Интервью с поэтессой. Поэтом нельзя родиться. «…Бог опрокинул кувшин с молоком, И утро промокло. Полное жизни небо в ладонях Тихонечко билось. Что-то в груди обреченно кольнуло, После – умолкло. Это не сердце… это Вселенная Остановилась.»

Главная / Суд

Наш разговор с Сашей состоялся аккурат накануне Нового года. Может быть, неслучайно? Ведь ее поэзия звучит музыкой сказки, завораживает, очаровывает, манит… Если ты хоть раз прикоснулся к этой магии – ты полюбишь сказку в себе! И будешь бережно хранить ее в своей душе. А заблудишься однажды на тропинках судьбы — поможет одно из Сашиных стихотворений. Как по ниточке из волшебного клубочка, выйдешь из мрака. Обязательно!

Подарок бабушке

Саша, вы помните, как в детстве впервые соприкоснулись с поэзией? Ваши родители часто читали вам стихи?
В детстве мама читала мне много стихотворений. Запоминались они легко, поэтому мне усложняли задачу стихами патриотического содержания невероятных объемов (улыбается). Сейчас, к сожалению, не вспомню, какими именно. Но судя по тому, что мой пятилетний племянник читает наизусть «Рассказ о неизвестном герое», «Дядю Cтепу» и т.п., могу предположить, что похожий репертуар был и у меня.

Расскажите, пожалуйста, историю вашего первого стихотворения. Как появилось желание записать свои чувства и мысли в стихотворной форме?
Самое первое стихотворение было написано лет в шесть в красивом красном ежедневнике. Оно было подарком бабушке на Восьмое марта. Сложно сказать – откуда появилось это желание, но так получилось.

Как вы считаете, могут ли родители воспитать в ребенке любовь к поэзии?
Думаю, родители не просто могут, а должны воспитывать в ребенке любовь к поэзии. Стихи развивают память, чувство ритма и благодаря своему мелодичному звучанию легко воспринимаются детьми.

«Мама, скажи – это ангел? Но серые крылья…
Разве у ангелов крылья не белые, мама?
— Может, родной мой, они припорошены пылью?
— Мама, он смотрит с тоской на оконную раму…

— Спи, дорогой мой, он ангел далекой дороги.
В крыльях немного песка от полуночной трассы.
Спи, мой хороший, давай мы укутаем ноги
Бежевым пледом с конями различных окрасок…»

«Колыбельная о крыльях», 11 августа 2008 года

Поэтом нельзя родиться

Как вы считаете, что такое поэзия? Написать в рифму несколько строк может, пожалуй, любой человек. И лишь немногим дано вдохнуть в эти строки жизнь так, чтобы затронуть душу человека. Где проходит грань между зарифмованными строками и поэзией?
Поэзия – это когда мурашки бегут. Это когда, прочитав несколько строк, хочется знать – чем все закончится. Это когда сливаешься с ритмом. Это когда хочется прочитать что-нибудь еще того же автора. Это когда взгляд не цепляется за кривое построение. Причем совершенно не обязательно, когда все вышесказанное совпадает одновременно.

«Поэзия – это когда мурашки бегут. Это когда, прочитав несколько строк, хочется знать – чем все закончится. Это когда сливаешься с ритмом…»

Как вы считаете, поэтом можно стать или им рождаются? Действительно ли поэт несет в себе «искру божью» или любого человека можно научить писать стихи?
Поэтом нельзя родиться. Можно родиться с определенной предрасположенностью к чему-либо. И, если окружающая среда создаст те условия, в которых талант разовьется, все получится. А можно как генератор, не обладая особым талантом, но имея сильное желание, путем усердной работы выдалбливать из себя ту самую искру. Если эта искра переродится в огонь (который иным дается в качестве бонуса при рождении), то это будет изумительный гений труда.

Поэт и муза

Саша, расскажите, пожалуйста, историю создания вашего ника Бесt.
Изначально это был ник – Бес. Мне было девятнадцать лет, и хотелось как-то выпендриться. Затем, путем долгого переосмысления и советов окружающих появился ник Бесt. Русскими буквами с латинской буквой t. Решилось так, потому что ник не сильно изменен визуально и, в то же время, не мозолит глаз особо религиозным товарищам. А еще это совершенно не имеет отношения к «the best» или чему-то подобному. На сайтах, где не разрешается компоновать в одном слове буквы разных языков, приходится подписываться как Саша Бест.

«Нет, я не птица, я просто пытаюсь летать
Но, для начала, хотя бы, не падать в бездну
Падать туда пусть болезненно, но полезно
Главное, чтобы потом получилось встать.

Мы не друзья, но тебя я не брошу в беде.
Мне бы понять – что такое моя свобода:
Быть без тебя – как хлебать ледяную воду
Или с тобой, но без права тобою владеть…»

«Нет, я не птица, я просто пытаюсь летать», 31 мая 2009 года

Вы часто пишете от мужского лица. Это такая литературная игра или иногда так проще выразить чувства?
Я пишу не только от мужского лица. Просто мне интересно «примерять» на себя разные образы, социальные статусы, иное чувственное восприятие мира… Думаю, в творчестве не стоит себя ограничивать какими-то конкретными рамками.

А как вы относитесь к разделению поэзии на мужскую и женскую? Действительно ли «женскую поэзию» можно выделить в отдельную категорию?
Я отношусь к этому весьма неоднозначно. С историческим изменением женской роли в обществе женская поэзия начала приобретать более интересный оттенок и более насыщенное содержание. Раньше мне больше нравилась мужская классическая поэзия, сейчас, если брать современных авторов, больше склоняюсь к женской поэзии.

«Очень люблю Шекспира, Рождественского, Блока, Гумилева, Ахматову с Цветаевой. Каждый из них внес свой особый вклад в процесс появления некоего знания о поэзии»

Согласно известному высказыванию, «Пушкин – наше все». А кто из поэтов для вас — «все»?
Если честно, я не очень люблю читать стихи. Бывают моменты, когда хочется, но это происходит не так часто… А к Пушкину отношусь более, чем ровно.

Как происходит процесс творческого роста в поэзии? К примеру, художники говорят, что для развития вкуса, чувства композиции нужно учиться у старых мастеров.
Каждый выбирает для себя свой путь. Все мы разные. И все мы идем по своему творческому пути. Поэту нужно учиться грамотности языка, слушать больше качественной музыки для развития чувства ритма, читать хорошие книги и смотреть талантливые фильмы, чтобы «обновлять чувства» и обогащаться новыми историями. Остальное – воображение и жизненный опыт.

Часто путь в поэзию начинается с подражания великим авторам. Расскажите, как преодолеть этот момент и выработать свой собственный стиль?
В подростковом возрасте я переписывала себе в блокнот стихи Марии Семеновой из книжек про Волкодава. До сих пор помню обрывками некоторые из них. Вот лет так в семнадцать и начались первые попытки писать стихи. Подражание – это неплохо. Это процесс научения. Главное, не забыть сложить в стол результаты своей подражательной деятельности в тот момент, когда придет чувство, что можно оставить на берегу спасательный круг и отправиться в собственное плавание.

«Подражание – это неплохо. Это процесс научения. Главное, не забыть сложить в стол результаты своей подражательной деятельности в тот момент, когда придет чувство, что можно оставить на берегу спасательный круг и отправиться в собственное плавание»

Как происходит таинство рождения стихотворения? Оно сразу приходит к вам «законченным» или случается работать над отдельными строками долгое время?
Как было бы хорошо, если бы в голову приходил готовый текст (смеется). Еще бы давал к этому Бог памяти, чтобы все быстренько записать. К сожалению, так не получается. Приходят какие-то строчки, а потом сидишь и думаешь – «а с чего же это все началось?» или «ну, вы и заварили, товарищи, кашу… и как же вы теперь будете выпутываться?». В связи с этим, некоторые стихи вообще ждут своего момента без единой строчки.

«…Бог опрокинул кувшин с молоком,
И утро промокло.
Полное жизни небо в ладонях
Тихонечко билось.
Что-то в груди обреченно кольнуло,
После – умолкло.
Это не сердце… это Вселенная
Остановилась.»

«Небо своими руками», 27 декабря 2009 года

Саша, приходилось ли вам переживать творческий кризис? И как, если не секрет, справляетесь со «взлетами и падениями музы»?
Да, всякое бывает… В такие моменты просто стараюсь сосредоточиться на течении жизни. Если на данный момент не пишется, значит, мой внутренний муз вынашивает в планах какую-то новую грандиозную идею. И нечего его отвлекать всякими мелочами (смеется).

Саша, бывают ли моменты, когда вы обращаетесь к своему творчеству — перечитываете стихи? Есть ли у вас «любимчики» среди собственных произведений?
Нет, я стараюсь не перечитывать собственные стихи. Если честно, я даже ни разу от начала до конца не прочитала ни один свой сборник. Перечитываются стихи либо на этапе написания с целью корректировки, либо перед творческими вечерами с целью заучивания стихотворения и обновления его чувственной стороны. Любимчиков, в общем, тоже, наверное, нет.

«Поэту нужно учиться грамотности языка, слушать больше качественной музыки для развития чувства ритма, читать хорошие книги и смотреть талантливые фильмы, чтобы «обновлять чувства» и обогащаться новыми историями»

В 2009 году самиздатом был выпущен ваш сборник «Душа на ладонях». В 2012 году вышла книга стихов «Я придумал себя». Почему вы решили печататься самиздатом? Пробовали ли обращаться в издательства, чтобы они напечатали вас?
У меня был момент, когда я обращалась в различные издательства. Везде мне говорили, что стихи сейчас не актуальны. Второй сборник стихов был выпущен спонсором на условии, что заработок от продажи интернет-магазинами будет идти ему до тех пор, пока он не окупит свои расходы, а дальше доход от продаж пойдет мне. Вспоминается история: «Он как-то вышел за сигаретами, и больше мы его не видели. Видимо, это была какая-то очень редкая марка сигарет» (смеется).

Планируете ли в ближайшее время выпускать новую книгу?
В ближайшее время не планирую. Надо наработать побольше материала. Не вижу смысла выпускать тонкие книги.

Дорогами сказок

В вашей лирике превалируют сюжетные произведения. Каждое – будто маленькая повесть, сказка или роман… Вам прекрасно удается создавать эти волшебные миры, наполненные глубоким смыслом, прорисовывать мельчайшие детали… Саша, расскажите, пожалуйста, как рождаются сюжеты ваших стихов? И что первично? Сюжет «приводит» за собой творческий поток или, наоборот, в потоке возникают сюжеты?
Все просто – я очень люблю сказки, я просто ОБОЖАЮ сказки. И мне интересно их писать. Мне нравится как они пахнут, какие они на вкус, как они заканчиваются и какое волшебство происходит. Первичной может быть запись о «дубовой двери» или о «запахе осины в доме». Это совершенно не важно. Мне хочется все это потрогать, понюхать, походить, попыриться на волшебство (улыбается). А дальше уже герои сами выбирают свой путь.

«Я просто обожаю сказки! Мне интересно их писать. Мне нравится, как они пахнут, какие они на вкус, как они заканчиваются и какое волшебство происходит…»

Как вы считаете, какую роль сказка играет в жизни человека?
Сказка – это вообще нечто уникальное! Это возможность погрузиться в мир, где все происходит не так, как у нас, где обычные люди приобретают необычные способности, где сила любви может абсолютно все. Мы просто забываем об этом в повседневной жизни. Сказка – это напоминание нам о наших реальных возможностях.

«Сказка – это возможность погрузиться в мир, где все происходит не так, как у нас, где обычные люди приобретают необычные способности, где сила любви может абсолютно все. Мы просто забываем об этом в повседневной жизни. Сказка – это напоминание нам о наших реальных возможностях»

У вас есть целая серия стихов про кошек. Стихотворение «Кошка и ее Человек» многие читатели переписывают к себе в тетради и заучивают наизусть. Почему именно кошки часто служат вдохновением для ваших стихов?
Начну с печального — у меня аллергия на кошек. Но в детстве все дворовые кошки были моими. В них тайно уходила вся колбаса из холодильника. А еще они обладают уникальной суперспособностью, наравне с тюленями и енотами – чем кот круглее, тем он прекраснее. Наверное, я им просто завидую (смеется).

«В пыльной Москве старый дом в два витражных окошка
Он был построен в какой-то там –надцатый век.
Рядом жила ослепительно-черная Кошка
Кошка, которую очень любил Человек.

Нет, не друзья. Кошка просто его замечала –.
Чуточку щурилась, будто смотрела на свет
Сердце стучало… Ах, как ее сердце мурчало!
Если при встрече он тихо шептал ей: «Привет»…»

«История про Кошку и ее Человека», 28 апреля 2008 года

«Сказки о медведице» — баллада о горькой, безутешной любви. Героиня обращается за советом к ведьме и отдает свое сердце медведице, чтобы больше не страдать. Cаша, приходилось ли вам переживать чувство неразделенной любви? Должен ли поэт сам пройти через страдания, чтобы так пронзительно передать всю гамму чувств?
Думаю, в жизни каждого человека была история неразделенной любви. Это такой необходимый этап познания глубины своего сердца не только для поэта, но и для каждого человека.

«…Но решилась я. И, задумав, сделала.
Чувства каменели, а слезы капали.
Грозная медведица заревела и
Нежно обняла мое сердце лапами.

А без сердца вмиг – голова, как пьяная.
Нынче боль его мне терпеть не хочется.
Пусть себе колотится, окаянное,
В страшной пасти зверя, смиренно скорчившись.

В голове моей так легко, восторженно.
В Роще Павших ласково небо светится.
Только слышал люд — на тропе нехоженой
В горе безутешном ревет медведица.»

«Сказка о медведице», 16 октября 2015 года

В стихотворении «Волчьи сказки» вы создаете мистическую, завораживающую атмосферу. Я думаю, что у многих читателей, как и у меня, мурашки бегут по телу при его чтении. Как возникла идея написать это произведение? Почему вы решили обратиться к теме девичьих гаданий?
Не могу точно сказать – почему идея гаданий пришла мне в голову именно в тот момент, но когда мы были подростками, иногда баловались гаданием. Во все времена девушкам было интересно заглянуть в будущее и узнать – кто же их суженый. Но иногда лучше все оставить как есть. Всему свое время.

«…Что застыла, Маруся? Скорее садись мне на спину.
Ты увидишь, как листья в ночи заиграют красками.
А ведь в наших краях предо мною любая девица
Степью стелется»

Побледнела луна. Тишина воцарилась в горнице.
Встрепенулась Маруся, взметнулась как птица-горлица.
В отражение в зеркале, вскрикнув, подсвечник кинула
Ночка минула…»

«Волчьи сказки», 15 февраля 2015 года

Голоса извне

Насколько сильно на ваше творчество влияют окружающие вас люди?
Чаще влияют не слишком позитивно. Меня немного раздражают вопросы: «Ну, как? Что-то есть новое? Не пишется? А почему? Напиши что-нибудь!!!» Если хочется узнать, есть ли новые стихи, зайди на страницу и посмотри. Зачем столько лишних вопросов? Самый странный вопрос – «почему не пишется».

А насколько для вас важно признание читателей?
Скажем так, мне приятно, когда меня читают. Понятное дело, все мы делимся своим творчеством для того, чтобы нас читали. Но я не особо переживаю, если кому-то не нравится то, что я пишу. У каждого свои вкусы.

Саша, а вы пишете стихи на заказ?
Да, пишу. Я не отношусь к тем людям, которые говорят: «Деньги губят творчество!» Получать деньги за свое хобби – это нормально.

«Если негативный отзыв пишет грамотный человек, то он делает тебе одолжение – указывает на твои ошибки. Надо искренне благодарить таких людей и править»

Может ли плохая рецензия на ваши стихи испортить вам настроение?
Нет, не может. Если негативный отзыв пишет грамотный человек, то он делает тебе одолжение – указывает на твои ошибки. Надо искренне благодарить таких людей и править. Но чаще такие рецензии пишут тролли с целью задеть или обидеть. Каждому человеку просто нужно помнить, что тролли так делают от недостатка любви. Поэтому либо благодарим их за старание, либо игнорируем.

Вы часто проводите литературные вечера, на которых читаете свои стихи. Как вы относитесь к тому, когда другие люди читают ваши произведения?
Мне кажется, это прекрасно! Помню, как будучи подростком, я попросила одну девочку-музыканта написать аккорды и текст песни, которая мне очень понравилась. Ответом было: «Только я могу петь эту песню». Так вот, я считаю, что не только я могу читать свои стихи. И это просто нереально классно, когда их читаю не только я.

Жизнь обыкновенная

Насколько уютно чувствуете себя в Москве? Не возникает мыслей переехать в место, более располагающее к творчеству?
Так я с рождения здесь (улыбается). Обожаю Москву! Как говорится – везде хорошо, а дома лучше. Я даже на отдыхе скучаю по дому, как бы хорошо мне не было.

Саша, опишите, пожалуйста, обычный день из вашей жизни.
У меня самые обычные дни самой обычной жизни (улыбается). Работа — дом. Иногда различные мероприятия и встречи с друзьями в кафе или за настольными играми. Я не очень активный на разнообразия человек.

«Ты изменился. Я, может быть, тоже.
Мелом по коже выводим искусство
Стадное чувство – не быть не похожим.
Быть не похожим – банальное чувство.

Взмах акварели бездарен по жестам
Меткость в словах не ведет к идеалу
Алым рисуем восторг и блаженство
Лишь совершенство рисуем не алым…»

«Кома», 11 июля 2009 года

Поэзия — ваш основной род занятий? Или приходится совмещать творчество с другой работой?
Поэзия – это хобби. Иногда, конечно, приходится брать различные проекты, но это не основной род моей деятельности. Работаю я в Росатоме.

Как вы любите проводить свободное время? Есть ли у вас какое-нибудь хобби?
Свободного времени у меня не так много, поэтому обычно оно проходит за просмотром какого-нибудь интересного фильма с чашкой кофе или работой над очередной сказкой, которая все никак не закончится (улыбается).

Саша, расскажите немного о своей семье. Ваш муж тоже творческий человек?
Мой муж – саксофонист, поэтому музыка у нас в доме звучит часто.

Есть ли у вас какое-то изречение или цитата, которая помогает вам в сложные моменты?
Цитата, с которой я иду по жизни: «Выхода нет. Счастье неизбежно!» Сгодится на любые случаи.

Вместо постскриптума…

Анна Ахматова описала вдохновение как гостью «с дудочкой в руке», перед которой все почести мира — ничто. А какой образ для вдохновения придумали бы вы?

Приветствую Вас, дорогой Михаил Юрьевич, в нашей студии. Во-первых, примите душевные поздравления, к которым присоединяются все радиослушатели. Узнав, что мы ждем Вас в гости, они засыпали нас письмами и вопросами.... Что ж, обо всем по порядку...
- В день рождения обычно вспоминают родителей, родные места, первых друзей, наставников, первые книги...

М.Ю: Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...

Действительно, первое, что я услышал и полюбил - звуки. Помнится, остановлюсь и прислушаюсь:

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки!
Жадно сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный,
Каплю вод живых...

Потом были стихи других поэтов, книги, пока я не узнал Байрона. И, перечитав все созданное им, я написал:

"Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки...
Как он, ищу забвенья и свободы...
Как он, ищу спокойствия напрасно"...

Но вскоре мне стало тесно в скорлупе Байрона, и я понял, что необходимо двигаться дальше, и сегодня говорю Вам, дорогие мои читатели и друзья:

"Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой".

Михаил, но у Вас был другой кумир - Наполеон? Что привлекло Вас в этом человеке?

М.Ю: И был, и есть...Изучая историю, читая мемуары, записки, я понял, какой глыбой в истории человечества возвышается Наполеон. И сам посвятил немало строк и размышлений о его судьбе:

Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?...
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами...
Бежал!...и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум"...

Вам уже 27 лет, а Вы столько осмыслили, написали - просто дух захватывает! Что толкнуло Вас к политической борьбе? Вы довольно рано стали проявлять интерес к политике. За вольнодумные стихи были исключены из Московского университета. Но не прекратили активничать. И тогда попали на гаупт-вахту, а потом вам грозила ссылка, и если бы не горячее вмешательство вашей бабушки, не принадлежность к аристократическому роду, боюсь, последствия оказались бы куда печальнее. А Вы продолжаете смело высказываться и критиковать власти и не скрываете, что если бы родились на десять лет раньше, то непременно вышли бы на Сенатскую площадь вместе в декабристами. Объясните, почему?

М.Ю.: "...И где являются порой
Умы и хладные и твердые, как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской -
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей...
Друг! этот край... моя отчизна".

Это отрывок из письма другу, который я назвал "Жалобы турка".
Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки;-
Пусть инстину скрывает ложь:
Что ж делать, все мы человеки!

Понятно. Как и Вы, сегодня многие молодые, целеустремленные, образованные люди включаются в политическую борьбу, выходят на акции протеста, требуют перемен к лучшему и свободному обществу, к демократии. Как бы Вы оценили этот вольнолюбивый подъем?

М.Ю: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Думаю, многим молодым людям знакомы подобные чувства, особенно, когда огонь кипит в крови:

Так жизнь скучна, когда боренья нет...
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя...
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме...
Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то...

А могли бы вы представить, что теперь за вольнолюбивые идеи, стремление к свободе, справедливости, равенству всех перед законом, против коррупции и всевластия беззакония людей в России будух хватать, осуждать на сроки и сажать в тюрьмы, а вдобавок издадут закон о лишении гражданства неугодных граждан и по возможности выдавливать инакомыслящих их страны? Что бы Вы на это сказали?

М.Ю. Изгнаньем из страны родной
Хвались повсюду, как свободой...
Ты видел зло и перед злом
Ты гордым не поник челом.
Ты пел о вольности, когда
Тиран гремел, грозили казни...
Ты пел, и в этом есть краю
Один, кто понял песнь твою....

Михаил, могу ли я понимать, что Вы стремитесь через стихи передать идеи борьбы и сопротивления? Ради лучшего будущего России Вы готовы здесь и сейчас рисковать свободой и даже жизнью?

М.Ю: Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум...
Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу, и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь...
Известность, слава, что они? - а есть
У них над мною власть: и мне они
Велят себе на жертву все принесть...

И тогда сам собой возникает вопрос: С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА ИСКУССТВ? Что выбрать писателю, актеру, режиссеру - смирение ради собственного счастья и благополучия или протест, и как следствие, изгнание, отлучение от любимого дела, забытье?

М.Ю: В связи с вашим вопросом хочу рассказать одну восточную легенду...
С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птица, даром Божьей пищи...

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

"Смотрите, вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него,
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!"

Каждый человек рано или поздно встает перед выбором. И надо всегда помнить, что толпа не поддержит и не защитит того, кто осмеливается открыть истину. И вам известно, как молчаливое большинство смиренно тащится за тираном:

Взгляни: перед тобой играючи идет
Толпа дорогою привычной;
На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной.
А между тем из них едва ли есть один,
Тяжелой пыткой неизмятый,
До преждевременных добравшийся морщин
Без преступленья иль утраты!...
Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
С своим напевом заученным,
Как разрумяненный трагический актер,
Махающий мечом картонным...

Михаил, значит ли это, что и вы согласны отступить и удалиться в мирный кабинет и приняться сочинять то, что будет приятно для властей и безопасно для жизни?

М.Ю: Я бы обратился к поэту, для которого слово РЕПУТАЦИЯ еще не превратилась в пустой звук:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол, на башен вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?"

Михаил, вы очень молоды, однако, так часто и много пишете о страдании, о смерти?

М.Ю: Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан? -
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет...

Да, согласна с Вами. Еще Вы где-то даже писали, что предугадали свое будущее и увидели конец?

М.Ю: Я предузнал мой жребий, мой конец...
И не забыт умру я. Смерть моя
Ужасна будет; чуждые края
Ей удивятся, а в родной стране
Все проклянут и память обо мне...

Но почему?!...

М.Ю: Но я без страха жду довременный конец,
Давно пора мне мир увидеть новый;
Пускай толпа растопчет мой венец;
Венец певца, венец терновый...
Думаю, не столь важно, когда это случится. Главное - душа моя стремится дойти во всем до совершенства.

Но не достигну я ни в чем
Того, что так меня тревожит;
Все кратко на шару земном,
И вечно слава жить не может...
Другой заставит позабыть
Своею песнею высокой
Певца, который кончил жить,
Который жил так одинокой...

А где ваш дом, Михаил?

М.Ю: Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
Есть чувство правды в сердце человека,
Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
Объемлет в краткий миг оно...
И Всемогущим мой прекрасный дом
Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нем,
И в нем лишь буду я спокоен...

Как часто Вы вспоминаете малую родину? Навещаете ли родные места?
М.Ю: Постоянно! ...И если как-нибудь нам миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей.
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей,
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами...
Да, эти воспоминания согревают в минуты тягостных сомнений и страстей - как свежий островок, безвредно средь морей цветет на влажной их пустыне...

И вы так прекрасно передали свое настроение, как будто я сама бродила вместе с Вами в тех местах... Однако, возвращаясь из прошлого, вы также легко уноситесь мыслями в будущее?

М.Ю: Наш дух вселенной вихрь умчит
К безбрежным, мрачным сторонам.
Наш прах лишь землю умягчит
Другим, чистейшим существам...
Не будут проклинать они;
Меж них ни злата, ни честей
Не будет: станут течь их дни,
Невинные, как дни детей.
Меж них ни дружбу, ни любовь
Приличья цепи не сожмут,
И братьев праведную кровь
Они со смехом не прольют...

Кровь собратьев... Вам приходилось участвовать в военных стычках во время ссылки на Кавказе. И Ваш призыв к миру на земле, к братству между народами особенно актуален...

М.Ю: Кровь собратий...
Кровь стариков, растоптанных детей
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу...
Свой замысел пускай я не свершу,
Но он велик - и этого довольно;
Мой час настал; - час славы иль стыда;
Бессмертен иль забыт я навсегда...
Но, потеряв отчизну и свободу,
Я вдруг нашел себя. в себе одном
Нашел спасенье целому народу...

Снова мечты о славе, свободе, непокорству, внутренний бунт? Или это Ваш внутренний демон все время вырывается наружу, Ваше второе Я?
М.Ю: И гордый демон не отстанет
Пока живу я, от меня
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженство,
Не даст мне счастья никогда...

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...

В Вас столько печали...

М.Ю. : Мои слова печальны: знаю;
Но смысла их вам не понять.
Я их от сердца отрываю,
Чтоб муки с ними оторвать!...
- И все же, позвольте, личный вопрос. Наши слушатели не простили бы мне, если бы я его Вам не задала: О ЛЮБВИ. ВАШЕ СЕРДЦЕ СВОБОДНО?

М.Ю: Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть...
Я не могу любовь определить.
Но это страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил...

И последняя тема, которая волнует всех Ваших поклонников - кто убил Пушкина?

М.Ю: .Убит! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья:
Судьбы свершился приговор...

Убийцу нашли, было тщательное судебное разбирательство, которое лично кнотролировал царь...

М.Ю: Его убийца хладнокровно навел удар... И что за диво?... из далека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!

Однако, заказчик и организаторы остались в тени.... И, похоже, дело закрыто за "невозможностью их найти"?

М.Ю: Все имена известны. И никто уже не сомневается, кто заказал и кто направлял руку убийцы:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!...
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть Судия: он ждет;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта пламенную кровь!

Дорогой Михаи, разговаривать с Вами, размышлять, делиться переживаниями можно до бесконечности, однако, увы, прямой эфир не бесконечен. Мы благодарны Вам за то, что уделили время, за искренний и глубокий разговор. Еще раз примите наши поздравления и пожелания никогда не покидать нас...

Навеки Ваши поклонники и я - ведущая этой программы - Инна Едрец.

SOS! Срочно нужна помощь. Карта Сбер: 4817-7602-0876-3924 .Спасибо всем

  • дать учащимся представление о сочинении-интервью;
  • совершенствовать навыки создания собственных текстов;
  • развивать творческие способности школьников.

Оборудование: “Словарь русского языка” С. И. Ожегова, памятка “Правильное построение беседы”.

Ход урока.

1. Актуализация прежних знаний.

Слово учителя.

Вы уже знакомы со словом интервью. Что значит “интервью”?

Интервью английского происхождения. В словаре С. И. Ожегова можно найти следующие значения этого слова: 1) жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; 2) в социологических опросах – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат материалом для обобщений. Следовательно, интервью – беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио.

В интервью необходимо указать 1) с кем ведется беседа, 2) что является целью беседы (мнение деятелей по вопросам политики, техники, культуры, искусства, литературы и т.д.).

Интервью – это совместное творчество журналиста и человека, с которым велась беседа. Журналист должен быть высококультурным, знающим. Поэтому к интервью нужно подготовиться:

  • подготовиться с литературой по проблеме;
  • проконсультироваться у специалистов в этой области;
  • составить предварительный перечень вопросов;
  • определить, в каком виде желательно написать интервью.

2. Формирование новых понятий и способов действия.

Познакомимся с видами интервью.

Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него.

Интервью-диалог: беседа в вопросах и ответах.

Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей по какому-то вопросу. Такая беседа выливается в совещание или встречу.

Самоинтервью – редкий вид интервью, когда пишущий сам задает вопросы и сам на них отвечает.

Анкета – массовый вид интервью. Желая узнать мнение большой группы людей по какой-нибудь проблеме, редакция печатает вопросник и рассылает его. Получив ответы, она анализирует их и публикует выводы.

Интервью-зарисовка, в котором журналист не только задает вопросы, но и высказывает свое мнение по поводу темы, рассказывает об обстановке и в течение беседы комментирует её, сообщает о своем впечатлении.

Интервью печатается в газете, журнале, передается по радио и телевидению с разными целями:

  • сообщить об очередных задачах;
  • рассказать о творческих успехах и достижениях ученых, писателей, артистов, новаторов производства;
  • информировать о предстоящем событии или сообщить подробности происшедшего события;
  • разъяснить подробно факт, уже известный читателю или слушателю;
  • узнать мнение политического, государственного, общественного деятеля по какому-нибудь вопросу.

Интервьюирование – проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений.

Вопрос к классу. У кого можно взять интервью?

Ответ учеников. Интервью можно взять у своего одноклассника, у автора произведения, у неодушевленного предмета. В прошлом году мы уже беседовали с капелькой, снежинкой, цветочком.

Учитель читает образцы сочинений. (Образцы взяты из книги Скиргайло Т.О. “Сочинение-интервью: Элективный курс развития речи: Программа. Тематическое планирование”, Москва, 2006)

Интервью с росинкой.

Милая росинка, ты так блестишь на солнце! Откуда ты взялась?

Родилась я утром, на рассвете. И век мой недолог.

Почему ты так мало живёшь?

Проснётся тёплое солнышко, направит теплые лучики на землю, цветочки, зелёные лепестки, согреет их, и я превращусь в пар.

А когда можно с тобой ещё встретиться?

Приходи на это место завтра утром. Я тебя буду ждать. Ты мне очень понравился.

Чем я тебе приглянулся?

Никто до этого меня не замечал, со мной не говорил. А ты обратил на меня внимание, нашёл во мне собеседника, спасибо тебе.

Интервью с радугой.

Здравствуй, радуга. Почему ты появляешься только после дождя?

Дождь смывает всю пыль на небе, светлее становятся облака, я становлюсь ярче, заметнее.

Почему ты такая красивая?

У меня семь цветов, используя которые каждый художник создает свои шедевры.

Почему тебя называют ещё радугой-дугой?

Как ты знаешь, земля круглая. Я прокладываю свой путь с одной точки, например со стороны реки Волги, и бегу к тёмно-синему лесу. Вот и получается дуга. Прямой линии не получается: расспроси об этом учителя географии.

Спасибо. Я хочу узнать о тебе побольше и найду интересные сведения в энциклопедиях. А после другого дождя мы с тобой ещё поговорим.

Я буду ждать тебя. До встречи.

3. Формирование умений и навыков.

Как строить беседу?

Ученики отвечают.

Сначала нужно понять, почему ты заинтересовался именно этим человеком? Что ты о нём знаешь.

О чем его нужно спросить? О чем нельзя?

Каким временем для беседы он располагает?

Вопрос не должен быть очень длинным, многословным.

Нужно обратить внимание на начало и конец беседы.

Вопрос должен быть корректным.

Не нужно давить на собеседника. На первом плане должен быть собеседник.

Учитель раздает памятки “Правила построения беседы”.

(Учитель читает и комментирует).

Правила построения беседы.

Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого ты будешь брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится беседа. Приведём их.

1) В самом вопросе должен заключаться элемент знания обсуждаемой проблемы. Вряд ли уместно начать беседу с безликого вопроса “Как идут дела?”. Такой вопрос повлечет за собой столь же безликий, бессодержательный ответ: “Нормально”. Эффективнее начать беседу, например, так: “Мы знаем, что в течение трёх последних лет ваша школа занимает призовые места по всем видам спорта. В соседней школе, хотя условия одинаковые, значимых успехов нет. В чём секрет ваших успехов?”. Такая постановка вопроса, несомненно, поможет собеседнику активнее включиться в разговор.

2) Создать психологически благоприятные условия для собеседника. Создание таких условий означает не только снятие внешних помех общения. Прежде всего журналист должен учитывать состояние души человека, которого он расспрашивает. Психологическая комфортность означает создание условий, при которых собеседник ярче и полнее выявит человеческую сущность, сделает это естественно и непринуждённо.

3) Проявить прямо или косвенно выраженный интерес к личности собеседника, интерес не только к его официальному статусу, общественному положению, социальной роли, но и к его индивидуальности, характеру.

4) Создать установку на двусторонность общения. Уметь не только говорить, но и слушать. Умение слушать – не прирожденный дар, а следствие высокоразвитого интеллекта, культуры чувства. Диалог – разговор двоих, и нить его должен держать в руках интервьюер.

5) Ориентировать разговор на тему, наиболее значимую для собеседника, на позитивные мотивы его деятельности.

6) Умело использовать вопросы разного типа: открытые и закрытые, основные и неосновные, зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие. За многообразием вопросов скрывается многообразие отношений, складывающихся во время беседы.

О чём хотелось бы поговорить с поэтами Серебряного века?

Ребята отвечают.

Помните: нужно знать биографию и творчество поэта, литературную критику о нём.

4. Индивидуальные самостоятельные задания на дом.

Подумать, у какого поэта Серебряного века вам хотелось бы взять интервью. Какие вопросы вы бы ему задали. Подготовиться к сочинению-интервью с поэтом Серебряного века. Продумайте вступление и концовку сочинения-интервью.

На следующем уроке ребята писали сочинение-интервью с поэтом Серебряного века. Вот одна из работ.

ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ – АНДРЕЙ БЕЛЫЙ.

“Мне вечность - родственна”,- говорил он о себе. Он - великий поэт, философ, учёный, прозаик, критик, математик, мистик. Он - истинный гений. Он - Андрей Белый! Его творчество - это целый мир, мир восторженный, наполненный яркими красками, проникнутый верой, любовью, мечтой. К сожалению, этого поистине великого человека нет рядом с нами: спустя два месяца после нашей беседы с ним он скончался. Это произошло 8 января. Это интервью с поэтом можно назвать предсмертным...

Итак, 1 ноября 1933 года. Издательство газеты “Русский вестник”. Я - корреспондент этой газеты, известный Вам, читатель, больше как Ф. Г.

Ф.Г. Борис Николаевич, почему Вы выбрали именно этот псевдоним -Андрей Белый?

Белый. На самом деле, взять псевдоним была не моя идея, а идея Михаила Соловьёва, младшего брата Владимира Соловьёва. Белый, по его мнению, - это священный, утешительный цвет, представляющий собой гармоничное сочетание всех цветов. Это любимый цвет Владимира Соловьёва. Я согласился, ведь необходимо было скрыть мой первый литературный опыт от отца.

Ф.Г. Ваш отец Николай Васильевич хотел, чтобы Вы стали великим учёным?

Белый. Да,разумеется! Он с детства пытался привить мне любовь к точным наукам: математике, химии, истории. Именно он и повлиял на моё поступление в
Московский Государственный университет.
Ф.Г. Выучились весьма неплохо. Ведь на Вас подавали большие надежды как на учёного. Не так ли?
Белый. Университет я, действительно, закончил неплохо. После начал научную деятельность, но вскоре я понял, что моё призвание – литература.

Ф.Г. А когда Вы окончательно определились с тем, что станете поэтом? Кто-то повлиял на выбор Вашей профессии?

Белый. Я понял, что мне необходимо творить, после выхода моей первой “симфонии” - “Северная”. Если честно, я тогда сам толком не знал, что такое симфония. По моему мнению, “симфонии” мои были больше похожи на сонаты. А любовь к искусству мне передалась от матери. Она была очень чутким, мягким человеком.

Ф.Г. Вы создатель знаменитого кружка “аргонавтов”, исповедавшего идеи символизма как религиозного творчества. Можно ли сказать, исходя из этого, что Вы последователь Дмитрия Сергеевича Мережковского?

Белый. Скорее да, чем нет! В моей поэзии много религиозных мотивов. Вообще тесно переплетаются темы судьбы, жизни, смерти. Кроме того, я много печатался в журналах, которые выходили под руководством петербургского крыла символистов. Немало стихотворений выпускались в журнале “Новый путь”, издателем которого был Дмитрий Сергеевич.

Ф.Г. Борис Николаевич, можно личный вопрос?

Белый. Если смогу, обязательно отвечу.

Ф.Г. Спасибо. Не секрет, что Вы вели долгую переписку с Блоком. Между вами была долгая дружба, которая переросла во вражду. И причиной этому была женщина.

Белый. О Любови Блок у меня остались самые трепетные воспоминания. Конечно, из-за этой драмы меня не раз посещали мысли о самоубийстве. Но в моей поэзии появилась тема платонической любви, которая понравилась читателю.

Ф.Г. Вы хотите сказать, что утешение нашли в поэзии?

Белый. Безусловно. Именно поэзия, творчество, работа отвлекли меня от этой драмы. Я вскоре после этого случая уехал за границу. Затем познакомился с замечательной женщиной А. Тургеневой. Именно с ней я путешествовал по Европе, Африке...

Ф.Г. Вместе с ней Вы пережили период ученичества у Рудольфа Штейнера?

Белый. Да. Даже после разрыва с его учением я душой был с Антропософским обществом. Я долгое время жил в Дорнахе, даже участвовал строительстве храма “Гётенаум”

Ф.Г. Разрыв со Штейнером совпал с вашим расставанием с Тургеневой. Как Вы это пережили?

Белый. Я почти на два года уехал в Берлин. Два этих разрыва едва не случились для меня причиной душевного срыва.

Ф. Г. Что помогло не опустить руки в такой ситуации?

Белый. Конечно, поэзия, литература. Именно эти годы я считаю самыми результативными.

Ф.Г. Ваш роман “Петербург” признан самым лучшим Вашим произведением. Расскажите о создании романа.

Белый. В годы работы над “Петербургом” я был словно охвачен идеей самовоспитания. И своеобразным стимулом для меня тогда был Рудольф Штейнер.

Ф.Г. Скажите, что для Вас поэзия.

Бёлый. Звук превращается в фигуру и образ, красота - в чувство, движение - в мысль!

Ф.Г. Вот, что значит гений!!! Борис Николаевич, маленькая просьба.

Белый. Слушаю...

Ф.Г. Я очень много читала Ваши стихотворения, но никогда не слышала хотя бы одно в Вашем исполнении. Прочитайте, пожалуйста, то стихотворение, которое, по вашему мнению, раскрывает Андрея Белого как поэта.

Мои слова - жемчужный водомёт
Средь лунных снов,
Бесцельный, но вспененный, -
Капризной птицы лёт,
Туманом занесенный.
Мои мечты - вздыхающий обман,
Ледник застывших слез,
Зарёй горящий
Безумный великан,
На карликов смотрящий.

Ф.Г. Метко! Благодарю. Борис Николаевич, спасибо за беседу.

Андрей Белый сыграл исключительную роль в русской литературе: он был одним из главных теоретиков, критиков, поэтов, прозаиков, живших в своём измерении. “ Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами!” - говорил о нём М. Чехов. Ведь Белый был поистине великим мыслителем!

Григорьев, И. Н. «Стихи мои, бегом, бегом...»: [интервью с поэтом И. Н. Григорьевым / записала С. Пономарева] // Псковская правда. - 1992. - 14 мая.

«СТИХИ МОИ БЕГОМ, БЕГОМ…»

Этот сборник хранится в нашей редакционной библиотеке. С титульного листа смотрит парень с внешностью киноактера: широкие брови вразлет, пронзительные глаза, темный вихор волос и ямочка на подбородке. Под портретом подпись: «Псковской правде» от крестника сердечно. Игорь Григорьев». Сборник стихов «Листобой» вышел в издательстве «Молодая гвардия» ровно 30 лет тому назад.

Много потом было в литературной жизни Игоря Григорьева разных книг. Его печатали разные издательства - «Советская Россия», «Советский писатель», «Лениздат», другие, но эта, одна из первых книг, для редакции самая памятная.

Позже он участвовал в переводе многих книг зарубежных поэтов, писал прозу. Успел попробовать себя и в драматургии - еще в 1943-ем году, в немецком тылу, в партизанском отряде, была поставлена его пьеса «Черный день». Военная тема поначалу и стала основной в его творчестве. Поэтому накануне самого святого нашего праздника - Дня Победы я отправилась к бывшему разведчику, четырежды раненному в боях, патриарху псковской поэзии Игорю Григорьеву, чтобы поздравить его и взять интервью.

- Игорь Николаевич, как вы относитесь к тому, что слово патриот, всегда высоко почитавшееся на Руси, стало едваь ли не ругательным? Похоже, что своим нигилизмом мы способны разрушить даже единственное святое, что осталось у нас, русских, от послереволюционного периода - память о Великой Отечественной. Очень мало молодых мам приводит сегодня малышей 9 мая к Вечному огню…

Мне, как и другим моим сверстникам горько и тошно слышать в магазинных «сражениях» возмущенное: «Когда вы все перемрете?». Я никогда не иду с удостоверением, без очереди, хотя у меня вторая группа инвалидности, но от этого не легче. Да, мы сейчас чувствуем, что нам не по себе и, наверное, это чувство испытывают не только старики. Россия унижена? Да. Татарстан, понимаешь ли, об ъявляет, что все это время находился «под русским игом». А что же тогда нам-то, русским, говорить? Горько и обидно. Убежден: нет более высокого и несчастного и народа, чем русский. И чем наш народ велик, так это тем, что он всегда на равных относился к другим. Ну, какая, мне, русскому, разница, что тот - еврей, тот - молдаванин, кто-то еще - калмык. Мы ведь все люди. Но то, что происходит сегодня, мне не нравится, хотя я понимаю: и назад дороги нет, СССР был империей зла.

Я свято верю в Родину. Наивно полагать, что Россию можно растоптать, что сейчас пытаются сделать некоторые. Если Россия погибнет, погибнет и мир. Так я думаю. Много раз она переживала трудные времена, но ведь жива. А что касается патриотизма… Помню, когда я по заданию подполья стал работать переводчиком в немецкой комендатуре в Плюссе (мне было тогда 19 лет) моя помощница Люба Смурова как-то и говорит: «Жизни бы за Родину не пожалела…». Хмыкнул я тогда: дескать, красивые слова. А ее через несколько дней немцы взяли - не успела в картотеку положить карточки агентов немецкой школы диверсантов, задержалась у партизан. У нее дома сразу сделали обыск, арестовали. Каждый день ждал ареста и я. Стоило ей произнести мое имя, и все. Немцы, ведь не дураки, понимали, что она, молоденькая хромая девчушка не может быть фигурой в таком деле. Ее держали месяц. Она ничего не сказала, хотя знала очень много. Потом ее расстреляли вместе с теткой и двоюродной сестрой. Такие люди, я верю, всегда будут, пока будет Россия.

- Вы потом не вспоминали ее в стихах?

Три стихотворения ей посвятил.

- Игорь Николаевич, что мне нравится в ваших военных стихах, так это то, что они неодназначны, как жизнь. Вы не кричите «ура-ура», а показываете войну, какой ее увидели…

Жизнь сложна. Отец мой четыре георгиевских креста получил в царской армии, дослужился до штабс-капитана, был любимцем Брусилова, а в 18-ом стал начальником Порховской ЧК. Все не просто. Вот так и на войне. Я по-немецки читать и писать научился раньше, чем по-русски. Учила меня немка, которая жила на нашем хуторе. Потом наши ее с небрежностью расстреляли за то, что людям помогала. И в подполье нашем, кстати сказать, один паренек тоже был немец, так что я против того, чтобы из-за национальности ярлыки клеить.

А знаете ли вы, что немцы сами расстреливали не часто? В основном наших же, русских полицаев, и нанимали для таких дел. Поэтому мои стихи не против немцев, а против войны. В любом обличье. Да, мы не звали немцев в наш дом. Но многие шли не по собственной воле сюда - их гнали. Этого тоже забывать нельзя.

- В редакцию приходит много писем со стихами. Таковыми, во всяком случае, считают их авторы, уверенные, что все, о чем им думается, интересно и читателям, и главное, непременно должно увидеть свет. Похоже, эти люди незнакомы с пастернаковскими строками:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Вы хотите, чтобы я дал какой-нибудь совет этим авторам?

- Да нет, не совет. Быть может, вы кого-нибудь просто протрезвите. Поэзия ведь не рифмоплетство…

Вы думаете, я что-нибудь понимаю в Поэзии? Упаси меня Бог. Это как в океане. Можно взять на пробу каплю воды, кусочек грунта, но и только. Что такое Поэзия, кто ответит? А что такое Бог? Доброта, Совесть, Чистота? Все, вроде, так и все лишь детали. Вот так и стихи. Все тем же любимым вами Пастернаком сказано: «И чем случайней, тем вернее стихи слагаются навзрыд». Не скрою: я б хотел быть поэтом, но поэт я или нет, я не знаю.

В «Псковской правде» меня впервые напечатали, когда мне было 33 года, а первая книга стихов вышла у меня в 37 лет. Да и в это-то я поверить не мог, решил для себя, что не раньше, чем в 40 лет предложу что-нибудь для печати, просто вмешался случай. Впрочем, на заседания отделения Союза писателей я ходил и стихи там показывал, а меня нещадно ругали.

Что еще могу сказать начинающим? Сейчас, в нашем деле, как никогда трудно. У меня нашелся спонсор - издательство «Путь». Решило издать книгу моих новых стихов. Посчитали поначалу, что 8 тысяч потребуется на оформление, а потом, после «вхождение в рынок» оформление потянуло еще на 50. Вот и смотрите: 60 тысяч рублей и два года каторжной работы - вот, что такое издать сборник стихов сегодня.

- Значит, по-вашему поэзия - это только божий дар? А как же жизненный опыт? Вы-то, наверное, не зря мыкались в жизни, перепробовали кучу дел - были и студентом, и грузчиком, и промысловым охотником, и геологом.

Да, опыт нужен, но это побочно. Главное все же - искра божья. Ну, как я могу петь, когда я глухонемой? И на то, чтобы сеять капусту, варить щи, тоже нужен талант. Жизненный опыт - это второе, а третье - это профессиональные навыки. Скажем, иду я, и закат меня поразит, или волк завоет, или лось выплывет навстречу, медведь тут нас с сыном чуть не заломал, - но писать об этом стихи я тут же не стану. Вам ведь не интересны эти описания, верно? Важно, что у меня в душе. И получается, что поэзия - это как лов рыбы. Держишь, держишь удильник, а очнешься, когда уже блеснет рыбина. Не поймать, не уловить сам момент ловли. А мы даже из поэзии пытаемся делать моду. Николай Рубцов вон сколько лет был почти никому не интересен, и вдруг - мода. И все завопили: «Прекрасный русский поэт!».

- Ну, завопили-то, когда Рубцова уже не было в живых, а пока был жив, работал на траловом флоте, в газете, не замечали.

Да. Он ведь очень сложен, хотя это скрыто за внешней простотой. Нет, поэзия - это не материя на штаны. И как об ъяснить кому-то, что писать - это и вместо пива, и вместо воздуха, и вместо любви? У Маяковского об этом сказано четче: «Скрипка, и немножко нервно».

- Игорь Николаевич, вижу у вас на стене ваш портрет работы прославленного портретиста Ильи Глазунова. Вы, верно, познакомились с ним в «ленинградский период»?

Вовсе нет. Писал он его в Москве. Если вам интересно, могу рассказать, как было дело. С Глазуновым свели меня друзья. Он тогда никакой «шишкой» не был, и общались мы с ним запросто. Когда я к нему прибыл для работы, у него как раз была дама, мне незнакомая, прекрасно одетая. По правде сказать, таких нарядов, как у нее, я никогда не видывал. Она предложила подвезти меня в центр. Едем. Машина какая-то длинная, «не наша». К Красной площади под ъехали, ей честь отдают. Вышла она из машины, руку протянула мне для поцелуя. Позже я узнал, что то была Фурцева, тогдашний министр культуры.

- Так вы пообщались с высшим «культурным начальством»?

Нет-нет. Я всегда был далек от начальства. Как говорится, минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

- Вот вы заговорили о Фурцевой, а я поймала себя на мысли, что в вашей судьбе и творчестве, как, наверное, и у других поэтов, многое определила, как выразился Блок, Прекрасная Дама.

Да, волею судеб первая Прекрасная Дама, Александра Анатольевна Агафонова, спасла меня в госпитале, потом привела в свой дом. Муж ее, адмирал Балтфлота, погиб в блокаду. Сама она была меньшиковского роду, дочь петроградского генерал-губернатора. Это была удивительная семья, в доме у них бывали Сергей Есенин, Игорь Северянин. Там я познакомился с тем, что мне никогда и не снилось. Александра Анатольевна была строгим ценителем, и, когда я фальшивил и кривил душой в стихах, говорила: «Конь вышел из борозды».

Вторая Прекрасная Дама встретилась мне в Ленинградском университете. Это профессор Вильгельминина Антонина Александровна. В блокаду она спасла университетскую библиотеку. Позже муж ее эмигрировал, за что ее исключили из профессоров. Такая он, жизнь. Я сейчас собираюсь написать книгу «Великие женщины». Я считаю, их три для каждого человека: Божья Матерь, Родина и мама.

- Я давно слышала, что ваш сын - знаменитость, вице-президент международного института резервных возможностей человека, врач-психиатр и нарколог с именем. А недавно узнала, что у него вышла книга прозы «Накануне чуда». Как вы смотрите на литературные опыты сына?

Да, Гриша врач. И врач хороший. К нему многие просятся на лечение, даже из Феодосии, хотя там есть Довженко. Верно и то, что у института есть имя. У него филиалы во Франции, в Финляндии, открывают еще один - в Швейцарии. Гриша очень занят. Ему бы, может, и хотелось только писать, но много другой работы. Считаю, он мог бы быть неплохим прозаиком. В детстве еще он начал писать стихи, но я сказал: « Будешь писать в два раза лучше, чем я - пиши. Иначе - не имеет смысла».

А писать ему есть о чем. У него была трудная жизнь на подводной лодке, где он был врачом, был в экстримальных ситуациях, он держался. Да и сейчас молодцом! Всю зиму купается в проруби по 45 минут на морозе.

- Игорь Николаевич, на этом мы не ставим точку, ладно? Давайте, как-нибудь, когда у домашнего очага соберется вся ваша семья, продолжим разговор. Ведь все члены вашей семьи, насколько мне известно, имеют самое непосредственное отношение к литературе, искусству, а значит, к вдохновению.

Интервью взяла С.ПОНОМАРЕВА

Беседу вела Наталья Топоркова

— В каком возрасте Вы написали свое первое стихотворение?

— В детском саду. В каком возрасте, точно не знаю. Помню, лет в пять придумывала какие-то частушки, например, про мальчика, который мне нравился. В шесть завела тетрадочку, куда записывала свои стихи, она до сих пор хранится дома. Те стихи, конечно, отвечали моему возрасту.

Баба Люда купила мне киску.

Назвали мы киску Алиска.

Потом оказалось, что кот это был.

Кота звали Пуся, гостей он намыл.

Вот так я в шесть лет описала реальный случай, произошедший в моей семье. Иногда описывать было особо нечего, и тогда я просто писала что-нибудь, какие-то рифмованные глупости. Просто потому, что писать хотелось.

Потом, уже в начальной школе, на литературе нам постоянно задавали писать стихи на разные темы. Кому-то помогали родители. Я справлялась сама, и обычно учительница была довольна моими работами. А со стихами о нашем городе, я, кажется, даже участвовала в каком-то конкурсе.

— Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству, к поэтическому бытию?

— Мама всегда меня поддерживает. Считает, что у меня есть способности, убеждает участвовать в конкурсах. Она уже привыкла, что я могу внезапно вскочить с постели посреди ночи и убежать писать стихи, если мне в голову неожиданно пришли какие-то строчки. Наверное, со стороны это может выглядеть немного странно... А однажды я позвонила ей в Тольятти и попросила записать крутившееся в голове четверостишие, потому что у меня такой возможности не было.

Больше никто из родственников с моими стихами не знаком. Отец знает, что я пишу, но вряд ли что-то читал. Одна из бабушек однажды просила почитать мои стихи, но они были слишком личными, и я отказала.

Друзья читают мои стихи и хорошо о них отзываются. Хотя одна из моих подруг очень сердится из-за того, что мои стихи слишком грустные, и постоянно требует написать что-нибудь весёлое. Моя любимая школьная учительница тоже говорила что-то похожее. Чтобы объяснить ей, почему я всегда пишу о печальных вещах, я написала это стихотворение:

Я не умею весело писать,

Моё перо наполнено слезами.

Не нужно у меня в строках искать

Тех слов, что исцеляют от печали.

Они прекрасны, но не для меня,

Моя душа с покоем незнакома.

Всегда была в смятении она,

Ни разу не нашла покой искомый.

Быть может, часто ранили её

Для лет моих шестнадцати коротких.

Быть может, это сердце всё моё

Оставило следы мечтаний кротких.

В моих строках все слёзы и вся боль,

Которые с рождения копились.

Я знаю, здесь и то сыграло роль,

Что много раз мечты мои разбились.

В моих строках растаявших надежд

Вы сможете немало отыскать,

В них боль любви предстанет без одежд.

Я не умею весело писать…

Это, конечно, проблема для моей мамы. Мои стихи ей по большей части нравятся, но ей, наверное, иногда сложно их читать. Любой матери хочется знать, что её ребёнок счастлив, а не читать про то, как ему больно. Я маме как-то давала послушать отрывок из книги Анны Ривелотэ:

«Бывает и так. Родишь ребёнка, а он поэт. Ты его кормишь грудью, на руках носишь в туалет, когда у него жар, тратишь на него все деньги и всё свободное время. Мечтаешь, что будет у него школа с золотой медалью, работа интересная, красивый автомобиль, весёлая свадьба, трое детишек и собака. А он вырастает поэтом, и всё у него плохо. И он пьёт горькую и пишет грустные стихи, а тебе уже шестьдесят, и ты уже отдал ему всё, что у тебя было, и больше у тебя ничего нет. А он пишет и пишет, а ты читаешь и плачешь».

Мама сказала, что это очень актуально.

— Что Вас вдохновляет?

— Наверное, это прозвучит банально, но, в первую очередь, меня вдохновляет жизнь. Эмоции, которые я испытываю. Любовь. Близкие люди. Творчество любимых поэтов, писателей, музыкантов. Например, прочитав роман Марики Ми «Выдумщики», я написала стихотворение от лица главной героини. А недавно я побывала на концерте Канцлера Ги. Это было настолько невероятно, что вскоре я написала стихотворение «Канцлеру Ги» о том, насколько восхищаюсь его творчеством.

— Какое место творчество занимает в Вашей жизни?

— Для меня стихи — это прежде всего способ выразить свои чувства и одновременно попытка донести их до конкретных людей. В основном, конечно, это выкрик в пустоту — я очень долго писала в стол, максимум — участвовала в нескольких конкурсах. Поэтому люди, к которым я обращалась, конечно, не могли ничего об этом знать. Но даже сейчас, когда я стала публиковать стихи в интернете, я почти уверена, что они не дойдут до адресатов. Хотя я и сама не знаю, нужно ли мне, чтобы они дошли.

Мои чувства опять на бумагу ложатся фразами...

Я кричала б, но крики стихов моих точно тише.

Я всегда говорю слова, что должны быть сказаны...

И неважно, что ты далеко и меня не слышишь.

Я пишу, потому что не могу не писать. Это мой способ общения с миром.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы пишете? Как проходит процесс. Интересно, есть такие слова, образы, рифмы, которые никогда не приживутся в Вашем творчестве?

— На самом деле, нет никакого чёткого алгоритма. Может внезапно прийти вдохновение, может придуматься удачная строчка или несколько. Может быть, просто скучно и нечем заняться. Может просто прийти желание «попробовать что-нибудь написать».

Процесс написания стихов тоже всегда разный. Я могу написать стихотворение за пять минут, а могу застрять и закончить его через много месяцев. Стихотворение «Я вышла к тебе за ворота» я закончила через три или четыре года после того, как начала.

Не думаю, что есть такие слова, образы и рифмы. Я не люблю зарекаться, ведь никогда не знаешь, что будет завтра. Даже каким человеком ты будешь завтра, неизвестно. Всегда может произойти что-то, что заставит тебя пересмотреть свои взгляды на жизнь или начать писать на темы, о которых ты никогда не задумывался.

— Я очень люблю цикл стихотворений «Двадцать первая осень». Это мои самые последние стихотворения, и в плане техники они заметно превосходят всё, что я писала ранее. Кроме того, сейчас этот цикл наиболее близок мне по душевному состоянию. «Двадцать первая осень» ещё не закончена. Сейчас дописано более пятидесяти стихотворений этого цикла, но у меня много заготовок для будущих стихов.

Мне очень трудно выбрать одно любимое стихотворение. Обычно, пусть и на короткий срок, любимым становится одно из последних стихотворений. Сейчас, например, одно из моих любимых стихотворений вот это:

Может, однажды ко мне ты придёшь... А вдруг?

Хватит ли сил прошептать: «Убирайся прочь»?

Если тебя ожидает девятый круг,

Я сомневаюсь, что чем-то могу помочь.

Ты не подумай - я тоже не мечу в рай.

Знаю сама, что не меньше других грешу.

Сколько бумагу строчками ни марай,

Ценность моя не равняется и грошу.

Впрочем, тебе, как обычно, на дур везёт...

Или таких среди любящих большинство?

Если попросишь, то рядом я вмёрзну в лёд.

Я не хочу оставлять тебя одного.

Что же до стихов, которые я считаю любимыми на протяжении долгого времени... Наверное, к таким можно отнести «Помню» и «Мне без тебя, ты знаешь, смотреть в окно...»

— Можно ли научиться писать стихи? Существует ли какая-нибудь особая техника?

— Смотря что понимать под словосочетанием «писать стихи». Можно научить человека рифмовать слова, но он вряд ли будет что-то сочинять, если у него нет такой потребности. А того, у кого такая потребность есть, можно научить писать лучше. Например, не сбиваться в размере, подбирать небанальные рифмы. В интернете есть упражнения для поэтов. Мне кажется, они могут быть полезны. И, конечно, нужно читать как можно больше хороших стихов как классиков, так и современников.

— Кто является Вашим любимым поэтом?

— Я очень люблю стихотворения Цветаевой, Ахмадулиной, Петровых, Лермонтова и Пушкина. Но мой самый любимый поэт, безусловно, Анна Ахматова. Её стихотворения мне посоветовала прочитать моя любимая учительница литературы Ирина Анатольевна Азарова, которая преподавала у меня, когда я училась в десятом классе. С тех пор, как я увлеклась творчеством Ахматовой, я стала писать лучше и больше. До этого я писала редко, а мои стихи были довольно примитивны по форме. Узнав, что я пишу стихи, Ирина Анатольевна попросила их посмотреть. Она отметила те, которые показались ей неплохими, подчеркнула удачные и неудачные моменты, дала несколько советов по написанию стихов. И посоветовала почитать Ахматову. Я очень благодарна Ирине Анатольевне за это. Если бы не она, сейчас всё наверняка было бы иначе.

— Есть ли поэты, которые на вас повлияли?

— В моих ранних стихах очень заметно влияние Ахматовой. Если посмотреть на мой первый цикл стихов «Одинокая перчатка», который я писала в пятнадцать-шестнадцать лет, то это бросится в глаза. Те стихи, конечно, были простенькими, детскими и наивными, но влияние Ахматовой там очевидно. Вот, например, в этих стихотворениях:

Вальс

Разбила чашку, задрожали руки,

И пальцы отчего-то все в крови.

Но до сих пор я помню эти звуки,

Стеснившие дыхание в груди.

Играли вальс так тихо и печально,

Плыла по зале музыки волна,

А мы с тобой, влюбившись, танцевали,

И нежностью душа была полна.

Расстались мы под те же вальса звуки,

И не было мелодии грустней.

Навеки мы в тот миг разжали руки

В блистании сверкающих огней.

Ещё вчера глаза мои сияли,

Сегодня заблестела в них слеза.

И, бегая по клавишам, играли

Всё те же вальсы пальцы дотемна.

Небо печально нахмурилось,

Я побледнела сильней.

В нашу минуту прощания,

В небо, спугнув голубей,

Руки сжимала холодные,

Губы кусала с тоской.

Молча в минуту прощания

Рядом стояла с тобой.

Слабость в коленях почувствовав,

Я пошатнулась слегка.

Боже, зачем так заботливо

Руку держала рука?

Вмиг на скамью опустилась я,

Нежно меня ты обнял.

Боже, я всё отдала бы!

Только бы не отпускал...

Но и сейчас Ахматова на меня влияет. Например, отсылка к Ахматовой очевидна в стихотворении «Пятое время года».

Пятое время года пришлось на осень.

Жёлтые листья тонули в зеркальных лужах...

Ты, как и прежде, порою бывал несносен,

Только вдруг стал мне сильнее, чем воздух, нужен.

Пятое время года казалось тёплым

Ты согревал меня первые две недели.

Нервный сентябрьский дождь колотил по стёклам...

Я улыбалась, и ярко глаза горели.

Пятое время года меня убило

Стужа пришла на два месяца раньше срока.

Ты пожалел ли об этом хоть раз, мой милый?

И осознал ли, что ты поступил жестоко?

— Кто такой современный поэт?

— Наверное, это самый сложный вопрос во всём интервью. Логично сказать, что это наш современник; поэт, который пишет в настоящее время. Но в наше время параллельно творят представители нескольких поколений, и их творчество, конечно, очень разное. Пожалуй, чтобы подробно осветить этот вопрос, нужно писать научную работу...

— Большое внимание в своем творчестве Вы уделяете любовной лирике. Вы посвящаете свои стихи конкретным людям?

— Я очень типичная девочка, которой больше всего интересно писать про любовь. А так как вдохновляюсь я чаще всего своими эмоциями, то и пишу о себе и своих чувствах. И, конечно, о конкретных людях. Общие знакомые наверняка узнали бы их по моим стихам. Деталей, указывающих на этих людей, в моих стихах всегда слишком много.

Мы знакомы с тобой ровно год,

Но не встретимся больше, пожалуй.

Что знакомство мне боль принесёт,

Я, увы, слишком поздно узнала.

А потом я надеялась - вдруг

Я исправить хоть что-то сумею...

Вновь потерянно пялюсь в нетбук -

Отчего я не стала черствее?

Отчего и на фото твой взгляд

Сердце биться быстрей заставляет?

Раны старые слишком болят,

И когда зарастут - я не знаю.

Чуда жду. Может быть, я проснусь

Как-то утром - и стану свободной.

Это стало мечтой. Боже, пусть

Так Всевышнему будет угодно.

У меня есть любовная лирика, никому конкретному не адресованная, но её мало. Штук шесть стихотворений наберётся, наверное... Например, «Я вышла к тебе за ворота...»

Я вышла к тебе за ворота,

На плечи накинув платок.

Ты мне обещал тогда что-то,

Даря на прощанье цветок.

Смеялся: «Бледна ты сегодня.

Утопленниц даже бледней».

А я неотрывно смотрела

На проседь пшеничных полей.

Как призрак ты был в лунном свете,

Бил землю копытом твой конь.

Тебе ничего не ответив,

На грудь положила ладонь.

Был так поцелуй наш недолог,

А губы твои так сухи...

О, сколько же в сердце иголок,

Как кара за наши грехи.

Ты сжал меня крепко, до боли.

Сказал: «Не печалься. Вернусь».

И я притворилась, что верю,

Хоть знала тебя наизусть.

Волос твоих запах я помню,

И странно так пахнет чабрец...

Мой милый, я ночью той тёмной

Уж знала, что это конец.

Если честно, я очень надеюсь, что это возрастное. Бесконечная эксплуатация одной и той же темы попахивает творческим бессилием. Но пока что я чаще всего пишу именно любовную лирику. Нередко к ней сводится что-то иное. Месяц назад я писала для конкурса стихотворение на тему «Только бы не было войны», но в результате всё равно получилось про любовь. Позволю себе процитировать Стефанию Данилову:

Всё. Собралась! Пишу о вечном,

Душою строчки не темня!..

А получилось вновь, конечно,

Как он был отнят у меня.

Вот и у меня всегда выходит что-то подобное.

— Говорят, что творчество открывает любые двери, даже к сердцу. Согласны ли Вы с этим утверждением?

— Наверное, да. Хотя самой мне это пока что не удавалось. Не каждое сердце суждено открыть именно нам. Мы можем просто быть неподходящим ключом.

Если ты солнце

Если ты солнце, наверное, я Плутон.

Сердце моё весит пару десятков тонн

Я третий месяц живу без твоей заботы.

Если ты дверь, вряд ли я подходящий ключ.

Сколько ни бейся, усилия все напрасны.

Если ты солнце, один подари мне луч.

Как ни борюсь, всё равно без него погасну.

— Расскажите об истории создания стихотворения «Вопреки».

— Если говорить об истории создания, то она самая необычная в моей биографии. Это стихотворение я написала в июле 2010 года, когда приехала поступать в институт. Была ночь, я легла спать, и неожиданно в моей голове само собой сложилось первое четверостишие. Какое-то время я пыталась не обращать внимания, но в итоге села писать. Стихотворение написалось очень легко, будто мне его диктовали. Всё это было странно: я уже какое-то время не писала, да и вдохновляла меня только влюблённость, которой в то время не было. За лето я больше ничего не написала, кстати. А это стихотворение возникло по непонятным причинам, и что самое странное — оно было намного более зрелым, чем то, что я обычно писала в свои семнадцать. Даже более зрелым, чем многие стихи после. Мне кажется, когда я написала «Вопреки», я ещё не доросла до того, чтобы понять его. Как это ни парадоксально. Когда я об этом думаю, мне начинает казаться, что тут не обошлось без вмешательства высших сил. Мне действительно будто надиктовали это стихотворение. А что ещё удивительно, спустя три с половиной года оно сбылось почти на сто процентов. От этого даже становится немного жутко...

Вопреки

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Всё равно по глазам

Прочитаю - чужой.

Всё равно - не судьба,

Всё равно - ты с другой.

Всё равно мы с тобой -

Словно север и юг.

Всё равно - что ты враг,

Но в объятиях вдруг.

И забудь обо мне.

Обещаю - вовек -

Не являться во сне.

Всё равно с твоих губ

Мои губы сотрут.

Ты побудешь со мной

Ещё десять минут?

— Выступаете ли вы со своими стихами перед публикой?

— Серьёзных выступлений у меня никогда не было. А так, однажды читала стихи на «литературном вечере» в школе. Который на самом деле был чем-то вроде поэтического чаепития на уроке литературы... И ещё один раз — после какого-то конкурса, там присутствовало человек десять максимум. Но я бы с удовольствием попробовала где-то выступить.

— Чем Вы еще увлекаетесь кроме поэзии?

— Я очень люблю петь, если бы могла — пела бы всё время, но окружающие этого не вынесут. И точно захотят меня побить. У меня неплохой голос, но, естественно, никто бы не хотел слушать его минимум по пятнадцать минут беспрерывно. Поэтому я очень люблю, когда никого нет дома — можно петь громко, долго и хоть десять раз подряд одно и то же. Мне не надоедает, как ни странно.

Ещё я пробовала писать прозу, но усидчивости пока не хватает. Надеюсь всё-таки преодолеть это препятствие.

— Чего бы Вы хотели достичь в своем творчестве?

— Я бы очень хотела писать лучше, чем сейчас. Всё-таки пока что я начинающий автор, и мне многому нужно научиться. Я очень хочу освоить различные формы стихотворений — белый стих, верлибр, сонет, рондо и так далее. Хочу научиться писать рифмованную прозу. А ещё мечтаю написать венок сонетов.

И, конечно, мне хочется уйти от постоянной любовной лирики, расширить круг тем, на которые я пишу.

— Не могу сказать, что очень хорошо знакома с творчеством современных авторов, их сейчас очень много. Я гораздо лучше знаю сетевых поэтов, чем тех, кто получал какие-то престижные премии вроде «Дебюта». Сейчас в интернете можно найти очень много хороших стихотворений. Я почти каждую неделю открываю для себя нового интересного поэта. Люблю творчество Саши Бес(t), Веры Полозковой, Али Кудряшёвой. Мне близки многие стихи Виктории Миловидовой, Златенции Золотовой, Арчета, Стефании Даниловой, Анны Кулик. А ещё я с удовольствием смотрю шоу о молодых поэтах «Бабушка Пушкина». Так я познакомилась с творчеством Михаила Кедреновского, Егора Труфанова, Арс-Пегаса, Юлии Экономовой, Марии Маленко, Марьи Куприяновой, Алексея Федяева и многих других интересных поэтов. Среди моих знакомых есть очень талантливые поэты — Анастасия Александровна Соломонова (так же известная как Стасси), Лина Ковалевская, Татьяна Жучкова (она же EshuLee), Алёна Шурманова.

— Как Вы считаете, творчество кого из сегодняшних поэтов дети спустя время будут изучать в школе?

— Ответ на этот вопрос мне интересен не меньше вашего. Я читала столько прекрасных стихов, что просто теряюсь, когда задумываюсь об этом. Веру Полозкову мы изучали в институте, так что вполне вероятно, что её стихи попадут в школьную программу. А чьи ещё — время покажет, достойных много.

Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

— Я бы хотела пожелать читателям обрести себя и близких людей, найти свой путь. Жить в гармонии с миром и с собой, всегда сохранять свет в душе. Проявлять как можно больше понимания к окружающим людям, не осуждать других. Ставить себе цели и добиваться их. Никогда не опускать руки, верить в себя и в людей. И, конечно, любить и быть любимыми.

Встречайте каждый новый день с улыбкой и никогда не сомневайтесь, что счастье постучит в вашу дверь!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация