Регламентация образовательной деятельности

Главная / Земля

Зарегистрировано:__________________

______________________М.В. Шипилова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Педагогический ФАКУЛЬТЕт

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ и физической культуры

ДОКЛАД

Регламентация образовательной деятельности, ее основные направления. Сущность, значение и содержание независимой оценки качества образования

Выполнил:

Студент 3 курса группы 230

Голощапова Мария

Старый Оскол 2013

Понятие регламентации образовательной деятельности и ее основные направления

Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти.

Лицензирование – это процедура, которая устанавливает соответствие условий осуществления образовательного деятельности высшим учебным заведением, условиям, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации. К данным условиям относятся: наличие учебных планов и образовательных программ по заявленным специальностям, установление объемов учебной нагрузки, комплектация профессорско-преподавательского состава, материальная и техническая оснащенность учебного процесса, наличие требуемых оборудованных учебных помещений и территорий. А так же, соблюдение строительных, санитарных и гигиенических норм и правил, выполнение условий обеспечения медицинским обслуживанием работников и учащихся.

Положительным результатом процедуры лицензирования является выдача государственной Лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

Лицензия - это государственный документ, разрешающий высшему учебному заведению (или филиалу вуза) заниматься образовательной деятельностью в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки сроком на 5 лет. Лицензия дает право высшему учебному заведению вести образовательную деятельность.

Государственная аккредитация образовательной деятельности

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») - в общем случае это процесс, в результате которого организация приобретает официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.

Свидетельство о государственной аккредитации учебного заведения, подписанное руководителем Федеральной службы по надзору с сфере образования и науки, является подтверждением государственного статуса "институт", "академия" или "университет" и обеспечивает при успешном окончании учебы получение диплома государственного образца. Выдавая вузу это свидетельство, государство берет на себя ответственность за качество образования, в данном учебном заведении. Не имеющие государственной аккредитации вузы выдают диплом собственного образца.

Только аккредитованные учебные заведения имеют право выдавать выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. На время учебы только в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, учащимся предоставляется отсрочка от призыва на срочную военную службу.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами.

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Независимая оценка качества образования

Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - организация, осуществляющая оценку качества).

Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

В оценке качества образования, по нашему мнению, главным критерием является определение уровня учебных достижений учащихся в соответствии с принятыми государственными стандартами. Поэтому в современных условиях актуальной задачей становится разработка независимого эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе со ступени на ступень, но и на всем периоде обучения школьников, независимо от типа и вида образовательной организации, региональных особенностей, местных условий.

Одним из таких инструментов является автоматизированная универсальная тестовая система диагностики качества образования «Дикобраз», в основу которой положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного Интернет-тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенного отображения на страницах общероссийского специализированного образовательного Интернет–портала «Инновации в образовании».

Независимость процедуры Интернет–тестирования достигается за счёт использования единого закрытого банка тестовых заданий, скомплектованного независимой общественно–профессиональной структурой (краудсорсинг), формирования индивидуального теста автоматическим способом для каждого тестируемого и исключения из процесса оценивания результата выполнения теста заинтересованных лиц.

Данный инструмент позволяет образовательным организациям оперативно выполнить независимую диагностику учебных достижений своих учащихся по единым критериям и предъявить её результаты организациям, осуществляющим независимую оценку качества образования. Поскольку оценивание результатов осуществляется автоматизированной системой по единым критериям, эти организации совместно с органами управления образованием смогут выполнить сопоставительный анализ достигнутых результатов и использовать их для составления рейтингов образовательных организаций.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Комментарий к статье 90

Данная статья является новацией образовательного законодательства и раскрывает элементы (направления) государственной регламентации образовательной деятельности. Целью такой регламентации является унификация требований к организации образовательного процесса в рамках реализации образовательными организациями образовательных программ, а также обеспечение единого механизма проверки соблюдения указанных требований.

Государственная регламентация образовательной деятельности реализуется непосредственно по трем самостоятельным направлениям, представляющим одновременно инструменты регламентации: лицензирование образовательной деятельности (см. комментарий к ст. 95 Закона), государственная аккредитация образовательной деятельности (см. комментарий к ст. 96 Закона) и государственный контроль (надзор) в области образования (см. комментарий к ст. 97 Закона).

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Комментарий к статье 91

Вопросы лицензирования образовательной деятельности находили отражение в ст. 33.1 “Лицензирование образовательной деятельности” Закона N 3266-1, а отдельные нормы о лицензировании в сфере высшего профессионального образования – в Законе N 125-ФЗ. Между тем нормативные положения о лицензировании значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику механизма лицензирования деятельности, осуществляемой на различных образовательных уровнях. Как и ранее, лицензирование образовательной деятельности осуществляется Рособрнадзором на основании заявлений соискателей лицензии (образовательных организаций), а также представления необходимых сопутствующих документов.

Более подробное регулирование получили вопросы порядка внесения изменений в лицензию, случаев необходимости переоформления лицензии, получения временной лицензии. Помимо общих причин, установленных законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, регламентированы специальные основания для возврата соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Закреплена практика реализации механизма лицензирования религиозных образовательных организаций, загранучреждений, осуществляющих образовательную деятельность за рубежом, а также реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В настоящее время механизм лицензирования образовательной деятельности урегулирован рядом документов, к которым можно отнести:

Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 (ред. от 24.09.2012)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1651.

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации и реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 837 (ред. от 24.09.2010)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2009. N 43. Ст. 5086.

Положение о лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, реализующих военные профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2010 N 49) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 757.

Положение о лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория “национальный исследовательский университет”, других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.07.2011 N 626 (ред. от 24.09.2012)) <1>;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4827.

Положение о лицензировании образовательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет” и Положение о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 N 87 (ред. от 24.09.2012)) <1>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 1128.

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Комментарий к статье 92

Аналогичные нормы, посвященные государственным аккредитационным процедурам, содержала ст. 33.2 Закона N 3266-1. Законодатель воспроизвел ранее установленные инструменты процедуры государственной аккредитации, включая привлечение экспертов, проведение экспертизы и т.п. Статья сохраняет процедурный характер норм о государственной аккредитации, используя при этом более грамотную техническую систематизацию соответствующего правового материала. Впервые нашли отражение элементы государственной аккредитации духовных образовательных организаций.

Механизм проведения государственной аккредитации раскрывается более подробно в соответствующем Положении о государственной аккредитации, которое в настоящий момент утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 184. Кроме того, отдельными документами предусмотрены особенности проведения государственной аккредитации в отношении некоторых образовательных организаций. В настоящий момент к таким документам можно отнести:

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 414 (ред. от 21.03.2011));

Положение о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова” и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский государственный университет” (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2011 N 87 (ред. от 24.09.2012)).

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Комментарий к статье 93

В статье 38 Закона N 3266-1 предметно рассматривались вопросы контрольно-надзорного механизма в образовательной сфере. Однако положения комментируемой статьи значительным образом переработаны и адаптированы под современную практику. Раскрывается понятие контроля качества образования и надзора за деятельностью образовательных организаций. Как и ранее, контроль и надзор реализуются в форме проверок, которые могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Кроме того, закрепляются процедурные аспекты механизма проведения проверок, а также правовые последствия выявленных нарушений образовательного законодательства в части обеспечения качества ведения образовательного процесса.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется в соответствии с правилами, определенными в Положении о государственном контроле (надзоре) в сфере образования (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 164).

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Комментарий к статье 94

Отдельная статья о педагогической экспертизе впервые нашла отражение в нормах образовательного законодательства. Сама экспертиза:

преследует цель выявления в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти положений, затрагивающих права и ущемляющих положение субъектов образовательного процесса в части образовательной (воспитательной) составляющей;

может проводиться в отношении как уже принятых (действующих), так и готовящихся к принятию (проектов) нормативных актов;

организуется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти и непосредственно проводится на общественных началах участниками образовательных отношений.

По результатам проведения педагогической экспертизы экспертами составляется заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект или принявший нормативный правовой акт. Правительство РФ устанавливает порядок (механизм) проведения педагогической экспертизы.

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Комментарий к статье 95

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства и посвящена независимой оценке качества образования, предоставляемого образовательными организациями. Развитие системы независимой оценки качества образования является задачей нескольких программных документов РФ, в числе которых: Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы <1>, Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования на 2013 – 2020 годы” <2>, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 – 2015 годов, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года <3>.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р.

<3> Утверждены Правительством Российской Федерации 31.01.2013.

Кроме того, Правительству РФ Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” поручено до 1 апреля 2013 г. совместно с общественными организациями обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности <1>.

——————————–

<1> Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”.

Во исполнение этого поручения Правительство РФ утвердило Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги <1>, а также План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 – 2015 годы <2>.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 N 286 “О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги”.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 N 487-р “Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 – 2015 годы”.

Минобрнауки России и Общероссийским объединением работодателей – РСПП утверждены Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования <1> и Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах <2>.

——————————–

<1> Утверждено Минобрнауки России, Общероссийским объединением работодателей – РСПП 31.07.2009 N АФ-318/03.

<2> Утверждено Минобрнауки России, РСПП 31.07.2009 N АФ-317/03.

Учитывая комментируемую статью и ст. 96 Закона N 273-ФЗ, можно сказать, что фундаментальные правовые основы для формирования независимой оценки качества образования, а также участия общественности и общественно-профессиональных сообществ в повышении качества образования созданы. Однако еще требуются целенаправленные усилия по формированию общего системного подхода к независимой оценке образования как основе целостной общероссийской системы оценки качества образования, необходима разработка технологий и процедур независимой оценки образования на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном, школьном) и ступенях образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее, среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское, дополнительное).

Часть 1 комментируемой статьи определяет объекты независимой оценки качества образования: образовательные организации и программы. Сутью независимой оценки является определение соответствия объектов независимой оценки потребностям лиц, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. Целями создания системы независимой оценки качества образования являются:

повышение уровня конкурентоспособности образовательных программ и образовательных организаций, их реализующих, как на российском, так и на международном уровне;

объективизация оценки качества российского образования;

повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве предоставляемого образования;

формирование общероссийской системы оценки качества образования.

Формами независимой оценки качества образования могут являться:

аккредитация образовательных программ и образовательных организаций, их предоставляющих;

сертификация выпускников;

мониторинг деятельности образовательных организаций.

Субъектов независимой оценки качества образования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – определяет ч. 2 статьи. Каких-либо требований к субъекту независимой оценки качества образования (кроме установления организационно-правового статуса) законодатель не предъявляет. Однако на подзаконном уровне они могут предъявляться, например, организации, претендующие на проведение независимой оценки качества образования, должны обладать такими признаками, как:

компетентность – перечень основных (внутренних и приглашенных) экспертов организации с приложением подробных данных на каждого из них, содержащий сведения о научных интересах и достижениях экспертов, их опыте образовательной или иной профессиональной деятельности (для представителей рынка труда), свидетельствующие о наличии у экспертов необходимой квалификации и профессионально-личностных данных;

репутация – их официальное признание компетентными органами в общеевропейском, российском пространстве высшего (или другого вида) образования как структур, ответственных за независимую оценку качества;

независимость – от образовательных организаций, органов управления образованием и других заинтересованных сторон в своей деятельности, суждениях и рекомендациях;

информационная открытость – процессы, процедуры и критерии, используемые организациями, должны быть заранее определены и опубликованы;

иные требования.

В части 3 статьи предусматривается право субъекта независимой оценки качества образования устанавливать виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты. Такие субъекты вначале выбирают форму независимой оценки (аккредитация, сертификация, составление рейтинга, мониторинг). Далее, пользуясь предоставленным правом, организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, устанавливают собственную систему критериев ее оценки. При оценке качества образования проводятся специализированные экспертизы, при которых используются результаты независимой внешней оценки качества профессионального образования. Однако для этого необходимы:

формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

разработка стандартизированного, апробированного инструментария;

координация деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования;

разработка необходимого научно-методического обеспечения для объективного и надежного сбора информации;

подготовка квалифицированных кадров для проведения независимых экспертиз и др.

Указом Президента РФ от 07.05.2012 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки” Правительству РФ совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых Российской академии наук и международных экспертов поручено к декабрю 2014 г. подготовить предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических или физических лиц (ч. 4 статьи). Причем используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Инициатором проведения независимой оценки качества образования может выступать как сама образовательная организация, так и любое лицо, интересующееся качеством образовательных услуг конкретной образовательной организации.

Основным источником информации для независимой оценки качества образования являются открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности образовательных организаций. Доступность к таким ресурсам обеспечивается образовательными организациями в силу ст. 29 Закона N 273-ФЗ посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Услуги экспертов при проведении независимой оценки качества образования предоставляются на возмездной основе в соответствии с гражданско-правовым договором.

Независимая оценка качества образования может осуществляться также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования (ч. 5 рассматриваемой статьи), которые проводятся, как правило, в сфере высшего профессионального образования. Основными формами оценки высшего образования, применяемыми в мировой практике, являются аудит, оценка, аккредитация:

аудит качества – степень достижения собственных целей. В российской оценочной практике по назначению совпадает с самообследованием образовательных организаций;

оценка – проверка организации высшего образования, результаты которой либо определяются в количественных величинах, либо обозначаются буквами алфавита в национальной системе оценки качества, принятой в той или иной стране. Однако все большее значение приобретают международные критерии и показатели, которые должны использоваться при проверке образовательных организаций;

аккредитация – оценка подтверждения соответствия учреждения высшего образования определенному статусу. В результате специализированной или профессиональной аккредитации образовательных программ выявляется и подтверждается, что после изучения учебной программы слушатели получают необходимую квалификацию для практической деятельности.

В настоящее время сложилась международная инфраструктура по оценке качества высшего образования, которая включает:

международную сеть агентств, гарантирующих качество высшего образования (International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education – INQAAHE), главная цель которой – сбор, анализ и распространение информации о современных теориях и практике оценки качества высшего образования;

европейскую сеть гарантии качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education – ENQA), цель которой – европейское сотрудничество в области гарантии качества в высшем образовании и соответствующих положений Болонской декларации;

Международный альянс по транснациональному образованию (Global Alliance for Transnational Education – GATE), основная цель деятельности которого – содействие в получении и совершенствовании высшего образования вне рамок каких-либо государств. В целях глобального управления транснациональным образованием GATE для административно-правового регулирования данного вида высшего образования разработал Принципы транснационального образования, являющиеся сводом международных норм-принципов, регулирующих развитие нового вида высшего образования. GATE разработал и внедрил сертификацию альянса в зоне транснационального образования как процедуру международного обеспечения качества высшего образования и профессиональной подготовки вне государственных границ;

Ассоциацию европейских университетов: Конференцию ректоров университетов (Association of European Universities – CRE), которая не сама осуществляет оценку, аккредитацию учреждений высшего образования и подтверждение результатов их собственной самооценки, а использует экспертов из зарубежных университетов, назначенных ассоциацией <1>.

——————————–

<1> Щербак Е.Н. Актуальные вопросы международной стандартизации нормативных требований к оценке качества высшего образования в рыночных условиях // Юридическое образование и наука. 2011. N 4. С. 27 – 29.

Последняя ч. 6 комментируемой статьи устанавливает, что результаты независимой оценки качества образования не влекут приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Указанная часть подчеркивает добровольный (необязательный) характер независимой оценки качества образования. Оценка качества образования, выраженная в какой-либо форме (рейтинг, профессиональная аккредитация и др.), оказывает определенное влияние (положительное или негативное) на престиж образовательной организации, ее конкурентоспособность, но не влечет каких-либо неблагоприятных правовых последствий.

Реальные правовые последствия несут только государственные разрешительные процедуры – лицензирование образовательных организаций и аккредитация образовательных программ. Сущность таких процедур состоит в санкционировании, официальном признании за конкретными субъектами возможности заниматься образовательной деятельностью, требующими профессионального выполнения специальных правил, а также в контроле за фактически осуществляемыми действиями. При проведении государственной аккредитации образовательные организации согласно ч. 8 ст. 96 Закона N 273-ФЗ представляют сведения об имеющейся у них общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, которая рассматривается при госаккредитации. Для осуществления независимой оценки качества образования наличие лицензии и госаккредитации не оказывает никакого влияния на результат общественной экспертизы.

Please wait...

2. Управление системой образования включает в себя: 1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 2) осуществление стратегического планирования развития системы образования; 3) принятие и реализация государственных программ РФ, федеральных и региональных программ…; 4) проведение мониторинга в системе образования; 5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных гос. органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования и органов местного самоуправления…; 6) государственную регламентацию образовательной деятельности; 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно- профессиональную аккредитацию; 8) подготовку и повышения квалификации работников федеральных гос. органов, органов гос. власти субъектов РФ, осуществляющих гос. управление в сфере образования, органов местного самоуправления, руководителе и педагогических работников ОО.


3. Государственное управление осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы ГВ и органы ГВ субъектов РФ. В местных районах и городских округах – соответствующими органами местного самоуправления. 4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке гос. политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования,… по контролю и надзору, …, а также имеющие в своем ведении ОО. 5. Федеральный орган исполнительной власти, …, осуществляет координацию деятельности в сфере образования ФГО, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов системы образования.


1. … направлена на установление единых требований осуществления образовательной деят-ти и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдениями организациями, осуществляющих образовательную деятельность, этих требований. 2. … включает в себя: 1) Лицензирование образовательной деят-ти; 2) Государственную аккредитацию образовательной деят- ти; 3) Государственный контроль (надзор) в сфере образования.


1. … осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профобразования), по подвидам дополнительного образования. 2. Соискателями лицензии … явл. ОО, организации, осуществляющие обучение, а также ИП. 3. … осуществляется лицензирующим органом – ФО, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования…; 4. Лицензия имеет приложение, являющееся неотъемлемой частью; 5. Случаи для переоформления лицензии:.




2. … понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деят-ть по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований ФГОС; 3. Под ГК понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами ГВ субъектов РФ, осуществляющими гос. управление в сфере образования, и органами самоуправления…, организациями, осуществляющими образовательную деят-ть, требование законодательства об образовании….


4. К отношениям, связанным с осуществлением ГК за деят-тью организаций, применяются положения ФЗ от г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении ГК и муниципального контроля»; 5. Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций …, являются: 1) нарушения требований законодательства об образовании при проведении ГА; 2) … на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренных ст.97 данного закона; 6. В случае выявления нарушения требований законодательства … орган ГК выдает предписание об устранении выявленного нарушения. Срок исполнения предписания не может превышать шесть месяцев. 7. В случае неисполнения предписания ГК возбуждает дело об административном правонарушении и запрещает прием в данную организацию.


1. ПЭ проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися; 2. Проведение ПЭ организуется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Привлекаются юридические и физические лица, имеющие необходимую квалификацию Заключение подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти в 30-дневный срок со дня получения Порядок проведения ПЭ устанавливается Правительством РФ.


1. НО … осуществляется … в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деят-ть, оказания им содействия в выборе организации, повышения конкурентоспособности организаций… ; 2. НО осуществляется юридическим лицом или ИП; 3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, в отношении которых проводится НО, а также условия, формы и методы НО и порядок ее оплаты. 4. НО осуществляется по инициативе юридических или физических лиц. 5. Результаты НО не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии, приостановление ГА или лишение ГА в отношении организации.


1. Организации могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организаций; 2. Под ОА понимается признание уровня деятельности организации соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций; 3. Организации, которые проводят ОА обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения ОА;


1. Органы государственной власти РФ, местного самоуправления и ОО обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования; 2. Информация включает в себя данные статистического учета, данные системы мониторинга и иные данные…; 3. Мониторинг представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями, контингентом обучающихся, их достижениями, состоянием сети организаций; 4. Порядок, перечень обязательной информации устанавливает Правительство РФ; 5. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых отчетов и размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах ФО исполнительной власти

Описание презентации ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система по слайдам

Система образования ст. 10 Органы власти в сфере образования, консультативные, совещательные органы ФГОС ФГТ ОС ОП организации, осуществляющие образоват. деятельность, педагогические работники, обучающиеся, родители несовершеннолетних обучающихся. О б е сп е ч е н и е и о ц е н к а ч е ст в а (м о н и т о р и н г)

Ч. 2 ст. 90. Государственная регламентация образовательной деятельности 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственная аккредитация образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Основные нормативно-правовые акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99 -ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 3. ФЗ № 273 от 29. 12 «Об образовании в РФ»

4. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174 «О лицензировании образовательной деятельности» утвержденное 5. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»

6. Приказ Минобрнауки России от 11 декабря 2012 г. № 1032 г. Москва «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»

7. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2012 г. N 483 г. Москва «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений»

8. Приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2012 г. N 123 г. Москва «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»

9. Приказ Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 370 г. Москва «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования»

9. Постановление Губернатора Новосибирской области «Об ут верждении Административного регламента п редоставления министерством образования, науки и инновационной политики Новосиби рской области государственной услуги по лицензированию образовательной деятельно сти организаций, осуществляющих образова тельную деятельность на территории Новос ибирской области (за исключением организ аций, указанных в пункте 7 части 1 стать и 6 Федерального закона от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Феде рации»)»

Приложение к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации) , о подвидах дополнительного образования, адреса мест осуществления образовательной деятельности

Основания для возврата заявления лицензиату (ч. 12 ст. 91) 1) выходит за пределы компетенции лицензирующего органа; 2) соискатель лицензии или лицензиат в соответствии со ст. 23 не вправе реализовывать образовательные программы; 3) наличие у лицензиата неисполненного предписания

Действие выданных лицензий продолжается, а переоформление осуществляется до 01. 2016 г. (ч. 9 ст. 108)

Новеллы лицензирования деятельности ОО (ст. 91) 1. Н е указываются места осуществления для программ ДПО и профессионального обучения (ч. 4) 2. Основания для отказа в получении лицензии: наличие неисполненного предписания Рособрнадзора или органа, осуществляющего переданные полномочия (п. 3 ч. 12)

3. В лицензионных требованиях и условиях должны быть отражены: – сетевая форма реализации образовательных программ, – применение электронных форм обучения, ДОТ. 4. Индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны получать лицензию (до 01. 2014, ч. 10 ст. 108)

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ 1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам; 2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АККРЕДИТАЦИИ ОД УСТАНАВЛИВАЕТ 1) требования к заявлению о государственной аккредитации перечень включаемых в него сведений требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации их перечень;

2) порядок представления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом;

3) порядок проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы; 4) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности религиозных организаций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел РФ

5) порядок принятия решения о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации; 6) порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации; 7) основания и порядок переоформления свидетельства о государственной аккредитации; 8) порядок приостановления, возобновления, прекращения и лишения государственной аккредитации;

9) особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации: а) образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами; б) образовательной деятельности по профессиональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безопасности.

Новеллы аккредитации деятельности ОО (ст. 92) 1. Отменена аккредитационная экспертиза по установлению типа и вида образовательной организации. 2. Определен предмет аккредитационной экспертизы: соответствие образовательной деятельности ФГОС. 3. Программы ДПО не подлежат аккредитации. Свидетельства об аккредитации в части этих программ утрачивают силу с 01. 09. 2013 (ч. 8 ст. 108) В остальном действие выданных свидетельств о государственной аккредитации продолжается, и переоформление осуществляется до 01. 2016 г. (ч. 9 ст. 108)

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования федеральный государственный надзор в сфере образования

федеральный государственный контроль качества образования деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям ФГОС посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами власти и организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований

Государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93) Установлены дополнительные основания для неплановых проверок (ч. 5 ст. 93): 1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании проведении государственной аккредитации образовательной деятельности; 2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования

В случае нарушения (ч. 6 -8 ст. 93): 1. Предписание об устранении (в срок до 6 мес.) 2. В случае неисполнения предписания в срок: – составляется протокол в соответствии с Ко. АП – запрещается приём в данную организацию – выносится решение суда о привлечение к административной ответственности – повторное вынесение предписания и приостановление действия лицензии – АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ СУДОМ в случае дальнейшего неисполнения предписания.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация