Проблемные ситуации для сюжетно ролевой игры мчс. Проект «Сюжетно-ролевая игра «МЧС». В службу трусов не берут

Главная / Суд

МБДОУ Детский сад №226 Советского района городского округа г.Уфа

ПРОЕКТ

«Служба спасения – МЧС»

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе

Воспитатель: Рацибуржинская Р.И.

Цели и задачи:

    Дать детям знания о том, что спасатель - это особая профессия;

    Продолжать знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности;

    Учить осознанно относиться к поступкам людей, развивать умение правильно оказать помощь.

    Уточнить представления детей о чрезвычайных происшествиях и непредвиденных ситуаций.

    Формировать у детей познавательные интересы, направленные на поддержание и развитие длительной игры.

    Поощрять стремление детей в развертывании самостоятельно игры, подборе партнеров, материала для игры. SOS ! Что же делать?

    Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, наделяя исполняемые роли, помимо деловых функций, индивидуальными и личностными чертами.

    Способствовать повышению культуры поведения её участников, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

    Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересами и мнением других детей.

Активизация словаря.

SOS, МЧС, спасатель, землятресение, катастрофа, наводнение, стихийное бедствие, чрейзвычайное происшествие, саперы, водолаз, паромедики, кинологическая служба, чудо-техника.

Предварительная работа

Беседы на тему:

    Экстремальные ситуации;

Б) Основы безопасности жизнедеятельности;

    Спасатель - это отважный и решительный человек;

Г) Собака - первый друг спасателей.

    Чтение познавательной литературы;

    Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций по ОБЖ и МЧС;

    Обсуждение конкретных ситуаций из жизни спасателей. Полезные советы в экстремальных ситуациях.

Занятия:

    «Азбука безопасности»;

Б) «Хозяин дороги»;

    Оказание медицинской помощи.

    Встреча со спасателем - профессионалом.

    Д\и «Юные спасатели»

    Экскурсия в МЧС

    Рисование на тему: «Настоящий спасатель»

Атрибуты:

Компьютер, носилки, больница, халаты для врача - 2 штуки, комбинезон - 2 штуки, каски - 2 штуки, фонарики, отвертки, топорик, молоточек, ремень, цепи, канат, клещи, рукавички, эмблемы, телефоны, рация, сумки, альбом про МЧС.

Первая неделя

Понедельник

1 половина дня.

Занятие: «Кем быть?»

Беседа с детьми о том, кем бы они хотели быть в будущем. Поговорить о профессиях их родителей.

Д\и «Кому, что нужно для работы?»

Подробно остановиться на профессии «спасатель».

2 половина дня.

Предложить детям вспомнить передачу «Служба спасения», которую они смотрели по телевизору. Попросить рассказать о том, что им больше всего запомнилось. Какие сюжеты им показались более опасными. Как спасатели помогали в чрезвычайных ситуациях.

Вторник.

1 половина дня.

Рассмотреть с детьми плакаты по основам безопасности. Обсудить конкретные примеры.

2 половина дня.

Предложить детям организовать игру МЧС. Совместно с детьми начать изготовление некоторых атрибутов: акваланг, ласты для водолаза.

Среда.

1 половина дня.

Встреча со спасателем- профессионалом Фатеевым. И.В. На конкретных примерах он рассказал о помощи пострадавшим и о чудо- технике спасателей.

2 половина дня.

Предложить детям съездить на экскурсию в МЧС, чтобы узнать, как становятся профессиональными спасателями.

Четверг.

1 половина дня .

Чтение «Клепа выбирает профессию спасателя».

Д/и « Клепа - спасатель»- рассмотреть ситуации: «Разбитый термометр», «Если кто-то подавился», «В лифте», «Тонкий лёд».

2 половина дня.

Продолжать изготовление атрибутов к игре МЧС.

Пятница.

1 половина дня.

«Безопасность в доме»- рассказать детям о предметах, которые могут быть источником опасности в доме (острые, колющие и режущие предметы, лекарства, бытовая химия, газ и т.д.)

2 половина дня.

Предложить родителям оказать помощь в изготовлении костюмов к игре (спасатель, водолаз, пожарник, врач).

Вторая неделя

Понедельник .

Обратить внимание детей на атрибуты к игре. Определить, где у нас будет находиться корпус спасателей, центральный пункт приёма звонков. Направить инициативу детей на использование строительного материала для постройки залов.

Рассказать детям, что у каждого предприятия есть руководитель-директор и попросить детей разрешить воспитателю быть им.

Затем директор (воспитатель) ведёт набор сотрудников. Остальные дети становятся участниками игры (пострадавшими и соседями).

Игра начинается...Директор(воспитатель) помогает детям решать проблемы возникающие во время игры.

Вторник.

Поступает первый звонок о помощи. «Ребенок прикоснулся языком к морозильной камере и язык прилип. Что делать? Помогите!»

Спасатели и паромедики выезжают на задание. Директор (воспитатель) руководит операцией, помогает спасателям грамотно справиться со своей задачей.

Роли распределяются детьми.

Проводится «совещание» на котором обсуждаются действия спасателей и паромедиков по оказанию помощи.

Среда.

Проводятся «учения», обрабатываются приемы и способы спасения тонущих, техника безопасности управления лодкой, правила поведения на воде и другие навыки.

Директор (воспитатель) объясняет. Что в службе спасения работа идет по сменам. Что сегодня будет работать другая смена, принимать вызова и выезжать на задание. Также обратить внимание на то, что у нас принят на работу спасатель-водолаз.

Четверг

Предложить детям самим придумать сюжет, несчастные случаи. Помощь оказывается под руководством взрослого. Следить за правильностью действий.

Пятница.

Предложить родителям организовать совместную игру «Служба спасения» с детьми в семье. Посоветовать не критиковать и не давать оценку поведения детей.

Правдиво и эмоционально исполнять свою роль, избегая пассивности и равнодушия, побуждать ребенка действовать также.

Третья неделя

Понедельник.

Поступил звонок о помощи. «Пожар в доме».

Выезжает на место происшествия: пожарники, спасатели, врачи. Необходимо вывести людей из огня. Оказать им помощь, потушить огонь.

Помочь детям справиться с задачей, подсказать правильные действия. Оценить и наградить отличившихся (значками).

Домашнее задание:

    Найти отличие на рисунках «Сушим белье на кухне».Что неправильно?

Вторник.

Директор вывешивает объявление:

«Объявляется набор сотрудников для работы в МЧС на конкурсной основе. Собеседование состоится числа месяца».

Выбираются представители для конкурса. Назначается комиссия, которая проводит отбор, объясняет как должны вести себя спасатели в тех или иных случаях. Учимся оказывать первую помощь при ожогах, ушибах, незначительных ранениях. Дети делают повязки. Д/и «Найти на рисунке то, чем смазать обожженное место». «Лечебное растение».

Поговорить с детьми о том, что делать, если в глаз попала соринка.

Среда.

Поступают новые звонки. Разыгрываем такие ситуации:

    Разбитый термометр.

Б) Кто-то провалился под лёд.

    Пострадавший одел на палец кольцо, а снять не может. МЧС спешит на помощь.

Четверг.

Игра продолжается по предложенному детьми сюжету. Поступают новые звонки «пострадавших». МЧС спешит на помощь.

Пятница.

Спасатели готовы сутками работать без еды и сна. Н о прежде чем приступить к разбору завала или раскатыванию тонны снега, надо обнаружить пострадавшего. Возникла необходимость создания кинологической службы. Обговорить с детьми кто будет возглавлять кинологическую службу. Подготовить отряд собак (игрушек).

Напомнить детям, чтобы не забыли посмотреть по телевизору передачу «Служба спасения».

Образовательные области : «Познание», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социализация», “Физическое развитие”.

Цель: Закрепление знаний детей о профессии спасателя.

Задачи.

Образовательные:

  • знакомство, расширение и уточнение знаний детей о профессии Спасатель;
  • знакомство с инструментами, необходимыми для работы спасателей;
  • расширение представлений детей о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях.

Развивающие :

  • способствовать развитию связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления;
  • развивать интерес к профессии спасателя МЧС;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
  • воспитывать потребность защищать тех, кто нуждается в этом, и приходить им на помощь.

Материал и оборудование :

  • иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России;
  • иллюстрации с изображением снаряжения, оборудования спасателей;
  • иллюстрации с изображением транспорта специального назначения;

Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, плакатов по ОБЖ, правилам безопасного поведения с обсуждением;

  • обыгрывание проблемных ситуаций;
  • сюжетно-ролевая игра «Спасатели»;
  • чтение художественной литературы о спасателях, беседы о прочитанном;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, посмотрите, к нам летит наш друг Карлсон.

Карлсон : Ребята, беда! Я захлопнул дверь в свою квартиру и не могу туда попасть! Что же мне делать?

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, люди какой профессии могут Карлсону помочь?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим об удивительной профессии — Спасатель. Профессия спасатель — это героическая профессия, о которой мечтают многие ребята. Спасатель каждый день помогает и спасает жизни людей, животных, заботится о сохранении окружающей среды.

Это профессия молодая. Раньше, если случалось какое-то бедствие, приезжали врачи или пожарные, или водолазы. Потом решили их всех объединить и назвали сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций). К сожалению, люди постоянно сталкиваются с катастрофами, терактами, авариями, в которых они страдают. И спасатели - это те люди, которые не жалея себя, первыми спешат на помощь. Они не боятся плохой погоды, опасностей и всегда готовы пожертвовать собой. Важное качество для спасателя — уметь оценивать обстановку, чтобы быстро понять, какая тут помощь нужна. Благодаря этому мастерству, многие жизни им удалось спасти. Работа спасателя МЧС очень ответственная, тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают — отважные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, которые умеют работать в команде, а также умеют поддержать человека в беде и найти слова поддержки.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами подумаем, каким должен быть человек, чтобы он был спасателем?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы считаете профессию спасателя отважной, мужественной?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, а как же сделать так, чтобы сотрудники МЧС к нам приехали?

Дети : Надо позвонить.

Воспитатель: Правильно! Ну что бы нам позвонить, надо знать номер телефона. Я вас сейчас познакомлю с ними.

ЕСЛИ ТВОЯ ЖИЗНЬ В ОПАСНОСТИ!

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой-Служба спасения (112)

Каждый день и каждый час

Все они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами узнаем как же правильно вызвать службу спасения и что говорить. Сначала надо набрать номер 112, назвать свое имя, фамилию. Потом надо рассказать, что произошло и сообщить адрес этого происшествия.

Сюжетно- ролевая игра «Вызов службы МЧС»

(Дети обыгрывают ситуации с вызовом по телефону, таким образом закрепляя правильный алгоритм при вызове спецслужб)

Воспитатель: Ребята, запомните это навсегда, может быть благодаря этим знаниям, вы спасете жизнь и свою и чужую.

Физкультминутка

Руки в боки, руки – шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте мы поможем нашему Карлсону открыть дверь. Для этого нам надо что сделать?

Ответы детей

Карлсон и дети вызывают службу МЧС, сотрудники приезжают и открывают дверь.

Дидактическая игра «Запрещается — разрещается»

Д етям называются основные правила по ОБЖ, дети выполняют движения по сигналу зеленой карточки. Если разрешается — хлопают в ладоши, если запрещается- топают ногами).

Запрещается:

– Бросать горящие спички в помещении.

– Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

– Отставлять без присмотра топящиеся печи.

– Оставлять открытые двери печей.

– Пользоваться повреждёнными розетками.

– Оставлять без присмотра включённые электроприборы.

– Играть спичками.

– Оставлять не затушенные костры в лесу.

– Поджигать сухую траву, тополиный пух.

Разрешается:

– В случае возникновение пожара вызывать пожарную охрану.

– Звонить по телефону родителям, чтобы сообщить родителям о пожаре.

– Кричать и звать на помощь взрослых.

– Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.

– Вывести из горящего дома своих младших братьев и сестёр.

– Набросить покрывало на пострадавшего.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

(Подобрать как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Каска — красная, пластмассовая, твердая, защитная;

Машина- красная, большая, быстрая;

Огонь — горячий, опасный, яркий и т.п.

Дидактическая игра «Найди противоположное слово»

огонь — вода

горячий -холодный

смелый — трусливый

быстрый — медленный

опасный — безопасный

высоко- низко

Дидактическая игра «Дорисуй»

Воспитатель : Ребята, перед вами рисунки, но чего-то на них не хватает. Ваша задача, дорисовать их (на листе нарисованы машины без колес, спасатели на пожаре без шлангов с водой)

Итак, Карлсон, ты понял, как важна профессия спасателя МЧС? Ребята, вы запомнили, что должен знать и уметь спасатель? Какими качествами должен обладать спасатель? Что вы еще хотели бы узнать о профессии спасателя?

Воспитатель: Я желаю вам, ребята, чтобы все беды обходили вас стороной. С вами ничего плохого не случилось. Будьте всегда внимательными, смелыми, дисциплинированными мальчиками и девочками!

Участники проекта : дети подготовительной группы № 12, воспитатели, родители.

Тип проекта : - познавательно-творческий.

Срок проекта : долгосрочный

Цель проекта : - формировать навыки сюжетно-ролевой игры.

Задачи проекта:

  • закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;
  • побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы;
  • способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы, мультфильмах, телевизионных программ;
  • развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
  • продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
  • воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

Актуальность проекта.

Сюжетно-ролевая игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей. Широкое её использование в процессе воспитания детей связано с определяющим её значением для формирования самых существенных психических образований.

Игра для ребенка - это его работа. Поддерживая сюжетно-ролевую игру детей, мы помогаем естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

Виды деятельности и формы работы :

Игровая деятельность

Словесные игры: «Огонь - хорошо, огонь - плохо», «Закончи предложение».

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Я - сотрудник ДПС», «Больница», «Мы - пожарные», «Мы - спасатели».

Подвижные игры: «Пожарные на ученьях».

Игра - эстафета «Отважные пожарные»

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подбери предметы для каждого специалиста», «Кто больше назовет действий», «Играем в профессии».

Деловые игры: «Телепередача «Чрезвычайное происшествие»

Социально - коммуникативная и познавательная деятельность

Беседы на темы: «Как меня лечили врачи», «Как вызвать по телефону МЧС, «Скорую помощь», «Безопасное обращение с огнем»

Презентация о работе спасателей: «Самая трудная и загадочная профессия - спасатель», «Работа пожарных».

Рассматривание иллюстраций о работе спасателей.

Знакомство с оборудованием и специальными инструментами пожарной машины

Экскурсия по детскому саду, знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение произведений: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак, «Пожар», «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».

Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Дядя Степа», Дядя Степа - милиционер».

Рассматривание иллюстраций из серии «Профессии».

Оформление книжного уголка: иллюстрации

ПРОЕКТ

сюжетно-ролевой игры

«Спасатель»

Воспитательно – образовательная тема:

«Спасатель - герой, он с бедой вступает в бой»

(Профессия: спасатели МЧС)

СПАСАТЕЛЬ.

После взрыва, наводненья,

Бури и землетрясенья,

Если откололась льдина

Или с гор сошла лавина,

Если кто-то в люк свалился

Или в речке очутился,

Если рухнул где-то дом,

Мы СПАСАТЕЛЯ зовем.

Должен быть спасатель смелым,

Ловким, смелым и умелым.

Для работы по спасенью

Он имеет снаряженье:

Что бы лазать по стене,

Чтобы плавать в глубине,

Дверь железную открыть,

Толстое стекло разбить…

Но спасать – нелегкий труд,

В службу трусов не берут.

Чтоб спасателями быть,

Спорт должны вы полюбить!

    Словарный минимум.

    Профессии:

    Пожарный

    Командир расчета

    Диспетчер спасательной службы

    Водитель пожарной машины, бульдозера, экскаватора, подъемного крана

    Психолог

    Врач «Скорой помощи»

    Хирург, мед.сестра больницы

    Милиционер

    Сотрудник ГАИ

    Скалолаз

  • Летчик, вертолетчик

    Разведчики - исследователи

    Орудия труда: пожарная машина, бульдозер, трактор, пульт, телефон, рация, скафандр, каска, рукавицы, защитный костюм, огнетушитель, самолёт, вертолет, водолазный костюм, слесарные инструменты, аптечка, веревка, карабин, рюкзак.

    Трудовые действия: Заметить, помогать, штурмовать, следить, бодрствовать, бежать, спасать, остерегаться, побеждать, стараться, приближаться, бороться, воевать, мчаться, взбираться, влезать, подниматься, войти, всматриваться, выбираться, выбрасывать, выдержать, выиграть, добиться, доставить, закутать, пробраться, запрашивать, залить, выбегать, вывозить, выгрузить, выехать, вызвать, выпрыгнуть, гасить, действовать, доверять, дотягиваться, закрепиться, закрыть, залезть, надеть, запретить, заслонить, заслужить, затушить, маневрировать, командовать, выливать, выключить, завершить, завладеть, завоевать, заглушить, оградить, пробираться, обеспечить, передвигаться, разбирать завалы, разваливать, разбрасывать, тушить, спасать, рисковать, помогать, не бояться, отважиться, оберегать, жертвовать, штурмовать, пробираться, сообщать, плыть, оказывать помощь, откапывать, взбираться, подтягиваться, закрыть своим телом, извлечь из-под обломков, предотвращать, спешить на помощь, радоваться, оценивать ситуацию, разминировать, принять решение.

    Качество труда: Аккуратно, активно, автоматически, деятельно, энергично, мастерски, бдительно, зорко, неусыпно, безбоязненно, беспощадно, бесстрашно, проворно, стремительно, моментально, доблестно, добросовестно, достойно, дружно, отлично, заслуженно, мужественно, благородно, стремительно, заинтересованно, старательно, отважно, по – геройски, быстро, оперативно, мгновенно, быстро, по – военному, смело, ответственно, решительно, ловко, беспрепятственно, решительно, моментально.

    Материал для труда: пострадавшие в ЧС

    Ознакомление с социальной действительностью.

1. Экскурсия в пожарную часть города, штаб МЧС

Цель: дать полное представление о работе службы спасения

2. Беседа с пожарным

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде пожарного

3. Экскурсия в ВГСО (горноспасательный отряд)

Цель: дать полное представление о работе горноспасательной службы.

4. Беседа с горноспасателем

Цель: уточнить и расширить знания детей о труде горноспасателя.

5. Чтение художественной литературы

- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров», «Кошкин дом» С.Маршак;

- «Дядя Степа», «А что у вас?» С.Михалков;

- «Неразлучные друзья у нарядной ёлки» А.Иванов, «Азбука безопасности»;

- «Три брата» сказка. Хрестоматия для дошкольников (стр.132);

- «Соломинка, уголь и боб» сказка. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года (стр. 151);

- «Пожар» Б.Житков;

- «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» И.Холин;

- «Сказка о заячьем теремке и опасной коробке» П.Голосов;

- «Пожары» А.Жигулин;

- «Ноль – ноль» Е.Новичихин;

- «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел» Л. Орлова;

- «Пожарная команда» О.Иоселиани;

- «На льдине», «Обвал» Б.Житков;

- «Человек заболел» И.Туричин

- «Как Тимоша царевну спас» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 15

6. Рассматривание картин, иллюстраций:

- «Пожарная машина спешит на помощь»;

Иллюстрации к сказкам;

Плакаты «Основы безопасности детей дошкольного возраста»» Р.Стёркина;

Картинки из серии «Профессии» (хирург, делающий операцию больному; мед.сестра, накладывающая повязку; слесарь с набором инструментов; милиционер; пожарный; скалолаз и др.);

Иллюстрации в альбомах, где изображены люди разных профессий, имеющие отношение к службам спасения.

7. Пословицы, поговорки:

Огонь силен, вода сильнее огня, земля сильнее воды, человек сильнее земли;

Смелый боец и в ученье, и в бою молодец;

Риск – благородное дело;

Он и в огне не сгорит;

Он неробкого десятка;

Не играй, кошка, углём, лапы обожжёшь;

Где огонь, там и дым;

Куда ветер, туда и пламя;

Всё хорошо, что хорошо кончается;

Огонь под полой далеко не унесёшь;

От копеечной свечи Москва сгорела;

Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

8. Заучивание стихов.

- «Тили – бом» С.Маршал;

- «Мчится огненной стрелой» Н.Гончаров;

- «Пусть помнит каждый гражданин» Н.Гончаров;

- «Мы пожарные» Т.Шорыгина, «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» (стр. 13).

9. Просмотр мультфильмов:

- «Чип и Дейл спешат на помощь»

- «Кошкин дом»

10. Художественно - продуктивная деятельность.

Рисование:

- «Транспорт» (пожарная машина, самолет МЧС, вертолет, трактор)

- «Смелые спасатели (пожарные, водолазы, скалолазы)» - по выбору

- «Скорая помощь» спешит на помощь»

- «Собака – друг и спасатель»

Конструирование:

- «Восстановим Кошкин дом после пожара» - лего, строительный материал

- «Постройка спец.техники: пожарная машина, самолет»- лего, строительный материал

- «Смотровая вышка» - из бумаги

- «Каска спасателя» - из бумаги

Аппликация:

Съемные панели (коллективная работа) «Огнетушитель», «Рация»

План города

11. Познавательные занятия:

    «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем» - Т.И. Гризик «Ребенок познает мир» стр.69

    «Береги себя» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр.186

    «Все работы хороши» - А.А. Вахрушев, .Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова «Здравствуй, мир!», стр. 138

    «Что такое милосердие» - А. Козлова «Мой мир», стр.49

    «Где какая профессия нужна» - А. Козлова «Мой мир», стр.68 (на примере данного занятия)

    «Огонь - друг или враг?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 5

    - «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 12

    «Пожар в квартире» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 18

    «Чем опасен дым?» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» - Шорыгина Т.А М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 21

    «Лесной пожар» - «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» Шорыгина Т.А. М.: Тц Сфера, 2005 – стр. 49

    «Что такое безопасность и чрезвычайная ситуация» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.6

    «Огонь в доме. Как говорить по телефону» - Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс. Г.Н. Шевченко. Волгоград: Учитель, 2007. – стр.13

    «Как себя вести, если ты попал в беду» - журнал «Дошкольная педагогика» №2-2008 г.

12. Беседы:

- «Огонь - наш друг и враг» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.63,

- «Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.64.

3 . Обучающие игры.

Дидактические игры:

- «Телефон»(01);

- «Лабиринт» (пожарная машина);

- «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена»;

- «Разложи по порядку» (модели);

- «Слушай внимательно» - Шарова О.Е. «Основы пожаробезопасного поведения» (стр. 22);

- «Четвёртый лишний» (предмет – причина пожара);

- «Угадай, о чём я расскажу»;

- «Найди картинку» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 106);

- «Играем со сказкой» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр.101);

- «Нарисуем картину словами» - Ушакова «Занятия, игры, упражнения по развитию речи для детей 6-7 лет» (стр. 102);

- «Школа пожарного» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» (стр. 79).

-«Как поступить?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.55;

- «Кто нас лечит?» - Артемова Л.В.»Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», стр.58;

- «Радио» - А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду», стр. 50;

- «Кто больше назовет действий» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 68;

- « Испорченный телефон» - А.К. Бондаренко «Словесные Игры в детском саду», стр. 74;

- «Разведчики» - Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании». – М., 1992. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Проведи друга по лабиринту» - Е.И. Рогов «Настольная книга практического психолога в образовании». – М.: Владос, 1996. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.66;

- «Отгадай ка!» - С.К. Нартова – Бочавер, Е.А. Мухортова «Скоро в школу!»- М.: Глобус, 1995. или О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.67.

Подвижные игры

- «Перенеси предмет» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.68;

- «Парный бег» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69;

- «Веселые соревнования» - О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.69.

Викторина

- «Узнай героя» (по произведениям С. Михалкова, С. Маршака);

- «Какое произведение? – назови!»

- «Пожароопасные предметы»;

- «Внимание! Пожарная тревога в детском саду!»

Игра - диалог

- «Раздумье»;

- «Как надо правильно позвонить в службу спасения» (№ телефона, содержание текста – обращения);

- «А если … пожар, дорожная авария, землетрясение, наводнение, цунами, извержение вулкана (поведение в экстремальной ситуации)

Игра – драматизация

По произведениям «На льдине» Б.Житков, «Кошкин дом» С.Маршак

Конструктивные игры

- «Постройка спецтранспорта» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство временного жилья» (конструктор, бросовый материал);

- «Строительство плота и др. средств передвижения в ЧС» (конструктор, бросовый материал).

Сюжетно – предметная игра

- «Скорая помощь»

- «Я знаю город будет»

Досуги

Спортивный досуг «Юные спасатели»

Творческое рассказывание

- «Дело было на пожаре»;

- «Космические спасатели»;

- «А если беда» (составление рассказа о работе пожарного, милиционера, спасателя)

Бином – фантазия:

Придумывание рассказа на основе произведений С. Марша «Рассказ о неизвестном герое», И. Туричин «Человек заболел» (текст произведения см. О.А.Скоролупова, Л.В. Логинова «Играем?.. Играем!!!» стр.75)

4. Предметно – игровая среда

Игрушки и атрибуты:

    Руль для машины спасателей,

    Имитаторы «мигалок» - спецсигналов, жезл, костюм (с эмблемой «ГАИ») и фуражка милиционера,

    Элементы костюма спасателей: эмблемы, обозначающие принадлежность к той или иной спасательной службе или род профессиональной деятельности, каски, костюм спасателя с эмблемой «МЧС», халат и шапочка доктора.

    Игрушечные машины (пожарная, милицейская, скорая помощь), самолет, вертолет, трактор, бульдозер, экскаватор, подъемный кран и др.,

  • Инструменты для представителей разных профессий: чемоданчик врача (имитаторы перевязочного материала, шин, зеленки, йода, игрушечный шприц, носилки и т.д.); слесарные инструменты; шланг и насос для пожарного и т.д.

Необходимо активно использовать предметы – заместители, бросовый материал.

Съемные панели: противогаз, пожарный щит, огнетушитель, рация.

План - схема города, сюжетные картинки с изображением извержения вулкана, наводнения, землетрясения.

5. Активизирующее общение взрослых и детей.

5.1. Примерный перечень игровых тем:

    «Срочный вызов на пожар»

    «Где – то человек попал в беду» - «Телефон спасения 02»

    «Врачи «Скорой помощи»

    «Землетрясение»

5.2. Примерный сценарий игры.

1 вариант: «Врачи «Скорой помощи»

Воспитатель рассказывает детям о случае, которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью, у кого – то у прохожих оказался мобильный телефон, он позвонил по телефону «03» и вызвал врачей спасателей. Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу. Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Врачи «скорой помощи», и создать ситуацию, при которой у детей возникнет желание организовать с\р игру

2 вариант: «Срочный вызов на пожар»

Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошел пожар из-за неосторожного обращения с огнем. Педагог повествует о профессиональной работе спасателей-пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания всех людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступают к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.

Воспитатель побуждает детей создать такую же пожарную команду. Вначале он берет на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может «пострадать» во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи» увозят в больницу – сюжет расширяется, обогащается, инициатива в игре переходит к детям. Воспитатель может подсказать еще один поворот сюжета: пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты водой во время тушения пожара, нужно где – то разместить, предоставить жилье, помочь им отремонтировать квартиры и т.д.

3 вариант игры «Землетрясение» («Цунами», «Наводнение, «Извержение вулкана»)

Воспитатель спрашивает детей, смотрели ли в их семье телевизионную передачу о землетрясении в Японии, наводнении в Германии и т.д. Людям, пострадавшим от стихии, необходимо оказать помощь. Во – первых, надо найти всех пострадавших от стихии под обломками зданий, в затопленных домах и т.д., разобрать завалы. Во-вторых, оказать людям срочную мед.помощь, вывести их в безопасное место. В-третьих, нужно обеспечить временным жильем (строим из крупного конструктора, «разбиваем палатки»), питанием, одеждой. Весь мир спешит на помощь. Прилетают самолеты из разных стран со спасательными командами МЧС. Они привозят продукты. Спасателям помогают специально обученные собаки. На месте землетрясения работает «умная» техника. Спасатели и добровольные помощники разбирают завалы, строят новые дома.

4 вариант. «Космические спасатели».

Учитывая интерес современных детей к «фэнтэзи», воспитатель может предложить им организовать космическую спасательную экспедицию. Здесь сюжет можно развернуть по-разному:

    Космический корабль (придумать название) исследует далекие планеты, проводит разведку неизвестных миров. Корабль потерпел аварию при посадке на планету Веста (Элва). Экипаж не может самостоятельно сделать ремонт. Космические спасатели спешат на помощь.

    В беде целая планета Эмерун. Ей грозит экологическая катастрофа. Жители планеты были слишком беспечны: они нерационально использовали полезные ископаемые, загрязняли атмосферу ядовитыми веществами, не берегли воду и почву. Теперь жители планеты больны от грязного воздуха. Им не хватает продуктов, т.к. земля не приносит урожай. Им нечем обогреть дома. Им даже не хватаем питьевой воды. На помощь планете летит специальный спасательный корабль (придумать название). С помощью специальных приборов он может очистить атмосферу. Экологи-спасатели помогут посадить новые леса, очистить реки и моря, научат жить по-новому в согласии с природой.

При подготовке к игре детям надо будет «построить» космический корабль. Его легко сделать из большой картонной коробки

5.3. Роли, которые исполняют дети.

    Пожарные, выполняющие разную работу.

    Слесарь, который может открыть любую дверь, помочь людям

    Милиционеры (сотрудники ГАИ)

    Врачи «скорой помощи», хирурги, мед.сестры в больнице

    Водители специального транспорта (автомобиля, вертолета, бульдозера и экскаватора, подъемного крана)

    Скалолазы, которые могут карабкаться по горам и по отвесным стенам домов

    Диспетчеры спасательной службы, которые принимают все звонки о происшествиях в городе

    Космические спасатели: капитан космического корабля, разведчики-исследователи, ремонтники, экологи и т.п.

5.4. Игровые действия.

    Строить спецтранспорт (из конструктора, из бросового материала).

    Управлять транспортом (вращать руль, двигать штурвал, прокладывать космические маршруты, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала).

    Подбирать инструменты, необходимые в работе.

    Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием.

    Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т.д.

    Оказать мед.помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно вести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, делать операцию, ухаживать за больным.

    Вести поисковые работы.

    Принимать вызовы от пострадавших и направлять к месту происшествия спасательные бригады.

    Обеспечивать мобильную связь.

    Строить временное жилье.

    Организовывать гуманитарную помощь пострадавшим.

6. Варианты игр.

- «Спасатели МЧС в горах»

- «Спасатели МЧС в тайге»

- «Спасатели МЧС сражаются с враждебными инопланетянами»

6.1. Игры – спутники.

    «Больница», «Аптека»

    «Строители»

  • «Мастерская»

7. Общественная значимость труда.

Гарантия оказания помощи всем тем кто оказался в экстремальной ситуации.

8. Результат труда.

Спасение людей, попавших в беду..



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация