Как попасть в совет федерации рф работать. Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ. Справка. Что это такое

Главная / Суд

1. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

2. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи.

2.1. В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта Российской Федерации, отвечающие требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи. В указанном случае кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации также может быть член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, который на день представления Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом. Указанное решение может быть принято не ранее чем за 40 дней и не позднее чем за 25 дней до дня голосования по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае, если голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) должно быть проведено в год проведения выборов нового состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанное решение может быть принято не ранее чем за 20 дней и не позднее чем за 5 дней до дня голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который:

а) членом Совета Федерации - представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

избранным по одномандатному избирательному округу, образованному на территории данного субъекта Российской Федерации;

входившим в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) лицом, имеющим воинское звание высшего офицера или специальное звание высшего начальствующего состава либо соответствующий им классный чин юстиции;

2) в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации:

а) проходит или проходил военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, налоговых органах, Следственном комитете Российской Федерации, органах прокуратуры Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) проходит или проходил дипломатическую службу и имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла;

б.1) являлся членом Совета Федерации - представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

б.2) замещает или замещал должности федеральной государственной гражданской службы на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) замещает или замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) замещает или замещал муниципальные должности или должности муниципальной службы соответствующего субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;

5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;

6) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию).

5. Кандидат для наделения полномочиями члена Совета Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан до регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо до рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующей кандидатуры на указанную должность закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. См. также: Федеральное Собрание Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Совет Федерации - СФФСРФ Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/​ гос., РФ … Словарь сокращений и аббревиатур

Совет Федерации - согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета… … Политология. Словарь.

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - (СФ) верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. СФ первого созыва был избран непосредственно населением сроком на два года. Согласно ФЗ О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 1995… … Юридический словарь

Совет федерации - (англ. Council Federation) 1) палата Федерального Собрания парламента РФ, в которую входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительных органов гос ной власти. Одно и то же лицо не… … Энциклопедия права

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - верхняя палата Федерального Собрания парламента РФ. В соответствии с Конституцией РФ в С.Ф. входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок формирования… … Юридическая энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания … Современная энциклопедия

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, по Конституции 1993, верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального Собрания. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Совет Федерации - СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 одна из двух палат Федерального собрания. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Совет Федерации - по Конституции 1993 верхняя палата парламента Российской Федерации Федерального собрания. * * * СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, орган российской законодательной власти, верхняя палата Федерального собрания (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России)… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об… Купить за 616 руб
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона «Об… Купить за 502 руб
  • Совет Безопасности РФ в государственной системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации , В. И. Мельников. Настоящая монография заместителя председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В. И. Мельникова посвящена изучению политико-правовых аспектов деятельности Совета…

Конституция очень скупо говорит об этой палате. Часть 2 ст. 35 закрепляет положение о том, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. О порядке формирования Совета Федерации делается отсылка к специальному федеральному закону. Такой Закон «О порядке формирования Совета Федерации» был принят Государственной думой 5 декабря 1995 г. До этого периода первый состав Совета Федерации был избран из числа граждан РФ по мажоритарной системе сроком на два года, а члены Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Данный Закон уточнил положение Конституции РФ. В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входили, как и предусмотрено Конституцией, по два представителя от каждого субъекта Федерации, но ими уже являлись только главы законодательных (представительных) и исполнительных органов, которые входили в Совет Федерации по должности. В тех же субъектах Федерации, где была установлена двухпалатная структура представительного органа, совместным решением обеих палат определялось, кто будет представлять субъект в Совете Федерации. Поскольку субъектов Федерации 89, то общий состав Совета Федерации должен быть 178 человек. По этому Закону в состав Совета Федерации входили только руководители субъекта. Следовательно, состав членов Совета Федерации мог перманентно изменяться по мере изменения состава руководителей субъектов Российской Федерации (в случае их переизбрания, отстранения со своих постов, ухода в отставку и т.д.).

В настоящее время Совет Федерации формируется на основе нового Федерального закона от 19 июня 2000 г., вступившего в силу 5 августа 2000 г. В соответствии с новым законом принципиально изменился порядок формирования Совета Федерации. В него по-прежнему входят по два представителя от каждого субъекта Федерации - один от исполнительного и один от представительного органа государственной власти данного субъекта. Общие требования к кандидатам на эти посты: они должны быть не моложе 30 лет; обладать правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации теперь избирается этим органом на срок его полномочий, теперь это уже не руководитель законодательного органа субъекта РФ, входящий в Совет Федерации по должности. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа вносятся на рассмотрение этого органа его Председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ теперь назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Теперь это уже не руководитель исполнительного органа субъекта РФ входящий в Совет Федерации по должности. Решения законодательного органа об избрании представителя в Совет Федерации от законодательного органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного органа - совместным постановлением обеих палат. Решения высшего должностного лица о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица. Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указ вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа. Рассмотрение законодательным органом кандидатур для избрания представителя в Совет Федерации осуществляется в соответствии с регламентом данного органа.

Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный орган или высшему должностному лицу сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения) и сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Решения об избрании (назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов РФ не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей несовместимых со статусом члена Совета Федерации либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) новых членов Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» было завершено до 1 января 2002 г.

Со дня вступления в силу решений об избрании (назначении) членов Совета Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих субъектов РФ - прекращаются. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с новым Федеральным законом, распространяются положения статей Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации». Одновременно со вступлением в силу нового Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации» утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации». Таким образом, введением в силу нового Федерального закона существенно изменился порядок формирования одной из палат Федерального собрания.

Совет Федерации действует в соответствии со своим Регламентом от 6 февраля 1996 г. с последующими поправками. Регламент конкретно определяет порядок работы Совета Федерации. В нем предусматривается, что деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто, а гарантии прав и свобод членов Совета Федерации устанавливаются Конституцией РФ и действующим законодательством.

Председатель Совета Федерации и его заместители избираются из числа членов Совета Федерации путем тайного голосования, причем необходимо набрать больше половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

  • · Председатель Совета Федерации:
  • o разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации;
  • o созывает внеочередные заседания палаты (по требованию Президента РФ, правительства субъекта РФ или одной пятой от общего числа членов Совета Федерации);
  • o ведет заседания палаты;
  • o ведает внутренним распорядком деятельности палаты;
  • o направляет в соответствующие комитеты и комиссии законы, принятые Государственной думой, а также законопроекты, которые от имени Совета Федерации предполагается внести в Государственную думу;
  • o организует проведение парламентских слушаний и т.д.

Регламент Совета Федерации подробно регулирует деятельность комитетов и комиссий, которые готовят заключения по принятым Государственной думой законам, разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, подготовленные для внесения в Государственную думу, организуют проведение парламентских слушаний, решают вопросы организации деятельности палаты и т.д. Численный состав каждого комитета определяется самой палатой, но он не может быть менее 10 человек, в комитеты входят все члены Совета Федерации, за исключением председателя и его заместителей. Заседание комитета правомочно, если на нем присутствует больше половины его численного состава. Комитет осуществляет свою деятельность на основе свободного обсуждения и гласности. Решения принимаются путем голосования большинством присутствующих членов комитета. Специфика комиссий, создаваемых Советом Федерации, заключается в том, что их деятельность ограничивается определенным сроком или решением конкретной задачи. Комиссии носят временный характер, срок их полномочий, задачи и персональный состав определяются постановлением палаты.

Регламент закрепляет порядок голосования и принятия решений самим Советом Федерации. Решения Совета Федерации принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием, причем открытое голосование может быть поименным. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иное не предусмотрено Регламентом, когда требуется квалифицированное большинство в две трети или три четверти общего состава членов Совета Федерации. Решения по процедурным вопросам принимаются простым большинством от присутствующих членов палаты. Важное значение имеет положение Регламента, в соответствии с которым каждый член Совета Федерации осуществляет лично свое право на голосование, а отсутствующий во время голосования не вправе передать кому-либо свое право на осуществление голосования или подать свой голос после завершения голосования.

Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Его полномочия закреплены в нескольких статьях Конституции РФ (102, 105, 106, 108). Поскольку Совет Федерации является частью парламента, то важнейшая область его деятельности - законодательная. Он обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения законопроектов в Государственную думу, причем это право принадлежит как Совету Федерации в целом, так и его отдельным депутатам. Кроме того, Совет Федерации рассматривает законы, одобренные Государственной думой, и принимает по ним решения. Закон считается одобренным Советом Федерации в двух случаях - если за него проголосовало более половины общего числа членов Совета Федерации или если в течение 14 дней после получения закона из Государственной думы Совет Федерации не рассмотрел этот закон. В этом случае закон считается принятым автоматически без рассмотрения. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации создается согласительная комиссия из депутатов обеих палат для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой. Но есть группа законов, по которым Совет Федерации обязан высказать свое мнение и которые не могут быть одобрены без обсуждения. Этот перечень указан в ст. 108 Конституции РФ.

  • · Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам:
  • o федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;
  • o финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования;
  • o денежной эмиссии;
  • o ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • o статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • o войны и мира.

Совет Федерации решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Президента, его вступлениеми пребыванием в должности. Он утверждает указы Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, назначает дату выборов нового Президента, отрешает президента от должности в случае подтверждения выдвинутых Государственной думой обвинений против Президента. К ведению Совета Федерации также относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации, решение вопроса о возможности использования вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории.

  • · Совету Федерации принадлежат важнейшие полномочия кадрового характера:
  • o назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
  • o назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • o назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • o По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления.

Совет Федерации, в отличие от Государственной думы, не может быть досрочно распущен ни по каким основаниям, и общий срок его полномочий не установлен. Он зависит от сроков, на которые избираются законодательные органы власти субъектов РФ и главы исполнительной власти этих субъектов.

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

6) назначение выборов Президента РФ;

7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г.
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены:

1) личный досмотр;

2) задержание;

3) арест (заключение под стражу);

4) обыск как уголовно — и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
- Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
- Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по бюджету;
- Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
- Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
- Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
- Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
- Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
- Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
- Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
- Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация