. Это должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

      Государственные должности категории Б. Это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории А.

      Государственные должности категории В. Это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Прохождение государственной службы включает несколько этапов: поступление на госслужбу, собственно прохождение госслужбы, прекращение госслужбы.

Законодательство устанавливает принцип равного доступа к государственной службе. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком. Допускаются лишь требования к уровню подготовки, стажу, возрасту, здоровью. Предусматривается перечень ситуации, когда гражданин не может быть призван на государственную службу: недееспособность, ограниченная дееспособность; решение суда, запрещающее занимать определенные должности, наличие заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; близкое родство или свойство с государственным служащим, если в отношении него существует связь с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, наличие гражданства иностранного государства и др. Способом замещения государственной должности служит назначение. После назначения на должность гражданин заключает трудовой договор на неопределенный срок либо на срок не более пяти лет.

При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными федеральным законом о госслужбе. Так, например, этот закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаше одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года. Другая особенность - расширенный по сравнению с трудовым законодательством перечень оснований для увольнения госслужащего по инициативе руководителя государственного органа. К ним относятся достижение госслужащим предельного возраста для нахождения на госслужбе (60-65 лет), прекращение гражданства РФ, несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для госслужащего, разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны, возникновение обстоятельств, препятствующих продолжению госслужбы.

Органы исполнительной власти вынуждены в своей деятельности применять меры административного принуждения с целью заставить обязанных лип выполнять предписанные законом действия. Выделяют административно-предупредительные меры, цель которых - предупреждение возможных правонарушений. Они носят профилактический характер (досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). Применяются также меры административного пресечения, которые направлены на прекращение противоправных деяний и предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Выделяются административно-восстановительные меры, связанные с восстановлением в правах, возмещением ущерба (снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений и др.).

Основную роль в системе мер административного принуждения играют меры административной ответственности. Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Документом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, служит Кодекс об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности служит административное правонарушение. Административное правонарушение (проступок) - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

      1. это деяние, выраженное в виде действия или бездействия. Мысли и убеждения не считаются правонарушением;

        это антисоциальное деяние. Административное правонарушение наносит вред общественным отношениям, отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности и может в некоторых случаях перерасти в преступление;

        это противоправное деяние, так как оно нарушает нормы права;

        это виновное деяние, предполагающее наличие вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.

Прежде чем привлечь лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии состава правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности. К ним относятся объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Причинить вред общественным отношениям возможно путем причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения); путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение вещи); путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного права, за которое установлена административная ответственность.

Субъект административного правонарушения - это физические и юридические лица. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранцам и лицам без гражданства. Возраст для административной ответственности установлен в 16 лет. Не несут ответственность лица, находившиеся в момент совершения правонарушения в состоянии невменяемости, т.е. те, кто не могли отдавать отчет в своих действиях, а также лица, обладающие иммунитетом (неприкосновенностью) - депутаты, судьи, прокуроры, дипломаты и др.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и его последствиям. Важной составляющей субъективной стороны выступает вина, которая проявляется в умысле или неосторожности.

Законодательство выделяет различные виды административных правонарушений: 1) посягающие на права и здоровье граждан (проведение агитации в день выборов, нарушение норм по охране труда, нарушение санитарных норм и т.д.); 2) посягающие на собственность (мелкое хищение); 3) правонарушения в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры (незаконная вырубка деревьев, засорение лесов, нарушение правил противопожарной безопасности в лесах, и др.); 4) посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство).

Большую группу составляют административные правонарушения против государства:

1) правонарушения в области использования тепловой и электрической энергии (нарушение правил пользования газом); 2) правонарушения на транспорте (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд в общественном транспорте и др.); 3) правонарушения в области жилищно-коммунального хозяйства (самовольное строительство и др.); 4) правонарушения в области торговли (нарушение правил торговли); 5) правонарушения, посягающие на порядок управления (неповиновение сотрудникам милиции, проведение несанкционированных митингов, проживание без регистрации и др.).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления могут дополнять установленный законом перечень административных правонарушений.

За совершение административного правонарушения налагается административное взыскание - мера государственного принуждения, применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение или иное правонарушение, за которое по закону могут быть применены меры административной ответственности.

Целями административного взыскания служат: а) воспитание лица, совершившего административное правонарушение; б) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем: в) предупреждение совершения новых правонарушений другими липами (на примере наказуемого).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты), исправительные работы, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Принципы наложения административного взыскания:

        1. административное взыскание может быть наложено только на лило, совершившее административное правонарушение;

          при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности, т.е. взыскание применяется в соответствии с законом;

          при привлечении липа к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания, т.е. нужно учитывать все конкретные обстоятельства, личность нарушителя, причиненный вред и т.д.

В последнем случае целесообразно учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также возможность освобождения от ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся чистосердечное раскаяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года. Могут учитываться и другие смягчающие обстоятельства.

Отягчающими обстоятельствами служат продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лип; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию незначительности правонарушения. Обстоятельством препятствующим наложению административного взыскания, является истечение срока давности, который установлен в два месяца со дня совершения правонарушения. Кроме того, административное взыскание не налагается в случае объявления амнистии или помилования.

Вопросы и задания

1. Дайте определение административного права.

2. Что понимается под государственной службой? Какие категории государственных должностей существуют?

          1. Каков порядок прохождения государственной службы?

            Какие меры административного принуждения существуют?

            Каковы определение и признаки административного правонарушения?

            Охарактеризуйте состав административного правонарушения.

            Какова классификация видов административного правонарушения?

            Что такое административная ответственность? Какие виды административных взысканий существуют?

            Назовите принципы наложения административного взыскания.

            В каких случаях говорят о смягчающих и отягчающих обстоятельствах? В каких случаях возможно освобождение от административной ответственности?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация