Трудовой кодекс рф отпускные. Выплата отпускных и заработной платы перед отпуском. Предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска

Главная / Авто
  • 6. Типы денежной системы. Особенности денежной системы рф.
  • Основные черты денежной системы рф:
  • 7. Сущность, формы проявления, причины инфляции. Особенности инфляции в рф.
  • 8. Понятие валютного курса, основные курсообразующие факторы. Виды режима валютного курса. Типы валютной конвертируемости.
  • 9. Ссудный капитал: сущность, особенности. Ссудный процент: сущность и факторы, определяющие его уровень.
  • 10. Кредит: необходимость, сущность, формы.
  • 11. Понятие, функции, структура рынка ссудного капитала.
  • 12. Понятие, типы, структура банковской системы. Формирование и развитие банковской системы России.
  • 13. Центральный банк: формы организации и функции.
  • 14. Понятие, цели и методы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики в России.
  • 15. Сущность, функции, типы коммерческих банков.
  • 16. Понятие, значение, характеристика видов активных операций коммерческих банков.
  • 17. Понятие, значение, характеристика видов пассивных операций коммерческих банков.
  • 1. Экономическая сущность и функции бюджета государства.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.
  • 4. Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.
  • 5. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Методы оказания финансовой помощи субъектам рф и муниципальным образованиям.
  • 6. Доходы бюджетной системы, их классификация.
  • 7. Целевые государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 8. Сущность финансов, их роль в распределении и перераспределении ввп. Финансовая система Российской Федерации.
  • 9. Сущность, функции и классификация страхования.
  • 10. Финансовая политика государства, её содержание и цели.
  • 11. Расходы бюджетной системы. Бюджетирование, ориентированное на результат.
  • 12. Государственный кредит и государственный долг.
  • 1. Сущность, функции и цели финансового менеджмента.
  • 2. Финансовые ресурсы и капитал организации. Основные задачи управления капиталом.
  • 3. Базовые концепции финансового менеджмента.
  • 4. Временная стоимость денег. Потоки платежей и методы их оценки.
  • 5. Классификация затрат. Эффект операционного рычага в управлении затратами и прибылью предприятия.
  • 6. Политика управления оборотным капиталом. Операционный и финансовый цикл организации.
  • 7. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Виды кредитной политики организации.
  • 8. Сущность и классификация денежных потоков организации.
  • 3. По направленности движения денежных средств:
  • 10. Диверсификация и риск в управлении портфелем ценных бумаг.
  • 11. Бюджетирование как вид финансового планирования.
  • 2Гр. Финансовые бюджеты
  • 12. Сущность и виды финансовых рисков. Методы их оценки.
  • 13. Структура и стоимость капитала организации. Средневзвешенная и предельная цена капитала.
  • 15. Эффект финансового рычага и заёмная политика организации.
  • 16. Система показателей оценки финансового состояния предприятия. Определение вероятности банкротства.
  • 17. Управление собственным капиталом. Факторные модели расчёта показателя рентабельности собственного капитала.
  • 18. Сущность и виды дивидендной политики организации. Факторы, определяющие её выбор.
  • 19. Сущность и содержание разделов инвестиционного проекта.
  • 20. Методы оценки эффективности инвестиционного проекта.
  • 1. Экономическая сущность налогов. Функции налогов и принципы налогообложения.
  • 2. Система налогов и сборов в рф и их классификация.
  • 1. В зависимости от порядка взимания налоги подразделяются на:
  • 2. В зависимости от уровня органов государственного управления, решающих вопросы налогообложения, налоги классифицируются на:
  • 3. Элементы налога и их характеристика
  • 4. Налоговые проверки: цель, виды, механизм проведения и оформления результатов.
  • 5. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
  • 6. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • 7. Характеристика элементов налога на прибыль организации.
  • 8. Характеристика элементов налога на доходы физических лиц.
  • 9. Характеристика системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 10. Упрощённая система налогообложения и условия перехода к ней организаций.
  • 2. Бюджетное планирование, его содержание и значение.

    Бюджетное планирование позволяет определить объём, источники и целенаправленное использование бюджетныхресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном и муниципальном.

    С помощью бюджетногопланирования определяется движениебюджетныхсредств в соответствии с целями и задачами, установленными в Бюджетном послании Президента РФ.

    Бюджетное планированиевключает:

    Определение общего объёма и источников поступления бюджетныхсредств на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

    Формирование расходов бюджетовна основе единой методики расчёта минимальнойбюджетнойобеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание гос-ных и муниципальных услуг;

    Установление направлений использования бюджетныхсредств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны.

    В ходе бюджетногопланирования распределяютсядоходыирасходымеждубюджетамиразных уровней на основе использования существующих форммежбюджетныхотношений; в целях достижения баланса в каждомбюджетеопределяются объём федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размерыбюджетныхрезервов; устанавливаются величина и источники покрытия дефицитабюджета; осуществляется разностороннийбюджетный контрольза процессами, протекающими в реальном секторе экономики и на финансовых рынках.

    Принципы бюджетного планирования:

    Регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

    Адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

    Непрерывность планирования годового бюджета;

    Стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

    Балансовый метод.

    Задачи бюджетного планирования:

    Установление общего объёма финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ.

    Организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов гос-ва, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

    Осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

    3. Бюджетный процесс, его содержание, этапы и его реформирование в Российской Федерации.

    Бюджетный процесс - в РФ - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

    Бюджетный процесс включает 4 стадии: составление проектов бюджетов, их рассмотрение, утверждение и исполнениебюджетов.

    Составление проекта бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

    Проект федерального бюджетасоставляется в несколько этапов:

    На 1-м этапе Минфин разраб. главные характеристики бюджета, распределяетрасходыбюджета, а также проектировки основныхдоходови расходовбюджетана среднесрочную перспективу.

    На 2-м этапе федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объёмы бюджетногофинансирования по получателямбюджет.Средств (до 15 июля).

    На 3-м этапе с 15 июля по 15 августа Правительство РФ должно утвердить проект закона о фед. бюджете для внесения в Госдуму не позднее 15 августа. Госдума рассматривает проект в четырех чтениях.

    В 1 чтении: устанавливаются параметры по доходам, общий объем расходов (30 дней).

    Во 2 чтении: Госдума утверждает расходы фед. бюджета по разделам функциональной классификации (15 дней).

    В 3 чтении: Госдума рассматривает расходы фед. бюджета по подразделам функциональной классификации, распределение средств Фонда федеральной поддержки субъектов РФ.(25 дней)

    В 4 чтении: проект принимается в целом. (15 дней)

    Принятый Госдумой Федеральный закон о фед. бюджете в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Госдумой и голосует в целом. В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

    4-м этап - Исполнение бюджета –это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

    Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

    Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

    "Экономический анализ: теория и практика", 2008, N 5

    Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процесса планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, большей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повышения достоверности плановых показателей (в целях налогового планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

    Бюджет - оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов - текущий (оперативный) и капитальный.

    Бюджетирование - процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

    Бюджетирование капитала - процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например , прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

    Бюджетный контроль - текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

    Смета - форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие "смета" является аналогом западного термина "бюджет".

    Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

    • данные бухгалтерской отчетности (формы N N 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
    • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
    • прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
    • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
    • утвержденная учетная политика.

    Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

    Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов:

    • материальных затрат;
    • потребления энергии;
    • фонда оплаты труда;
    • амортизационных отчислений;
    • прочих расходов;
    • погашения ссуд банков;
    • налогового бюджета.

    С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.

    Рассмотрим в общих чертах логику и смысловое содержание каждого из бюджетов.

    Бюджет продаж. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.

    Бюджет производства. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов расчета предыдущего бюджета и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:

    Qп = Впр + Ок - Он,

    где Qп - продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

    Впр - прогноз объема продаж;

    Ок - целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода;

    Он - остаток продукции на начало планируемого периода.

    Бюджет прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета об объемах производства, а также нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.

    Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета - рассчитать общие затраты на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве (в стоимостном выражении). Исходными данными блока являются результаты расчета об объемах производства в бюджете производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство той или иной продукции или ее компонента, а также тарифная ставка за час работы, можно рассчитать прямые затраты труда.

    Бюджет переменных накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, страховка, прочие общецеховые расходы и т.п.) в зависимости от принятого в компании базового показателя (объем производства, прямые затраты труда в часах и др.).

    Бюджет запасов сырья, готовой продукции. Исходными данными для расчета служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов (бюджет производства и бюджет прямых затрат сырья и материалов), данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также данные о себестоимости готовой продукции.

    Бюджет управленческих и коммерческих расходов. Здесь исчисляется прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

    Бюджет себестоимости реализованной продукции. Расчет ведется на основании данных предыдущих бюджетов с использованием алгоритмов, определяемых принятой методикой исчисления себестоимости.

    Формируемые в рамках каждого бюджета количественные оценки не только используются по своему предназначению как плановые и контрольные ориентиры, но и как исходные данные для построения финансового бюджета, под которым в данном случае понимается прогнозная финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

    Логика построения отдельных форм

    Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов. Величину налоговых и прочих обязательных платежей можно рассчитать по среднему проценту.

    Инвестиционный бюджет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Влияет на бюджет денежных средств прогнозный баланс.

    Бюджет движения денежных средств является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Он разрабатывается на предстоящий год с разбивкой по кварталам и месяцам. С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных операций предприятия. На основе бюджета движения денежных средств предприятие прогнозирует выполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

    Изменение денежных средств за период определяется денежными потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления от покупателей и заказчиков, прочие поступления и, с другой стороны, платежи поставщикам, работникам, бюджету, органам социального страхования и обеспечения и т.д. В целом между поступлениями денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существуют следующие зависимости:

    [Приток денежных средств = Выручка от продаж + Дебиторская задолженность на начало периода - Остатки дебиторской задолженности на конец планового периода].

    Для того чтобы установить сумму денежных поступлений, необходимо определить величину дебиторской задолженности по состоянию на конец прогнозируемого периода. Если ожидается, что в предстоящем периоде характер расчетов с покупателями не изменится, можно использовать средние остатки дебиторской задолженности в прогнозируемом периоде.

    Существует способ планирования денежных поступлений, основанный на составлении графика погашения задолженностей покупателей. Так, если по результатам анализа состава дебиторской задолженности и характера ее движения известно, что в среднем 40% задолженности погашается в квартале ее возникновения, 30% - в следующем квартале, 20% - в третьем квартале, а 10% обязательств остаются неоплаченными, можно составить график ожидаемых поступлений. Прогнозирование прочих поступлений, как правило, бывает затруднено вследствие их эпизодического характера (штрафы, пени, неустойки к получению и т.д.).

    К числу статей, по которым наблюдается наибольший отток денежных средств, относятся расчеты с поставщиками:

    [Отток денежных средств = Начальное сальдо + Увеличение кредиторской задолженности - Конечное сальдо].

    Увеличение кредиторской задолженности определяется объемом поступлений материальных ценностей, следовательно:

    [Увеличение кредиторской задолженности = Фактическая себестоимость материалов + НДС по приобретенным ценностям].

    Для определения необходимого объема закупок можно воспользоваться следующей зависимостью:

    [Поступление материальных ценностей = Потребление + Запасы на конец периода - Начальные запасы].

    Составление бюджета движения денежных средств позволяет определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия. В бюджет движения денежных средств на плановый период целесообразно включать следующие показатели, раскрывающие динамику высоколиквидных средств предприятия:

    • поступления средств на счет предприятия в текущем периоде за отгруженные товары и оказанные услуги в прошлом периоде;
    • поступления оплаты за отгруженные товары и оказанные услуги в текущем периоде;
    • динамику доходов от финансовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.);
    • расходование выручки от продаж по основным направлениям: закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия;
    • выплату процентов по кредитам;
    • выплату дивидендов;
    • инвестиционные расходы;
    • величину собственных оборотных средств предприятия (или величину их дефицита).

    Прогнозный баланс. Необходимо спрогнозировать остатки по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

    А = Сн + Од - Ок;

    П = Сн + Ок - Од,

    где А - расчетная величина активов (конечное сальдо);

    П - расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

    Сн - начальное сальдо (из отчетности);

    Ок - оборот по кредиту (прогнозная оценка);

    Од - оборот по дебету (прогнозная оценка).

    В частности, для любой статьи дебиторской задолженности оборот по дебету представляет собой прогнозную оценку продажи товаров по безналичному расчету с отсрочкой платежа; оборот по кредиту - прогноз поступлений от погашения дебиторской задолженности.

    Таким образом, в финансовой системе предприятия финансовые планы выступают в качестве путеводителя, который позволяет ориентироваться в его финансовых возможностях и выбрать наиболее эффективные с точки зрения конечных результатов действия. Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетного планирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы любого предприятия. Эта отчетность может использоваться для различных целей: как ориентир для контроля текущей деятельности, при прогнозировании степени удовлетворительности структуры баланса и т.п. При этом успешное выполнение оптимальных финансовых планов обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия, которое является залогом его эффективного функционирования.

    Н.В.Бекетов

    профессор,

    директор

    Института проблем

    прикладной экономики Севера

    Якутского государственного университета

    А.С.Денисова

    Научный сотрудник

    ФГНУ "Институт региональной

    экономики Севера"


    Введение

    1 Понятие бюджета и бюджетной политики

    Глава 2. Сущность бюджетного планирования

    1 Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования

    2 Принципы бюджетной системы РФ

    Глава 3. Бюджетное планирование и прогнозирование на современном этапе

    1 Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг

    Заключение


    Введение


    В условиях рыночной экономики, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет.

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    Исходя из вышесказанного, актуальность темы данного курсового проекта очевидна.

    Цель работы - изучение бюджетного планирования в РФ как составной части финансового планирования.

    В ходе достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:

    Дать понятие бюджета и бюджетной политики;

    Показать, что бюджет - часть финансового планирования в РФ;

    Определить методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования;

    Раскрыть принципы бюджетной системы РФ;

    Изучить бюджетное планирование и его стадии;

    Установить методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования;

    Дать основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

    Задачи курсовой работы обуславливают ее структуру. Она состоит из трех частей, введения и заключения.

    Теоретическая база исследования основана на трудах ведущих экономистов, юристов и специалистов в исследуемой области. Практическая база исследования основана на рассмотрении основные характеристик и норм федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

    В конце работы приводится список использованной литературы.


    Глава 1. Теоретическая сущность бюджетной политики РФ как основы бюджетного планирования


    1.1 Понятие бюджета и бюджетной политики


    Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

    Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

    Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

    С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

    Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

    Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

    Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

    первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Отсюда видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

    Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов входящих в бюджетную систему РФ. Основополагающие принципы бюджетного устройства закреплены Конституцией, специальным бюджетным законодательством и региональными соглашениями. Бюджетная система являет собой совокупность всех бюджетов РФ основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Бюджетное устройство признается важнейшим структурно-образующим элементом. государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания уровня социально- экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий (бюджетных ссуд). Это достигается в консолидированном бюджете.

    Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БКРФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

    Консолидированный бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В состав бюджета включаются доходы и расходы федерального бюджета РФ и местных бюджетов т.е. бюджетов республик в составе РФ, краевых, областных, окружных бюджетов автономных округов городских, районных бюджетов, бюджетов поселков и сельских населенных пунктов. В условиях централизованной экономики Министерство финансов составляло государственный бюджет, а после утверждения его правительством и Верховным Советом он приобретал силу закона. В госбюджете жестко регламентировались доходные и расходные источники всей бюджетной системы снизу доверху. В настоящее время, когда значительная часть прав делегируется центром нижестоящими звеньями, в т.ч. по большинству финансово-бюджетных вопросов, бюджет не утверждается в законодательном порядке, а лишь составляется в целях анализа бюджетной системы в целом. Каждый из бюджетов, входящих в состав бюджета консолидированного, разрабатывается и утверждается соответствующим органом государственной власти и по законодательству является самостоятельным. Анализ бюджета консолидированного позволяет характеризовать состояние различных звеньев бюджетной системы, следить за основными направлениями расходов.

    Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета Президентом РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов.


    1.2 Бюджет - часть финансового планирования в РФ


    Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

    Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общегосударственной программы социально-экономического развития страны. Основой бюджетного планирования является бюджетное прогнозирование, под которым понимается процесс составления прогнозов (предположений) о возможных состояниях бюджета в будущем. Бюджетное планирование базируется на бюджетном прогнозировании и показателях социально-экономического развития страны и ее территорий.

    Основные задачи бюджетного планирования:

    определение общего объема бюджетных ресурсов и их распределение по отдельным министерствам и ведомствам, конкретным бюджетополучателям;

    определение необходимых пропорций между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами;

    выявление финансовых резервов государства и муниципальных органов власти;

    расчет доходов и расходов бюджетов с разбивкой по статьям и временным периодам;

    обеспечение сбалансированности бюджетов или источников покрытия их дефицитов (определение направлений расходования профицитов);

    бюджетное регулирование;

    государственный финансовый контроль за ходом выполнения бюджета.

    Бюджетное планирование осуществляют соответствующие органы государственной власти и финансовые органы: Министерство финансов Российской Федерации, территориальные финансовые органы, налоговые органы, бюджетополучатели.


    Глава 2. Сущность бюджетного планирования в РФ


    2.1 Методы и нормы бюджетного планирования и прогнозирования


    Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства.

    Экономическая его сущность состоит в централизованном распределении и перераспределении ВВП и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального плана социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

    Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджета страны.

    Основы бюджетного планирования определяются конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и другими законодательными актами страны.

    Особое место в бюджетном планировании занимает перспективное финансовое планирование. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года на основе показателей бюджета. С перспективным финансовым планированием и сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

    Важнейшее условие успешного ведения хозяйства на любом уровне - это постоянное совершенствование методов его управления. В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т.е. на один год.

    Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного планирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложение по его укреплению.

    Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства и регионов.

    При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы:

    Метод экстраполяции - составление перспективы, исходя из практики предшествующих периодов. Однако данный метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

    Метод экспертных оценок - прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства. Основным недостатком является субъективизм.

    При прогнозировании проекта бюджета обычно используются два метода одновременно.

    Основными методами планирования бюджетных расходов являются:

    Программно-целевой - заключается в системном планировании предоставления бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждения и финансовые нормы.

    Нормативный - используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными и нормативными актами.

    Нормы могут быть:

    денежным выражением натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.),

    нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

    нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально - финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т, д.).

    Нормы могут быть обязательными (устанавливаются Правительством или территориальными органами власти) или факультaтивными (устанавливаются ведомствами).

    Бюджетные нормы могут быть пpocтыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

    На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:

    индивидуальными - составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;

    общими - составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;

    на централизованные мероприятия - разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т: д.);

    сводными - объединяют и индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.


    2.2 Принципы бюджетной политики РФ


    Согласно ст. 28 БК РФ перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации следующий:

    единства бюджетной системы Российской Федерации;

    разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    самостоятельности бюджетов;

    равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

    полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

    сбалансированности бюджета;

    результативности и эффективности использования бюджетных средств;

    общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

    прозрачности (открытости);

    достоверности бюджета;

    адресности и целевого характера бюджетных средств;

    подведомственности расходов бюджетов;

    единства кассы.

    Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

    Принцип самостоятельности бюджетов означает:

    Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

    Право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

    право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

    недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    Право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

    Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

    Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

    При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

    Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

    субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

    Отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

    Принцип прозрачности (открытости) означает:

    обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

    обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

    Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

    Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

    Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

    Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

    Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

    Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.


    3 Бюджетное планирование и его стадии


    Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

    Финансово-бюджетная политика - совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

    Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направления использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, проводимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использование, т.е. в ходе бюджетного процесса.

    Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

    Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

    составление проектов бюджетов;

    рассмотрение и утверждение бюджетов;

    исполнение бюджетов;

    составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

    Участниками бюджетного процесса являются:

    Президент Российской Федерации;

    органы законодательной (представительной) власти;

    органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

    органы денежно-кредитного регулирования;

    органы государственного и муниципального финансового контроля;

    государственные внебюджетные фонды;

    главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

    иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

    бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

    Основные задачи бюджетного процесса:

    выявление материальных и финансовых резервов государства;

    максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

    максимально точный расчет расходов бюджетов;

    обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

    согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

    осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

    Составление бюджета основывается на:

    Бюджетном послании Президента РФ;

    прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);

    основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

    прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

    плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

    Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

    перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

    распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

    возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

    учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

    Вся работа, по исполнению бюджета возложена на Минфин РФ и его органы, Министерство по налогам и сборам и его налоговые инспекции и государственный таможенный комитет и его органы. Отчет, составленный на основе отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, передается на рассмотрение органам исполнительной власти. Отчет об исполнении федерального бюджета направляется правительству РФ, которое, не позднее 1 июля текущего года, представляет его в форме федерального закона в Госдуму и счетную палату РФ. Дума, в течение 1,5 месяцев, рассматривает этот отчет, предварительно получив заключение Счетной Палаты РФ. По итогам рассмотрения отчета Думой и заключения счетной палаты, Госдума РФ принимает решение об утверждении отчета, или о его отклонении. Неисполнение, или ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней БС, признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение санкций к нарушителю.


    Глава 3. Бюджетное планирование и прогнозирование


    3.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.


    Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 годы и характеризуются следующими данными.

    В 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета в процентах к ВВП (с 20,7% в 2011 году до 20,1% в 2012 году, с дальнейшим снижением к 2014 году до 19,4% к ВВП). Такая динамика обусловлена снижением объема нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,2% к ВВП в 2011 году до 8,4% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2011 годом на 0,5% к ВВП и в 2014 году достигают 11,0% к ВВП.

    Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2012-2014 годах обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, а также более низкими темпами роста курса доллара США по отношению к рублю и налогооблагаемых объемов добычи нефти по сравнению с темпами роста ВВП.

    Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета в процентах к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

    Рост поступления акцизов по подакцизным товарам обусловлен индексацией специфических ставок акцизов, а также планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета).

    В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета как в номинальном, так и в реальном выражении.

    В 2012-2014 годах планируется перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

    Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

    Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.


    Заключение


    Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя: бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: Составление проектов бюджетов; Рассмотрение и утверждение бюджетов; Исполнение бюджетов; Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

    Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, региональных и местных представительных органов).

    Существенным шагом в развитии бюджетной реформы является введение в Бюджетный кодекс разделения расходов на действующие и принимаемые обязательства при бюджетном планировании. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте понимаются расходы, состав и (или) объем которых предусмотрены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде (например, принятые правительством РФ бюджетные проекты или программы). Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются расходы, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде.

    Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства, следовательно, верное, четкое его обоснование, расчет дальнейших расходов, целенаправленности, а проще говоря, планирование играют немаловажную роль и которому стоит уделять не последнее место в деятельности государства.

    Очевидно, что успех экономического развития в РФ в большой степени зависит от того, в каких направлениях будет развиваться как общее направление политики государства, так и в частности от грамотного планирования бюджетной политики, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.


    Список использованной литературы

    бюджетное планирование политика

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.).

    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.01.2012).

    Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2008. - 423 с.

    Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П. Бюджетирование: шаг за шагом. - Спб.: Питер, 2008. - 448 с.

    Керемов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.

    Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Наст. Книга по постановке финансового планирования.-2-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    Блинов А.Д. К вопросу о терминологии бюджетирования // Управленческий учет. - 2010. - № 1 . - с. 99-107.

    Гаврилов А.А., Руденко О.Н. Проблемы функционирования системы бюджетирования // Финансы и кредит. - 2006. - № 32.

    Гнеденкова О.В. К вопросу бюджетирования деятельности компании как эффективного инструмента управления // Экономические науки. - 2007.

    Ермакова Н.Е. Информационные системы взаимосвязи бюджетирования и системы управленческого учета // Экономический анализ. - 2004. - №8. - с. 53-55.

    Земитан Г. Бюджетирование: уже пора или еще подождет //Управленческий учет. - 2004. - №5. - с. 50-51.

    Невский Н. Бюджетирование как инструмент управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - №8.

    Попова Е.В. Методика формирования исходной информационной базы бюджетов предприятия // Финансы и кредит. - 2004. - №11. - с.27-33.

    Расторгуева Н.Ф. Бюджетирование как процесс управления деятельностью строительной организации // Управленческий учет. - 2009.

    Петров В.А. Основы бюджетного кодекса Российской Федерации // Финансы. - 2007. - № 7.

    Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2010 года // Финансы. - 2007. - № 5.

    Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы. - 2006. - № 6.

    Улюкаев А.В. Система межбюджетных отношений в Российской Федерации //Финансы. - 2006. - № 2. - С. 34

    Христенко В.Б., Лавров А.М. Новый этап реформы межбюджетных отношений // Финансы. - 2005. - № 2.

    Яковлев В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления // Российский экономический журнал. - 2006. - № 5.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация