Целями административного взыскания являются. Понятие и виды административных взысканий. Наказание за несколько совершенных правонарушений

Главная / Авто

И виды административных взысканий.

  • Особенности отдельных видов взысканий.
  • Порядок и сроки наложения отдельных взысканий.
  • Понятие и виды административных взысканий.

    Административное взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.

    Целями применения административных взысканий являются:

    1. Воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
    2. Предупреждение совершения данным лицом новых аналогичных или подобных правонарушений;
    3. в отношении иных физических и юридических лиц.

    Административные взыскания применяются для того, что бы способствовать восстановлению справедливости. Административное взыскание является основанием для принятия решения о возмещении физическим или юридическим лицом вреда, причиненного им совершением правонарушения, в порядке гражданско-правовой или материальной ответственности.

    Иск гражданского характера о возмещении ущерба при рассмотрении административного дела в суде может быть подан и рассмотрен непосредственно в том же судебном заседании, сразу после вынесения постановления о наложении административного взыскания. В том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не в судебной инстанции, то потерпевшая сторона направляет в суд свой гражданский иск, приложив к нему копию постановления о наложении административного взыскания.

    Кодекс об административный правонарушениях предусматривает 9 видов административных взысканий, содержание и условия применение которых закреплены в 6 главе КоАП. Все приведенные в законе административные взыскания можно разделить на 3 группы:

      Взыскания, которые являются только основными:

      1. Предупреждения (ст.6.4);
      2. (ст.6.5);
      3. Исправительные работы (ст.6.6);
      4. (ст.6.7);
    1. Взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными:

      1. Лишение специального (ст.6.8);
      2. Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9);
      3. Депортация (ст.6.11);
    2. Взыскания, которые являются только дополнительными:

      1. Конфискация (ст.6.10);
      2. Взыскание стоимости предмета правонарушения (ст.6.12).

    Подобное распределение взысканий на группы необходимо для правильного применения взысканий, учитывая возможность или невозможность их сочетания.

    В соответствии с законом только в судебном порядке применяются следующие виды взысканий:

    1. Исправительные работы.
    2. Административный арест.
    3. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
    4. Конфискация.
    5. Взыскание стоимости предмета правонарушения.

    Особенности отдельных видов взыскания.

    Предупреждение – это самый мягкий вид административного взыскания морального характера, который свидетельствует о негативной оценки обществом поведения виновного лица. Данное взыскание предназначено для предостережения правонарушителя от совершения им новых правонарушений. Предупреждение, не смотря на свой моральный характер, в равной степени с иными взысканиями образует у виновного лица состояние административной наказанности, продолжительностью в один год, с момента применения взыскания.

    Штраф является денежным взысканием карательного характера, которое не следует смешивать с возмещением причиненного вреда (как конпенсационной меры). Штраф взимается за сам факт совершения противоправного деяния и поступает в доход государства. Штрафы исчисляются в 2 видах:

    1. В базовых величинах, установленных государством, на момент вынесения постановления о наложения взыскания;
    2. В процентном или кратном отношении к размеру причиненного ущерба, величине незаконной сделки или сумме незаконно полученного дохода.
      Минимальное Максимальное
      Физические лица 0,1 50 БВ
      Индивидуальные предприниматели 2 200 БВ
      Юридические лица 10 1000 БВ

      Указанные в таблице минимальные и максимальные для различных категорий лиц соответствует правонарушениям общего характера. Однако, за ряд правонарушений экономического характера, возможно повышение максимального размера штрафа для физических лиц до 200 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей до 1000 БВ.

    Для юридических лиц применяется кратный (процентный) порядок исчисления штрафа в общем случае равный двукратному превышению, причиненного вреда, суммы сделки или незаконного дохода, а в отдельных случаях экономического характера, верхний предел повышается до петикратной величины.

    Исправительные работы. В настоящее время данный вид взыскания отсутствует в санкциях какой либо статьи особенной части кодекса, и применяется только в тех случаях, когда изначально возбужденное уголовное дело было прекращено, а виновное лицо привлекается в порядке административной ответственности.

    Административный арест – это самый жесткий вид административного взыскания, которое заключается во временной изоляции виновного лица от общества в местах, предусмотренных ОВД в срок до 15 суток. Данный вид взыскания должен применяться в тех случаях, когда иные взыскания являются не эффективными и рассматриваются как исключительная мера административного воздействия.

    Лишение специального права. Данное взыскание применяется при грубом нарушении виновным лицом ранее предоставленных ему государством специальных прав, что причиняет вред как отдельным личностям, так и государства в целом. Под специальными правами обычно понимают:

    1. управлять транспортным средством.
    2. Право владеть и распоряжаться огнестрельным и холодным оружием (охотничьим гладкоствольным, газовым, спортивным, табельным, наградным оружием).

    В отношении лишения водительских прав исключение составляют инвалиды, которым предоставлено транспортное средство в виду их инвалидности. Исключения составляют управление инвалидом автомобиля в нетрезвом состоянии.

    Лишение права заниматься определенной деятельностью. Заключается в невозможности оставить за физическим или юридическим лицом права заниматься деятельностью, которое лицензируется государством (медицинское, финансовое, образовательное, юридическое, отдельные виды предпринимательства).

    В РФ существует сходный вид взыскания, называемый дисквалификация. Он предназначен для должностных лиц, которые за совершенное правонарушение лишаются права осуществлять свои должностные полномочия (кадрового порядка, право подписи и т.д.).

    Депортация. Взыскание заключается в выдворении виновного лица с территории РБ за правонарушения, совершенные на её территории, в период своего постоянного или временного пребывания. Данное взыскание применяются только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Депортацию как административное взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения. В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).

    Понятие и виды административных взысканий, как правило, выражаются в материальном или моральном воздействии на правонарушителя. Некоторые наказания сочетают в себе и временное ограничение прав, и материальное воздействие, и осуждение. Законодательством установлены определенные виды административных взысканий:

    • конфискация денежных средств, приобретенных вследствие совершения правонарушения;
    • исправительные работы;
    • лишение специальных прав (на охоту или управление автомобилем);
    • общественные работы;
    • штраф;
    • административный арест;
    • платное изъятие предметов, ставших объектом правонарушения;
    • предупреждение.

    Система и виды административных наказаний: конфискация

    Конфискация предмета, который является непосредственным объектом или орудием совершения правонарушения, состоит в безвозмездном принудительном обращении данного предмета по решению суда в государственную собственность. Конфискованы могут быть лишь те предметы, которые находятся в частной собственности правонарушителей. Состоит возмездное изъятие в принудительном отборе по судебному решению с последующей реализацией для передачи вырученных средств бывшему собственнику.

    Штраф и предупреждение как виды административных взысканий

    Выносится предупреждение в письменном виде. В некоторых случаях, предусмотренных законом, оно может быть зафиксировано другими установленными способами. Штраф - это финансовое взыскание, которое налагается на должностных лиц и граждан за нарушение в размере, определенном законодательством.

    Виды административных взысканий: общественные и исправительные работы

    Заключаются общественные работы в выполнении лицом, совершившим правонарушение, бесплатных которых предопределены органами местного самоуправления. Назначены они могут быть в судебном порядке на период от 20 до 60 часов и отбываются не более 4 часов в день. Не назначаются общественные работы лицам, которые признаны инвалидами, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста. Применяются на период до двух месяцев с нахождением по месту постоянной работы лиц, совершивших нарушение, с вычетом 20% от их общего заработка. Назначаются исправительные работы судом.

    Виды административных взысканий: лишение специальных прав и арест

    Применяется лишение на право охоты на период до трех лет за систематическое или грубое нарушение установленных порядков использования данного права. Оно не может быть применено к гражданам, охота для которых является главным источником существования. на управление автомобилем используется на период до трех лет за повторное или грубое нарушение установленных порядков пользования либо на период до десяти лет за систематические нарушения. используется только в исключительных случаях за определенные на период до 15 суток. Данный тип взыскания назначается только судом и не может быть применен к инвалидам, лицам, не достигшим совершеннолетия, к женщинам, у которых есть дети в возрасте до 12 лет, беременным.

    Административное взыскание - это мера ответственности, при­меняемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

    Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принуди­тельной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

    Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреж­дение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения; конфиска­ция орудия совершения или предмета административного правонару­шения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3.3. КоАП РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административ­ные взыскания, перечисленные нами ранее - могут применяться толь­ко в качестве основных.

    За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо толь­ко основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.

    Предупреждение и административный штраф

    Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме - протоколом. Но есть случаи, предусмот­ренные законом, когда данный вид взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

    Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий - это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правона­рушений.

    В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены не­сколько вариантов исчисления величины штрафа:

    Во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);

    Во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административ­ного правонарушения на момент окончания или пресечения пра­вонарушения;

    В-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих упла­те на момент окончания или пресечения административного пра­вонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

    Возмездное изъятие орудия совершения или

    предмета административного правонарушения

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми нистративного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы быв­шему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

    Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огне­стрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.

    Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие - это мера административного взыска­ния за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

    Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правона­рушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъя­тие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

    Конфискация орудия совершения или предмета

    административного правонарушения

    Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном

    обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7. КоАП, конфискованы могут быть лишь пред­меты, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

    Однако за нарушение таможенных правил, предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собствен­ностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ч. 1 ст. 380 ТК РФ).

    Конфискация допускается только по судебному решению. Кон­фисковано может быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами администра­тивных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополни­тельной (например, к штрафу) мерой административного взыскания.

    Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяет­ся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Лишение специального права

    Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину, предполагает лишение права управлять транспортными сред­ствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематичес­кое нарушение порядка пользования этим правом.

    Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

    Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принад­лежащим ему транспортным средством.

    Однако и здесь законодатель делает исключение для определен­ной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8. КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими сред­ствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об оста­новке транспортного средства, оставления в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

    Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.

    Применение этого административного взыскания отнесено к пол­номочиям Государственной охотничьей инспекции.

    Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 ст. 3.8. КоАП).

    Административный арест

    Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции - до 30 суток.

    Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9. КоАП).

    Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально пред­назначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изо­лятор временного содержания или спецприемник) и используются на физических работах.

    Также законодатель в статье 3.9. КоАП определяет, что админист­ративный арест не может применяться: к беременным женщинам; жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп.

    Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

    Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в прину­дительном и контролируемом перемещении лиц через государствен­ную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации, - контролируемом самосто­ятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

    Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть подвергнуто административному выдворению за следующие право­нарушения:

    Если его действия противоречат интересам обеспечения государ­ственной безопасности или охраны общественного порядка;

    Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­селения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

    Если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации, таможенное, валютное или иное российское зако­нодательство.

    Дисквалификация

    Дисквалификация - это новый вид административного взыска­ния, который заключается в лишении физического лица права зани­мать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управле­нию юридическим лицом, а также осуществлять управление юридичес­ким лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

    Административное наказание в виде дисквалификации назначает­ся судьей. Данный вид административного наказания может быть при­менен только к лицам, осуществляющим организационно-распоряди­тельные функции в органе юридического лица, к членам совета дирек­торов, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в том числе, к арбитраж­ным управляющим.

    Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

    В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

    Предупреждение;
    административный штраф;
    возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
    конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;
    лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
    административный арест;
    административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    дисквалификация.

    Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.

    Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме. Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

    Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

    По отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;
    в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);
    в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;
    по отношению к должностному окладу.

    Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

    Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

    Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

    Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

    Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.

    Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

    Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

    Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

    Взыскание административных штрафов

    Административный штраф является одним из самых распространенных видов административного наказания, поскольку он, как мера административной ответственности, предусмотрен за большинство правонарушений.

    Административный штраф должен быть уплачен лицом не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки.

    Ответственность за неоплату штрафа в срок предусмотрена в ст. 20.25 КоАП РФ. Согласно ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок 60 дней влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы сроком до пятидесяти часов.

    В случае обнаружения неоплаты штрафа в срок, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении.

    Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В случае возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа, у суда есть 3 месяца на то, чтобы привлечь вас к административной ответственности.

    Получается, что 10 суток отводится на вступление постановления в силу (в случае если оно не обжаловано) + 60 дней на уплату штрафа = 70 дней. 70 дней + 3 месяца на привлечение по ст. 20.25 КоАП РФ = 160 дней. Итого, при неоплаченном штрафе событие правонарушения наступает на 71 день, т.е. привлечь за неуплату можно по истечении 70 дней, но не более 160 с момента вынесения постановления. По истечении 170 дней с момента вынесения постановления привлечь к ответственности за неуплату штрафа нельзя. Если последний день срока для оплаты или привлечения к ответственности выпадает на выходной или праздничный день, то срок переноситься на первый рабочий день. Поэтому в каждом конкретном случае пересчитывайте самостоятельно сроки привлечения к ответственности.

    У службы судебных приставов имеется механизм взаимодействия с другими государственными органами и службами, позволяющий эффективно использовать предусмотренные законодательством меры в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты административных штрафов.

    Отдел административного взыскания

    Попадая в отдел взыскания, договор заемщика закрепляется за офисной бригадой, в которую входят, как правило, два человека с большим опытом во взыскание или работой в силовых структурах. Срок, который договор будет находиться в отделе взыскания, обычно составляет 6 - 8 месяцев, но все зависит от банка.

    Отдел взыскания задолженности: принципы и методы работы

    Теперь вместо штрафов, согласно ст.330 ГК РФ, клиенту ежедневно будет начисляться неустойка. Это определенный банком процент от суммы заключительного требования.

    Первое что делает отдел взыскания - это направляет по адресу регистрации должника досудебную претензию, и определяет район его проживания, а также удаленность от головного офиса. Затем, работники начинают обзванивать все имеющиеся телефоны из анкетных данных, и из комментариев, оставленных, сотрудниками просрочки.

    Важно: если контакт с должником установлен, то сверяют анкетные данные, подводят сумму задолженности на день звонка, и приглашают в отдел взыскания.

    Если устанавливают связь с его родственниками, знакомыми, соседями, связными лицами или коллегами по работе, то их просят передать информацию, касающуюся долга.

    Если клиент пришел на переговоры, то ему предлагают несколько вариантов решения проблемы:

    Просят оплатить минимум 50% от суммы долга, остальную часть разбивают в график на несколько месяцев. При этом неустойку приостанавливают;
    просят оплатить 100% заключительного требования, и списывают всю начисленную ранее неустойку;
    если у должника задолженность только в одном банке, предлагают ему переаккредитоваться в другом. Либо, обратиться за помощью к родственникам или друзьям.

    Важно: к переаккредитации необходимо подходить очень осторожно, т.к. это чревато новой долговой ямой.

    Если заемщика все устраивает, он оплачивает задолженность и его договор направляется в архив. Далее, ему выдают справку о закрытие лицевого счета. Через полгода он снова сможет взять кредит в данном банке, если ему подходят условия.

    Важно: справка о закрытии счета, является юридическим документом и служит доказательством того, что у вас нет задолженности перед банком. Любая претензия со стороны кредитной организации, судом рассмотрена не будет.

    Если должник так и не смог найти деньги и оплатить кредит, то сценарий будет развиваться следующем образом:

    Все будет зависеть от суммы долга, от места его проживания (закрытый город, военная часть, глухая деревня, в данном случае договора просто продаются в коллекторское агентство) и расстояние от головного офиса.

    Если заемщик попадает под эти условия, то происходит развитие в следующих направлениях:

    Договор попадает в юридический отдел. Далее, на должника подают в суд;
    договор попадает в работу мобильных групп. Теперь к заемщику постоянно будут приезжать домой или на работу;
    договор попадает в отдел по борьбе с мошенническими действиями. Это случается редко, в основном, когда все документы заемщика фальшивые;
    договор переуступают или продают коллекторскому агентству. Это обычная практика, бояться ее не стоит.

    В зависимости от банка, отдела взыскания может не быть вообще, и после первой просрочки договора попадают в коллекторское агентство. Вариантов много. Все зависит от специализации банков, количества филиалов по РФ. Мы берем за пример банк, специализирующейся на потребительском кредитовании, экспресс-кредитах, кредитных картах.

    Взыскание административных штрафов судебными приставами

    Меры, которые может предпринимать судебный пристав, описаны в Федеральном законе "Об исполнительном производстве". Этих мер достаточно много, поэтому перечислю только некоторые, вызывающие наибольший интерес должников.

    Пристав может взыскать штраф с зарплаты должника. Если Вы работаете официально, то приставам не составит труда найти Вас и взыскать долг через банк или начальство. Также судебные приставы могут взыскать имущество человека, денежные средства и ценные бумаги. В том числе, пристав может выселить человека с жилой площади. Но, разумеется, это уже крайние меры, сумма долга и срок неуплаты в этом случае достигают больших значений.

    В сезон отпусков многие должники задумываются о том, а могут ли им запретить выезжать заграницу из-за долгов. На самом деле судебные приставы могут и это.

    Ограничение выезда за границу

    Судебный пристав вправе использовать такую меру наказания, как ограничение должника на выезд за границу. На самом деле, это очень эффективная мера. Согласитесь, человеку будет не очень приятно, если его развернут на таможне и оплаченный тур пропадет. В этом случае турфирма не вернет деньги за путевку, поскольку поездка сорвалась по вине туриста.

    Ранее в законе ничего не было сказано про сумму штрафа, после которой судебный пристав может наложить ограничение не выезд. И бывали случаи, что людей не выпускали из-за минимального штрафа в сто-триста рублей. Человек мог быть даже не в курсе, что за ним числится неуплата. А узнавал он эти неприятные новости только в аэропорту, понимая, что с отпуском можно попрощаться.

    Теперь же ситуация улучшилась. Согласно пункту 1 статьи 67 закона "Об исполнительном производстве":

    Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации:

    1. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

    Т.е. Вас могут не выпустить заграницу, только если сумма долга превышает 10 000 рублей. Если Ваши штрафы в сумме меньше, то можете спокойно ехать отдыхать.

    Теперь еще один важный вопрос. Через какое время после оплаты приставы снимают запрет на выезд заграницу? На самом деле позаботиться о своих долгах нужно минимум за месяц до поездки. Примерно такой срок требуется на отмену ограничений.

    Для верности после оплаты лучше посетить пристава и показать ему квитанции об оплате. Приставу нужно время, чтобы снять ограничение на выезд. Это не самая быстрая процедура. Но месяца должно хватить. Возможно, в будущем в аэропортах появятся терминалы, через которые можно будет оплатить долги и сразу отправиться отдыхать. Пока же таких устройств встречать не доводилось.

    Приостановление действия водительского удостоверения

    Кроме ограничения выезда за границу судебные приставы могут также приостановить действие водительского удостоверения. Данное наказание накладывается только при наличии задолженности, превышающей 10 000 рублей. При этом запрет на управление транспортными средствами действует до тех пор, пока водитель не погасит задолженность перед приставами.

    Теперь Вы знаете, как проверить свои долги у судебных приставов и как их оплатить. Советую Вам оплачивать свои штрафы вовремя и не доводить дело до взыскательных мер со стороны приставов. Тогда Вы и свои сбережения сохраните, и ничто не будет угрожать Вашему отпуску.

    Наложение административного взыскания

    Административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, налагается в пределах, установленных законом, в соответствии с данным кодексом. При назначении наказания за данные деяния учитываются обстоятельства, которые могут смягчать или отягчать ответственность, личность виновного и его материальное положение.

    При наличии исключительных обстоятельств с учетом имущественного положения обвиняемого и характером совершенного деяния суд может назначить взыскание в виде штрафа, сумма которого меньше минимально установленного законом размера.

    Если гражданин нарушил закон в области наркотических, психотропных или иных опасных веществ, суд может назначить ему принудительное медицинское обследование, профилактические мероприятия или лечение от зависимости.

    Один и тот же человек, юрлицо за совершение одного и того же правонарушения не могут быть наказаны дважды.

    Назначение административного взыскания не освобождает лицо от обязанности выполнить те действия, за несовершение которых ему было вменено соответствующее наказание.

    Смягчающие обстоятельства

    Мера административного взыскания, согласно законодательству РФ, должна быть избрана с учетом смягчающих обстоятельств, если таковые имели место быть в момент совершения правонарушения.

    К ослабляющим меру ответственности условиям относятся:

    Добровольное сообщение в органы власти о нарушении лицом, его совершившим;
    раскаяние правонарушителя;
    прекращение противоправных действий добровольно;
    содействие органам следствия в установлении обстоятельств, относящихся к соответствующему деянию;
    возмещение причиненного ущерба, устранение вреда правонарушителем добровольно или предотвращение им вредных последствий;
    состояние аффекта или тяжелых жизненных обстоятельств у обвиняемого;
    несовершеннолетие преступника;
    беременность правонарушительницы или наличие у нее малолетнего ребенка.

    Наложение административного взыскания может быть произведено с учетом и тех смягчающих обстоятельств, которые не указаны в КоАП РФ или законах субъектов, но таковыми признаны судьей, компетентным органом или должностным лицом в конкретном случае. А также в данном правовом источнике некоторые административные правонарушения предусматривают иные отдельные смягчающие ответственность обстоятельства.

    Отягчающие обстоятельства

    Наряду со смягчающими обстоятельствами, мера административного взыскания должна быть избрана и с учетом отягчающих ответственность условий при их наличии.

    К таковым относятся:

    Продолжение противоправных действий, невзирая на требования уполномоченных органов (лиц) прекратить их;
    вовлечение граждан, не достигших совершеннолетия, в осуществление преступлений.

    А также совершение административных правонарушений:

    Группой лиц;
    однородного плана повторно, в тот период, когда человек считается подвергнутым административному взысканию за первое аналогичное преступление;
    в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения либо отказ от прохождения медицинской экспертизы на наличие данного факта;
    в период стихийного бедствия или чрезвычайных ситуаций.

    Судья, должностное лицо или компетентный орган не вправе признать то или иное обстоятельство отягчающим, если оно предустановлено в качестве квалифицирующего признака правонарушения соответствующими правилами об административной ответственности.

    Срок давности административных правонарушений

    В КоАП РФ в статьях 4.5, 4.6 и 4.8 указаны сроки административного взыскания и давность привлечения к такому виду ответственности. В соответствии с этими статьями, в ряде совершенных правонарушений постановление по их делу не может быть вынесено по прошествии 2-х месяцев со дня совершения данного злодеяния, если же данное дело рассматривается судьей, то по истечении 3-х месяцев.

    К таким проступкам относятся нарушение законодательства, касающегося:

    Экспортного контроля, внутренних вод, континентального шлейфа, территориального моря, исключительной экономической зоны РФ, картографии и геодезии, названий географических объектов;
    защиты окружающей среды, энергосбережения, охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
    защиты несовершеннолетних от информации, которая причиняет им вред;
    налогов и сборов;
    безопасности дорожного движения (статей 12.8, 12.24, 12.26, 12.27 (ч.3) и 12.30 (ч.2));
    авторских прав, товарных знаков, защиты прав потребителей;
    использования атомной энергии, электроэнергетики;
    деятельности кредитных организаций, микрофинансовых предприятий, ломбардов, рынка ценных бумаг, страхования, клиринговой деятельности, торгов, инвестиционных и пенсионных негосударственных фондов;
    рекламы;
    спорта (в части, которая касается требований к регламенту официальных спортивных мероприятий);
    референдумов, выборов, митингов, демонстраций и шествий;
    государственного регулирования тарифов и цен, в том числе коммунальных, естественных монополий;
    лотерей, азартных игр;
    долевого строительства домов (многоквартирных);
    сельскохозяйственных коопераций;
    деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных предприятий;
    финансирования терроризма;
    банкротства;
    исполнительного производства;
    пожарной и промышленной безопасности, охраны культурного наследия;
    сферы закупок, услуг и работ для гарантирования государственных и муниципальных потребностей (ст. 7.29-7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ), а также закупок, услуг и работ отдельными категориями юрлиц (ст. 7.32.3, 19.5 (ч 7.2), 19.7.2-1 КоАП РФ);
    производства этилового спирта и алкоголя;
    нарушений в области патентного, валютного, антимонопольного, трудового законодательства, правил нахождения в стране или проживания в ней иностранных граждан, законодательства в национальной платежной системе, о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком.

    Аналогичный срок давности применяется за непредоставление или несвоевременное предоставление в федеральный антимонопольный орган по его требованию сведений или же подача заведомо недостоверных данных.

    По некоторым правонарушениям законодатель предусматривает срок давности в один год. К таковым относятся нарушения таможенного или бюджетного законодательства. Срок давности два года предусмотрен за неисполнение законодательства о политических партиях (ст.5.64-5.68 КоАП). Три года - за нарушение законодательства о противодействии терроризму. Шесть лет - за неисполнение законодательства о препятствованию коррупции.

    В случае, когда за совершение преступления предусматривается административное наказание в форме дисквалификации, гражданин, нарушивший закон, может быть подвергнут наказанию не позже одного года с момента его совершения или со дня его обнаружения, если правонарушение длящееся.

    В ситуациях, когда нарушаются требования о борьбе с допингом или предотвращении его в спорте, в части применения запрещенной первоосновы и (или) запрещенного метода, срок давности начинает исчисляться с момента получения заключения от лаборатории, которая прошла аккредитацию Всемирного антидопингового агентства.

    Срок давности по антимонопольным нарушениям (ст. 14.9, 14.3114.31.1- .14.33) рассчитывается со дня вступления в силу постановления комиссии антимонопольной организации.

    А срок давности за преступления, которые совершены в Антарктике, начинается с того момента, как в соответствующий компетентный орган поступили материалы дела о данном правонарушении.

    Лицо, совершившее административные правонарушения, считается подвергнутым соответствующим санкциям со дня введения в законную силу решения о назначении наказания до окончания одного года со срока, предназначенного на исполнение административных взысканий.

    Виды административных взысканий

    Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка. Поэтому общей особенностью их является репрессивный, карательный характер. Обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока.

    Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.

    1. Предупреждение - взыскание морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Оно выносится в письменной форме или оформляется другим способом предусмотренным законодательством. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

    2. Штраф - самая распространенная мера в системе административных взысканий: является взысканием имущественного характера в денежной форме в доход государства. Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.

    Нормы административного права предусматривают штраф в двух формах: с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В подавляющем большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера базовой величины, а на должностных лиц - пятисоткратного размера базовой величины.

    Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0.1 базовой величины.

    3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

    Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. За нарушение таможенных правил, конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

    Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливается КоАП РБ и другим законодательством Республики Беларусь.

    5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий КоАП РБ называет два вида лишения специального права: управление транспортными средствами и охоты. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом на срок до пяти лет. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней.

    К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

    6. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается реализуемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена надень выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.

    7. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).

    Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.

    8. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом или народным судьей. Он не может применяться, как уже указывалось, к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

    Исполнение административного ареста законодательством отнесено к компетенции органов внутренних дел.

    Срок административного взыскания

    Эффективность деятельности исполнительной власти государственной администрации зависит и от последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа – установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

    Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР, Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению («поезд ушел»).

    Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение.

    Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные установленные правом сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

    Считая сроки, нужно знать:
    Р – размер срока;
    О – откуда считать;
    К – конечный момент срока;
    И – имеющиеся изъятия из срока.

    Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

    Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течении рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

    Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматривает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному месяцу.

    Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

    Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата «могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения» (курсив мой. – Д. Б.). В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

    В действующем законодательстве нет общих норм о сроке давности наложения административных взысканий на коллективных субъектов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

    В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

    Порядок административных взысканий

    Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

    При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

    Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

    Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
    предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
    совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

    Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок привлечения к административной ответственности;
    вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
    совершение административного правонарушения группой лиц;
    совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

    При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

    Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации и некоторых других по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

    Меры административного взыскания

    Под административным взысканием понимается наказание, применяемое в установленном порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя либо во временном лишении его специального права.

    В ст.3.2 КоАП РФ закреплены следующие административные взыскания:

    1) предупреждение;
    2) штраф;
    3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    5) административный арест;
    6) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
    7) дисквалификация;
    8) административное приостановление деятельности.

    Перечисленные административные взыскания применяются в целях:

    А) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
    б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
    в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст.1.2 КоАП РФ).

    Задачу предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения. Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав).

    Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (арест, лишение прав, исправительные работы). Закон подразделяет административные взыскания на основные и дополнительные. Конфискация предмета, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных. В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым.

    Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

    Штраф - есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством.

    В настоящее время, в связи с инфляционным процессом, санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов:

    1. В определенной сумме (до пятисот тысяч рублей и т.п.).
    2. Кратно минимальному размеру месячной оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения.
    3. Кратно месячному доходу. Например, за нарушение санитарного законодательства может быть наложен штраф на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода, на работающих граждан - не более суммы месячного дохода.
    4. В соотношении к должностному окладу.
    5. Кратно к стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере скрытого или заниженного дохода).

    Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях, в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности, законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты. Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

    Законодательством предусмотрены следующие варианты применения конфискации:

    1. В качестве основного административного взыскания (ст.3.3 КоАП).
    2. В качестве дополнительного к основным административным взысканиям:
    а) подлежащим обязательному применению;
    б) подлежащим применению по усмотрению органа (должностного лица), решающего дело;
    в) применяемым органом (должностным лицом) по своему усмотрению в виде альтернативы возмездному изъятию.

    В ст.3.7 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК). При этом, согласно ст.35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

    Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств), применяется на срок до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Срок лишения такого права не может быть менее пятнадцати дней, если иное не установлено законодательными актами.

    Лишение управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требований работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение действующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения. Данная мера не может быть применена к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Речь идет о лишении специальных предоставленных гражданину прав. Указанные правила не распространяются на права граждан, закрепленные в Конституции РФ.

    Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды первой и второй групп. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно. Законодатель использует административный арест только в альтернативных санкциях. За соответствующие деяния может быть наложен штраф или исправительные работы, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается административный арест.

    Административное выдворение за пределы РФ состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

    Исполнение административных взысканий

    Административные взыскания подлежат исполнению за исключением случаев:

    1) временного приостановления исполнения постановлений о наложении взысканий;
    2) прекращения исполнения соответствующих постановлений;
    3) нарушения установленных КоАП сроков давности.

    Законодательство допускает временное приостановление исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Постановление о наложении взысканий приостанавливается на 10-дневный срок в случае обжалования или опротестования прокурором. Процедура обжалования невозможна при наложении трех разновидностей административных взысканий - предупреждения, административного ареста и штрафа, взимаемого на месте совершения проступка. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановлений по всем восьми видам взысканий.

    Орган или должностное лицо, вынесшее постановление о наложении административных взысканий в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением его взимания на месте совершения проступка), вправе отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Орган (должностное лицо) по-своему усмотрению определяет основания отсрочки исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

    Прекращение исполнения постановлений о наложении административных взысканий возможно в случаях:

    1) издания Государственной Думой акта амнистии, устраняющего применение административного взыскания;
    2) отмены акта, устанавливающего административную ответственность;
    3) отмены постановления и прекращения дела в результате обжалования или опротестования;
    4) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление.

    Нарушение сроков давности исполнения постановлений об административных взысканиях означает, что, если постановление о наложении административных взысканий не было исполнено в течение трех месяцев со дня вынесения, оно не подлежит исполнению.

    Отсчет срока давности приостанавливается на время обжалования или опротестования постановления либо в случае его отсрочивания.

    Таким образом, КоАП предусматривает определенные процессуальные гарантии защиты законных прав и интересов граждан, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания.

    Можно выделить следующие основные принципы законодательного обеспечения таких гарантий:

    А) недопущение властного произвола при наложении административных взысканий. Постановления о наложении взысканий могут быть отменены еще до их исполнения в результате обжалования и опротестования. Процедура обжалования заключается в направлении жалобы традиционно вышестоящему должностному лицу или в суд, решение которого будет окончательным. В отличие от обжалования опротестование представляет собой прерогативу органов прокуратуры. Гражданин вправе инициировать процедуру опротестования, предъявив прокуратуре веские доводы о нарушении действующего законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев опротестование осуществляется прокуратурой самостоятельно без соответствующих обращений;
    б) обеспечение законных имущественных и неимущественных прав лиц, в отношении которых вынесено постановление о наложении административных взысканий. Цель законодательного регулирования - свести к минимуму возможность неоправданного причинения материального и морального вреда потерпевшему в случае отмены постановления с прекращением дела. При наступлении указанных последствий все имущественные и иные ограничения, связанные с ранее принятым постановлением, подлежат отмене. Возмездно изъятые и конфискованные предметы подлежат возврату в натуральном виде или в их стоимостном выражении. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного наложения административных взысканий в виде исправительных работ или административного ареста, возмещается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или муниципальных образований. Следует отметить явную некорректность ст. 1070 ГК, в которой упоминается о незаконном административном взыскании в виде ареста. Вполне понятно, что арест как санкция за преступление предусмотрен ст. 44 УК. КоАП же регламентирует наложение взысканий в виде административного ареста - таким образом, при возмещении вреда в случае незаконного административного ареста законодательством предусмотрена материальная форма возмещения. В качестве обеспечения имущественных гарантий лица следует расценивать и ст. 312 УК, предусматривающую уголовную ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации;
    в) совершенствование превентивной деятельности правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Нарушение сроков давности исполнения постановлений о наложении административных взысканий традиционно свидетельствует о неэффективной деятельности правоохранительных органов: постановление обращается к исполнению, но ввиду воздействия должностных лиц никаких мер к этому не принимается в установленный законом трехмесячный срок. Даже правомерное решение органов исполнительной и судебной власти и их должностных лиц о наложении административного взыскания не может быть осуществлено в результате пропуска срока давности, что негативно сказывается на обеспечении правоохранительной деятельности государства;
    г) соблюдение гуманных основ административного производства. Действующая Конституция РФ (ч. 2 ст. 54), так же как и КоАП (ст. 281), определяет обратную силу законов, отменяющих или смягчающих ответственность за правонарушения. Гуманные основы административного производства пробудут также при амнистировании правонарушителя, в случае продления срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении при пропуске его по уважительной причине, при выявлении обстоятельств, смягчающих ответственность за административные правонарушения.

    Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

    Применение административного взыскания преследует следующие цели:

    • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
    • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
    • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

    Административное взыскание не может иметь своей целью:

    Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

    За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

    • предупреждение;
    • штраф;
    • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
    • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
    • дисквалификация;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

    Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

    Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

    Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

    Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

    Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

    Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

    Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

    Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

    Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

    • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
    • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

    Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация