День работника прокуратуры рф. День работника прокуратуры российской федерации

Главная / Земля

(12 января по старому стилю) 1722 года указом Петра Великого, которым впервые в российской истории был учрежден пост генерал-прокурора при Правительствующем сенате и создан институт российской прокуратуры.

Петр I, создавая прокуратуру, поставил задачу "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 29 января (18 января по старому стилю) 1722 года "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей" прокуратура была поставлена над фискальными органами. Первым генерал-прокурором Сената император назначил Павла Ягужинского.

После восшествия на престол в 1762 году императрица Екатерина II существенно реформировала институт российской прокуратуры — в круг обязанностей генерал-прокурора стало входить заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как и прежде, государственным надзором за органами власти. При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции. В таком виде должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до февральских событий 1917 года, после чего была упразднена.

28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял первое "Положение о прокурорском надзоре", согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) Союза ССР было принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР. Утвержденное в декабре 1933 года "Положение о Прокуратуре Союза ССР" определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР". Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Горшенин.

В мае 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден законодательный акт "Положение о прокурорском надзоре в СССР", который возлагал на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР, на ее основе был разработан Закон о Прокуратуре СССР, который был утвержден в ноябре 1979 года. В соответствии с ним, к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности, борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление.

После распада СССР, в январе 1992 года был принят новый федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, иным стало содержание прокурорского надзора.

В июле 2013 года было заключено Соглашение о взаимодействии между Общественной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ, которое предусматривает обмен информацией о нарушении законодательства, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

2 августа 2013 года были внесены изменения в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре РФ", согласно которым за органами прокуратуры было закреплено право получать необходимую им для осуществления прокурорского надзора информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Органы прокуратуры также получили право обрабатывать персональные данные, включая данные специальных категорий (например, сведения, составляющие врачебную тайну). Поправками разрешено предоставлять сведения о гражданине, составляющие врачебную тайну, без его согласия по запросам органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора.

23 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", направленный на совершенствование правового регулирования вопросов подготовки кадров для системы прокуратуры. Законом устанавливается, что Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности ректоров, проректоров научных и образовательных организаций прокуратуры РФ. Получение дополнительного профессионального образования прокурорскими работниками предполагается осуществлять не реже одного раза в пять лет (вместо одного раза в три года) с сохранением им денежного содержания на период обучения. Регламентируются вопросы получения высшего профессионального образования прокурорскими работниками, в том числе по договорам о целевом приеме или о целевом обучении, а также вопросы обучения в аспирантуре.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

День прокуратуры 2019 отмечается в России 12 января. Официальное название профессионального праздника - День работника прокуратуры Российской Федерации. В 2019 году он проходит на государственном уровне 24-й раз. В торжествах участвуют все служащие и бывшие работники прокуратуры РФ. К празднованию присоединяются студенты, преподаватели профильных юридических учебных заведений.

История праздника

Праздник учрежден Указом Президента РФ Б. Ельцина от 29 декабря 1995 г. № 1329 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации». Чествование служащих контролирующего органа стало данью уважения и признанием важности их труда.

Дата торжества имеет символическое значение. 12 января 1722 г. появился первый институт российской прокуратуры. Император Петр Великий создал чин генерал- и обер-прокурора в Правительствующем сенате, определил их компетенцию.

Традиции праздника

В праздничный день служащих прокуратуры повышают в должностях и званиях за выдающиеся достижения. Лучшие сотрудники получают правительственные награды, почетные грамоты, ценные подарки, нагрудные знаки «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» и «За безупречную службу». В эфире телевидения и радиостанций транслируются передачи, посвященные профессии и правовой тематике.

О профессии

Путь в профессию начинается с поступления в юридический ВУЗ. Для получения должности в прокуратуре нужно пройти аттестацию.

Прокуроры относятся к отдельной и независимой ветви власти. Они контролируют выполнение законов, в том числе Конституции РФ. Их полномочия определяются законом «О прокуратуре Российской Федерации». Он устанавливает надзорные функции в соблюдении прав и свобод человека, законов должностными лицами, силовыми ведомствами, исполнительной властью, представительными органами. В обязанности прокуроров входит защита интересов государства в судах, регулирование работы правоохранителей, международное взаимодействие.

Главой ведомства является Генеральный прокурор. Он определяет порядок взаимодействия различных подразделений. Служащие имеют знаки отличия, идентичные воинским. Их называют классными чинами.

День работников прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 года по Указу Президента Российской Федерации от 29.12.95 «Об установлении Дня работника прокуратуры Российской Федерации», официально ежегодно празднуют 12 января. Этим Указом изменена дата рождения прокуратуры.

Долгое время отсчет ее истории связывали с 28 мая 1922 года, когда Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) учредил государственную прокуратуру. 12 января 2007 года Прокуратуре России исполнилось 285 лет.

Указ Петра I от 12 января 1722 года устанавливал: «быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...». Суть же стоящих перед прокурорами задач царь Петр выразил предельно ясно: «Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных».

У прокуратуры как у государственного института всегда было особое место. Ее надзорные функции предполагали определенную независимость от местных структур. В этом - один из важнейших заветов наших предшественников: не только неподкупны должны быть прокуроры в государстве Российском, но и независимы от каких бы то ни было влияний и воздействий со стороны. Россия может гордиться своими государственниками, «законниками» и генерал-прокурорами: Павлом Ягужинским, юристом Дмитрием Замятиным, Дмитрием Лобановым-Ростовским, тонким дипломатом Дмитрием Дашковым, выдающимися поэтами, совмещавшими занятия юриспруденцией и литературой, - Гавриилом Державиным и Иваном Дмитриевым.

Сегодня, как и почти три столетия назад, прокуратура призвана защищать государство от недобросовестных, нарушающих закон граждан и самих граждан от несправедливости государства. Прокуратура выступает одним из гарантов законности и порядка в нашем обществе.
В новейшей истории государства есть периоды, когда органам прокуратуры было трудно противостоять несправедливости и беззаконию. История прокуратуры знает десятки случаев, когда прокуроры и следователи выступали против незаконных репрессий, а в результате сами были репрессированы. Именно прокуратура ведет процесс реабилитации жертв политических репрессий.

Генеральная прокуратура России ориентирует прокуроров на жесткое употребление власти в тех случаях, когда нарушаются предусмотренные законом права граждан, ущемляются интересы государства, когда наделенные полномочиями должностные лица злоупотребляют доверием. Органы прокуратуры активно участвуют и в координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Прокуратура исторически стояла и стоит на защите интересов личности. Главное в работе прокуратуры - это ее правозащитная функция. Самыми важными были и остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства.
Прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, куда человек может обратиться с любыми своими бедами и проблемами.

(12 января по старому стилю) 1722 года указом Петра Великого, которым впервые в российской истории был учрежден пост генерал-прокурора при Правительствующем сенате и создан институт российской прокуратуры.

Петр I, создавая прокуратуру, поставил задачу "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". Прокурор контролировал финансовую отчетность и ведомости коллегий. В соответствии с указом от 29 января (18 января по старому стилю) 1722 года "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах и по доносам фискальским и прочих людей" прокуратура была поставлена над фискальными органами. Первым генерал-прокурором Сената император назначил Павла Ягужинского.

После восшествия на престол в 1762 году императрица Екатерина II существенно реформировала институт российской прокуратуры — в круг обязанностей генерал-прокурора стало входить заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и, как и прежде, государственным надзором за органами власти. При реформе государственного управления, предпринятой Александром I, с 1802 года должность главы Сената была соединена с должностью министра юстиции. В таком виде должность генерал-прокурора просуществовала вплоть до февральских событий 1917 года, после чего была упразднена.

28 мая 1922 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял первое "Положение о прокурорском надзоре", согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и Совета народных комиссаров (СНК) Союза ССР было принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР. Утвержденное в декабре 1933 года "Положение о Прокуратуре Союза ССР" определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. В марте 1946 года Верховный Совет СССР принял закон "О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР". Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Горшенин.

В мае 1955 года указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден законодательный акт "Положение о прокурорском надзоре в СССР", который возлагал на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР, на ее основе был разработан Закон о Прокуратуре СССР, который был утвержден в ноябре 1979 года. В соответствии с ним, к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности, борьба с преступностью и другими правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, обеспечение неотвратимости ответственности за преступление.

После распада СССР, в январе 1992 года был принят новый федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, иным стало содержание прокурорского надзора.

В июле 2013 года было заключено Соглашение о взаимодействии между Общественной палатой РФ и Генеральной прокуратурой РФ, которое предусматривает обмен информацией о нарушении законодательства, прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

2 августа 2013 года были внесены изменения в статью 4 Федерального закона "О прокуратуре РФ", согласно которым за органами прокуратуры было закреплено право получать необходимую им для осуществления прокурорского надзора информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

Органы прокуратуры также получили право обрабатывать персональные данные, включая данные специальных категорий (например, сведения, составляющие врачебную тайну). Поправками разрешено предоставлять сведения о гражданине, составляющие врачебную тайну, без его согласия по запросам органов прокуратуры в связи с осуществлением прокурорского надзора.

23 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", направленный на совершенствование правового регулирования вопросов подготовки кадров для системы прокуратуры. Законом устанавливается, что Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности ректоров, проректоров научных и образовательных организаций прокуратуры РФ. Получение дополнительного профессионального образования прокурорскими работниками предполагается осуществлять не реже одного раза в пять лет (вместо одного раза в три года) с сохранением им денежного содержания на период обучения. Регламентируются вопросы получения высшего профессионального образования прокурорскими работниками, в том числе по договорам о целевом приеме или о целевом обучении, а также вопросы обучения в аспирантуре.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация