Императивный метод правового регулирования характеризуется. Диспозитивный метод правового регулирования. Способы правового регулирования

Главная / Квартира

Существующие правовые отношения регулируются особыми методами. Этими инструментами осуществляется воздействие на поведение субъектов - их участников - посредством установления определенных обязанностей и юридических возможностей. Императивный метод правового регулирования занимает центральное положение в данной системе. Рассмотрим его более подробно.

Общая характеристика

Императивный метод правового регулирования в юридических изданиях называют также "односторонне-властным", "директивным". До недавнего времени его именовали "административным". Сам термин имеет латинские корни и в буквальном переводе означает "повелительный". Такая трактовка достаточно точно иллюстрирует его сущность. Императивный метод правового регулирования - это предписание, требующее безоговорочного исполнения. Оно выражается в соответствующих законодательных актах государства. Имея достаточно жесткий характер влияния на поведение субъектов, этот способ реализуется путем издания нормативных предписаний, в которых детально излагаются их юридические возможности и обязанности. Участникам отношений остается только четко исполнить требования. Таким образом, внутренняя воля субъектов подавляется принудительным механизмом власти. Императивный метод - это такая модель воздействия, которая полностью исключает возможность выбора или существенно ее ограничивает. Неисполнение предписаний либо отступление от них неизбежно влечет применение мер принуждения и наказание виновного.

Императивный метод: пример

Достаточно четко реализуется данный способ воздействия на активность субъектов в бюджетной сфере. Преимущественное использование этого механизма обуславливается спецификой финансовых отношений. В ходе формирования бюджетного плана государство или субъект страны во многих случаях вынуждены изымать принудительно и безвозвратно денежные средства у кого-либо. Так как средства забираются у владельцев вне зависимости от их воли, без какой-нибудь компенсации за это, то никакой иной метод, кроме императивного, в такой ситуации работать не будет. Принудительное изъятие средств плательщика в пользу регионального бюджета можно реализовать только силой.

Налоговые отношения

В экономическом плане обязательное отчисление в бюджет представляет собой одностороннее перемещение средств от плательщика в указанный фонд. При этом встречного движения какого-либо товара или государственной услуги нет. Это отличает налоговые отношения от, например, купли-продажи. Поскольку деньги изымаются безвозвратно, то отчисление в бюджет нельзя назвать займом. Принудительный элемент не позволяет приравнять налоговые отношения к дарению. Обязательные отчисления устанавливает государство в односторонне-властном порядке. Это реализуется посредством принятия уполномоченным институтом соответствующего нормативного акта. Этим же документом представительные органы в регионах вводят налоги на своих территориях. Эти отчисления, в свою очередь, выступают в качестве источников бюджетных средств субъектов страны.

Обязанности

Введение и определение величины налога порождает соответствующее обязательство по его уплате. Взимание средств осуществляется вне зависимости от желания плательщиков. При уклонении от обязательства активизируется механизм принуждения. Он обеспечивает взыскание или через суд, или посредством односторонних действий налоговой инспекции. В этом случае, кроме прочего, злостный неплательщик может привлекаться к административной, а в ряде ситуаций - и к уголовной ответственности. Императивный метод права имеет место и в случаях предоставления средств из бюджета. Получатели сумм (соответствующие учреждения) обязаны расходовать финансы исключительно в соответствии с их целевым назначением, предписанным сметой расходов и доходов, которая утверждена для конкретного субъекта.

Основные признаки

Императивный метод обладает следующими характерными особенностями:

  1. Государство и - в соответствующих ситуациях - субъект страны определяют модель поведения участников бюджетных или иных отношений посредством односторонне-властных предписаний через принятие нормативных актов. Среди таких документов - не только отраслевые Кодексы (в рассматриваемом случае - бюджетный). Императивный метод реализуется и через нормативные акты, положения которых касаются конкретных вопросов формирования, распределения и установления направлений использования бюджетных средств РФ. К ним относят законы об утверждении финансовых планов на предстоящие периоды, сметы, росписи и прочее.
  2. Императивный метод детально определяет допустимое поведение субъектов.
  3. Взаимные обязанности и юридические возможности порождаются государством либо конкретным субъектом страны, а не взаимной договоренностью сторон. Они вытекают из принятого нормативного акта, посредством которого, собственно, и регулируются определенные отношения.
  4. Участники не могут отступать или уклоняться от исполнения предписания, имеющего для них обязательный характер.
  5. Императивный метод основывается на механизме государственного принуждения, который, в свою очередь, реализуется исключительно уполномоченным органом.
  6. Отсутствует возможность выбора поведения, в том числе на основании взаимной договоренности сторон, или она касается несущественных обстоятельств.
  7. Уклонение от исполнения предписания неизменно влечет ответственность.

Важный момент

Что касается региональных бюджетных отношений, то участник, который представляет субъект РФ в нем, обладает большими возможностями, чем вторая сторона. Как правило, он наделяется властными полномочиями, которые позволяют ему в принудительном порядке реализовывать предписания. В качестве исключения выступают отношения, в которых участвует субъект РФ и непосредственно само государство. В этом случае первый считается подчиненной стороной.

Гибкость

Субъекты РФ наделяются различными полномочиями, позволяющими им в рамках закона реализовывать государственные предписания. В ходе бюджетной деятельности, в частности, они могут проявлять определенную гибкость и изымать необходимые средства у плательщиков не только с использованием силы, но и путем воздействия на интересы обязанных лиц. В результате последние отдают свои деньги практически добровольно. Это объясняет существование таких инструментов, как добровольно-возвратное и добровольно-безвозвратное привлечение финансов. В качестве типичного примера можно привести госзаймы субъектов РФ.

Дополнительно

Распределение бюджетов может осуществляться не только посредством одностороннего акта, но и по соглашению сторон (региона и получателя). Это, в частности, реализуется в кредитах, которые предоставляет финансовый фонд субъекта РФ. В таких ситуациях регион выстраивает взаимоотношения с контрагентами (плательщиками либо получателями бюджетных средств), используя диспозитивные методы. Эти инструменты отличаются гибкостью, обладают более мягким воздействием. Они также формируют определенные рамки поведения. Но в диспозитивном методе предусмотрены определенные послабления для обязанной стороны.

Естественно, что отношения, составляющие предмет правового регулирования, должны и регулироваться по-особому, способом, отличным от регулирования другими социальными регуляторами.

Этот особый характер правового регулирования определяется категориями правового регулирования: методами, способами и типами.

Метод правового регулирования показывает, каким образом государство регламентирует различные виды общественных отношений. В науке различаются два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод предполагает жесткое государственное регулирование, осуществляемое путем прямых предписаний, не допускающих изменений, учета индивидуальных особенностей и т. д.

Диспозитивный же метод основывается на том, что в процессе регулирования учитываются конкретные особенности, которые можно учесть и путем заключения договора осуществить дополнительное индивидуальное регулирование.

Чем же определяется конкретный метод?

Прежде всего, он зависит от политического режима государства. Так, в условиях тоталитарного режима государство в правовых нормах достаточно подробно императивно регламентирует большинство общественных отношений. В условиях же демократии дается свобода действий, в том числе и в правовой сфере. Участники отношений сами выбирают вариант поведения, сами определяют способ действия.

Однако при этом не все зависит от государства. Большую роль для используемого государством метода играет характер общественных отношений. Так, в процессе регулирования имущественных отношений (и близких к ним частноправовых отношений) может использоваться как императивный, так и диспозитивный метод. Регулирование же административных, уголовных и т. д. отношений (они называются публичными), связанное с государственно-властной деятельностью, диспозитивное регулирование недопустимо. Здесь используется императивный метод. Государство властно определяет компетенцию государственных органов, точно определяет меры государственного принуждения к нарушителям и т. д.

Другая сторона, характеризующая правовое регулирование, – способ регулирования. Способ правового регулирования показывает, каким образом правовое предписание, норма права воздействует на человека, побуждая его к действию. Различают три способа правового регулирования: запрет, обязывание и дозволение. Названия способов говорят сами за себя. Запрет предполагает, что государство нормативно запрещает совершение определенных действий. Это предписание словесно выражается словами «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т. д. Путем обязывания предписывается необходимость совершать определенные действия. Здесь употребляются выражения «обязан», «необходимо», «следует» и др. Путем дозволений государство предоставляет субъектам возможность выбора характера поведения. Главным образом, этот способ реализуется через использование выражений «имеет право», «вправе».

Указанные способы объективно предопределены характером поведения субъектов. Если поведение в сфере правового регулирования имеет необходимый характер (оборона страны, уплата налогов и т. д.), законодатель использует способ обязывания. Варианты вредного, опасного для общества поведения законодательно запрещаются. Допустимое же поведение закрепляется с помощью дозволений, прав.

Типы правового регулирования определяют характер правового регулирования в типичных ситуациях, основанный на общих запретах и общих дозволениях. Речь идет о регулировании типичных ситуаций в общественных отношениях, когда либо «все можно», либо «все запрещено». При общедозволительном типе регулирование отношений осуществляется по принципу «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено». Следовательно, при использовании такого типа регулирования законодатель запрещает совершение определенных отдельных действий. Об остальных же вариантах поведения в законе не говорится, ибо они как бы автоматически все разрешены. Например, законодатель запрещает совершение определенного вида сделок (купля-продажа оружия, наркотических веществ). Об этом дается прямое указание в законе. Остальные же виды сделок законом разрешены.

Разрешительный тип предполагает другую формулу регуляции. Здесь «запрещено все, что прямо не разрешено». Например, закон прямо указывает, в каких случаях разрешено приобретение, ношение, хранение огнестрельного оружия. Об остальных вариантах обращения с огнестрельным оружием в законе ничего не говорится. Следовательно, все они запрещены.

Характер использования того или иного типа также зависит от политического режима государства. В условиях тоталитарного режима государство использует преимущественно разрешительный тип, в условиях демократии – общедозволительный. При этом при регламентации деятельности государственно-властных структур используется разрешительный тип, когда их деятельность ограничена лишь пределами компетенции. Тем самым исключается беспредел, беззаконие в их деятельности. Отношения же, связанные с распоряжением, пользованием, владением собственностью предполагают общедозволительный режим.

Юридической практике и науке известен и такой термин, как «правовой режим». Он предполагает обобщенный характер правового регулирования отдельного вида общественных отношений, основанный на использовании различных правовых средств, способов, типов в их сочетании. В каждом режиме один из способов зачастую выступает как преимущественный, в результате чего в обществе создается определенный порядок, состояние, т. е. режим. Правовой режим включает в себя определенную систему механизмов обеспечения фактической реализации, системы стимулирований, запретов, ограничений, компетентное их использование, применение к правонарушителям мер принуждения и привлечения их к юридической ответственности. Благодаря режиму создаются благоприятные условия для удовлетворения целей участников и достигаются цели правового регулирования.

Тема 18. Система права

1. Правовое регулирование.

Правовое регулирование - воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.

Предмет правового регулирования - та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:

властеотношения;

отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка;

отношения по поводу обмена материальными и нематериальными ценностями.

3. При правовом регулировании наиболее распространены императивный и диспозитивный методы.

В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения (то есть один субъект правоотношения находится в подчиненном положении по отношению к другому). Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в публично-правовых отраслях (например в конституционном, административном, финансовом, уголовном праве) при регулировании властеотношений.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения.

Диспозитивный метод обычно применяется в частно-правовой сфере (например отрасли гражданского права).

Также при правовом регулировании возможно сочетание императивного и диспозитивного методов.

4. Теория государства и права выделяет три основных способа правового регулирования:

дозволение (управомочивание);

обязывание;

Управомочивание (дозволение) - наделение участника правоотношений комплексом определенных прав (например, арендатор жилой площади имеет право ее использования).

Обязывание - предписание исполнить определенные действия (должнику исполнить свои обязательства перед кредитором).

Запрет - возложение на участника правоотношений обязанности не совершать тех или иных действий (например, арендатор не имеет права распоряжаться арендованным имуществом - дарить, продавать и т. д.).

Дозволение и обязывание проистекают из регулятивной динамической функции права, запрет - из регулятивной статической.

Дополнительными способами правового регулирования являются информационный (например, доведение до гражданина информации, содержащейся в Уголовном кодексе, о противоправности тех или иных деянии); применение мер принуждения.

5. Основными типами правового регулирования являются:

общедозволительный;

запретительный.

Смысл общедозволительного типа - разрешено вес, что не запрошено законом, запретительного - запрещено все, что не разрешено законом.

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешено все, что не запрещено законом).

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (госорган имеет право только на то, что указано в законе - круг полномочий, и т. д.).

6. Выделяются следующие стадии правового регулирования:

возведение государственной воли в закон;

индивидуализация прав и обязанностей;

реализация права.

При возведении воли государства в закон:

определяется круг участников правоотношения;

устанавливается (указывается) их статус;

определяются возможные права и обязанности участников правоотношения;

указываются возможные варианты их поведения;

данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его правовых нормах), принимаемом государственными органами в

установленном порядке.

На стадии индивидуализации прав и обязанностей {правоотношения):

наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой, - юридические факты;

нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

возникают правоотношения;

участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

На стадии реализации правовая норма начинает "работать" - использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.

2. Механизм правового регулирования.

1. Механизм правового регулирования - это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

2. Средствами правового регулирования являются:

нормы права;

нормативной правовые акты;

акты официального толкования;

правоотношения;

акты реализации права;

акты применения права;

правосознание;

режим законности.

Норма права - правило поведения общего характера, санкционированное государством и подтвержденное его принудительной силой.

Правовая норма выступает в качестве первичного элемента ("клетки", "кирпичика") механизма правового регулирования.

Нормативно-правовой акт содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общественных отношений.

Нормативно-правовой акт (как и правовая норма) издается органом государства, имеет формально-определенное содержание, обшеобязателен для тех, в отношении кого он издан, подкреплен принудительной силой государства.

Акты официального толкования издаются специально уполномоченным на то органом и разъясняют содержание правовых норм.

Правоотношения - отношения, регулируемые правом, участники которых имеют субъективные права и обязанности.

Актами реализации права называются действия участников правоотношения по воплощению в жизнь содержания правовых норм.

Акты применения права - форма индивидуализированных правовых актов, которые издаются государственным органом по поводу конкретного правоотношения (например, приговор суда, акт амнистии).

Правосознание - отношение общества к праву, восприятие им права; режим законности - соблюдение гражданами, государственными органами конституции, законов, подзаконных актов - являются той средой, в которой осуществляется правовое регулирование.

3. Система права.

Система права - это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Элементами системы права выступают:

правовые нормы - базовый, первичный элемент системы права;

правовые институты - совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений;

подотрасли - совокупность родственных правовых институтов;

отрасли права - совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

3. Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. По охвату правового регулирования институт занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права. Отрасль права включает в себя разнообразные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

по сфере распространения - на отраслевые и межотраслевые;

по правовому характеру - на материальные и процессуальные;

по функциям - на охранительные и регулятивные.

В качестве примеров правовых институтов можно привести:

институт гражданства (материальный, межотраслевой, регулятивный);

институт рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции (процессуальный, отраслевой, охранительный);

институт купли-продажи (материальный, отраслевой, регулятивный);

институт частной собственности (межотраслевой, материальный, регулятивный);

институт трудового договора (отраслевой, материальный, охранительный);

институт лишения свободы (отраслевой, материальный, охранительный);

институт сроков давности привлечения к уголовной ответственности (межотраслевой, материально-процессуальный, охранительный);

институт референдума (отраслевой, материальный, регулятивный). Составной частью института права является субинститут - совокупность родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общественные отношения (например, в уголовном праве - субинститут преступлений против собственности, порядка управления и т. д.).

4. Отрасль права - совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную сферу (род) общественных отношений.

Примером отраслей права являются:

конституционное;

гражданское;

гражданско-процессуальное;

административное.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль - промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право - подотрасль гражданского, налоговое - подотрасль финансового и т. д.).

Отрасли права могут быть:

материальными - регулирующими непосредственно общественные отношения;

процессуальными, регламентирующими порядок, оболочку правового регулирования материальных отраслей.

Примерами материальных отраслей являются: гражданское; уголовное; административное право;

процессуальных: гражданско-процессуальное; уголовно-процессуальное; арбитражно-процессуальное право.

Отрасли права могут быть комплексными - занимать промежуточное положение между различными отраслями права. (Например, муниципальное право занимает промежуточное положение между конституционным и административным; предпринимательское - между гражданским и финансовым и т. д.)

5. Самым крупным делением системы права (распространенным в странах романо-германской правовой семьи) является выделение двух основных групп права - публичного и частного.

Публичное право характеризуется тем, что:

имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления;

опирается на императивный (субординационный) метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами;

объединяет в себе отрасли конституционного, административного, финансового, уголовного права и иные отрасли.

Частное право:

регулирует общественные отношения между частными лицами;

имеет горизонтальные связи равных субъектов;

объединяет отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и иные отрасли.

6. Понятие "система права" нетождественно понятию "правовая система". Правовая система включает в себя:

систему права;

традиции правового регулирования;

правовые учения, доктрины, идеологию.

4. Отрасли пpaва в Российской Федерации

1. Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений.

2. В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:

конституционное право;

гражданское право;

гражданско-процессуальное право;

уголовное право;

уголовно-процессуальное право;

уголовно-исполнительное право;

административное право;

трудовое право;

семейное право;

финансовое право;

арбитражио-процессуальное право;

коммерческое право;

предпринимательское право;

земельное право;

экологическое право;

муниципальное право;

право социального обеспечения.

3. Конституционное право занимает центральное место среди остальных отраслей права. Конституционное право:

регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, и иные основополагающие общественные отношения;

конституционные нормы влияют на нормы всех иных отраслей права;

опирается преимущественно на императивный метод правового регулирования;

имеет в качестве главного источника - Конституцию Российской Федерации - правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право:

регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

Гражданско-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания, рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);

опирается на императивно-диспознтивный метод правового регулирования;

в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодекс РФ (ГПК).

Уголовное право:

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью - системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями, и размеров и видов наказаний за их совершение);

опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Уголовно-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения

приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);

опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК).

Уголовно-исполнительное право:

регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);

опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;

руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Административное право:

регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка;

руководствуется императивным методом правового регулирования;

имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Трудовое право:

регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, право отношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;

метод правового регулирования - императивно-диспозитивный;

основной источник - Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ).

Семейное право:

охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);

опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

главный источник данного права - Семейный кодекс РФ (СК).

Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений.

Литература

  1. Абдуллаев М.И. Примат международного права над внутригосударственным: история и современность// Правоведение. - 1992. - № 4.
  2. Абдуллаев М.И. Согласование внутригосударственного права с международным (теоретические аспекты)// Правоведение. - 1993. - № 2.
  3. Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литература, 1975.
  4. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и система законодательства// Гос-во и право. - 1998. - № 2.
  5. Ветютнев Ю.Ю. Синергетика в праве// Гос-во и право. - 2002. - № 4.
  6. Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права // Правоведение. - 1991. - № 3.
  7. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика конституционного суда// Гос-во и право. - 1995. - № 11.
  8. Ефимова Л.Г. Соотношение частного и публичного права - правовая или политическая проблема// Юрид. мир. - 1999. - Апрель.
  9. Кириллова Е.А. Понятие и виды правовых институтов. - Саратов, 1998.
  10. Кухарук Т.В. Некоторые теоретико-методологические вопросы исследования понятия прав системы общества// Правоведение. - 1998. - № 2.
  11. Кухарук Т.В. Систематика и систематизация законодательства// Правоведение. - 1993. - № 3.
  12. Лесаж Мишель. Проблемы советской юридической системы глазами французского юриста // Советское государство и право. - 1988. - № 8.
  13. Лифшиц Р.З. Отрасль права - отрасль законодательства // Советское государство и право. - 1984. - № 2.
  14. Морозова Л.А. Современное состояние российского законодательства и его систематизация// Гос-во и право. - 1999. - № 2.
  15. Пешина И.Ю. Обсуждение проблемы развития системы российского законодательства // Журнал российского права. - 1998. - № 4,5.
  16. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России// Гос-во и право. - 1999. - № 9.
  17. Поленина С.В. Система правовых норм и отраслевое подразделение права // Правоведение. - 1987. - № 4.
  18. Попондопуло В.Ф. О частном и публичном праве// Правоведение. - 1994. - № 5-6.
  19. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - М., 1976.
  20. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система// Журнал рос. права. - 1998. - № 4-5.
  21. Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М., 1995.

Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.

Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:

  • – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
  • – средств их обеспечения (санкций);
  • – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.

Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.

Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.

Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.

В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).

В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.

Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).

В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.

Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.

Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.

Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).

При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.

В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании "правовая энергия" поступает на соответствующий участок общественных отношений не только "сверху", от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.

Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.

Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.

Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.

Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.

Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.

Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.

В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).

Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:

  • – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
  • – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу "дозволено все, что не запрещено". Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.

Поляков, Тимошина

Методы правового регулирования - это методы, направленные на установление правовой коммуникации. В рамках этатистской теоретика правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками. Данные отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинеиия. Возникающие здесь правовые коммуникации имеют диспозитивный, диалогический характер. Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными. Такие правовые коммуникации будут иметь императивный и монологический характер.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.10

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинеиия. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий (монологичный) характер. Последствия его нарушения (санкция) наступают независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается прежде всего на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируются таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли вступить в диалог, т. с. самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения (например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод делает также акцент на предоставлении правомочий и используется прежде всего для регулирования частноправовых отношений.



Итак, механизм правового регулирования, или механизм действия права (механизм правовой коммуникации), в широком смысле складывается из двух блоков: 1) соцнопснхнческого механизма действия права, т. е. механизма информационно-ценностного восприятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придания им правового значения; 2) нормативно-поведенческого правового механизма, что соответствует двум этапам правовой коммуникации: информационному и поведенческому. В целом - это механизм действия правовой системы.

Под механизмом правового регулирования, механизмом действия права, в узком смысле можно понимать структуру поведенческой правовой коммуникации Это механизм действия системы нрава.

Механизм действия права в узком смысле (механизм действия системы права) состоит из следующих элементов: общих и индивидуальных правовых норм, правовых фактов и правовых отношений.

Несколько упрощенная схема действия механизма права в широком смысле выглядит следующим образом.

1. Правовые тексты (текстуальные источники правовой информации) интерпретируются субъектами права и конституируют в процессе социальной

легитимации когнитивные (виртуальные) правовые нормы, права и обязанности субъектов правовой коммуникации.

2. Социально признанные (легитимированные) когнитивно-правовые нормы порождают когнитивные правовые связи между субъектами и, воздействуя на их поведение, конституируют общие правовые отношения.

3. Общие правовые отношения при возникновении определенных правовых (юридических) фактов трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных коммуникативных актов реализации прав и обязанностей субъектов.

4. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей (разрывы в правовой коммуникации) к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность в режиме законности.

5. Создаваемые при этом вторичные правовые тексты корректируют смысл становящихся (актуализируемых) правовых норм и содержание правовых коммуникаций. Действие механизма права (правовой коммуникации) опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и правовой культурой в целом. Результатом действия права является общественный правопорядок.

А.В. Малько

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

А.В. Мелехин

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

М.Н. Марченко

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация