«Профилактика подростковой преступности как социальная проблема». Образовательный портал

Главная / Квартира

Данные социологических исследований свидетельствуют о существовании прямой зависимости между школьной успеваемостью и возможными будущими нарушениями общественных норм поведения. Из числа бывших отличников и “хорошистов” не привлекались, ни к какой административной ответственности 98% граждан. Число вероятных нарушителей возрастает в 3 раза среди тех, кто учился на “3”. Все рекорды “бьют” второгодники. Факты их привлечения к административной ответственности один или несколько раз признали 20% опрошенных, т.е. по сравнению с отличниками этот показатель увеличился в 10 раз. По данным социологов, с момента совершения первого в жизни правонарушения вероятность совершения новых систематических правонарушений стремительно возрастает.

В мире

По данным ООН, 121 миллион детей в мире не ходят в школу. Из них 65 миллионов – девочки. Проблема доступа к образованию актуальна и для стран Восточной Европы и СНГ. Последние шесть лет начальную школу в этих государствах посещали только 86% детей. Это меньше, чем в странах Восточной Азии и Латинской Америки. Начальную школу в России посещают 93%, в Украине 72% детей, а в Армении лишь 69%. “Скрытым кризисом” называют ученые положение с образованием девочек. Если в 1990 году в Российской Федерации среднюю школу посещали 95% девочек, то в 2000 году только 85%. А в Молдове в 2000 году в средней школе училось только 70% всех девочек. Уровень образования девочек снизился также в Грузии, Казахстане и Кыргызстане. В Азербайджане лишь 52% девочек после окончания начальной школы смогли пройти тест на грамотность и счет.

В России

На очередном заседании Совета Федерации 28 января 2004 г. было объявлено, что в настоящее время в России проживают 30,5 миллиона несовершеннолетних, что составляет 21,3% всего населения Российской Федерации. По данным Минобразования на 1 января 2004 года количество детей, не посещающих школу, составило 24 тысячи. В 1999 году их было 396 тысяч. Пока есть те, кто не приходит в школу не по состоянию здоровья, а по иным причинам, будь то социальные, криминальные или другие, - это остается острой проблемой для России.

В принципе, о таких ситуациях должны знать родители, но иногда им все равно. Это в первую очередь касается неблагополучных семей, количество которых так же увеличивается. И самое печальное, что таких детей не замечают их собственные родители.

А ведь именно они должны прививать ребенку самые обыкновенные нормы поведения, что хорошо, а что плохо, как нельзя себя вести.

Мне кажется, неправильное воспитание или его отсутствие является первой причиной детской преступности. Дети, лишенные родительского внимания, оказываются на улице. На сегодняшний день беспризорники в России составляют 3 % от населения, и эта цифра с годами растет.

Оказываясь на улице, дети начинают воровать, и если же не последовало наказание, то у ребенка потихоньку начинают развязываться руки, и масштаб преступления становится крупнее. Все может начаться мелким воровством, а закончится хладнокровным убийством.

Криминологические исследования, особенно последних лет, фиксируют положение, когда наиболее распространенным типом неблагополучной семьи во всех регионах страны оказывается семья полная с двумя родителями. В среднем каждый второй-третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался на протяжении значительного периода в обстановке семейного неблагополучия, обусловленного дефектами в нравственной позиции родителей, в их образе жизни. Проявление этих дефектов многообразно: совершение преступлений родителями либо иными членами семьи; пьянство и алкоголизм, развратное поведение; систематические конфликты, выливающиеся в ссоры, скандалы, драки; уклонение от воспитания и материального обеспечения детей и т. д. Каждый из этих факторов в отдельности способен нанести, и наносит значительный ущерб формированию личности несовершеннолетнего. В определенном сочетании, а тем более вместе, эти факторы делают практически невозможным правильное воспитание в семье, лишают несовершеннолетнего должного родительского попечения. Еще в 20-х годах в литературе указывалось: преступность и ассоциальность родителей вызывают аналогичное состояние у детей. Обман, взятки, воровство, ложь родителей накладывают неизгладимые черты на личность несовершеннолетних. Алкоголизм вызывает обеднение семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети становятся заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям; развивается мрачный, озлобленный, раздражительный характер как бы в защиту от всяких пьяных неожиданностей. Исследования последних лет приводят к тем же выводам.

Антиобщественное противоправное поведение родителей пагубно влияет на физическое и нравственно-психологическое развитие несовершеннолетних, порождает обстановку нравственной безответственности, служит основной причиной их алкоголизации, аморального и правонарушающего поведения. Наряду с ссорами между взрослыми членами семьи, скандалами, доходящими до драк и взаимных оскорблений, включающих нецензурную брань, здесь дети и подростки систематически подвергаются избиению. Их выгоняют из дома, они вынуждены скитаться на улицах, по подъездам и вокзалам.

Пока бедность, безработица поражает все больше социальных категорий, пока трудоспособное население будет легально или нелегально покидать страну, а дети будут оставаться без присмотра взрослых, без тепла домашнего очага, без одного или без обоих родителей, невозможно говорить о падении или о стабилизации уровня детской преступности в нашей стране. Проблему стали осознавать, в том числе на государственном уровне. Хотя и с большим опозданием, но предпринимаются конкретные шаги для борьбы с этим явлением. Пока большая часть "ноши" лежит на плечах МВД, хотя в решении данного уравнения должны активно участвовать и другие факторы, в том числе гражданское общество. Тяжелое материальное положение многих семей, не могущих обеспечить нормальную жизнь своим детям, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, употребление алкоголя и наркотиков, как в семьях, так и в среде несовершеннолетних, отсутствие идеалов, моральная деградация многих граждан - все это лишь усиливает детскую преступность. Многие семьи не могут обеспечить своим детям даже строго необходимого. Общество не дает ребенку бесплатно ничего из того, чего он желает: Интернет, спортивные и другие кружки, образование, еда, транспорт - за все нужно платить.

И что же делает ребенок, которому платить нечем? Вскоре заработала линия «связи»: телевидение - правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когда старшие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такие случаи заканчивались трагически. По мнению Фредерика Уэртхэма и всех, кто разделяет его взгляды, средства массовой коммуникации не являются, конечно, главной причиной резкого подъема насилия среди несовершеннолетних. «Однако без учета этого фактора, - пишет он, - мы не поймем природы данного социального и психологического явления. Правильный анализ влияния современных средств массовой коммуникации на психологию человека может помочь нам справиться с теми взрывами насилия, которые в своей совокупности представляют «эпидемию чумы» в мировом масштабе».В результате клинического изучения 200 детей Ф.. Уэртхэм пришел к выводу, что показ насилия, жестокости и садизма оказывает самое губительное влияние на молодых людей, которые в процессе «социализации» становятся все более и более «теленаправленными», т. е. характеризуются враждебностью к окружающим, жестокостью и бесчувственностью. Американский психиатр утверждает, что снижение сопротивляемости ко всему этому у детей прямо пропорционально количеству передач с насилием, которые смотрят дети. Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его», - пишет Ф. Уэртхэм.

Однако некоторые исследователи утверждают, что показ насилия на экранах телевизоров действует благоприятно на психику ребенка, так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляет его агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительных клапанов».С целью проверки этой теории проводился такой эксперимент: группа студентов, доведенная предварительно до агрессивного состояния, была разделена на две части. Одной половине был показан фильм, рассказывающий о матче боксеров-профессионалов, другая половина смотрела видовой фильм без единой сцены насилия. После этого все участники эксперимента подверглись проверке с помощью тестов. Оказалось, что первая группа стала, настроена менее агрессивно, чем вторая. Американский психолог Сеймор Фешбах, проводивший данный опыт, объяснил это явление своеобразным «вы ходом» агрессивности, «переносом» ее на другой объект. Несмотря на то, что другие подобные эксперименты опровергают гипотезу С. Фешбаха, у последнего немало сторонников. По мнению социолога Джеймса Хэллорана, отрицательное воздействие «жестоких передач» имеет место лишь тогда, когда они наслаиваются, накладываются на соответствующий личный жизненный опыт зрителя, т. е. когда происходит «совпадение» этих передач с соответствующим жизненным опытом зрителя. А поскольку у детей подобный опыт отсутствует, то они воспринимают элементы насилия и даже смерть как нечто нереальное, сказочное, подобно тому, как они воспринимают то, что Серый Волк проглатывает Красную Шапочку. Данную точку зрения поддерживают многие социальные психологи. Так, Джузеппе Каталано в статье «Рабы голубого джина» пишет, что «телевидение гипнотизирует и порабощает лишь тех детей, которые уже предрасположены к этому и не обладают необходимой защитной реакцией». Существует и третья группа, которая пытается «синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что «показ насилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступных наклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из "зрителей будет вести себя более агрессивно в определенной ситуации», американские социологи Л. Берковиц и А. Бэндура не согласны полностью с теорией Хэллорана. Они считают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталона поведения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторые подростки с одинаковым успехом копируют как реальных гангстеров, так и их «киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие могут иметь место у ребенка лишь тогда, когда он находится в состоянии «фрустрации», т. е. в тех случаях, когда имеет место так называемая аккумуляция агрессивности. Автор книги «Вызов неприкаянных» Т. Хойбнер, как бы продолжая затронутую тему, пишет о тех детях, которые под влиянием телепередач и кино сами совершили преступления: «Мне нравилось, когда по телевидению кого-либо убивали», - это слова 15-летнего мальчугана.

А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что он задушил маленькую девочку. Задушил «играючи». Комментируя этот факт, западногерманский журналист Герман Зильбер пишет: «Войны и террор, казни и изнасилования, уличные драки и похищения, захваты самолетов и убийства - все эти события, ставшие действительностью для взрослых, превратились в сюжеты детских игр. Дети не всегда могут отличить развлечение от действительности, и играют они вполне серьезно: 13-летний мальчик в ограбление банка и при этом перерезал горло своему «заложнику».

Во-вторых, среди лиц, совершивших групповые преступления, наблюдается значительно меньшая частота распространенности такой причины, как «не умел контролировать свои поступки». Думается, что это вполне закономерно, так как постоянная группа имеет нередко организующее начало, ставящее под свой контроль поступки и действия членов группы. Ведь без такого контроля невозможны распределение ролей в группе и координация групповых действий.

Следует также учитывать, что усвоение групповой психологии и групповых норм создает внутренние условия для усиления самоконтроля. Учитывая сказанное, можно выдвинуть гипотезу о том, что в структуре мотивов групповых преступлений значительно меньшим должно быть число безмотивных общественно опасных деяний, чем в структуре преступлений, совершенных в одиночку.

Виды преступной деятельности

С одной стороны, количественно сейчас детская преступность не разрастается, но совершаемые преступления становятся более тяжкими, немало криминальных структур втягивают детей в свою противоправную деятельность. За 2003 год количество тяжких преступлений среди несовершеннолетних выросло на 4%, а в среднем за два года детская преступность уменьшилась на 23%.

Детская преступность считается девятой формой преступности и беспокоит наше общество, так как речь идет о подрастающем поколении, которому предстоит обеспечивать будущее страны. Агрессивность, распутство, насилие, убийства, воровство, грабежи, изнасилования - вот лишь некоторые из типов преступлений, авторами которых являются несовершеннолетние. Настораживает садизм, которым характеризуются многие преступления, совершаемые детьми. Неужели настолько велико влияние фильмов, в которых преобладает насилие, компьютерных игр с повышенной степенью агрессивности, телевизионных шоу откровенно сексуального содержания? Ректор Академии им. Штефана чел Маре Министерства внутренних дел Михай Быргэу, хотя и считает детскую преступность "традиционной формой нарушения закона", квалифицирует нынешние преступления несовершеннолетних как серьезную проблему, стоящую в одном ряду с трафиком людей, исходом трудоспособного населения и незаконной миграцией. Все они вместе взятые "разрушают будущее народа". На вопрос о том, где совершается наибольшее количество преступлений, в городах или в селах, Социологи объясняют это тем, что наибольшее число детей, оставленных без надзора, являются жителями сел. Не имея никакой поддержки, ни моральной, ни материальной, они начинают воровать, убегают из дому, попрошайничают, бродяжничают. Но это не означает, что преступления совершают только такие дети. Есть случаи, когда закон преступают дети из хорошо обеспеченных семей, и у которых оба родителя рядом.

Исследование особенностей мотивации преступлений, совершенных группами молодых людей, обусловлено тем, что групповая преступность имеет высокий удельный вес в преступности среди молодежи и неразрывно связана с преступными проявлениями среди несовершеннолетних. Так, около 60% от общего числа всех изученных преступников в возрасте 18-25 лет совершили общественно опасные деяния в составе группы. Изучение возраста участников этих групп показало, что в 48,6% случаев в группы молодых преступников входили и несовершеннолетние. При этом следует учитывать, что среди молодых людей, совершивших преступления в составе группы, куда входили и несовершеннолетние, - свыше 20% лиц, ранее судимых.

В зависимости от продолжительности межличностных связей и наличия организующего ядра, позволяющего группе функционировать длительное время, можно выделить группы двух видов: постоянные и случайные. Преступления, совершенные в составе постоянной группы, имеют большой удельный вес в общем числе преступлений, совершенных молодыми людьми.

Если проанализировать преступления, совершенные в составе группы, применительно к видам преступлений, то видно, что большая часть всех видов преступлений совершается постоянными группами.

Мотивы преступлений, совершенных в составе постоянной группы, наиболее существенно отличаются от мотивов преступлений, совершенных в одиночку. Поэтому за основу дальнейшего исследования была взята постоянная группа.

Сопоставление данных о субъективно осознаваемых причинах совершения преступлений в составе группы и в одиночку показало, что причины групповой преступности имеют существенные особенности.

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

В Уголовном кодексе выделен самостоятельный раздел об уголовной ответственности несовершеннолетних. К ним относятся все лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы либо иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Для трудных подростков, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, применяются наказания в виде ареста.

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от одного до четырех месяцев.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше 10 лет и отбывается:

несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола в воспитательных колониях общего режима;

несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может назначаться несовершеннолетнему.

В системе воспитательных мер воздействий для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, может быть применено освобождение от уголовной ответственности.

Оно используется, если будет признано, что исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

К ним относятся:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, например, запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток.

Перечисленные принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой государственного принуждения и отличаются от наказания тем, что не влекут за собой судимости. Назначаются они, прежде всего в целях исправления несовершеннолетних, а если этого не происходит, то материалы направляют в суд.

Российское уголовное право признает субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако к уголовной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцати лет, за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Пути решения проблемы детской преступности

Чтобы частично распутать этот "узел", в апреле 2004 г., под эгидой МВД, в академии им. Штефана чел Маре состоялась научно-практическая конференция "Проблемы предупреждения и борьбы с детской преступностью, трафиком людей и незаконной миграцией", в которой приняли участие также представители учебных заведений, ученые, неправительственные организации, офицеры-оперативники, преподавательские кадры учебных заведений МВД Республики Молдова, а также представители Латвии, Украины, Румынии, Германии. Участники конференции пришли к выводу о том, что проблема детской преступности может быть решена только при условии совершенствования законодательства с целью повышения его эффективности, а также разработки действенной концепции работы в нынешних условиях. Министерство внутренних дел настаивает на активном сотрудничестве с другими государственными структурами, такими, как Министерство юстиции, Министерство образования, с общественными, неправительственными организациями, с учебными заведениям в области предупреждения и борьбы с преступными явлениями, а также на создании специализированных институтов, деятельность которых была бы направлена на перевоспитание несовершеннолетних преступников.

Ставится вопрос о введении в рамках Академии им. Штефана чел Маре, других учебных заведений юридического профиля специальных курсов по методике и тактике борьбы с новыми формами преступности, в том числе детской, а также о сотрудничестве правовых органов с масс-медиа с целью определения новых форм противодействия социально-опасным проявлениям в среде несовершеннолетних. Согласно статистическим данным, предоставленным Службой несовершеннолетних и нравов Департамента общественного порядка МВД, 80% из числа несовершеннолетних преступников являются детьми из социально уязвимых семей, 37% - из малообеспеченных семей, остальные - из семей, живущих в полной нищете. Недавно в Кишиневе начал работать Центр временного содержания несовершеннолетних. Речь идет о детях, найденных на улице, на вокзалах, автобусных станциях - бродягах, попрошайках, ворах и т.д. Их приводят в Центр, где они находят понимание, человеческую теплоту, еду и ночлег. В рамках центра работают психологи, педагоги, медики, которые заботятся о дальнейшей судьбе ребенка.

За последние семь месяцев через Центр прошли 919 детей. Из 919 детей 210 являются учащимися школ-интернатов, 299 - общеобразовательных школ, 3 - специальных школ. С точки зрения возраста детей, содержащихся в Центре, картина такова: 469 детей в возрасте от 3 до 14 лет, 217 подростков от 14 до 15 лет и 223 подростка от 16 до 17 лет. С точки зрения пола преобладают мальчики - 721, девочек - 198.

В последнее время в районах начали работать инспектора по делам несовершеннолетних и нравам. К сожалению, из-за слишком скромной оплаты их труда и слишком большой ответственности, эти инспектора не слишком "задерживаются" на этой службе. Детская преступность - проблема не только социальная, она начинает перерастать в национальную проблему.

Ее решение зависит не только от уровня компетентности работников МВД, сферы социального обслуживания или местной публичной администрации, участвующих в мерах по предупреждению детских преступлений. Оно не зависит только от проектов, осуществляемых при поддержке UNICEF. В преодолении этого национального бедствия должны участвовать также политические силы страны. Но они пока борются лишь за власть или за удержание власти, и равнодушны к угрожающему положению народа.

Главное - это семья

«Крепкая семья» - это отдельный проект, который включает помощь детям из семей «группы риска». Семьи «группы риска» - это неблагополучные семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем, не хотят или не могут заниматься воспитанием своих детей. При этом власти стараются не только обеспечить социальных сирот, но и занимаются профилактикой самого социального сиротства. Есть разные причины, по которым семья попала в «группу риска«, - люди срываются кто от несчастий, кто от болезни. И тут самое главное - вовремя остановить человека, помочь ему. Дети нуждаются в родителях, ни один детский дом не заменит ребенку семью».

Реализация проекта началась с трех территорий - Бердска, Первомайского района Новосибирска и Тогучинского района области. Результаты реализации проекта оцениваются по 14 критериям - среди них снижение количества лишений родительских прав и количества детей, определяемых в детские дома, уменьшение показателей детской преступности и т. д. Так, в Бердске и Первомайском районе количество лишений родительских прав уменьшилось на 60,8% и 50% соответственно. В Первомайском районе на 54,7% снизилась детская преступность. На 40% меньше преступлений совершили несовершеннолетние Тогучинского района. Во всех районах создан единый банк данных по семьям и детям «группы риска». Банк данных семей и детей «групп риска» создается как межведомственный, объединяющий разные категории риска: малообеспеченные, с членами семьи - инвалидами, вступившими в конфликт с законом, употребляющими наркотики или алкоголь, и т. д. Это дает возможность оценить масштабы проблем, анализировать причины и условия, способствующие детской безнадзорности, преступности, социальному сиротству, и планировать мероприятия по их устранению или предупреждению.

Кроме того, в этом районе ведется большая работа по оздоровлению детей из малообеспеченных семей в летних лагерях. В работе активно используется потенциал современной психологической науки, проводятся социально-психологические тренинги с подростками, семинары по предупреждению агрессии, индивидуально-семейное консультирование.

Результатом служит то, что за первое полугодие этого года в связи с устранением факторов риска с учета сопровождения сняты восемь семей. Соотношение детей-сирот, находящихся в семьях и детских домах, составляет 81% и 19% соответственно. Есть некоторые проблемы в распространении семейных форм устройства детей-сирот. Отмечаются очень хорошие показатели снижения детской и подростковой преступности: на 54,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

В Тогучинском районе сопровождением семей и детей «группы риска» занимаются социальные педагоги и школьные психологи. За первое полугодие 2007 года проведено более 300 межведомственных патронажей. Снято с учета в связи с устойчивым улучшением положения четыре семьи. Улучшение наблюдается в 28 семьях, с которыми ведется работа в рамках программы. Соотношение детей-сирот, находящихся в семьях и детских домах, составляет 34% и 66% соответственно. Это объясняется тем, что на территории района действуют два крупных детских дома, дети в которые поступают со всей Новосибирской области. Снижение количества лишений родительских прав пока не отмечается, но имеется тенденция снижения количества детей, определяемых в детские дома. Явно выражено снижение показателей детской и подростковой преступности.

Для поддержки методики работы на трех экспериментальных площадках были выделены дополнительные средства из областного бюджета в рамках реализации областной целевой программы «Дети Новосибирской области».

На межрегиональном совещании в Москве знаком «Крепкая семья» и благодарственной грамотой были награждены люди, которые смогли сохранить свои лучшие качества в трудных жизненных ситуациях.

Правительство нашей страны выдвигает проблему детской преступности на передний план, пытается решать ее, но как мы видим, число несовершеннолетних преступников только растет. Мое мнение, что нужно укреплять значимость социальных служб, которые должны вести проверку за неблагополучными семьями, милиция должна «отлавливать» беспризорников, которые по причине не получения должного внимания, уже стоят на пути к преступлению. Но все же, если родители не смогут уследить за своим ребенком, то ни какая социальная служба, ни учительница, ни милиционер, никто не сделает это должным образом.

Дополнительные сложности воспитания в таких семьях обычно связаны не столько с самой неполнотой, хотя с нее все и начинается, сколько с характером внутрисемейных взаимоотношений, складывающихся после рождения ребенка. По оценкам многих специалистов, распространенными негативными последствиями разрушений супружеской и родительской семьи является снижение трудовой активности, высокая вероятность стрессов, запоев, психических расстройств. Дети становятся предметом конфликтов между разведенными супругами. Часто такие конфликты продолжаются долгие годы.

Взросление ребенка происходит здесь в обстановке открытой неприязни и вражды между бывшими супругами, в противоборстве между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством. Контингент родителей, воспитывающих своих детей в условиях неполной семьи, во многих регионах в силу своего тяжелого материального положения подчас представляет наиболее бесправный слой рабочего класса, труд которых используется постоянно с нарушениями всех требований трудового законодательства, без какой-либо заботы и внимания к их детям.

Преступление подростка не является каким-то непознаваемым и неуправляемым процессом, скрытым в биологических глубинах личности; напротив, в подавляющем большинстве случаев - это результат неправильного воспитания, усугубленного безразличием, а иногда и недобросовестностью отдельных лиц, которым в силу их общественного или служебного положения надлежит заниматься социальным воспитанием детей. В той же степени сказанное относится и к родителям.

К величайшему сожалению - некоторые подростки, пусть и немногие, отклоняются от правильного пути, становятся правонарушителями.

Процесс превращения подростка в преступника - вполне доступен изучению, контролю и регулированию, и только от добросовестности и энтузиазма всех взрослых, окружающих детей, зависит их правильное человеческое воспитание, а в отношении оступившихся - своевременное и окончательное исправление. Тогда не станет чекановых и малаховых, бычковых и поляковых. Не будет рубановых, семиных - их остановят раньше, чем они обагрят руки кровью. Не будет - если каждый взрослый, оказавшийся рядом с заблудшим ребенком, отнесется к нему как к своей собственной тяжкой беде, если будет ощущать свою ответственность перед ним и перед всем обществом за то, чтобы вывести подростка на свет.

«Пути решения проблемы подростковой преступности» сообщение кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам о том, как бороться с этой бедой.

«Пути решения подростковой преступности» доклад

Понятие подростковая преступность подразумевает под собой 2 термина — «несовершеннолетний преступник» и «преступность». Еще Сократ больше 2000 лет тому назад задумался над тем, почему человек поступает плохо. А известный психолог Зигмунд Фрейд определил ее как дефектное развитие личности.

Как бы то ни было, но преступность является отрицательным социально-правовым явлением, которое существует в обществе и имеет свои закономерности, качественные и количественные характеристики. На сегодняшний день остро стоит проблема подростковой преступности, так как она приняла угрожающие размеры.

Причины совершения преступлений несовершеннолетних:

  1. Негативное влияние семьи.
  2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении.
  3. Подростковое пьянство.
  4. Материальные трудности.
  5. Безнаказанность.
  6. Неблагополучная обстановка в семье.
  7. Отрицательное влияние Интернета.

Среди этих причин самой распространенной является влияние ближайшего окружения. Социализация личности играет важную роль в жизни подростка и оказывает на него как отрицательное, так и положительное влияние.

Как снизить подростковую преступность?

Выделяют следующие пути преодоления преступности у подростков:

  • Обсуждение законов в семье.
  • Разъяснение статей закона специалистами.
  • Факультативы, спецкурсы по правовой тематике.
  • Издание специальной литературы

Основной и первоначальный акцент следует сделать на индивидуальном подходе к личности подростка. Очень важно родителям проводить профилактические беседы с детьми. Ведь все начинается с семьи, в ней формируется личность подростка.

Принципы работы родителей с детьми касательно того как бороться с подростковой преступностью:

  1. Принцип ориентирования на позитив — стимулировать саморазвитие и самопознание, включение в деятельность.
  2. Принцип адекватности социального воспитания – привлечение ребенка к творческой деятельности.
  3. Принцип индивидуального воспитания – нужно не критиковать, а поддерживать. Стремиться заинтересовать ребенка к качественным изменениям в себе.
  4. Принцип социального закаливания – ребенок должен уметь высказывать свою точку зрения. Родители должны научить его преодолевать трудности, а не падать духом в затруднительной ситуации. Необходимо донести, что выход есть всегда.
  5. Принцип педагогического оптимизма — родитель должен быть заинтересованным в судьбе подростка, создавать дома ситуацию успеха и развития его в то, что он может много сделать.

Известный педагог А. С. Макаренко утверждал, что главное оружие в борьбе с преступностью подростков – это любовь и внимание родителей. Благодаря этому они не подвергаются постороннему влиянию и не испытывают случайные влечения. Но важно не переусердствовать с опекой.

В 2009 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на территории Житковичского района наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием.


За 1-ое полугодие 2009 года несовершеннолетними на территории района совершено 19 преступлений (за 1-ое полугодие 2008 год — 10 преступлений). Все преступления зарегистрированы по линии уголовного розыска. Из 19 преступлений 15 совершено в г. Житковичи, 4 - на территории Житковичского района. В совершении преступлений принимали участие 20 подростков (в 1-ом полугодии 2008 года - 14 подростков).


Характеристика преступлений, совершенных несоврешеннолтеинми на территории Житковичского района (по видам преступлений):


*грабеж (ст. 206 УК РБ) — 0 (в 1-ом п/г 2008 года - 2);


*кража (ст. 205 УК РБ) - 11 (в 1-ом п/г 2008 года - 7);


*хулиганство (ст. 339 УК РБ) - 7 (в 1-ом п/г 2008 года - 1;


*менее тяжкие телесные повреждения (149 УК РБ - 1 (в 1-ом п/г 2008 года - 0).


Из общего количества совершенных несовершеннолетними преступлений 14 совершены в группах (в 1-ом п/г 2008 года - 4), в том числе 6 - в группах со взрослыми. В 1-ом полугодии 2009 года 5 преступлений совершено несовершеннолетними, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. В 1-ом полугодии 2009 года несовершеннолетние Кардаш И.Г. и Рогалевич А.И. вместе совершили 6 преступлений, а несовершеннолетний Хамицевич А.А. совершил два преступления. В 2009 году произошел рост преступлений с участием несовершеннолетних, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности и не состоявших на учете.


Анализ совершенных преступлений показывает, что среди преступлений, совершенных несовершеннолетними, преобладают корыстные преступления - более 57 процентов, и хулиганства - более 36 процентов от общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними.


Предметами преступного посягательства при совершении несовершеннолетними преступлений против собственности выступали: автомобиль, запчасти к транспортным средствам, деньги, продукты питания, сотовые телефоны. В 1-м полугодии 2009 года несовершеннолетними совершались кражи: из транспортных средств, расположенных на неохраняемых автостоянках, из торговых объектов, на рынке, в кинотеатре, из комнаты общежития училища и из гаража.


Росту преступности несовершеннолетних в большой степени способствует неорганизованность досуга молодежи. В результате создается почва для злоупотребления спиртными напитками, бессодержательного времяпрепровождения, бесконтрольности поведения, формирования групп, склонных к совершению преступлений. Так, 6 преступлений или 31,6 процента несовершеннолетними совершено в выходные дни.


Несомненную пользу приносит вовлечение несовершеннолетних, в том числе «трудных» подростков, в деятельность молодежных общественных формирований, закрепление за ними общественных воспитателей. В то же время возникла необходимость более пристально обращать внимание на поведение подростков во внеучебное время, делая акцент на проведение индивидуальной работы. К примеру, несовершеннолетний Кардаш И.А., учащийся СОШ №1 г. Житковичи, член ОО «БРСМ» в группе с другими подростками совершил 6 краж. На протяжении длительного времени, в период совершения краж с декабря 2008 года по февраль 2009 года, несовершеннолетний Кардаш И.А. не попадал в поле зрения как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, так и общественного объединения. Это результат того, что соответствующая профилактическая работа с ним не проводилась.


Среди выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, 52,6 процента составили учащиеся общеобразовательных школ, 36,8 процента - учащиеся ГПТУ-182 г. Житковичи. В целом в характеристике несовершеннолетних правонарушителей просматривается их отставание по уровню образования от сверстников. Самая криминальная категория - лица школьного возраста с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием социально значимых интересов. По-прежнему имеет место неэффективная воспитательная работа в отдельных учреждениях образования, слабый контроль за посещением занятий, преобладание массовых мероприятий воспитательного характера вместо организации индивидуальной работы с конкретными подростками, в результате создаются предпосылки для совершения преступлений. Наиболее неблагополучно обстановка в данном направлении складывается в УО «Житковичское ГПТУ-182 сельскохозяйственного производства» и СОШ №1 г. Житковичи. К примеру, несовершеннолетний Евтухович В.Ю., учащийся ГПТУ-182, в текущем году трижды рассматривался на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Без должного реагирования со стороны администрации училища и инспекции по делам несовершеннолетних остается поведение учащихся училища, находящихся на полном государственном обеспечении и получающих определенные денежные средства, часть из которых расходуется на приобретение спиртного. Так, учащийся ГПТУ-182 Плешенков Ю.В. на протяжении длительного времени совершал преступления и правонарушения, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Лишь 30-го июня 2009 года по инициативе прокуратуры направлено в суд заявление об ограничении в дееспособности несовершеннолетнего Плешенкова Ю.В.


Просчеты в организации профилактической работы с подростками имели место в Юркевичской базовой школе, средней школе пос. Хвоенск, учащиеся которых в 1-м полугодии текущего года совершили преступления.


В 1-м полугодии 2009 года 27,8 процента несовершеннолетних, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. Воспитание ребенка в неполной семье само по себе не является криминогенным фактором, но содержит элементы риска. Нарушение структуры семьи довольно часто влечет за собой нарушение ее воспитательной функции. О существующей проблеме воспитания подростка в семье, где отсутствует надлежащий родительский контроль, свидетельствует тот факт, что в настоящее время в районе имеется 46 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 107 детей. Судом в 1-м полугодии 2009 года рассмотрено 16 гражданских дел о лишении родительских прав (за аналогичный период 2008 года - 8).


Анализ сложившегося положения показывает, что одними из причин преступности и совершения иных противоправных действий несовершеннолетней молодежи, наряду с объективными социально-экономическими факторами и недостатками в семейном воспитании, нежелании многих подростков учиться и работать, являются недостатки в деятельности заинтересованных государственных органов, учреждений и организаций, которые беспрекословно должны выполнять требования действующего законодательства о несовершеннолетних - Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», других основополагающих нормативных актов.


Таким образом, на основании изложенного, можно сделать следующие выводы:


В структуре преступности несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (кражи) и хулиганства;


Каждое 6-е преступление подростками совершалось в состоянии алкогольного опьянения;


Больше половины несовершеннолетних, совершивших преступления, это подростки в возрасте от 14-ти до 16-ти лет;


По роду занятий среди выявленных подростков-правонарушителей большинство составляют учащиеся общеобразовательных школ и училища;



Практически каждый 3-й несовершеннолетний, совершивший преступления, воспитывается в неполной семье, каждый 5-й несовершеннолетний - ранее совершал преступления. Путями решения вышеуказанных проблем могут быть:


Активизация деятельности всех существующих субъектов профилактики (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций и общественный объединений) путём определения для каждого комплекса мер профилактического характера, которые они обязаны реализовывать на постоянной основе с учётом их функциональных полномочий;


Обеспечение контролируемого и согласованного взаимодействия всех субъектов, вовлечённых в проведение профилактических мероприятий;


Повышение уровня координации при осуществлении профилактических мероприятий с учётом их нацеленности на достижение конкретных результатов в сфере поддержания и укрепления правопорядка, предупреждения правонарушений, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в районе;


Повышение внимания к вопросам исполнения законов о ранней профилактике семейного неблагополучия и преступности, особенно групповой и рецидивной преступности, пьянства, наркомании и токсикомании подростков и их родителей;


Обращение особого внимания на оказание должной социальной помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагополучных жизненных ситуациях, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


В. ЧУГУНОВ, и.о. прокурора Житковичского района, юрист 1-го класса.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ " ").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера ", – заявила Ольга Костина , заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики ", – считает Олег Зыков , директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили , к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое ".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать , – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак . – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели ".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения , являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями ", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков .

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует , – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович . – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще ".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " " создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак , член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны ". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ " "). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы ", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов . И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами ", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена , председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена . Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа ().

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен ".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин )придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности."Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания " – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности в целом, требует учёта той конкретной ситуации — политическойи социально-экономической, на фоне которого формируются и развиваются криминогенные процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время социально-экономический фон оказывает явно негативное воздействие на молодёжную, в том числе подростковую, среду.

В понятии «подростковая преступность» скрыты два термина: «преступность» и «несовершеннолетний преступник». Определений преступности бесчисленное множество. Более двух тысяч лет назад Сократ, обращаясь к своим слушателям, говорил: «Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо». В 30-е гг. XIX в. известный бельгийский учёный Адольф Жак Кетле считал, что к преступности надо относиться как к социальному злу. Известный австрийский психолог Фрейд рассматривал претупность как результат дефективного развития личности. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного «организма». Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называ¬ют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершённых в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако она имеет свои закономерности существования, внутренне противоречивые, связанные с другими социальными явлениями, которые часто ими определяются.

Преступность есть отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущее негативные для общества и людей последствия и требующее специфических госу-дарственных и общественных мерконтроля за ней. Обязательное условие привлечения лица к уголовной ответственности — достижение им определённого возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабёж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.

Несовершеннолетние в возрасте 14—16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.

Причины преступлений несовершеннолетних. В повседневной жизни возникает множество криминогенных ситуаций. Они связаны с преступлениями некорыстными, корыстными, против чести и достоинства, против здоровья и жизни. Повседневная жизнь богата различными

эксцессами, на которые косвенно влияет наша рассеянность, непредусмотрительность и легкомыслие. Порой насилие, даже немотивируемое, провоцируется подростками, которые хотят испытать себя и своих приятелей на степень жесто¬кости. Исчезло разделение между несовершеннолетними преступниками из богатых и бедных семей.

1. Отрицательное влияние семьи. Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в переходе на преступный путь конкретных подростков. В большинстве случаев преступлений, совершённых несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т. д.). Низкая культура в таких семьях во многом обусловливает противоправное поведение самих родителей или неправильное воспитание ими своих детей.

2. Отрицательное влияние в ближайшем окружении: бытовом, учебном, производственном и т. д. Эта причина особенно значима в связи со стремлением несовершеннолетних включиться в группу для совместного времяпрепровождения. Дорожа пребыванием в такой группе, они стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими внешне и в поведении. Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц и хулиганов, отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий определённого вида, а также действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.

3. Подстрекательство со стороны взрослых преступников.

4. Длительное отсутствие определённых занятий у несовершеннолетних, оставивших учёбу.

5. Пьянство среди подростков.

6. Ответственность за преступления несовершеннолетних.

По каким причинам подростки совершают пресступления?

1. Отрицательное влияние семьи и воспитателей-родителей — 23 %.

2. Материальные трудности — 18 %.

3. Неблагополучная обстановка в семье — 16%

4. Безнаказанность — 15 %.

5. Отрицательное влияние ближайшего окружения - 25 %.

6. Отрицательное влияние Интернета — 3 %.

Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием ближайшего окружения. Это ещё раз доказывает, что социализация личности в подростковом возрасте не завершена и влияние окружения, как положительное, так и отрицательное, слишком велико. Ответы подростков подтверждают, что в наше время снижается роль семьи в формировании личности представителей подрастающего поколения.

Какие меры предупреждения необходимо использовать, чтобы уберечь подростков от преступления?

1.Разъяснение специалистами статей закона — 34 %.

2.Обсуждение закона в семье — 29 %.

3.Издание специальной литературы — 15 %.

Как вы считаете, нужно ли усиливать на¬казания для несовершеннолетних?

1.Усилить наказания — 87 %.

2. Оставить наказания такими, какие они существуют в данный момент — 13 %.

Из этого следует, что подростки не остаются равнодушными к вопросу о наказании несовершеннолетних.

Таким образом, подростковая преступность требует всестороннего и глубокого изучения. Первоначальный и основной акцент при работе с несовершеннолетними необходимо делать на индивидуальном подходе, который позволяет учесть личностные особенности подростка. Предупреждение противоправного поведения несовершеннолетних лежит в основе ранней профилактики в работе с родителями и детьми.

Направления работы по преодолению сопротивления воспитанию:

1. Ориентация на позитив в ребёнке, стимулирование самопознания и саморазвития, включение в деятельность, создание противовеса негативу.

2. Принцип социальной адекватности воспитания: знание особенностей окружения, окультирование ребенка, привлечение его к творческой деятельности.

3. Индивидуализация воспитания: не критика, а поддержка ребенка, сравнение его с другими, а самим собой, стремление сделать его активным участником своего изменения.

4. Принцип социального закаливания: предоставление ребенку возможности высказывать СВОЮ точку зрения и обуче¬ние его способом преодолевания трудностей.

5. Педагогический оптимизм, заинтересованность в судьбе подростка, социальный аванс, создание ситуации успеха, развитие веры и го, что он многое сможет сделать.

6. Ориентация самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, самореализацию.

Для того чтобы положительные интересы превратились в соответствующие поступки, детям нужна помощь и поддержка учителя. Много кратные порицания, выговоры, различного рода наказания не воспринимаются такими учениками. Они болезненно реагируют на действия педагогов, унижающих или выставляющих их в неприглядном свете, доказывающих их несостоятельность. Протест таящихся проявляется в виде грубых нарушений дисциплины и порядка. Сопротивление агрессия — это не злодейство, а способ утверждения, чем-то другим они не овладели.

Исследования показали, что несовершеннолетние не имеют жизненно важных целей.

Их потребности ограничиваются текущими делами или развлечениями. Поэтому подростку следует помочь в постановке задачи саморазвития: научить его планировать, представлять будущие действия, их результаты, уметь предвидеть последствия правонарушения, осуществлять самоконтроль и самовоспитание.

Необходимо стимулировать становление самооценки. В подростковом возрасте она может колебаться от очень завышенной с: самой низкой. Во многом ока зависит от оценки личности родителями, учителями, референтной группой. Для личностного самопределения важна ориентация на положительные стороны своего «я». Деструктивная критика «борцов с недостатками» способна развить в каждом ребёнке неадекватную, за-ниженную самооценку, убеждение, что он — «никто» и «ничто».

Самооценка влияет на самоконтроль и саморегуляцию поведения. Подростку, имеющему низкую самооценку, трудно общаться с другими людьми, так как он принижает свою личность. Чтобы повысить самооценку, он ча¬сто унижает других. Такой подросток зависим от сверстников, лидеров, внушаем. Увеличивается вероятность немотивированных правонарушений: «Мне сказали...», «Все пошли, и я пошёл».

Заниженная самооценка — это красным семафор для будущей успешности в общении с другими людьми, в жизни и труде. Установлено, что каждый третий правонарушитель;; воспитывался в семье, в которой он постоянно сталкивался с резко отрицательным поведением родителей: систематическими пьянками, скандалами, развратом, жестокостью, преступлениями.

В неблагополучной семье у детей не реализуется самая важная потребность — психологическая потребность во внимании и любви со стороны родителей. А. С. Макаренко говорил, что у таких ребят в глазах отсутствует радость завтрашнего дня. Поэтому они стремятся к общению со сверстниками вне семьи. Здесь они находят и понимание, и внимание и признание. Здесь никто их не ругает за неуспеваемость и проступки. Напротив, их ободряют и поддерживают. Группе, как установлено, присуще гораздо более отрицательное; отношение к моральным и правовым нормам общества, чем каждому из её членов в отдельности. Члены таких групп пьянству г употребляют наркотики, сквернословят, совершают мелкие кражи, правонарушение Итак, 1/3 правонарушителей, наиболее ярко;: сопротивляющихся воспитанию, выходят из неблагополучных семей.

Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но без разумного контроля подросток может испытывать случайные влечения и подвергаться посторонним влияниям. Многие правонарушения - следствие безнадзорности подростков, отсутствие надлежащего контроля в семье.

Современные дети не такие, какими были мы. Сопротивление воспитанию будет нарастать. Причины этому — глобализация, расширение сфер деятельности, информационные потоки. Рождаются другие дети, которые не терпят насилия. Мы обучили их правам, они Хорошо владеют, в отличие от многих взрослых, инструментариями информационно-компьютерной цивилизации, имеют высокий творческий потенциал.

Помните, что работа с трудным ребёнком - это работа с его душой!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация