География миграций в ссср. Трудовая миграция в ссср: что это было

Главная / Суд

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными.

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными. Так, среди прибывших в города России в 1973 г. 76 % мигрантов были выходцами из своей республики, в 1989 г. - 69%; на Украине доля "своих" мигрантов составляла, соответственно, 67 и 60 %, в Казахстане - 57 и 64 %, в Узбекистане - 48 и 59 %, и т. д.

Основной объем межреспубликанской миграции приходится на три республики: Россию, Украину и Казахстан. В большинстве случаев встречные миграционные потоки близки по величине, В республиках Закавказья и Средней Азии на миграции в 1989 г. сильно сказались межнациональные конфликты.

Происходило стягивание населения в славянские республики, причем особенно велик был чистый приток на Украину - почти вдвое больший, чем в Россию. Наибольшие же чистые потери имели Армения, Казахстан и Узбекистан.

Россия отдавала население на Украину и в Белоруссию, имела нулевой баланс в обмене с Прибалтикой, стягивала население изо всех остальных республик СССР. Громадный перевес движения населения в Россию из Закавказья над обратным был связан с межнациональными конфликтами, особенно - с вынужденной миграцией из Баку.

Картина межреспубликанских миграций в СССР эволюционировала. При этом если территориальная структура переселений и соотношение числа мигрантов в противоположных потоках были сравнительно устойчивы во времени, то результаты миграции для республик (чистая миграция, сальдо переселений) менялись относительно быстро. Дело в том, что сальдо миграции обычно составляет очень малую долю общей численности переселенцев, особенно при миграции между однотипными совокупностями поселений (например, городами России и Украины), так что очень небольшие сдвиги в численности встречных потоков могут вызвать очень большие изменения в результатах миграции.

В 60-е годы Россия была главным донором для подавляющего большинства других республик; с середины 70-х годов она стала главным реципиентом, мощно притягивавшим население из подавляющего большинства других республик.

В первой половине 60-х годов Средняя Азия являлась единственным экономическим районом, стягивавшим население изо всех других частей СССР; в 70-е годы она становится, наряду с Казахстаном, основным районом чистого оттока населения.

Коренные перемены в результатах межреспубликанской миграции начались, как видим, много раньше, чем возникли серьезные межнациональные конфликты (хотя нередко думают, что именно эти конфликты были причиной перемен в миграции). Следовательно, в основе этих перемен лежали какие-то другие, достаточно мощные и долговременные факторы. Какие же?

Главным фактором этого "поворота" миграций явились изменения в региональной трудообеспеченности. В Казахстане и Средней Азии наблюдался громадный прирост трудовых ресурсов, за которым далеко не поспевало увеличение числа рабочих мест. В России трудовые ресурсы росли медленно, во второй половине 70-х годов в трудоспособный возраст (16 лет) стало вступать малолюдное поколение, рожденное в период "демографического провала" 60-х годов; российская деревня к тому времени была демографически истощена, не могла уже давать прежнего числа мигрантов в города России. В это же время проходило ускоренное заселение районов хозяйственного освоения на Севере РСФСР; особенно больших трудовых ресурсов потребовали нефтегазовые районы Западной Сибири.

Постоянно и более или менее равномерно шел приток населения во все три республики Балтии. Небольшой в абсолютных цифрах, он был очень велик относительно населения Эстонии и Латвии. За 30 лет миграция дала здесь больше половины общего прироста населения - 16 из 31 % в Эстонии и 15 из 28% в Латвии, Кроме того, значительным было косвенное влияние миграции. Мигрирует главным образом молодежь, дающая в местах притока естественный прирост населения. Все это привело к сильному снижению доли "титульных" наций в населении Эстонии и Латвии.

Ввод новых рабочих мест был несоразмерен демографической ситуации в регионе. В Эстонии и Латвии воспроизводство населения давно уже было суженным, т. е. рождающихся детей не хватало для количественного замещения родительского поколения. В демографическом смысле Балтия являлась прямой противоположностью Средней Азии.

В результате активных миграций в СССР произошло громадное территориальное смещение национальностей, их всеобщая диффузия. Городское население практически всех частей страны стало многонациональным. Во многих городах нет количественно преобладающей национальности. Особенно сложным полиэтническим составом населения отличались столицы почти всех союзных республик, других национально-территориальных образований, новых и быстрорастущих поселений, возникающих при крупных новостройках. (Напомню, что на БАМе каждая союзная республика должна была возвести своими силами и кадрами один или несколько поселков.)

Хотя в межреспубликанских миграциях участвовали все сколько-нибудь значительные по численности нации страны, интенсивность такого участия была существенно различной. Объективно наибольшие преимущества были у русских и других русскоязычных, поскольку в городах страны практически повсеместно существовала русская языковая среда. Хотя русский язык официально, формально не объявлялся общегосударственным, фактически он был таковым. У русскоязычных мигрантов практически не было языковых барьеров, что существенно облегчало им адаптацию в новых местах проживания. У подавляющего большинства русскоязычного населения, попадавшего в "братские" республики, не было настоятельной нужды изучать языки их коренных этносов. Кроме того, у славянского населения во многих случаях были преимущества в образовании, квалификации, что тоже давало им определенные преимущества, особенно большие - в сравнении с сельским населением Средней Азии. Да и сами руководители союзных республик, хозяйственники были более заинтересованы в "импорте" готовых квалифицированных кадров, чем в подготовке собственных из местной молодежи. Так, на больших стройках Средней Азии, на ее машиностроительных заводах, текстильных комбинатах и т. д. часто работали преимущественно русские и другие "европейцы". Они прибывали туда не только самостоятельно, но и "в порядке перевода", по распределению после окончания высших и средних специальных учебных заведений и т. д.

Русское население за пределами РФ долгое время росло намного быстрее, чем в самой России: между переписями 1959 и 1970 гг - втрое, между 1970 и 1979 гг. - вдвое. В результате к моменту переписи 1989 г. в ближнем зарубежье оказались 25, 3 млн. русских. В большинстве союзных республик они занимали по численности второе место среди всех их народов.

В населении подавляющего большинства союзных республик доля титульной нации оказалась меньше, чем доля русских в России - несмотря на то, что в РФ много национальных административно-территориальных образований. В некоторых республиках титульная нация составляла чуть больше половины всего населения, а в одном - меньше половины. С другой стороны, у многих наций значительная их часть проживала за пределами "своей" союзной республики. Дело здесь не только в миграции, но и в том, что произвольно проведенные в советское время административные границы между республиками очень часто не совпадали с этническими. В условиях распада СССР и взрыва национализма такие несовпадения оказались дополнительными источниками напряженности.

В. И. Переведенцев

Миграция населения - это совокупность различных по своей природе перемещений людей через границы тех или иных территориальных образований, сопровождающихся постоянным или временным изменением места жительства. Как мы и говорили в предыдущей главе, миграция может различаться: по характеру пересекаемых границ (внешняя и внутренняя), по продолжительности (безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая), по причинам, ее обусловившим (добровольная и вынужденная), с точки зрения соблюдения норм действующего в стране законодательства (законная, незаконная), по способу реализации (самостоятельная, организованная). В этой главе мы рассмотрим такое понятие как «вынужденная миграция».

Вынужденные мигранты - это люди, покидающие свои места жительства из-за страха насилия, преследования или природных бедствий. Юридически в России существуют две категории вынужденных мигрантов - беженцы и вынужденные переселенцы. Беженцы - лица без российского гражданства, прибывшие в Россию, спасаясь от преследований и временно проживающие на территории страны. К вынужденным переселенцам относятся российские граждане, проживающие в России или за ее пределами и вынужденные покинуть места постоянного проживания вследствие? вооруженных конфликтов, преследований или природных катастроф. В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы имеют право на получение жилья, ссуды и других видов вспомоществования.

История уже давно знакома с вынужденным перемещением многотысячных масс населения из одного региона мира в другой. Проблема беженцев появилась на земле еще до н.э. Ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступив в 1695 г. до н.э. на земли Иудеи, сразу предупредила местных жителей, что их дома займут ассирийские колонисты. Около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, переместившись в Египет .

В 375 г. н.э. в Римской империи подняли восстание беженцы - готы: около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников - гуннов на земли Рима, где их обратили в полурабство. При кровавом восстании был убит император Валент, а готы получили право селиться там, где они хотят .

В VII-IХ вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения и смешались с местным населением.

Появление древних славян на территории будущей России было результатом миграции. Миграция была одновременно, в значительной степени, колонизацией новых для этих людей территорий, которые они осваивали. Эта миграция-колонизация постепенно охватывала громадные территории, что оказывало сильнейшее влияние на специфику общества и государства. Славяне медленно продвигались между поселениями аборигенов, что могло происходить лишь в результате низкой плотности населения. Славяне расселялись родами, племенами, союзами племен. Этот процесс шел во всех направлениях, где этому не мешали природные препятствия .

Причиной миграции на новых территориях была не абсолютная нехватка земельного ресурса, но сложившаяся на определенных этапах безграничная (по крайней мере, этим людям так казалось) реальная и потенциальная возможность умножения, освоения новых земельных ресурсов.

Специфика условий и движущих сил миграции была органически связана со спецификой образа жизни. В.О. Ключевский обратил внимание на образ жизни крестьян, который мог сложиться лишь при широкой возможности миграции и низкой плотности расселения .

Историк М.К. Любавский, говоря о XII-XIII вв., писал, что русское население размещалось в пределах своей оседлости в древнейшее время группами, оазисами среди степей, лесов и болот .

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) - страна традиционно высокой мобильности населения. Однако, в ее основе непростой и свободный выбор гражданами своего местожительства, обусловленный их индивидуальными предпочтениями и особенностями факторов рынков труда и жилья, но совершенно иной тип мобильности, носящей плановый, массовый и приказной, одним словом, принудительный - характер. Кульминацией такого рода «мобильности» и являлись депортации населения, по праву ставшие одной из главных составных частей сталинских репрессий. Эта недвусмысленная установка на отрыв масс людей от их устоявшейся и привычной среды обитания и, стало быть, на перемещение в пространстве (подчас, на многие тысячи километров) является еще одной принципиальной особенностью, объединяющей проблематику принудительных (вынужденных) миграций с исследованиями «классических» миграций и придающей ей априори географический характер.

Тридцатые годы - период резкого усиления внешнеполитической самоизоляции Советского Союза. Именно тогда начал выстраиваться тот «занавес», который впоследствии был назван «железным». В середине 30-х гг. началась серия акций по обеспечению безопасности крупных городов, границ и приграничных территорий посредством их «зачистки» от «социально опасных», с точки зрения советского руководства, элементов .

С января 1936 г. Руководство Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД) Украины и Казахстана обсуждало вопрос о выселении 15 тысяч польских и немецких хозяйств (около 45 тыс. человек)из приграничной зоны Украины и Казахстана. Переселению подлежали поляки и немцы, проживающие вдоль тогдашней государственной границы с Польшей на территории полигонов, к строительству которых тогда только приступали. Главной целью, очевидно, было обезопаситься .

В соответствии с постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и Совет народных комиссаров(СНК) от 17 июля 1937 года на границах СССР вводились специальные защитные полосы или пограничные зоны. Для их организации из пограничных районов Армении и Азербайджана в 1937 г. было выселено 1325 курдов.

Однако, основным фронтом операций по депортации в 1937г. стала не западная, а дальневосточная граница, а их главной жертвой были, несомненно, корейцы - первый этнос в СССР, подвергнутый тотальной депортации. Уже к 25 октября 1937 г. было выселено 36442 корейских хозяйств (171781 человек) . Большинство переселенцев выгружалось в Казахстане и Узбекистане.

Итак, целые районы на Дальнем Востоке основательно опустели. С заселением опустевших земель дела шли туго. В период с 1937 по 1939 гг. приехало всего 3700 хозяйств. Таким образом, компенсировать демографический и хозяйственный урон от высылки корейцев не удалось.

Разумеется, в 1937-1939 гг. «зачистка» проводилась не только на западных и восточных границах Союза, но и на южных, в частности, с Турцией, Ираном и Афганистаном. К освобождению от «неблагонадежного элемента» предназначалось, в общей сложности, 40 приграничных районов Армении, Азербайджана, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Общее количество «нового контингента» депортированных в 1933-1937 гг. можно оценить примерно в 260 тыс. человек .

Известно, что 1 сентября 1939 г., с нападения Германии на Польшу с запада, началась Вторая мировая война. 17 сентября, напав на Польшу с Востока, в нее вступил и Советский Союз.

После оккупации Красной Армией в сентябре1939 г. восточных воеводств Польши, тотчас же превращенных в западные области «воссоединенных» Украины и Белоруссии, «зачистки» начались и в них. Испытать их на себе теперь предстояло польским, украинским, еврейским и прочим «националистам». В 1940 г. началось массовое выселение поляков. Всего было четыре тщательно подготовленных операций (10 февраля, 9 и 13 апреля, 29 июня). Общее число депортированных в этот период - 275 тыс. человек. Депортации с территории аннексированных польских земель продолжались вплоть до нападения Гитлера на СССР.

По некоторым оценкам, всего из довоенной Польши в СССР было вывезено 1,6-1,8 млн. человек, не считая белорусов, литовцев и евреев .

Общее число депортированных из новых западных областей СССР в 1940-1941 гг. достигало 380-390 тыс. человек. Регионами выселения стали Север Европейской части, Урал, Западная и восточная Сибирь, Казахстан и Узбекистан.

Годы Великой Отечественной войны для СССР ознаменовались не только беспримерным напряжением всех государственных и народных сил в смертельной, но победительной схватке с бесчеловечным и могучим агрессором, но и целой серией актов несправедливости, дискриминации и репрессий по отношению к части собственного населения. В первые месяцы войны были мобилизованы более 17 тыс. чеченцев и ингушей, на фронт ушли 40 тыс. турок-месхетинцев.

Во времена Великой Отечественной войны самый первый депортационный удар пришелся по советским немцам. Перемещению подверглось около 1,2 млн. советских немцев . Все немецкое население было вынуждено сконцентрироваться к востоку от Урала.

Еще в 1943 г. вторыми и третьими (вслед за немцами) карающий удар органов НКВД и Министерства государственной безопасности (МГБ) приняли карачаевцы (в ноябре) и калмыки (в самый канун Нового года). Калмыки и карачаевцы пострадали, как говорилось в указе за то, что они «… вступали в организованные немцами отряды для борьбы с советской властью», «…изменили Родине», «…предавали немцам честных советских граждан» .

Территория Чеченско-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики (АССР) практически не была под оккупацией, однако, официальным обвинительным мотивом было «…активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии». К 1 марта 1944 г. было отправлено 387229 чеченцев и 91250 ингушей. . А 7 марта 1944 г. Указом Президиум Верховного Совета (ПВС) СССР была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, на месте районов населенных чеченцами, был создан Грозненский округ в составе Ставропольского края.

В августе 1942 г. началась кратковременная немецкая оккупация части территории Кабардино-Балкарской АССР, а 11 января 1943 г. она была уже полностью освобождена от немцев. 8 апреля 1944 г. вышел Указ ПВС СССР о переселении балкарцев и переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР. Общее число депортированных в местах вселения составило 37044 человек.

13 апреля 1944 г., сразу же после освобождения Крыма, НКВД и Народный Комиссариат Государственной Безопасности (НКГБ) приступили к «очистке» его территории от антисоветских элементов. В результате, к лету 1945 г. в Крыму осталось всего 379 тыс. человек (против 875 тыс. перед войной).

Следующей жертвой геополитической концепции Сталина стала его собственная родина - Грузия. Решение о переселении 7602 турка было принято 31 июля. Под турками здесь понимается турки-месхетинцы, жители грузинской исторической области Месхет-Джавахети. Поскольку, государственная граница проходила и по Аджарии, то «зачистки» не миновали и ее.

Общее число граждан, депортированных в СССР в 1944-1945 гг., помимо наказанных депортированных народов, составило около 260 тыс. человек.

В опустевшие районы власти были вынуждены водворять насильственно, так называемое, «правовое население», находившееся по соседству. Несомненно, такое переселение нанесло большой ущерб всем отраслям жизни, особенно сельскому хозяйству. Выселение чеченцев отрицательно сказалось на промышленности бывшей республики. Переселение также негативно отразилось на социально-культурных и этнических факторов. Многие регионы оказались обезлюдевшими (например, Калининградская область).

Примечательно, что после войны депортации с завидной последовательностью продолжались. В июне 1948 г. впервые гонениям подверглись «тунеядцы» (колхозники, не вырабатывавшие обязательного минимума трудодней). Кроме того, продолжались депортации оуновцев (украинских националистов) из западных районов Украины.

За 1940-1953 гг. из Прибалтики на спецпоселение было отправлено 203590 человек, а 11 июня Министерство внутренних дел (МВД) издало указ о порядке приема, перевозки, расселения и трудоустройства лиц, выселенных из Молдавии.

Депортации продолжались и в 1950-х гг. Так, в марте 1951 г. из Таджикистана было выселено 2795 басмачей и членов их семей.

Со второй половины 70-х годов направление миграции изменилось на прямо противоположное: в центральную Россию и на восток страны из южных республик и районов. Миграционная «экспансия сменилась их реэмиграцией в свою республику». Это вытеснение русских было «буквально громом среди ясного неба». В 1979-1988 гг. процесс реэмиграции русских охватил большинство республик СССР. Затем эта миграция приняла характер эвакуации, включая выезд из районов острых этнических конфликтов, где она приобретала характер массового бегства .

Распад СССР, образование суверенных государств, возникновение локальных вооруженных конфликтов явились переломным моментом в развитии миграционных процессов, происходящих на территории России и Содружества Независимых Государств (СНГ). Возник принципиально новый институт государственного управления -миграционная служба России.

Разразившийся в конце 80-х годов в стране политический и экономический кризис охватил все сферы общественной жизни. Он, естественно, коснулся и миграционных процессов: изменилась масштабность и интенсивность миграционного движения, направленность и структура потоков. Вынужденное переселение достигло огромных размеров, появилась особая социальная категория - беженцы, лица, находящиеся в положении вынужденно перемещенных внутри страны. Первые вынужденные мигранты появились в России в конце 1980-х годов в связи с межнациональными конфликтами на территории Азербайджана, Армении и Узбекистана. Уже к январю 1990 г. в России было зарегистрировано 71,1 тыс. лиц, «временно покинувших места постоянного проживания». Свыше половины из них (36 тыс. чел.) поселились на Северном Кавказе, значительная часть нашла приют в регионах Центральной России. Появление новых очагов вооруженных конфликтов на территории СССР способствовало притоку новых контингентов вынужденных мигрантов: накануне распада Советского Союза, осенью 1991 г., в России, по данным МВД Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), насчитывалось 208,4 тыс. лиц, временно покинувших места постоянного проживания .

С 1992 г. получили статус беженца или вынужденного переселенца около 1,6 млн. иммигрантов из стран СНГ и Балтии - почти каждый четвертый, прибывший в Россию. На начало 2005 г. насчитывалось уже только 239 тыс. чел., имеющих, преимущественно, статус вынужденного переселенца (статус беженца предоставляется с существенно большими сложностями: в 2003 г. его получили 58 чел., в т.ч. 24 чел. из стран СНГ и Балтии, в 2002 г. - 51 чел., в т.ч. лишь 5 чел. из ближнего зарубежья). Особенно быстро сокращается численность беженцев: на 1 января 2004 г. в России было 3,1 тыс. беженцев, тогда как в начале 1998 г. - 235 тыс. .

Согласно Федеральному закону «О вынужденных переселенцах», статус вынужденного переселенца предоставляется российским гражданам, прибывшим в Россию, а также внутренним перемещенным лицам, независимо от гражданства.

Согласно Федеральному закону «О беженцах», вынужденные мигранты, не имеющие российского гражданства, могут претендовать на статус беженца, либо временное убежище. В исключительных случаях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, может предоставляться политическое убежище.

В соответствии с Федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах» претенденты на статус должны доказать, что они подвергались насилию, преследованию или существовала реальная опасность их преследования и членов их семей. Вооруженные конфликты и войны в государствах их предшествующей резиденции не являются достаточным основанием для предоставления статуса.

С 1997 г. статус беженца гражданам новых независимых государств практически не предоставляется. В соответствии с редакцией Федерального закона «О беженцах» от 1997 г. подавляющее большинство иммигрантов из стран СНГ и Балтии могут реально претендовать только на временное убежище.

Несмотря на присоединение России к Конвенции Организации Объединённых Наций (ООН) о статусе беженца в 1992 г., в последующие годы Россия была не в состоянии, по финансовым причинам, выполнять взятые на себя обязательства по отношению к аппликантам из дальнего зарубежья. Статус беженца предоставляется гражданам государств традиционного зарубежья в единичных случаях. В то же время, представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) зарегистрировано несколько десятков тысяч лиц, претендующих на статус беженца.

Причиной неуклонного сокращения численности вынужденных мигрантов является утрата статуса беженцами и вынужденными переселенцами, прибывшими в Россию в начале 1990-х годов в соответствии с действующим законодательством; приток новых претендентов на статус не покрывает это выбытие. (Статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет, беженца - на 3 года.)

Большинство вынужденных мигрантов, прибывающих в Россию со второй половины 1990-х годов - выходцы из государств Центральной Азии, не имеющие намерения возвращаться и стремящиеся к скорейшей адаптации в России, которая облегчается наличием российского гражданства и статуса вынужденного переселенца. В отличие от вынужденных мигрантов предшествующих лет, среди которых преобладали лица, эвакуирующиеся из зон вооруженных конфликтов, они имели возможность подготовиться к переселению в Россию, включая получение гражданства, вывоз имущества и продажу недвижимости. По сути, это репатрианты, которым трудно доказать вынужденный характер переселений, как того требует Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах».

На 1 января 2005 г., по данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, в стране насчитывалось 238,6 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. А всего за время действия законов статус вынужденного переселенца и беженца получили более 1 млн чел. Около 42% из них составляли бывшие жители Казахстана, 14% - Узбекистана, 9 - Грузии, 7% - Таджикистана. Около 47 тыс. чел. (20%) переселились внутри России из регионов с нестабильной общественно-политической обстановкой (внутренние перемещенные лица). В основном, это вынужденные мигранты из Чечни и зоны осетино-ингушского конфликта (соответственно 78,4 и 19,9% перемещенных лиц на начало 2004 г.). Подавляющая часть перемещенных лиц (свыше 82%) сконцентрирована в сопредельных с конфликтными зонами регионах Южного федерального округа .

Региональные миграционные службы регистрировали российских репатриантов как вынужденных переселенцев, чтобы, хоть как-то, облегчить их положение. Большинство обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем или беженцем получали искомый статус: в 1998 г. его получили 81,1 % ходатайствующих, в 1999 г. -92,2%. (В то же время часть мигрантов, имеющих основания для получения статуса вынужденного переселенца или беженца, не обращались за ним, не видя смысла в преодолении бюрократических препон для получения мизерных пособий и льгот.) В 2003 г. статус получили 64,0% обратившихся.

Среди вынужденных мигрантов высока доля детей (25,2%) и лиц пожилого возраста (16,0%), 55,3% из них - женщины. В таком составе находит отражение стремление России, в условиях ограниченности ресурсов, предоставлять статус, прежде всего, самым незащищенным в социальном отношении лицам. Россия в лице вынужденных мигрантов получает прекрасное пополнение среди них: в 2003 г. лица с высшим образованием составляли 17,7%; с незаконченным высшим и средним профессиональным - 32,2%; средним общим - 49%.

По данным Госкомстата РФ, миграционные потоки в Российской Федерации в 1991-1999 гг. (из региона в регион и из других стран) затронули более 30 млн человек прибывших и выбывших; только сальдо миграции за эти годы составило более 3,5 млн чел.

Массовая вынужденная миграция ныне - серьезный фактор, ограничитель и ресурс, подлежащий учету в российской ситуации. Она усиливает остроту и актуальность принятия оптимальных решений в области социальной политики, взаимоотношений государства и общества, центра и регионов, выбора эффективных управленческих технологий.

В настоящее время миграционные процессы вызваны принципиально новыми обстоятельствами или иным характером их проявления, чем ранее. Это, прежде всего, проблема межнациональных отношений, которая стала одной из самых конфликтных. Национальная напряженность охватила почти всю страну, вовлекая в конфронтацию разные этнические группы и социальные слои, порождая в мирное время такое страшное явление, как беженцы.

Стихийные миграционные процессы создают одну из сложнейших государственных проблем в России. Сотни тысяч вынужденных мигрантов нуждаются в материальной и финансовой помощи, объемы которой превышают нынешние социально-экономические возможности государства и отдельных регионов, а условия, в которых экономически активная часть переселенцев могла бы заняться самообеспечением, практически отсутствуют. Противоречия возникают и при выборе нового места жительства: интересы вынужденных мигрантов и интересы государства, в целом, регионов и местных органов власти часто не совпадают.

Это огромная социальная, политическая и гуманитарная проблема, требующая особых ресурсов и квалификации для ее разрешения или, по меньшей мере, облегчения положения пострадавших.

Сегодня миграция выступает как отражение социальных, экономических и политических противоречий не только у нас в стране, но и за ее пределами. Произошли радикальные изменения в миграционном обмене населения между Россией и государствами нового зарубежья. За последние пять лет более, чем на треть вырос приток мигрантов в страну. И за этот же период прирост российского населения, за счет этой категории, увеличился в 5,6 раза.

Проблема социальной защиты беженцев и вынужденных переселенцев находится на стыке двух тем: миграции и социальной защиты. Но и первая, и вторая больше исследованы относительно постоянно проживающего населения в аспектах, касающихся традиционных подходов, направлений и форм. Собственно, социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев в России пока уделено в науке недостаточно внимания в качестве самостоятельного объекта изучения. Тем более, что проблема беженства ранее была неизвестна ни населению бывшего СССР, ни управленческим органам прежних властей.

1. Что такое миграции? Какими причинами они вызываются?

Миграции населения России – территориальная подвижность населения России, вызванные особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны. Причины иммиграции в Россию:

Более оплачиваемая работа;

Желание учиться в России;

Сложная криминогенная обстановка на Родине;

Военные действия на Родине;

Семейные обстоятельства;

Реэмиграция из стран СНГ;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Более высокий уровень жизни

Причины эмиграции из России:

Повышения уровня жизни;

В других странах больше порядка;

В других странах больше перспектив;

Нравится конкретная страна;

Желание жить рядом с родными;

Стремление к безопасности.

2. С чем связано изменение направлений миграций в конце XX в.? Каковы основные направления миграционных потоков в настоящее время? С чем это связано?

В конце ХХ века наблюдались серьезные изменения в миграционных потоках населения, большинство иммигрантов были направлены из стран ближнего зарубежья, в то время как россияне эмигрировали в страны ближнего зарубежья. Внутри страны до распада СССР, была общая тенденция движения населения в азиатскую часть страны, что было обусловлено демографической политикой государства; после распада СССР тенденция оказалась противоположной – движение населения было направлено с азиатской части страны в европейскую. Сегодня внутренняя миграция населения превышает внешнюю, и наблюдается тенденция передвижения населения из малых населенных пунктов в более крупные.

3. Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край; г) Ханты-Мансийский автономный округ.

4. Почему расширение территории приводило к этническому разнообразию российского населения?

Расширение территории России неизбежно приводит к увеличению этнического разнообразия населения, поскольку на территории неосвоенной русскими исследователями проживали малочисленные народы, которые автоматически входили в состав России и оставались там.

5. Как влияют миграции на жизнь общества?

Миграции серьезно влияют на жизнь общества, к примеру, увеличение потока иммигрантов увеличивают этническое разнообразие территории. А большие оттоки населения могут привести к экономическому упадку региона, из-за отсутствия рабочей силы.

6. Изучите по карте (см. рис. 24), как влияют миграции на изменение численности населения в различных регионах. Составьте список регионов, в которых наблюдается: а) интенсивный приток мигрантов; б) наибольший отток населения.

Миграция сильно влияет на численность населения страны или региона. В регионе, где преобладает эмиграция населения (это такие субъекты как Чукотский А.О., Камчатский А.О., Сахалинская область, Р.Якутия и др.), наблюдается снижение численности и плотности населения, возникает нехватка рабочей силы региона, темпы экономического роста начинают падать. В то время как в регионах с высокой долей иммигрантов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край), наоборот, вакантные места заполняются. В тоже время возникает проблема ассимиляции иммигрантов с местным населением.

7. Выясните: а) из каких районов России или других стран прибыли ваши предки; б) чем объяснялись эти переезды; в) на какие стороны жизни и как повлиял переезд.

Миграции моей семьи. Мои предки прибыли на Урал из разных регионов страны. По отцовской линии в середине XIX века приехали из Тульской области; по материнской примерно в это же время прибыли из Пермского края. Эти движения связаны с развитием промышленности на Урале в середине XIX века и увеличением числа металлургических заводов, а как следствие, привлечением населения из западных частей страны. Любой глобальный переезд сильно меняет образ жизни людей, к примеру, приехав из климатически более благоприятной центральной России на Урал, приходилось адаптироваться, менять одежду, общий уклад жизни, приспосабливаться к более пестрому этническому составу и меньшей плотности населения.

8. Вы знаете, что миграция - процесс территориального перемещения населения. Объясните мотивы, вызывающие миграцию. Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, переезжающие: а) из города в деревню (или, наоборот, из деревни в город); б) из города в город; в) из страны в страну?

К мотивам вызывающим миграцию населения можно отнести: потребность в улучшении качества жизни, стремление улучшить материальное положение, потребность в более качественном образовании, бегство от социальных, экологических или политических проблем на родной территории, стремление жить рядом с родственниками. Люди, переезжающие из деревни в город, надеются получить качественное образование и устроиться на престижную работу для того, чтобы улучшить свой уровень жизни. Тек, кто пытается переехать из одного в другой город, также наедятся на улучшение своего материального положения, возможно, они пытаются быть ближе к своим родственникам. Эмигранты, которые меняют страну проживания, наедятся улучшить свой уровень жизни и переехать в страну с большим порядком, где у них будет больше перспектив, чем на Родине.

9. Какие миграционные процессы происходят сейчас в вашей республике, крае, области? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это можно осуществить?

В целом на территории Челябинской области активно идут миграционные потоки, иммиграция осуществляется в основном из Казахстана, что способствует пограничное положение области. Эмиграция идет в два района – на запад в Центральную Россию и на восток – в Западную Сибирь. Первое направление связно с желанием улучить свой социальный статус, получить престижное образование, второе с вахтовым методом работы на месторождениях нефти и газа в Тюменской области. Управлять тенденциями миграции можно создавая более благоприятные условия жизни и повышать качество жизни населения, в этом случае оттоков населения не будет, а жесткая миграционная политика позволит ограничить прибавку иммигрантов.

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной ) в конце XVIII-XIX вв., заселение с XVIII в. и особенно интенсивно - в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока. Особенно быстро росло население Крайнего Севера. Районами выхода мигрантов было большинство областей Центрального . С 1960-х гг. среди районов притока увеличилась доля Центральной России (Москва и Московская область), Ленинграда и Ленинградской области, а темпы заселения восточных областей снизились. В 1990-х гг. тенденции межрайонной миграции резко изменились: начался отток населения из районов севера и востока. За 1990-2000 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. человек, Европейский Север - более 300 тыс. человек, Восточная Сибирь - около 200 тыс. человек. Западная Сибирь имеет положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии. Миграции между городом и селом, которые в течение всего XX в. были направлены из села в город (кроме периодов войн), в начале 1990-х гг. претерпели изменения. В конце 1980-х гг. интенсивность миграций между городом и селом сократилась в несколько раз, а в 1991-1993 гг. отмечался даже небольшой приток горожан в село. Но впоследствии восстановился приток мигрантов из села в город, хотя и меньший, чем в 1980-е гг.

Фрагмент 1

Изучение нового материала по теме

Задачи:

  • Сформировать представление о миграциях населения во времени и в пространстве.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника (выделение главного, составление структурных схем, составление определений и др.).

Организация работы

Вводная беседа

1. Под действием каких причин может изменяться численность населения страны, какой-либо территории?

2. Ввод понятия “Миграция”.

3. Сформулируйте самостоятельно определение понятия “Механический прирост”.

4. Какие значения может принимать величина механического прироста? Как при этом меняется численность населения?

5. Предположите, какие причины могут побудить человека к смене места жительства.

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

1. Познакомьтесь с текстом § 7. Выявите основные потоки миграций в СССР и России в различные годы: направления и причины.

2. Заполните хронологическую таблицу “Миграции населения в СССР и России”, для этого используйте текст учебника, рис. 13, с.41 и знания, полученные самостоятельно из внеучебных источников (СМИ, Интернет).

Период, гг.

Направления миграций

Причины миграций

Дополнительная информация

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

3. Используя материалы таблицы, составьте обобщающую структурную схему “Миграции населения”. Ключевые слова определите самостоятельно.

Подведение итогов работы на уроке:

1. Какие народы подверглись насильственному переселению? Как сложилась их дальнейшая судьба?

2. Каково значение миграций для экономики страны?

3. Приведите примеры миграций членов вашей семьи. Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи?

Консультирование по выполнению домашней практической работы.

Домашнее задание: § 7. Домашняя практическая работа.

Домашняя практическая работа.

1. По данным таблицы 12 постройте столбчатые диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах”.

2. Сделайте анализ, ответив на вопросы:

– Как изменилась доля русского населения в новых независимых государствах (в каждом отдельно и по регионам: страны Балтии, страны Средней Азии, страны Закавказья)?

– Каковы причины этих изменений (политические, экономические, социальные, культурные и др.)?

3. Сделайте общий вывод:

– Каковы последствия изменений доли русского населения для новых независимых государств и России? Отметьте экономические, политические, социальные, культурные последствия.

Фрагмент 2

Повторение и закрепление знаний по теме с элементами введения новой информации

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания по теме “Миграции населения”.
  • Продолжить работу по развитию навыков чтения схем, таблиц, карт.
  • Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, создавать новое знание на основе известной информации, собственного жизненного опыта.

Организация работы

Задания для повторения предлагаются по рядам.

Дополнительно создаются две группы по два человека, которые будут работать с творческими заданиями. В группы включаются наиболее подготовленные учащиеся.

Для удобства работы на каждый стол выдается лист с заданиями для каждого ряда.

Задания:

I ряд

Работа со словарем по теме “Миграции населения”.

Работа выполняется письменно на листочках.

I вариант

Миграция –
Внутренние миграции –
Эмиграция –
Реэмиграция –
Репатриация –

II вариант

Механический прирост –
Внешние миграции
Иммиграции –
Депортация –
Незаконные мигранты –

II ряд

Самопроверка выполнения домашнего задания “Анализ диаграмм “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20).

Проверьте, есть ли в ваших выводах ответы на следующие вопросы:

1. В каких странах бывшего СССР особенно сильно уменьшилась доля русских? Подтвердите цифрами.

2. Почему именно в этих странах произошло наибольшее снижение доли русских?

3. В каких странах после распада СССР доля русских увеличилась? осталась практически неизменной?

4*. Существует ли связь между численностью русских в той или иной стране бывшего СССР и политическими отношениями, сложившимися между Россией и этими странами?

III ряд

Работа с информацией, представленной в виде схем.

Внимательно рассмотрите предложенные схемы, сравните с теми, что вы составили самостоятельно по тексту учебника. Проанализируйте представленную в схемах информацию. Приготовьтесь озвучить данные схемы для класса. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Какие признаки классификации положены в основу составления каждой схемы?

2. Информация к какой схеме (схемам) отсутствовала в вашем учебнике? Попробуйте самостоятельно составить по ней рассказ.

Творческие группы

I группа

Попробуйте составить портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, возраст, семейное положение, здоровье, черты характера). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного проживания.

II группа

Обобщив изученный материал и опираясь на внеучебные знания, выявите положительные и отрицательные последствия миграции для страны в целом, и для отдельного субъекта, в частности.

Порядок работы по повторению и закреплению знаний

1. Всем учащимся класса предлагается познакомиться с предложенными заданиями и задать учителю уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

2. Учащиеся приступают к работе. Учащиеся II и III ряда могут работать в парах, обсуждая возможные варианты ответов и осуществляя взаимопроверку самостоятельных работ, выполненных на предыдущем уроке и дома.

3. Учащиеся I ряда работают в течение 3 минут. Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, организуется взаимопроверка. Выставляются оценки. Фиксируется фамилия проверяющего. Выполненные работы передаются учителю. Вся работа занимает 5-7 минут. Все учащиеся первого ряда присоединяются к выполнению заданий второго ряда.

4. Проверяется работа второго ряда. Учащиеся третьего ряда, по мере выполнения собственного задания, также присоединяются к проверке домашней работы. Проверка осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. По ходу проверки учащиеся делают уточняющие записи в тетради.

5. Проверка работы третьего ряда. Осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. Схемы, дополняющие материал, представленный в учебнике, заносятся в тетради по ходу их комментирования и обсуждения.

6. Заслушиваются результаты работы творческих групп. Учащимся класса предлагается составить и записать в тетради 1-2 уточняющих вопроса к сообщениям творческих групп. На основе составленных вопросов организуется обсуждение результатов работы.

7. Подводятся итоги проверки выполнения домашней работы. На полях тетради каждым учеником выставляется оценка по итогам самопроверки.

Показатели для самостоятельного оценивания результатов работы по теме “Миграции населения”:

1. В тетради записаны определения терминов. Учащийся готов дать определения каждого из них самостоятельно.

2. В тетради выполнены схемы, отражающие основной материал по теме. Учащийся готов прокомментировать каждую из схем, назвав признак классификации.

3. В тетради выполнены диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20) и сделан их анализ. В анализе представлены главные выводы, они подтверждаются расчетами.

4. Учащийся принял участие в обсуждении вопросов творческих групп.

Критерии оценивания:

  • 5 баллов – данные показатели достигнуты в полном объеме;
  • 4 балла – данные показатели в целом достигнуты, допущены незначительные недочеты;
  • 3 балла – данные показатели достигнуты частично, допущены значительные недочеты.

Учитель вправе перенести в журнал оценки, выставленные учащимися по результатам самопроверки и самооценивания, без изменения, либо повысить или понизить оценку после индивидуального собеседования с учащимся.

Список использованной литературы

  1. Асеева И.В. На уроке географии: Население и хозяйство России: Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
  2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация