В каких конвенциях участвует рф. Международные договоры рф. Выполнение и расторжение договора

Главная / Суд

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

межгосударственные,

межправительственные и

договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне -- от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба - такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права - отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

Огромное значение при решении процессуальных вопросов с «иностранным элементом» имеют международные договоры, и в первую очередь, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Именно такие договоры разрешают многие вопросы правового сотрудничества; о судебной защите граждан и организаций, компетенции учреждений юстиции по некоторым категориям гражданских и семейных дел, о признании и исполнении решений иностранных судов, о судебных поручениях, пересылке документов, взаимного представления информации о действующем праве.

Роль международных договоров особенно возросла в последние годы. Причины этого кроются в следующем:

1. Международно-правовое закрепление получили многие положения, касающиеся прав и свобод человека: о доступности средств судебной защиты для всех граждан независимо от гражданства; гласности судопроизводства; равенстве перед законом и судом, рассмотрение правовых споров независимыми и беспристрастными судами, созданными на основе закона.

2. Расширение международных связей в различных сферах, и в первую очередь в экономической.

Вопросами унификации права в области международного гражданского процесса занимается ряд международных органов и организаций.

Во-первых, это Гаагская конференция по международному частному праву, созданная еще в 1893 году. Во-вторых, Совет Европы в Страсбурге, подготовивший Конвенции об иммунитете государства 1972 года; легализации официальных документов 1968 года и другие Сборник договоров по оказанию правовой помощи. - М., 2006. - С. 33-34..

Наиболее известным многосторонним соглашением является Гаагская конвенция от 1 марта 1954 года по вопросам гражданского процесса. Наше государство присоединилось к ней в 1967 году. Конвенция регулирует вручение судебных и внесудебных документов, выполнение судебных поручений о производстве отдельных процессуальных действий, устанавливает правило об освобождении иностранцев от обеспечения судебных расходов при предъявлении ими исков, о предоставлении бесплатной правовой помощи и некоторые другие вопросы.

Россия, как и ряд других государств, активно участвует в международно-правовом сотрудничестве. Следствием этого является заключение в последнее десятилетие ряда двусторонних договоров о правовой помощи и присоединение к многосторонним Гаагским Россия присоединилась к Конвенции 01.05.2001.. Присоединение России к международным конвенциям, как справедливо отмечается в литературе, «является еще одним шагом по пути развития правового сотрудничества с иностранными государствами, что обеспечит быстрое рассмотрение гражданских дел с «иностранным элементом» Сборник договоров по оказанию правовой помощи. - М., 2006. С. 10-13..

В рамках СНГ 7 октября 2002 года была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам. Конвенция включает в себя нормы, касающиеся правовой защиты граждан, разграничения компетенции между судами государств, подлежащего применению права, признания и исполнения судебных решений. Следует отметить, что этот документ охватывает довольно широкий круг вопросов правовой помощи и допускает возможность заключения с участвующими в ней государствами двусторонних договоров о правовой помощи, а также присоединения к ней других государств, не участвующих в СНГ. Такой многосторонний договор создает все необходимые предпосылки для единообразного регулирования гражданских, семейных отношений.

Россия является участницей многих многосторонних соглашений в области арбитражного процесса, в частности; Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Россия активно участвует в международно-правовом сотрудничестве.

Соответственно, тенденция в возрастании роли таких международных договоров, наметившаяся в последние годы, должна быть продолжена.

Основу правил Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", раскрывающих понятие международного договора РФ, составляют нормы Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Конституцией РФ, как уже было отмечено, предусмотрено: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Включение в силу конституционного положения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в состав ее правовой системы позволяет считать отпавшими основания для утверждения (согласно известной доктрине трансформации) о приобретении международно-правовой нормой юридической силы во внутригосударственной сфере лишь в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ правило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ранее – союзных) нормативных актах применительно к определяемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших конституционных норм не включалось. Норма о приоритете применения международного договора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), ГК РФ (ст. 7), СК РФ (ст. 6), иных федеральных законах.

Разъяснения по вопросам применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ приводятся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. № 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса".

В составе международных договоров РФ, выступающих в качестве источников норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С прекращением существования СССР Россия продолжает осуществлять права и обязательства, предусмотренные многими такими договорами. С 24 декабря 1991 г. она продолжает членство бывшего СССР в ООН и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответственность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.

Нота Министерства иностранных дел РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства СССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В связи с этим Министерство просило рассматривать Российскую Федерацию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР.

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выступающих источниками международного частного права, необходимо начать с договоров, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина. Вряд ли следует доказывать, что выработка международноправовых гарантий защиты прав и свобод человека служит необходимой предпосылкой международного гражданского обмена, обязательным условием формирования правового статуса личности.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Организацией содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, первый и второй Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, образующие так называемый Международный билль о правах человека, а также некоторые другие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формируют стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство.

Таким образом, на сегодня сложилась развернутая система договоров, призванная средствами международного права защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российский парламент ратифицировал Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" содержится заявление о признании обязательности для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда.

Устав СНГ, перечисляя цели Содружества (ст. 2), назвал одной из них обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Главы государств – членов СНГ в сентябре 1993 г. приняли Декларацию о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод. 26 мая 1995 г. в Минске подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1995 г.).

Наряду с международными договорами РФ, посвященными правам и свободам человека и гражданина, к источникам международного частного права относятся двусторонние и многосторонние международные договоры РФ, включающие материально-правовые, коллизионные и процессуальные нормы, предназначенные для применения в сфере отношений гражданско-правового характера (в широком смысле слова) с иностранным элементом и отношений в области международного гражданского процесса.

К двусторонним договорам такого рода принадлежат: договоры о торговле, торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, торговле и мореплавании, режиме свободной торговли, платежные соглашения; договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; о поощрении и взаимной защите капиталовложений; об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий; о международном автомобильном сообщении, международном железнодорожном сообщении, международном воздушном сообщении, торговом судоходстве; о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов; о сотрудничестве в области социального обеспечения; консульские соглашения; соглашения по вопросам гражданского процесса и др.

Принципиальное значение для совершенствования международного частного права и расширения сферы его действия имеют многосторонние универсальные и региональные международные договоры, унифицирующие материально-правовые и (или) коллизионные нормы. В современных условиях унификация международного частного права на основе международного договора стала важнейшим инструментом преодоления коллизионной проблемы, сближения и гармонизации национальных правовых систем, развития интеграционных процессов, углубления международного сотрудничества.

К многосторонним международным договорам, относимым к источникам международного частного права и международного гражданского процесса, принадлежат (приводимый далее перечень не является исчерпывающим):

  • – Конвенция ООП о договорах международной купли- продажи товаров 1980 г. СССР принял участие в разработке и подписал, но не ратифицировал Конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. Не ратифицирована эта Конвенция (как и Протокол к ней 1980 г.) и Российской Федерацией. Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг. в отношении контрактов, заключенных после 31 декабря 1990 г. с партнерами из стран, входивших в СЭВ, практически применяются лишь при наличии на них ссылки в контракте ;
  • – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. (Сеульская конвенция). Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г. (Вашингтонская конвенция) подписана, но не ратифицирована Российской Федерацией;
  • – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (г. Монтего-Бей); Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (г. Афины, 1974 г.) и Протокол 1976 г. к этой Конвенции; Международная конвенция об унификации некоторых правил относительно столкновения судов (г. Брюссель, 1910 г.); Конвенция о кодексе поведения линейных конференций (г. Женева, 1974 г.); Международная конвенция о спасании 1989 г. (г. Лондон); Протокол 1979 г. (г. Брюссель) об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25 августа 1924 г., измененной Протоколом от 23 февраля 1968 г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (г. Брюссель, 1952 г.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 г. (г. Лондон); Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1922 г. (г. Лондон); Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г. (г. Женева); Протокол 1996 г. (г. Лондон) об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г. (г. Лондон) в силу не вступила;
  • – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (г. Варшава, 1929 г.) и Протокол 1955 г. к этой Конвенции (Варшавская конвенция и Гаагский протокол); Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (г. Монреаль, 1999 г.); Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (г. Рим, 1952 г.); Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ; г. Женева, 1956 г.); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП; г. Женева, 1975 г.); Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ; г. Берн, 1980 г.) и Протокол 1999 г. к этой Конвенции;
  • – Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (г. Женева, 1930 г.); Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (г. Женева, 1930 г.). Советский Союз подписал, по не ратифицировал Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. К настоящему времени Конвенция не набрала необходимого для вступления ее в силу количества ратификаций. Российской Федерацией Конвенция не ратифицирована;
  • – Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 1967 г.); Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., пересмотренная в 1971 г.; Всемирная конвенция об авторском праве (СССР присоединился к Конвенции в редакции 1952 г.; Российская Федерация стала участницей Конвенции, пересмотренной в 1971 г.); Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 1971 г.); Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 1961 г.). Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (г. Москва, 1993 г.); Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (СССР присоединился к Конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., ратификация Советским Союзом Стокгольмского акта Парижской конвенции состоялась 19 сентября 1968 г.); Договор о патентной кооперации (г. Вашингтон, 1970 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. (в Стокгольмской редакции 1967 г.) и Протокол 1989 г. к этому Соглашению; Евразийская патентная конвенция (г. Москва, 1994 г.);
  • – Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (г. Гаага, 1980 г.); Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (г. Гаага, 1996 г.);
  • – Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (г. Париж, 1970 г.); Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 г.);
  • – Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (г. Москва, 1994 г.); конвенции, разработанные и заключенные в рамках Международной организации труда.

Вопросам международного гражданского процесса посвящены такие многосторонние международные договоры с участием Российской Федерации как: Конвенция по вопросам гражданского процесса (г. Гаага, 1954 г.); Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1965 г.); Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (г. Гаага, 1970 г.); Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (г. Женева, 1961 г.); Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 1961 г.). Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств – участников Содружества 1998 г.

Источниками международного частного права являются многие региональные многосторонние международные договоры, включая: Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом (г. Москва, 1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (г. Бишкек, 1992 г.); Договор о создании Экономического союза (г. Москва, 1993 г.); Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (г. Киев, 1992 г.); Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности (г. Ташкент, 1992 г.); Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества

Независимых Государств (г. Киев, 1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск, 1993 г.); Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях (г. Москва, 1996 г.); Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (г. Астана, 2000 г.); Соглашение о формировании Единого экономического пространства (г. Ялта, 2003 г.).

Некоторые из указанных международных договоров содержат нормы международного гражданского процесса.

7 октября 2002 г. большинство стран СНГ подписали в г. Кишиневе Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, призванную заменить упомянутую выше одноименную Конвенцию 1993 г. (вступила в силу 27 апреля 2004 г.; Россия ее еще не ратицифировала).

Международный договор, заключенный без участия Российской Федерации, нередко входит в иностранную правовую систему, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

Кодекс Бустаманте, являющийся приложением к Конвенции о международном частном праве 1928 г., принадлежит к числу наиболее значительных региональных кодификационных актов в области международного частного права. Принятый в Гаване на организованной Панамериканским союзом шестой международной конференции американских государств, Кодекс был ратифицирован Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гаити, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Сальвадором, Панамой, Перу, Эквадором. В других американских государствах Кодекс применялся судами в силу "разумности и целесообразности".

Подписание странами – членами ЕС Брюссельской конвенции о юрисдикции и о признании и исполнении судебных решений по гражданским делам 1968 г. (в настоящее время практически утратила силу), Конвенции о взаимном признании торговых товариществ и юридических лиц 1975 г., Конвенции о патенте для стран Общего рынка 1980 г., Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. обозначило роль международного договора в унификации международного частного права и международного гражданского процесса этих стран. В 2008 г. в г. Страсбурге был принят Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам (“Рим I”)", вступивший в силу 24 июля 2008 г. "Рим I" применяется с 17 декабря 2009 г. и заменяет между государствами-членами Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. В Европейском Союзе действует также принятый в 2007 г. в г. Страсбурге Регламент № 864/2007 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О праве, подлежащем применению к внедоговорным обязательствам (“Рим II”)". Регламент применяется с 11 января 2009 г. В отношениях между странами – членам ЕС и странами – членами ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) действует Конвенция о юрисдикции и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1988 г. (г. Лугано).

С заключением Амстердамского договора правовое регулирование сотрудничества по гражданским делам осуществляется не Европейским Союзом (разд. IV Договора о Европейском Союзе), а Европейским Сообществом (разд. IV Договора о Европейском Сообществе), т.е., иными словами, оно перенесено из сферы действия международного права в сферу действия права ЕС. Соответственно Советом ЕС 22 декабря 2000 г. был принят Регламент 44/2001 о юрисдикции, признании и принудительном исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам, заменивший с некоторыми оговорками в отношениях между странами ЕС Брюссельскую конвенцию. Приняты и другие регламенты.

Достижения в унификации норм международного частного права, осуществляемой на основе международных договоров, типовых (модельных) законов, рекомендаций, неразрывно связаны с деятельностью ряда международных органов и организаций. Наиболее значительные результаты в этой области достигнуты благодаря усилиям Гаагской конференции по международному частному праву(в особенности в отношении семейного и процессуального права), а также УНИДРУА и ЮНСИТРАЛ. Большую работу по унификации норм международного частного права выполняют Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), ряд других международных организаций.

  • См.: Розенберг М. Г . Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 18-19.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация как правопреемник СССР продолжает участвовать в Нью-Йоркской конвенции от 10.06.1958 г.

О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений с 24.12.1991 г.*(310), а также в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961).

В Российской Федерации остается в силе принятая странами-членами СЭВ в 1972 г. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества.

Россия участвует в заключенном странами-членами СНГ в 1992 г. Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевском соглашении). Формально это соглашение распространяется и на исполнение решений третейских судов, вынесенных на территории одного из государств-участников соглашения, на территории других государств-участников.

Ряд двусторонних договоров Российской Федерации содержит положения о третейском разбирательстве споров.

1. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений

Принятая в 1958 г. Конвенция ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (Нью-Йоркская конвенция) была призвана продолжить традицию, начало которой было положено принятыми в начале 20-х гг. XX в. двумя многосторонними международными договорами. Этими двумя международными договорами были:

Протокол об арбитражных соглашениях (Женевский протокол 1923 г.);

Конвенция об исполнении иностранных арбитражных решений (Женевская конвенция 1927 г.).

Предназначение Женевского протокола состояло в создании международно-правовой основы для признания Договаривающимися государствами действительности арбитражных соглашений, включаемых в договоры находящимися под их юрисдикцией сторонами. Стороны могли договориться о передаче в арбитраж, в том числе на территории страны, чьей юрисдикции стороны не подчинялись, всех или любых разногласий, которые могут возникнуть в связи с таким договором, в том числе и коммерческого характера.

Сфера действия Женевского протокола была ограничена применением только к сторонам из разных государств, а также возможностью его подписания с "коммерческой оговоркой" - о применении его только к спорам коммерческого характера, определявшимся по законодательству соответствующего государства. Кроме того, Женевский протокол предусматривал обязательство договаривающихся сторон "обеспечить исполнение своими властями в соответствии с положениями национального законодательства арбитражных решений, вынесенных на его собственной территории...".

Несомненным достижением Женевской конвенции было исключение пересмотра арбитражного решения "по существу".

В Женевской конвенции было два ограничительных условия:

- "двойная экзекватура" (double exequatuer) - возможность исполнения только такого иностранного решения, которое стало "окончательным" (final) в стране его происхождения. Испрашивающая исполнение сторона должна была получить подтверждение окончательности решения ("экзекватуру") в суде той страны, на территории которой было принято арбитражное решение, а затем "приказ об исполнении этого решения" (enforcement order) в суде той страны, на территории которой подлежало исполнению иностранное арбитражное решение;

Возложение на ходатайствующую об исполнении иностранного арбитражного решения сторону бремени доказывания отсутствия основания для отказа в исполнении.

Масштабные перемены в практике международной торговли потребовали пересмотра не отвечавших новым условиям положений Женевской конвенции.

Начатая в 1953 г. по инициативе Международной Торговой Палаты (ICC, Paris) работа над проектом новой международной конвенции об исполнении иностранных арбитражных решений завершилась принятием 10.06.1958 г. под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

Нью-Йоркская конвенция - многосторонний (универсальный) международный договор, ставший важной вехой в становлении института международного коммерческого арбитража. Почти беспрецедентное увеличение числа государств-участников конвенции - до 144 - означает возложение на государственные суды 144 стран-участниц этой Конвенции*(311) обязанности по соблюдению двух основополагающих закрепленных в Конвенции начал:

Признание обязательности арбитражного соглашения;

Признание и исполнение арбитражных решений как результата, основанного на арбитражном соглашении третейского - частного, негосударственного - разбирательства правовых споров.

К основным достижениям Нью-Йоркской конвенции относятся*(312):

Введение унифицированного правила, требующего соблюдения письменной формы арбитражного соглашения (ст. II (2));

Упразднение "двойной экзекватуры", на которое указывает замена требования о том, чтобы иностранное арбитражное решение было окончательным (final) в стране его вынесения, на требование обязательного характера (binding) такого решения для сторон;

Распространение сферы применения на территорию всех государств-участников Нью-Йоркской конвенции (за исключением примерно трети государств-участников, которые подписали конвенцию с первой оговоркой о применении конвенции только в отношении решений, вынесенных на территории "другого Договаривающегося государства") (ст. I (3));

Перераспределение бремени доказывания: вместо возложения на ходатайствующую о признании и исполнении иностранного решения сторону обязанности доказать наличие установленных для этого оснований - обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении возложена на ту сторону, в отношении которой испрашивается признание (исполнение) (ст. V (1));

Изменение правила Женевской конвенции о том, что образование состава арбитража и арбитражный процесс на территории иностранного государства всегда должны осуществляться в соответствии с законом (law) места арбитража. В ст. V (1) (d) установлено, что для отказа в признании и исполнении должно быть доказано несоответствие порядка формирования состава арбитража или арбитражного процесса соглашению сторон и только в отсутствие такового - закону страны места арбитража;

Закрепление "правила более выгодной нормы", в соответствии с которым положения Нью-Йоркской конвенции не затрагивают действительности других многосторонних или двусторонних договоров о признании и приведении в исполнение арбитражных решений и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения (ст. VII (1)).

Общепризнано, что значение Нью-Йоркской конвенции для международного коммерческого арбитража требует ее единообразного применения государственными судами всех стран. Это достигается в том числе на основе сравнительного анализа судебной практики*(313).

Еще по теме § 5. Международные договоры с участием России:

  1. 3.1. Участие России в международно-правовом регулировании международной торговли услугами на глобальном (универсальном уровне): проблемы и перспективы

Международные договоры являются составной частью российской правовой системы и как правило имеют приоритет над внутрироссийскими законами.

Статус международных договоров

Эта же статья устанавливает приоритет международного договора над внутрироссийским законом: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". При этом если Конституционный суд сочтет, что договор не соответствует российской конституции, он не будет иметь силы.

Принятый в 1995 году закон "О международных договорах" уточняет, что международные договоры имеют прямое действие, то есть для их применения не требуется дополнительных законов. Этот же закон излагает порядок заключения, ратификации, опубликования, исполнения и прекращения международных договоров в России.

Видео по теме

Классификация

Российский закон делит международные договоры на три группы:

  • межгосударственные - заключаются от имени России;
  • межправительственные - заключаются от имени правительства России и
  • межведомственные - заключаются отдельными федеральными ведомствами.

При этом не играет роли, как называется конкретный договор - соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами, нота или как-то иначе.

Полномочия

Заключение международных договоров относится к исключительной компетенции федеральных властей. Однако они могут учесть мнение заинтересованных регионов.

Полномочия по ведению переговоров и заключению международных договоров зависят от их уровня:

  • решение о подписании межгосударственных договоров принимает президент России или правительство (если вопрос относится к его компетенции);
  • о подписании межправительственного договора - правительство;
  • о подписании межведомственного соглашения - руководитель соответствующего федерального ведомства или (по важным вопросам) правительство.

При этом непосредственно вести переговоры и ставить подпись под соглашением может президент, премьер или глава МИД. Посол также может провести переговоры и подписать международный договор, но только со страной пребывания. Существует также дополнительная возможность выдать "полномочия на ведение переговоров и подписание", от имени президента или правительства их оформляет МИД.

Глава федерального ведомства вправе подписывать лишь межведомственные документы.

Заключение и вступление в силу

Процесс заключения международного договора начинается с того, что заинтересованные ведомства готовят свои предложения, которые они затем через МИД направляют президенту или в правительство. Если договор потребует внесения изменений в российское законодательство, дополнительно требуется заключение Минюста.

После подписания договор направляется в парламент на ратификацию . Вопреки распространенному мнению, ратификации подлежат не все международные договоры. Так, договор требует ратификации:

Парламент ратифицирует международное соглашение отдельным законом, который требует обязательного одобрения обеими палатами.

После ратификации президент составляет отдельный документ - ратификационную грамоту , которая обменивается на ратификационную грамоту второй стороны соглашения или сдается на хранение депозитарию .

Международные соглашения, которые не требуют ратификации, просто утверждаются (принимаются) президентом, правительством или профильным министром.

Принятые договоры вступают в силу по договоренности сторон и официально публикуются, а также регистрируются в МИД и в секретариате ООН или другой международной организации. При этом участники соглашения могут договориться временно начать применять его еще до официального вступления в силу.

Договоры и конституция

Президент, правительство, парламент или группа парламентариев, региональные власти или Верховный суд могут обратиться в Конституционный суд с запросом о том, соответствует ли международный договор конституции. Важно иметь в виду, что на такую проверку можно отправлять только договоры, которые еще не начали действовать. Если судьи сочтут, что соглашение противоречит основному закону, оно не сможет ни пройти ратификацию, ни вступить в силу.

Получивший широкий резонанс закон 2015 года разрешил Конституционному суду освобождать российские власти от исполнения решений Европейского суда по правам человека . Однако новая норма не отменяет действия Европейской конвенции по правам человека - соглашения, поставившего Россию под юрисдикцию ЕСПЧ.

Согласно пояснению Конституционного суда, конвенция остается частью российской правовой системы в соответствии с конституцией, а отдельные противоречия возникают из-за своеобразного толкования конвенции Страсбургским судом.

Выполнение и расторжение договора

Обеспечивают исполнение международных договоров в России президент, правительство или профильное ведомство, а обязанность наблюдать за выполнением договоров возложена на МИД.

Механизм прекращения или приостановки действия договора аналогичен порядку его принятия: если решение об утверждении принимал президент и правительство - он же прекращает договор, если документ проходил через парламент - решение о выходе из договора или о его приостановке также принимают парламентарии. Особенность приостановки действия соглашения не только в том, что это временная мера, но и в том что российские власти должны воздерживаться от мер, которые помешали бы возобновлению действия договора.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация