Кодировка даты изготовления. Tyumen Batbear, Орион, Arctic Batbear, Ямал, Тюменский медведь, Актех, ЗиД, Амур, Зверь. Распространенная маркировка батареи

Главная / Авто

В нашей стране на сегодняшний день существует огромное количество водителей, которые стараются как можно лучше следить за своим транспортным средством. Дата изготовления аккумулятора является одним из важнейших показателей, на который следует обращать внимание при покупке источника тока для машины. Дело в том, что со временем технические характеристики и способность держать заряд у АКБ значительно ухудшаются, поэтому, чтобы новый аккумулятор прослужил как можно дольше, следует покупать только батареи, которые были изготовлены и поставлены в продажу относительно недавно. При этом очень важно уметь самостоятельно определить дату выпуска, поскольку далеко не все продавцы предоставляют эту информацию своим клиентам. Поэтому каждый автолюбитель должен знать, где на аккумуляторе дата изготовления обозначена.

Общая информация

Как показывает практика, лишь немногие автомобилисты обращают внимание на дату производства АКБ при замене этого агрегата в своем транспортном средстве, в результате чего в дальнейшем возникает очень много проблем. А ведь дата, когда был изготовлен аккумулятор, является главным показателем пригодности источника автономного питания к эксплуатации.

Вся проблема заключается в том, что на аккумуляторе не указывается само число выпуска, вместо этого выбивается определенный код, на основании которого и может быть выполнена расшифровка даты изготовления аккумулятора. В большинстве случаев он указан на заводской наклейке. Умение разбираться в маркировке производителей автомобильных запчастей позволит вам не только определить, в каком году была выпущена АКБ, но и в случае возникновения каких-либо проблем установить возможные причины неисправности.

Срок пригодности аккумуляторов

Абсолютно все обладают определенным сроком пригодности к эксплуатации. Если АКБ была изготовлена согласно всем международным стандартам и хранилась в полном соответствии с заводскими рекомендациями, ее срок пригодности составляет:

  • у сухозаряженных АКБ - 2 года;
  • у заправляемых батарей - не более полутора лет;
  • у заправляемых незаряженных аккумуляторов - 5 лет.

Таким образом, если вы знаете, как определить дату изготовления аккумулятора, то всегда сможете купить только качественную и полностью работоспособную батарею.

Несколько слов о европейской маркировке

В наши дни на рынке можно найти автомобильные аккумуляторы огромного количества европейских брендов, поэтому очень важно уметь расшифровать маркировку, которую используют в странах ЕС. Европейские производители любую техническую информацию не печатают на заводской наклейке, а гравируют ее на корпусе АКБ. При этом код может быть как буквенным, так и числовым, здесь уже все зависит от конкретного производителя. Далее мы разберемся, в каком формате используют маркировки различные производители, а также как узнать дату изготовления аккумулятора по маркировке.

АКБ от производителя Varta

Varta - это всемирно известная немецкая компания, специализирующаяся на производстве автомобильных аккумуляторов. На своих батареях этот бренд указывает буквенно-цифровую маркировку, которая наносится на крышку АКБ. Количество символов в коде зависит от года выпуска. Например, дата изготовления аккумуляторов Varta, выпущенных до 2014 года, прописывалась следующим образом:

  • год указывался последней цифрой в четвертой позиции;
  • месяц прописывался в 5-й и 6-й позициях;
  • день указывался в виде двузначного числа в 7-м и 8-м блоке маркировки.

Стоит отметить, что компания до 2013 года использовала также и цветную маркировку. На заводской наклейке присутствовал круг определенного цвета, каждый из которых соответствовал конкретному кварталу года.

Аккумуляторы от компании Bosch

Дата изготовления аккумулятора Bosch имеет более упрощенную форму записи по сравнению с батареями Varta. Год, в котором была произведена батарея, указывается в двух местах - на крышке и на лицевой стороне. Маркировка при этом имеет вид трехзначного цифрового кода, первая цифра которого означает месяц, а две последующие - год.

Взаимосвязь между маркировками Bosch и Varta

С 2014 года оба немецких концерна изменили свои числовые коды, сделав их более унифицированными. Как узнать дату изготовления аккумулятора этих брендов? Данная информация по-прежнему входит в состав основной маркировки и находится в четвертом, пятом и шестом блоке кода. Первым идет год производства, а затем уже месяц. На основании этих цифр получить информацию о том, когда же все-таки была выпущена батарея, можно из специальной таблицы.

Аккумуляторы Mutlu

Турецкая компания Mutlu является еще одним известным во всем мире производителем автомобильных запчастей и комплектующих. дата изготовления которого также вшита в основную маркировку, является лучшим решением для автомобилистов, ищущих надежные и недорогие автомобильные батареи. Этот бренд использует маркировку, состоящую из шести цифр, первая из которых обозначает модель, вторая указывает год выпуска, четвертая - месяц, а две последние обозначают день. Таким образом, при покупке АКБ для своего транспортного средства, читая маркировку типа 350214, мы можем получить информацию, что данная конкретная батарея сошла с заводского конвейера 14 февраля 2015 года.

Стоит отметить, что некоторые современные производители автомобильных АКБ, такие как TAB, Topla и другие, используют схожую форму записи маркировки с Multu, поэтому дата изготовления аккумулятора от этих компаний определяется аналогично.

Аккумуляторы Vesta

Украинский производитель аккумуляторов Vesta выпускает свою продукцию под двумя торговыми марками, однако форма записи маркировки в обоих случаях абсолютно одинакова. Единственное различие заключается в размере шрифта, что не особо принципиально. Маркировка на АКБ "Веста" находится на лицевой стороне, на заводской наклейке, поэтому никаких проблем с ее поиском не возникнет.

Что касается формы записи маркировки, то здесь существуют некоторые различия. У батарей, рассчитанных на легковой и малотоннажный транспорт, маркировка состоит из двух цифровых блоков, из которых первый содержит 4 цифры, а второй - шесть. Первый блок несет в себе информацию о бригаде рабочих, которая работала в конкретный день, емкости АКБ и прочей технической информации. Второй блок представляет собой дату изготовления.

Чтобы вам было проще понять, как определяется дата изготовления давайте рассмотрим все на конкретном примере. Второй цифровой блок маркировки формируется следующим образом:

  • первые две цифры второго блока соответствуют году выпуска;
  • вторые две передают информацию о порядковом номере месяца;
  • последние две соответствуют конкретному дню.

Стоит отметить, что, независимо от того, под какой торговой маркой и на каком заводе была выпущена аккумуляторная батарея Vesta для легкового автомобиля, маркировка будет выглядеть одинаково, поэтому вы без какого-либо труда сможете определить точный год, месяц и день, в который была собрана батарея.

Маркировка, используемая производителями для тяжелых аккумуляторов

Под тяжелыми аккумуляторами подразумеваются батареи, обладающие большим объемом и рассчитанные на грузовые автомобили и пассажирский транспорт. Форма записи кода на таких АКБ отличается от их аналогов, выпускаемых для легковых автомобилей, поэтому о них стоит поговорить отдельно.

В большинстве случаев маркировка тяжелых батарей имеет вид восьмизначного цифрового кода, в котором 4-я и 5-я цифры соответствуют году, а седьмая - месяцу. Все остальные цифры используются производителями для передачи различной технической информации. Однако здесь очень важно понимать, что различные производители могут использовать разные варианты записи маркировки. О том, как определяется дата изготовления аккумулятора у разных брендов, пойдет речь далее.

Форма записи маркировки для тяжелых аккумуляторов

Большинство европейских компаний, занимающихся выпуском источников питания для грузовиков и автобусов, уже давно перешли на единый стандарт записи маркировки. К таковым относятся FB, Forse, Uno, Vortex и многие другие. Эти производители используют для маркировки код, состоящий из десяти цифр. Пятая и шестая цифра обозначают год выпуска АКБ, восьмая - месяц, а девятая и десятая - точный день месяца.

Исключением из правила являются японские производители автомобильных запчастей, которые для указания маркировки используют буквенно-цифровую форму записи. В Стране восходящего солнца используют пятизначный код, который находится на заводской наклейке, расположенной на крышке батареи. Первый символ в маркировке соответствует дню, 2-й и 3-й - порядковому номеру недели, а четвертый - году. Однако стоит отметить, что год указывается не цифрой, а буквой латинского алфавита, поэтому, чтобы узнать год производства аккумулятора, нужно связаться с производителем и сравнить интересующую вас информацию со специальной таблицей.

Определение даты производства АКБ других производителей

Если при покупке аккумулятора вы столкнулись с каким-то неизвестным производителем, то, чтобы определить дату выпуска батареи, необходимо ознакомиться с информацией о правилах чтения маркировки в определенной компании. Доверять продавцам в этом вопросе не стоит, поскольку они и сами могут не знать подобной информации или же предоставят вам заведомо неверные данные, в результате чего вы попросту приобретете некачественную батарею для своей машины.

К выбору АКБ стоит отнестись очень серьезно, так как от ее качества зависит работа вашего транспортного средства. Перед покупкой желательно ознакомиться с изделиями различных производителей и выбрать для себя наиболее подходящее. Тем более что на сегодняшний день рынок аккумуляторов для автомобилей невероятно разнообразен, главное - выбрать "свежую" батарею.

Автомобильные аккумуляторы выглядят вещью неприхотливой и способной храниться очень долго. Но такое впечатление обманчиво. Аккумулятор с момента выпуска должен довольно быстро попасть в руки покупателя. Для всех классов батарей ориентировочный срок годности разный. Малосурьмянистая батарея живет 6-10 месяцев, легированная серебром – 12-15 месяцев, гибридная – до 18 месяцев, кальциевая – до 24, AGM – до 36. По прошествии этого времени аккумулятор может встать в любую минуту и даже подзарядка не сможет реанимировать такой аккум. Срок может и продлеваться, если аккумулятор «доводят» до покупателя в максимальных кондициях – правильно хранят и перевозят, подзаряжают на оптовых базах.

Обычно, на товарах дата производства записана просто. Но аккумуляторы не всегда снабжены понятной для любого маркировкой относительно даты выпуска. Даже единого стандарта маркировки даты выпуска у мировых аккумуляторщиков нет. Итак, рассмотрим ходовые в России модели АКБ и научимся определять по их маркировке дату производства.

«Алькор» («Тюменский медведь», «Tyumen Batbear», «Arctic Batbear», «Ямал»)

Тюменцы наносят маркировку при помощи лазерной перфорации на заднюю стенку батареи. Код является шестизначным числом, которое расшифровывается, как ММ.ГГГГ. Например, число «032016» означает, что аккумулятор изготовлен в марте 2016 года.

У тяжелых батарей от завода «Алькор» маркировка сокращена и на батарее, выпущенной в марте 2016, вы увидите число «0316».

«АкТех» («Актех», «Орион», «Зверь»)

Сибиряки сделали предельно простую маркировку, которая и видна сразу. Четырехзначное число на верхней крышке вида ММ.ГГ, к примеру, 0715, соответствует июлю 2015 года.

МНПК «Веста», ООО «ИСТОК» («FireBall», «Uno», «Dominator», «Курский аккумулятор», «Forse»)

Маркировка курян и днепропетровцев достаточно сложна в прочтении, зато информации несет изрядно, не всегда, правда, столь необходимой потребителю, как дата выпуска. Зато в ней зашифрован даже день выпуска батареи. Посмотрим, как может выглядеть их маркировка: 1317 426275

Первые четыре цифры нам не слишком интересны: первая – номер производственной линии, следующие – индивидуальный код партии. А вот цифры после пробела нам крайне интересны. Первая из них – последняя цифра года производства АКБ («4» – значит, год выпуска 2014). Вторая – полугодие выпуска. Третья – номер месяца выпуска в полугодии (в данном примере, месяц «6» второго полугодия, значит, батарея выпущена в декабре). Четвертая и пятая – число выпуска, а последняя цифра – номер бригады, работавшей над батареей (если номер бригады двузначный, вторая половина маркировки будет состоять не из шести, а из семи цифр).

Итого, по представленной выше маркировке можно сказать о батарее следующее: она выпущена на первой производственной линии, в составе партии номер 317, 27 декабря 2014 года, бригадой номер 5.

Буквально в прошлом году маркировку изменили, в связи с полным переводом производства в Курск. Теперь читать ее проще простого. Первые четыре цифры в маркировке обозначают ММ.ГГ.

Маркировка тяжелых АКБ из Днепропетровска и Курска немного проще, пример: 19515265

В этой маркировке зашифровано, что емкость аккумулятора 195 Ач, выпущен он в 2015 году в 6-м месяце второго полугодия пятой бригадой.

«Tubor» («Cobat», «Titan»)

Маркировка даты изготовления на нижегородских батареях отпечатана по центру крышки, при помощи принтера. Код короче, чем у предыдущих батарей, но не менее головоломный.

Он имеет такой вид: 12345 , где

1 – день недели,
2,3 – номер недели в году,
4 – год, записывается латинской буквой (2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L)),
5 – номер смены.

Возможная маркировка: 418P1. По ней можно сказать, что выпущен аккумулятор в четверг 18-й недели (примерно, начало мая) 2015 года первой сменой рабочих.

«VARTA», «Bosch»

Немецкие близнецы имеют общий стандарт маркировки, что неудивительно при минимуме технологических отличий между батареями двух марок.

Чтобы не останавливаться на всех нюансах длинного кода, указанного на верхней крышке аккумулятора, скажем только, что «дату рождения» можно вычислить по цифрам номер 4,5,6. Четвертая – последняя цифра года, а пятая и шестая – код месяца. Тут, как и в случае с Tubor, вместо фактических номеров сущий ребус: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

«Panasonic», «Furukawa Battery»

Японцы не стали изобретать велосипед и нанесли на этикетку (на верхней крышке) код стандартного вида ЧЧ.ММ.ГГ.

«Mutlu»

Турки тоже не слишком усложнили задачу покупателя по считыванию важнейшей информации. Пример маркировки: 451227

4 – номер сборочной линии,
5 – последняя цифра года выпуска (2015 г.),
12 – номер месяца,
27 – дата выпуска.

«Exide Technologies» («Absolute», «American», «BIG», «Centra», «Champion», «Deta», «Exide», «Hagen», «Marathon», «PAK», «PCA», «Prestolite», «Saem», «Sonnark», «Sonnenchein», «Sprinter», «Trailblaizer», «Tudor», «York»)

Все бренды огромной корпорации маркируются одинаково. Код расположен на корпусе и состоит всего из двух знаков: сначала последняя цифра года выпуска, затем буквенный код месяца (A-январь, B-февраль, C-март, D-апрель, E-май, F-июнь, G-июль, H-август, J-сентябрь, K-октябрь, L-ноябрь, M-декабрь). Пример: 5L – аккумулятор выпущен в декабре 2015 года.

У аккумуляторов «Зубр», выпускаемых на совместном предприятии «Полесские аккумуляторы», кодировка длиннее, но дату выпуска можно узнать по тому же принципу по первой паре цифра-буква.

«Atlas»

Как и у батарей «Exide», для выяснения времени изготовления аккумулятора, нужно посмотреть на первые в кодировке цифру и букву. Располагается код под ручкой, на крышке.

«Topla»

Словенцы наносят код на крышку при помощи лазера. Из четырнадцати знаков кода для нас важны четыре. Третья-четвертая цифры обозначают год, а пятая-шестая – номер недели в году.

«Inci Aku»

Маркировка располагается возле положительной клеммы и представляет собой стандартные шесть цифр формата число-месяц-год.

«Подольский аккумуляторный завод»

Маркировка ставится на продольном борту крышки аккумулятора. Месяц и год выпуска – последние четыре знака кода в формате ММ.ЧЧ.

«Tyumen Battery»

Как и у подольцев маркировка находится на продольной стороне крышки. Дата производства зашифрована в первых шести цифрах кода. Причем, формат записи у тюменцев нестандартный: ММ.ГГ.ЧЧ.

«АКОМ»

Формат записи кода у волжан такой же, как и у «Тюмени», только маркировка нанесена на верхнюю крышку, между клеммами.

«Optima»

Американский производитель поместил маркировку сбоку, на корпус. Она коротка, но тоже не без причуд. Четырехзначное число начинается с последней цифры года выпуска. Следующие три цифры – порядковый номер дня года, когда аккумулятор сошел с конвейера.

«SOMBOR» («Extra Start», «Golden Horse», «Asian Horse», «Black Horse», «Power Horse», «White Horse»)

Из шести цифр кода у сербов к дате производства относятся первые четыре – две первых обозначают год, следующие две – номер недели.

«Кainar Technologies»

Маркировка казахстанского производителя помещается на крышке и состоит из шести цифр. Первые три – номер дня в году, когда создан аккумулятор, последние две – год.

«Sznajder»

Маркировка на ребре крышки: три предпоследних цифры – день года, последняя цифра минус 1 – год.

«Moll»

Дату выпуска этого аккумулятора можно найти на минусовой клемме. Первая и вторая цифры – номер недели в году, третья и четвертая – год.

Как определить дату производства аккумулятора?

Дорогие клиенты, а также потенциальные покупатели для вашего удобства мы сделали подборку по определению даты производства большинства авто аккумуляторов. Если вы хотите определить или расшифровать когда сделан Ваш аккумулятор попробуйте воспользоватся нашей инструкцией. В нашей расшифровке заложены все последнии изменения по дате производства на сегодняшний день, поэтому если ваш аккумулятор произведен раньше 2015 года выпуска в некоторых моделях наша таблица может Вам не помочь. Пробуйте и делитесь с друзьями.
Марка: Varta, Bosch, Berga, Energizer, Delphi
Место нанесения: Лазерная гравировка на верхней крышке
Пример: С7С123456789
Расшифровка: Дата определяеться по четвертому пятому и шестому символу, в нашем случае 123, где 1 это последняя цифра года, 5 - 2015, 6 - 2016 и тд, а 23 зашифрованый месяц производства, где:


Марка: A-mega, Energy Box, Virbac, 555, Top Car, Viking
Место нанесения: переднее ребро верхней крышки, продублировано на гарантийном талоне
Пример: 7K60V1092AO1558 5282
Расшифровка:
для определения даты используются последние четыре знака 5 это последняя цифра года а три цифры после дроби обозначают порядковый день года, в нашем случае 282 день это 12 октября.
Начальное обозначение кода указывает к какому классу принадлежит данный АкБ, 7- это серия Премиум, 5- Специал, 3- стандарт, 2- эконом

Марка: Westa, Forse, Uno, Istok, Flagman, Euro Star.
Место нанесения : Верхняя крышка
Пример : 0123 456789
Расшифровка: Первые четыре цифры говорят о том на каком конвейере сделана батарея и указывают ее емкость, мы их пропускаем, дата производства определяется по трем первым цифрам шестизначного кода, в нашем случаи 456. Первая цифра (4) указывает последню цифру года изготовления (5=2015), вторая цифра (5) указывает в каком полугодии был произведен АКБ, 3 цифра (6) указывает месяц полугодия.
Например: Для того что б было понятнее покажем на примере, код 2060 525121 дата производства 2015 год, второе полугодие, 5 месяц второго полугодия, тоесть 11 месяц, наша батарея сделана в ноябре 2015 года.

Марка: Ista, Oberon, 7 Series, Feon, Stayer.
Место нанесения: Верхняя крышка
Пример: 0123 456789
Расшифровка: последняя цифра года определяется вторым символом (1) следующие две цифры обозначают неделю

Марка: Medalist, Rocket, Atlas, Delkor, Nova, Bost, President.
Место нанесения: Верхняя крышка площадка перед ручкой методом шелкографии
Пример: КН5С17
Расшифровка: Цифра 5 означает последнюю цифру года, следующая буква С означает месяц года какая порядковая буква по алфавиту (английскому) такой и месяц, у нас С это третья буква значит и месяц третий март

Марка: Mutlu.
Место нанесения: Верхняя крышка перпендикулярно длине аккумулятора.
Пример: 123456
Расшифровка: 1 - номер конвейера, 2 последняя цифра года, 3 и 4 месяц года, 5 и 6 день.

Марка: Fiamm, Baren, Uranio.
Место нанесения: Верхняя крышка правый дальний угол.
Пример: 123456
Расшифровка: 1 - последняя цифра года, 2 и 3 неделя производства.

Марка: Sznajder, Red Horse, Nord Star.
Место нанесения: Лицевая часть аккумулятора над наклейкой.
Пример: 0123456789
Расшифровка: 6, 7, 8 - день производства,9 - от этой цифры отнимаем единицу и получаем последнюю цифру года производства, если там последние 4 цифры 2676 то это 267 день 2015 года.

Срок годности аккумулятора автомобиля ограничен. А дата его изготовления может существенно влиять на потребительские характеристики. Поэтому, при покупке аккумулятора, автовладельцы внимательно относятся не только к техническим параметрам – плотности электролита и показателям вольтметра – но и к маркировке даты производства. В этой статье речь пойдет о том, как узнать дату аккумулятора.

Общие сроки хранения

Производителями приняты условные сроки хранения аккумуляторов без их подзарядки:

  • до 3-х месяцев для сурьмянистых аккумуляторных батарей;
  • до 6 месяцев для гибридных батарей;
  • до 12 месяцев для батарей кальциевых.

Эти сроки нельзя назвать абсолютными, многое будет зависеть от правильных условий хранения АКБ.

Маркировка

Рассмотрим, как узнать дату аккумулятора по маркировке, указанной на нем. Данный код содержит полезную информацию:

  • Маркировка аккумуляторов по дате производства единых стандартов не имеет. Расшифровка их тоже производится по-разному.
  • Код, позволяющий определить дату изготовления, наносится на корпус аккумуляторной батареи. Маркировки могут быть нанесены производителями в разных местах аккумулятора. Например, маркировка на АКБ Centra находится под наклейкой Danger. На батарее "Титан", код расположен на верхней крышке корпуса. В некоторых случаях он может быть указан около плюсовой клеммы, иногда на задней стенке коробки.
  • Нанесенную маркировку нужно рассмотреть. Если код выглядит, как III 11, это означает, что батарея была изготовлена в марте 2011 года. Таким образом, понятно, что 1-ая цифра указывает номер месяца, 2-ая – год изготовления. На некоторых АКБ дата изготовления указывается в привычном виде и дополнительной расшифровки не требуется. Это батареи таких производителей, как Inci, Tyumen, Medalist, Амур и титан.
  • В маркировке типа 11С02Е1, 1-ые пять знаков будут датой производства. Буквы, обозначающие месяцы будут следующие: А - январь, В - февраль, С - март и так далее.
  • Производители аккумуляторов Bosch и Varta применяют свои индивидуальные способы указания даты производства. Пример такой маркировки. S2V122302.
  • Чаще всего гарантийный срок эксплуатации аккумуляторной батареи 24 месяца, но встречаются и батареи, которые обладают большим сроком службы. Срок работы АКБ и срок гарантии зависит от производителя и качества изготовления.

Варианты маркировок

На примерах маркировок некоторых производителей рассмотрим, как узнать дату выпуска аккумулятора.

Bosch, Varta

В коде Varta применяются девять позиций, семь цифр и две буквы, из 24 символов состоит полный код. Разберем код: А2Е108251. Итак:

  • 1-ая буква обозначает страну производителя. Германия (Ганновер) – H, Чехия (Чешская Липа) – C, Швеция (Хальтсфред) – S, Австрия (Вена) – A, Франция (Руан) – F или R, Испания (Гвардмар – Бургос) – E или G.
  • 1-ая цифра - № конвейера.
  • 2-ая буква характеризует особенности отгрузки. В розничную продажу – V, для автозаводов - E.
  • 2-ая цифра обозначает последнюю цифру в обозначении года, например, если год выпуска 2013, то эта цифра будет 3.
  • цифры 3-я и 4-я – это номер месяца по порядку.
  • 5-ая и 6-ая цифры обозначают число месяца.
  • 7-ая цифра – это номер смены.

Кроме этого, на АКБ Varta есть лицевая наклейка, на которой находится цветная круглая метка, обозначающая № квартала, в котором была выпущена батарея. Сейчас используются такие цвета:

  • 1 квартал 2012 года – серый;
  • 2-ой – оранжевый;
  • 3-ий – желтый;
  • 4-ый – голубой;
  • 1 квартал 2013 года – зеленый;
  • 2-ой – красный;
  • 3-ий – розовый;
  • 4-ый – белый;
  • 1 квартал 2014 года – серый;
  • и так далее.

Производственные коды, которые нанесены на батареи Bosch, аналогичны кодам Varta. Кроме этого, на лицевой стороне аккумулятора в центре имеющейся наклейки, пропечатывается код даты изготовления этой АКБ. Состоит он их 3-х цифр и дублирует 2 позиции кода производственного, который выдавлен на крышке АКБ (цифры года и месяца). Вот ещё информация о некоторых производителях:

  • Mutlu, Mutlu Aku, Турция. Дату изготовления аккумуляторной батареи наносят при помощи лазерной перфорации на верхнюю часть корпуса батареи. Состоит код из 6-ти цифр – первая - № линии, вторая цифра – это год, а 3-я и 4-я – это месяц, и 5-я и 6-я – это число. Пример: 331012. Это означает, что АКБ произведена на 3-ей линии, 12 октября 2013 г.
  • Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova). Код находится на крышке, на этикетке сверху. На АКБ Panasonic он наносится краской, а на Furukawa Battery – выдавливается. Маркировка производится принципом: чч. мм. гг.
  • Topla. C помощью лазера, код наносится на верхнюю часть корпуса. Символов 14, из них 3-ий и 4-ый обозначают год выпуска, 5-ый и 6-ой – неделю.

На примере разных производителей, мы узнали, как узнать дату изготовления аккумулятора.

При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Но здесь есть одна тонкость - большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки. Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.

Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:

1-я цифра – номер линии

2-я цифра – год

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – число

1, 2-я цифры – год

3, 4-я цифры – неделя

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC

1, 2-я цифры – число

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – год

7-я цифра – заводская линия

1-я цифра – линия

2, 3-я цифры – неделя

4-я цифра – день недели

5-я цифра – год выпуска

6-я цифра – тип АКБ

Аккумуляторы TUDOR имеют буквенную маркировку:

Вторая буква – год:

N – 2000 год

O – 2001 год

P – 2002 год

Q – 2003 год

R – 2004 год

S – 2005 год

Пятая буква – месяц выпуска: от A до L (A – январь, D – апрель, … L - декабрь)

I – пропускается.

Аккумуляторы BOSCH имеют цифро-буквенную маркировку, в которой первая буква означает завод-изготовитель:

А - Австрия

С - Чехия

G – Испания

F – Франция

H – Германия-Ганновер

Затем цифра указывает на номер конвейера, а следующая буква сообщает о дате изготовления или продажи на комплектацию данного изделия:

V – продажа на эксплуатацию

2 – 2002 год, 1 – 2001 год, 0 – 2000 т.д.

1 ... 31 – день месяца

Замыкает этот код цифра, указывающая номер смены.

А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком:

Квартал Цвет
I квартал 2009 года
II квартал 2009 года
III квартал 2009 года
IV квартал 2009 года
I квартал 2010 года
II квартал 2010 года
III квартал 2010 года
IV квартал 2010 года
I квартал 2011 года
II квартал 2011 года
III квартал 2011 года
IV квартал 2011 года
I квартал 2012 года
II квартал 2012 года
III квартал 2012 года
IV квартал 2012 года

Сколько аккумулятор пробыл в магазине

Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.

Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом - такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.

Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.

Параметр: срок службы аккумулятора

Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 - 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.

Столь большой разброс обусловлен рядом причин:

Режим работы генератора;

Режим работы регулятора напряжения;

Показатели работы электрооборудования;

Годовой пробег автомобиля;

Преобладающие режимы эксплуатации автомобиля.

Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный. Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ - 18 месяцев).

В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.

Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации - при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах. Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация - образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца. Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.

Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика - продлеваем «жизнь» АКБ правильно

Два главных параметра АКБ - плотность электролита и напряжение на клеммах. При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) - 1,25 - 1,28 г/куб.см (лучшее значение - 1,27 г/куб.см); напряжение между клеммами - 12,5 - 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.

Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?

Ответ очевиден - никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством. Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.

Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита. Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность - растет. Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.

В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).

Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.

Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы - работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.

Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.

Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 - 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.

Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег - больше износ АКБ» - определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.

Правильное хранение

Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно - провести полную зарядку. Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита. После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть - это предотвратит коррозию.

Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе - это может привести к ее физическому разрушению.

Правильная зарядка

При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется - данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.

Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.

Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 - 15 часов.

При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе - порядка 1 - 2 А.

Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат. Ведь АКБ - устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно. Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация