Чем семейное обучение отличается от домашнего. Кому не подходит семейное обучение

Главная / Суд

24 Сен 1 1741

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Семейное образование по новому закону является внешкольной формой обучения. Другими словами, школа никак не может вмешиваться в этот процесс и контролировать его. Впрочем, как и раньше. Однако в прежние времена в законе это было отображено достаточно размыто, чем могли воспользоваться школы, вмешиваясь в учебный процесс и диктуя родителям свои правила. Теперь же все прописано очень явно и четко.

Не все понимают, что такое семейное образование, часто путая его с экстернатом или домашним обучением. На самом деле это три совершенно три разных вида образования. В экстернате ребенок не числится в списках учеников конкретного образовательного учреждения. Он получает знания самостоятельно, имея возможность осваивать программу быстрее, чем школьники (например, программы двух классов за один год). Свои знания подтверждает прохождением промежуточных и итоговых аттестаций в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. Пройдя всю программу и сдав все экзамены, получает аттестат государственного образца.

Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья на основании выданных медицинским учреждением справок. При такой форме обучения школа контролирует и помогает родителям организовать учебный процесс.

Семейное образование можно сравнить с экстернатом – ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат. Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных их знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.

Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу и участвовать в учебном процессе наравне с другими детьми.

В «семейных условиях» можно получить начальное, основное и среднее образование. Все они подразумевают прохождение промежуточных и итоговых аттестаций согласно учебному плану и порядку образовательного учреждения. Исключение составляет семейное дошкольное образование – в этом случае аттестации не требуются.

Если родители хотят самостоятельно заниматься образовательным процессом чада, им необходимо подать в школу, которую посещает их ребенок, заявление о переводе ученика на семейное обучение. Составляется договор, в котором подробно оговариваются тонкости «сотрудничества» ребенка со школой (сроки аттестаций, требования к их прохождению и т.д.). Нередко подобный договор заключается в устной форме.

Семейное образование и самообразование

Зачем переводить ребенка на внешкольную форму обучения, если у него нет проблем со здоровьем, препятствующих посещению образовательного учреждения? На самом деле причин может быть немало. Семейное образование и самообразование целесообразны, если ребенок:

  • не испытывает интереса к общению со сверстниками, не становится частью коллектива;
  • подвергается издевательствам со стороны других детей или учителей и из-за переживаний не может полноценно сосредоточиться на учебе;
  • более талантлив и развит, чем его одноклассники, многое из общей программы ему уже известно, поэтому он нуждается в индивидуальных заданиях;
  • серьезно занимается творческой или ( , танцами, гимнастикой и т.д.) и из-за постоянных занятий, тренировок или соревнований не успевает посещать школу наравне со всеми.

Также семейное образование актуально и в том случае, когда родителей не устаивает сложившийся в школе порядок. Например, учитель из-за большого количества учеников не успевает уделить достаточно времени каждому школьнику, из-за чего у ребенка могут возникнуть проблемы с предметом.

Семейная форма получения образования имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести возможности:

  • уделять предметам, к которым у ребенка есть особые способности, больше времени;
  • выбора собственного режима и темпа обучения (если, например, в школе ребенок освоил материал раньше одноклассников, он должен ждать, пока учитель перейдет к следующему этапу, дома же он может спокойно двигаться дальше или заниматься другими предметами);
  • разнообразить учебный процесс, сделать его более захватывающим, исходя из особенностей и пожеланий ребенка (если в школе ученик вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают, то родители действуют согласно его интересам: например, организовывают не «ради галочки», а ради того, чтобы их чадо посмотрело то, что ему хочется);
  • введения дополнительных предметов, которых в школе и вовсе может не быть.

Обучение в форме семейного образования позволяет ребенку намного быстрее стать самостоятельным, научиться принимать решения и нести ответственность, ведь ему приходится основной объем материала осваивать своими силами. Конечно, родители помогают ему, но основная нагрузка ложится на его плечи. Согласно статистике, дети, получившие семейное образование, лучше сдают экзамены, чем многие дети, обучавшиеся в школе. Главная причина заключается в том, что у ребенка нет возможности отлынивать от освоения материала. Если опрос в школе – своеобразная рулетка, и ученик может не выполнить домашнее задание, надеясь, что его не вызовут, то родители будут контролировать его знания ежедневно. Это позволяет ребенку научиться более серьезно относиться к учебе. К тому же такие дети, как правило, гораздо раньше, чем остальные, определяются в выборе будущей профессии.

Минусы семейного образования заключаются в отсутствии:

  • ежедневного общения со сверстниками и опыта построения отношений внутри коллектива, что может сказаться в будущем;
  • здоровой конкуренции (у ребенка нет возможности сравнить уровень своих знаний с показателями других детей);
  • строгих рамок (из таких учеников получатся прекрасные предприниматели, начальники, представители творческих профессий, но работать под чьим-то началом в офисе и беспрекословно подчиняться вышестоящему лицу им в дальнейшем будет достаточно сложно).

Поэтому, прежде чем выбрать для ребенка такую форму обучения, как самообразование, нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы и понять, как будет лучше именно для вашего чада.

Также нужно понимать, что семейная форма образования требует наличия у родителей (хотя бы у одного) большого количества свободного времени. По крайней мере, если ваш ребенок пока еще не вышел из младшего школьного возраста. Ученики 5-11 классов вполне способны заниматься большей частью самостоятельно. Помощь родителей, как правило, требуется лишь в особенно сложных случаях. Также родители должны ежедневно проверять, как ребенок осваивает программу и выполняет проверочные задания. С детишками помладше сложнее – помощь требуется им практически постоянно. А уж если речь идет о первоклашке, то маме или папе и вовсе необходимо будет постоянно присутствовать на занятиях, помогая ребенку разбираться с новой для него информацией.

Впрочем, родителям не обязательно взваливать все усилия на свои плечи. Можно раз-два в неделю приглашать учителей. Но это уже чревато дополнительными расходами.

Организация семейного образования

Чтобы домашние занятия давали результат, необходимо правильно организовать образовательный процесс. Если есть такая возможность, выделите ребенку «учебное» помещение, предназначенное исключительно для получения знаний. Это поможет ему быстрее научиться разграничивать учебу и отдых. Комната должна быть светлой, оформленной так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от главного. Не стоит ее оформлять в раздражающих глаза или отвлекающих внимание оттенках. Обставьте комнату удобной мебелью. Если нет возможности выделить отдельное помещение для занятий, организуйте «учебную зону» в комнате ребенка.

Организация семейного образования подразумевает четкий режим занятий и наличие учебного плана. График занятий следует составлять согласно биоритмам ребенка (если ему не в радость приступать к учебе с раннего утра – не настаивайте) и с учетом дополнительных занятий (спортом, музыкой и т.д.).

Обещала написать про наш опыт семейного обучения. Дочь уже на каникулах, и я делюсь с вами «как все было» . Оговорюсь сразу, этот пост - не призыв всех перейти на семейное обучение, не плач Ярославны о том, как все плохо в школе, и не рассказ о жутких школьных историях. Это отзыв о личном опыте и некоторые мои размышления.

Семейное обучение и домашнее обучение - есть ли разница и в чем

Есть некоторая путаница между семейным обучением и домашним. Это немного разные вещи. На домашнее обучение ребенка переводят по медицинским показаниям. Учителя приходят к нему домой и проводят занятия. Школы крайне неохотно идут на такой тип обучения, и даже когда у ребенка действительно реальные проблемы со здоровьем, и он не может учиться в общеобразовательной школе, администрация школы и учителя делают все возможное, чтобы избежать домашнего обучения.

Ну, их в какой-то степени можно понять. При их нагрузке, которую учителям навязали сверху, откуда-то надо еще брать время и силы на индивидуальные занятия. Но и «домашнего» ребенка и их родителей тоже понять можно - если есть закон о домашнем образовании, почему нельзя получить то, что полагается по закону? Но эта тема для отдельной дискуссии.

На семейное обучение переходят не по показаниям, а по желанию родителей и ребенка. Родители, как официальные представители ребенка, вправе перевести свое чадо на семейное обучение. В этом случае учится ребенок сам, а в школе он только проходит промежуточную и итоговую аттестацию в конце периода обучения.

В этом случае ребенок остается учеником школы, он имеет те же права, как и остальные учащиеся - посещать школьную библиотеку, получать бесплатно учебники, участвовать в школьных мероприятиях и т.п.

Как перейти на семейное обучение

Если в уставе школы есть пункт о возможности семейного обучения, родитель идет к директору и пишет заявление. Школа подготавливает договор, согласно которому устанавливаются права и обязанности школьника и школы.

Затем завуч или классный руководитель готовит график аттестации и консультаций. Этот график обсуждается и согласовывается с родителями. Вот и все.

Далее ребенок учится дома. Как он учится, с помощью родителей, частных репетиторов, или самостоятельно, какой у ребенка график, сколько времени он уделяет тому или иному предмету - это уже дело самого ученика и его родителей. Школа в процесс не вмешивается.

Я думала, что перевести Диану на семейное обучение будет ох как сложно. Приготовилась к борьбе. Но все прошло гладко и быстро. Написала я заявление завучу. Она конечно исполнила обязательную программу на шестерку, и я выслушала все мне причитающееся - «да вы понимаете, как это сложно?» , «а вы осознаете, какая сложная программа сейчас?» , «а вы уверены, что ваш ребенок справится?» ну и тому подобное. Выступление было эмоциональным, но недолгим. Не охота было спорить и что-то доказывать, а тем более оправдываться и убеждать завуча, что мы с мужем в свои под сорок лет вполне способны анализировать ситуацию и поступать исключительно во благо своего собственного единственного ребенка. В итоге мы подписали договор, попрощались и радостно забыли друг о друге.

Затем я побеседовала с классным руководителем, и еще пару раз заходила в школу за расписанием консультаций и экзаменов.

Созванивались с учителями мой муж и Диана, они там договаривались о времени аттестаций и консультаций. Потом, естественно, половина учителей позабывала обо всем, и опять нужно было звонить и договариваться. Но это дела житейские, так сказать.

У меня сложилось четкое впечатление, что учителя были бы довольны, если большая часть учеников перешла на семейное обучение. А что - в классе их нет, нервы никто не портит, приходят себе два раза в год на аттестацию и все. Не жизнь, а сказка!

Как проходило наше семейное обучение

Диане находиться на семейном понравилось. Училась она почти каждый день, но времени тратила меньше, чем обычно уходило на школу и уроки. Дочь сделала себе график по принципу: один день - один предмет. Училась в основном сама. По математике я находила видеоуроки, еще Диана смотрела программы по истории и географии. Английским занималась с ней я сама. Такие предметы как труды, физкультура и ИЗО решались очень просто - нужно было сделать рефераты.

Аттестация по основным предметам проходила в виде теста. Потом баллы складывались и выводилась общая оценка за предмет.

Таким образом эксперимент мы провели. Будем продолжать его в новом году или нет, еще не решили. Закончила учебу Диана без троек, но для меня оценки никогда не были в приоритете. Что нам эти циферки? На дальнейшую жизнь они влияют слабо, а вот в процессе учебы нервы портят не слабо и родителям, и детям.

Наблюдение из жизни: больше всего озабочены оценками своих детей бывшие махровые троечники.

Нам с мужем важно, чтобы наш ребенок был здоровым и счастливым, чтобы он нашел свое место в этом мире, чтобы он умел учиться, умел думать и находить выход из сложных ситуаций, чтобы он ценил себя и жил в ладу с окружающими, прежде всего отталкивался от своих желаний, а не старался угодить всем вокруг - учителям, начальникам, соседям…

Учит ли этому школа, воспитывает ли она в детях любознательность, целеустремленность, уверенность в себе? Не смешите меня.

Сложности семейного обучения

Неприятие окружающих

Самая большая сложность - это ваше окружение. Все, буквально все, будут ужасаться, переспрашивать, смотреть на вас как на больных, уговаривать вас одуматься или прямо называть вас идиотами и недальновидными людьми. Причем ВСЕ - это родственники, друзья, соседи, родители друзей вашего ребенка и случайные зрители.

Даже наши родители, которые давно не вмешиваются в нашу жизнь и вообще очень тактичные люди, и то аккуратно дали нам понять, что мы не правы. Поэтому если вы решили перевести своего ребенка на семейное обучение, будьте готовы к сопротивлению всего мира вокруг.

Организация обучения

Какие еще сложности? Они есть. Не всех детей можно организовать. Хотя наверное правильнее будет сказать - не все родители могут организовать своего ребенка. Это нормально. Не каждый взрослый себя может организовать сам - большинству нужны начальники, волшебные пенделя, тренера и коучи. Что уж говорить о детях.

Отсутствие общения

Бытует мнение, что ребенок на семейном обучении становится асоциальным. Вообще, мне не понятны рассуждения о том, что дети, которые не ходят в школу, не умеют общаться со сверстниками, и у них нет социализации. Откуда вообще это взялось?

В школе дети сидят на уроках. Вы помните наши уроки? Они такие же и остались у наших детей - надо сидеть тихо и слушать учителя. Какая дискуссия, какое общение, вы о чем? Перемены? Они по 10 минут, во время которых надо еще в туалет успеть заскочить. А большая перемена сделана для того, чтобы успеть быстро проглотить еду в школьной столовке и вернуться в класс.

4-5 переменок - это около часа в совокупности. О каком общении может идти речь? Во дворе дети общаются, в кружках по интересам, общаются, когда ходят в гости друг к другу. Да мало ли где можно пообщаться. И школа для общения не так уж и нужна.

Отсутствие времени у родителей

Второе, что всегда говорят противники семейного обучения - где найти столько времени родителям? Считается почему-то, что родители вместо учителей должны взять указку в руки и проводить все уроки самостоятельно. Чушь! Самостоятельный ребенок вполне способен сам прочитать материал в учебниках, прослушать по ютуб или по скайпу объяснения по материалу и сделать практические задания.

Да, кое-где нужно ребенку помочь. Но разве вы не помогаете своему ребенку, который учится в обычной школе? Не проверяете уроки каждый день, не сидите с ним над задачками или английским, не выслушиваете, как он выучил стихотворение? Подавляющее большинство родителей влезает в эту систему с первого класса и так и тянет до ЕГЭ.

Как ни удивительно, если ребенок на семейном обучении, родители тратят время на его учебу гораздо меньше, чем при обычной системе.

Какой итог?

Пока итоги нашего семейного обучения радуют. Дочь хорошо закончила школу, стала гораздо спокойнее, она высыпалась все эти дни, не нервничала, занималась своими делами, учебой, спортом, музыкой.

Она не превратилась в ленивое чудовище, не отупела и не потеряла социальные навыки.

Что хочу сказать… Если у ребенка нет никаких увлечений, дополнительных занятий, спортивных или музыкальных школ, кружков, секций, возможно ему не понравится на семейном обучении. Ему просто нечем заняться будет.

И еще. Если не чувствуете в себе силы и не верите в своего ребенка - может быть, лучше пока забыть о семейном обучении. Но тут я не советчик. Все очень индивидуально.

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы - и . Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская - психолог, многодетная мама, автор книги .

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг - это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение - возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому - людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках - рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант - когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно - очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык - быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.


Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь - очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь - личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей - думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Пустая, хвастливая статья... а обсуждение вышло на удивление интересным и содержательным, есть о чем подумать!
Спасибо постоянным участницам конференции))

Семейное образование не подходит тому, кто не хочет этим заниматься, не настроен всерьез.
Кто хочет - найдет возможности, кто не хочет - тысячу аргументов против.
На мой взгляд семейное образование хорошо тем, что у него есть очень много всяких разных вариантов. От семейных и альтернативных школ и школы дома до анскулинга.
Кто хочет может заниматься высокими технологиями и наукой, кто хочет - рукоделием, творчеством и сельским хозяйством.

Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки (аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.

Вот интересно, предлагается родителям решить вопрос обработки информации. Скорочтение, развитие памяти, логика. Но... забавно, но при наличии этих навыков школьная программа осваивается вообще на счет раз))) Особенно понравилось что "легко не будет" и ошибочно думать что ребенок сам захочет, местные фанаты со как раз обратное доказывают))
И да, я 20 лет работаю в ИТ. Одного ребенка уже вырастила до взрослого совершенно самостоятельного состояния. И сегодня надела именно фартук, который меня учили шить 30 лет назад. Десятилетия прошли, а роботов не наблюдаю, фартук так и остался единственным способом защитить одежду от брызг при приготовлении еды)))

Оооо, опять! После фразы "наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы" понятно, что читать статью - бессмысленная трата времени. Вольный перевод. Дети, которые не могут осилить элементарную, в сущности, школьную программу, получают двойки и тройки, а мамы, вспоминая свою неспособность учиться и свои двойки и тройки, жалеют бедных деточек и поливают по-всячески школу и учителей. И пытаются доказать мамам способных детей, что они умнее и успешнее, а еще состоятельнее:))))

Прочитав такую статейку, я бы точно не стала адептом со. Предвзято и глупо.

Есть и вполне реальные наблюдения:) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу:))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.

в школе, оказывается, "Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания". почему я никак с ними не столкнусь, с этими механизмами? и почему же тогда дома достаточно понимания, что "Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, ...отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей". почему точно такое же понимание не может быть у ходящего в школу? не пойму

Ааа, вот она, "библия")))), откуда нам транслируется и транслируется, практически дословно.

Всплакнула: "В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания".
Бедные, бедные дети...

Комментировать статью "Кому не подходит семейное обучение"

Домашнее обучение. Поделитесь мнением!. Дистанционное образование, экстернат. Домашнее обучение. Поделитесь мнением! Девочки, есть у нас такие, у которых дети обучаются дома? Не по причине слабого здоровья, например, а это именно позиция родителей...

Обсуждение

Дочь училась все 11 лет на семейном. Две музыкальные, танцевальный, художка, медаль в школе, высокие баллы ЕГЭ, строжайшая дисциплина, жизнерадостный взгляд на мир - всё это наше. Условия: у меня два высших образования (техническое и гуманитарное)+полное финансирование(и личное участие) со стороны мужа. Если этого нет - фигня и профанация.

21.11.2018 20:29:28, Аэл.

Мой на семейном 4й год. Для нас это удобно. Самым удобным оказалось сдавать в лояльной инет-школе в этом году. Но я учу сама, кроме англ. Ребенок трудный, учится и не хочет, и не может. Сейчас учимся с удовольствием, много роликов в инете, на любую тему. Остается время на тренажерку и музыку.

Кому не подходит семейное обучение. Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование.

Обсуждение

Похвастаюсь. Сегодня поговорила в школе с завучем, без вопросов дали ИУП по 2м предметам. Попросили написать заявление в свободной форме, передать через дочку. В заявлении должна быть фраза, что "ответственность за освоение программы беру на себя". У нас вообще очень человечное отношение в школе....

Мой опыт говорит, что в наших школах сейчас проще что-то решить неофициально, чем что-то официально оформить.
У нас девочка-олимпиадница решила в 11-ом классе уйти на самостоятельное. Ох, и натерпелась она! Все, кому не лень, её шпыняли от директора до учителки МХК!
Пришла на контрольную - зачем пришла?
Не пришла на контрольную - Почему "этой нашей" нет??
Дипломы олимпиад, которые она приносит школе, все любят, ага!! А всю эту бухгалтерию с самостоятельным/домашним/ИУПам-и, отчетами в комитет по образованию и т.д. администрации школ и учителя терпеть-ненавидят!

В общем, мы, глядя на это всё ничего формализировать не стали. Уезжает ребь на олимпиаду - записка от меня, что "по семейным...". Надо отоспаться после олимпы или доп.занятий - опять записка. Классуха сначала возмущалась, потом - отстала.

Если ты на самостоятельном или на ИУП, то у тебя все формальные сдачи зачетов-контрольных-лаб прописаны, и никуда ты не денешься - всё придется сдавать. Да еще и точно в срок! Раньше сроков не всегда принимают - учителя же не обязаны, только если пойдут навстречу ученику.
А если ты, типа, болел или по каким-то другим причинам пропустил урок, то далеко не всегда тебя вообще заставляют что-то досдавать. Как говорится - всё, проехали. :)

Если не ошибаюсь, по санпину до 25% пропусков учебного времени считается вариантом нормы. Мы следили только, чтоб оценок для аттестации хватало по всем предметам.

Домашнее образование, нюансы. Забираю детей домой учиться, директор предложил официально ничего не оформлять понятно. блин, это все усложняет. я совсем не против того, чтобы за нас счет Домашнее обучение - очень тернистый путь, очень хлопотный и дорогой.

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

Про домашнее обучение. Думаю для дочери. Аргументы за - со школой опять проблемы, в этот раз вообще не связанные с дочкой, но А есть официальная статистика,что дети на домашнем обучении лучше социализированы? Я против домашнего обучения ребенка аспергера.

Обсуждение

Я давно склонялась к домашнему обучению, но всё-таки два года кое-как мы проучились в школе. Для ребенка школьное обучение далось тяжело. Так как в садик мы не ходили, его воспитанием я всегда занималась самостоятельно. Начались конфликты со сверстниками, бесконечные болезни. Смысла обучения в школе я больше видела, поэтому сейчас учимся сами в он-лайн школе Бит. Учимся дистанционно, знания дают достойные, мало того, моего ребенка даже подхвливают. Он стал явно опережать своих сверстников.

Мои дети на семейном и мне это очень нравится.
Наша практика и практика других знакомых показывает, что общения на семейном образовании не становится меньше. Освобождается время для занятий там, где есть единомышленники. У меня сын ходит заниматься в студию для взрослых и ему там комфортнее. И для социализации это лучше, ведь это процесс передачи знаний и навыков об обществе от старших к младшим. Чем со сверстниками обмениваться? Только дружат, а это другое.
И еще хотела спросить. У вас есть организация родителей с этим синдромом? У нас, родителей с синдромом Дауна, свой круг общения, где дети с синдромом и без дружат по много лет, встречаемся на праздниках, организуем совместные занятия, кружки.

постою рядом послушаю, потому как устраивая ребенка знающего программу первого класса в этом году в первый класс - долго сомневалась - а надо ли нам оно и не уйти ли на экстернат сразу до 1 сентября не мучая ребенка - благо началка это такое дело когда с ребенком за месяц можно пройти годовую программу не особо напрягаясь:)

до сих пор сомневаюсь - правильно ли я сделала запихнув ребенка в ИМХО откровенно слабую школу к никакому учителю, хотя - это было лучшее из имеющего в наличии в 20 минутах езды:(

особенности семейной формы обучения. Дистанционное образование, экстернат. Мы на семейном с сентября. Те деньги, которые государство выделяет школе за моего ученика, школа перевела на мой счет, поскольку школа его не обучает.(Приятно, но не из-за этого все...

Но домашнее обучение для вас имхо не выход. А много занятий сверх школы научат трудолюбию. У моих детей в классах и мальчики плакали. Их, как раз, никто не дразнил. А задирали совсем других детей, сразу и не поймешь, за что.

Обсуждение

если учитель не настроен на работу,то вряд ли выйдет с ней закончить началку.
Я посмотрела- вы в Москве? есть школы надомного обучения.Формально для детей с проблемами здоровья,реально-просто всякие дети,малокомплектные классы,оочень хорошие(лучшие) учителя потмоу что детей мало, а надбавки большие.
Вот в нашем округе (зеленоград)школа.
[ссылка-1]
Я ее неплохо знаю.Обучение качественно,обычное.
Вам бы такую найти.

У меня была довольно тяжелая дочка. Поэтому я не отдала ее в школу в 7 лет, а целый год вместо этого занималась ею: психолог групповой и индивидуальный, нейропсихолог, дефектолог, логопед, музыкальная школа, фигурное катание. За год выправилась девушка, сейчас никаких проблем.
Постарайтесь максимально задействовать все возможные и невозможные ресурсы, разных специалистов. В возрасте 7-9 лет еще вполне возможно чудо.

Моей почти 9, заканчивает 3 класс на семейном. Негатива для нас нет, один позитив - ребенок познает программу (и за пределами вширь и в глубь) в своем темпе, ничто не тормозит ее и не форсирует. Много времени на прогулки, кружки, свободное чтение, игры.

1. В 4 классе, думаю, реально. Я просто оставляю задание, если уезжаю куда-то. Ну иногда напомнить надо. Моя в школу совсем не хочет, поэтому делает даже то, что не стала бы для себя - для аттестации нужно, и точка.

2. У нас музыка с частным педагогом и бассейн. Кружки, секции - нереально, я искала.

3. Читает, играет, занимается часа 2 (больше не требовалось пока). В 12 идет гулять.

4. Знакомиться:) у моей 3 постоянные подруги с младенчества и куча новых знакомств на кружках. Постоянно приглашает кого-то в гости - правда, мало кто из родителей выдерживает темп:) Но вообще общение нешкольников - не проблема.

21.05.2009 15:55:39, Эль Нинья

1. Удастся ли совмещать - очень сильно зависит и от мамы, и от ребенка. Если ребенок может самостоятельно ставить задачу и вовремя её выполнять, то, скорее всего, получится.
2. На первую половину дня занятия бывают, но нечасто. В музыкалке бывает, что педагоги в 11-12 часов готовы заниматься.
3. Утром чаще всего выполняются задания. В некоторых видах спорта тренировки бывают по утрам.
4. Круг общения приходится организовывать, если нет двора, в котором ребенок может общаться сколько угодно. Это требует определенных дополнительных усилий, но преодолимо. И потом, совершенно необязательно, что старые друзья "отвалятся". Если есть общие интересы помимо школы, будут продолжать общаться.

домашнее обучение. подскажите, у кого дети на домашнем обучении (или экстернате - это ведь одно и то же)? когда перешли? почему домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит...

Обсуждение

домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит на дом

экстернат - ребенок ходит на консультации (1-2 в полугодие, но вообще как договоришься) - сдает экзамены. Может сдавать досрочно, может со всем классом. Учитель домой не ходит

семейное - ребенок ходит на консультации, учитель домой не ходит. !!!родители получают деньги "на методические материалы и т.д.!

Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Домашнее обучение. Образование, развитие. Домашнее обучение. Ситуация: ребенок болеет постоянно, в этом году (с сентября) уже успел переболеть бронхитом, пневмонией, часто сопли.

24 Сен 1 1739

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация