Право и социальные интересы кратко. Право и интересы. Социальные и технические нормы

Главная / Суд

Интерес является необходимым компонентом правовой психологии человека, играющим первостепенную роль в принятии им юридически значимого решения. Поэтому и плодотворное проектирование норм права оказывается невозможным без учета социальных интересов и потребностей участников регулируемых общественных отношений.

Потребность - устойчивое влечение человека, социальной группы или общества в целом к вещам и явлениям, осознаваемое как необходимое условие собственного существования. Потребности могут быть материальными и духовными, например потребности в жилище, в пище, в образовании, дружбе, общественной деятельности и др. Они служат основой интересов, понимаемых как направленность деятельности человека, социальной группы и общества в целом на конкретные материальные или духовные блага.

Человек выделяет из массы предметов и явлений что-либо значимое для себя, для удовлетворения своих потребностей. Для правотворчества особое значение приобретают правовые (законные) интересы - социальные интересы, которые могут быть реализованы благодаря осуществлению юридически значимых действий, вступлению в конкретные правоотншения.

Населению Российской Федерации присущи шесть видов юридически значимых интересов:

интерес в сильном государстве, его органах, способных обеспечивать мирную бесконфликтную жизнь общества, его прогрессивное развитие, стабильность и правопорядок;

интерес в материальных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека: в работе, жилье, в развитой сфере обслуживания, в предметах первой необходимости;

интерес в благоприятной природной среде, природных ресурсах, надлежащем медицинском обслуживании и безопасности;

интерес в духовных благах и нормативно-социальных ценностях, обеспечивающих социализацию личности, ее способность принимать активное участие в жизни и делах общества и государства, получать общее и профессиональное образование;

интерес в социально-правовых и политических институтах, обеспечивающих реализацию способностей, профессиональных знаний, навыков граждан, их активное участие в политической жизни общества, в управлении делами государства;

интерес в материальных благах, обеспечивающих комфортные условия жизни, доступных наиболее обеспеченным слоям общества.

Выявление, учет и верное отражение юридически значимых интересов населения в законах и иных нормативно-правовых актах составляет альфу и омегу правотворческой деятельности как законодательных (представительных) органов государства, так и государственных органов исполнительной власти.

Во-первых, благодаря знанию состояния и уровня направленности интересов граждан и иных участников правоотношений представляется возможным определить последовательность подготовки законов и иных нормативных актов. Правотворческие органы, стремясь создать необходимые условия для реализации наиболее значимых, устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, планируют в первоочередном порядке подготовку проектов нормативно-правовых актов по предметам, связанным с удовлетворением таких интересов. Подготовка же нормативно-правовых актов, затрагивающих менее значимые интересы общества, переносится на более отдаленную перспективу.

Во-вторых, знание интересов участников правоотношений, подлежащих правовому регулированию, позволяет успешно составлять прогнозы эффективности проектируемых норм права. Как показывает многовековая история права, чем больше лиц, интересы которых совпадают с интересами, закрепляемыми проектируемыми нормами права, тем эффективней эти нормы будут действовать. Таким образом, знание устойчивых интересов граждан и иных участников правоотношений, направленности этих интересов позволяет делать выводы о том, какая часть населения будет поддерживать и одобрять проектируемые нормы права, а какая к ним будет относиться нейтрально или негативно, и соответственно предсказывать степень эффективности этих норм.

В-третьих, признание того, что проектируемые нормы права не пользуются популярностью у населения, не в полной мере соответствуя его интересам, не означает невозможности принятия этих норм права. Законы, устанавливающие налоги и сборы с физических и юридических лиц, не пользуются и по известным причинам не могут пользоваться большой поддержкой населения. Однако налоговые нормы реально действуют во всех современных государствах благодаря детально разработанному соответствующему правовому механизму. Поэтому полное и всестороннее знание интересов населения позволяет уже на стадии проектирования норм права разработать надежный правовой механизм их реализации, способный обеспечить реальное действие указанных норм независимо от интересов и желаний субъектов правоотношений.

В документах, регламентирующих порядок подготовки и принятия нормативно-правовых актов, нередко содержатся предписания, ориентирующие правотворческие органы на выявление и учет юридически значимых интересов. Так, ст. 20 Закона Воронежской области «О нормативно-правовых актах Воронежской области» предписывает правотворческим органам учитывать предложения заинтересованных органов, депутатов областной Думы, научных учреждений, а также предложения, высказанные в печати или в письмах граждан и объединений.

Круг источников, из которых правотворческий орган может черпать информацию и тем самым выявлять интересы физических и юридических лиц, является достаточно обширным. В частности, он включает:

письма и обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

публикации в печати, выступления по радио, телевидению; решения и программные документы политических партий, общественных организаций, их обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

материалы судебной и иной правоприменительной практики; материалы обсуждений проектов законов и иных нормативноправовых актов;

коллективные споры трудовых коллективов с работодателями, органами управления организаций, учреждений и предприятий;

решения органов местного самоуправления, обращения в органы государственной власти, принимаемые населением в ходе митингов;

материалы социально-правовых исследований, обобщений судебной и иной юридической практики.

Совокупность юридически значимых социальных интересов, подлежащих изучению, в каждом конкретном случае определяется индивидуально и во многом зависит от предмета правового регулирования проектируемого нормативно-правового акта. Для подготовки плана законопроектных работ законодательному (представительному) органу государственной власти, например, достаточно выявить социальные и правовые интересы, реализация которых осложнена или вовсе невозможна из-за дефектов нормативно-правового регулирования - пробелов, противоречий, декларативных, нечетких предписаний. Эти дефекты неизбежно порождают конфликты между участниками конкретных правоотношений, и их разрешение переносится в сферу государства, его судебные и иные правоприменительные органы. И, соответственно, анализ конфликтов позволяет в достаточно полной степени выявить совокупность социальных интересов в целях дальнейшего совершенствования законов и иных нормативно-правовых актов.

Для проектирования действенного механизма правового регулирования, равно как и для составления прогноза эффективности проектируемых норм права, требуется проведение всестороннего анализа социальных интересов физических и юридических лип в соответствующей сфере правового регулирования. Поэтому круг источников, объективирующих социальные и правовые интересы, должен быть максимально широким.

Выявление социальных интересов осуществляется разными способами. Это может быть контент-анализ письменных документов, отражающих социальные интересы граждан, отдельных социальных слоев общества, или, например, социально-правовое исследование с применением анкетирования или интервьюирования, а также разные методы экспертных оценок.

Независимо от используемых методов в ходе исследования социальных и правовых интересов граждан и иных участников правоотношений должны быть получены ответы на следующие вопросы:

какие социальные и юридически значимые интересы граждане, иные участники правоотношений не могут удовлетворить из-за несовершенства действующих федеральных законов или законов субъектов Российской Федерации;

насколько важны для граждан и иных участников правоотношений интересы, которые остаются неудовлетворенными из-за недостатков действующего законодательства;

каковы конкретные действия, предпринятые гражданами, иными участниками правоотношений для защиты своих юридически значимых интересов; насколько успешными были эти действия; если предпринятые действия не привели к ожидаемым результатам, то почему;

какие конкретные недостатки нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики препятствуют удовлетворению правовых интересов.

Полученные в ходе исследования результаты надлежит всегда оценивать критически. Следует отделять социальные и правовые интересы, которые соответствуют объективным социально-правовым процессам, правильно отражают состояние действующего законодательства и практики его применения, от интересов, которые являются следствием неверного отражения потребностей, конкретно-исторических условий существования общества и отдельных социальных групп.

Несоответствие социальных интересов объективной реальности представляет собой достаточно распространенное явление. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе недооценкой гражданами собственных возможностей, расхождениями между осознанными интересами и реальными действиями, а также завышенными притязаниями, удовлетворение которых нереально на данном этапе общественного развития. Так, проводимые социологами исследования показывают, что социально-правовой психологии россиян присуща фрустрация, т.е. психологическое состояние, связанное с неверием в собственные юридические права, в возможность законным путем удовлетворить свои правовые интересы. Рост преступности, недостаточная защищенность граждан от неправомерных действий должностных лиц, отсутствие надлежащих материальных средств - все это создает значительные препятствия для эффективного действия законов, иных нормативно-правовых актов, усиливает негативные эмоции и настроения среди значительной части россиян.

Довольно распространенной чертой правовой психологии населения является расхождение между правовыми интересами и пониманием способов их удовлетворения. Так, большинство россиян правомерно ратует за укрепление законности и стабильный правопорядок, в то же время 56% опрошенных считают возможным нарушать законы, а 36% - применять насилие. Идеи рынка поддерживают 80%, но 60% опрошенных в представителях обеспеченных слоев общества, наиболее активно реализующих эти идеи, видят только отрицательные черты и именно их винят в развале экономики. Завышенные социальные потребности, присущие примерно 10% россиян, не отражают действительных интересов большей части населения, оказавшейся за чертой бедности.

Таким образом, одним из важнейших направлений социологического обеспечения законотворчества и правотворчества является обстоятельный сбор и изучение социальных и правовых интересов граждан и иных субъектов правоотношений, подлежащих нормативно-правовому регулированию. При этом надлежит решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить сбор полной и достоверной информации о социальных и правовых интересах и суметь отличить объективные интересы от субъективных, иллюзорных.

При изучении роли категории интереса в системе правового регулирования необходимо также сопоставить такие близкие понятия, как законный интерес и субъективное право. В процессе развития общества были выработаны различные юридические средства обеспечения потребностей и запросов личности, среди которых особое место занимают субъективные права и законные интересы. категория интерес правовое регулирование

Одними из первых ученых-юристов, кто начал изучать субъективные права, были Фридрих Карл фон Савиньи, сформулировавший теорию воли, и Рудольф фон Иеринг, выступивший с теорией интереса. Учитывая обе данные теории, сегодня под субъективным правом обычно понимают создаваемую и гарантируемую государством через нормы объективного права юридическую возможность, позволяющую субъекту действовать в целях удовлетворения своих интересов и потребностей, не противоречащих общественным. Субъективное право всегда референтно: ему всегда противостоит обязанность, вместе с которой они образуют правоотношение.

Законный интерес, как и субъективное право, является юридической дозволенностью, то есть правовым средством, а с другой стороны, он также является и особым социальным явлением. В научной литературе выделяют группы причин, обусловливающих существование законного интереса: качественные, количественные и экономические, которые, несомненно, тесно связаны между собой. Однако представляется, что именно количественные причины лучше всего помогают объяснить сущность самой категории. В частности, существует множество сфер общественной жизни, которые невозможно урегулировать путем облечения фактического отношения в правовое. В таком случае законный интерес дает возможность использовать в качестве способа регулирования простое дозволение. Также законные интересы помогают решать такую проблему, как пробельность права. При принятии нормативных актов во всем многообразии отношений невозможно учесть все новые появляющиеся социальные возможности и интересы, дабы возвести их в ранг субъективных прав, то есть опосредовать законодательно.

Таким образом, законный интерес может выступать и как самостоятельный предмет защиты, и как особое правовое средство, способствуя тем самым расширению возможности реализации и защиты интересов отдельных лиц.

Право, по мнению Рудольфа фон Иеринга, есть проявление силы и возникает не в результате мирного развития национального духа, как это пыталась представить историческая школа права, а в результате напряжённой борьбы индивидов за обеспечение собственного существования. Иеринг движущим мотивом человеческой жизнедеятельности признавал эгоистический интерес, обеспечению и защите которого и должно служить право. По Иерингу возникновение и развитие права обусловлено борьбой людей за свои интересы, их потребностью в защите собственных интересов. Правда, Иеринг ограничился общими рассуждениями и не сказал, интересами какого класса обусловлено развитие права.

Касаясь социального назначения и функций права, Иеринг исходит из признания того, что важнейшим двигателем человеческих поступков является эгоизм, который необходимо поставить на службу обществу. Добиться этого можно двумя способами: вознаграждением и принуждением. Для осуществления принуждения и существует право. Право, по мнению Иеринга, позволяет гарантировать расчётливому эгоизму практический успех и одновременно обеспечить интересы общества.

Интерес - это то, что влияет на формирование права, но не входит в его содержание. Интерес и право, хотя и можно объединить одним родовым понятием в качестве социальной реальности, но как её виды не могут быть отождествлены ни в какой мере, так как интерес - явление объективное, возникающее и существующее независимо от воли и сознания людей, право же - явление идеологического порядка, возникающее в результате сознательной человеческой деятельности. К числу же функций права может быть отнесена защита интереса. Кроме того, право служит средством достижения и обеспечения пользования различными благами.

Иеринг полагал, что в обществе развивающегося капитализма можно обеспечить посредством права интересы всех индивидов. Ошибка здесь двоякого рода: во-первых; не может быть и речи о единстве интересов всех людей в условиях господства частной собственности; во-вторых, Иеринг, признавая конкуренцию и борьбу интересов в современном ему обществе и считая возможным посредством права поставить границы эгоизму и направить его на пользу обществу, тем самым абсолютизировал роль права в воздействии на экономическое развитие. Экономика, а не право, является главным фактором, определяющим развитие общества.

Учение Иеринга в целом отражало потребности развития германской буржуазии и вполне соответствовало её интересам и устремлениям. Оно было несостоятельной попыткой доказать, что в буржуазном обществе посредством таких социальных инструментов, как государство и право, можно обеспечить и согласовать интересы всех индивидов. В этом состоит апологетическая функция учения Иеринга, пытавшегося теоретически обосновать надклассовый характер буржуазного государства и права, якобы функционирующих в интересах всех слоёв современного ему германского общества.

Право и закон в гражданском развитии.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
1) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
2) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть не правовым законом и выражать политический произвол.

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность не правового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права «до» и «вне» своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

1) право и закон следует различать;

2) не может быть права «до» и «вне» закона (своей формы);

3) закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой – «не правовым законом».

Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Особенно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.



В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность, которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выражением в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мёртв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения, т.е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах – правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

По мнению С.С. Алексеева, право обладает:

1) социальной ценностью;

2) инструментальной ценностью;

3) собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трёх моментах:

1) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка жизни общества, который действует по всей стране, постоянно. Неизменно, непрерывно во времени;

2) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определённости, точности в сомом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определённости права. Благодаря этому свойству права, правовое регулирование общественных отношений имеет чёткие границы, позволяет отделить правомерные поведения и действия от произвола и своеволия;

3) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что:

1) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку реализуется, охраняется с помощью государства;

2) является опосредующим звеном при реализации товарно-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

3) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей.

Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

В юридической литературе предмет интереса совпадает с предметом потребности.

  1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.
  2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Этокачество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют тенденции в правовом обеспечении интересов:

  1. возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;
  2. возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

Основные элементы социального действия права.

Основные элементы социального механизма действия права: человек, социальная группа, общественное мнение, корпус профессиональных юристов

Общественное мнение как элемент социального механизма действия права. Роль средств массовой информации в формировании общественного мнения.

Стадии действия права.

Стадии социального действия права:

Формирование предпосылок;

Непосредственно действие права.

Выделяется ряд этапов реализации права (норм права).

Во-первых, этап предреализующей деятельности. В него входят: «деятельность государственных органов по созданию рациональной системы правовых предписаний, конкретизирующих первоначальную норму, т.е. «создание нормативных условий для точного действия права».

Во-вторых, этап промежуточного действия нормативного акта: создание оптимальной нормативной модели поведения (с учетом способа правового регулирования) и создание юридического, организационного (включая механизм проверки исполнения), информационного, ценностно-психологического механизмов ее реализации».

В собственно правореализации выделяются три схемы: правоприменение с принятием конкретизирующих правовых актов; правоприменение при их отсутствии; непосредственное исполнение, соблюдение правовых предписаний). При этом авторы рассматривают контрольные и информационные проблемы, а также роль правовой культуры. При освещении социальных аспектов механизма они выделяют, по сути, только роль социальных потребностей.

три основных уровня действия:

Общесоциальный (общество в целом);

Региональные (республики, края, области, города, районы и проч.);

Групповые (семья, трудовой коллектив, общественные объединения и т.п.).

На третьем этапе (осуществления норм права) под воздействием системы указанных факторов происходит фактическая реализация правовых предписаний и требований в деятельности (поведении) субъектов права. На этой стадии большое значение имеют разнообразные формы и средства государственно-правового воздействия. В.И. Гойман отметил особое значение правовых средств и выделил ряд их особенностей (это - право в его юридически должном виде, они имеют универсальный характер, имеют специально-юридическую природу, их применение сопряжено с юридическими последствиями и др.). Заметную роль в этом плане играют не только сами нормы права, но также - правоприменение, толкование норм права, правовой контроль и надзор государственных органов. Велико значение и неправовых средств применяемых государством (правовое и нравственное воспитание, создание благоприятных экономических и иных условий и др.)


Похожая информация.


Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

12.5 Право и социальные интересы

Право и социальные интересы

Интересы, как известно, составляют основу жизнедеятельности человека и общества, служат движущим фактором прогресса, в то время как отсутствие реального интереса способно привести к краху различных реформ и программ. Общественно значимые интересы закрепляются в законах и других нормативных правовых актах, играют важную роль в процессе правообразования и в реализации права.

Прежде всего необходимо установить содержание понятия «интерес».

В юридической, философской науках, в психологии нет однозначного подхода к категории «интерес».

Одни ученые трактуют понятие «интерес» исключительно как объективное явление и тем самым отождествляют с понятием «потребность», которая действительно представляет собой в известной мере явление объективное. Однако люди, имея одинаковые потребности, нередко поступают по-разному.

Другие исследователи относят интерес к субъективным категориям. Именно так определяют интерес представители психологической науки, считая интерес отражением в сознании человека стремления к удовлетворению потребностей.

По мнению третьих, интерес - это одновременно единство объективного и субъективного, поскольку, будучи объективным явлением, интересы неизбежно должны пройти через сознание человека. Противники данной позиции утверждают, что интересы могут быть осознанными или неосознанными , но осознание интереса ничего не меняет в его содержании, поскольку интерес целиком определяется объективными факторами.

Понятие «интерес» нередко трактуется как выгода или польза . Однако проф. А. И. Экимов считает, что этими терминами обозначается лишь оптимальный способ удовлетворения потребности, который сам субъект оценивает для себя как оптимальный.

Иногда интерес понимается как благо , т. е. как предмет удовлетворения своих потребностей (проф. С. Н. Братусь). Такое использование термина «интерес» в целом укоренилось в юридической литературе. Таким образом, предмет интереса совпадает с предметом потребности, что послужило основанием для отождествления интереса и потребности. Между тем они имеют разную природу и содержание.

Потребность служит материальной основой интереса. Интерес же по своей сущности есть отношение между субъектами, но такое отношение, которое обеспечивает оптимальное (эффективное) удовлетворение потребности. Иногда говорят, что интерес - это общественное отношение, опосредующее оптимальное удовлетворение потребности и определяющее общие условия и средства ее удовлетворения.

Отсюда ясно, почему одни и те же потребности порождают зачастую разные, а то и противоположные интересы. Это объясняется разным положением людей в обществе, что определяет различие в их отношениях по поводу удовлетворения своих потребностей.

В литературе предлагается различать социальный и психологический интерес. Юридическая наука исходит из того, что социальная природа интереса является базовой категорией. Психологический интерес представляет, по сути, заинтересованность , которая тесно связана с интересом, но отличается от последнего.

Интерес может существовать и не будучи выраженным в заинтересованности, но в этом случае он выступает в качестве побудительного мотива действий субъекта. Интерес может быть выражен в заинтересованности адекватно, а может предстать в виде ложной заинтересованности и тогда не соответствовать действительным интересам. Но без заинтересованности потенциал интереса мертв, так как нет осознания и познания интереса, следовательно, нет и реализации его, поскольку такая реализация требует волевого отношения , т. е. возможности выбора субъектом варианта поведения или действий. Если нет достаточной свободы для такого выбора, то интерес способен угаснуть.

Итак, интерес обладает следующими свойствами:

1. Интерес объективен, поскольку обусловлен объективностью общественных отношений. Это качество интереса означает, что любое принудительное юридическое давление на носителей того или иного интереса, подмена регулирования отношений административным приказом приведет к умалению роли права в жизни общества.

2. Нормативность интереса, т. е. необходимость правового опосредования интересов, поскольку действия носителей различных интересов должны быть согласованы, скоординированы.

3. Интересы отражают положение субъектов в системе общественных отношений. Это качество определяет правовое положение различных субъектов, что предопределяет пределы (границы) действий субъектов и в то же время пределы вмешательства государства в сферу интересов субъектов.

4. Реализация интересов есть сознательный, т. е. волевой, акт. Именно через интеллектуальное, волевое содержание интереса законодатель достигает необходимых результатов правового регулирования.

Считается, что в первобытном обществе не существовало индивидуального носителя интересов и социальных средств удовлетворения потребностей отдельного человека. Лишь с дифференциацией общества происходит формирование собственных интересов человека, а также интересов той социальной группы, класса, слоя, касты, сословия, к которым принадлежали люди.

Связь права и интересов проявляется наиболее рельефно в двух сферах - в правотворчестве и при реализации права.

В процессе правотворчества группы или слои, стоящие у власти, посредством норм права придают юридическое значение своим интересам, сообщая им общеобязательный характер. В демократически устроенном обществе в праве выражаются в первую очередь социально значимые интересы, в том числе общесоциальные.

Как справедливо указывает проф. Ю. А. Тихомиров, социальные интересы выступают движущим началом правотворчества. При этом имеются в виду интересы как лиц, групп, партий, которые находятся у власти, так и оппозиции. Выявление, формирование и выражение различных интересов, с одной стороны, и их согласование - с другой, позволяют закрепить в праве некую меру «общезначимых» интересов.

Сказанное предполагает необходимость учета различных интересов, гармоничное их сочетание, а также выявление приоритета отдельных видов интересов, которые значимы для общества на данном этапе. Таким образом, в правотворчестве должна быть расстановка акцентов в отношении интересов. А это, в свою очередь, требует выдвижения определенных целей. Цели отражают потребности и интересы людей, хотя и не являются их зеркальным отражением, чаще всего они отражают желаемое, возможное состояние (с точки зрения субъектов). Цели, как и интересы, могут быть истинными и ложными по отношению к закономерностям объективного развития. Но для реализации цели недостаточно ее соответствия объективным закономерностям и объективным интересам. Необходимы средства для реализации цели. Иначе говоря, цели должны быть реализуемы.

Проблема связи интересов и права не ограничивается лишь отражением интересов в нормах права и нормативных правовых актах. Не меньшее значение имеет также вопрос о том, как нормы права трансформируются в мотивы поведения конкретного человека.

Одна и та же норма права оказывает различное мотивационное влияние на поведение людей, оказавшихся в сходной ситуации.

Регулирование поведения людей с помощью права состоит в определении их юридических прав и обязанностей.

Государство реализует интересы личности, во-первых, путем определения правового статуса субъекта; во-вторых, посредством предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей; в-третьих, путем регламентации объектов правоотношений; в-четвертых, при помощи установления соответствующих юридических процедур - порядка реализации субъективного права личности и ее юридических обязанностей.

Непосредственно с реализацией интереса связаны два средства - установление правового статуса субъекта и предоставление субъективных прав и юридических обязанностей. Именно субъективное право связано напрямую с интересом, с его практической реализацией, в то время как правовой статус является исходным звеном, воплощающим признаки субъекта интереса.

Правовой режим объекта интереса и юридическая процедура воплощают так называемую технологию правовой реализации интереса.

Все указанные средства влияют на уровень правового обеспечения интересов субъектов, поэтому между ними существуют системные связи.

В литературе называют три тенденции в правовом обеспечении интересов:

1) возрастание роли права в реализации интересов, что осуществляется интенсивным использованием в правовом регулировании инициативы сторон, материальных стимулов, личного интереса субъектов права;

2) усиление конкретных правовых средств во взаимоотношениях государства и граждан. Отсюда и круг интересов, реализация которых обеспечивается правовыми средствами, расширяется. Так, впервые в правовую сферу включаются отношения интеллектуальной собственности; государственную защиту получают свобода совести, свобода слова, убеждений, свобода печати и др.;

3) возрастание правовой активности людей в защите собственных интересов, а также прав и свобод.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

20. Объекты страхования: имущественные интересы Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» дает понятие объектов страхования (ст. 4): объектами страхования являются имущественные (страховые) интересы.Объект страхования – имущественный интерес, который является одним

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

2. Социальные последствия Криминология давно пытается решить вопрос о социальных последствиях совершенных преступлений, социальных в самом широком плане, поскольку в качестве последствий нужно рассматривать, например, и необратимые негативные изменения здоровья

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 928. Интересы, страхование которых не допускается 1. Страхование противоправных интересов не допускается.2. Не допускается страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари.3. Не допускается страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

11.2 Социальные и технические нормы Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической

Из книги Судебная практика по гражданским делам. Споры о защите прав потребителей автора Кратенко Максим Владимирович

Глава 12 ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 12.1 Соотношение государства и права Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

18.3 Законные интересы К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере

Из книги Юридический Маркетинг автора Засухин Дмитрий

2.7. Запрет включения в договор условий, ущемляющих законные интересы потребителя Проблема включения в договор условий, ущемляющих законные права потребителя (ст. 16 Закона), по-прежнему является малоисследованной. Подобное злоупотребление со стороны исполнителя образует

Из книги Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) автора Коллектив авторов

Зачем владеть? Интересы и ценности Родовой бизнес, который сохранялся в Европе многими поколениями, процветает, как правило, в «традиционных областях» – производство фарфора, вин, коньячные дома, фермерские хозяйства, гостиницы.Вопрос, который сейчас наиболее актуален

Из книги Избранные труды по гражданскому праву автора Басин Юрий Григорьевич

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей культуры, и все больше и больше людей проводят в них свое время. В юридическом маркетинге мы с каждым годом все сильнее задействуем социальные сети. Социальные сети – сильнейший катализатор в построении

Из книги автора

1. Интересы правосудия как основание для назначения защитника Критерии, учитываемые при назначении защитника по уголовным деламМеждународные договоры и рекомендательные документы не расшифровывают понятие «интересы правосудия», требующие назначения защитника. Это

Из книги автора

Сделки с «самим собой» и интересы третьих лиц По внешней правовой форме юридическое лицо является равноправным с учредителем и формально не зависимым от него, не подчиненным ему участником гражданского оборота. Между ними возможны договорные отношения с юридическим



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация