Что можно не писать на этикетке. Как исправить устаревшую информацию о товаре на упаковке. Маркировка текстильных изделий

Главная / Суд

Этикетка (иначе имеет название ярлык) — это текстовый или графический знак, выполненный в виде наклейки, талона или бирки на любой продукт производства или выставочный экспонат. В общем случае на ней указывается название товара или изделия, торговая марки изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.

Кроме информационного назначения для потребителя она несет с собой еще ряд важных функций:

  • может являться средством упаковки или укупорки товара;
  • является средством идентификации продукции;
  • является средством продвижения товара на рынке (этикетка может сделать непопулярный без ее наличия товар конкурентным и наоборот);
  • может явиться средством фальсификации продукции.

В связи с последним свойством, в настоящее время существует множество различных видов:

  • сложными или многослойными (этикетки-книжки);
  • самоклеющимися, как на бумажной основе, так и полимерные этикетки – в настоящее время самые востребованные;
  • стикерами (это самоклеющиеся этикетки, применяемые в рекламе для метро, выставочных павильонов и прочих объектов);
  • термоэтикетками;
  • термоусадочными и прочими.

Требования к этикетке

В РФ является действующим ряд законов и нормативов, которые устанавливают требованиям в целом, к информации, к оформлению, а также требования к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукций. В качестве обязательных для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы:

  • ФЗ РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
  • Постановление Правительства РФ № 1575 от 27 декабря1996 г. О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ;
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года;
  • ГОСТ Р 51074-2003, содержащий нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
  • ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря2002 густанавливает требования маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия в зависимости от системы сертификации, где происходило подтверждение соответствия товаров исполнению российских нормативов на продукцию;
  • Приказ Минздрава РФ № 206 от 16 мая 2003г. об указании на этикетке лекарственных средств,изготовленных в аптеке, способа использования;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1-2002 применяется для продукции, имеющей штриховое кодирование на этикетке и другие документы.

Общие требования сформулированы в законе «О защите прав потребителей». Этикетка должна исполнять требования к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:

  • об основных потребительских свойствах продукции;
  • гарантийный срок или срок допустимого использования, если они установлены;
  • дату выпуска изделия;
  • правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
  • фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их место нахождения;
  • лицо (и его место нахождения место нахождения), уполномоченное производителем на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.

Требования к этикетке на товаре, относящемся к пищевым продуктам

Такие требования в РФ наиболее суровые, что соответствует необходимости защиты потребителя от злоупотреблений производителей продуктов. С целью унификации множественных регламентирующих и законодательных документов касательно пищевых продуктов и требования к информации на этикетке был разработан ГОСТ Р 51074-2003.

Он позволяет в значительной степени защищать потребительский рынок России от проникновения некачественных товаров. При этом содержит следующие требования к этикеткам на товаре:

  • информация о продуктах питания (российских и импортных) должна быть, в том числе, на русском языке;
  • должно быть указано наименование продукта;
  • состав продукта;
  • его пищевая ценность;
  • изготовитель продукта;
  • страна изготовления продута (или страна происхождения);
  • товарный знак производителя;
  • масса нетто, объем или количество продукта;
  • условия хранения;
  • срок годности продукта;
  • обозначение государственного стандарта или стандарта предприятия (Технических условий для российских изготовителей) либо другого нормативного документа, в соответствии с которым произведен продукт;
  • информация об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).

Требования к этикетке на товаре пищевого назначения предусматривают обязательность указания информации об использовании при их приготовлении или о содержании следующих веществ:

  • биологически активных добавок к пище;
  • ароматизаторов;
  • пищевых красителях;
  • улучшителях вкуса;
  • пищевых продуктов нетрадиционного состава;
  • продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы;
  • о наличии генетически модифицированных веществ или компонент.

Технические регламенты РФ также содержат требования, относящиеся к этикеткам конкретных групп товаров и об идентификации продукции в зависимости от ее состава. Так, например, технический регламент позволил разделить молочную продукцию на российском продовольственном рынке на именно молочные изделия и молоко содержащие изделия. Также данный регламентирующий документ обязал указывать на этикетке о наличии сухого молока в продукте.

Этикетка при сертификации

В любой обязательной или добровольной системе оценки соответствия наряду с самой продукцией подлежит подтверждению исполнения требований того нормативного документа, которым регулируется выпуск продукции.

При этом должны исполняться все требования к этикетке на товаре, требования к оформлению этикетки, требования к информации на этикетке.

Специалисты анализируют, в том числе, содержание информации на этикетке. Она не должна противоречить другим документам, предоставленным в орган сертификации в качестве доказательной базы. Информация должна быть достаточной и не вводить в заблуждение потребителя. Более того, она должна соответствовать фактическим показателям продукта, если данная информация указывается на этикетке.

Подтверждение соответствия этикетки при сертификации точно такое же равноправное действие, как и идентификация самого продукта оценки соответствия. Если она не проходит процедуру подтверждения соответствия, то такая продукция не может получить положительное заключение и соответствующий разрешительный документ подтверждения.

Этикетка после сертификации может (и обязана в случае подтверждения соответствия товара в обязательной системе оценки соответствия) подвергнуться изменениям. Т.к. наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии дает право (и обязывает) производителя маркировать продукцию путем проставления соответствующего знака (знака обращения на рынке или знака соответствия) на этикетке, эксплуатационной и сопроводительной документации.

Добрый день!

Нет, изготовителя необходимо раскрыть для потребителя.

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора . По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ , от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

гарантийный срок, если он установлен;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) , режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Или что мне нужно сделать с товаром, чтобы я мог уже законно писать, что сделано в РФ.

Переработать товар, для того, чтобы изменить страну производителя.

ТК ТС, Статья 58. Общие положения о стране происхождения товаров
1. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке)в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
2. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
3. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.
(часть вторая введена Протоколом от 16.04.2010)
4. Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Вопрос: Органом защиты прав потребителей привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП производитель закусок - мюсли. Поводом для привлечения к ответственности послужил тот факт, что на потребительской упаковке (пакете) имеется самоклеющийся стикер, на котором нанесена надпись: «Информация на стикере является приоритетной». Производитель, указанный на упаковке, отличается от наименования производителя, указанного на стикере, адреса местонахождения также разнятся. Правомерна ли позиция органа?

Ответ: Позиция проверяющего органа правомерна. Данный вывод усматривается из того, что на товаре должно быть указано наименование организации, непосредственно изготовившей товар, кроме того информация о производителе должна быть исполнена непосредственно на потребительской таре. Формулировку «Информацию на стикере считать приоритетной», потребитель может воспринять не правильно.

Обоснование: Исходя из норм части 1 статьи 14.3 КоАП нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Таким образом, как установлено данной нормой, не указание, неверное указание, либо иное нарушение права потребителя на получение достоверной информации о производителе, является правонарушением, следовательно, это является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности.

В силу норм пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 7.02.1992 N2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон N2300-1) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Данной нормой четко установлена обязанность производителя доводить до потребителя свое наименование, а также местоположение организации.

Как установлено нормами абзаца 8 пункта 2 статьи 10 Закона N2300-1, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Приведенная норма четко указывает на необходимость доведения до потребителя информации о наименовании производителя, а так же о его местонахождении.

Нормами пункта 3 статьи 10 Закона N2300-1 установлено, что информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Соответственно, информация о производителе может быть указана на этикетке, в документах, прилагаемых к товару, либо иным способом, незапрещенным законом.

Принимая во внимание нормы пункта 3.2 «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт РФ. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 51074-2003) информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

Следовательно, на пищевых продуктах информация должна содержаться непосредственно на потребительской таре, если это невозможно, то иным способом, например на этикетке, пробке бутылки, ярлыке и т.д.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что привлечение к ответственности является правомерным, данный вывод следует из того, что информация о производителе в данном случае должна быть нанесена непосредственно на упаковку, размещение наклейки может ввести потребителя в заблуждение, кроме того, неявна сама формулировка «Информацию на стикере считать приоритетной». Также следует отметить, что на потребительской таре должно быть указано наименование той организации, которая произвела данный товар, в данном случае это определить затруднительно.

Наша организация производит печенье. Продукт сортируется в целлофановые упаковки, на которые полиграфическим способом нанесена вся информация о товаре, в том числе об изготовителе, как того требует закон. Упаковка, изготовленная заблаговременно, хранится на нашем складе. Ее должно хватить на несколько месяцев производства печенья. Однако произошла реорганизация, в результате которой изменились наименование компании и адрес ее местонахождения. Теперь сведения на упаковке в этой части не соответствует действительности. Можем ли мы не производить новую упаковку (это накладно), а наклеить на имеющуюся бумажные этикетки с указанием нового названия и адреса компании? Какие требования на такой случай предусмотрены в законодательстве?

Законодательство не регулирует вопрос, как исправлять отдельную информацию о товаре на потребительской таре, в частности об изготовителе. Вместе с тем из положений нормативных правовых актов можно сделать вывод, что изготовитель вправе снабдить упаковку этикеткой с достоверной информацией.

Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация в обязательном порядке должна содержать в том числе наименование и адрес изготовителя и может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 9 и 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» и п. 3.1 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация о пищевых продуктах может быть предоставлена потребителям в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контр­этикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и п. 3.2 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация наносится любым способом и должна быть четкой и легко читаемой (п. 3.7.1 и 3.8 ГОСТ Р 51074—2003).

Таким образом, изготовитель пищевых продуктов вправе самостоятельно выбрать конкретный способ или способы информирования потребителей (этот вывод встречается и в судебной практике, например в постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2009 № КА-А40/1080-09).

Изготовитель может нанести информацию на листок-вкладыш, этикетку или ярлык, если разместить ее на потребительской таре по каким-либо причинам не удается. Заметим, что в п. 3.7.2 ГОСТ Р 51074—2003 назван только листок-вкладыш. Но это не означает, что в указанных целях нельзя использовать этикетку или ярлык. Последние выполняют ту же функцию — информирование потребителей. Кроме того, во многих нормативных правовых актах этикетка и лист-вкладыш отождествляются (например, абз. 14 п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066—01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 16 Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988).

Поскольку изготовитель обязан обеспечить потребителя необходимой и достоверной информацией о товаре, с этой целью он вправе разместить на потребительской таре этикетку с достоверными и необходимыми по закону сведениями о товаре. Недостаточно указать на ней только сведения о новом наименовании изготовителя и новом адресе, ведь этикетка должна содержать всю информацию о товаре, которая требуется по законодательству.

Чтобы не вводить покупателя в заблуждение двойственной информацией, его внимание необходимо привлечь к информации на этикетке, в частности сделав ее текст более крупным и удобочитаемым, чем на упаковке товара. В тексте нужно указать, что наименование и адрес изготовителя на этикетке новые (настоящие, достоверные, действительные). Такой способ исправления информации о товаре будет свидетельствовать о добросовестности и разумности изготовителя, что требуется от каждого участника гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).

В заключение отметим, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также об изготовителе признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: для должностных лиц — предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб., для юридических — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация