Что нужно знать об арбитражных управляющих в процедуре банкротства физ. лиц: сказки и реальность. Как можно добиться назначения на должность арбитражного управляющего Что делает арбитражный управляющий при банкротстве

Главная / Суд

За всю историю своего существования на планете люди поняли, что любые вопросы лучше всего решать коллективно. Этот принцип со временем трансформировался в пословицу: «Одна голова хорошо, а две - лучше». На сегодняшний день данное правило применяется во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Но наиболее часто его можно встретить в тех отраслях, где решаются правовые вопросы. В данном случае мы говорим о судебной деятельности как о своеобразном гаранте реализации прав и свобод юридических и Стоит отметить, что суды в Российской Федерации выстроены в единую, функциональную и крайне эффективную систему. Все органы данной системы производят свою деятельность лишь на основе конкретных юридических фактов. Таким образом, суды - это специальные органы, чья деятельность направлена на защиту прав и свобод, а в некоторых случаях и решение споров.

Однако достаточно часто возникает спорный вопрос по поводу арбитражных судов. Эти инстанции имеют не только специфическую юрисдикцию, но еще и характерный только для них стиль решения споров. Во время осуществления процессов данные суды очень часто используют арбитражных управляющих. Далее в статье автор попытается рассмотреть основные функции данного института, а также разобрать суть его деятельности.

Что такое арбитраж?

Деятельность арбитражного управляющего напрямую связана с арбитражными судами. Поэтому просто необходимо рассмотреть их функциональную суть. Вообще термин «арбитраж» используется не только в России, но и в других странах. Более того, арбитражные суды также встречаются не только в РФ. Практически во всех державах задачи данных органов схожи, если не брать во внимание некоторые различия в самом процессе деятельности. Таким образом, арбитражный суд - это специальный орган государственной власти, действующий на постоянной основе, целью которого является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. Проще говоря, это место оспаривания споров, напрямую связанных с осуществлением деятельности именно экономического или финансового характера. Наглядное проявление финансово-экономической направленности можно проследить в некоторых субъектах процесса. Например, в России, как и за рубежом, в определенных случаях привлекается финансовый арбитражный управляющий, суть работы которого будет представлена далее в статье.

Особенности данного института в России

Невзирая на существование общепринятого понятия, в Российской Федерации деятельность арбитражных судов имеет специфический вид. В классической теории арбитражная судебная инстанция - это орган судебной ветви власти, занимающийся поиском правосудия прежде всего в сфере предпринимательства, а также иных отраслях экономической деятельности. Наиболее ярким примером деятельности данных инстанций является процесс по признанию несостоятельности физического или же юридического лица.

Подведомственность

Учитывая специфику арбитражных судов, можно говорить об особенной подведомственности. Исходя из определения термина, арбитражам в РФ подведомственны дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Если более детализировать данный вопрос, то в сфере рассмотрения таких судов можно выделить следующие типы дел:

  • Возникающие из некоторых гражданско-правовых отношений.
  • Возникающие из публичных общественно-правовых отношений.
  • Дела об оспаривании выданных в установленном законом порядке нормативных актов, которые тем или иным образом затрагивают интересы, права лиц, осуществляющих предпринимательскую, иную экономическую деятельность.

  • Дела, предметом которых является оспаривание деятельности конкретных должностных лиц, решений и ненормативных органов и т. п.
  • Дела о привлечении отдельных предпринимателей к юридической ответственности.
  • Дела, целью которых является приведение решений иностранных судов в действие.
  • Дела специальной подведомственности, а именно: по о банкротстве, по спорам о деятельности депозитариев, по спорам о деятельности государственных корпораций, по спорам о защите прав интеллектуального характера, по спорам о защите деловой репутации.

Представленный перечень является исчерпывающим и может быть дополнен исключительно актами органов государственной власти. Помимо подведомственности существует такое понятие, как подсудность дел арбитражным судам. При помощи этой категории решается, каким конкретно арбитражным судом будет рассматриваться дело. Можно выделить следующие виды подсудности: родовая и территориальная.

Функции арбитражных инстанций

Учитывая специфику рассматриваемых дел, можно говорить о наличии специальных функций рассматриваемых судов, которых нет в судебных инстанциях иных отраслей. Таким образом, арбитражные суды имеют следующие функции:

  1. Разрешение предпринимательских и других экономических споров.
  2. Ведение учета и разработка статистических данных о предмете своей деятельности.
  3. Предупреждение и прекращение любого рода нарушений в сфере экономической жизнедеятельности общества.
  4. Разработка и установка международных связей.

Конечно, можно выделить ряд других функций. Но что касается представленных, то они являются основными как в теории, так и на практике.

Понятие арбитражного управляющего

Ранее в статье уже было указано, что арбитражным судам подсудны дела, имеющие гриф специальной подведомственности. Одним из таких дел является признание банкротства. В процессе реализации дела подобной специфики возникает потребность в такой персоне, как арбитражный управляющий. Это специальный участник процесса, основная роль которого заключается в осуществлении постоянного надзора за деятельностью лица. Однако возможности этого участника куда шире, чем многие знают. Таким образом, арбитражный управляющий - это профессиональный участник деятельности управленческого характера, в число функций которого входят антикризисное управление тем или иным предприятием, находящимся под контролем арбитражного суда. В некоторых случаях происходит путаница терминов. Например, многие не знают, что управляющий арбитражного суда, - это то же процессуальное лицо с правильным, законодательным названием. Иными словами, это человек, который осуществляет управление от имени конкретного арбитража.

Суть статуса «арбитражный управляющий»

Представленный в статье институт реализуется непосредственно гражданами Российской Федерации. Следует отметить, что арбитражный управляющий - это частное лицо, выполняющее публично-правовые функции. Конечно, любые решения данной особы являются обязательными для исполнения. Все без исключения управляющие являются членами арбитражных управляющих). Подобные структуры имеют массу характерных особенностей, о чем будет рассказано далее в статье.

СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация - это компании некоммерческого типа, в которых объединены занимающиеся разработкой отдельной производственной отрасли. В некоторых случаях саморегулируемая организация арбитражных управляющих объединяет работников отдельной профессиональной линии по примеру профсоюзов. Данный орган призван контролировать субъектов предпринимательской деятельности. Однако надзор осуществляется далеко не во всех экономических сферах, а только в тех, в которых присутствует государственный интерес. Таким образом, саморегулируемая организация арбитражных управляющих позволяет не только объединить представителей подобного института, но и организовать контроль их деятельности.

Ранее уже было отмечено, что арбитражный управляющий - это один из субъектов процесса признания несостоятельности должника. От его деятельности зависит судьба дебитора. Поэтому деятельность данного института необходимо рассматривать через призму понятия "банкротство". Арбитражный управляющий при этом выступает ключевой фигурой всего процесса, потому что в его руках право "потопить" или же спасти компанию, организацию от ликвидации.

Классификация

В зависимости от конкретной стадии признания физического, юридического лица банкротом, существует несколько видов «должностей», если можно так сказать, на которые арбитражных управляющих назначают. Отсюда можно выделить разные виды проявления представленного в статье института, а именно:

  • временный управляющий «используется» во время процедуры наблюдения;
  • финансовое оздоровление организации производится под контролем административного управляющего;
  • внешний управляющий осуществляет одноименную структуру;
  • процедура конкурсного управления производится под контролем конкурсного управляющего.

Утверждение арбитражного управляющего

Арбитражный финансовый управляющий, а точнее вопрос об его участии в конкретном процессе банкротства, утверждается в судебном акте. В данном нормативном документе указываются необходимые данные для идентификации, а именно: имя, отчество, номер налогоплательщика, регистрационный номер и т. п. Последний элемент ведомостей можно найти, если использовать реестр арбитражных управляющих.Подобная база данных хранит в себе ведомости о профессиональной деятельности управляющего. При помощи его регистрационного номера можно увидеть список производств о несостоятельности, в которых он участвует. Таким образом, реестр арбитражных управляющих является достаточно полезным способом получить ведомости о лице, которое будет производить предпринимательский надзор, еще до непосредственного контакта с ним. Также необходимо указывать в судебном акте почтовый адрес данного специалиста, чтобы в будущем осуществлять связь и информировать его обо всех изменениях в деле о банкротстве.

Следует помнить, что вознаграждение арбитражного управляющего производится на основе достигнутых целей и выполненных задач, с целью осуществления которых он непосредственно нанимается.

Специфика правового статуса

Следует отметить, что арбитражных управляющих позволяет законодателю предъявлять к ним специальные требования. Потому что посредством данного института осуществляется финансовая реструктуризация, а в некоторых случаях полная ликвидация юридических и физических лиц вследствие банкротства. Таким образом, арбитражный управляющий должен выполнять свои функции надлежащим образом, иначе может последовать применение негативных юридических санкций, невзирая на то что данные субъекты - это лица саморегулируемые. Арбитражных управляющих правовой статус существенно дополнен рядом требований, которые выдвигаются к людям, желающим стать такими специалистами. Отсюда следует, что к ним предъявляются следующие требования:

  • гражданство Российской Федерации;
  • арбитражных управляющих;
  • высшее образование;
  • стаж работы, а также стажировка на должности под названием "помощник арбитражного управляющего";
  • сдача экзамена;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий и фактов административных правонарушений;
  • отсутствие судимостей;
  • наличие договора обязательного страхования.

Существующие требования позволяют контролировать деятельность арбитражных управляющих, тем самым исключая произвол данной деятельности. Следует также отметить, что во время осуществления своей работы данные лица пользуются правами и обязанностями, которые даются юридическим статусом. Нарушение представленного правового режима может вызвать ответственность арбитражного управляющего.

В судебных актах арбитражный управляющий обязан указывать помимо базовых данных (фамилия, имя, отчество) также специальные (почтовый индекс, регистрационный номер, контактные данные). Эта особенность исходит из того, что он является прежде всего участником арбитражного судебного процесса, а уже потом специалистом. Таким образом, иные субъекты процесса должны иметь возможность связи с ним для решения вопросов, возникших из предмета рассматриваемого дела.

Большое значение имеет пункт, где упомянут помощник арбитражного управляющего. Факт стажировки является обязательным, так как именно на ней человек учится всем тонкостям представленного в статье ремесла. Главная особенность в том, что помощник арбитражного управляющего воспринимает будущую работу непосредственно, путем личных проб и ошибок. Данный способ является действительно эффективным, потому что многие моменты непонятны начинающим работникам, так как в учебниках они или не описаны, или не упомянуты вовсе.

Особенности привлечения управляющих в процессе конкурсного производства

Нужно отметить, что на стадии конкурсного производства также привлекается арбитражный управляющий, о чем уже было указанно ранее в статье. Согласно законодательству, конкурсный кредитор является заявителем в деле о несостоятельности. Поэтому он имеет право выдвигать дополнительные требования к арбитражным управляющим, например:

  • наличие не просто высшего юридического или же экономического образования, а навыков работы в определенной специальной сфере;
  • наличие стажа работы на должностях руководящего состава;
  • наличие опыта проведения процедур в делах о банкротстве в роли арбитражного управляющего.

Все представленные требования обусловлены рисками и сложностью процесса признания несостоятельности должника. Ведь в большей части случаев на управляющего распространяются полномочия руководителя особы должника.

Итак, в статье мы рассмотрели особенности арбитражного процесса и его специфического субъекта - арбитражного управляющего. Данный институт все еще нуждается в доработке, потому что в странах Запада он не просто действует, но и достигает поставленных целей в большей части случаев. Поэтому необходимо постоянно анализировать законодательство в данной сфере, а также разрабатывать научные теории и концепции.

Арбитражный управляющий – относительно новая профессия. Возникла она в рамках института банкротства. АУ является ключевой фигурой при признании несостоятельности. Как стать арбитражным управляющим? Профессия довольно престижна, а потому этот вопрос волнует всё больше молодых людей. Для проведения работы такого рода требуется получить соответствующее образование и вступить в СРО.

Единая программа подготовки

Подготовка к такой деятельности очень важна, ведь от уровня специализации менеджера во многом зависит исход дела. Специалист принимает участие во всех этапах . Виды управляющих также определяются в зависимости от этапа:

  • Административный управляющий
  • Конкурсный.

А также финансовый управляющий при банкротстве физического лица.

К АУ предъявляется ряд условий для осуществления деятельности.

С 2011 года управляющие могут не оформлять ИП, так как их работа больше не считается частной практикой.

Требования к будущим арбитражным управляющим

АУ может стать только лицо, соответствующее ряду условий:

  • Гражданство РФ;
  • Высшее образование;
  • Наличие стажа на руководящем посту протяжённостью не менее 12 месяцев;
  • Наличие стажировки в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем двух лет;
  • Отсутствие судимости за умышленное преступление;
  • Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения;
  • Отсутствие лишения права на занятие соответствующей деятельностью за совершение преступления.

Чтобы стать арбитражным управляющим, требуется прохождение следующих ступеней:

  • Проверка на отсутствие факторов, которые ограничивают получение профессии (отсутствие гражданства и прочее);
  • Окончание курсов соответствующего профиля;
  • Сдача экзамена;
  • Обращение в саморегулируемую организацию для прохождения стажировки и, соответственно, ее прохождение;
  • Вступление в СРО;
  • Прохождение процедуры страхования ответственности.

После всех этих процедур лицо может вести деятельность арбитражного менеджера.

Работа управляющего контролируется арбитражным судебным органом.

Подготовка

Для получения профессии существует единая программа подготовки арбитражных управляющих. Её целями является:

  • обеспечение подготовки лиц к сдаче теоретического экзамена,
  • предоставление возможности стажировки с саморегулируемой организации.

Обычно прохождение курсов занимает 2-3 месяца. Оно платное. Стоимость обучения зависит от учреждения, в котором проходит обучение. Для того чтобы начать прохождение программы, требуется подготовить паспорт, фотографию 3 на 4, диплом об образовании.

Программа включает в себя пять частей:

  1. Правовая часть обучения состоит из 87 вопросов.
  2. Законодательная часть состоит из 80 вопросов.
  3. Экономическая часть включает 50 вопросов.
  4. Сфера оценочной деятельности включает 32 вопроса.
  5. Практика деятельности состоит из 38 вопросов.

После окончания курсов лицами сдаются экзамены. Принимает их комиссия, в которую входит три преподавателя и три служащих Росреестра. После сдачи выдаётся справка. Если экзамен не удалось сдать, можно пройти повторный экзамен. Проходить курсы во второй раз не требуется.

Через месяц после прохождения курсов можно получить Свидетельство о сдаче теоретического экзамена по официальной программе.

Перед процедурой стажировки необходимо получить справки в Налоговой инспекции об отсутствии включения лица в реестр дисквалифицированных специалистов, справку о неимении судимости. За последней справкой можно обратиться в Многофункциональный центр, Информационный центр ГУ МВД, Отделение полиции. Если документ требуется получить быстро, предпочтительно обратиться в Информационный центр ГУ МВД.

Стажировка

Проходить стажировку имеет право только лицо, успешно сдавшее теоретический экзамен и получившее соответствующую справку.

Период стажировки – 2 года.

У лица должен быть опыт руководящей должности, составляющий не менее года. Под руководящей должностью понимается:

  • Работа руководителем или заместителем руководителя ЮЛ.
  • Государственная гражданская служба РФ.
  • Деятельность в качестве руководителя или его заместителя органа местного управления.
  • Высшие или главные должности.

Для прохождения стажировки необходимо предоставить в СРО соответствующее заявление. Рассматривается оно в течение 2 недель. При прохождении стажировки человек выполняет работу помощника арбитражного управляющего. Сам управляющий привлекается в качестве руководителя стажировки.

В течение недели с одобрения заявления разрабатывается и утверждается план стажировки. Назначается её руководитель. В числе руководящих лиц может быть несколько людей. Человек может прекратить стажировку в любое время. Однако для этого требуется уведомить СРО о своём решении не менее чем за 7 дней. При этом составляется промежуточный отчёт о прохождении работы такого рода.

В случае если план выполнен полностью, стажёром выполняется отчёт о прохождении стажировки. Его потребуется предоставить в СРО.

После рассмотрения отчёта, анализа результатов деятельности лица руководителем стажировки оформляется заключение, включающее в себя оценку результатов работы, а также отчёт о выполнении поставленного плана. Отчёт стажёра рассматривается в течение 2 недель со времени его предоставления. После принимается решение об утверждении документа или отказа от этой процедуры.

В том случае, если между руководителем и стажёром возникли разногласия, разбираются они саморегулируемой организацией.

После утверждения отчёта выдаётся свидетельство о прохождении стажировки. Подготавливается оно в течение недели со времени утверждения.

После получения свидетельства необходимо получить страховку об ответственности арбитражного управляющего. Предоставляется она в страховой организации. Дополнительно требуется заплатить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Вступление в СРО

Саморегулируемая организация вправе не принять нового члена общества в том случае, если он не соответствует заявленным требованиям. На данное решение даётся 30 дней. СРО могут устанавливаться свои положения по поводу условий вступления.

От лиц, вступивших в организацию, требуется выплачивать членские взносы в установленном размере. Если это правило будет игнорироваться, СРО имеет право исключить лицо. Тем самым, оно не будет иметь прав на совершение деятельности арбитражного управляющего.

Новому члену следует учитывать, что каждая саморегулируемая компания имеет право на установку своего перечня необходимых для вступления бумаг. Ей же задаются правила их оформления.

В некоторых случаях к новому специалисту предъявляются дополнительные требования. К примеру, они актуальны в том случае, если предполагается управленческая работа в рамках дел о несостоятельности кредитных компаний и предприятий стратегического значения. Приём или отказ в нём можно ожидать в течение месяца со времени подачи заявления и соответствующих документов.

Решение о вступлении начинает иметь юридическую силу только тогда, когда претендент предоставил все документы, подтверждающие его соответствие требованиям. После этого, в течение трёх дней, новый служащий регистрируется в государственном реестре арбитражных управляющих. Включение может происходить и в реестр членов СРО.

После включения в реестр предоставляется бумага о включении в СРО. Оформляется она в период десять дней. Ещё до получения бумаги лицо имеет право на работу, если его кандидатура утверждена. Его работа контролируется арбитражным судебным органом.

Особенности страхования ответственности

Арбитражный управляющий обязан застраховать свою профессиональную ответственность на предмет причинения убытков вследствие некачественного выполнения своих обязанностей или вовсе их неисполнения. Оплата поступает и организациям, на которых заведено дело о несостоятельности, и третьим лицам, участвующим в деле.

Договор страхования оформляется между арбитражным управляющим и страховой компанией, имеющей аккредитацию. Наименьшей суммой по документу является 10 миллионов рублей в год.

Документ оформляется на предмет собственности АУ. Необходимо это для того, чтобы специалист смог полностью возместить причинённые убытки. Соответствия требованиям актуальны в течение всего времени, пока лицо состоит в СРО. Если он перестанет соответствовать заявленным требованиям, его имеют право исключить.

Ознакомьтесь с отрывками программы обучения арбитражных управляющих на видео:

Профессия арбитражного менеджера требует прохождения обучения. Несмотря на то, что длительность их минимальна, от претендента потребуется длительное прохождение стажировки. Лицу также необходимо собрать и предоставить пакет документов на предмет соответствия требованиям, а также застраховать ответственность.

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

В случае отмены определения арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей за неисполнение или ненадлежащее их исполнение арбитражный управляющий не подлежит восстановлению арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

2. В случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, нарушения арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства саморегулируемой организации не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае отмены или признания недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, послужившего основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражный управляющий не может быть восстановлен арбитражным судом для исполнения данных обязанностей.

При получении саморегулируемой организацией копий ходатайств, содержащих требование об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении саморегулируемой организацией в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Применение к арбитражному управляющему наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения влечет за собой отстранение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

В течение трех рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о дисквалификации арбитражного управляющего федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц, уведомляет саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, о дисквалификации арбитражного управляющего с приложением вступившего в законную силу решения суда о дисквалификации арбитражного управляющего путем направления такого уведомления способом, обеспечивающим его получение не позднее чем через пять дней с даты отправления. Сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

(см. текст в предыдущей редакции)

В течение трех рабочих дней с даты получения такого уведомления саморегулируемая организация обязана направить в арбитражный суд, утвердивший арбитражного управляющего в деле о банкротстве, ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве по почте или иным обеспечивающим получение такого уведомления способом не позднее чем через пять дней с даты его направления.

Отстранение арбитражного управляющего, к которому применено административное наказание в виде дисквалификации, от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждение нового арбитражного управляющего осуществляются арбитражным судом не позднее дня, следующего после дня принятия ходатайства саморегулируемой организации, без вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве. При этом должны быть учтены требования, которые предусмотрены конкурсным кредитором или уполномоченным органом, являющимися заявителями по делу о банкротстве, либо собранием кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 20.2 настоящего Федерального закона.

Определение арбитражного суда об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и утверждении нового арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Отмена судебного акта о дисквалификации арбитражного управляющего не является основанием для восстановления его арбитражным судом для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

4. Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда.

Арбитражный управляющий обязан возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, возникшие в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой организации в соответствие с требованиями статьи 25.1 настоящего Федерального закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения этим арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением случаев, если он действовал в соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации, стандартами и правилами профессиональной деятельности.

5. Федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности могут устанавливаться дополнительные требования к обеспечению имущественной ответственности арбитражного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей в деле о банкротстве.

Требования к обеспечению имущественной ответственности арбитражного управляющего, возникшей вследствие обязанности возместить членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих убытки, причиненные в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой саморегулируемой организации в соответствие с требованиями статьи 25.1 настоящего Федерального закона после осуществления компенсационной выплаты из компенсационного фонда этой саморегулируемой организации, устанавливаются федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности. Указанными стандартами может устанавливаться обязанность арбитражного управляющего осуществлять страхование риска такой гражданской ответственности.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о вынесении арбитражным судом судебного акта о признании действий арбитражного управляющего незаконными, о взыскании с арбитражного управляющего убытков в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в деле о банкротстве подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 28 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней с даты вступления соответствующего судебного акта в силу.

В сообщении, подлежащем включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом в связи со взысканием с арбитражного управляющего убытков, должен быть указан размер убытков, взысканный с арбитражного управляющего в соответствии с судебным актом.

Во время процедуры наблюдения он выступает временным управляющим, когда осуществляется руководство извне – внешний руководитель, если производство конкурсное – конкурсный руководитель. Главная задача арбитражного управляющего во всех его ипостасях – добиться соблюдения всех норм Закона о банкротстве.

Решением Конституционного суда РФ арбитражный управляющий должен являться членом , представленной в арбитражном суде и перед собранием кредиторов кризисного предприятия.

При этом, его кандидатура утверждается из списка сотрудников компании по мере уменьшения их соответствия данной должности.

Организация и ее кредитор имеют право отказаться от кандидатуры лица, по каким-либо причинам их не устраивающего.

Чтобы занять эту должность, необходимо отвечать следующим обязательным требованиям:

  1. Иметь диплом ВУЗа по профилю деятельности компании;
  2. Проработать в руководстве предприятия не менее года , а помощником арбитражного менеджера – полгода . В крайнем случае, стажироваться на этом посту около двух лет ;
  3. Успешно сдать теоретический экзамен на курсах подготовки кризисных менеджеров;
  4. В личном деле кандидата должны отсутствовать пометки о наказаниях за административные правонарушения в форме лишения возможности занимать те или иные руководящие должности;
  5. Соискатель не должен привлекаться к административной или уголовной ответственности.

В качестве административного управляющего, антикризисный менеджер предприятия должен предоставлять собранию кредиторов документы о проведенных мероприятиях по процедуре банкротства.

В случае возникновения между ними разногласий, все споры подлежат рассмотрению арбитражного суда, решающего вопрос о неплатежеспособности предприятия.

Функции и обязанности арбитражного управляющего

Сегодня пост кризисного менеджера находится в стадии становления, поэтому основная задача состоит в качественном повышении их прав, уточнении их обязанностей и повышении квалификации лиц, занимающих эту должность.

В отношении процедуры банкротства менеджер имеет статус субъекта права, то есть, существует возможность управлять и контролировать его действия заинтересованными лицами.

Так осуществляется общеправовая закономерность, потому что, чтобы контролировать какое-нибудь действие со стороны руководства предприятия следует создать ему правовой статус.

Действия арбитражного управляющего носят характер дуализма. Во-первых, менеджер представляет должника, потому что при исполнении функций руководителя он должен всячески стремиться к ликвидации задолженности, используя для этого любые законные методы, не идущие вразрез с интересами кредитора, вплоть до сокращения штата и реорганизации производства.

Во-вторых, арбитражный управляющий несет ответственность за целостность имущества должника перед организациями, которым предприятие должно деньги либо другие ценности и не имеет право растранжиривать активы лицами, которые могут быть в этом заинтересованы.

Права лица, назначенного арбитражным управляющим

Менеджер, назначенный арбитражным судом имеет право:

  • В ситуациях, которые предусмотрены Законом обратится в хозяйственный суд;
  • При необходимости организовывать комитет и собрание кредиторов, а также принимать участие в их работе, имея совещательный голос;
  • В порядке, предусмотренном законодательством получать заработную плату за свою деятельность;
  • По необходимости пользоваться в своей работе услугами сторонних лиц и организаций, оплата труда которых будет производиться должником, если иные формы не прописаны в законодательстве РФ или в соглашении кредиторов;
  • Иметь доступ к документации других лиц при наличии их согласия;
  • Получать данные, находящиеся в распоряжении государственного при помощи направления официального запроса к администратору реестра;
  • Отказаться от своей должности досрочно, путем подачи заявления в хозяйственный суд;
  • Проводить иные мероприятия, не предусмотренные Законом.

Ответственность кризисного управляющего

Более подробно необходимо остановиться на ответственности арбитражного управляющего . Следует заметить, что в случаях, когда менеджер не справляется со своими непосредственными обязанностями – он может быть отстранен. Этого не происходит, если стороны, участвующие в процедуре банкротства не имеют к управляющему никаких претензий.

В случае, когда менеджер был освобожден от занимаемой должности по причине нарушения им принятых правил членства в саморегулируемой организации, нарушения федерального законодательства или вследствие несоответствия профессиональным требованиям, предъявляемых к управляющему, тогда по требованию коллектива предприятия, он должен оставить свой пост в течение десяти с момента подачи подобного заявления .

Если заявление судебные органы не удовлетворят, то утвердить нового руководителя на посту еще недостаточно. Для этого понадобится копия ходатайства членов саморегулируемой организации и кандидатура нового менеджера на должность арбитражного управляющего.

Отчет кризисного менеджера

Главным документом, по которому оценивается деятельность арбитражного управляющего, является его отчет собранию кредиторов, который должен содержать:

  • Сведения об имуществе предприятия-должника, которое может быть реализовано в счет уплаты задолженности. Сюда входит информация о наличие готовой продукции и данные о денежных поступлениях на расчетный счет организации-банкрота;
  • Информация, характеризующая требования кредиторов на момент составления отчета. Сюда должна включаться помимо суммы общей задолженности, еще и денежные средства, которые должны быть погашены в ;
  • Данные, подтверждающие деятельность арбитражного управляющего по изысканию средств для погашения задолженности предпринятой за истекший период. Этот пункт отчета содержит: перечень кредиторов и сумму задолженности перед ними, какое имущество было реализовано, и какая сумма долга была погашена, список юридических лиц, имеющих задолженность перед компанией-банкротом и так далее.
  • Меры, предпринятые арбитражным руководителем по для погашения долга перед кредиторами;
  • Изменения в кадровой политике предприятия-должника. Сколько , и сумма высвобожденных от этих действий денежных средств.

Вознаграждение арбитражного управляющего

Деятельность на посту арбитражного руководителя само собой оплачивается предприятием-банкротом. Если сумма или имущества недостаточно для оплаты деятельности кризисного менеджера, то участие в ней принимают кредиторы.

Размер оплаты фиксированный, и не зависит от результатов работы лица, назначенного арбитражным управляющим, а также суммы долгов предприятия-должника.

Порядок назначения арбитражного управляющего

Первым делом, идет рассмотрение кандидатур.

После полученного запроса с соответствующими кандидатурами, названная саморегулируемая организация-компания должна составить свой собственный список из тех членов-кандидатов, которые входят в ряды этой организации .

В составляемом списке необходимо указать, минимум, три член-кандидатуры и расположить их по порядку, в зависимости от тех требований, содержащихся в составляемом прошении. Если требования членов-кандидатов равны, то нужно определиться с порядком по профессиональным особенностям.

Объявленное ранее арбитражным судом учреждение безоговорочно должно создать круглосуточный и полный доступ любого увлеченного лица к процессу глубокого отбора кандидатов, поэтому решение о включении в создаваемый список арбитражных управляющих новых членов-кандидатур необходимо будет согласовывать коллегиально.

После запроса, дается четыре (пять — максимум) календарных дней времени, чтоб направить ответное письмо со сведениями о всех профессиональных особенностях.

Если заявитель (выступает член-представитель кредиторской группы) или должник не решают воспользоваться правом отвода, то член-кандидатура назначается арбитражным судом. Выбор падает на ту кандидатуру, которая стоит на первой позиции в имеющемся списке .

Если не имеется списка кандидатур от саморегулируемой организации, то направляется письмо в арбитражный суд, после чего возобновляется поиск другой независимой организации для предоставления необходимо списка с кандидатами.

Стоит отметить, что арбитражным судом будут выбираться те организации из числа арбитражных управляющих, чьи данные занесены в единый государственный реестр .

СРО арбитражных управляющих

На видео ниже Павел Михайлиди в рамках интернет-конференции по теме рассказывает об основных проблемах регулирования деятельности арбитражных управляющих.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация