Обоснование закупки программного обеспечения. Обойти запрет на закупку ПО из реестра? Легко! Обоснование закупки иностранного программного обеспечения пример

Главная / Суд

Как правильно обосновать закупку программного обеспечения в рамках запрета на допуск к закупкам иностранного производителя, об этом в статье.

То есть обоснование нужно начать готовить с декларации условия, которое не дает нам закупить российский товар. Затем нужно указать класс программного обеспечения, которому должен соответствовать объект закупки, требования к этому программному обеспечению, а также параметры, по которым программное обеспечение из реестра соответствует, либо не соответствует требованиям заказчика. Таким образом, нужно знать что обоснование – это не просто формальность, а достаточно регламентированный, установленный Постановлением Правительства документ, форму и содержание которого нужно четко соблюдать.

Более того, очень важно понимать, что заказчик при исполнении контракта не вправе заменить программное обеспечение на иное, если сведения о нем включены в реестр. Это связано с тем, что разрешает заменять товар на более совершенный в процессе исполнения контракта. То есть ситуация может сложиться следующим образом: поставщик говорит о том, что именно хочет улучшить и предложить товар иностранного происхождения. Законодатели уже предусмотрели эту ситуацию и внесли поправки в Постановление.

Получается, что нельзя допускать замену программного обеспечения - оно должно быть российского производства и, при этом, совпадать с тем, какое было указано в заявке на участие в процедуре. Также, запрет действует при закупках у единственного поставщика. Далее что касается правоприменительной практики. Для примера рассмотрим одно из последних решений управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Заказчик принял решение указать торговое наименование программы, которое требуется для того, чтобы продлить уже имеющуюся лицензию, и не устанавливать ограничение, так как он уже указал, что программа является иностранной. Как рассматривает антимонопольная служба такие действия заказчика? Естественно, была подана жалоба . И участник указал на то, что не была применена ст. 14, которая регулирует ограничения импорта.

Контрольный орган среагировал в пользу заказчика. Так произошло потому, что это было продление уже имеющегося на тот момент продукта. То есть, фактически, заказчик указал торговую марку совершенно законно, так как лицензию на продление программ требовалось совместить уже с имеющимся программным обеспечением. И в таком случае при описании объекта, конечно, не требуется включение слов «или эквивалент» после товарного знака. Понятие продления лицензии указывает на то, что заказчик осуществляет пролонгацию договора неисключительной лицензии, а это по решению контрольного органа полностью соответствует статье 1236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

1 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1236, которое устанавливает запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд.

Как поступить компаниям, которые уже используют иностранное ПО, если по статистике на 95% компьютеров в Российских учреждениях стоит Microsoft Windows, при этом 90% сотрудников используют MS Office?

Давайте разберемся, что же все-таки запрещает это постановление, и в каких случаях российским госучреждениям можно закупать программы иностранного происхождения.

Обратите внимание, что данное постановление запрещает необоснованную закупку иностранного программного обеспечения. Вместе с требованием закупать отечественные программы, была введена необходимость мотивированного обоснования закупок зарубежного, а не отечественного ПО. Ситуация осложняется только тем, что государственным учреждениям толком не объяснили, каким образом на законных основаниях провести закупки нужных программ.

В каких случаях можно закупать иностранное ПО?

Согласно тому же Постановлению, существует две возможности, которые можно использовать для обоснования закупки:

  • в реестре отечественного ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
  • программное обеспечение по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

То есть запрет не действует, если в реестре отечественного ПО нет аналогов нужного вам программного обеспечения или имеющиеся в реестре отечественные программы того же класса не соответствуют требованиям, предусмотренным в документации. Эти возможности нужно использовать в обосновании, главная задача - правильно его сформировать.

4 пункта, которые нужно обязательно включить в обоснование закупки:

1. описание одного из указанных выше обстоятельств;

2. указание класса программного обеспечения, которому соответствует ПО, являющееся объектом вашей закупки;

3. требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки;

Разберём случай, при котором заказчику необходимо закупить программное обеспечение, не включенное в специальный перечень из постановления № 1236.

С начала 2016 года, в России введены ограничения на закупку программного обеспечения иностранного производства. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2015 года, № 1236 о запрете иностранного программного обеспечения.

Государственные и муниципальные заказчики должны ограничить закупки софта для собственных нужд перечнем российским программным обеспечением, включенным в специальный реестр. За формирование и поддержание актуальности этого реестра отвечает экспертный совет.

Итак, указанное выше постановление Правительства допускает закупку иностранного софта в случае обоснования заказчиком необходимости его закупки. Обоснование закупки – это документ, размещаемый заказчиком в конкурсной документации на официальном сайте ЕИС (Единой информационной Системы).

Стоит важно понимать, что обоснование это не пустая формальность, а главный документ, разрешающий закупить товар, отсутствующий в реестре. Рассмотрим пошагово действия заказчика.

  1. Работа с реестром. Прежде чем принять решение о закупке программного обеспечения, заказчик должен будет провести работу с реестром российского софта. В том числе:
    • Внимательно изучить реестр, и определить, к какому классу относится необходимое программное обеспечение;
    • Найти на официальном сайте реестра сведения об имеющимся в нём программном обеспечении данного класса;
    • В случае, если программные продукты соответствующего класса находятся в реестре, заказчик должен определить соответствие продукта требуемым характеристикам (разумеется, для этого нужно предварительно определить эти характеристики: функциональные, технические и т.д.,)
      Однако, тут присутствуют свои подводные камни. Так, в реестре указано не сама информация о характеристиках программного обеспечения, а только веб-адрес страницы производителя. Встречаются случаи, когда по указанному адресу нет искомых характеристик.
      К сожалению, законодательство не регулирует другой способ получения информации в данном случае: единственным логичным выходом для заказчика является самостоятельное составление запроса производителю софта о получении информации о характеристиках.
  2. Составление обоснования:
    Итак, заказчик не смог найти сведения о необходимом программном обеспечении требуемого класса в реестре (или же характеристики программного обеспечения не соответствуют требуемым).
    В таком случае, заказчик должен подготовить, необходимости нарушения запрета на использование иностранного софта.

Обратите внимание

Обоснование должно быть утверждено в день размещения уведомления об осуществлении закупки. То есть будет недостаточно разместить обоснование в тот же момент, что и остальные документы закупки. Чтобы соблюсти данное положение, заказчик должен проверить не только сам реестр, но и заявки поданные на включение в него.

Удобнее всего будет подготовить обоснование одновременно с подготовкой остального пакета документации, а в момент публикации его в ЕИС окончательно утвердить.

Итак, в обоснование должно быть отмечено:

  1. Обстоятельство, в соответствии с которым невозможно соблюдение запрета ;
  2. Класс ПО, которому должно соответствовать требуемый софт;
  3. Требования к характеристикам закупаемого программного обеспечения, которым не соответствует софт, входящий в реестр российского программного обеспечения.

Важно

Третий пункт в указанном выше списке является наиболее важным для обоснования. Необходимые заказчику характеристики должны быть составлены максимально точно и корректно. В противном случае, разработчик программного обеспечения, включенного в реестр, может подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, сославшись на некорректное обоснование нарушения запрета.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (ПП 1236 от 16.11.2015)? Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера? Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Закупка оборудования с предустановленным программным обеспечением, происходящим из иностранных государств, возможна только в случае обоснованной невозможности соблюдения запрета на допуск такого программного обеспечения.
На закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр российских программ, указанный запрет не распространяется, однако такую позицию с высокой вероятностью придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), упомянутым Вами Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения (далее - ПО), происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1236).
Согласно Постановления N 1236 указанный запрет распространяется на допуск ПО для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительные права на такое ПО и права использования такого программного обеспечения. Исключений для случаев приобретения заказчиком компьютерного оборудования с предустановленным ПО не установлено, соответственно, запрет, установленный данным постановлением, распространяется и на такие закупки.
Сказанное подтверждает многочисленная правоприменительная практика (смотрите, например, ФАС от 24.10.2016 N К-1725/16, решение УФАС по Астраханской области от 02.06.2017 N 173-РЗ-04-17, решение УФАС по Кемеровской области от 18.05.2017 N 284/З-2017, постановление УФАС по Челябинской области от 13.04.2017 N 7.30-4.2/69-2017, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 20.12.2016 N 08/3205-16), а также судебная практика (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 07.07.2017 N 11АП-7913/17).
Постановления N 1236 установлены исключения, дающие право не соблюдать запрет на допуск иностранного ПО:
- в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Невозможность соблюдения установленного N 1236 запрета по указанным выше причинам должна быть обоснована. Порядок подготовки указанного обоснования утвержден п. 1 Постановления N 1236.
Под "реестром" в приведенных выше нормах очевидным образом понимается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), Правила формирования и ведения которого утверждены тем же п. 1 Постановления N 1236.
Соответственно, если на оборудование или компьютер предустановлено иностранное ПО и в Реестре российских программ отсутствуют аналоги, либо российский аналог по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО, заказчик должен обосновать невозможность соблюдения запрета, установленного Постановлением N 1236.
В настоящее время в ряде случаев, ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), согласно которой программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в Реестр, признаются происходящими из Российской Федерации, контролирующие органы приравнивают ПО, произведенное в России, сведения о котором отсутствуют в Реестре российских программ, к происходящему из иностранных государств (смотрите, например, решение УФАС по Хабаровскому краю от 27.10.2016 N 477, решение УФАС по Сахалинской области от 19.06.2017 N 171/17, решение УФАС по Ярославской области от 27.04.2017 N 05-02/129Ж-17).
Однако, на наш взгляд, данная позиция не бесспорна.
Прежде всего Постановления N 1236 установлен запрет на допуск именно ПО, происходящего из иностранных государств, а не того ПО, "сведения о котором отсутствуют в реестре". При этом ни в законе, ни в N 1236 нет указания, что ПО, сведения о котором отсутствуют в реестре, "в целях осуществления закупок считается происходящим из иностранных государств" либо "не может считаться российским".
Более того, согласно Закона N 149-ФЗ Реестр создается в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки, но не в целях ограничения использования российского ПО, сведения о котором не внесены в Реестр. Включение в реестр осуществляется в силу п. 9 вышеуказанных Правил формирования и ведения Реестра по заявлению правообладателя. Обязанности включения ПО в Реестр (подачи соответствующего заявления) ни одной нормой не установлено. Отсюда можно сделать вывод, что для целей оказания государственной поддержки, в том числе предоставления преференций при закупке для государственных или муниципальных нужд, ПО, сведения о котором внесены в Реестр, однозначно должно считаться российским - именно для этого он и создан. Но обратного, - что ПО, сведения о котором не внесены в реестр, не должно считаться российским, - из приведенных выше норм не следует.
Иными словами, само по себе отсутствие в Реестре сведений о ПО может иметь для правообладателя следующие негативные последствия в области закупок для государственных или муниципальных нужд:
а) при принятии и обосновании заказчиком решения о возможности закупки иностранного ПО даже сам факт существования российского ПО, не внесенного в реестр, а тем более - его характеристики, не принимаются во внимание;
б) отнесение ПО к российскому не может быть проверено по содержанию Реестра.
Однако и в этом случае правообладатель российского ПО может участвовать в закупке, просто ему не будут предоставлены преференции в виде отстранения участников закупки, предлагающих ПО, происходящее из иностранных государств, и он должен будет конкурировать с такими участниками на равных.
Полагаем достаточно странным такой вывод, что правообладатель такого российского ПО, которое может конкурировать на равных с происходящими из иностранных государств, должен быть лишен возможности конкурировать с участниками другого отечественного ПО, внесенного в Реестр.
Соответственно, по нашему мнению, правообладатель ПО в принципе может участвовать в закупке, доступ к которой для иностранного ПО запрещен, представив иные, помимо включения сведений о ПО в Реестр, доказательства, что это ПО является российским. Например, в качестве доказательства могут рассматриваться документы, предоставление которых необходимо для включения в реестр, подтверждающие принадлежность исключительного права резидентам РФ и (или) контролируемых ими лицами, использование иностранных составляющих ПО не более 30% от стоимости ПО, включаемого в реестр, и т.п. ( Закона N 149-ФЗ).
Равным образом, на наш взгляд, обосновывать закупку российского программного обеспечения, сведения о которой не включены в Реестр, заказчик не обязан.
Тем не менее, должны заметить, что с учетом практики применения органами ФАС России и в отсутствие официальных разъяснений самого этого ведомства, равно как и судебной практики, скорее всего, указанную позицию придется отстаивать в суде.
Напомним, что в случае приобретения компьютера (иного оборудования) с предустановленным программным обеспечением заказчиком также должны соблюдаться требования Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обоснование невозможности соблюдения

запрета на допуск программного обеспечения, происходящего

из иностранных государств, для целей осуществления закупок

для обеспечения государственных и муниципальных нужд

(порядок подготовки обоснования утвержден

постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236)

Заказчиком Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Кольскому району» при осуществлении закупки на оказание услуг по предоставлению неисключительных (пользовательских) прав (лицензий) на использование программного обеспечения для нужд ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району» не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с тем, что программное обеспечение, сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и которое соответствует классам программного обеспечения:

системное программное обеспечение и прикладное программное обеспечение,

что и программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, являющееся объектом закупки, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению:

Microsoft Windows 8.1 Pro, являющихся объектом закупки.

Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком,

с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение

1. Программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, относящееся к классу Системное программное обеспечение, должно:

1.1. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика оборудованием и сетевыми ресурсами внутренней сети ГОКУ «ЦСПН по Кольскому району», защищенной (частной) виртуальной сети с Управлением Федерального казначейства по Мурманской области.

1.2. Обеспечить взаимодействие с уже имеющимся у заказчика программным обеспечением (ViPNet Client 3.x, Microsoft Office, Microsoft .Net Framework, СКЗИ Континент-АП, СКЗИ Крипто-Про версии 3.6 и выше, Java Development Kit (JDK) версий 7.02 и выше, КриптоПро Office Signature), SberSign.

1.3. Обеспечить взаимодействие с Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ЕИС, zakupki.gov.ru), Официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок (new.zakupki.gov.ru), Официальным сайтом для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru), Системой удаленного финансового документооборота-СУФД-online, Электронной площадкой РТС-тендер, Информационной системой Web-Торги-КС (http://gz-murman.ru/ ), Автоматизированной системой «Клиент-Сбербанк», Системой «Сбербанк Бизнес Онлайн», Программным комплексом «Хранилище-КС», Программным комплексом «Бюджет-WEB».

1.4. Обеспечить поддержку и выполнение Элементов управления ActiveX, Компонента формирования подписи sign.cab, XCrypt1х.cab.

Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики

(в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки

1. Программное обеспечение Microsoft Windows 8.1 Pro, относящееся к классу Системное программное обеспечение, полностью удовлетворяет требованиям:

1.1. Программного обеспечения: ViPNet Client 3.x (ViPNet Client функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32-разрядная) / Windows Server 2003 (32-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows Server 2008 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная)/Windows Server 2008 R2 (64-разрядная)), Microsoft .Net Framework (функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная) / Windows 8 (32/64-разрядная) / Windows 8.1 (32/64-разрядная) / Windows 10 (32/64-разрядная)), КриптоПро Office Signature (КриптоПро Office Signature реализован как надстройка для Microsoft Office и функционирует во всех операционных системах Microsoft Windows, поддерживаемых Microsoft Office 2007/2010/2013 (для процессоров x86/x64)), Internet Explorer 8.0 и выше (функционирует под управлением операционных систем MS Windows: Windows XP SP3 (32/64-разрядная) / Windows Vista SP2 (32/64-разрядная) / Windows 7 (32/64-разрядная) / Windows 8 (32/64-разрядная) / Windows 8.1 (32/64-разрядная));

1.2. По работе на Электронной площадке РТС-Тендер (Для работы электронной площадке РТС-тендер необходимо корректно установить и настроить программное обеспечение (ПО). Все нижеперечисленное ПО работает только с операционными системами Windows, начиная с XP SP3 и выше (серверные ОС не поддерживаются));

1.3. Информационных систем: Системой удаленного финансового документооборота-СУФД-online (одно из требований: Операционная система Microsoft Windows 2000/XP/7), Автоматизированной системой «Клиент-Сбербанк» (При коммутируемом доступе - MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; при доступе через Интернет - MS Windows 2000, XP, Vista, 7 и выше; также ОС должна поддерживать поддержку сетевых протоколов TCP/IP и FTP и русского языка; дополнительно на компьютере пользователя должен быть установлен пакет Microsoft Data Access Components (MDAC) версии 2.6 и выше), Системой «Сбербанк Бизнес Онлайн» (Рабочее место пользователя клиента банка, применяющего канал доступа Интернет-Клиент, должно отвечать следующим требованиям: ОС Windows XP SP2 и выше; Браузер Microsoft Internet Explorer версии 7.0 и выше);

1.4. По работе с Элементами управления ActiveX (управляющие элементы ActiveX официально обрабатываются только Microsoft Internet Explorer и операционной системой Microsoft Windows).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация