Штраф за необеспечение работников смывающими средствами. Административные штрафы за нарушения требований охраны труда. А что с медосмотрами

Главная / Суд

Каждый работодатель должен соблюдать требования безопасности труда. Одно из таких требований на производстве - обеспечение всех сотрудникам средствами для индивидуальной защиты.

СИЗ могут отличаться в зависимости от особенностей трудовой деятельности, осуществляемой работниками, но вне зависимости от того, носят такие меры защитный или профилактический характер, - это прямая обязанность работодателя.

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты может обернуться .

Что грозит за отсутствие СИЗ

На законодательном уровне предусмотрен штраф за необеспечение работников СИЗ. По нормам административного законодательства ( КоАП), необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты обернется для виновного (в данном случае - работодателя) следующими мерами ответственности:

  1. Должностное лицо привлекается к ответственности в виде штрафа в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  2. Лицо, которое , привлекается к штрафу в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  3. Юридическое лицо привлекается к наказанию в виде штрафа в размере от 130 000 до 150 000 рублей.

Если подобное правонарушение совершило лицо, которое ранее уже привлекалось к ответственности за непредоставление работникам СИЗ, его ожидают более суровые меры ответственности:

  1. Должностное лицо обязано выплатить штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или может быть дисквалифицировано на срок 1-3 года;
  2. Лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, но не образовывает при этом юридического лица, обязано выплатить штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или его деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток;
  3. Юридическое лицо, которое нарушило нормы закона второй раз, обязано выплатить штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей или его деятельность приостанавливается на срок до 90 суток.

Обеспечение СИЗ как обязанность работодателя


Рамками трудового законодательства установлено ( ТК РФ), что работодатель должен за счет собственных средств обеспечивать своим сотрудникам своевременную выдачу специальной одежды, обуви и прочих средств, предназначенных для индивидуальной защиты.

Помимо этого в обязанности непосредственного руководителя или ответственного на предприятии лица входит хранение средств, их сушка, стирка, проведение ремонта, замена.

Чем обернется невыдача СИЗ


Если работодатель по каким-либо причинам не может обеспечить своих сотрудников средствами защиты, то последний имеет право не приступать к выполнению своих должностных обязанностей.
В это же время фирма будет обязана сотруднику за время простоя.

Соответственно, если работодатель не предоставляет своему сотруднику СИЗ, то, прежде всего, он терпит экономические убытки. Также возможно привлечение виновного лица к ответственности в рамках УК РФ за несоблюдение требований охраны труда.

Нормативные акты, которые регулируют выдачу СИЗ работникам

Требования к выдаче СИЗ содержатся в нормативных актах, которые можно подразделить на два типа:

  1. Общеотраслевые. Это приказ Министерства Труда и Постановление ;
  2. Акты, адаптированные к конкретной экономической области. Данные законодательные акты устанавливают нормы выдачи средств защиты для отдельных отраслей экономики (лесное хозяйство, химическая промышленность).

Норма выдачи СИЗ для работников экономической деятельности

По закону, все средства индивидуальной защиты, выдаваемые работникам, должны отвечать нескольким требованиям:

  1. Все СИЗ должны соответствовать полу, росту, размерам сотрудников, для которых они выдаются;
  2. Все защитные СИЗ должны соответствовать характеру, условиям в которых работник выполняет свои должностные обязанности.
Внимание! Выдача сотруднику средства защиты, их сдача, должна фиксироваться в специально заведенной для этого личной карточке работника.

Что делать, если работодатель не выдает СИЗ


Если работодатель отказывается выдавать средства индивидуальной защиты, работник может действовать следующим образом:

  1. Потребовать от него выдачи СИЗ, направив соответствующее заявление.
  2. Отказаться от исполнения своих должностных обязанностей. В этом случае работодатель будет обязан компенсировать все время простоя.
  3. Обратиться в трудовую инспекцию или профсоюз (при его наличии на предприятии).
Если работодатель по каким-либо причинам не обеспечивает сотрудника средствами защиты, он не может требовать от него исполнения должностных обязанностей.

Посмотрите видео о том, должны ли удерживать плату за спецодежду

К ак правило, чем крупнее предприятие, тем реже можно встретить нарушения трудового законодательства. Однако независимо от количества работников область охраны труда «хромает» практически везде. Несмотря на четкие требования ТК РФ, многочисленные разъяснения теоретиков и практиков, работодатели то и дело совершают ошибки в области охраны труда. Причем, как показывает практика, некоторые ошибки важно не совершать вовсе, так как последствия могут быть крайне негативными как для работников, так и для работодателей. Рассмотрим типичные ошибки, которые из раза в раз допускают организации.

Законодатель закрепил право работника на безопасные условия труда, а на работодателя возложил обязанность соблюдения требований охраны труда, установленных гл. 34 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. Однако человеческий фактор присутствует везде, и в большинстве случаев именно он становится причиной ошибочных действий работодателя в области организации охраны труда.

Ошибки в области организации охраны труда на предприятии - серьезная тема для разговора. Определим топ-7 ошибок и с помощью примеров из судебной практики установим:

  • чем могут грозить те или иные нарушения в области охраны труда;
  • как человеческий фактор и ошибочные действия отдельных работников могут привести к крайне негативным последствиям;
  • какие меры к нарушителям охраны труда вправе применить работодатель, чтобы суд в случае спора счел их правомерными;
  • как суд оценивает случаи применения крайней меры воздействия на нарушителей - увольнение по подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и пр.

1. Непроведение инструктажа по технике безопасности

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Пример 1

Свернуть Показать

Самолет, проводивший авиахимическую обработку полей сельскохозяйственного производственного кооператива, потерпел крушение, пилот погиб. Это вызвало проведение проверки, в ходе которой государственные инспекторы труда установили, что работодатель не проводил инструктажи по охране труда на рабочих местах, аттестацию рабочих мест по условиям труда, не обеспечивал работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. В связи с тем что указанные нарушения трудового законодательства представляли реальную угрозу жизни и здоровью работников, инспекция труда приняла решение о временном запрете деятельности технической базы авиакомпании. Материалы об административном правонарушении были переданы в судебные органы. В целях предупреждения случаев производственного травматизма инспекцией труда было также запрещено использование 62 комплектов средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов соответствия. Пять сотрудников организации, с которыми не провели инструктаж, были отстранены от выполнения работ .

Пример 2

Свернуть Показать

На работе у индивидуального предпринимателя погиб девятиклассник, принятый на должность экспедитора. Расследование показало, что школьник при разгрузке товара потерял равновесие и упал с кузова автомобиля «ЗИЛ», получив травму головы, не совместимую с жизнью. По сведениям следствия, работодатель не проводил вводные инструктажи по охране труда и не заполнял специальные журналы их регистрации. Несовершеннолетнего приняли на работу без прохождения предварительного медицинского осмотра, работодатель не обеспечил его спецодеждой и обувью. Прокурор возбудил в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда .

Пример 3

Свернуть Показать

Медицинская сестра поликлиники, осуществлявшая посещение больного на дому, была сбита автомашиной при переходе дороги в неустановленном месте и скончалась в больнице. Указанный случай был признан несчастным случаем, связанным с производством. Одной из причин несчастного случая явилось непроведение инструктажа по охране труда и технике безопасности .

2. Нарушение режима труда и отдыха работников

Напомним, работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 212 ТК РФ).

Нарушение грозит:

  • несчастным случаем на производстве из-за наступления физической усталости сотрудника, притупления внимания;
  • административной ответственностью для работодателя за нарушение законодательства о труде;
  • судебными спорами с пострадавшими от несчастного случая на производстве.

Чаще всего подобные нарушения допускают транспортные компании, а также любые организации в отношении водителей, управляющих автомобилями.

Судебная практика

Свернуть Показать

Мать погибшего сына, работавшего водителем в ОАО, обратилась к бывшему работодателю сына с иском о взыскании компенсации морального вреда. Согласно медицинскому заключению причиной смерти сына явилась острая коронарная недостаточность, которая, по мнению истицы, была следствием несоблюдения работодателем требований законодательства об охране труда и о времени отдыха. Направляя водителя в командировку с целью доставки детей в оздоровительный лагерь, работодатель нарушил режим труда и отдыха водителя транспортного средства. Перед командировкой сын более суток находился на рабочем месте, был направлен в рейс по перевозке детей в ночное время без сменного водителя и сопровождения ГИБДД.

Суд рассмотрел обстоятельства гибели работника и пришел к выводу об отсутствии связи между нарушением работодателем режима труда и отдыха погибшего и причиной его смерти. Судебное дело закончилось принятием решения в пользу работодателя (решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 17.10.2012, апелляционное определение Ростовского областного суда от 31.01.2013 по делу № 33-1155/2013).

Обратите внимание: в рассмотренном деле суд поддержал работодателя, однако заседания могло бы и не быть, если бы не постоянные нарушения требований охраны труда со стороны работодателя.

Пример 4

Свернуть Показать

В одном из учреждений здравоохранения г. Дзержинска ГИТ при проверке выявила факт несоблюдения режима труда и отдыха у водителей транспортных средств. Суммированный учет недельного рабочего времени превышал 40 часов, данные из табеля учета рабочего времени не соответствовали фактическому времени работы. На работодателя наложен штраф .

Пример 5

Свернуть Показать

В ходе рейда правоохранителей по Томской области составлены четыре протокола в отношении водителей пассажирских автобусов, нарушавших режим труда и отдыха. Работники могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 3000 рублей .

Судебная практика

Свернуть Показать

Индивидуальный предприниматель в сфере транспортных перевозок не организовал контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, не разработал графики их работы. Тем самым были нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. Управлением государственного автодорожного надзора в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд, рассматривая дело и представленные доказательства, пришел к выводу о совершении ИП административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Так, из п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей. Поскольку ИП все эти требования не соблюдал, суд постановил привлечь его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей (решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2013 по делу № А19-3382/2013).

3. Необеспечение работников спецодеждой и средствами защиты

Выполнение многих трудовых функций требует использования специальной одежды, которая призвана предотвращать воздействие на работника вредных факторов. Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами. Данное требование определено в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 212 и 221 ТК РФ).

Подобное нарушение грозит:

  • травмами работников (несчастным случаем на производстве);
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде;
  • судебными спорами с работниками.

Такие происшествия чаще всего имеют место на промышленных предприятиях, при работе в котельных, производственных цехах организаций и на открытом воздухе.

Пример 6

Свернуть Показать

ГИТ при проверке учреждений здравоохранения установила, что в поликлинике, онкологическом диспансере, роддоме и других учреждениях здравоохранения отсутствовал должный учет выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты. Это представляло реальную угрозу жизни и здоровью работников. Так, электрик одного из учреждений при демонтаже электрического устройства не воспользовался средствами индивидуальной защиты и был смертельно поражен электрическим током. Несчастный случай признан связанным с производством .

Очевидно, работник в указанном примере не воспользовался средствами индивидуальной защиты ввиду их отсутствия.

Пример 7

Свернуть Показать

За допущенные нарушения трудового законодательства в виде необеспечения работников спецодеждой, смывающими и обезвреживающими средствами руководитель предприятия был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей .

4. Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра

Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).

Нарушения в подобных ситуациях грозят:

  • травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.

Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.

Пример 8

Свернуть Показать

В гибели водителя комиссия областной инспекции труда обвинила работодателя, который допустил его до работы без прохождения обязательного медосмотра. Несмотря на то что в заключении о смерти сотрудника указано, что смерть наступила вследствие общего заболевания, комиссия посчитала это несчастным случаем на производстве. Работодатель был привлечен к административной ответственности .

5. Непроведение аттестации рабочих мест

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушения работодателей грозят:

  • предписанием контролирующего органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
  • иском в суд по инициативе контролирующего органа.

Пример 9

Свернуть Показать

Прокуратура проверяет не только промышленные производства, но и, например, морские суда. Так, Магаданским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства РФ об охране труда на предприятии морского транспорта. В ходе проверки было установлено, что работодатель не провел аттестацию рабочих мест на рыболовном судне. В целях устранения нарушений прав работников прокуратура предъявила в суд иск с требованием обязать работодателя провести аттестацию рабочих мест на судне. Требования прокурора предприятием были удовлетворены в добровольном порядке .

К сведению

Свернуть Показать

Как сообщает пресс-служба Федеральной службы по труду и занятости, 01.09.2013 завершился первый пятилетний этап аттестации рабочих мест по условиям труда. Основная часть компаний ее не прошла. Так, за 3,5 года (с сентября 2008 г. по январь 2012 г.) аттестовались всего 0,7% организаций.

Итоги проведенной на предприятиях аттестации показали, что качество рабочих мест очень низкое: 61,1% рабочих мест можно квалифицировать как вредные или опасные. А в некоторых регионах показатели значительно хуже среднероссийских. Например, в Республике Марий Эл к этой категории относятся 79,3% аттестованных рабочих мест, в Ивановской области - 80%, в Ульяновской - 83,9% .

6. Невыполнение требований по расследованию несчастных случаев

В большинстве случаев данное нарушение работодатель совершает по причине банального незнания порядка действий, которые он должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. Довольно часто ошибка кроется в нарушении сроков оповещения о факте несчастного случая органов, указанных в ст. 228.1 ТК РФ (государственной инспекции труда, прокуратуры и пр.). Срок составляет всего сутки с момента наступления несчастного случая.

Нередко ошибкой является оповещение не всех органов, которых работодатель обязан оповестить, или же невключение в состав комиссии по расследованию несчастных случаев представителя одного или нескольких органов, перечисленных в ст. 229 ТК РФ. Между тем государственная инспекция труда может расценить такое нарушение требования по оповещению о несчастном случае и его расследованию как сокрытие несчастного случая работодателем.

Напомним, что соответствующие положения установлены ст. 212, 228-229 ТК РФ. Нарушение этих требований грозит административной ответственностью работодателя и уголовной ответственностью непосредственных нарушителей.

Пример 10

Свернуть Показать

В ходе проведенной государственной инспекцией труда проверки установлено, что 07.06.2013 в ООО произошел групповой несчастный случай на производстве со слесарями-ремонтниками. В нарушение ст. 228, 228.1 ТК РФ, п. 5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, юридическое лицо не проинформировало трудовую инспекцию о групповом несчастном случае на производстве в течение суток. Руководство предприятия не сохранило до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была в момент происшествия, не зафиксировало сложившуюся обстановку, не были составлены схемы, не проведены фотографирование или видеосъемка. Кроме того, в нарушение ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель не издал приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. Работодатель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф составил 40 000 рублей .

7. Отсутствие службы охраны труда, нормативной базы и обучения охране труда

Обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста возложена только на работодателя, численность работников которого превышает 50 человек. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212, 217, 225 ТК РФ).

Подобные нарушения грозят работодателю административной ответственностью. Нарушителями чаще всего здесь выступают небольшие предприятия.

Пример 11

Свернуть Показать

Рядом проверок ГИТ муниципальных учреждений здравоохранения выявлено, что большинство главных врачей и руководителей основных подразделений не проходят обучение охране труда. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ у работодателей сферы Минздрава отсутствовали инструкции по охране труда для сотрудников. В нарушение ст. 217 ТК РФ в специализированном доме ребенка не имелось специалиста по охране труда. В период проверок привлечены к административной ответственности руководители всех 16 проверенных учреждений здравоохранения, на которых наложены штрафы на общую сумму 38 000 рублей .

Подводя итог, заметим, что ошибки в области организации охраны труда многочисленны и многообразны, а санкции за нарушение требований ТК РФ в области охраны труда достаточно суровы.

Нарушения требований охраны труда выявляются контролирующими органами как при внеплановых проверках (когда такая проверка становится для работодателя неожиданностью), так и при плановых (когда работодатель имеет возможность «подготовиться»).

Нарушения требований охраны труда влекут не только административную ответственность работодателя и особое внимание контролирующего органа, но и, самое главное, - риск травматизма и даже гибели работников. Доля несчастных случаев на производстве при нарушениях в сфере охраны труда составляет большую часть в общем количестве таких случаев.

Как показывает практика проверок, случаи единичных нарушений в области охраны труда среди работодателей редки. Как правило, контролирующий орган при проверке выявляет целый «букет» таких нарушений.

Пример 12

Свернуть Показать

Плановой проверкой прокуратуры администрации г. Махачкалы выявлен целый ряд нарушений законодательства о труде и об охране труда.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации , наниматель обязан снабдить работников своей организации спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), если им приходится трудиться в сложных или угрожающих здоровью условиях. Допуск сотрудников на рабочее место без необходимой защиты или с неисправными СИЗ строго запрещен. Рассмотрим, как регулирует законодательство вопросы обеспечения работников защитными средствами.

Можно ли учесть расходы на СИЗ при расчете налогов

Изменения при расчете налога на прибыль работодателя, в соответствии с Письмом Минфина от 16.04.2009 № 03-03-06/1/244, зависят от срока использования и стоимости защиты:

  • если срок полезного использования спецодежды превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость больше 40 000 руб., то спецодежда включается в состав амортизируемых основных средств, и ее стоимость списывается в течение нормативного срока носки (п. 1 );
  • если срок полезного использования меньше 12 месяцев или стоимость не более 40 000 руб., то стоимость приобретенной спецодежды включается в материальные расходы единовременно в момент передачи работнику (подп. 3 п. 1 ).

Вариант учета выбирается работодателем самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Если на предприятии требования по СИЗ повышены, по сравнению с нормативами, при расчете налогов можно использовать разъяснения Минфина России, позволяющие при расчете налоговой базы по прибыли компании учесть расходы по выдаче спецодежды в соответствии с самостоятельно утвержденными нормами (если, конечно, по закону организации обязаны обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты) (Письма Минфина России от 23.04.2007 № 03-04-06-01/128, от 14.11.2007 № 03-03-05/254).

Поскольку спецодежда не передается работникам в собственность, операции по ее выдаче не являются объектом обложения НДС. Начисления нужно будет сделать, если при увольнении или переводе на должность, не предусматривающую выдачу средств защиты, сотрудник или выкупит спецодежду, или получит ее безвозмездно (подп. 1 п. 1 , подп. 1 п. 1 ).

Поскольку СИЗ являются собственностью организации и выдаются работникам временно на возвратной основе, удерживать НДФЛ со стоимости спецодежды не требуется. Если при увольнении (переводе на должность, не требующую обеспечения средствами защиты) работник не вернет СИЗ и работодатель решит не взыскивать ее стоимость (т. е. передаст ее сотруднику безвозмездно), НДФЛ придется удержать, поскольку в этой ситуации стоимость невозвращенной спецодежды будет натуральным доходом работника. Причем налог нужно будет рассчитать с рыночной стоимости спецодежды с учетом ее амортизации. Если работодатель решит не заниматься ни взысканием стоимости одежды, ни удержанием НДФЛ, можно оформить списание такой спецодежды как изношенной.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Выпишут ли штраф за необеспечение СИЗ? Этот вопрос особенно актуален, когда руководитель организации дал задание кадровому специалисту прояснить ситуацию со средствами индивидуальной защиты сотрудников. В частности, взвесить и оценить риски, связанные с отказом от закупок спецодежды для работников предприятия. Расскажем, какой штраф за необеспечение СИЗ в 2017 году установлен действующим законодательством.

Вредные и опасные условия на рабочем месте

Работа некоторых сотрудников подразумевает контакт с вредными или опасными производственными факторами. Чтобы минимизировать потенциальный ущерб, который они могут нанести здоровью и жизни сотрудников, применяют средства индивидуальной защиты, сокращенно именуемые – СИЗ. Понятно, что в случае необеспечения работника СИЗ он останется один на один с опасностью.

Такие спецсредства положены сотрудникам, чья работа (ст. 221 ТК РФ):

  • связана с вредными и опасными условиями труда;
  • происходит в особых температурных условиях;
  • связана с загрязнением.

Выдача СИЗ – дело важное, поэтому действующее законодательство предусматривает для работодателей ответственность за необеспечение средствами индивидуальной защиты.

Обеспечивать СИЗ должен работодатель

Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты возложено на работодателей (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). Кроме непосредственной закупки СИЗ, предприятие должно позаботиться об их:

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.

(приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

За отсутствие СИЗ наказывают

Подчеркнём, что действующим законодательством предусмотрена ответственность за необеспечение СИЗ работников, которые в них нуждаются.

Так, во-первых, за нарушение правил техники безопасности и охраны труда, выразившееся в невыдаче работникам средств индивидуальной защиты, установлена административная ответственность (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так, штраф за необеспечение работников СИЗ составляет:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 130 000 до 150 000 руб.

Если организацию, ее должностных лиц или предпринимателя уже штрафовали за аналогичное правонарушение, то наказание за необеспечение СИЗ увеличивается:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от года до 3-х лет;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, наказание за необеспечение средствами индивидуальной защиты – не шутка. Тем более что за невыдачу СИЗ работодателя могут привлечь даже к уголовной ответственности, если нарушение повлечет за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О наказании за необеспечение средствами индивидуальной защиты

В соответствии с п. 5.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс – средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс – средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 руб.

Под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 указанной выше статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 44 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

Таким образом, полагаем, что за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 1, 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений - диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица - до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия - судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Роструд разъяснил вопросы ответственности работодателя за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Как следует из письма Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3 «Об ответственности работодателя за нарушение нормативных требований по охране труда»:

  • за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю (СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, подлежащие обязательной сертификации) предусмотрена ответственность по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ;
  • за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю (СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия) — ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того, в письме отмечено, что:

  • если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то он несет ответственность за каждое установленное нарушение;
  • если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

Нарушение требований охраны труда, ответственность – Штраф

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, с 1 января 2015 года КоАП РФ дополнен статьей 5.27_1, которая касается нарушения нормативных требований по охране труда и порядка проведения специальной оценки условий труда. Работодатели и работники несут ответственность за нарушение требований охраны труда в соответствии с действующим законодательством:

Административная ответственность

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) , – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда , содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены

В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства.

Важными изменениями являются диверсификация ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения.

Раньше ответственность за любые нарушения законодательства о труде и охране труда устанавливалась общими нормами ст. 5.27 КоАП РФ «нарушение законодательства о труде и охране труда», и инспектор при проведении проверки применял санкции за все нарушения в совокупности, при этом максимальный размер штрафа составлял 50 000 руб. Сейчас ответственность за нарушения трудового законодательства и требований охраны труда регулируется отдельными статьями КоАП РФ. В каждой из статей специально выделены отдельные составы правонарушений, которые законодатель счел наиболее серьезными. Теперь, когда в этих двух новых статьях выделены отдельные составы, то и санкции, в том числе штрафы по ним, будут суммироваться (складываться). Например, в отдельный состав выделено такое распространенное на практике нарушение, как уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Максимальная ответственность за данное нарушение увеличилась в два раза и составляет теперь 100 000 руб. Выделение отдельных видов нарушений в специальные составы и значительное увеличение ответственности за них является сигналом для недобросовестных работодателей, что именно такие нарушения государство будет отслеживать особо тщательно.

Значительно повысились размеры административных штрафов. Если раньше максимальный штраф на должностное лицо составлял 5000 руб, то теперь эта сумма будет по отдельным нарушениям доходить до 40 000 руб. Максимальный административный штраф на юридическое лицо вырос с 50 000 до 200 000 руб.

Наиболее серьезно увеличены штрафы за нарушения требований охраны труда., Максимальный размер штрафа за нарушения общего характера увеличен до 80 000 руб. А за отдельные нарушения, например допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения правилам охраны труда или без прохождения обязательного медицинского осмотра, наказывается штрафом уже до 130 000 руб. Интересно, что новая норма закона сформулирована так, что нарушение представляет собой отдельный состав в отношении каждого работника. Так, если раньше организация, в которой 10 работников не прошли обучение правилам охраны труда, могла отделаться максимальным штрафом в 50 000 руб. за всех, то теперь она может заплатить за те же нарушения до 1,3 млн. руб.

Другим серьезным изменением является увеличение срока давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушения трудового законодательства с двух месяцев до года.

Так же значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица составляет до 200 тысяч рублей.

Штраф за нарушения порядка приобретения и выдачи средств индивидуальной защиты

=========
1. Как говорится, ну и что.
2. http://www.kadis.ru/news/96781
Работодателей ждут новые большие штрафы за нарушения законодательства о труде

Отдельными правонарушениями могут стать непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, необеспечение безопасности работников и т.д. Штрафы достигнут 500 000 рублей.

Работодателей ждут новые большие штрафы за нарушения законодательства об охране труда. Это предусматривает законопроект, который внес в Госдуму председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. Он предлагает исправить Кодекс об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса РФ. Правовые акты будут конкретизированы: парламентарий предлагает отдельно прописать ответственность за те или иные виды правонарушений. Среди них – непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, необеспечение безопасности работников и т.д. Штрафы могут составить до 500 000 рублей. Сейчас максимальный штраф в 10 раз меньше.

По мнению автора законопроекта, количество нарушений в сфере охраны труда не снижается, а значит, нынешние меры неэффективны. В пояснительной записке народный избранник напоминает, что соответствии со статьей 37 Конституции, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того, статьей 212 Трудового кодекса обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя:

В целях усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 5.27.1–5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда:

· непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

· допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;

· необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры;

· неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;

· необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также безопасности применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

При этом штрафные санкции за данные правонарушения устанавливается в повышенном размере.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей, законопроектом предлагается исключить данную норму в отношении нарушений законодательства о труде и об охране труда, за исключением составов правонарушений, поименованных в статьях 5.27.1–5.27.6, как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.

Согласно законопроекту, за нарушение порядка аттестации рабочих мест по условиям труда должностные лица и ИП заплатят 20 – 30 тысяч, юридические — от 80 до 100 тысяч. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда для должностных лиц обернется штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей. ИП грозит расставание с той же суммой или приостановка деятельности на срок до 90 суток. На то же время может быть приостановлена деятельность юридических лиц. Штрафы для них устанавливаются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Депутат Исаев лично или вместе с коллегами представил на рассмотрение нижней палаты 84 законопроекта. 37 из них подписано Президентом, 12 в настоящее время находятся на рассмотрении Госдумы.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Добавим, что Минздравсоцразвития утвердило новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вводится в действие с 1 сентября 2011 года. С этой же даты утратит силу приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Выпишут ли штраф за необеспечение СИЗ? Этот вопрос особенно актуален, когда руководитель организации дал задание кадровому специалисту прояснить ситуацию со средствами индивидуальной защиты сотрудников. В частности, взвесить и оценить риски, связанные с отказом от закупок спецодежды для работников предприятия. Расскажем, какой штраф за необеспечение СИЗ в 2017 году установлен действующим законодательством.

Вредные и опасные условия на рабочем месте

Работа некоторых сотрудников подразумевает контакт с вредными или опасными производственными факторами. Чтобы минимизировать потенциальный ущерб, который они могут нанести здоровью и жизни сотрудников, применяют средства индивидуальной защиты, сокращенно именуемые – СИЗ. Понятно, что в случае необеспечения работника СИЗ он останется один на один с опасностью.

Такие спецсредства положены сотрудникам, чья работа (ст. 221 ТК РФ):

  • связана с вредными и опасными условиями труда;
  • происходит в особых температурных условиях;
  • связана с загрязнением.

Средства индивидуальной защиты – это технические средства и материалы, которые используют для уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов либо полного их предотвращения. Качество СИЗ должно соответствовать установленным стандартам, чтобы с успехом противодействовать вредным и опасным условиям работы сотрудников.

Выдача СИЗ – дело важное, поэтому действующее законодательство предусматривает для работодателей ответственность за необеспечение средствами индивидуальной защиты.

Обеспечивать СИЗ должен работодатель

Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты возложено на работодателей (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). Кроме непосредственной закупки СИЗ, предприятие должно позаботиться об их:

  • выдаче;
  • хранении;
  • ремонте и т. д.

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация