Охраны труда

Главная / Налоги

Здравствуйте!

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:
1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
з) работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;
и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подпунктах «б» - «з» допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Выполнение указанных видов работ не является совместительством, а следовательно, не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41). Педагогический работник, как и любой другой, имеет право отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ).

Пример из практики:

Вопрос: В негосударственном дошкольном образовательном учреждении (детском саду) организован кружок хореографии. Имеется возможность для работы хореографом с дополнительной оплатой принять одного из педагогов, уже работающего в детском саду, так как у него есть соответствующее образование. Можно ли это сделать и если можно, то в пределах какой временной нормы? Нужно ли с ним заключать еще один трудовой договор как с совместителем?

Ответ: В случае если один из педагогов, работающих в детском саду, работает в этом же детском саду хореографом при наличии соответствующего образования и с дополнительной оплатой, имеет место не совместительство, а внутреннее совмещение должностей педагога и хореографа. Временная норма совместительства в таком случае не применяется. Заключать еще один трудовой договор при этом также не требуется.

Обоснование: В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ совместительство - это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Из пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее - Постановление) вытекает, что продолжительность работы по совместительству для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Как следует из Решения Верховного Суда РФ от 21.12.2006 N ГКПИ06-1518, установленные дополнительные правила, учитывающие специфику труда педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры, позволяют определить и отграничить указанные виды выполняемых ими работ от работы по совместительству, выполняемой регулярно на условиях трудового договора и только в свободное от основной работы время. Законодатель, учитывая особый характер деятельности педагогических работников, ограничил продолжительность их рабочего времени и учебную нагрузку. Эти обстоятельства и обусловили необходимость правового регулирования продолжительности педагогической работы, осуществляемой указанными в п. 1 Постановления работниками.
Из пп. «е» п. 2 Постановления следует, что для указанных в п. 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой.
К категории указанных работников можно отнести и хореографа (несмотря на то, что подобная должность в п. 1 Постановления не указана), так как указанная должность относится к дополнительному образованию и, по нашему мнению, обязанности хореографа сходны с обязанностями балетмейстера, причем в указанном пункте Постановления речь идет о привлечении работников культуры в качестве педагогических работников дополнительного образования, а хореограф, бесспорно, относится к таковым.
Таким образом, в рассматриваемом случае ограничение в виде месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, предусмотренное п. 1 Постановления, не действует, так как такая работа не является совместительством. При этом ограничений в объеме педагогической работы у педагогических работников, работающих в том же дошкольном образовательном учреждении, не установлено. В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
Следовательно, в рассматриваемом случае имеет место не совместительство, а внутреннее совмещение должностей педагога и хореографа. Заключать еще один трудовой договор при этом не требуется.

(Консультация
эксперта, 2010) {КонсультантПлюс}}

1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <*>, пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" <**> в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.

1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

II. Порядок разработки, согласования с Минтрудом России, утверждения (введения в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству

2.1. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству.

2.2. Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Государственные санитарно - эпидемиологические нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

2.3. Проект акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, представляется для согласования в Минтруд России с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно он должен быть согласован с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизирован руководителем юридической службы.

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до представления в Минтруд России предварительно направляются федеральными органами исполнительной власти для согласования в соответствующие профсоюзные органы и при необходимости в федеральные надзоры России.

2.4. Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Согласование представленного в Минтруд России проекта акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, оформляется визой Министра труда и социального развития Российской Федерации или его заместителя, включающей личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Допускается согласование акта письмом, подписываемым Министром или его заместителем.

2.5. Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим.

2.6. При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда), отраслевые акты, содержащие аналогичные государственные нормативные требования охраны труда, корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия.

2.7. Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, согласованные федеральными органами исполнительной власти с Минтрудом России, продляются, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с Минтрудом России.

2.8. Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определяется действующим законодательством. Решение о направлении документа на регистрацию в Минюст России принимается юридической службой федерального органа исполнительной власти, его утвердившего, в установленном порядке.

2.9. В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях.

2.10. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций.

III. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых правил по охране труда

3.1. Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минтрудом России в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Отраслевые правила по охране труда разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3.2. В целях достижения организационно - методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок их разработки:

а) составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

б) разработка и утверждение технического задания на разработку правил;

в) разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

г) составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

д) подготовка проекта окончательной редакции правил;

е) согласование окончательной редакции правил с соответствующими профсоюзными органами и, при необходимости, с федеральными надзорами России и федеральными органами исполнительной власти;

ж) утверждение и регистрация (учет) правил;

з) организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении заинтересованных организаций.

3.3. Техническое задание на разработку межотраслевых правил по охране труда является составной частью государственного контракта на проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, оформляемого и утверждаемого в установленном порядке Минтрудом России.

Техническое задание на разработку отраслевых правил по охране труда в соответствии с формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, разрабатывается и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Департаментом условий и охраны труда Минтруда России.

3.4. Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях, формы которых предусмотрены приложениями N 2 - 3 к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции правил осуществляется организацией - разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.

3.5. Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Проект правил направляется заказчиком правил для согласования в соответствующий профсоюзный орган и, при необходимости, в федеральные надзоры России, другие федеральные органы исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих корректив. Сведения о проведенных согласованиях с данными органами указываются в тексте преамбулы к правилам.

3.6. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министром труда и социального развития Российской Федерации или его заместителем.

Отраслевые правила по охране труда утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем в установленном порядке.

3.7. Действие отраслевых правил по охране труда может быть распространено на другую отрасль по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим указанные правила, и Минтрудом России. В этом случае руководитель федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в использовании правил, должен издать приказ (распоряжение) о распространении их действия на соответствующую отрасль экономики.

3.8. Минтруд России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим отраслевые правила, может распространить их действие на другие отрасли экономики.

3.9. Организация издания (размножения) и распространения межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляется Минтрудом России, а также федеральным органом исполнительной власти, утвердившим отраслевые правила.

3.10. Подготовку межотраслевых и отраслевых правил по охране труда следует производить в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026.

Изложение требований межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. В межотраслевых и отраслевых правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные правовые нормы, содержащиеся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке в Минюсте России.

При упоминании в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда законов, постановлений Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации должны даваться ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации и др.), оформленные в виде сносок, расположенных в конце страницы.

В случае упоминания в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда актов федеральных органов исполнительной власти в тексте правил указывается вид акта, его обозначение и наименование. В приложении к правилам приводятся полные реквизиты акта (вид акта, его обозначение и наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, даты принятия и ввода его в действие, регистрационный номер, присвоенный Минюстом России (при наличии) и др.).

Если в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты правил должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения имеют самостоятельную нумерацию страниц.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

3.11. В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы.

1. Общие требования.

2. Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам.

3. Требования к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений).

4. Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест.

5. Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.

При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.

3.12. В главе "Общие требования" следует предусматривать:

Сферу действия межотраслевых и отраслевых правил;

Описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;

Допускаемые государственными стандартами (санитарными нормами) уровни и другие параметры опасных и вредных производственных факторов.

4.2. Разработка и утверждение отраслевых типовых инструкций по охране труда производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с использованием межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, межотраслевых типовых инструкций по охране труда, иных документов (паспортов на оборудование, технологических инструкций и др.) и не должны противоречить им. Отраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или его заместителем по согласованию с Минтрудом России.

Порядок согласования отраслевых типовых инструкций по охране труда с Минтрудом России аналогичен порядку, предусмотренному в разделе II настоящих Методических рекомендаций.

4.3. Утверждение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда может производиться как в виде пакетов, состоящих из нескольких документов (по видам работ или смежным профессиям), так и в качестве отдельных документов.

4.4. Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

4.5. Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

а) действующих законов и иных нормативных правовых актов;

б) изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;

в) изучения условий труда, характерных для соответствующей профессии (вида работ);

г) определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей профессии;

д) анализа типичных, наиболее вероятных для соответствующей профессии (вида работ) причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.

4.6. Действие отраслевой типовой инструкции по охране труда (пакета типовых инструкций) может быть распространено на работников другой отрасли с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего инструкцию (пакет типовых инструкций), по согласованию с Минтрудом России. В этом случае руководителем федерального органа исполнительной власти издается приказ (распоряжение) о распространении действия упомянутой типовой инструкции (пакета типовых инструкций) на работников (виды работ) данной отрасли.

4.7. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы.

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда можно включать другие разделы.

4.8. В разделе "Общие требования безопасности" рекомендуется отражать:

Условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);

Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

Требования по выполнению режимов труда и отдыха;

Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;

Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;

Требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

Указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;

Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

В раздел "Требования безопасности перед началом работы" рекомендуется включать:

Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);

Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

В разделе "Требования безопасности во время работы" рекомендуется предусматривать:

Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

Указания по безопасному содержанию рабочего места;

Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуациях" рекомендуется излагать:

Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;

Действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

В разделе "Требования безопасности по окончании работ" рекомендуется отражать:

Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;

Требования соблюдения личной гигиены;

Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

4.9. Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда должны содержать минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии его предшествующей полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

4.10. Обозначение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда аналогично обозначению межотраслевых и отраслевых правил по охране труда: ТИ - типовая инструкция, Р - Россия, М - межотраслевая, О - отраслевая, 001 - присвоенный номер, 200_ - год утверждения.

Примеры оформления титульных листов межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда приведены в приложениях N 6 и 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников

5.1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

5.4. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.

5.5. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации (пример оформления инструкции приведен в приложении N 8 к настоящим Методическим рекомендациям) и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

5.6. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь разработчикам.

5.7. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

5.8. Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

5.9. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

5.10. Инструкции по охране труда для работников досрочно пересматриваются:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) изменении условий труда работников;

в) внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральных надзоров России.

5.11. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся текущая дата, штамп "Пересмотрено" и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, приводятся наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

5.12. У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций.

5.13. Местонахождение инструкций по охране труда для работников определяет руководитель структурного подразделения (службы) с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки (под расписку в личной карточке инструктажа) для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо должны храниться в ином месте, доступном для работников.

5.14. Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда) организации.

Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений (служб) организации приведены в приложениях N 9 и 10 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям

нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 6 апреля 2001 г. N 30

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА (ПРИМЕРНАЯ ФОРМА)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ \r\n \r\nРуководитель Департамента ______________________________ \r\nусловий и охраны труда (наименование должности \r\nМинтруда России руководителя структурного \r\n_________________________ подразделения федерального \r\n (подпись, ее расшифровка, органа исполнительной власти - \r\nдата согласования) заказчика правил, подпись, \r\n ее расшифровка, дата \r\n утверждения) \r\n \r\n ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ \r\n на разработку отраслевых правил по охране труда \r\n (примерная форма) \r\n \r\n _____________________________________________ \r\n (наименование правил) \r\n \r\n Исполнитель __________________________________________________ \r\n (наименование ведущей организации - разработчика) \r\n \r\n Соисполнители ________________________________________________ \r\n (наименование организаций - соисполнителей) \r\n \r\n 1. Основание для разработки правил \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 2. Срок выполнения: \r\n начало ____________ \r\n окончание _________ \r\n \r\n 3. Цели и задачи разработки правил \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 4. Характеристика объекта разработки \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 5. Перечень основных требований, устанавливаемых правилами \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 6. Взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по \r\n охране труда \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 7. Акты, которые утрачивают силу или должны быть изменены с \r\n вводом в действие настоящих правил \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n 8. Этапы работы и сроки их выполнения \r\n

\r\n 9. Перечень организаций, которым должен быть разослан проект \r\nпервой редакции правил на отзыв \r\n

\r\n 10. Дополнительные требования к разрабатываемому документу. \r\n ______________________________________________________________ \r\n ______________________________________________________________ \r\n \r\n ПОДПИСИ \r\n \r\nИСПОЛНИТЕЛЬ \r\n \r\n__________________________ __________________________ \r\n(наименование должности (подпись и ее расшифровка) \r\nруководителя ведущей \r\nорганизации - разработчика) \r\n \r\nСОИСПОЛНИТЕЛИ \r\n \r\n__________________________ __________________________ \r\n (наименование должностей (подписи и их расшифровки) \r\n руководителей организаций - \r\nсоисполнителей) \r\n \r\n \r\n

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке государственных
нормативных требований
охраны труда,
утвержденным Постановлением
Минтруда России
от 6 апреля 2001 г. N 30

Неофициальная редакция

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу Постановление Минтруда России от 1 июля 1993 г. N 129 "Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда".

труда и социального развития

Российской Федерации

А.ПОЧИНОК

Приложение

к Постановлению

Минтруда России

ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" <*>, пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" <**> в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

1.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда,

строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, сводов правил по проектированию и строи

_____________________

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314.

тельству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

II. Порядок разработки, согласования с Минтрудом России, утверждения (введения в действие) правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда, сводов правил по проектированию и строительству

2.1. Правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в установленном порядке соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Государственные нормативные требования охраны труда, включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству.

2.2. Правила по безопасности (ПБ), инструкции по безопасности (ИБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ) разрабатываются (пересматриваются) и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госгортехнадзором России.

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстроем России.

Государственные санитарно - эпидемиологические нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.

2.3. Проект акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, представляется для согласования в Минтруд России с сопроводительным письмом, подписанным руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем. Предварительно он должен быть согласован с заинтересованными подразделениями соответствующего федерального органа исполнительной власти и завизирован руководителем юридической службы.

Разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до представления в Минтруд России предварительно направляются федеральными органами исполнительной власти для согласования в соответствующие профсоюзные органы и при необходимости в федеральные надзоры России.

2.4. Представляемый на согласование в Минтруд России проект акта при необходимости направляется руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России для проведения экспертизы в подразделения Минтруда России или организации (отдельным независимым экспертам). Полученные от них замечания и предложения по представленному документу оформляются письмом, подписываемым руководителем Департамента условий и охраны труда Минтруда России.

Согласование представленного в Минтруд России проекта акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, оформляется визой Министра труда и социального развития Российской Федерации или его заместителя, включающей личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Допускается согласование акта письмом, подписываемым Министром или его заместителем.

2.5. Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене актов принимается не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, их принявшим.

2.6. При внесении изменений в законодательство Российской Федерации об охране труда и акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда межотраслевого значения (межотраслевые правила и межотраслевые типовые инструкции по охране труда), отраслевые акты, содержащие аналогичные государственные нормативные требования охраны труда, корректируются или отменяются независимо от установленного срока их действия.

2.7. Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, согласованные федеральными органами исполнительной власти с Минтрудом России, продляются, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с Минтрудом России.

2.8. Порядок государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, определяется действующим законодательством. Решение о направлении документа на регистрацию в Минюст России принимается юридической службой федерального органа исполнительной власти, его утвердившего, в установленном порядке.

2.9. В целях формирования федерального банка данных и единой компьютерной информационной системы федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие разработку и принятие актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, ежегодно представляют в Минтруд России перспективные планы их разработки и пересмотра, перечень актов, утвержденных в отчетном году, и, по мере их утверждения, 3 экземпляра этих актов (в т.ч. 1 на магнитном носителе), а также систематически информируют Минтруд России о внесенных в эти акты изменениях.

2.10. Федеральные органы исполнительной власти организуют издание актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и обеспечение ими в установленном порядке заинтересованных организаций.

III. Порядок разработки и утверждения межотраслевых и отраслевых правил по охране труда

3.1. Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минтрудом России в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Отраслевые правила по охране труда разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

3.2. В целях достижения организационно - методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок их разработки:

а) составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

б) разработка и утверждение технического задания на разработку правил;

в) разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

г) составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

д) подготовка проекта окончательной редакции правил;

е) согласование окончательной редакции правил с соответствующими профсоюзными органами и, при необходимости, с федеральными надзорами России и федеральными органами исполнительной власти;

ж) утверждение и регистрация (учет) правил;

з) организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении заинтересованных организаций.

3.3. Техническое задание на разработку межотраслевых правил по охране труда является составной частью государственного контракта на проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, оформляемого и утверждаемого в установленном порядке Минтрудом России.

Техническое задание на разработку отраслевых правил по охране труда в соответствии с формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям, разрабатывается и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Департаментом условий и охраны труда Минтруда России.

3.4. Разработка проекта первой редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, рассылка его на отзыв заинтересованным организациям, составление сводки отзывов и справки о разногласиях, формы которых предусмотрены приложениями N 2 - 3 к настоящим Методическим рекомендациям, подготовка окончательной редакции правил осуществляется организацией - разработчиком правил. Справка о разногласиях подписывается руководителем соответствующего структурного подразделения федерального органа исполнительной власти - заказчика межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.

3.5. Проект окончательной редакции межотраслевых и отраслевых правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Проект правил направляется заказчиком правил для согласования в соответствующий профсоюзный орган и, при необходимости, в федеральные надзоры России, другие федеральные органы исполнительной власти. При необходимости устранения полученных замечаний правила могут быть возвращены разработчику для внесения соответствующих корректив. Сведения о проведенных согласованиях с данными органами указываются в тексте преамбулы к правилам.

3.6. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министром труда и социального развития Российской Федерации или его заместителем.

Отраслевые правила по охране труда утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем в установленном порядке.

3.7. Действие отраслевых правил по охране труда может быть распространено на другую отрасль по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим указанные правила, и Минтрудом России. В этом случае руководитель федерального органа исполнительной власти, заинтересованного в использовании правил, должен издать приказ (распоряжение) о распространении их действия на соответствующую отрасль экономики.

3.8. Минтруд России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, утвердившим отраслевые правила, может распространить их действие на другие отрасли экономики.

3.9. Организация издания (размножения) и распространения межотраслевых и отраслевых правил по охране труда осуществляется Минтрудом России, а также федеральным органом исполнительной власти, утвердившим отраслевые правила.

3.10. Подготовку межотраслевых и отраслевых правил по охране труда следует производить в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <*>.

Изложение требований межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования. В межотраслевых и отраслевых правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные правовые нормы, содержащиеся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке в Минюсте России.

При упоминании в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда законов, постановлений Правительства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации должны даваться ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету",

Собрание законодательства Российской Федерации и др.), оформленные в виде сносок, расположенных в конце страницы.

В случае упоминания в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда актов федеральных органов исполни-

тельной власти в тексте правил указывается вид акта, его обозначение и наименование. В приложении к правилам приводятся полные реквизиты акта (вид акта, его обозначение и наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, даты приня-

________________________

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026.

тия и ввода его в действие, регистрационный номер, присвоенный Минюстом России (при наличии) и др.).

Если в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты правил должны иметь ссылки на эти приложения. Приложения имеют самостоятельную нумерацию страниц.

Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда делятся на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Нормативные требования оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.

3.11. В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать главы.

1. Общие требования.

2. Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам.

3. Требования к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений).

4. Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест.

5. Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства.

При необходимости в межотраслевые и отраслевые правила по охране труда могут быть включены другие главы.

3.12. В главе "Общие требования" следует предусматривать:

Сферу действия межотраслевых и отраслевых правил;

Описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;

Допускаемые государственными стандартами (санитарными нормами) уровни и другие параметры опасных и вредных производственных факторов.

Глава "Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам" должна содержать:

Требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов (в т.ч. требования пожаро- и взрывобезопасности);

Меры безопасности, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них вредное воздействие;

Меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;

Требования к системам контроля и управления технологическими процессами, обеспечивающим защиту работников и аварийное отключение производственного оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;

Способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;

Меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;

Рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.

В главе "Требования к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений)" следует приводить требования, регламентирующие допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также требования, предъявляемые к освещенности, температурному режиму, влажности и другим производственным факторам.

В главе "Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест" приводятся общие требования безопасности к производственному оборудованию, а также конкретные требования безопасности, установленные на отдельные группы и виды оборудования. Здесь же устанавливаются требования, влияющие на безопасность труда, а также требования, предъявляемые к размещению производственного оборудования и коммуникаций.

В главе "Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства" отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, рациональные способы их хранения, механизация и автоматизация погрузочно - разгрузочных работ, влияющие на обеспечение безопасности труда работников.

3.13. Обозначение межотраслевых и отраслевых правил по охране труда состоит из: индекса ПОТ - правила по охране труда, Р - Россия, М - межотраслевые, О - отраслевые, 001 - присвоенный номер, 200_ - год утверждения.

Примеры оформления титульных листов межотраслевых и отраслевых правил по охране труда приведены в приложениях N 4 и 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

IV. Порядок разработки и утверждения типовых

инструкций по охране труда

4.1. Разработка и утверждение межотраслевых типовых инструкций по охране труда производится Минтрудом России в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.

Межотраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых правил по охране труда и других актов и не должны противоречить им. Межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Министром труда и социального развития Российской Федерации или его заместителем.

4.2. Разработка и утверждение отраслевых типовых инструкций по охране труда производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России с учетом настоящих Методических рекомендаций.

Отраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются федеральными органами исполнительной власти с использованием межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, межотраслевых типовых инструкций по охране труда, иных документов (паспортов на оборудование, технологических инструкций и др.) и не должны противоречить им. Отраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или его заместителем по согласованию с Минтрудом России.

Порядок согласования отраслевых типовых инструкций по охране труда с Минтрудом России аналогичен порядку, предусмотренному в разделе II настоящих Методических рекомендаций.

4.3. Утверждение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда может производиться как в виде пакетов, состоящих из нескольких документов (по видам работ или смежным профессиям), так и в качестве отдельных документов.

4.4. Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

4.5. Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

а) действующих законов и иных нормативных правовых актов;

б) изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;

в) изучения условий труда, характерных для соответствующей профессии (вида работ);

г) определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей профессии;

д) анализа типичных, наиболее вероятных для соответствующей профессии (вида работ) причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.

4.6. Действие отраслевой типовой инструкции по охране труда (пакета типовых инструкций) может быть распространено на работников другой отрасли с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего инструкцию (пакет типовых инструкций), по согласованию с Минтрудом России. В этом случае руководителем федерального органа исполнительной власти издается приказ (распоряжение) о распространении действия упомянутой типовой инструкции (пакета типовых инструкций) на работников (виды работ) данной отрасли.

4.7. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы.

1. Общие требования безопасности.

2. Требования безопасности перед началом работы.

3. Требования безопасности во время работы.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5. Требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда можно включать другие разделы.

4.8. В разделе "Общие требования безопасности" рекомендуется отражать:

Условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);

Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;

Требования по выполнению режимов труда и отдыха;

Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы;

Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых в соответствии с установленными нормами, с указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических условий на них;

Требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;

Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;

Указания по оказанию первой (доврачебной) помощи;

Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

В раздел "Требования безопасности перед началом работы" рекомендуется включать:

Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;

Порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;

Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);

Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

В разделе "Требования безопасности во время работы" рекомендуется предусматривать:

Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования технологического оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;

Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);

Указания по безопасному содержанию рабочего места;

Действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;

Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

В разделе "Требования безопасности в аварийных ситуациях" рекомендуется излагать:

Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;

Действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.

В разделе "Требования безопасности по окончании работ" рекомендуется отражать:

Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;

Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;

Требования соблюдения личной гигиены;

Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

4.9. Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда должны содержать минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии его предшествующей полной расшифровки.

Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

4.10. Обозначение межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда аналогично обозначению межотраслевых и отраслевых правил по охране труда: ТИ - типовая инструкция, Р - Россия, М - межотраслевая, О - отраслевая, 001 - присвоенный номер, 200_ - год утверждения.

Примеры оформления титульных листов межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда приведены в приложениях N 6 и 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

V. Порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников

5.1. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

5.4. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инструкций, подлежащих разработке, утверждается работодателем и рассылается в структурные подразделения организации.

5.5. Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответствующих структурных подразделений организации (пример оформления инструкции приведен в приложении N 8 к настоящим Методическим рекомендациям) и утверждаются приказом работодателя по согласованию с соответствующим профсоюзным либо иным уполномоченным работниками представительным органом.

5.6. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь разработчикам.

5.7. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

5.8. Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, и для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе указанных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

5.9. Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

5.10. Инструкции по охране труда для работников досрочно пересматриваются:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) изменении условий труда работников;

в) внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральных надзоров России.

5.11. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся текущая дата, штамп "Пересмотрено" и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, приводятся наименование его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

5.12. У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться комплект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников данного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций.

5.13. Местонахождение инструкций по охране труда для работников определяет руководитель структурного подразделения (службы) с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки (под расписку в личной карточке инструктажа) для изучения при первичном инструктаже либо вывешены на рабочих местах или участках, либо должны храниться в ином месте, доступном для работников.

5.14. Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда) организации.

Рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений (служб) организации приведены в приложениях N 9 и 10 к настоящим Методическим рекомендациям.

Приложение N 1

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на разработку отраслевых правил по охране труда

(примерная форма)

_____________________________________________

(наименование правил)

Исполнитель __

(наименование ведущей организации - разработчика)

Соисполнители ___

(наименование организаций - соисполнителей)

1. Основание для разработки правил ________________________________________________________________________________________________________

2. Срок выполнения:

начало ____________ окончание _________

3. Цели и задачи разработки правил ____________________________________________________

4. Характеристика объекта разработки ________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень основных требований, устанавливаемых правилами ________________________________________________________________________________________________________

6. Взаимосвязь с другими нормативными правовыми актами по охране труда ________________________________________________________________________________________________________

7. Акты, которые утрачивают силу или должны быть изменены с вводом в действие настоящих правил ________________________________________________________________________________________________________

8. Этапы работы и сроки их выполнения

9. Перечень организаций, которым должен быть разослан проект первой редакции правил на отзыв

10. Дополнительные требования к разрабатываемому документу. ____________________________________________________

ИСПОЛНИТЕЛЬ

руководителя ведущей

организации - разработчика)

СОИСПОЛНИТЕЛИ

__________________________ __________________________

руководителей организаций -

соисполнителей)

Приложение N 2

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

СВОДКА ОТЗЫВОВ

(примерная форма)

__________________________________________________

(наименование проекта межотраслевых (отраслевых) правил по охране труда)

__________________________ __________________________

(наименование должностей (подписи и их расшифровки)

руководителя организации -

разработсика)

Приложение N 3

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

(примерная форма)

о разногласиях по проекту первой (окончательной) редакции

__________________________________________________

(наименование межотраслевых (отраслевых) правил по охране труда)

________________________ _______________________

(наименование должности (подпись и ее расшифровка)

руководителя структурного

подразделения федерального

органа исполнительной власти -

заказчика правил)

Приложение N 4

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

(Титульный лист межотраслевых

правил по охране труда)

(НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛ)

ПОТ Р М-001-200_

(НАИМЕНОВАНИЕ ПРАВИЛ)

ПОТ Р О-001-200_

Правила вводятся в действие с 00.00.200_.

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

(Титульный лист межотраслевой

МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

(МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА)

(наименование инструкции или пакета инструкций)

ТИ Р М-001 (001-0__)-200_

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

(Титульный лист отраслевой

типовой инструкции по охране труда)

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

(ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА)

__________________________________________________

(наименование инструкции или пакета типовых инструкций)

ТИ Р О-001 (001-0__)-200_

Инструкция (инструкции) вводится (вводятся) в действие с 00.00.200_.

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

(титульный лист инструкции

по охране труда для работника)

_________________________________________________

(наименование организации)

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для

_________________________________________________

(наименование профессии либо вида работ)

_________________________________________________

(обозначение)

по разработке государственных

нормативных требований

охраны труда,

утвержденным Постановлением

Минтруда России

УЧЕТА ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

(примерная форма)

УЧЕТА ВЫДАЧИ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

(примерная форма)



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация