В целях разграничения государственной собственности на землю. Понятие государственной собственности на землю. Разграничение собственности на землю: нормативное регулирование

Главная / Авто

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, составляют государственную собственность. В соответствии с действующим законодательством государственная собственность подлежит разграничению на:

федеральную;

собственность субъектов РФ;

муниципальную.

В литературе отмечают, что до разграничения государственной собственности можно говорить лишь о презумпции публичной собственности, т.к. эти земли еще никому не принадлежат: ни РФ, ни субъектам, ни муниципальным образованиям.

Процесс разграничения государственной собственности на землю - это процесс безвозмездной передачи земельных участков, не находящихся в частной собственности, на основании федеральных законов, Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, как публичной власти.

Можно выделить 3 этапа развития отношений по разграничению государственной собственности:

1. до принятия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю от 17 июля 2001г. №101-ФЗ. Основной правовой формой разграничения государственной собственности на землю стали договоры РФ с субъектами. Но признание договоров основной формой разграничения исключало возможность принятия таких федеральных законов, как Лесной кодекс РФ, которым все земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.

2. период действия ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 №101-ФЗ. Законом не была реализована концепция разграничения по нескольким причинам, главные из которых сложность и длительность процедуры разграничения, а также низкий уровень кадастрового учета земельных участков.

С 1 июля 2006 года начался третий этап развития отношений по разграничению. Процедура разграничения государственной собственности на землю упрощена путем оформления прав РФ на основании федерального закона.

Статья 3.1. ФЗ от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» устанавливает, что к федеральной собственности относятся:

Земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

Земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

Иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Таким образом, правоустанавливающими документами на земельный участок являются правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, документы о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования.

При этом права публичных собственников на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю считается уже возникшими 1 июля 2006 года без факта государственной регистрации.

11. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Иные вещные права, кроме собственности, называют также ограниченными вещными правами.

Основные виды права землепользования физических и юридиче­ских лиц, предусмотренные законодательством, следующие: постоянное (бессрочное) пользование землей; пожизненное наследуемое владение землей; безвозмездное срочное пользование землей; аренда земель; сервитута.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – это право гражданина владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, которое передается по наследству.

Владелец вправе возводить на участке здания, строения, сооружения, приобретая на него право собственности.

С введением Земельного кодекса РФ земельные участки не предоставляются на праве пожизненного наследуемого владения и распоряжение земельным участком принадлежащим на этом праве не допускается.

Пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным учреждениям, казенным предприятиям и государственным и муниципальным органам власти . Статьей 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» предусмотрено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования на право собственности или право аренды до 01.01.2010г.

П.4 ст.20, п.2 ст.21 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

В соответствии со ст.24 ЗК РФ безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, только

Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, на срок не более 1 года;

Религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, земельные участки, на которых они расположены, а также для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов на срок строительства этих зданий, строений, сооружений;

Работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков), в виде служебного надела.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций в безвозмездное срочное пользование, на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости. Сервитут - вещное право. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая - обязанной. Управомоченное лицо имеет право пользования имуществом обязанной стороны. Право владения, а также распоряжения вещью лицу, у которого имеется право на сервитут нет. В соответствии с п.2 ст.275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом договора купли-продажи, залога, и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения которого сервитут установлен. Существует два вида сервитутов: частный и публичный.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Публичный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слушаний, для различных целей. Сервитут может быть срочным и постоянным. Согласно п.9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Право аренды

Право аренды возникает на основании договора аренды, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

На стороне арендатора может выступать любое физическое или юридическое, включая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц (за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ). Арендодателями могут быть только собственники земельных участков.

Таким образом, право аренды - это право временного владения и /или пользования чужим имуществом. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка являются его собственностью.

Эволюция концепции государственной собственности на землю

Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.

Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.

Постулаты советского права:

  • признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
  • общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
  • непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
  • изъятие земельных участков из гражданского оборота.

После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».

Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.

Понятие государственной собственности на землю

Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).

Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.

Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.

Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.

  • Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
  • Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.

При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».

Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.

Виды государственной собственности на землю

Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).

Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:

  • общефедеральная;
  • субъектов РФ.

На практике существует третий вид - «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:

  • родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
  • неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.

Госсобственность любого из видов может возникать:

  • по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
  • вследствие разграничения госсобственности;
  • по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.

В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.

Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.

Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем - размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.

Правовой режим государственной собственности на землю

Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых - в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284-286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

Образование земельных участков из земель государственной собственности

Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.

Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.

Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.

Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.

По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.

Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант - по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).

Согласие не запрашивается:

  • у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
  • у государственных унитарных предприятий, поскольку государство - их единственный учредитель;
  • в случае преобразования участков по решению суда;
  • при изъятия участка для публичных нужд.

Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:

  • проект межевания территории;
  • проектная документация лесного участка;
  • схема расположения участка на кадастровом плане территории.

Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:

  • территории, подлежащей комплексному освоению;
  • территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
  • земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
  • квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.

Предоставление земли из государственной собственности

Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.

Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:

  • зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
  • вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
  • по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
  • в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.

Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:

  • арендный договор;
  • договор безвозмездного пользования;
  • гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
  • решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.

Закон о разграничении государственной собственности на землю

Одним из этапов реализации земельной реформы в РФ стало принятие 17.07.01 ФЗ-101 «О разграничении госсобственности на землю». Нормативный акт начал действовать 20.01.02, через полгода после официального опубликования. Он утратил силу 01.07.06 г., в связи с принятием № 53-ФЗ, одновременно внесшим изменения в ЗК РФ и правовую регламентацию системы госрегистрации недвижимости.

Объем Федерального закона № 101-ФЗ был невелик: он состоял из преамбулы и 8 статей, одна из которых была посвящена его введению в действие. Три ключевые статьи (3-5) посвящались основаниям отнесения участков к перечню земель, на которые возникает право федеральной, субъектной и муниципальной собственности.

Ст. 6 Закона регламентировала порядок разграничения участков госсобственности, ст. 7 данного Закона - способ разрешения споров. Примечательно, что ни 101-ФЗ, ни принятые в развитие его положений подзаконные акты не установили временных границ разграничения земель госсобственности.

Рассматриваемый Закон был призван привлечь муниципальные образования к разграничению права госсобственности и создать правовые основания для этого процесса. Одна из предпосылок его принятия - негативная тенденция, сложившаяся в регионах к 2000 году.

Неверно трактуя Конституцию, ряд субъектов РФ посчитал, что вправе распоряжаться всеми природными богатствами (в т.ч. землей) в пределах своей территории. Разъяснению неправильности такого подходы были посвящены Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.00 №10-П, от 27.06.00 №92-О.

Разграничение государственной собственности на землю: современный этап

На текущий момент 101-ФЗ утратил силу (часть его положений перенесена в ЗК РФ), а в России остался неразграниченным огромный массив земель госсобственности. Чтобы не тормозить гражданский оборот, в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» введено разрешение на образование участков из земель, находящихся в неразграниченной публичной собственности даже при отсутствии госрегистрации на такие земли в ЕГРП.

Распоряжение неразграниченными землями в административных центрах, столицах субъектов РФ осуществляется их органами самоуправления. Региональным законодательством может быть предусмотрено, что такими участками распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ.

Отечественное гражданское и земельное законодательство признает принцип единства судьбы земельных участков и размещенной на ней недвижимости.

Таким образом, отнесение участка к федеральной или субъектной собственности во многом определяется принадлежностью расположенных на ней зданий, сооружений, разного рода линейных объектов, коммуникаций.

Критерии для разграничения земель, занятых водными объектами, проистекают из содержания Водного кодекса РФ. Согласно Лесному кодексу РФ лесной фонд признан общефедеральной собственностью. Признается право центрального правительства передавать части лесного фонда субъектам РФ. При этом оба названных Кодекса предполагают со¬вместное принятие решений центральными и региональными властями по вопросам правового режима земель независимо от фактического разграничения.

Стоит отметить, что часть земель в пределах территории РФ уже разграничены. До 2006 года практиковалось утверждение перечней участков, отнесенных к федеральной или субъектной собственности.

Государственная регистрация права собственности на землю

Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.

В России существует два реестра, созданных в 2007 году:

  • ГКН (госкадастр недвижимости) содержит преимущественно технические сведения, позволяющие определить расположение участка на местности и разрешенные способы его использования. Некоторые из данных госкадастра носят временный характер. Они могут касаться предварительных согласований и оснований для проведения госрегистрации в ЕГРП. Если по прошествии определенного срока (обычно - 2 года) госрегистрация не проведена, из ГКН эти данные исключаются автоматически.
  • ЕГРП (реестр прав собственности) содержит преимущественно сведения юридического характера - о праве собственности, долгосрочной (более года) аренды, постоянного пользования. В госреестр также вносятся данные об ипотеке, обременениях, сервитутах. Правовые последствия сделок с землей наступают только после их госрегистрации (ст. 164 ГК РФ). Это положение касается и случаев, когда договор с землей удостоверен нотариусом.

Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.

Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:

  • внесение сведений о первичном праве (проводится без уплаты госпошлины);
  • фиксация его обременения, перехода или прекращения.

Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):

  • решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане;
  • решение о предварительном согласовании предоставления и решение о бесплатной передаче (применительно к публичным землям);
  • решение об изъятии для публичных нужд;
  • соглашение о разделе, объединении, перераспределении.

Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю

Вопрос выдачи правоподтверждающего документа этого вида регламентирован ст. 14 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Начиная с 23 июля 2013 г. заявитель вправе по своему выбору получить (одно из двух):

  • свидетельство о госрегистрации прав, имеющее форму бумажного документа;
  • выписку из ЕГРП, в форме традиционного бумажного или оцифрованного электронного документа.

Если правовым основанием внесения изменений в реестр стала гражданская сделка, факт проведения госрегистрации удостоверяется также:

  • проставлением регистрационной пометки на бумажном документе;
  • подписанием электронного документа усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью госрегистратора.

С появлением системы ЕГРП свидетельство о госрегистрации утратило свое первостепенное значение. Если бумажный документ утрачен, его всегда можно востановить, получив новое свидетельство или выписку. Достаточно обратится в территориальный орган Росреестра или МФЦ.

Государственный акт на право собственности на землю

Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом. Отличие в том, что акт - документ старого образца.

Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Закон содержит полный перечень таких документов. Среди них - государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177. Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом. Он не подлежит обязательной замене.

Следует отметить, что впервые тема разграничения государственной собственности на землю нашла свое отражение в Федеральном законе № 101-ФЗ от 17.07.01 г. "О разграничении государственной собственности на землю". В этом законе были приведены основания для возникновен ия права соб-ственности на землю у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Данный закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть в конце марта 2002 года.

После вступления в силу закона о разграничении государственной соб-ственности на землю Правительством РФ было вынесено Постановление № 140 от 04.03.02г., определяющее правила подготовки и согласования перечня земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности. В Постановлении установлена процедура утверждения Правительством РФ перечня земель с определенным и согласованным правом собственности на соответствующие земли РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно этой процедуре, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления передают перечни земель по утвержденной форме с приложением необходимых документов в Министерство имущественных отношений РФ или его территориальные органы. После проведения процедуры согласований и при отсутствии спора на земельные участки между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями перечни земельных участков передаются на утверждение в Правительство РФ.

В связи с этим утверждения об отсутствии порядка разграничения государственной собственности на землю предполагаются необоснованными. Кроме того, хотелось бы обратить внимание еще на ряд норм законодательства РФ, также направленных на реализацию гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки.

Так, в п. 10 ст. 3 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

В силу данного обстоятельства отсутствие разграничения государственной собственности на землю РФ, субъектов РФ и муниципальных образований не может являться препятствием для реализации прав на землю гражданами и юридическими лицами, если реализация их прав зависит от органа местного самоуправления.

Вместе с тем в п. 3 ст. 8 №101-ФЗ от 17.07.01 г. "О разграничении государственной собственности на землю" установлено, что: ":по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие".

Тем самым ранее возникшие права на земельные участки граждан и юридических лиц признаются государством и отсутствие разграничения государственной собственности на землю РФ, субъектов РФ и муниципальных образований не может являться препятствием, например, для переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

Конституционные положения

Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

  • Ст. 72, п. 1, подп. "г". В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
  • Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.

Отраслевое законодательство

Основным нормативным актом в данной сфере выступает Гражданский кодекс. В нем регламентируются основания, в соответствии с которыми появляются обязанности и возможности, юридический статус лиц и общественных образований, приводится определение недвижимых объектов. Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере.

Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения

Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78.

Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли. Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.

Субъект государственной собственности на землю

В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.

Регистрация

Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством. Под ним, в частности, понимается в первую очередь ГК. Также общие положения предусмотрены в ФЗ, регламентирующем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и совершаемых с ним сделок. Предписания содержатся и в нормативных актах, принятых на его основании.

Юридические последствия

Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов. Юридические последствия имеют особое значение в системе регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, Земельный кодекс РФ определяет, что каждое публичное образование управляет и распоряжается только теми наделами, которые ему принадлежат по закону. Это прописано в ст. 29, ст. 11, п. 2, ст. 10, п. 2, ст. 9, п. 2.

Кроме того, государственная собственность на землю подразумевает возможность публичного образования определять величину арендной платы, правила, сроки и условия ее внесения. Это также относится только к тем наделам, принадлежность которых имеет юридическое обоснование.

Документы

Государственная форма собственности на землю, как, впрочем, и частная, должна быть зарегистрирована. Это должны подтверждать соответствующие документы. Их приблизительный список определен в ст. 17 ФЗ, регламентирующем госрегистрацию права на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, перечень документов во многом опирается на ст. 8 ГК. Она, в свою очередь, устанавливает основания для возникновения гражданских обязанностей и прав.

Перечни

Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти. После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.

Категории и подкатегории

Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:

  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.

Классификация

В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:

  • Лесной фонд.
  • Земли безопасности и обороны.
  • Особо охраняемые природные территории.
  • Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.

В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:

  • Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Водного фонда и запаса.
  • Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
  • Населенных пунктов.

В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.

Унитарные предприятия

Под данной категорией субъектов права следует понимать вид юридических лиц –организации коммерческого типа. Данное определение установлено в ГК. Форма унитарных предприятий может использоваться только для муниципальных и государственных учреждений. Такие коммерческие организации, согласно ст. 113-115 ГК, имеют в своем распоряжении определенное имущество, которое закрепляется за ними. При этом права собственности на него они не имеют.

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время.

  • Нахождение на данных наделах недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
  • Присутствие приватизированной недвижимости, которая до этого была в собственности государства.

Как гласит ст. 103 ЗК, к территориям запаса относят наделы, которые принадлежат Российской Федерации и не предоставлены организациям и гражданам для пользования. Исключение составляют территории фонда перераспределения. Он формируется согласно ст. 80 Земельного кодекса.

Суть статьи 4

Она устанавливает основания для включения наделов в перечни категорий, которые переходят во владение Российской Федерации после того, как было проведено разграничение государственной собственности на землю. В данной статье, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривается три подкатегории и категории территорий. Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

Разъяснения к статье 5

В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям. К ним относят земли:

В заключение

Любые продолжительные и сложные правовые, политические и экономические процессы, к которым, несомненно, относится и разграничение собственности на землю, не могут проходить совершенно бесконфликтно. Возникновению разнообразных споров и коллизий между участниками взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы способствуют недостатки законодательной базы, многообразие пересекающихся интересов публичных образований, объективная новизна проблем. Предполагая возникновение конфликтов, в статье 7 законодатель определил основные методы их разрешения. В частности, это применение согласительных процедур и обращение в судебные инстанции.

Земельные ресурсы всей страны не могут быть сосредоточены в руках лишь одного органа власти. В силу существования в России множества субъектов, земельные участки тоже распределяются по административно-территориальному признаку.

Такой процесс именуется разграничением на землю. Подробнее об этом механизме далее в статье.

В первую очередь, это довольно сложный процесс, который включает в себя разраничение всей госземли на 3 уровня:

  • Российская федерация (федеральная собственность);
  • субъектов РФ (собственность региональная);
  • муниципалитетов (муниципальная собственность).

В процессе разграничения участков проводятся мероприятия по землеустройству и кадастровые работы для последующего учета и каждого земельного надела на том или ином уровне власти.

Иными словами, это безвозмездная передача земли с уровня федерального на региональный или местный.

Участники

В качестве таковых выступают:

  • Россия;
  • каждый субъект по отдельности (в том числе и города федерального значения: , и Севастополь);
  • каждое муниципальное образование (город, поселок и т.д).

Непосредственно в правовые отношения по разграничению госземель вступают специально уполномоченные органы власти – федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.

Законодательство

Процедуру разграничения государственной собственности на земельные наделы регулируют множество законодательных актов.

Среди них следующие:

  • Конституция РФ – это положения п.п. «г» статьи 72, в котором говорится о том, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что в пользу государства имущество может быть передано только по решению суда (к коему относится и );
  • Федеральные законы «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» – установили новые правила разграничения госсобственности на земельные наделы;
  • Гражданский кодекс РФ – закрепляет статус , понятие имущества, права и др.;
  • указы Президента;
  • постановления Правительства;
  • распоряжения, правила, положения, инструкции и другие акты.

Какие государственные земли подлежат разграничению?

В государственную собственность включены только те земельные наделы, которые не принадлежат ни гражданам, ни юридическим лицам, ни муниципальным образованиям.

Разграничению подлежат во-первых, те госземли, сведения о праве собственности на которые не содержатся в . То есть, не установлена их официальная принадлежность ни к РФ, ни к какому-либо субъекту РФ, ни к городскому или .

А, во-вторых, могут быть разграничены участки, зарегистрированные в ЕГРН. То есть они распределяются РФ и передаются субъектам или муниципалитетам.

Порядок разграничения госземли

Государственная земля разграничивается строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с российским законодательством. Земля, находящаяся в «частных руках» не подлежит никакому разграничению и (кроме случаев вынесения судебного решения, о чем уже говорилось).

Существует 3 временных этапа развития правоотношений по разграничению госземель.

  1. До принятия №101-ФЗ земля разграничивалась на основании договоров между РФ и регионами. Однако при наличии договорных взаимоотношений между двумя уровнями власти, невозможно было принять ряд важных законов (Лесной кодекс РФ, по которому все – это собственность федеральная).
  2. Во время действия №101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции того, как разграничивать госземли из-за длительности этой процедуры и плохой развитости госкадастра земельных участков.
  3. С 01.07.2006 года было оформлено право РФ на землю принятием федерального закона – №137-Ф3 от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

Он четко установил, какие земли отнесены к федеральной собственности .

На сегодня процесс разграничения выглядит следующим образом.

Соответствующим исполнительным органом госвласти или органа муниципалитета подается заявление о предоставлении земли субъекту РФ или муниципалитету в собственность, с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган госрегистрации права собственности – Росреестр.

Например, основанием может быть нахождение на земельном наделе недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту или муниципалитету.

В таком случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на этот объект недвижимости и кадастровый план надела, на котором видно, что здание там находится.

Критериями для отнесения того или иного участка к федеральной, региональной или местной собственности являются:

  • расположение на земельном наделе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципалитета;
  • передача участков или органам власти (федеральной, региональной, местной) или госпредприятиям, некоммерческим организациям, которые были созданы соответствующими органами;
  • другие случаи, прямо прописанные в законе.

Исключительно к госсобственности п. 4 ст. 87 ЗК РФ относит земли промышленности, а также иного спецназначения. Это, к примеру, те, что заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергии, информатики и связи, обороны и безопасности страны, космической деятельности и др.

Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности

Под принципами разграничения понимаются некие основополагающие юридические положения, на которых базируется процесс разграничения госземель. Существует целый ряд таких регулирующих принципов.

  • Закрепление на уровне Конституции РФ полномочий государственный органов в сфере разграничения земель госсобственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
  • Приоритет в регулировании вопроса разграничения именно федеральных законов.
    Первоочередный контроль процесса разграничения госземель специализированным органом власти – Росимущество, а также ответственность должностных лиц при выполнении возложенных на них полномочий.
  • приобретения земельных наделов в результате разграничения.
  • Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: проведение землеустроительных работ, постановка на кадастровый учет и государственная должны быть едиными для всех участников процесса разграничения.
  • Обеспечение и сохранение прав и интересов граждан и юрлиц на земельные объекты.
  • Сохранение наделов в соответствии с земельным законодательством.
  • Сохранение и учет значения земельных участков в области экономики, истории и стратегического развития страны.
  • Законодательное регулирование обращения с неразграниченными землями.

Не исключено, что в процессе совершенствования процедуры разграничения земель нашего государства появятся новые принципы.

Проблемы разграничения государственной собственности на землю

Можно сказать, что в общем, на сегодня процедура разграничения значительно упростилась, а объем права собственности на участки каждого из трех уровней стал конкретным и закрепленным на уровне закона.

Тем не менее, в свете новшеств появилась проблема, когда контроль за перечнями участков земли, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципалитетам на праве собственности, возложен на регистрирующий права на недвижимость орган – Росреестр (а ранее эти функции осуществлялись специально уполномоченными органами в сфере исполнительной власти).

Так вот передача контрольных функций на регистрирующий орган породила множество дополнительных споров. В частности о том, есть ли достаточные полномочия у того или иного органа власти на распоряжение конкретным участком.

Институт разграничения государственной собственности на земельные наделы дает достаточную свободу для экономического и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация