Что представляет собой система российского права. Предмет и метод правового регулирования

Главная / Земля

Система российского права - это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп.. М., 2007 с. 259

В настоящее время мы можем говорить о сложившейся системе российского права. Дадим ей краткую характеристику.

а) Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения.

В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция Российской Федерации, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

  • б) Административное право . Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод -- власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.
  • в) Финансовое право . Предмет данной отрасли -- финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования -- контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.
  • г) Земельное право . Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и др.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт -- Земельный кодекс. Методы регулирования -- дозволения, разрешения, запреты.
  • д) Сельскохозяйственное (Аграрное) право . Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы -- не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты -- Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

  • е) Трудовое право . Предмет данной отрасли -- сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования -- поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.
  • ж) Гражданское право . Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями). В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт -- Гражданский кодекс Российской Федерации. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования -- диспозитивный.
  • з) Семейное право . Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее, это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт -- Семейный кодекс Российской Федерации. Ведущие методы -- равенство сторон и диспозитивный.
  • и) Уголовное право . Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт -- Уголовный кодекс Российской Федерации. Метод регулирования -- императивно-запретительный.
  • к) Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования -- воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт -- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
  • л) Уголовно-процессуальное право . Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт -- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Ведущие методы регулирования -- императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.
  • м) Гражданское процессуальное право . Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам.

В последние годы в Российской системе права наблюдаются процессы, как дифференциации, так и интеграции. В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей - уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются в качестве подотрасли налоговое, бюджетное, банковское право. Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп.. М., 2007, с. 258

Новым является расширение правовой системы России за счет включения в нее международного права (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Российская Федерация признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.).

Наблюдается также интеграция правовых систем государств - членов СНГ, а также европейского права в правовые системы стран - членов Совета Европы. При этом успешно сосуществуют идеи и нормы континентального и общего (прецедентного) права, принципы суверенитета и наднациональности.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Система права в РФ [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной правовой науке сложилось различное применение понятия или самого термина "система" к характеристике наиболее общих категорий позитивного права. Изучение понятия и методов функционирования системы права в РФ необходимо для адекватного понимания насущных проблем в современном праве.

Понятие системы права в РФ

Является спорным понятием в рамках теории государства и права. Будучи широко используемым в научных трудах, это понятие имеет ряд довольно таки спорных определений. В настоящее время, по-прежнему, ведутся споры о сущности и структуре данного понятия./p>

- совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи на национальном уровне. В эту совокупность также входят международно-правовые аспекты, правовая культура и правоприменительная практика в РФ.

Таким образом, право системно. Оно представляет собой не хаотичную совокупность правовых норм, а целостное единство, т.е систему права. Это единство обеспечивается согласованными взаимодействиями норм права и образуемыми ими общностями: правовыми институтами и отраслями права.

Складывается объективно и не является результатом произвольного усмотрения государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений. Во всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом, можно выделить группы однородных отношений, которые возникают в определенной области общественной жизни и имеют между собой внутреннее (содержательное) сходство. Например, вступление в брак однородно с усыновлением ребенка и взысканием алиментов, поскольку все эти действия осуществляются в сфере семейных отношений, а выборы президента гражданами страны по своей сути не отличаются от выборов в другие органы государственной власти, так как направлены на реализацию гражданами политической власти. Группа однородных общественных отношений регулируется нормами права, которые объединяются в отрасль права.

В настоящее время очень актуальны проблемы теории и практики в отношении действующей в РФ системы права. Это связано, в первую очередь, с тем, что структура и основные отрасли права РФ находятся в процессе динамичного развития. Необходимо изучение объективных оснований и принципов развития системы права, особенно с учетом российских реалий.

Структура системы права в РФ

К структурным элементам системы права в РФ относится понятие "отрасль права".

Отрасль права представляет собой группу правовых норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

Каждая отрасль права состоит из правовых институтов.

Правовой институт - это группа правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений. Правовые институты регулируют относительно самостоятельные однородные общественные отношения и поэтому обладают определенной автономией. Например, в конституционном праве имеются институты основных прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства и другие, в уголовном – институты соучастия в преступлении, уголовной ответственности несовершеннолетних и т.п.

Предмет и метод правового регулирования

В юридической практике нередко возникает вопрос: "Какой отраслью права регулируется интересующее отношение?" Для того чтобы на него ответить, следует знать критерии, по которым различаются отрасли права. Такими критериями являются предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Предмет правового регулирования является основным (объективным) критерием разграничения права на отрасли. Именно он обусловливает необходимость выделения той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и средств воздействия права на общественные отношения.

Метод правового регулирования относится к дополнительному (субъективному) критерию. Он зависит от предмета правового регулирования и воли законодателя. К основным методам правового регулирования относятся императивный и диспозитивный, а к вспомогательным – поощрительный и рекомендательный.

  • Императивный метод - это метод властных предписаний, основанный на обязываниях и запретах. Он используется в уголовном, административном и некоторых других отраслях права.
  • Диспозитивный метод - это метод равенства и автономии воли субъектов права. Он дает участникам правоотношений возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Диспозитивный метод используется в основном в гражданском праве.
  • Метод поощрения свойственен трудовому праву, где для выполнения трудовых обязанностей и повышения квалификации используется стимулирование работников.
  • Метод рекомендаций нередко применяется в аграрном праве для управления сельскохозяйственными организациями.

Указанные методы при всем своем разнообразии и относительной самостоятельности тесно связаны между собой и используются в сочетании друг с другом, образуя систему права в РФ .

Система права - совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части.

В системе права можно выделить три уровня : первый (низший) уровень составляют нормы права , второй - правовые институты , третий (высший) - отрасли права .

Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы . Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Институт права представляет собой совокупность (обособленный комплекс) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённый вид общественных отношений (например, институт собственности).

Институты права объединяют нормативные правовые акты и правовые нормы.

Отрасль права представляет собой совокупность (относительно самостоятельную подсистему) взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, гражданское право), причём правовые нормы образуют отрасль через институты.

Вся система права подразделяется на отрасли .

Отрасли принято подразделять на материальные (основное их содержание составляет установление прав и обязанностей субъекта) и процессуальные (нормы процессуального права устанавливают порядок реализации норм материального права).

Отрасли права включают институты и могут включать подотрасли (например, избирательное право - подотрасль конституционного права), причём материальные отрасли могут включать процессуальные подотрасли и институты.

В современной российской системе права выделяются следующие основные отрасли : конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое, семейное, финансовое, экологическое, земельное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право. Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью российской системы права, оно устанавливает основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, его нормы составляют основу для других отраслей права.

Особое место занимают международное публичное право и международное частное право

1. конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного права Российской Федерации является конституция РФ;

2. административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

3. гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. В основе семейного права Российской Федерации лежит семейный кодекс РФ ;

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений.

Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ .

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право , торговое право , право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права , так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права , содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата.

Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами ;

2) уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс РФ .

Особой отраслью права является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции , заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций .

Предмет правового регулирования - совокупность общественных отношений, регулируемых нормами права. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования - соответствующие общественные отношения, предмет правового регулирования является основным критерием разграничения отраслей права.

Метод правового регулирования - совокупность способов, которыми право регулирует общественные отношения людей. Метод правового регулирования является дополнительным основанием разграничения права на отрасли.

Для императивного метода характерны подчинение, запрещение и обязывание (императивные нормы), для диспозитивного метода - равноправие сторон, дозволение, возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы).

Императивный метод правового регулирования характерен для публично-правовых отраслей, таких, как конституционное, уголовное, административное право. Диспозитивный метод правового регулирования характерен для частно-правовых отраслей, в первую очередь для гражданского права.

  • < Назад
  • Вперёд >

Введение

Вопрос о системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Системой права называется внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты.

Система права характеризуется следующими чертами:

1) единством, согласованностью и непротиворечивостью составляющих его норм. Все нормы права, из которых складывается его система, тесно связаны между собой и представляют части единого целого, взаимодействующие друг с другом;

2)Объективность означает, что система права не сконструирована юристами произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3)Иерархичностью построения составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, обладающие меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов - субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются правовые нормы. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.

Отраслью права называется совокуп-отрасль права ность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Подразделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны, и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-либо вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг от друга.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права, а под методом правового регулирования - способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. В методе правового регулирования отражается степень самостоятельности субъектов права при возникновении у них прав и обязанностей (равенство сторон или же отношения власти - подчинения).

Институт права

Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в конституционном праве важнейшим институтом является институт прав и свобод человека и гражданина, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха и др., в гражданском праве выделяется институт собственности, в уголовном праве - институт соучастия и др.

Систему права следует отличать и от системы законодательства. Под системой понимается совокупность источников права (законов и подзаконных актов) в их взаимосвязи. Система права и система законодательства хотя и тесно связаны между собой, но все-таки это две разные системы. Как уже указывалось выше, система права характеризует внутреннее строение права, его структуру и элементы, система законодательства - виды и строение носителей правовой информации, внешние формы выражения права. Структура системы права обуславливается объективно существующими в обществе отношениями, структура системы законодательства является результатом специальной деятельности правотворческих органов. Элементами системы права являются правовые нормы, правовые институты и отрасли права, элементами системы законодательства -нормативно-правовые и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи и т. п.), а также отрасли законодательства. Некоторые из отраслей законодательства совпадают с отраслями права (например, земельное, семейное, уголовное), другие включают в себя нормы нескольких отраслей права (например, хозяйственное законодательство сочетает в себе нормы административного, гражданского и некоторых иных отраслей права).

Современная система российского права

Система включает в себя в качестве подсистем российского права следующие отрасли права:

1) Конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. В конституционном праве доминирует императивный метод правового регулирования, который в качестве основного юридического средства использует властное предписание субъекту права делать то, что установлено правовыми нормами, не допуская каких-либо отступлений. Основным источником конституционного права российской федерации является конституция РФ;

2) Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). В административном праве преобладает метод прямого распорядительства (или властного предписания), при котором отношения между субъектами права строятся на подчинении одного участника правоотношения другому. Важнейший источник административного права - кодекс российской федерации об административных правонарушениях;

3) Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения. Для гражданского права характерен метод юридического равенства сторон, наделяющий участников гражданских правоотношений равными правами по отношению к друг другу. Отношения в сфере гражданского права регулируются гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством;

4) Семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений. Семейно-правовой метод является императивно-дозволительным; дозволительность проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников правоотношений определенными правами, однако содержание этих прав определяется императивно (т. е. однозначно). В основе семейного права российской федерации лежит семейный кодекс РФ;

5) Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Особенностью трудового права является сочетание договорного, рекомендательного и императивного методов правового регулирования. Основным нормативно-правовым актом трудового права является трудовой кодекс РФ;

6)Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений. Финансово-правовые отношения регулируются при помощи метода властных предписаний. Нормы финансового права содержатся в конституции рф, законе о государственном бюджете, налоговом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах;

7) Уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, опре­деляющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. В уголовном праве используется императивный метод правового регулирования. Источником уголовного права является уголовный кодекс РФ.

8) Налоговое право - отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается активный процесс формирования и развития новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др.

Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащим правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:

1) Гражданско-процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальное право регулирует общественные отношения методом диспозитивно-разрешительным. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду, но в течение процесса эти лица могут совершать только такие действия, которые разрешены нормами процессуального права. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируются гражданско-процессуальным и арбитражным кодексами;

2) Уголовно-процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Основным источником права данной отрасли является уголовно-процессуальный кодекс рф.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые между государствами, а также уставы международных организаций.

Правовой нигилизм

Правовой нигилизм - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным; бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.

В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»

Заключение

Реформирование системы права России, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать. их использования. Таким образом, анализ системы налогообложения представляется... . Объектом исследования служит система налогообложения РФ . Цель курсовой работы... принятыми в соответствии с НК РФ . Действие регионального законодательства, в...

  • Система казначейства РФ структура, задачи и функции

    Реферат >> Финансы

    По финансам и кредиту На тему: «Система казначейства РФ : структура, задачи и функции» Выполнил... и количестве лиц, имеющих на это право . Совместно с уполномоченными банками, территориальные органы...

  • Система права . Отрасли права

    Доклад >> Право, юриспруденция

    Вариант 1 Система права . Отрасли права . Методы правового... регулирования - императивный. Источники конституционного права в РФ : - Конституция России, - федеральные... - императивный. Основные источники финансового права в РФ : Федеральный закон о бюджете (...

  • Система права (9)

    Реферат >> Государство и право

    Теория государства и права» и др. 1. Понятие и элементы системы права Система права – объективное, обусловленное системой общественных отношений, ... Основной источник трудового права Трудовой кодекс РФ , 7. В праве социального обеспечения регламентируется...

  • 4.1. Система и отрасли российского права.

    4.2. Правоот-ношение.

    Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному усмотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой общественных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отражает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

    Система права - структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

    Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

    Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, составляют другую отрасль права; и т.д.

    Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

    Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

    1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

    2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.


    3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний.

    Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и третий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же производные от основных отрасли права.

    Гражданское право - самое большое по охвату регулирования общественных отношений - содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

    1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

    2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

    3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

    4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использованием и охраной земли.

    5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

    6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

    Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

    Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги. Но в отличие от гражданского права, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перераспределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распределяет его.

    Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок отбывания осужденными уголовного наказания.

    Третий уровень указанных основных отраслей права представлен следующими отраслями процессуального права:

    1) гражданское и арбитражное процессуальное право;

    2) административно-процессуальное право;

    3) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регулируют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

    Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . К частному праву относят отрасли права, которые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организаций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституционное право. Подобное разделение отраслей права носит условный характер.

    Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

    Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права.

    Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

    а) по предмету - что регулируется;

    б) по методу - как регулируется;

    в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

    Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства Например, если уголовное законодательство - это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения Кроме того, уголовное право - это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина.

    Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

    Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство проводит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

    Формы систематизации законодательства:

    Кодификация - деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта.

    Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

    1) основы законодательства;

    3) уставы (положения).

    Наиболее распространенный вид - кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

    Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

    Инкорпорация бывает:

    а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

    б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

    Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

    Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства - консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации.

    Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. Система законодательства также подразделяется на отрасли законодательства .

    Обычно выделяют три отрасли законодательства:

    1. Отраслевое законодательство. Содержит нормы только одной отрасли права. Например, трудовое законодательство содержит нормы только трудового права.

    2. Внутриотраслевое законодательство. Содержит нормы лишь определенной части отрасли права. Например, в составе гражданского права можно выделить авторское законодательство, законодательство о предпринимательстве и другие, которые являются внутриотраслевым законодательством, так как регулируют отдельные области гражданско-правовых отношений.

    3. Комплексное законодательство (встречается редко). Содержит нормы, относящиеся к ряду отраслей, но входящие в отдельную самостоятельную отрасль права. Например, военное законодательство содержит частично нормы административного права и нормы ряда других отраслей права.

    Таким образом, отрасль законодательства по форме может совпадать с отраслью права, но по содержанию отрасль законодательства уже, чем отрасль права.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация